Ответственность

Первоначальные розыскные мероприятия

В соответствии с уголовно-исполнительным
законодательством (ч. 3 ст. 39; ч. 5 ст. 188;
ч. 1 ст. 178 УИК РФ) уголовно-исполнительная
инспекция проводит первоначальные
мероприятия по розыску осужденных к
исправительным работам, условно
осужденных и осужденных женщин, скрывшихся
от отбывания наказания или контроля.

Инструкция предусматривает обязанность
проведения первоначальных мероприятий
по розыску не только перечисленных
категорий осужденных, но и осужденных
к обязательным работам, скрывшихся от
отбывания наказания.

В результате в
практике возникает вопрос, вправе ли
уголовно-исполнительная инспекция
осуществлять первоначальный розыск
осужденных к обязательным работам. Ч.
3 ст. 25 УИК РФ такого полномочия
уголовно-исполнительной инспекции не
предоставляет. Однако, на наш взгляд,
это полномочие предполагается п. «в»
ч. 1 ст.

30 УИК РФ, поскольку установить
факт сокрытия осужденного в целях
уклонения от отбывания обязательных
работ возможно только посредством
проведения первоначальных розыскных
мероприятий. Несмотря на это, следует
конкретнее закрепить эту обязанность
уголовно-исполнительной инспекции в
ч. 3 ст.

25 УИК РФ, так как при замене
обязательных работ в суде могут возникнуть
вопросы о правомерности использования
результатов первоначального розыска.

Не менее проблематичен вопрос об
установлении места нахождения осужденного
к лишению права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью в случае, если он не
является в уголовно-исполнительную
инспекцию для постановки на учет, изменил
место работы и жительства.

Ни закон, ни
Инструкция не закрепляют обязанности
уголовно-исполнительной инспекции
проводить первоначальные мероприятия
по розыску такого осужденного. Однако
на практике бытует мнение, что для
исполнения приговора суда первоначальный
розыск таких осужденных осуществлять
все же необходимо.

С этим суждением
трудно не согласиться, однако если в
течение 30 дней в результате проведения
первоначальных розыскных мероприятий
местонахождение осужденного не
установлено, то взысканием за уклонение
осужденного от исполнения приговора
суда будет служить в соответствии с ч.
1 ст.

36 УИК РФ то, что в срок указанного
наказания не засчитается время, в течение
которого осужденный занимал запрещенные
для него должности либо занимался
запрещенной для него деятельностью. В
то же время, если он скрывался от
контроля
(выделено мной. –Н.О.

)
уголовно-исполнительной инспекции, но
запрещенные для него должности не
занимал или запрещенной для него
деятельностью не занимался, то срок
будет зачтен, а взыскания не последует,
поскольку оно не предусмотрено действующим
уголовно-исполнительным законодательством
РФ.

Соответственно материалы первоначального
розыска будут подшиты в личное дело, а
обязанности осужденного, предусмотренные
ст. 37 УИК РФ, не будут исполнены. В связи
с этим предлагаем установить в УК РФ
ответственность осужденного за уклонение
от контроля уголовно-исполнительной
инспекции и дополнить УИК РФ и Инструкцию
нормой, предусматривающей обязанность
инспекции осуществлять розыск осужденного,
не исполняющего обязанности, предусмотренные
ст. 37 УИК РФ.

Инструкция подробно регламентирует
действия инспекции при осуществлении
первоначального розыска (п. 151). Подобные
розыскные мероприятия проводятся
уголовно-исполнительной инспекцией в
течение 30 суток.

Уголовно-исполнительная инспекция в
ходе проведения первоначальных розыскных
мероприятий обязана принять исчерпывающие
меры к установлению места нахождения
осужденного, факта его уклонения от
исполнения приговора суда и причин
уклонения.

Учитывая, что факт уклонения
осужденного от исполнения приговора
суда может быть установлен исходя из
причин неявки осужденного в
уголовно-исполнительную инспекцию и
его фактического места нахождения,
первоначальные розыскные мероприятия
должны осуществляться по двум направлениям.

Во-первых, уголовно-исполнительная
инспекция обязана установить место
нахождения осужденного. Материалы,
полученные в ходе проведения этого
мероприятия, включают:

– рапорты (справки) о проверке осужденного
по месту жительства;

– объяснения родственников, соседей,
знакомых и т.д.;

  • – справку адресного бюро о регистрации
    осужденного по месту жительства либо
    отсутствии регистрации;
  • – справку о проверке места жительства
    соучастников (при наличии соучастников
    преступления) и по возможности объяснения,
    взятые от них или их соседей;
  • – запросы в ОВД (УИИ) о проверке
    родственников осужденного, проживающих
    за пределами обслуживаемого
    уголовно-исполнительной инспекцией
    района, на предмет установления
    местонахождения осужденного и ответы
    на них.
  • Во-вторых, уголовно-исполнительная
    инспекция должна установить причины
    уклонения осужденного от исполнения
    приговора суда.
  • А именно:
  • 1) в случае наказания в виде обязательных
    работ установить, что осужденный скрылся
    в целях уклонения от отбывания наказания;
  • 2) в случае наказания в виде исправительные
    работы установить, что осужденный
    скрылся с места жительства и его
    местонахождение неизвестно;
  • 3) в случае наказания в виде лишению
    права занимать определенные должности
    или заниматься определенной деятельностью
    установить, что осужденный скрылся;
  • 4) в случае условного осуждения установить,
    что условно осужденный скрылся от
    контроля уголовно-исполнительной
    инспекции;
  • 5) в случае розыска осужденных беременных
    женщин и женщин, имеющих малолетних
    детей, которым судом отсрочено отбывание
    наказания установить, что осужденная
    скрылась с целью уклонения от воспитания
    ребенка.

