Ответственность

П. 9 ст. 89

Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок: 

  • выездная проверка (ст. 89 НК РФ);
  • камеральная проверка (ст. 88 НК РФ).

Основания для назначения выездной проверки

Выездная налоговая проверка — достаточно затратное мероприятие. Ее могут проводить по нескольким налогам и за несколько лет. Для проведения требуется длительное время.

Сегодня выездные проверки проводят крайне редко. Факты:

  • Количество выездных проверок в год сократились более чем в 10 раз, с 70 000 до 7 000 (из доклада руководителя ФНС России Д. В. Егорова).
  • Выездному контролю подвергается только две организации из тысячи. По ИП этот показатель еще меньше — выездная проверка проводится только у одного из 7 000 предпринимателей.
  • Для проверки выбираются крупные налогоплательщики.
  • Сумма доначислений налогов и штрафов на одну выездную проверку — 50 млн руб. по организациям и 12 млн руб. по ИП.

При принятии решения о необходимости выездной проверки ФНС использует Концепцию планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). По этому приказу не только налоговая, но и сами налогоплательщики самостоятельно могут оценить риски назначения у них выездной налоговой проверки по 12 установленным ФНС критериям. К ним относятся, в том числе:

  • низкая налоговая нагрузка;
  • убыточная деятельность на протяжении двух и более лет;
  • большой процент вычетов НДС;
  • превышение темпов роста расходов над темпами роста доходов;
  • выплата зарплаты на одного сотрудника меньше чем в среднем по отрасли;
  • осуществление деятельности с налоговым риском.

Если указанные критерии плательщик не соблюдает, это не означает, что налоговые органы назначат выездную налоговую проверку. ИФНС будет выяснять обстоятельства.

Ведь показатели могут не соблюдать по объективным причинам.

Например, убыточная деятельность в течение двух лет может быть связана со спадом экономической активности в период пандемии коронавируса, введением экономических санкций и пр.

Годовое обучение

Профпереподготовка и повышение квалификации. Вебинары. Вопросы экспертам по Карте Школы

Что такое Карта Школы

Чтобы выяснить эти обстоятельства, налоговая может:

  • запросить пояснения при проведении камеральной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • пригласить представителя налогоплательщика на комиссию по легализации налоговой базы (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Выездная проверка будет только в случае, если предварительный анализ покажет большую вероятность крупного доначисления налогов по ее результатам.

Выводы:

  • Выездная проверка маловероятна, даже если вы подходите по критериям. Для этого нужно дать все пояснения о причинах невыполнения показателей, установленных Приказом № ММ-3-06/333@.
  • Если у вас организация с небольшими налоговыми отчислениями, то, скорее всего, выездную поверку не назначат. Она требует значительных трудовых и временных затрат. Неэффективно проводить ее, если не будет крупных доначислений налогов.
  • Налоговики придут на выездную налоговую проверку только полностью подготовленные, когда у них будут необходимые сведения от контрагентов или иных источников, свидетельствующие о сокрытии налогов и применении налоговых схем.

К вопросу назначения выездной проверки нужно отнестись серьезно. Взвесьте все риски и при необходимости доплатите налоги, представив уточненную декларацию.

Место проведения выездной проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. Из этого правила есть исключение: проверку можно провести в помещении налоговой инспекции, если у налогоплательщика нет возможности предоставить инспекторам помещение (п. 1 ст. 89 НК РФ).

На практике инспекторы мало когда постоянно присутствуют на территории плательщика. Интересующие их документы запрашивают, направляя требования по телефону, интернету или вручают лично.

П. 9 ст. 89Основание для выездной проверки

Чтобы провести выездную налоговую проверку начальник инспекции или его заместитель должны оформить решение (п. 1 ст. 89 НК РФ).

В решении указываются (подп. 2, 17 ст. 89 НК РФ):

  • налогоплательщик (организация или ИП), который будет проверяться;
  • налоги, сборы, страховые взносы, которые будут проверяться;
  • за какие годы будет проводиться проверка;
  • состав проверяющих.

Провести можно проверку по любым налогам, сборам или страховым взносам. А вот период проведения проверки ограничен тремя годами, предшествующему году назначения проверки. Есть исключения, они перечислены в НК РФ.

Пример. Если проверка назначена в 2022 году, то проверка может пройти в 2019, 2020 и 2021 годы.При проверке инспектор вправе захватить и отчетные периоды года назначения проверки (письма ФНС России от 17.04.2019 № ЕД-4-2/7305, Минфина России от 26.07.2018 № 03-02-07/1/52519). В нашем примере это 2022 год.

