Ответственность

П. 3 ст. 129.1

  • 1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,
  • влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
  • 2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,
  • влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

2.1. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей.

3. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктами 2.1 и 2.2 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктами 2.1 и 2.2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 129.1 НК РФ

Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ содержит ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, и влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

При этом обязанность представления сведений должна быть закреплена в Налоговом кодексе РФ, за выявленное нарушение не должна быть предусмотрена ответственность по ст. 126 НК РФ.

Так, согласно ст. 93.1 НК налоговые органы вправе истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках.

В соответствии с п. 3 ст. 93.

1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

Как указано в п. п. 5 и 6 ст. 93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Следует иметь в виду, что истребованные инспекцией документы должны относиться к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Если, к примеру, запрошенные сведения будут относиться только к деятельности клиента банка-контрагента, то решение налогового органа о привлечении банка к ответственности по ст. 129.

1 НК РФ будет признано недействительным (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 18 октября 2011 г. N 5355/11 по делу N А55-10502/2010).

Объектом характеризуемого налогового правонарушения служат отношения, возникающие в сфере тех или иных форм налогового контроля. Непосредственный объект — установленный порядок (а также сроки) сообщения в налоговые органы информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций.

Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно затрудняет не только осуществление этих функций, но и учет объектов налогообложения, контроль над доходами физических лиц. Оно создает благоприятные условия и для других налоговых правонарушений, а иногда и налоговых преступлений.

Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный допускает неправомерное (т.е. грубое) нарушение норм НК РФ:

а) несообщение налоговому органу сведений. При этом следует учесть, что:

случаи сообщения неполных сведений (т.е. частичного неисполнения упомянутой обязанности) объективной стороной ст. 129.1 НК РФ не охватываются;

к сведениям, упомянутым в комментируемой ст. 129.

1 НК РФ, относятся, в частности, данные о регистрации, ликвидации, реорганизации юридического лица; регистрации индивидуального предпринимателя и о том, что индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность; выдаче (аннулировании) лицензий; регистрации граждан по месту жительства; регистрации фактов рождения или смерти граждан; регистрации объектов недвижимости, транспортных средств, об их владельцах; сделках, подлежащих нотариальному удостоверению; другие сведения, прямо предусмотренные в тех или иных нормах НК РФ;

б) несвоевременное представление в налоговый орган упомянутых выше сведений. При этом следует учесть, что сроки представления тех или иных сведений должны быть прямо установлены в нормах НК РФ. Примерами могут служить:

3-дневный срок, установленный для сообщения банками в налоговый орган об открытии (закрытии) банковского счета;

5-дневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган об установлении опеки, попечительства и т.д.

Применяя нормы комментируемой статьи, следует учитывать, что:

а) объективная сторона предусмотренного в ней деяния налицо, если отсутствуют признаки налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 126 НК РФ;

б) в качестве квалифицирующего (т.е. отягчающего вину (ответственность) виновного) обстоятельства п. 2 комментируемой статьи устанавливает повторность деяния. В данном случае имеется в виду период с 1 января по 31 декабря года, когда было совершено первое налоговое правонарушение, а не двенадцать календарных месяцев с момента его совершения.

Субъектами анализируемого налогового правонарушения могут быть как организации, так и физические лица.

Привлечение организации к ответственности по ст. 129.1 не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции, при наличии соответствующих оснований, от уголовной, административной либо иной установленной законом ответственности.

Пункт 2 предусматривает ответственность за те же деяния, но совершенные повторно в течение календарного года, и влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.

Размер штрафа может быть уменьшен или увеличен по правилам ст. 112 и п. п. 3, 4 ст. 114 НК РФ.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. п. 2.1 ст. 129.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г.

N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») предусматривается, что неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных п. 3.2 ст. 23 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные п. 3.2 ст. 23 НК РФ. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

В заключение отметим, что с 1 января 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ст. 129.1 НК РФ будут дополнены п.

3, в соответствии с которым неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного п. 2.1 ст.