В соответствии с п. 7 постановления
Правительства РФ от 16.06. 1997 г.

№ 729 «Об
утверждении Положения об
уголовно-исполнительных инспекциях и
норматива их штатной численности»
уголовно-исполнительные инспекции
обязаны проводить первоначальные
мероприятия по розыску осужденных к
исправительным работам, лишению права
занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью,
условно осужденных и осужденных женщин,
местонахождение которых неизвестно.

В соответствии с п. 153 Инструкции о
порядке исполнения наказаний и мер
уголовно-правового характера без
изоляции от общества, утвержденной
приказом МЮ РФ от 12.04.2005 г. № 38 первоначальные
розыскные мероприятия проводятся в
течение более 30 дней, при этом завершаются
направлением в суд соответствующего
представления.

Если в течение 30 суток
уголовно-исполнительная инспекция
проводила непосредственно розыскные
мероприятия, а на 31 – направила
представление, такие действия не
противоречат требованиям Инструкции,
а кроме того, не противоречит ч. 6 ст.

190
УИК РФ, где определено, что скрывающимся
от контроля признается условно осужденный,
место нахождения которого не установлено
в течение более 30 дней.

  1. При проведении первоначальных мероприятий
    по розыску осужденного инспекция:
  2. — проводит опрос родственников, соседей
    и других граждан, которым могут быть
    известны сведения о вероятном
    местонахождении осужденного либо иные
    данные, которые могут способствовать
    его розыску;
  3. — устанавливает через организацию, где
    работал осужденный, сведения о его
    возможном местонахождении, а также
    через адресно-справочное бюро, по домовой
    книге, адресно-справочной картотеке
    органа внутренних дел, военный комиссариат
    о его снятии с регистрационного учета
    по месту жительства;
  4. — осуществляет проверку по учетам органов
    внутренних дел и следственных изоляторов
    с целью выявления скрывшегося среди
    задержанных, арестованных, подсудимых
    и ранее числившихся в розыске, а также
    по учетам медицинских учреждений, моргов
    и бюро регистрации несчастных случаев;
  5. — при необходимости направляет запросы
    в органы внутренних дел других регионов
    для установления разыскиваемого по
    месту жительства его родственников,
    знакомых и истребует ответы.
  6. Материалы, полученные в ходе проведения
    этого мероприятия, включают:
  7. – справки из медицинских учреждений,
    имеющих стационары, моргов;
  8. – справки о проверках по учетам органов
    внутренних дел.
  9. Материалы, полученные в ходе первоначальных
    розыскных мероприятий, концентрируются
    в отдельной папке при личном деле
    осужденного.
  10. В случае, если в ходе первоначальных
    розыскных мероприятий уголовно-исполнительной
    инспекции удалось привлечь осужденного
    к выполнению требований приговора суда,
    материалы первоначального розыска
    подшиваются в его личное дело.

Если в течение 30 дней в результате
проведения уголовно-исполнительной
инспекцией первоначальных розыскных
мероприятий местонахождение осужденного
не установлено, но установлен факт
уклонения его от исполнения приговора
суда, уголовно-исполнительное
законодательство и Инструкция (п.

153)
обязывают инспекцию направить в суд
представление о замене обязательных
работ, исправительных работ более
строгим видом наказания, об отмене
условного осуждения или отсрочки
отбывания наказания и исполнении
назначенного судом наказания. Указанные
нормы УИК РФ и Инструкции в целом
согласуются с ч. 3 ст.

399 УПК РФ, которая
не обязывает во всех без исключения
случаях вызывать в судебное заседание
осужденного.

Однако если проанализировать
практику отмены условного осуждения
или отсрочки отбывания наказания
беременным женщинам и женщинам, имеющим
малолетних детей, то суды не всегда
удовлетворяют представления
уголовно-исполнительных инспекций,
обосновывая это отсутствием доказательств
уклонения осужденного(ой) от контроля,
в связи с чем служба криминальной милиции
без определения суда об отмене условного
осуждения или отсрочки отбывания
наказания не имеет права осуществлять
розыск. Не менее проблематичной выглядит
и замена обязательных и исправительных
работ, поскольку в соответствии с ч. 1
ст. 30 и ч. 3 ст. 46 УИК РФ в результате
первоначальных розыскных мероприятий
должно быть доказано, что осужденный
скрылся именно «в целях уклонения от
отбывания наказания».

На наш взгляд, такая практика обусловлена
не только деятельностью инспекций,
которые, осуществляя первоначальные
розыскные мероприятия, преследуют
только одну цель: найти осужденных,
забывая при этом о том, что им одновременно
необходимо будет доказывать в суде и
факт уклонения их от контроля или
отбывания обязательных или исправительных
работ, но и неточным содержанием норм
Инструкции (п. 153) о результатах проведения
первоначальных розыскных мероприятий
(местонахождение осужденного не
установлено). В связи с этим следует
изложить рассматриваемую ведомственную
норму в следующей редакции: «Если в
течение 30 дней в результате первоначальных
розыскных мероприятий местонахождение
осужденных, перечисленных в пункте 150
настоящей Инструкции, не будет установлено,
но будет установлен факт уклонения
их от отбывания наказания или контроля
,
инспекция направляет в суд представление
о замене обязательных работ, исправительных
работ более строгим видом наказания,
отмене условного осуждения или отсрочки
отбывания наказания и исполнении
назначенного судом наказания».