Решение о проверке неизменно. Ни проверяющие, ни руководство налогового органа не вправе самостоятельно добавлять налоги для проверки или расширять ее период. Можно только менять состав проверяющих (п. 1.2 Письма ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

О сроках проведения выездной проверки рассказываем в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Мероприятия в составе выездной проверки

Истребование документов у проверяемого

При выездной налоговой проверке налоговая направляет требование о представлении документов. Их за проверку может быть несколько — ограничений нет. Требования вручат лично, направят по интернету или через личный кабинет налогоплательщика.

Документы налоговикам можно представить на бумаге в виде заверенных копий, по интернету или через личный кабинет в виде электронных скан-образов документов. Форматы установлены Приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Срок представления документов — 10 дней. Если этого срока недостаточно, можно направить ходатайство о его продлении. Сделать это нужно не позднее следующего дня с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Вправе ли инспекция истребовать документы, которые не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)?

Формулировка п. 1 ст. 93 и п. 12 ст. 89 НК РФ указывают, что должностное лицо ИФНС, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Такая формулировка позволяет налоговикам запрашивать любые документы, которые связаны с проведением проверки (письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-03-06/1/28744, ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622). Верховный Суд РФ в Постановлении от 06.09.

2021 № 5-АД21-70-К2 признал правомерными действия налогового органа, который истребовал при выездной проверке не документы, а пояснения о расхождении данных бухгалтерского и налогового учета.

Есть противоположные решения, где суды считают, что документы, не являющимися налоговыми и бухгалтерскими, запрашивать нельзя (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2016 № Ф02-1859/2016 по делу № А78-11495/2015, Постановление ФАС Московского округа от 01.03.2013 по делу № А40-12594/12-90-60 и др.).

Рекомендация: не отказывайтесь представлять налоговикам документы, даже те, что не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством. Штрафы:

  • 200 руб. — за каждый неподанный или несвоевременно поданный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
  • 300–500 руб. — на должностное лицо организации (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Истребование документов у контрагентов

Запрос документов у контрагента позволяет проверить:

  • реально ли существует этот контрагент;
  • совершал ли контрагент сделку с проверяемым;
  • совпадает ли порядок отражения сделки у контрагента и проверяемого налогоплательщика.

Документы у контрагента могут истребовать не только во время выездной проверки, но и на стадии подготовки к ней. Истребование документов вне рамок выездной или камеральной проверки допускается, если у инспекции возникает обоснованная необходимость получить информацию по конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Инспекция, проводящая выездную проверку, направляет поручение инспекции, где состоит на учете контрагент. Местная инспекция на основании этого поручения направляет требование контрагенту (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Он должен в течение пяти рабочих дней представить информацию и документы, сообщить об их отсутствии либо попросить увеличить этот срок.

Допрос свидетеля

Курсы для бухгалтеров

Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе

Расписание курсов

Это мероприятие достаточно часто используется при выездном налоговом контроле. Свидетелями могут вызываться любые физические лица, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (подп. 12 п. 1 ст.

 31 НК РФ). Это могут быть работники организации или представители контрагентов. Нельзя допрашивать тех, кто получил необходимые для проверки сведения в связи с исполнением профессиональных обязанностей, например, адвокатов и аудиторов.

Свидетель может не являться в налоговый орган для дачи показаний из-за болезни, старости, инвалидности. В этом случае свидетеля могут опросить по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ).

Отказаться от дачи свидетельских показаний (п. 3 ст. 90 НК РФ) можно на основании положений ст. 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников».

По результатам допроса оформляют протокол (п. 6 ст. 90 НК РФ).

Штрафы:

  • 1000 руб. — за неявку свидетеля либо уклонение от явки без уважительных причин;
  • 3000 руб. — за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний предусмотрен (ст. 128 НК РФ).

Назначение экспертизы

Экспертиза назначается нечасто, в случаях, когда для разъяснения вопросов нужны специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ).

Например, когда нужно:

  • установить подлинность подписей;
  • определить рыночную стоимость работ;
  • определить соответствие используемого сырья объему выпущенной продукции.

Экспертизу назначает должностное лицо ИФНС, которая проводит выездную проверку (п. 3 ст. 95 НК РФ). С этим постановлением представитель налоговой должен ознакомить проверяемого, разъяснить его права и составить об этом протокол. Это обязательные этапы, иначе заключение эксперта могут признать недопустимым доказательством.