23 НК РФ, повлечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное п. 2.1 ст. 23 НК РФ.

Читайте также:  Расследование по горячим следам

Имущественные налоги в 2023 году: как взаимодействовать с налоговиками

  1. Главная →
  2. Журнал →
  3. Налоги →
  4. Имущественные налоги

26 декабря 2022 79 197 49

Сообщения, уведомления, заявления, пояснения — уплата имущественных налогов порой напоминает квест. Расскажем, какой документ для чего нужен и когда подается в ИФНС. А еще поговорим об изменениях 2023 года по налогу с кадастрового имущества.

К имущественным относятся налоги на транспорт и землю, а также налог на имущество. С 2023 года меняется порядок уплаты налогов — практически все бюджетные платежи будем перечислять на единый налоговый счет (ЕНС). И имущественные налоги тоже.

Единый налоговый платеж, поступивший на ЕНС, налоговики будут распределять на основании начислений, которые они возьмут из деклараций и расчетов. По имущественным налогам придется подавать еще и уведомления (п. 9 ст. 58 НК РФ в ред. 263-ФЗ).

  • по авансам — только в том случае, если они установлены в регионе;
  • по годовому налогу — уведомления подают все плательщики.

Дело в том, что обязанность подачи уведомлений возникает в двух случаях. Во-первых, если налог платится раньше, чем сдается по нему отчетность. Во-вторых, если отчетность по налогу не предусмотрена совсем. 

Имущественные налоги как раз такие:

  • декларация по всем налогам, кроме «среднегодового» налога на имущество, не подается;
  • срок подачи декларации по «среднегодовому» налогу на имущество (25 марта) позже, чем срок уплаты налога (28 февраля).

Поэтому уведомления необходимы.

Сроки подачи уведомлений

Налог (аванс) Период, за который перечисляется платеж Срок подачи уведомления
Налог 2022 год 27 февраля 2023
Аванс (если установлен регионом) 1 квартал 25 апреля 2023
Аванс (если установлен регионом) 2 квартал 25 июля 2023
Аванс (если установлен регионом) 3 квартал 25 октября 2023
Налог 2023 год 26 февраля 2024

По какому КПП и ОКТМО подавать уведомления

ЕНП все компании и ИП платят на единые реквизиты, сейчас это Тульское казначейство. Однако с 2023 года понятие «место уплаты налога» не отменяется. Чтобы налоговики могли правильно распределить ЕНП, уведомления подаются по обособкам и местам нахождения имущества с указанием соответствующих КПП и ОКТМО:

Налог Куда платится Основание
Налог на имущество
  • По кадастровому имуществу — по месту его нахождения.
  • По среднегодовому — по месту нахождения организации с учетом норм ст. 384, 385 и 385.2 НК РФ.
п. 13 ст. 378.2, п. 3, 6 ст. 383-385, ст. 385.2 НК РФ
Транспортный налог По месту нахождения транспорта п. 1 ст. 363
Земельный налог По месту нахождения участка п. 3 ст. 397

Для налогов на транспорт и землю порядок взаимодействия с ИФНС в 2023 году не меняется (кроме, конечно, перехода на ЕНП, который сам по себе — испытание). А вот по налогу на имущество есть серьезные изменения.

Налоги на транспорт и землю

Декларации по транспортному и земельному налогам отменены с 1 января 2021 года. Начиная с 2020 года по ним отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ), и за 2022 год тоже. 

Налоги на землю и транспорт ИФНС рассчитывает сама, а потом рассылает компаниям сообщения об исчисленной сумме (п. 4-5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). Но это не значит, что можно расслабиться. Дело в том, что сообщение налоговики могут направлять в течение 6 месяцев после крайнего срока уплаты, а заплатить налоги нужно вовремя. Поэтому их все равно придется считать самостоятельно.

Сообщение ИФНС — это не документ для уплаты, а информация для перепроверки своих расчетов.