Как показывает практика, удовлетворение
судом представления инспекции об отмене
условного осуждения или отсрочки
отбывания наказания, а также законодательные
положения о том, что злостно уклоняющийся
от отбывания наказания осужденный к
обязательным или исправительным работам
объявляется в розыск, не снимает проблемы
самого розыска.

В частности, служба
криминальной милиции ОВД не заводит
розыскное дело, поскольку инспекции не
всегда предоставляют сведения об
осужденном, необходимые для осуществления
его розыска. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст.
7 Федерального закона РФ № 144-ФЗ от 12
августа 1995 г.

Читайте также:  Ответственность за нарушение 54-фз

«Об оперативно-розыскной
деятельности» основаниями для проведения
оперативно-розыскных мероприятий
являются ставшие известными органам,
осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, сведения о лицах,
уклоняющихся от уголовного наказания.
В целях совершенствования деятельности
инспекции в этом направлении предлагаем
дополнить п.

154 Инструкции нормой
следующего содержания: «В случае
удовлетворения представления
уголовно-исполнительной инспекции и
вынесения судом определения об отмене
условного осуждения или отсрочки
отбывания наказания и исполнении
наказания, назначенного приговором
суда, а также, если осужденный к
обязательным или исправительным работам
скрылся с места жительства, начальник
инспекции обязан направить на имя
начальника органа внутренних дел
письменный рапорт с приложением копий
определения суда и приговора, на основании
которого осужденный находился на учете
инспекции».

Именно в этом случае сотрудники ОВД
обязаны принимать меры по объявлению
розыска и заведению розыскных дел на
осужденных, местонахождение которых
неизвестно, а также привлекать личный
состав к работе по розыску скрывшихся
осужденных.

Однако это снимает проблему розыска
осужденных к обязательным и исправительным
работам только теоретически. В соответствии
с ч. 2 ст. 30 и ч. 4 ст. 46 УИК РФ «скрывшийся
с места жительства осужденный,
местонахождение которого неизвестно,
объявляется в розыск и может быть
задержан на срок до 48 часов».

Возникает
вопрос, где же должен содержаться такой
осужденный, если сотрудникам органов
внутренних дел все же удастся его
задержать? Дело в том, что в соответствии
с действующим законодательством такая
категория осужденных не может содержаться
ни в СИЗО, ни в ИВС.

Эта проблема станет
еще актуальнее при решении вопроса о
продлении срока задержания до 30 суток,
что предусмотрено ч. 2 ст. 30 и ч. 4 ст. 46
УИК РФ.

Установив в законе, что срок задержания
может быть продлен в судебном порядке,
законодатель ничего не говорит о том,
кто конкретно должен обращаться с таким
ходатайством: орган внутренних дел или
уголовно-исполнительная инспекция, а
также что является основанием для
продления этого срока. Таким образом,
в настоящее время вопрос этот вовсе не
решен ни в законе, ни в ведомственных
актах.

В последнее время суды все чаще
отказывают уголовно-исполнительным
инспекциям в удовлетворении их
представлений о замене обязательных
или исправительных работ скрывшимся в
целях уклонения осужденным, ссылаясь
на то, что инспекции не приняли всех мер
по установлению места нахождения
осужденного, предусмотренных ч. 2 ст. 30
и ч. 4 ст. 46 УИК РФ.

Данную проблему можно
решить только путем изменения
законодательства. В этой связи ч. 2 ст.
30 и ч. 4 ст. 46 УИК РФ необходимо дополнить
положением, что объявить в розыск
осужденного может только суд на основании
представления уголовно-исполнительной
инспекции. Кроме того, в ч. 2 ст. 30 и ч. 4
ст.

46 УИК РФ необходимо отказаться от
использования словосочетаний «злостно
уклоняющийся от отбывания наказания
осужденный» и «скрывшийся с места
жительства осужденный», поскольку при
установлении этих фактов суд должен
заменить обязательные или исправительные
работы, а не объявлять в розыск. Следует
предусмотреть возможность содержания
таких осужденных в ИВС или СИЗО.

Наконец,
необходимо наделить уголовно-исполнительную
инспекцию правом обращаться в суд с
представлением о продлении срока
задержания осужденного до 30 суток.

Первоначальные розыскные мероприятия

Органы внутренних дел безотлагательно реагируют на ин
формацию,  содержащую данные   о безвестном  исчезновении  людей,   о   побегах   арестованных,   задержанных   и   осужденных   из ИВС, СИЗО, ИК, от конвоя милиции, из-под охраны внутренних войск, появлении разыскиваемых преступников на обслуживаемой территории (объектах)

Организационное обеспечение неотложных действий по розыску возложено на дежурные части органов внутренних дел.  Неотложные розыскные действия осуществляются силами дежурных  нарядов.  В необходимых случаях решением начальника органа внутренних дел вводятся в действие план «Сирена» или другие специальные планы.

При   поступлении   заявления    (сообщения),   содержащего признаки безвестного исчезновения человека, дежурный по органу внутренних дел. Регистрирует его в книге регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, заполняет формализованный бланк протокола заявления.

Организует опросы заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы пропавшего.

Осуществляет проверку по учетам задержанных и арестованных, медицинских вытрезвителей, приемников распределителей, спецприемников и детских приемников-распределителей в отношении несовершеннолетних.