Читайте также:  План взаимодействия служб различных ведомств

Выемка документов и предметов

Это крайняя мера, ее применяют в двух случаях:

  1. Если налогоплательщик отказывается представить запрошенные документы или не представляет их в установленный срок (п. 4 ст. 93 НК РФ). В этом случае могут изъять только те документы, которые указаны в требовании (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 № А72-16467/2009).
  2. Если есть достаточные основания полагать, что необходимые документы могут уничтожить, сокрыть, изменить или заменить (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 8 ст. 94 НК РФ).  

Документы могут изъять не только у проверяемой организации, но и у ее контрагента, если есть достаточные сведения о взаимозависимости налогоплательщиков (Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2019 № 305-ЭС19-7994 по делу № А40-17635/18-140-1284, Письмо ФНС России от 17.09.2021 № СД-4-2/13234@).

Выемку можно проводить только т в присутствии налогоплательщика или его представителя, а также понятых (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Они должны подписать протокол о выемке (п. 5 ст. 98 НК РФ).

Осмотр

Налоговая вправе провести осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (подп. 1 п. 1 ст. 92 НК РФ).

Налоговые органы могут осматривать: производственные, складские, торговые и любые другие помещения, а также территории, которые налогоплательщик использует для получения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ). При проведении осмотра налоговики могут изучать данные, содержащиеся в автоматизированной системе хранения данных, то есть в компьютере (Определение ВС РФ от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315).

Проводить осмотр территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика нельзя. На это указал Верховный Суд РФ в Определении Апелляционной коллегии от 27.08.2019 № АПЛ19-333. Суды придерживаются этой позиции (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.12.2021 № Ф04-7935/2021 по делу № А70-4498/2021).

Обязательные требования при организации осмотра:

  • присутствие понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ);
  • участие налогоплательщика или его представителя (п. 3 ст. 92 НК РФ);
  • оформление результатов протоколом (п. 5 ст. 92 НК РФ);
  • наличие подписей всех лиц, участвующих в осмотре (п. 4 ст. 99 НК РФ).

П. 9 ст. 89Инвентаризация имущества

Инвентаризация достаточно трудоемкое мероприятие, поэтому налоговики проводят ее редко.

Порядок проведения инвентаризации установлен Приказ Минфина РФ № 20Н, МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.99. Основные требования:

  • Для проведения инвентаризации руководство инспекции принимает распоряжение (п. 1.2 Положения об инвентаризации).
  • Проводить инвентаризацию можно только при участии должностных лиц, материально ответственных лиц и работников бухгалтерии налогоплательщика (п. 2.2 Положения об инвентаризации).
  • Результаты проверки фактического наличия имущества фиксируются в описи (п. 2.12 Положения об инвентаризации).
  • Обобщенные результаты вносят в специальную ведомость (п. 5.1 Положения об инвентаризации). 

Сроки проведения проверки

По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки составляет два месяца, но может быть увеличен до шести месяцев. Подробнее рассказываем в традиционной шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Оформление результатов выездной налоговой проверки

В последний день выездной налоговой проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику или его представителю (п. 15 ст. 89 НК РФ). С этого момента отсчитывается двухмесячный срок, в течение которого должен быть составлен акт проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. Требования к составлению акта по выездной и камеральной налоговой проверке в основном одинаковые.

Налоговики должны вручить акт выездной налоговой проверки в течение пяти рабочих дней с даты его составления (п. 6 ст. 6.1, подп. 1 п. 3, 5 ст. 100 НК РФ). Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, налоговая в этот же срок должна направить его по почте заказным письмом (п. 5 ст. 100 НК РФ, п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Если налогоплательщик не согласен с актом, то он может в течение месяца представить в инспекцию письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

В статье «Камеральная налоговая проверка. Как проверяют ваши декларации» вы узнаете, как назначают и проводят проверку. Как направляют требования о предоставлении пояснений и документов, в какие сроки. Как оформляют результаты проверки.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Сроки проведения выездной налоговой проверки 654.4 КБ

Для скачивания шпаргалки нужно войти или зарегистрироваться

Как подготовиться к приезду налоговой

Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.

  • Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.
  • Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.
  • Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.

Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.

Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.

Как вести бизнес в РоссииЗарабатывать больше и не нарушать закон. Дважды в месяц рассказываем в рассылке для предпринимателей

В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.

