П. 22 ч. 1 ст. 93
07.07.2020
Новый механизм проведения закупок товаров у единственного поставщика до 3 млн.рублей
Закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика – закупки малого объема (далее — ЗМО), всё более и более становятся интересными и популярными среди Заказчиков, связано это с тем, что:
во — первых, сама по себе процедура предельно проста:
- сжатые сроки проведения,
- не требуется размещение документов в ЕИС,
- риск нарушения в такой закупке минимален
во – вторых, «порог» осуществления малых закупок с каждым годом растет, чем и становиться более привлекательным для Заказчиков:
- изначально «порог» ЗМО был установлен в 100 тысяч рублей (ограничения по годовому объему — 2 млн.рублей или не более 5% СГОЗ и 50 млн.рублей),
- в мае 2019 года повышен до 300 тысяч рублей (ограничения по годовому объему не менялись),
- в апреле 2020 года повышен до 600 тыс. рублей (ограничения по процентному годовому объему также увеличился — 2 млн.рублей или не более 10% СГОЗ и 50 млн.рублей).
- с «01» октября 2020 г. Заказчики смогут осуществлять ЗМО на сумму до 3 миллионов рублей, используя специальный механизм, особенности которого, мы рассмотрим в настоящей статье.
Стоит отметить, что закупок малого объема, как и всех закупок, проводимых по Закону №44-ФЗ, коснулся тренд «электронизации», так, с «01» марта 2019 года для Заказчиков федерального уровня появилась обязанность использовать Единый агрегатор торговли «Березка». На уровне субъектов Российской Федерации порядок осуществления малых закупок в электронной форме установлен региональными нормативными правовыми актами, ЗМО осуществляются с использованием «электронных магазинов».
В каких случаях и кто может применять новый механизм ЗМО до 3 млн. рублей?
п.4 ч.1 ст.93 | 2 млн.р. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн.р. |
п.5 ч.1 ст.93 (учреждения культуры, архивы) | 5 млн.р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн.р. |
Теперь (с «01» октября 2020 г.) для закупок товаров по п.4, п.5 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ появится возможность увеличить лимит с 600 тыс. до 3 млн. руб., но с обязательным условием, что такие закупки будут проводиться с использованием электронной площадки (ст.
93 Закона №44-ФЗ дополняется ч. 12).
Здесь важно обратить внимание на два момента:
- новый механизм будет применим только при закупке товаров, т.е. только товары можно будет закупать на сумму до 3 млн. рублей. Работы, услуги, как и прежде до 600 тыс.
- Ограничения по годовому объему закупок остаются не измененными,
— 2 млн.р. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн.р. (п.4 ч.1 ст.93),
— 5 млн.р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн.р. (п.5 ч.1 ст.93).
Механизм осуществления ЗМО до 3 млн. рублей:
Для наглядности механизм осуществления закупки рассмотрим на схеме.
1. Процедура начинается с размещения предварительных предложений участниками на любой электронной площадке (далее-ЭП), включенной в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.
Закупка по 44-ФЗ: единственный поставщик | Контур.Закупки
Рассмотрим основные изменения в законодательстве, затрагивающие закупку у единственного поставщика по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – «Закон № 44-ФЗ»).
Понятие закупки у единственного поставщика
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика – это процедура, при которой заказчик заключает контракт с конкретным физическим или юридическим лицом, минуя формальную процедуру выбора поставщика.
Закупка у единственного поставщика – право, а не обязанность заказчика. Однако существует исключение – закупка у единственного поставщика в случаях, когда конкурентная процедура по Закону № 44-ФЗ не состоялась.
Рекомендуйте сервисы Контура и зарабатывайте, станьте Реферальным партнером крупной IT-компании!
Когда возможна закупка у единственного поставщика
Случаи, когда заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика (исполнителя или подрядчика) перечислены в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В этом перечне более 50 различных оснований. Перечислим наиболее популярные.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- Закупка товара, работы или услуги (далее – «ТРУ»), относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», закупка услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93).
- Закупка ТРУ у единственного поставщика (подрядчика или исполнителя), определённого указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ в случаях, которые устанавливает Президент РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93).
- Закупка с целью выполнения работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93).
- Закупка на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93).
- Закупка на сумму до 600 тыс. руб. государственным или муниципальным учреждением культуры, уставная цель деятельности которого состоит в сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (п. 5 ч. 1 ст. 93).