Ориентирует на розыск по приметам  наряды патрульно-постовой службы, иной личный состав, соседние органы внутренних дел, в том числе на транспорте.

Обеспечивает выезд к месту последнего жительства (пребывания) разыскиваемого дежурной следственно оперативной или оперативной группы для выяснения обстоятельств исчезновения, осмотра жилища пропавшего, прилегающей местности и проверки мест его возможного нахождения.

Организует поисково-спасательные работы при наличии предположений о том, что пропавший оказался в условиях, угрожающих его жизни (здоровью), и во всех случаях исчезновения малолетних детей.

При обнаружении признаков, прямо или косвенно указывающих, что разыскиваемый  пропал  вследствие совершения  им преступления, организует мероприятия по его раскрытию, установлению и задержанию виновных.

Данные о безвестном исчезновении лиц включаются в суточную информацию о происшествиях и докладываются в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел.

О проделанной работе нарядом дежурной части по факту   заявления о пропавшем без вести,   или  сообщения об обнаружении трупа составляется справка.

Дежурный по органу внутренних дел не вправе откачать в приеме заявления (сообщения) о безвестном исчезновении лица по мотивам  исчезновения  на территории, обслуживаемой  другим органом внутренних дел.

В этих случаях принимаются всевозможные неотложные меры, а затем материалы доставляются  нарочным в орган внутренних дел  по месту исчезновения.

Если исчезновение произошло в другом населенном пункте, необходимые для розыска сведения передаются в этот орган внутренних дел телеграфом, а материалы высылаются почтой.

Заявителю подробно разъясняется о принятых мерах,  и в какой орган внутренних дел он может обращаться.  При получении телеграммы об исчезновении лица на обслуживаемой территории дежурный органа внутренних дел регистрирует ее в книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях и принимает меры по розыску.

  • При безвестном исчезновении лица в пути следования железнодорожным, воздушным, водным транспортом или на объектах обслуживания органов внутренних дел на транспорте  неотложные действия по розыску осуществляются дежурными частями органов внутренних дел на транспорте.   При побеге задержанного, арестованного, осужденного из ИВС или от конвоя милиции дежурной частью органа внутренних дел организуются следующие основные мероприятия:
  • 1) Преследование бежавшего по горячим следам, поиск на местности.
  • 2)      Направление оперативных групп в места возможного появления бежавшего, организация засад.
  1. 3)      Выставление постов, заслонов на маршрутах наиболее вероятного движения разыскиваемого.
  2. 4)      Опросы и изучение с помощью оперативно-розыскных методов лиц, содержавшихся в ИВС совместно с бежавшим.
  3. 5)      Ориентирование на розыск по приметам органов внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление бежавшего.

6)      Незамедлительное информирование о совершенном побеге дежурной части МВД, УВД.

7)      При необходимости использование средств массовой информации.

При побеге осужденных и лиц, заключенных под стражу, из следственных изоляторов, исправительно-трудовых колонии, тюрем, из-под охраны караулов внутренних войск администрация (начальники) указанных учреждений, начальники УИН, ОИН, УЛИУ, командиры подразделений, частей и соединений внутренних войск участвуют в проведении розыскных мероприятий согласно плану, заранее разработанному совместно с органами внутренних дел, на территории обслуживания которых расположены перечисленные учреждения. Министры внутренних дел республик, начальники УВД, горрайотделов внутренних дел при организации розыска таких  бежавших являются старшими оперативными начальниками для всех участвующих в розыске сил.  Там, где исправительно-трудовые учреждения расположены в отдаленных районах, руководство розыском на первоначальном этапе осуществляют начальники ИУ.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет
стоимостиГарантииОтзывы

  • В целях задержания бежавших организуется:
  • 1)  Преследование по горячим следам.
  • 2)  Установление личности  совершившего побег путем  поименной проверки лиц, содержащихся в ИУ.
  • 3)  Опрос и изучение осужденных, содержащихся совместно с бежавшим и находящихся с ним в доверительных отношениях.
  • 4)  Изучение личных дел.
  • 5)  Анализ  материалов оперативно-розыскной деятельности, результатов осмотра рабочих и спальных мест, а также личных вещей бежавших.
  • 6)  Определение маршрутов наиболее возможного движения и мест вероятного появления (укрытия).
  • 7)  Ориентирование органов внутренних дел и подразделений, участвующих в розыске бежавших.

Все материалы о действиях розыскных нарядов сосредоточиваются в розыскном деле и контрольно-розыскной карточке. В штабах войсковых частей, соединений, округов внутренних войск и ГУКВВ МВД РФ ведутся контрольно-розыскные карточки.

Выставляются посты и заслоны на маршрутах возможного движения бежавших. В места вероятного появления направляются оперативные группы. В необходимых случаях организуются засады.

Для проведения мероприятий по розыску бежавших в районы их вероятного появления (нахождения) от ИУ (ИК), УИН, ОИН, УЛИУ, частей, соединений и округов внутренних войск в пределах границ (административного района)  их дислокации могут направляться совместные розыскные группы из числа сотрудников ИУ и военнослужащих внутренних войск.

За пределы указанных границ  (административного района)  в необходимых случаях розыскные группы направляются с разрешения руководства ГУИН, ГУЛИУ, ГУКВВ.

При направлении совместных розыскных групп оперативные сотрудники ИУ являются начальниками этих групп. Розыскной группе, выезжающей за пределы административного района, выдаются копии документов, дающих основание содержать разыскиваемого под стражей, а также копия его дактилокарты, фотография, описание примет внешности и одежды.