Низкая налоговая нагрузка

Что означает

ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки

Кого касается

Всех организаций и ИП

Что означает

Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы

Кого касается

Всех организаций и ИП

Значительная сумма вычета по НДС

Что означает

Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС

Кого касается

Организаций и ИП на ОСНО

Расходы растут быстрее доходов

Что означает

Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась

Кого касается

Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы»

Низкая зарплата работников

Что означает

Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание

Кого касается

Всех организаций и ИП

Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%)

Что означает

Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения.
Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима

Кого касается

Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД

Расходы почти равны доходам

Что означает

Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное

Работа построена на сотрудничестве с посредниками

Что означает

Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной

Кого касается

Всех организаций и ИП

Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой

Что означает

Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку

Кого касается

Всех организаций и ИП

«Миграция» между налоговыми органами

Что означает

Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов

Кого касается

Всех организаций

Низкий уровень рентабельности

Что означает

Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой.

Кого касается

Организаций на ОСНО

Деятельность с высоким налоговым риском

Что означает

Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды

Кого касается

Всех организаций и ИП

Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.

Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.

Читайте также:  Перевес на ось

Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.

Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.

Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали.

Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию.

Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.

Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.

Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.

https://www.youtube.com/watch?v=GWH2kBpYgnw\u0026pp=ygUO0J8uIDkg0YHRgi4gODk%3D

К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу:

  1. Проверить наличие всей бумажной и электронной первички, убедиться, что в них заполнены все обязательные реквизиты.
  2. Если есть сомнения в реальности проведенных сделок, лучше убрать эти расходы или подготовить по ним убедительное экономическое обоснование.
  3. Проверить все взаиморасчеты с покупателями и поставщиками, нет ли зависших долгов. Это источник для доначислений налогов и повод признать сделку недействительной.
  4. Провести самоаудит налоговых рисков: соответствует ли уровень зарплат среднеотраслевым, есть ли убыточные сделки, есть ли высокие и необоснованные затраты, соответствует ли уровень налоговой нагрузки и рентабельности данным ФНС.
  5. Определить линию защиты своих интересов и подготовить свою базу доказательств, чтобы быть убедительными.

Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.

Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.

Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.

Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:

Проверяют крупного налогоплательщика. Например, оператора сотовой связи.

  1. Во время проверки инспекторы узнали от других надзорных органов, что предприниматель нарушил налоговое законодательство.
  2. У фирмы есть обособленные подразделения, которые платят половину налогов от общей суммы или больше.
  3. ИП или организация не предоставили документы, которые потребовал инспектор.
  4. Предприниматель или руководство компании мешает проводить проверку. Например, директор ООО уходит из офиса, когда приезжают налоговики, и забирает с собой ключи от шкафа, где лежат документы.
  5. Налогового инспектора не пустили на территорию или в помещение проверяемого лица, о чем он составил акт.
  6. Налоговая отправила в банк или контрагенту запрос с требованием предоставить информацию, но они ее не прислали или прислали с опозданием. Еще причиной может быть то, что не пришел свидетель или переводчик, а эксперт не успел прислать заключение, например, при проверке подлинности подписей на документах.
  7. Произошла чрезвычайная ситуация: пожар, авария, потоп, природный катаклизм.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки

Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.

Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.

Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.

В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.

Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:

  1. Факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких нарушений.
  2. Сколько нужно доплатить в бюджет — недоимка, пени, и в какие сроки это нужно сделать.

Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.

  1. Инспекторы не предупреждают о скором приезде, перечень налогоплательщиков, к которым приедут с проверкой — закрытая информация.
  2. Наличие одного из 12 критериев риска совершения налоговых правонарушений — повод для предпроверочного анализа, мониторинга деятельности компании и, возможно, для выезда инспекторов. Чем больше критериев риска, тем выше вероятность проверки.
  3. Чтобы не попасть на многочисленные штрафы, постоянно проверяйте свои документы и проводите самостоятельный аудит налоговых рисков. Можно периодически приглашать специалистов из независимых организаций, которые бы проверяли бухгалтерию компании.
  4. Выездная проверка длится два месяца, но при необходимости ее могут продлить или приостановить до полугода.
  5. По итогам проверки инспектор составляет акт налоговой проверки, если предприниматель или компания не согласны с его содержанием, они могут написать и подать возражение.