Если ваша сумма и та, что указала ИФНС в сообщении, совпадают, все в порядке. Если же у налоговиков сумма больше, придется разбираться. Для этого нужно им направить пояснения. Подача пояснений — это право,  не обязанность. Однако если не отстоять свои цифры, придется заплатить по тем, что рассчитали инспекторы.

Еще от организаций может потребоваться заявление о льготе. Оно подается, если есть льготы по транспорту или земельному участку.

И последний документ в этой схеме — сообщение об объекте налогообложения. Оно направляется в ИФНС, если налоговики не прислали вам сообщение об исчисленной сумме, при этом вы не подавали заявление на льготу. Скорее всего, у них нет данных о вашем земельном участке или транспорте, поэтому вы должны сообщить о них сами (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Сверяйтесь с налоговой по ЕНС в автоматическом режиме и отслеживайте расхождения в наглядной таблице 

Подключить

Налог на имущество

С 2022 года компании не отчитываются по налогу на имущество с недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости. И если у нее только такие объекты, декларацию подавать не надо совсем. В 2023 году налог платим по кадастровой стоимости, установленной на 01.01.2022.

Объекты, налоговую базу по которым считаем из среднегодовой стоимости, все также нужно включать в декларацию. Для отчетности за 2022 год изменятся форма и формат — их нужно брать из Приказа ФНС от 24.08.2022 № ЕД-7-21/766@. Срок подачи декларации за 2022 год с учетом переноса из-за выходных — 27 марта 2023.

Порядок взаимодействия с ИФНС по «кадастровому» налогу с 2023 года такой же, как по транспорту и земле:

  • Налоговики сами посчитают налог и направят вам сообщение об исчисленной сумме не позже шести месяцев после крайнего срока уплаты. Оно формируется на основе сведений из Росреестра, исполнительной власти регионов и т.д. Сообщение будет общим по всем имущественным налогам.
  • Если в сообщении ИФНС налог завышен, можно подать пояснения и документы, подтверждающие, что верен именно ваш расчет.
  • Если у вас есть льготы по кадастровой недвижимости, подайте заявление о льготе, чтобы ИФНС не предъявляла налог к уплате.
  • Если вы не получили сообщение из ИФНС с суммой налога, при этом не подавали заявление на льготу, известите сами о своем кадастровом объекте, подав сообщение об объекте налогообложения.

Для сверки данных об имуществе компания может запросить у налоговиков сведения из ЕГРН. Порядок запроса и предоставления сведений утвержден Приказом Минфина от 30.12.2014 № 178н. Выписку выдают бесплатно не позже 5 рабочих дней с даты регистрации запроса.

Если обнаружатся расхождения данных в ЕГРН со сведениями регистрирующих органов, компания может сообщить об этом в ИФНС. После проверки сведения ЕГРН актуализируют.

Для всех документов по имуществу ФНС утвердила формы. Посмотрим, как они выглядят.

Сообщение об исчисленном налоге

Форма сообщения об исчисленных имущественных налогах утверждена Приказом ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667@. Прежний Приказ ФНС от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@ с 2023 года не действует.

В сообщении три одинаковых блока, посвященные каждому налогу. Вот, например, как выглядит блок по кадастровому налогу на имущество:

Сообщение может быть передано:

  • в электронной форме через оператора ЭДО;
  • через ЛК налогоплательщика на сайте ФНС;
  • по почте заказным письмом;
  • лично представителю компании.

По льготируемым объектам сообщение не формируется.

Пояснения

Если ИФНС рассчитала налог неверно, можно оспорить начисление, подав пояснение. А если налог в сообщении завышен — даже нужно. Форма и формат пояснений утверждены Приказом ФНС от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247@ (Приложение 1).

Бланк состоит из двух частей. В первой указываются сведения о налогоплательщике. Стоит обратить внимание на заполнение двух полей:

  • КПП — указываем код причины постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения компании;
  • в разделе 1 «Представляется в налоговый орган (код)» проставляем код ИФНС, в которую подаются пояснения.

Вторая часть пояснений — для сведений об объекте налогообложения, по которому неверно посчитан налог.