Начальствующему составу ИУ, военнослужащим  штабов округов, соединений, частей внутренних войск ГУКВВ МВД РФ, занимающимся  по  функциональным  обязанностям  розыском лиц, бежавших из ИУ, а также штатных подразделений розыска выдаются служебные удостоверения установленного для работников МВД, УВД образца с указанием, состоит «в должности начальника розыскной группы». В удостоверениях вместо воинского или специального звания внутренней службы указывается специальное звание милиции. Служебные удостоверения для военнослужащих подразделений розыска хранятся в сейфе командира и выдаются под расписку только на период проведения розыскных мероприятий.

Читайте также:  Организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями

Сотрудники ИУ и военнослужащие внутренних войск, входящие в розыскную группу, при проведении розыскных мероприятии имеют права, предоставленные работникам милиции законом Российской Федерации «О милиции».

 По прибытии в назначенный пункт начальник розыскной группы докладывает руководителю органа внутренних дел о цели своего прибытия и представляет ему данные на разыскиваемого. Розыскная группа совместно и под руководством оперативных работников местного органа внутренних дел проводит оперативно-розыскные и поисковые мероприятия.

В случаях введения в действие плана «Сирена» розыск бежавших арестованных и осужденных проводится в соответствии с указанным планом. Первоначальные розыскные действия по розыску лиц (не требующие безотлагательного реагирования) осуществляются соответствующими службами в срок до 10 дней с момента поступления информации о необходимости розыска лиц той или иной категории.

  1. При обнаружении факта неизвестного местонахождения обвиняемого следователь (дознаватель) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством:
  2. 1)  Проводит мероприятия, направленные на установление действительного факта уклонения или неизвестности местонахождения обвиняемого.
  3. 2)  Производит в необходимых случаях обыск.
  4. 3)  Накладывает арест на почтово-телеграфную корреспонденцию, адресованную связям разыскиваемого.
  5. 4)  Дает поручения органам дознания в порядке статей УПК РФ о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5)  Оценивает собранные по делу доказательства и при наличии оснований принимает процессуальное решение об объявлении розыска обвиняемого. В необходимых случаях изменяет меру пресечения. В постановлении об объявлении в розыск должно быть указано, что объявляемый уклонился от следствия или его местонахождение неизвестно по иным причинам.

В случаях, предусмотренных статьями УПК РФ, в качестве меры пресечения избирается заключение под стражу.

После приостановления расследования по уголовному делу и объявления обвиняемого в розыск следователь (дознаватель) направляет уголовное дело в вышестоящий следственный аппарат (подразделение дознания) одновременно с направлением в ИЦ учетного документа о принятом процессуальном решении о приостановлении производства по уголовному делу в связи с неизвестностью местонахождения обвиняемого.

Следственные управления (отделы) и подразделения дознания МВД, УВД изучают материалы уголовного дела.

В случае неполноты расследования, обнаружения нарушений закона дают указание,  или направляют дело надзирающему прокурору с мотивированным ходатайством об отмене неправомерных решений.

При согласии с принятыми решениями, уголовное дело возвращается в горрайорганы не позднее 10 суток с момента получения.

Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, справки о личности, не позднее 3 дней передает через канцелярию в розыскное подразделение.  Поручение розыска розыскному подразделению не освобождает следователя (дознавателя) от процессуального участия в розыске обвиняемого.

  • При получении материалов объявления обвиняемого (подсудимого)  в розыск   сотрудник розыскного подразделения:
  • а) информирует  личный  состав органа  внутренних дел  о личности и приметах внешности разыскиваемого, включая сведения об уклонении в суточную сводку;
  • б) по месту жительства и работы разыскиваемого, в местах   его   вероятного   нахождения   выявляет   лиц,   которым   могут быть   известны  сведения   о   местонахождении   обвиняемого,  либо иные данные, которые могут способствовать розыску;
  • в) в органы внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемого и по маршрутам его возможного  передвижения,  направляет розыскные ориентировки.

При неизвестном местонахождении осужденного к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении или осужденного к исправительным работам первоначальные действия по установлению местонахождения производятся подразделением, на которое возложено исполнение этих наказаний. При этом опрашиваются   родственники   и  другие   лица,  знающие   осужденного и, осуществляется проверка по учетам органов внутренних дел, других организаций, учреждений.

Если в течение одного месяца местонахождение осужденного не будет установлено, в определенном законом порядке перед судом ставится вопрос о замене наказания. После соответствующего решения суда   материалы передаются в розыскное подразделение. 

  1. При получении определения суда (судьи) о розыске должника (ответчика) сотрудник паспортного подразделения:
  2. —        проверяет    соответствие    содержания    определения    суда (судьи)   требованиям  статьи  224  ГПК  РФ   и  в  случае  его   не соответствия   направляет в вышестоящий суд, уведомляя инициатора вынесения определения;
  3. —       проверяет взыскателя по учетам адресно-справочного бюро;
  4. —       выясняет у взыскателя (истца) сведения о разыскиваемом и заполняет справку о личности.

Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по получении сообщения о преступлении

Своевременность и целеустремленность действий на первоначальном этапе расследования и хорошо организованное взаимодействие между следователем и оперативными работниками милиции, а также между соответствующими подразделениями органов милиции важнейшие условия успеха расследования по горячим следам.

Под раскрытием по горячим следам понимается система следственных действий, оперативно-розыскных и организационных мероприятий, осуществляемых в кратчайшие сроки после обнаружения преступления с целью установить ориентирующую и доказательственную информацию о событии преступления, лице, его совершившем, и других обстоятельствах, имеющих значение по делу.