Как налоговики нарушают ваши права на выездных проверках

В статье разбирается проблема несовершенства норм статьи 89 Налогового кодекса, которые приводят к нарушению прав налогоплательщиков при налоговом администрировании. Существующие механизмы защиты и восстановления нарушенных прав налогоплательщика не дают каких-либо реальных возможностей для преодоления последствий недобросовестного осуществления полномочий со стороны налоговой.

Что говорит закон о выездных проверках

Напомню, что правовая регламентация осуществления выездного налогового контроля заключается в следующих нормах налогового законодательства.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговикам предоставлено право проводить проверки в порядке, установленном НК РФ.

К числу налоговых проверок ст. 87 НК РФ отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль, согласно абзацу второму пункта 1 статьи 82 НК РФ, проводится налоговиками в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, в том числе осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Пункт 1 статьи 83 НК РФ предусматривает, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 84 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организаций и физлиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 Кодекса, осуществляется в порядке, установленном Минфином России. В силу пункта 1 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой.

Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговая по месту нахождения организации, или по месту жительства физлица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом РФ в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 НК, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 8 статьи 89 НК РФ, срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Из приведенных норм следует сделать вывод о практической возможности реализации налоговиками следующего сценария:

  • решение о проведении выездной проверки вынесено, но не вручено;
  • мероприятия выездного налогового контроля могут осуществляться без ведома налогоплательщика, потому что формально в силу п. 8 ст. 89 НК РФ проверка начинается с момента вынесения решения о ее проведении, а вот срока на вручение решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику в ст. 89 НК РФ попросту нет;
  • следовательно, формально налоговая безусловно права, хотя наверняка такая ситуация вряд ли является справедливой по отношению к налогоплательщику.

Естественно, полагаю, найдутся несогласные, которые сочтут, что налоговики всегда следуют принципу добросовестности налогового администрирования и в практике налогового контроля попросту не бывает ситуаций, когда налоговый орган не ставит налогоплательщика в известность о начавшейся проверке.

Тем более, в соответствии с пп. 1.2 п. 1 Письма ФНС от 25.07.

2013 № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» решение о проведении выездной налоговой проверки вручается налогоплательщику.

Читайте также:  По формуле 20

В случае невозможности вручения решения о проведении выездной налоговой проверки, его экземпляр направляется по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика.

Однако практика налогового контроля не всегда единообразна и имеет различную подоплеку, вследствие чего использование несовершенства норм статьи 89 НК РФ, не содержащей сроки вручения решения о проведении выездной налоговой проверки, может быть совершенно реальным.

Все про налоговые проверки ― в экспертном курсе «Клерка».

Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов. За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках. Посмотрите бесплатный урок из курса

Пример из судебной практики

Свой тезис хотелось бы подтвердить ссылкой на конкретный арбитражный спор, рассмотренный Арбитражным судом Пермского края, Семнадцатым арбитражным апелляционным судом, Арбитражным судом Уральского округа по делу А50-36396/2019, где все три судебные инстанции подтвердили законность действий налогового органа, вручившего налогоплательщику решение о проведении выездной налоговой проверки спустя полтора месяца с момента его вынесения.

Как подать документы по требованию проверяющих при выездной налоговой проверке — ЭнтерФин

24.08.2020

Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой политики Минфина России

В ходе выездной налоговой проверки сотрудники инспекции вправе запросить у организации документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов. В свою очередь организация обязана обеспечить проверяющим возможность ознакомиться с бумагами (абз. 1 п. 12 ст. 89 НК). 

Как проверяющие запрашивают документы

Если выездная проверка проходит на территории организации, проверяющие вправе запросить копии документов в письменной форме, предъявив организации требование о представлении документов. Наряду с этим проверяющие могут в устной форме запросить с согласия организации подлинники документов для ознакомления на месте проведения проверки.

Подлинники нужно представить на бумаге с собственноручными подписями. Заменить подлинник документа его сканом-образом с усиленной квалифицированной подписью нельзя (письмо ФНС от 17.05.2016 № АС-4-15/8657).

Если организация отказывается представить оригиналы документов для ознакомления, инспекция предупредит ее об обязанности обеспечить проверяющим такую возможность специальным уведомлением.

Если выездная проверка проводится по местонахождению инспекции, проверяющие вправе запросить документы в письменной форме и ознакомиться с ними в инспекции. В этом случае проверяющие могут запросить у организации как подлинники, так и копии документов по своему усмотрению.