Чтобы направить пояснения в Экстерне, перейдите на вкладку ФНС в раздел с требованиями, найдите сообщение налоговой об исчисленной сумме налога и нажмите кнопку «Написать письмо». Информацию об объекте налогообложения указывать не нужно, так как пояснение формируется в ответ на сообщение инспекции, в котором уже содержатся эти данные.

Если у вас есть готовый XML-файл пояснений, можно не заполнять форму. Нажмите под окном с текстом письма кнопку «Прикрепить файл». По этой же кнопке прикрепляются подтверждающие документы.

В Экстерне можно сформировать пояснения или прикрепить опись документов в ответ на поступившее из налоговой сообщение об исчисленной сумме налога. Напомним, что пояснения приходят в раздел с требованиями.

Отправить пояснение

На подачу пояснений и подтверждающих документов отводится 10 рабочих дней. Но даже если опоздать, налоговики все равно должны их рассмотреть (Письмо ФНС от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

О результате рассмотрения ИФНС оповестит уведомлением в течение месяца со дня, когда получит ваши пояснения. Форма уведомление содержится в Приложении 4 Приказа от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247@.

Если налоговики согласятся с пояснениями, то исправят свои начисления. А если не согласятся — направят требование об уплате налога. Но остается шанс обжаловать требование в вышестоящем налоговом органе или в суде.

Заявление на льготу 

Если вы имеете право на льготы по имущественным налогам, рекомендуем подать заявление о предоставлении льгот по имущественным налогам. Если это не сделать, а у ИФНС нет сведений о вашем льготируемом имуществе, она по нему рассчитает налог.

Формы и формат заявлений утверждены:

  • 3021401 — вычет по земельному налогу для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений в порядке ст. 396.1 НК РФ;
  • 2010601 — вычет по налогу на имущество для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений в порядке ст. 382.1 НК РФ.

Коды применяются с 1 января 2023 года. 

По «среднегодовому» имуществу такое заявление не подается. По нему, как и раньше, льгота заявляется в налоговой декларации (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Заявление направляется в ИФНС по месту нахождения компании или объекта. Подать можно лично, по почте или через оператора ТКС. А вот через ЛК налогоплательщика отправить его не получится.

Срок подачи заявления не установлен, но лучше это сделать заранее. Заявление рассматривается 30 дней, но может продлеваться до 60-ти. После этого вас оповестят, имеете ли вы право на льготу (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Вопросы о заявлении на льготу по кадастровому имуществу ФНС разобрала в Письме от 02.09.2021 № БС-4-21/12421@. Рекомендуем ознакомиться.

Читайте также:  Пункт мойки колес

Образец заявления на льготу по налогу на имущество

Бланк для заполнения заявления берем из Приказа ФНС от 09.07.2021 № ЕД-7-21/646@. Он состоит из двух частей. 

На титульнике, как обычно, указывается информация о компании.

На следующей странице — сведения об имуществе, коде льготы и разрешающих документах на льготу:

Образец заявления на льготу по транспортному налогу

Заявление на льготу по транспорту оформляем на другом бланке — из Приказа ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. 

Титульный лист и сведения о разрешающем документе заполняются аналогично. А вот информация о транспортном средстве указывается так:

Образец заявления на льготу по земельному налогу

Заявление на льготу по земельному налогу заполняем тоже на бланке из Приказа ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. 

Титульный лист также оформляется в стандартном порядке, а сведения о земельном участке указываются так:

Сообщение об объекте налогообложения

Если вы не подавали заявление на льготу и не получали сообщение об исчисленном налоге, направьте в любую ИФНС сообщение о наличии объектов налогообложения, неучтенных налоговиками (п. 2.2 ст. 23 НК РФ). Форма, формат и порядок заполнения сообщения для всех видов имущества (кроме «среднегодового») утверждены Приказом ФНС от 10.08.2022 № ЕД-7-21/741.

Форма состоит из:

  • титульника;
  • раздела 1 со сведениями о транспорте;
  • раздела 2 со сведениями о кадастровой недвижимости.