  • Для расследования краж, грабежей, разбойных нападений по горячим следам характерны две типичные следственные ситуации:
  • 1) сообщение о факте кражи, ограбления или разбойного нападения при отсутствии данных о личности преступников;
  • 2) задержание подозреваемых, указанных потерпевшим или установленных в результате оперативно принятых розыскных мер.

Раскрытие и расследование преступлений по первой ситуации обычно начинается после обращения в милицию потерпевших граждан или представителей коммерческих и некоммерческих организаций.

На основе оценки первичных данных при наличии признаков, характерных для первой ситуации, на начальном этапе расследования параллельно решаются самостоятельные, но тесно связанные две задачи: немедленная организация розыска преступников с учетом имеющейся информации о них; процессуальное закрепление следов преступления и максимально возможное расширение объема информации о преступлении и преступниках.

  1. Получив сообщение о преступлении, один из руководителей органа внутренних дел принимает решения:
  2. 1) направить на место происшествия ближайший патрульный наряд или участкового инспектора милиции для обеспечения охраны места происшествия; оказать помощь потерпевшим; организовать преследование по горячим следам; информировать руководителей органа внутренних дел об обстановке на месте происшествия;
  3. 2) направить на место происшествия следственно-оперативную группу в составе следователя, оперативных работников, специалиста-криминалиста и инспектора-кинолога со служебно-розыскной собакой.

Задача следователя осмотр места происшествия, допрос потерпевшего и свидетелей-очевидцев. Главная задача этих неотложных следственных действий собрать криминалистически значимую информацию, необходимую для построения версий о лицах, совершивших кражу, и для розыска похищенного имущества.

По прибытии следственно-оперативной группы (СОГ) на место происшествия и при наличии потерпевших, нуждающихся в помощи, оказывают ее (в простейших случаях) и вызывают скорую медицинскую помощь. После ознакомления с обстановкой на месте происшествия определяется начальный план действий оперативного состава и следователя.

Следователь с участием понятых, специалистов и эксперта-криминалиста приступает к осмотру места происшествия, чтобы установить комплекс обстоятельств, имеющих значение при расследовании, а именно: характер обстановки места происшествия; пути подхода и ухода преступников с места противоправного деяния; возможность подхода к месту преступления незамеченным; места возможного наблюдения свидетелями действий преступников; наличие следов пребывания лиц на месте происшествия. Кроме того, он производит допросы (опросы) потерпевших, очевидцев и других свидетелей. Одновременно с осмотром проводятся следующие оперативные мероприятия: прорабатываются меры преследования преступников подвижной группой с помощью собаки (по ходу преследования обращается внимание на предметы и вещи, которые могли быть спрятаны, оставлены или утеряны преступниками. С обнаруженных следов и предметов обязательно отбираются следы запаха и следы рук для последующего их использования в оперативных мероприятиях и следственных действиях); блокируются места возможного появления разыскиваемых (квартиры, притоны, железнодорожные и речные вокзалы, аэропорты, рестораны и т.п.); патрулируются дороги по маршрутам возможного движения преступников; о розыске преступников информируются органы транспортной и территориальной милиции соседних регионов; проверяются лица по оперативным учетам органов внутренних дел; наблюдаются места возможной реализации похищенного (на вещевых рынках, в коммерческих магазинах, около скупочных и комиссионных магазинов); проверяются ломбарды, комиссионные, скупочные и коммерческие магазины; ставятся на учет похищенные вещи и проверяются по антикварным, художественным учетам ценных номерных вещей; ставятся на учет и проверяются по учетам пули и гильзы (если они обнаружены на месте происшествия); выявляются подозреваемые из числа лиц: находящихся в розыске, совершавших преступления аналогичным способом ранее; ведущих паразитический образ жизни и находящихся под административным надзором.

Квалифицированно, оперативно и целеустремленно проведенные первоначальные розыскные мероприятия и неотложные следственные действия во многих случаях позволяют по «горячим следам» раскрыть преступление или создать благоприятные предпосылки для его раскрытия.

Если же сразу не удалось выйти на преступника, то, как показывает практика, весьма эффективным оказывается тактический прием, основанный на использовании криминалистически значимых данных из архивных уголовных дел, приостановленных или находящихся в производстве нераскрытых уголовных дел по аналогичным преступлениям.

Если грабежи и разбойные нападения совершаются, как правило, неизвестными лицами, то квартирные кражи довольно часто совершаются лицами, в определенной степени связанными с потерпевшим или его родственниками, приятелями, соседями, сослуживцами, работниками коммунально-бытовых служб.

Эти лица в той или иной степени знакомы с образом жизни потерпевшего и домашней обстановкой, что неизбежно сказывается на: способе проникновения в жилое помещение; времени совершения кражи; ориентированности преступников на месте кражи; выборе ценностей; продолжительности пребывания на месте преступления.

При осмотре места происшествия необходимо обращать внимание и на негативные обстоятельства, которые могут свидетельствовать об инсценировке кражи, например отсутствие следов взлома, которые неизбежно должны остаться при данном способе проникновения в помещение.

По поводу взлома преграды решаются следующие вопросы: каков механизм взлома; каковы физические данные (рост, сила и ловкость); каким орудием произведен взлом; квалификация преступников по отпиранию запоров; сколько было соучастников; имеются ли посторонние следы и микрообъекты на взломанной преграде, если имеются, то их предварительная характеристика и т.п.

При осмотре помещения устанавливается: что и откуда похищено; какие следы и посторонние предметы оставили преступники; знали ли преступники о местонахождении ценных вещей; какие следы (микрообъекты) могли остаться на одежде, обуви, теле преступников, транспортных средствах, а также на орудиях взлома.

При осмотре мест ограблений или разбойных нападений следует искать следы борьбы потерпевшего с нападавшими. На грунте могут оказаться следы обуви как потерпевшего, так и преступников. О борьбе свидетельствуют и следы крови, утерянные потерпевшим и нападающими, различные карманные предметы, оборванные части одежды, а при использовании огнестрельного оружия пули и гильзы.

Необходимо также обращать внимание на негативные обстоятельства, которые свидетельствуют об ошибках в объяснениях потерпевшего или умышленных искажениях фактов.

В их числе могут быть: отсутствие следов борьбы или следов пребывания людей на месте проверяемого происшествия; несоответствие характера и месторасположения следов той ситуации, о которой сообщает заявитель; невозможность совершения действий, о которых говорит заявитель, в конкретных условиях или тем способом, о котором он сообщает; исчезновение именно тех предметов, о местонахождении которых мог знать лишь тот, в чьем ведении они находились, и др.

Читайте также:  План взаимодействия служб различных ведомств

Допрос свидетелей. К числу свидетелей, допрос которых может дать криминалистически значимую информацию о краже, относятся очевидцы: лица, непосредственно наблюдавшие за преступным событием, видевшие преступников, но не связанных с преступным событием или принимавших участие в задержании преступников.

В процессе допроса этих лиц выясняется: что привлекло внимание свидетеля; каков был характер действий подозреваемого; кто еще мог видеть происходящее; в какое время происходило исследуемое событие; как выглядели преступники (особенности функциональных и анатомических признаков), наличие броских примет, особенности одежды и т.п.

По делам о грабеже и разбое дополнительно выясняется, где, когда, при каких обстоятельствах и с кем потерпевший оказался на месте нападения; каковы были действия нападавших и потерпевшего; сколько человек участвовало в нападении, их приметы и как они называли друг друга; было ли вооружение, если было, то какое; кто мог быть свидетелем нападения; каковы последствия нападения (что забрали, состояние здоровья потерпевшего); куда и на чем скрылись нападавшие.

По справочно-информационным учетам экспертно-криминалистических подразделений МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) можно получить сведения, необходимые для формирования версий о тайном хищении чужого имущества, о грабеже и разбойном нападении, а именно: о свойствах, размерах, формах и иных характеристиках объектов, инструментов и других распространенных предметов, используемых в качестве орудий взлома; изображений подошв и верха обуви; отпечатков протекторов шин автотранспорта; огнестрельного оружия и боеприпасов; наркотических и наиболее распространенных сильнодействующих лекарственных средств; лакокрасочных покрытий; горюче-смазочных материалов; волокнистых материалов, волос человека; холодного оружия и т.п.

Как показывает практика, дополнительные возможности следователю в решении задач розыскной деятельности дает привлечение общественности. Определенную помощь могут оказать граждане, которые: по поручению следователя опрашивают население; недалеко живут от места происшествия или находились там в это время.

Информация, собранная на первоначальном этапе расследования, по ситуации, когда преступник не задержан, систематизируется применительно к общим и частным версиям, анализируется с тем, чтобы на последующем этапе ее можно было конкретизировать в целях выявления всех эпизодов преступной деятельности, установления соучастников, похищенного имущества, каналов его реализации, причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Основные направления деятельности следователя при второй ситуации задержание подозреваемого в результате успешно проведенных оперативных мероприятий и первоначальных следственных действий. Главные задачи, решаемые при этой ситуации: проверка обоснованности задержания; изобличение подозреваемого в совершенном преступлении.

Первоначальные розыскные мероприятия. Основания для проведения первоначальных розыскных мероприятий

Своевременность и целеустремленность действий на первоначальном этапе расследования и хорошо организованное взаимодействие между следователем и оперативными работниками милиции, а также между соответствующими подразделениями органов милиции важнейшие условия успеха расследования по горячим следам.

Под раскрытием по горячим следам понимается система следственных действий, оперативно-розыскных и организационных мероприятий, осуществляемых в кратчайшие сроки после обнаружения преступления с целью установить ориентирующую и доказательственную информацию о событии преступления, лице, его совершившем, и других обстоятельствах, имеющих значение по делу. Для расследования краж, грабежей, разбойных нападений по горячим следам характерны две типичные следственные ситуации: 1) сообщение о факте кражи, ограбления или разбойного нападения при отсутствии данных о личности преступников; 2) задержание подозреваемых, указанных потерпевшим или установленных в результате оперативно принятых розыскных мер. Раскрытие и расследование преступлений по первой ситуации обычно начинается после обращения в милицию потерпевших граждан или представителей коммерческих и некоммерческих организаций. На основе оценки первичных данных при наличии признаков, характерных для первой ситуации, на начальном этапе расследования параллельно решаются самостоятельные, но тесно связанные две задачи: немедленная организация розыска преступников с учетом имеющейся информации о них; процессуальное закрепление следов преступления и максимально возможное расширение объема информации о преступлении и преступниках. Получив сообщение о преступлении, один из руководителей органа внутренних дел принимает решения: 1) направить на место происшествия ближайший патрульный наряд или участкового инспектора милиции для обеспечения охраны места происшествия; оказать помощь потерпевшим; организовать преследование по горячим следам; информировать руководителей органа внутренних дел об обстановке на месте происшествия; 2) направить на место происшествия следственно-оперативную группу в составе следователя, оперативных работников, специалиста-криминалиста и инспектора-кинолога со служебно-розыскной собакой. Задача следователя осмотр места происшествия, допрос потерпевшего и свидетелей-очевидцев. Главная задача этих неотложных следственных действий собрать криминалистически значимую информацию, необходимую для построения версий о лицах, совершивших кражу, и для розыска похищенного имущества.