- Закупка на ту же сумму такими государственными и муниципальными учреждениями, как:
- музеи и планетарии
- зоопарки, заповедники и ботанические сады
- национальные, природные и ландшафтные парки, а также парки культуры и отдыха
- телерадиовещательные учреждения
- театры и учреждения, осуществляющие концертную деятельность
- цирки
- дома культуры, дворцы культуры, дома и центры народного творчества и ремёсел, клубы
- библиотеки и архивы (п. 5 ч. 1 ст. 93)
- Закупка на ту же сумму государственными и муниципальными образовательными и научными организациями (п. 5 ч. 1 ст. 93).
- Закупка на ту же сумму организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 5 ч. 1 ст. 93).
- Закупка на ту же сумму физкультурно-спортивными организациями (п. 5 ч. 1 ст. 93).
- Когда процедуры закупок были признаны несостоявшимися (пп. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).
- Закупка с целью оказания таких услуг, как:
- водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение
- газоснабжение (кроме услуг по реализации сжиженного газа)
- обращение с ТКО (твёрдыми коммунальными отходами)
- подключение и присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения
- ввоз, вывоз и хранение психотропных веществ и наркотических средств (п. 8 ч. 1 ст. 93)
- Закупка, которая осуществляется в целях:
- оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, а также вследствие аварий и обстоятельств непреодолимой силы
- предупреждения или ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оказания гуманитарной помощи (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций)
Следует отметить, что в этих случаях заказчик вправе осуществить закупку в том количестве и в том объёме, которые необходимы для предотвращения или предупреждения негативных последствий, если применение конкурсной процедуры, требующей временных затрат, нецелесообразно (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Как закупить содержание помещений и коммунальные услуги в 2020 году
ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров
Закупать коммунальные услуги стало проще. С 8 января 2020 года появилось больше возможностей для закупок у едпоставщика.
- В рекомендации узнаете, почему новые правила лучше старых, как спланировать и купить коммунальные услуги и как изменить цену и срок договора.
- Теперь заказчик может избежать лишних конкурентных процедур и заключить больше простых контрактов с едпоставщиком.
- C 8 января появилось больше законных оснований для закупок коммунальных услуг
. Изменили нормы закона по обслуживанию нежилых помещений. В законе скорректировали пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
КАК ПОМЕНЯЛИСЬ ЗАКУПКИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В 2020 ГОДУ
До изменений. Раньше вы могли закупать коммуналку и обслуживание помещений у едпоставщика по пункту 23 части 1 статьи 93, только если помещение принадлежало вам на праве:
- оперативного управления;
- безвозмездного пользования.
Закупать без конкурентной процедуры можно было не все коммунальные услуги, а только по перечню из самого пункта. В перечень входили:
- холодное и горячее водоснабжение;
- водоотведение;
- электроснабжение;
- теплоснабжение;
- газоснабжение;
- охрана;
- обращение с ТКО.
После изменений. Теперь можно закупать коммуналку у едпоставщика, если владеете помещением не только на праве оперативного управления или безвозмездного пользования, но и на любом законном основании, например:
- хозяйственное ведение;
- аренда;
- собственность.
Перечень услуг, которые можно закупать по пункту 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, теперь выглядит так:
- холодное и горячее водоснабжение;
- водоотведение;
- электроснабжение;
- теплоснабжение;
- газоснабжение;
- охрана;
- обращение с ТКО
- техобслуживание;
- эксплуатационный контроль зданий;
- ремонт общего имущества.
Эксплуатационный контроль включает периодические осмотры, контрольные проверки состояния оснований, строительных конструкций, чтобы оценить их надежность (ч. 7 ст. 55.24 ГрК).
Техобслуживание нежилых помещений включает в себя внешнее благоустройство, санитарную уборку, замену осветительных приборов, сезонные работы по утеплению трубопровода, работы на инженерных сетях.
Ситуация: вправе ли заказчик включить в контракт по пункту 23 части 1 статьи 93 коммунальные платежи и содержание помещений
Да, вправе. Заказчик вправе купить у единственного поставщика коммунальные услуги для нежилых помещений по пункту 23 части 1 статьи 93 Закона, если одновременно соблюдены два условия:
- нежилыми помещениями владеете на любом законном основании, в том числе по договору аренды;
- исполнитель уже оказывает те же услуги другому пользователю нежилых помещений, которые находятся в здании.
Помещения в здании должны занимать несколько организаций, то есть заказчик – не единственный арендатор на этой площади.
Если вы одни используете помещения в здании и коммунальные услуги оказывают только вам, то использовать пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ нельзя.
Тогда коммунальные услуги могут входить в стоимость арендных платежей или быть отдельными контрактами по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При соблюдении вышеуказанных условий такой контракт можно заключить с арендодателем. Если нет возможности заключить контракт непосредственно с коммунальными службами.