Образец сообщения о транспортном средстве

Образец сообщения о кадастровом объекте

Крайний срок направления сообщений о ваших объектах — 31 декабря года, следующего за прошедшим налоговым периодом.

Если не подать сообщение и не уплатить налог, будет штраф — 20 % от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?

Штраф за непредоставление документов по встречной проверке налоговики применяют в качестве наказания, когда запрашиваемые ими бумаги не были представлены совсем или были направлены позже, чем того требует закон. Однако причин неисполнения данной обязанности может быть множество. Узнаем, какая именно ответственность и в каких случаях применима.

Те, кому периодически приходится отвечать на требования налоговиков о представлении документов о своем контрагенте, знают, насколько объемную информацию они порой запрашивают и как непросто в чрезвычайно сжатые сроки, ограниченные 5 днями, выполнить указания.

Однако как бы объемен ни был запрос, игнорировать требования инспекторов нельзя. За неисполнение данной обязанности провинившемуся, как указывается в требованиях, грозит ответственность в виде штрафа. По какой статье и за что можно оштрафовать нерадивого налогоплательщика при встречных проверках? Вопросы очень непростые. Давайте разбираться.

Какая за это бывает ответственность

НК РФ содержит следующие основания, по которым можно оштрафовать лицо, не ответившее (или ответившее не должным образом) на требование о представлении документов:

  • Ст. 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».
  • Ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу».

Ответственность по п. 1 ст. 126 применима, если нарушение не относится к предусмотренным в НК РФ:

  • ст. 119 (ненаправление в ФНС налоговой декларации);
  • ст. 129.4 (незаконное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление недостоверных сведений о них);
  • ст. 129.6 (непредставление сведений об участии в иностранных организациях);
  • п. 1.1 ст. 126 (непредставление отчетности контролируемой иностранной компании);
  • п. 1.2 ст. 126 (неподача ежеквартального расчета по НДФЛ).

Ненаправление в ФНС в установленный законом срок документации и (или) иных предусмотренных законом данных по п. 1 ст. 126 НК РФ наказывается штрафом в размере 200 руб. за каждый непереданный документ.

По п. 2 ст.

126 НК РФ лицо, отказавшееся направить инспекторам необходимые документы о налогоплательщике или каким-либо другим образом уклоняющееся от этой обязанности (или же направившее бумаги с заведомо неверными данными), будет оштрафовано на 10 000 (фирмы, ИП) или на 1 000 руб. (физлица, кроме ИП). При этом нарушение не должно соответствовать ст. 126.1 (представление документов с недостоверными сведениями) и 135.1 НК РФ (ненаправление банком справок по счетам).

Ст. 129.1 НК РФ также содержит 4 пункта:

  • Пп. 1 и 2 касаются незаконного несообщения (а также сообщения позже установленного срока) провинившимся лицом предусмотренных законом данных, что наказывается наложением штрафа в размере 5 000 руб. (если нарушение единичное) или 20 000 руб. (если нарушение повторяется в течение календарного года). При этом нарушения не должны подпадать под ст. 126 НК РФ.
  • П. 2.1 относится к иностранным организациям, имеющим недвижимое имущество на территории РФ и обязанным сообщать в ИФНС данные о своих участниках.
  • П. 3 предусматривает ответственность для физлиц, не сообщивших налоговому органу данные об имеющихся у них объектах налогообложения (недвижимости и транспорте) при неполучении уведомления об уплате налога.

Таким образом, применимых статей две, причем их формулировки некоторым образом похожи, а вот ответственность по ним совершенно разная.

Какие обстоятельства считаются смягчающими штраф за непредставление документов по встречке зазъяснил С. В. Разгулин, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Так какая же статья при встречке — 126 или 129.1?

Проведем небольшой эксперимент. Представим, что вам поступило требование о представлении документации по контрагенту, у которого проходит выездная проверка.

О том, какие бумаги могут быть запрошены в рамках «встречек», читайте в статье «У контрагента налоговики могут запросить любые документы».