По прибытии следственно-оперативной группы (СОГ) на место происшествия и при наличии потерпевших, нуждающихся в помощи, оказывают ее (в простейших случаях) и вызывают скорую медицинскую помощь. После ознакомления с обстановкой на месте происшествия определяется начальный план действий оперативного состава и следователя.

102. Понятие, организация и тактика местного розыска. Понятие и содержание местного розыска. Основание и порядок заведения розыскного дела. Содержание и порядок осуществления оперативно-розыскных мероприятий по розыскному делу. Материалы, приобщаемые к розыскному делу.

Розыскная деятельность есть функция органов дознания и предварительного следствия.

Ее содержание составляют обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, установление и обнаружение виновных, объектов (лиц и предметов) — носителей доказательственной информации, предметов преступного посягательства и иных объектов, имеющих значение для установления истины по делу.

В общей форме ее отличие от расследования заключается в том, что целью розыскной деятельности является установление и обнаружение, а целью расследования — доказывание. Такое разграничение носит именно самый общий, приблизительный характер, оно не дает представления о структуре этих видов деятельности1.

Розыскная деятельность осуществляется путем проведения оперативно-розыскных и розыскных мероприятий и следственных действий, расследование — путем проведения следственных действий, организационно-технических и розыскных мероприятий.

Если рассматривать эти оба вида деятельности как системы действий, то станет очевидным совпадение друг с другом двух элементов каждой системы. Оперативно-розыскные меры представляют собой специфический вид розыскной деятельности. Правом их проведения наделены лишь органы внутренних дел в лице некоторых (но не всех) своих служб и органы службы безопасности.

Оперативно-розыскные меры носят непроцессуальный, преимущественно разведывательный (поисковый), характер и осуществляются специальными средствами.

  • К числу объектов, признанных установленными и подлежащими розыску, могут быть отнесены:
  • люди — подозреваемые; обвиняемые; осужденные, бежавшие из мест лишения свободы или с предписанного места жительства; потерпевшие; свидетели;
  • трупы и их части;
  • животные (как предмет преступного посягательства или орудие преступления) и их трупы;
  • вещественные доказательства (в том числе орудия преступления);
  • транспортные средства (как предмет преступного посягательства или орудие преступления);
  • имущество и иные ценности;
  • личные и иные документы, не являющиеся вещественными доказательствами1.

103. Понятие, содержание и порядок объявления федерального розыска. Содержание оперативно-розыскных мероприятий при осуществлении федерального розыска.

Федеральный розыск включает в себя целый комплекс действий разного характера, а именно, органы внутренних дел проводят оперативно-розыскную, информационную, справочную, оперативную работу, целью которой является обнаружение разыскиваемого лица.

Проблемы правового, организационного, информационного обеспечения розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда, обострились, и появились новые вопросы.

Безусловно, практика розыска, по-своему реагирует на такие вопросы, нарабатывая определенный опыт их решения в современных условиях деятельности правоохранительных органов, однако при этом все очевидней становятся потребности той же практики в научном анализе ее состояния и путей повышения ее эффективности. Все вышеперечисленное, свидетельствует об актуальности и практической значимости данного исследования.

Розыск остается одним из основных направлений в деятельности органов внутренних дел МВД России в целом, и следственных подразделений в частности. Это обусловлено тем, что в последнее время наметилась устойчивая тенденция роста числа лиц, объявляемых в розыск.

  1. Розыск осуществляется в отношении лиц:
  2. а) обвиняемых, подсудимых, осужденных, подозреваемых;
  3. б) уклоняющихся от исполнения решений судов по искам;
  4. в) без вести пропавших;
  5. г) утративших связь с родственниками;
  6. д) не способных сообщить о себе установочные данные;
  7. е) а также при идентификации неопознанных трупов.

Тактические операции должны проводиться для розыска преступника в местах вероятного его появления, оперативного перекрытия возможных мест сбыта похищенного, ориентирования граждан, работников предприятий, организаций и учреждений на возможное появление преступников и попытку совершения ими новых противоправных деяний. Следует иметь в виду, что успех тактических операций во многом зависит от целенаправленного планирования, правильной организации работы лиц, привлеченных к ее проведению, четкого взаимодействия между ними и др.

  • Как показывает практика, в целях уклонения от розыска обвиняемые:
  • ) выезжают в те регионы, где их розыск затруднен или вообще невозможен (в том числе за пределы России);
  • ) меняют место жительства в пределах России;
  • ) укрываются в заранее избранных (оборудованных) тайниках;
  • ) выезжают в местности, покинутые местными жителями (заброшенные населенные пункты);
  • ) изменяют анкетно — биографические данные (фамилию, имя, отчество, год и место рождения, национальность и др.);
  • ) изменяют признаки внешности (цвет волос, прическу, цвет лица, отращивают бороду, усы), имитируют физические недостатки и др.;
  • ) подделывают документы, удостоверяющие личность;
  • ) совершают (в другом регионе) менее тяжкое преступление с целью быть осужденными к лишению свободы и тем самым избежать розыска и др.