КАКИЕ УСЛУГИ ОТНОСЯТСЯ К КОММУНАЛЬНЫМ
Когда организация предоставляет заказчику коммунальные ресурсы, она оказывает коммунальные услуги. Например, теплоснабжающая компания поставляет горячую воду.
Такой вывод следует из абзаца 9 пункта 2 Правил из постановления Правительства от 06.05.2011 № 354, далее – Правила № 354. Коммунальные ресурсы предоставляют исполнители, а заказчики закупают коммунальные услуги.
Таблица. Что относят к коммунальным ресурсам, а что к услугам
Холодная вода | Холодное водоснабжение |
Горячая вода, горячая вода в открытых системах теплоснабжения | Горячее водоснабжение |
Электроэнергия | Электроснабжение |
Газ, в том числе в баллонах | Газоснабжение |
Тепло, твердое топливо (например, уголь) | Отопление |
Сточные воды централизованных сетей инженерно-технического обеспечения | Водоотведение |
Обращение с твердыми коммунальными отходами | Сбор, перевозка, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов |
Коммунальные ресурсы и услуги перечислены в пунктах 2 и 4 Правил № 354.
ПО КАКИМ ПУНКТАМ ПРОВОДЯТ ЗАКУПКУ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ В 2020 ГОДУ
Вы вправе закупить коммунальные услуги по спецпунктам или по общим основаниям. Спецпункты – это пункты, в которых прямо прописано, что закупать или у кого закупать. Например, пункт 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ используют для закупок у монополистов, а по пункту 8 закупают вывоз мусора. Смотрите в таблице перечень спецпунктов для закупки коммуналки и что вы можете по ним купить.
Таблица. Полный перечень услуг и оснований для закупки
Какие услуги закупить | По какому основанию-спецпункту |
Услуги монополистов, например связь и услуги центрального депозитария | пункт 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ |
Водоснабжение, водоотведение, отопление, газоснабжение, вывоз ТКО | пункт 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ |
Водоснабжение, водоотведение, отопление, газоснабжение, вывоз ТКО, техническое обслуживание, эксплуатационный контроль, ремонт, охрана | пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ |
Электричество от поставщика из реестра гарантирующих поставщиков | пункт 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ |
Для закупки коммунальных услуг вы также вправе использовать пункты 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. По этим пунктам можно закупать что угодно, но без превышения лимитов.
По пункту 4 вы вправе заключить контракт с едпоставщиком на сумму до 300 000 руб. При этом возможны два варианта расчета годового объема закупок: до 2 млн руб. или до 5 процентов СГОЗ, но не более чем 50 млн руб.
Обеспечивать контракт и включать обоснование цены не обязательно (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). А по пункту 5 максимальная цена контракта – 600 тыс. руб.
, годовой лимит – не более 50 процентов от СГОЗ и не более 30 млн руб.
Совет: редакция рекомендует не использовать малые закупки по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ для коммунальных услуг. Иначе рискуете потратить все лимиты, а когда что-то нужно будет срочно купить – уже не сможете провести малую закупку.
КАК ОТРАЗИТЬ КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ПЛАНЕ-ГРАФИКЕ
Закупку коммунальных услуг отразите в плане-графике одной строкой. Если проведете закупку, не включенную в план-график, заплатите штраф 30 000 руб. (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП).
В разрядах 30–33 ИКЗ укажите первые четыре цифры кода ОКПД2. Код зависит от конкретной услуги, которую закупаете. Структуру кода смотрите в приказе Минфина от 10.04.2019 № 55н.
Не указывайте в качестве единицы измерения «условную единицу», когда закупаете энергоснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение. Иначе не сможете изменить объем услуг в контракте. Нельзя будет указать, что вам поставили 1,1 условной единицы коммунальных услуг, потому что условной единицей не измеряют объем. Применяйте общепринятые единицы измерения из таблицы.
Таблица. Единицы изменения для коммунальных услуг
Электроэнергия | Киловатт-час или ватт-час (кВт/ч, Вт/ч) |
Водоснабжение и водоотведение, газоснабжение | Кубический метр (м3, кубометр) |
Теплоснабжение | Гигакалории (Гкал) |
Внесите сведения в план-график за один день до заключения контракта. Извещения для закупок коммуналки у едпоставщика по статье 93 Закона № 44-ФЗ не публикуйте(Закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ).
Внимание:
Прокуратура разъясняет: Как заказчику не допустить нарушений при размещении заказа у единственного поставщика
Закон о контрактной системе давно стал неотъемлемой частью деятельности всех государственных, муниципальных органов и учреждений.
Он призван обеспечить эффективность закупок для государственных и муниципальных нужд, гласность и прозрачность их проведения, предотвращать коррупцию и другие злоупотребления.
Наиболее популярным у заказчиков способом осуществления закупок является заключение контракта с единственным поставщиком, однако незаконный выбор данной формы серьёзно нарушает конкуренцию.
Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.
При этом необходимо обратить внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика, исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по Закону о контрактной системе.
Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исчерпывающим образом определены в ст. 93 Закона о контрактной системе.
Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер.
Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
Указанная статья содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:
— осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
— осуществление закупки на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93), так называемые малые закупки;
— оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам) (п. 8 ч. 1 ст. 93);
— закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93).
Преимущественно заказчики при осуществлении закупок у единственного поставщика выбирают п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Малые закупки претерпели изменения с 24 апреля 2020 года.
Минимальная сумма закупки увеличена до 600 тыс. по Закону о контрактной системе. Годовой объем таких закупок ограничен 2 млн. рублей или 10% от совокупного годового объема закупок заказчика и 50 млн.
рублей.
С 1 октября 2020 года малые закупки можно будет проводить в электронной форме на сумму до 3 млн. рублей. Закупать таким образом можно только товары, в отношении услуг и работ такое правило не будет действовать.
Из плюсов осуществления закупки у единственного поставщика следует отметить, что, как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним, риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах, заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.
В качестве недостатков закупки у единственного поставщика можно обратить внимание на то, что заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
Органы прокуратуры республики уделяют особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона.
Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны органов прокуратуры и контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.
Нередко для ухода от конкурентных процедур используются механизмы искусственного дробления заказов либо контракты заключаются с единственным поставщиком в отсутствие оснований.
Дробление закупок – это преднамеренная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько мелких договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период и не существует препятствий технологического или экономического характера, которые мешают провести одну процедуру для приобретения всех товаров, работ, услуг.
За дробление закупок можно получить штраф по ст. 7.29 КоАП РФ. Эта статья устанавливает наказание за неверный выбор способа закупки. Должностное лицо могут оштрафовать на 30 тыс. руб.
В части второй указанной статьи отдельно говорится о неверном выборе закупки, тогда как по закону должен был быть проведен конкурс или аукцион. За это грозит штраф в 50 тыс. руб. Кроме того, возможна ответственность по ст. 14.32 КоАП РФ за заключение антиконкурентного соглашения.
Должностное лицо ждет штраф до 50 тыс. руб. или дисквалификация до 3 лет. Для юридических лиц штраф составляет до 0,15% суммы выручки.
Предотвратить указанные нарушения возможно путем использования конкурентных процедур при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, либо если всё-таки принято решение о заключении контракта с единственным поставщиком, внимательно и детально изучить то или иное основание осуществления закупки таким способом.
Основные риски при заключении контрактов с единственными поставщиками – завышение цен на приобретаемые товары (работы, услуги), а также оплата заказчиками фактически невыполненных либо некачественных работ, как правило, связанные с хищением бюджетных средств.
Кроме того, как уже ранее упомянуто, заказчики могут быть подвергнуты ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ за заключение антиконкурентного соглашения.
Если же в результате заключения хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения гражданам, организациям или государству причинен крупный ущерб либо извлечен доход в крупном размере, виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности по ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации – ограничение конкуренции.
Министерство финансов РФ и ФАС России в марте 2020 года опубликовали письма с разъяснениями условий закупок у единственного поставщика в условиях распространения коронавируса.
В указанных письмах разъяснено, что распространение коронавируса является обстоятельством непреодолимой силы, заказчики могут осуществлять закупки у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст.
93 Закона о контрактной системе.
При этом заказчики не всегда надлежащим образом обосновывают начальную цену контракта при осуществлении закупки по указанному основанию.
Иногда заказчики при определении начальной цены контракта берут за основу среднюю рассчитанную цену на основании поступивших коммерческих предложений.
Данный механизм необходим при осуществлении закупок путем использования конкурентах процедур, где предусматривается снижение цены контракта в процессе торгов.
Что касается закупки у единственного поставщика, в частности на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, очевидно, что снижения цены не предполагается. Учитывая один из принципов Закона о контрактной системе, рациональность использования бюджетных средств, контракт с единственным поставщиком необходимо заключить по наименьшей, предложенной в процессе обоснования, цене.
Государственный или муниципальный контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы или права и законные интересы третьих лиц, признается судом недействительным (ничтожным), применяются последствия недействительности ничтожной сделки.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах. Такие последствия в свою очередь негативно сказываются на осуществление поставщиком нормальной хозяйственной деятельности.