Всего было запрошено 500 документов — 250 счетов-фактур и накладные к ним. Вы направили их инспекторам не вовремя. На какую сумму вас оштрафуют? На 5000, 10 000, а может, и на все 100 000 руб.?

Согласитесь, есть над чем подумать. Ведь разница в размерах колоссальная. Причем последняя сумма (штраф 100 000 руб. и даже больше) совершенно реальна: как мы смогли удостовериться, 100 000 руб.

— это всего лишь 500 «опоздавших» документов по 200 руб. А если документы проверяют в рамках выездной проверки за несколько лет, большое количество запрашиваемых бумаг — обычная практика.

Так что давайте разбираться.

Согласно п. 4 ст. 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки» проверяемое лицо, отказавшееся направить в ФНС запрашиваемую документацию в ходе налоговой ревизии или направившее ее налоговикам позже установленного НК РФ срока, считается нарушителем, которому придется отвечать по ст. 126 НК РФ.

Если же мы обратимся к п. 6 ст. 93.

1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках», то увидим следующую формулировку: отказ лица от направления в ФНС истребуемых в ходе налоговой ревизии бумаг или направление их с нарушением сроков квалифицируется в качестве нарушения, влекущего наложение санкций по ст. 126 НК РФ. Незаконное несообщение (или сообщение с нарушением срока) требуемой информации также считается нарушением, отвечать за которое придется по ст. 129.1 НК РФ.

Анализируя формулировки данных статей, можно сделать однозначный вывод, что истребование документации в рамках ст.

93 НК РФ относится только к случаям, когда ее запрашивают у налогоплательщика, которого непосредственно проверяют. Формулировка же ст. 93.

1 НК РФ указывает на ситуации, когда бумаги запрашивают не у проверяемого лица, а у того, кто имеет какую-либо информацию о проверяемом или конкретной сделке. А это как раз и есть встречные проверки.

Отсюда следует, что за непредставленную для встречки информацию штрафуют по ст. 129.1 НК РФ на сумму от 5000 до 20 000 руб., а за документы — по ст. 126 НК РФ, но вот по какому пункту? Читаем статью и становится понятно, что ответственность при «встречках» может наступить только по п. 2 (это 10 000 руб.

штрафа), но никак не по п. 1, поскольку именно в п. 2 этой статьи говорится о запросах данных о плательщике. Что касается п. 1 ст. 126 НК РФ, он применим в том случае, если документы запрашивались непосредственно у самого проверяемого лица. Так что штрафа, рассчитанного исходя из 200 руб.

за документ, при «встречках», конечно же, быть не может.

О мнении главного налогового ведомства смотрите в нашем материале «ФНС рассказала, как штрафуют за непредставление документов по «встречкам»».

О том, как проводятся «встречки», читайте в статье «Особенности проведения встречной налоговой проверки».

Итоги

Если налогоплательщик по каким-либо причинам вовремя не исполнил (или не смог исполнить) требование о представлении документов в рамках «встречки», ему не следует спешить с уплатой предъявленного в этой связи штрафа. Нужно внимательно изучить сложившуюся ситуацию и постараться правильно ее квалифицировать. Возможно, размер штрафа удастся уменьшить в разы.

Читайте также:  Соглашение о внесудебном порядке взыскания

Также лучше не забывать следующее: если запрос налоговиков очень объемен и подготовить документы для встречной налоговой проверки в отведенные законом 5 дней нереально, всегда есть возможность письменно попросить инспекторов увеличить срок сдачи документации (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Однако нужно помнить, что продление срока — это право налоговиков, но не обязанность.

Налоговики будут «закрывать» недействующие ИП: что изменится осенью-2020

До сих пор в законе № 129-ФЗ были предусмотрены лишь правила принудительного закрытия налоговиками недействующих юридических лиц. Основания и процедура такого закрытия (напомним) прописаны в ст. 22.

1 названного закона/ В отношении недействующих ИП подобные правила отсутствовали, то есть налоговики были не вправе закрыть такие ИП. Однако с сентября 2020 года они получат подобные полномочия. В Законе №129-ФЗ появится ст. 22.

4, регламентирующая порядок исключения недействующих ИП из ЕГРИП на основании решения налогового органа. Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 12.11.2019 №377-ФЗ. Подробности – далее.

Основания для принудительного закрытия ИП

Пунктом 1 ст. 22.4 Закона № 129-ФЗ определено, что предприниматель признается фактически прекратившим свою деятельность (то есть недействующим) в случаях, если к моменту принятия регистрирующим органом (ИФНС) соответствующего решения одновременно соблюдаются следующие условия.

1. Истекло 15 месяцев с даты окончания действия патента или ИП в течение последних 15 месяцев не представлял документы отчетности, сведения о расчетах, предусмотренные налоговым законодательством РФ.

Полагаем, что речь в данном случае идет о налоговой отчетности, которую конкретный ИП должен представлять в инспекцию, в том числе как работодатель, но не представил в течение последних 15 месяцев, предшествующихмоменту принятия ИФНС соответствующего решения  (в отношении ЮЛ этот срок равен 12 месяцам (п. 1 ст. 22.1 Закона №129-ФЗ)). 

Отметим: в приведенном условии не уточнен объем налоговой отчетности, которую ИП не представит в течение 15 месяцев.

В связи с этим непредставление даже одной формы налоговой отчетности в течение указанного периода времени формально влечет за собой риск признания ИП недействующим и последующего его исключения из ЕГРИП (конечно, при выполнении второго условия).

Добавим, что непредставление ИП отчетности во внебюджетные фонды (в частности, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М, 4?ФСС) не является основаниям для признания его недействующим и последующего исключения из реестра.

2. ИП имеет недоимку и задолженность в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Напомним: согласно ст. 11 НК РФ под недоимкой понимается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный налоговым законодательством срок. Понятие «задолженность» Налоговым кодексом не определено, но в налоговых нормах термин «задолженность», как правило, применяется к неуплаченным налоговым пеням и штрафам.

Таким образом, еще одно основание для признания ИП недействующим и последующего его исключения из ЕГРИП – наличие у него на момент принятия соответствующего решения ИФНС недоимки по налогам (сборам, страховым взносам) и задолженности по налоговым пеням и штрафам.

Причем из этого следует, что за ИП на указанную дату должны одновременно числиться и недоимка, и задолженность. Вариант «или» (то есть наличие либо недоимки, либо задолженности) законодателем в настоящее время не предусмотрен (!). И не оговорен размер недоимки (задолженности) – значит, поводом для закрытия ИП может стать любая недоимка или задолженность.

Остается надеяться, что в дальнейшем законодатели уточнят моменты, касающиеся недоимки (или задолженности), имеющейся у ИП на момент принятия решения о признании его недействующим.

При наличии одновременно всех указанных в п. 1 ст. 22.4 Закона №129-ФЗ условий ИФНС примет решение о предстоящем исключении недействующего ИП из реестра (п. 2 названной статьи).

К сведению

До 01.09.2020 исключить ИП из реестра без его заявления можно только по решению суда (например, при банкротстве) или в случае, если у иностранного гражданина, являющегося предпринимателем, аннулирован документ на право проживания в Российской Федерации (или закончился срок его действия).

Поскольку новая ст. 22.4 Закона №129-ФЗ вступает в силу с 01.09.2020, очевидно, ИФНС сможет ее применить сразу с этой даты, если к тому моменту оба условия в отношении ИП будут соблюдены.

Процедура закрытия ИП

Принятое ИФНС решение о предстоящем исключении ИП из реестра должно быть опубликовано в порядке, установленном п. 3 ст. 21.1 Закона №129-ФЗ (п. 3 ст. 22.4 данного закона). То есть налоговики должны опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» решение в течение 3 дней с момента его принятия.

Одновременно с решением о предстоящем исключении ИП из реестра должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим предпринимателем, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего предпринимателя из ЕГРИП, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Такие заявления должны быть мотивированы и поданы в течение месяца со дня опубликования решения ИФНС. Заявления подаются в произвольной форме (п. 4 ст. 22.4 Закона №129-ФЗ): . Они могут быть направлены или представлены в ИФНС следующими способами (п. 6 ст. 9 Закона №129-ФЗ):

  • – лично (при предъявлении документа, удостоверяющего личность лица, подающего возражения);
  • – через представителя ЮЛ (при предъявлении нотариально заверенной доверенности или ее копии);
  • – почтовым отправлением (подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного ЮЛ в этом случае должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке);

– в электронной форме по каналам ТКС (в отношении ЮЛ действует иной срок, 3 месяца, и предусмотрен специальный бланк заявления, утв. Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ (п. 4 ст. 21.1 Закона №129-ФЗ).

К сведению

Заинтересованные лица могут отслеживать информацию, касающуюся исключения недействующих ИП из ЕГРИП, в журнале «Вестник государственной регистрации», а также посредством обращения к сведениям, содержащимся в названном реестре, и направлять возражения относительно предстоящего исключения предпринимателя. Это следует из Письма ФНС России от 02.04.2019 № ГД-18-14/208@.

Если поступили подобные заявления, ИФНС в силу п. 4 ст. 22.4 названного закона не вправе принять решение об исключении ИП из реестра.

Если в указанный срок заявления не направлены или не представлены, ИФНС исключит недействующего ИП из реестра путем внесения в него соответствующей записи (п. 5 ст. 22.4 Закона №129-ФЗ).

Однако кредиторы или иные лица, чьи права и законные интересы будут затронуты в связи с исключением предпринимателя из ЕГРИП, смогут обжаловать такое решение в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 6 ст.

 22.4 Закона №129-ФЗ). Обжалование осуществляется в судебном порядке. Причем само по себе обращение заинтересованных лиц в суд в этот срок не означает, что исключение предпринимателя из ЕГРИП будет признано неправомерным.

Обратите внимание

После исключения ИП из ЕГРИП по решению налогового органа физическое лицо согласно новой редакции п. 4ст. 22.1 Закона №129-ФЗ (действует с 01.09.2020) не сможет вновь зарегистрироваться в качестве ИП в течение 3 лет со дня исключения его из ЕГРИП по этой причине.

Судебный вердикт: за непредставление документов можно оштрафовать 2 раза

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 12.11.2018 № А33-16694/2017 признал, что за непредставление запрошенных документов налоговики вправе оштрафовать организацию сразу по двум статьям НК РФ.

Предмет спора: ИФНС затребовала у организации документы и сведения по проверяемому контрагенту. Документы организация не представила. Ее оштрафовали сразу по двум статьям – 126 НК РФ (непредставление документов и сведений) и 129.1 НК РФ (непредоставление информации).

За что спорили: 30 000 рублей.

Кто выиграл: налоговая инспекция.

Обжалуя решение ИФНС, организация указывала, что была привлечена к ответственности за одно и то же нарушение сразу по двум статьям НК РФ. Состав правонарушения по п. 2 ст. 126 НК РФ включает и те нарушения, которые квалифицированы инспекцией по п. 2 ст. 129.1 НК РФ, поскольку понятие «сведения» тождественно понятию «информация».

Суд кассационной инстанции отклонил данные доводы, признав решение ИФНС законным. Суд пояснил, что должностному лицу налогового органа предоставлено право истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого плательщика (ст. 93.1 НК РФ).

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения. В противном случае оно обязано в тот же срок сообщить, что не располагает необходимыми документами (информацией).

Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

Организация не представила истребованные документы. Запрошенная инспекцией информация либо пояснения об отсутствии такой информации также представлены не были.

В связи с этим ИФНС правомерно квалифицировала непредставление документов по п. 2 ст. 126 НК РФ, а непредоставление запрошенной информации – по п. 2 ст. 129 НК РФ. Привлечение организации к ответственности за непредставление документов и сведений не препятствует ее привлечению к ответственности за непредоставление информации.