В исключительных случаях независимо от места проведения выездной проверки (на территории организации или по местонахождению инспекции) проверяющие могут провести выемку документов (и копий, и подлинников) и ознакомиться с ними в инспекции.Об этом говорится в пункте 12 статьи 89 НК.

Если инспекция приостановит выездную налоговую проверку, то исследовать документы организации она сможет только с учетом ограничений, установленных налоговым законодательством (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК).

Для запроса документов проверяющие должны направить в организацию требование, форма которого утверждена приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628 (п. 1 ст. 93 НК).

В требовании должны быть указаны:

  • основание для истребования документов (статья НК);
  • срок, отведенный организации для представления документов;
  • сведения об истребуемых документах (их вид, наименования, реквизиты, период, к которому они относятся);
  • полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;
  • вид и период проверки, в ходе которой истребуются документы (например, выездная проверка по налогу на прибыль за 2018 год).

Это следует из приложения 17 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.

Требование о представлении документов подписывает налоговый инспектор, который непосредственно проводит выездную проверку (п. 1 ст. 93 НК). Наличие печати налоговой инспекции на требовании не обязательно.

В налоговом законодательстве такого условия нет (ст. 93 НК), в форме требования этот реквизит также не предусмотрен (приложение 17 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628).

Передать требование в организацию инспекция может несколькими способами:

  • вручить лично под расписку законному или уполномоченному представителю организации (на бумаге);
  • переслать по телекоммуникационным каналам связи (в электронном виде) в соответствии с Порядком, утвержденным приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168.

Если этими способами передать требование невозможно, инспекция вправе направить его заказным письмом по почте.

В этом случае требование о представлении документов считается полученным организацией по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 93, пункта 4 статьи 31, пункта 6 статьи 6.1 НК.

В какой срок надо исполнить требование ифнс

Сроки зависят от того, у каких организаций ИФНС запрашивает документы и какие сделки ее интересуют.

По общему правилу организация должна представить документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (абз. 1 п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК).

Но когда инспекторы проверяют нулевую ставку НДС, сделки между взаимозависимыми лицами, участников консолидированной группы налогоплательщиков и иностранные организации, готовить документы можно от 20 календарных дней до трех месяцев (для каждой ситуации сроки свои).

Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического получения требования (п. 2 ст. 6.1 НК).

Инспекция может направить требование в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В этом случае определение 10-дневного срока, отведенного на подготовку и подачу документов, имеет некоторые особенности.

Организации, обязаны сдавать налоговую отчетность по ТКС, отсчитывают 10-дневный срок со следующего дня после получения электронного требования из инспекции. При этом не позднее чем на шестой рабочий день после отправки требования инспекцией организация должна подтвердить получение требования электронной квитанцией о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК).

Пропуск шестидневного срока, установленного для отправки квитанции, может повлечь за собой серьезные последствия. В течение 10 рабочих дней после того, как шестидневный срок истечет, если квитанция не будет отправлена, инспекция вправе заблокировать банковский счет организации (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК).

Дата получения требования организацией формируется автоматически, в тот момент, когда это требование было открыто впервые. В этот же момент формируется электронная квитанция, в которой фиксируется дата получения требования. Именно на эту дату будет ориентироваться инспектор, когда станет решать, блокировать вам расчетный счет или нет.

Например, 5 декабря 2017 года (вторник) инспекция отправила требование по ТКС. Бухгалтер отсутствовал на работе, поэтому принял требование только 12 декабря (вторник следующей недели). В шестидневный срок бухгалтер уложился, поэтому оснований для блокировки счета у инспекции нет.

Это следует из положений пункта 13 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168.

Организации, которые не обязаны сдавать налоговую отчетность по ТКС, могут не реагировать на поступление требований в электронном формате. Не получив от организации электронной квитанции о приеме требования, инспекция направит требование на бумажном носителе.

Это следует из положений пунктов 15, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168. В этом случае 10-дневный срок, отведенный на представление документов, нужно отсчитывать со следующего дня после поступления бумажного требования.

При этом если инспекция отправила бумажное требование по почте, датой его поступления в организацию считается шестой день с момента отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК).

неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов в рамках выездной проверки является правонарушением (ст. 106 НК, ст. 2.1 КоАП), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность. Кроме того, инспекция сможет провести выемку документов (п. 4 ст. 93 НК).

Размер штрафа по статье 126 НК составляет 200 руб. за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ. Если в течение 12 месяцев организацию уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа увеличится вдвое и составит 400 руб. (200 руб. × 2) за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ (п. 2, 3 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК)

.Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП).