П. 24 ст. 39.16
В каких случаях уточняются границы земельного участка Это необходимо сделать в случае, когда земельный участок, который находится в публичной собственности, предоставляется без торгов. Вам его не предоставят, если границы такого участка подлежат уточнению (пп. 24 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ).
Других обязательных случаев, когда нужно уточнить границы земельного участка, нет.
При этом нужно учитывать, что ранее участки ставились на кадастровый учет без определения их точных границ. Координаты характерных точек границ участка начали устанавливать только с 1 марта 2008 г. (ч. 7 ст. 38 ранее действовавшего Закона о кадастре недвижимости). Поэтому большое количество участков в ЕГРН точных границ не имеет.
Если у вашего участка не установлены координаты характерных точек границ, рекомендуем провести процедуру их уточнения. В результате у вашего участка будут определены точные границы. Это защитит вас от присвоения части вашего участка и споров с владельцами смежных участков о расположении границ.
В каком порядке уточняются границы земельного участка На сегодняшний день границы земельного участка могут уточняться как по вашей инициативе (например, нужно уточнить границы участка, который будет предоставляться вам без торгов), так и при выполнении комплексных кадастровых работ.
2.1. Как уточнить границы земельного участка по своей инициативе
Для этого вам нужно обратиться к кадастровому инженеру и заключить договор подряда. В результате проведения кадастровых работ будет составлен межевой план, в котором будут определены точные границы вашего земельного участка (ч. 1 ст. 35, ст. 37 Закона о кадастровой деятельности, ч. 8 ст. 22 Закона о госрегистрации недвижимости).
В состав межевого плана при уточнении границ участка обязательно включается информация о согласовании границ земельного участка.
2.2. Как уточняются границы при выполнении комплексных кадастровых работ
Комплексные кадастровые работы выполняются в отношении большинства объектов недвижимости, расположенных в границах одного или нескольких смежных кадастровых кварталов.
Это нужно, в частности, для того, чтобы уточнить границы земельных участков, установить (уточнить) расположение на них зданий и сооружений, образовать новые земельные участки, а также для исправления реестровых ошибок в сведениях о границах земельных участков (ч. 1, 2 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности).
Для уточнения границ земельного участка используются сведения, которые содержатся в документах о праве на земельный участок или, при отсутствии этих документов, в документах о границах участка при его образовании.
Если же и таких документов нет, то границы могут быть установлены в соответствии с проектом межевания территории.
При отсутствии в нем сведений о таких земельных участках их границы определяются с учетом границ, которые существуют на местности 15 и более лет, если они закреплены природными либо искусственными объектами или красными линиями (ч. 1 ст. 42.8 Закона о кадастровой деятельности).
По итогам проведения комплексных кадастровых работ подготавливается карта-план территории (ст. 42.4 названного Закона). В ее состав входят сведения о согласовании границ земельных участков.
Как проводится согласование границ земельного участка При уточнении границ земельных участков необходимо провести их согласование (ч. 1 ст. 39, ст. 42.10 Закона о кадастровой деятельности).
Порядок согласования различается в зависимости от того, как уточняются границы участка — по вашей инициативе или при проведении комплексных кадастровых работ.
3.1. Как согласовать границы смежных земельных участков
Границы смежных земельных участков нужно согласовать, если их уточнение проводилось по вашей инициативе. Это нужно сделать также в случае, когда уточнены границы смежных земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН (ч. 1 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности).
Границы участка согласовываются со следующими лицами, которым принадлежат смежные земельные участки (ч. 3 ст. 39 названного Закона):
собственниками, кроме случаев, когда участок находится в публичной собственности и предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного бессрочного пользования; лицами, которым участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования; арендаторами, если участок находится в публичной собственности и передан в аренду на срок более пяти лет. Согласование может быть проведено и с представителями указанных лиц (ч. 4 ст. 39 названного Закона).
3.1.1. Как проводится согласование границ
Оно может быть проведено:
1) с установлением границ на местности или без него. Это решать вам. При этом учитывайте, что любое лицо, с которым нужно согласовать границы, может потребовать установить их на местности (ч. 5 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности). Нужно учитывать, что в некоторых случаях согласование проводится без этой процедуры независимо от наличия требований;
2) путем собрания или индивидуально с каждым. Это должен решить кадастровый инженер (ч. 7 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности).
Если будет проводиться собрание, то всем заинтересованным лицам (их представителям) вручается под расписку (направляется по почте или электронной почте по адресу, который содержится в ЕГРН) извещение о проведении собрания.
В отдельных случаях, перечисленных в ч. 8 ст. 39 названного Закона, оно может быть опубликовано в официальных СМИ. Извещение должно быть вручено, направлено или опубликовано не менее чем за 30 дней до проведения собрания (ч. 10 ст.
39 указанного Закона).
В результате согласования границ земельного участка на обороте листа графической части межевого плана составляется акт согласования (ч. 1 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности).
3.2. Как согласовываются границы при проведении комплексных кадастровых работ
Согласование границ в этом случае проводит согласительная комиссия. Для этого проводятся заседания с участием всех заинтересованных лиц (ч. 1, 7 ст. 42.10 Закона о кадастровой деятельности).
Узнать о проведении заседания можно на сайте органов, по заказу которых выполняются комплексные кадастровые работы, или на сайте Росреестра.
Не менее чем за 15 рабочих дней до проведения заседания заказчик комплексных кадастровых работ должен опубликовать извещение о проведении заседания на своем сайте и направить его в Росреестр для размещения на их сайте (пп. 2, 6 ч. 1 ст. 42.7, ч. 8 ст. 42.10 названного Закона).
На заседании, в частности, будет представлен проект карты-плана территории (он также размещается на сайте заказчика), разъяснены результаты выполнения работ, а также порядок согласования границ (ч. 9, 12 ст. 42.10 указанного Закона).
Если у заинтересованных лиц имеются возражения относительно границ земельного участка, их нужно подать в согласительную комиссию в письменном виде в период со дня опубликования извещения и до дня проведения заседания или в течение 35 рабочих дней после проведения первого заседания (ч. 14 ст. 42.10 Закона о кадастровой деятельности). Требования к возражениям, а также документы, которые нужно приложить, перечислены в ч. 15 ст. 42.10 названного Закона.
В результате рассмотрения возражений согласительная комиссия оформляет заключение о результатах их рассмотрения и акт согласования (п. п. 1 — 3 ч. 6 ст. 42.10 Закона о кадастровой деятельности).
В течение 20 рабочих дней со дня истечения срока подачи возражений в орган, по заказу которого выполнялись комплексные кадастровые работы, направляются для утверждения проект карты-плана территории и другие необходимые материалы (ч. 19 ст.
42.10 Закона о кадастровой деятельности).
Границы (их части) земельного участка считаются (ч. 17 ст. 42.10 названного Закона):
согласованными, если заинтересованные лица не представили возражения или границы (их части) установлены решением суда; спорными, если в отношении границ (их частей) от заинтересованных лиц поступили возражения (кроме случаев, когда спор о границах разрешен в суде). Споры о границах земельного участка, которые не были урегулированы при согласовании, решаются в суде. При этом наличие (отсутствие) утвержденного заключения согласительной комиссии не влияет на возможность обратиться в суд (ч. 20, 21 ст. 42.10 Закона).
Как вносятся в ЕГРН уточненные сведения о границах земельного участка Это зависит от того, как уточнялись границы земельного участка:
1) если по вашей инициативе, то вам нужно обратиться в Росреестр для кадастрового учета изменения описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади (ч. 1 ст. 43 Закона о госрегистрации недвижимости). Для этого необходимо подготовить:
— заявление о кадастровом учете;
— межевой план (п. 7 ч. 2 ст. 14 названного Закона);
— документы, аналогичные тем, которые необходимы для госрегистрации прав.
Они подаются в Росреестр в том же порядке, что и для госрегистрации прав;
2) если в результате комплексных кадастровых работ, то изменения в ЕГРН будут внесены без вашего участия (ч. 3 ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости).
Верховный Суд пояснил нюансы предоставления участка в собственность без торгов
Верховный Суд в Определении № 46-КАД21-18-К6 от 17 ноября разбирался, возможно ли предоставление в собственность земельных участков муниципалитета без проведения торгов арендодателю, который возвел на нем склады и планировал увеличение их площади в случае производственной необходимости.
22 июля 2016 г. администрация муниципального района Кинельский Самарской области и глава крестьянско-фермерского хозяйства заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения на 10 лет.
Договор стороны зарегистрировали в Управлении Росреестра по Самарской области. 17 октября 2016 г. с согласия арендодателя был заключен договор о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды между предпринимателем и Максимом Купцовым.
Договор также был зарегистрирован в Росреестре.
Позднее администрация выдала Максиму Купцову разрешение на строительство, и он построил четыре складских помещения для хранения сельскохозяйственной продукции, которые были введены в эксплуатацию. Право собственности на недвижимость также зарегистрировано в установленном законом порядке.
10 октября 2019 г. Максим Купцов обратился в администрацию с заявлением о заключении договора купли-продажи участка без проведения торгов. Администрация отказала ему со ссылкой на п. 2 ст. 20 Закона Самарской области от l1 марта 2005 г. № 94-ГД «О земле», п. 6 ст. 11.9 ЗК, ст. 15 и 16 Закона о защите конкуренции.
Тогда Максим Купцов обратился в Кинельский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением о признании постановления об отказе незаконным.
Удовлетворяя требования, суд указал на выводы градостроительного обоснования об особенностях существующей дорожной сети, возможностях подъезда транспорта, осуществления погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки кормов, технологического присоединения к существующим инженерным сетям, а также выполнения требований технологических норм, правил противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, указал на возможность увеличения площади складов в будущем в случае производственной необходимости и удовлетворил иск.
Однако апелляционная инстанция посчитала, что в материалах дела отсутствуют доказательства необходимости использования земельного участка площадью 40 892 кв. м для эксплуатации четырех складов общей площадью 59,6 кв. м, и отказала в иске.
Когда кассационный суд оставил решение первой инстанции в силе, администрация обратилась в Верховный Суд.
ВС посчитал, что апелляция дала правильную критическую оценку представленному в дело градостроительному обоснованию использования земельного участка для эксплуатации складов, поскольку оно содержит выводы о необходимости использования земельного участка не только для эксплуатации названных объектов, но и для проектирования левады для выпаса и кормления сельскохозяйственных животных, что не соответствует целям предоставления земельного участка и противоречит виду разрешенного использования данного участка под строительство зданий, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Также, посчитал ВС, являются обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о том, что указание в градостроительном обосновании необходимости обустройства зоны отдыха сотрудников, зоны озеленения и зоны свалки мусора не свидетельствует о том, что площадь земельного участка соразмерна площади, необходимой для эксплуатации складов.
Верховный Суд указал, что подход кассационного суда противоречит действующему нормативному регулированию, которое предусматривает исключительное право на приобретение земельного участка собственником расположенного на этом участке объекта недвижимости, право собственности на который зарегистрировано в установленном порядке на дату рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка.
ВС разъяснил применение норм КАС РФ в кассацииСоответствующее постановление Пленума было принято с незначительными изменениями
Кроме того, Пленум ВС в п. 25 Постановления от 9 июля 2020 г.
№ 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» указал, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела. Вместе с тем, если кассация придет к выводу, что судами первой или апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке, без устранения которой невозможны восстановление и защита прав, суд учитывает эти обстоятельства при вынесении кассационного определения.
«Не соглашаясь с критической оценкой градостроительного обоснования, изложенной в апелляционном определении, суд кассационной инстанции не привел нарушений норм процессуального права, допущенных судебной коллегией областного суда при исследовании и оценке данного доказательства», – отмечается в определении.
Кроме того, до 1 января 2020 г.
исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта РФ, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными ст. 39.15 и 39.16 ЗК, напомнил ВС (п. 31 ст. 34 Закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ (редакция от 31 декабря 2017 г.) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Суд обратил внимание, что ст. 20 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД (редакция от 15 октября 2019 г.
) «О земле» установлено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, гражданам и юридическим лицам в аренду с правом выкупа в соответствии с договорами, заключенными до введения в действие ЗК РФ, а также приватизация сельскохозяйственных угодий в случае, указанном в ч. 1 ст. 26 этого закона, может осуществляться с момента вступления в силу данного закона. Приватизация иных, кроме указанных в ч. 1 названной статьи, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, предусмотренном п. 1 ч. 3 ст. 9 указанного закона, может осуществляться, за исключением случаев, предусмотренных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в том числе связанных с приватизацией земельной доли, находящейся в муниципальной собственности, или земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, с 1 января 2020 г.
Таким образом, указал ВС, на момент подачи Максимом Купцовым заявления о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов и дату вынесения оспариваемого правового акта имелся запрет на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, и оставил в силе решение апелляции.
В комментарии «АГ» партнер, руководитель практики «Недвижимость и инвестиции» АБ «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов отметил, что при пересмотре дела ВС фактически исследовал два самостоятельных аргумента:
- допустимость исследования вопроса о соразмерности земельного участка объекту недвижимости при выкупе без торгов собственником объекта;
- возможность установления до 1 июля 2020 г. дополнительных оснований для отказа в предоставлении участков законами субъектов РФ.
При этом второй элемент не представляет какого-либо интереса, посчитал эксперт, так как никаких выдающихся вопросов не исследуется. «В отношении же вопроса соразмерности участка ВС РФ еще раз подтвердил позицию, что это должно исследоваться судами при разрешении споров о праве на выкуп.
Несмотря на то что при внесении масштабных изменений в ЗК критерий несоразмерности был исключен из упоминания в тексте ЗК РФ, судебная практика последовательно настаивает на необходимости его учета, обосновывая это необходимостью соблюдения баланса публичных и частных интересов», – отметил Дмитрий Некрестьянов.
Эксперт посчитал, что если не брать спорность самой позиции о допустимости этого критерия, то все остальные выводы суда весьма предсказуемы: размер участка явно несоразмерен тем объектам недвижимости, которые на нем возведены, что и должно быть основанием для отказа в выкупе.
Младший юрист Land Law Firm Екатерина Розум отметила, что основным аргументом Суда, вставшего на сторону администрации, стало отсутствие доказательств необходимости использования земельного участка в испрашиваемой площади. Она указала, что собственники зданий имеют исключительное право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием.
Однако по смыслу положений ЗК РФ приобретение данного земельного участка имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости (Постановление Президиума ВАС от 19 ноября 2013 г. № 8536/13). Следовательно, на Максиме Купцове действительно лежало бремя доказывания размера приобретаемого земельного участка.
Однако соответствующих доказательств Купцовым не было представлено, в силу чего отказ суда обоснован.
Екатерина Розум указала, что при рассмотрении подобных споров суды довольно часто отказывают заявителям на том основании, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно больше площади, необходимой для эксплуатации расположенных на нем объектов, и несоразмерна площади самих объектов недвижимого имущества (например: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2020 г. № Ф06-58760/2020 по делу № А57-9680/2019, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 марта 2020 г. № Ф08-223/2020 по делу № А53-4110/2019). Таким образом, в данном определении Верховный Суд последовал сложившейся судебной практике в целях соблюдения частных и публичных интересов, резюмировала она.
Вместе с тем, посчитала Екатерина Розум, Суд ошибочно применил положения ст. 20 Закона Самарской области «О земле», поскольку в силу ст. 2 данного закона действие ст. 15, 20–22, ч. 1 ст. 25 и ст.
26 не распространяется на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется федеральным законодательством. Аналогичная норма содержится в ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ (п. 7 ст. 27 ЗК РФ).
Таким образом, мораторий на приватизацию на земельный участок, занятый нежилыми зданиями, распространяться не мог, заключила она (данный вывод также содержится в судебной практике: Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2019 г. № Ф08-3606/2019 по делу № А20-2068/2018).
Отказ в продлении аренды земли — Юридическая консультация
Правовое регулирование земельных отношений, осуществляется Земельным кодексом РФ (далее по тексту – ЗК РФ). Глава V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» была введена в ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ и вступила в силу с 1 марта 2015 г.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может заключаться с заинтересованным лицом как без проведения торгов, так и с проведением торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, которые проводятся в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 вышеуказанной статьи.
Арендатор земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов в соответствии с условиями, закрепленными пп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
В соответствии с пп. 31 п. 2 ст. 39.
6 ЗК РФ договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды указанного земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Данный способ предоставления земельного участка без торгов обусловлен наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка. Данное право законодатель предоставил арендаторам, надлежащим образом, использующим земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства.
В случае если при использовании земельного участка были выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения, то они должны быть устранены к моменту обращения заявителя за заключением договора аренды земельного участка, соответствующая информация должна иметься у уполномоченных органов (п.
2 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г. (далее – Обзор судебной практики)).
Возвращаясь к конкретному вопросу автора, поскольку срок договора аренды истекает 5 марта 2021 г., арендатору необходимо подать заявление о заключении с ним нового договора аренды в уполномоченный орган до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды.
И, как указано в п. 2 Обзора судебной практики, «необходимо исследовать условия заключения нового договора аренды с учетом требований подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ».
Правила составления заявления и перечень документов, которые необходимо приложить к нему, урегулированы ст. 39.17 ЗК РФ.
Согласно п. 5 данной статьи в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает соответствующие действия, предусмотренные названным пунктом.
- Следует знать, что уполномоченный орган (сельсовет, как называет его автор вопроса) может отказывать только по основаниям, строго перечисленным в законе.
- Чтобы юридически правильно ответить на поставленный вопрос о законности (незаконности) действий сельсовета по выставлению обязательного условия (требования) о регистрации настоящего арендатора в качестве крестьянско-фермерского хозяйства для заключения нового договора аренды, надо ознакомиться с решением, содержащим отказ, который вы получили в ответ на ваше заявление о продлении договора аренды, а, главное, знать в какой форме сотрудником сельсовета передано вам решение: был ли это устный ответ сотрудника (не имеющий юридической силы) или предоставлено письменное официальное решение, в котором указаны все законные основания принятия такого решения.
- В случае вашего несогласия с полученным официальным отказом и наличием законных оснований у вас есть право оспорить решение сельсовета в судебном порядке.
Статья 39-16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (ЗК РФ)
- Уполномоченный орган принимает решение об отказе в
предоставлении земельного участка, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии
хотя бы одного из следующих оснований: - 1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось
лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет
права на приобретение земельного участка без проведения торгов; - 2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка
земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного)
пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого
владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о
предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав
или подано заявление о предоставлении земельного участка в
соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39-10 настоящего
Кодекса; - 3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка
земельный участок предоставлен некоммерческой организации,
созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства,
дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях
индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев
обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо
этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к
имуществу общего пользования;
3-1) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка
земельный участок предоставлен некоммерческой организации для
комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного
строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена
этой организации либо этой организации, если земельный участок
является земельным участком общего пользования этой организации
(подпункт 3-1 введен Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N
217-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N
31, ст. 4766, вступает в силу с 1 января 2019 года);
- 4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного
участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект
незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или
юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том
числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается
на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке
размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39-36 настоящего
Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в
соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о
предоставлении земельного участка обратился собственник этих
здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного
строительства; - 5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного
участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект
незавершенного строительства, находящиеся в государственной или
муниципальной собственности, за исключением случаев, если
сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не
завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута
или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился
правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого
объекта незавершенного строительства; - 6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка
земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в
обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в
заявлении о предоставлении земельного участка; - 7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка
земельный участок является зарезервированным для государственных
или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с
заявлением о предоставлении земельного участка в собственность,
постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о
предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное
пользование на срок, превышающий срок действия решения о
резервировании земельного участка, за исключением случая
предоставления земельного участка для целей резервирования; - 8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка
земельный участок расположен в границах территории, в отношении
которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной
территории, за исключением случаев, если с заявлением о
предоставлении земельного участка обратился собственник здания,
сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства,
расположенных на таком земельном участке, или правообладатель
такого земельного участка; - 9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка
земельный участок расположен в границах территории, в отношении
которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной
территории, или земельный участок образован из земельного участка,
в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном
освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный
участок предназначен для размещения объектов федерального значения,
объектов регионального значения или объектов местного значения и с
заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось
лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов; - 10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка
земельный участок образован из земельного участка, в отношении
которого заключен договор о комплексном освоении территории или
договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с
утвержденной документацией по планировке территории предназначен
для размещения объектов федерального значения, объектов
регионального значения или объектов местного значения, за
исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду
земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о
комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной
территории, предусматривающие обязательство данного лица по
строительству указанных объектов; - 11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка
земельный участок является предметом аукциона, извещение о
проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи
39-11 настоящего Кодекса; - 12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о
его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4
статьи 39-11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по
его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды
при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с
подпунктом 4 пункта 4 статьи 39-11 настоящего Кодекса и
уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении
этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи
39-11 настоящего Кодекса; - 13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о
его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с
подпунктом 1 пункта 1 статьи 39-18 настоящего Кодекса извещение о
предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного
строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства,
дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским)
хозяйством его деятельности; - 14) разрешенное использование земельного участка не
соответствует целям использования такого земельного участка,
указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за
исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с
утвержденным проектом планировки территории; - 15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный
в установленном Правительством Российской Федерации порядке
перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и
безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в
случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в
соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39-10 настоящего
Кодекса; - 16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о
предоставлении земельного участка некоммерческой организации,
созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства,
превышает предельный размер, установленный в соответствии с
федеральным законом; - 17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка
земельный участок в соответствии с утвержденными документами
территориального планирования и (или) документацией по планировке
территории предназначен для размещения объектов федерального
значения, объектов регионального значения или объектов местного
значения и с заявлением о предоставлении земельного участка
обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; - 18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка
земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в
соответствии с государственной программой Российской Федерации,
государственной программой субъекта Российской Федерации и с
заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не
уполномоченное на строительство этих здания, сооружения; - 19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав
не допускается; - 20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о
его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования; - 21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка
земельный участок не отнесен к определенной категории земель; - 22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о
его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании
его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением
о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в
этом решении лицо; - 23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка
земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд
и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного
участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок
был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для
государственных или муниципальных нужд в связи с признанием
многоквартирного дома, который расположен на таком земельном
участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его
предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным
законом «О государственной регистрации недвижимости» (в ред.
Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ — Собрание
законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4294);
25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его
предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме
расположения земельного участка, проекте межевания территории или в
проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми
такой земельный участок образован, более чем на десять процентов (в
ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ — Собрание
законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3997).
(Статья 39-16 введена Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N
171-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N
26, ст. 3377)
открыть раздел в документе найти материалы
Статья 39.16 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ). Основания для отказа в предоставлении земельного участка
Предоставление земельных участков для личного пользования, под застройку, с целью последующего развития территории, в аренду, под приватизацию и для любых других целей регламентируется Земельным Кодексом РФ.
Участок может быть передан физическому или юридическому лицу после проведения аукциона или без передачи земли на аукцион, в случаях, когда согласно законодательству, возможна передача земельного участка без дополнительных процедур.
В случае отказа органа самоуправления или руководящего юридического лица в предоставлении надела, возможно обжалование отказного решения в судебном порядке.
Случаи, когда решение не подлежит обжалованию
ЗК РФ предусмотрен ряд законных оснований для препятствования в получении участка при наличии определенных обстоятельств. Не подлежит обжалованию решение об отказе в таких случаях:
- Если на требуемую территорию наложен официальный запрет на проведение приватизации;
- Если участок содержит собственность других лиц или пребывает в собственности других лиц;
- Если на земле есть незавершенное строительство, осуществляемое на законных основаниях;
- Когда надел был изъят из общего оборота;
- Если участок признан неделимым и относится к долевой собственности нескольких физических или юридических лиц;
- Когда территория относится к государственным резервным участкам;
В случае подачи нескольких заявлений на получения одного и того же участка, заявители могут получить отказ-отсрочку, до проведения аукциона. При этом лица, право на получение надела получает один из участников аукциона, остальные получают отказ, в связи с результатами аукциона.
Когда отказ на предоставления участка считается незаконным
Незаконным отказ считается в случае, если не подтвержден соответствующими фактами, свидетельствующими о невозможности передачи земли в пользование.
В судебном порядке может быть обжаловано решение об отказе, если земельный участок не выставлен на аукцион, не имеет на своей территории неоконченных застроек или имеет застройки, но возведены они на незаконных основаниях.
Подлежит обжалованию земля, выданная ранее для личного пользования, в случае если отказывают в праве на приватизацию, а также подлежат обжалованию отказы на участки, для которых границы неиспользуемой территории и ее место положения определены неактуально.
Незаконным считается отказ на предоставление участка под предлогом воспрещающих факторов форм использования участка заявителем, если данные факторы не являются документально подтвержденными. То же касается и земель, зарезервированных для муниципальных целей, если документация о резервировании отсутствует.
Сложным моментом при борьбе за предоставлении земельного участка состоит в том, что четких правил данной процедуры не существует, по этой причине, в первую очередь, следует ознакомиться с законодательными актами относительно предпочитаемого участка, правильно оформить заявление, а в случае отказа, попытаться разрешить вопрос земли в судебном порядке, что сделать без помощи специалистов фактически невозможно.
Статистика деятельности нашей компании свидетельствует о том, более 83% истцов выигрывают подобные земельные споры и решения органов, отказавших в выдаче участка, признаются незаконными.
Для того чтобы не столкнуться с проблемой отказа со стороны представителей органов самоуправления, процедуру получения надела или его искового оспаривания лучше доверить квалифицированному специалисту.
Наша компания помогла отстоять право на получение земельного участка сотням людей и имеет большой опыт в разрешении земельных вопросов любой степени сложности.