Как таковых спорных вопросов при осуществлении закупок у единственного поставщика между заказчиком и исполнителем не возникает.
Между тем, органы прокуратуры республики принимает меры реагирования в отношении заказчиков путем привлечения виновных лиц к административной ответственности.
К примеру, прокуратурой Среднеколымского района в 2019 году установлен факт искусственного дробления закупок на сумму 1 115 900 руб.
путем заключения 15 контрактов с индивидуальным предпринимателем для выполнения работ по благоустройству поселка.
По результатам рассмотрения антимонопольным органом возбужденного прокурором района дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.29 глава поселения привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей.
Старший помощник прокурора района
юрист 2 класса М.С. Тимофеева
Обзор понятия «Единственный поставщик» и особенности работы с ним
В последнее время все чаще при обсуждении или планировании государственных закупок на реализацию проектов информатизации здравоохранения звучит понятие «Единственного поставщика».
Кто такой «Единственный поставщик»? Какие права и обязанности возникают у заказчиков проектов в связи с наделением компании-исполнителя этим статусом? Является ли правом заказчика или его обязанностью заключение контрактов с такими компаниям? Попробуем в этом разобраться.
Основные сведения о «Единственном поставщике»
Начнем с графоманского о том, что чаще всего звучит термин не «Единственный поставщик», а «Единственный исполнитель». Это неправильно – в федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.
2019 №44-ФЗ (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ ) предусмотрен термин — «единственный поставщик (подрядчик, исполнитель)», определение которого, к сожалению, законом не дано. Поэтому здесь и далее мы будем использовать именно термин «Единственный поставщик», а не «Единственный исполнитель».
Под единственным поставщиком мы будем понимать физическое или юридическое лицо, с которым можно заключить государственный контракт без проведения конкурентной процедуры, проще говоря – без конкурса.
Это определение мы основываем на п.1 ст. 24, который разрешает проведение закупок всего 2мя способами: «конкурентным» или путем «… закупки у … единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)».
Эта фраза означает именно законную возможность, не более того.
Согласно п.2 ч. 1 ст. 93 №44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если он (поставщик) определен указом, распоряжением или поручением Президента РФ или постановлением / распоряжением Правительства РФ.
Согласно письму Минэкономразвития РФ № ОГ-Д28-1522 от 14.02.2017, при наличии соответствующего постановления или распоряжения Правительства РФ, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ является правом заказчика, а не его обязанностью.
Часто бытует мнение, что присвоение статуса единственного поставщика автоматически означает, что теперь все заказчики против своей воли обязаны отдать выделенные на ту или иную закупку финансовые средства той компании, которая была объявлена таким исполнителем.
Это не совсем так: останется ли работа с единственным поставщиком правом заказчика или станет таки его обязанностью, можно будет уверенно сказать только на основании тех формулировок, которое Правительство пропишет в своем постановлении о наделении статуса «Единственного исполнителя» соответствующую компанию.
Согласно действующего законодательства, такое постановление должно содержать предмет закупки (что, собственно говоря, можно закупать без конкурентной борьбы) и предельный срок, в течении которого можно заключить такой контракт. Этим документом также должна быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.
При подготовке проекта постановления Правительства исполнителем, претендующим на заключение государственного контракта, в обязательном порядке представляется обоснование цены услуг (пп. 2 п. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Правом закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) могут воспользоваться только государственные заказчики для обеспечения государственных нужд и только при соблюдении ряда процессуальных особенностей, описанных далее.
Минусы и плюсы работы с единственным поставщиком
В заметке «Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: что нужно учитывать» приводятся наглядные доводы «за» и «против» работы по такой схеме:
Преимущества:
- Если заказчик (регион) хорошо знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним, то механизм единственного поставщика позволяет страховать риски входа в проект слабого и недобросовестного исполнителя.
- Риск нарушения процедуры заключения контракта или его затягивания сведен к минимуму.
- Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
- Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.
Недостатки:
- Заказчик не сможет значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
- Заказчику сложно будет обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
- ФАС уделяет особое внимание закупкам у единственных поставщиков, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов ему, по сути, гарантировано повышенное внимание к неконкурентной процедуре. В связи с этим он ясно должен представлять свою ответственность в случае нарушений.
Для чего нужен единственный поставщик в проектах информатизации здравоохранения?
Представляется, что работа с «Единственным поставщиком» — это хороший выход для тех регионов, где имеются серьезные барьеры в информатизации здравоохранения, которую сам регион не в силах преодолеть (дефицит кадров, частая смена власти, плохие результаты базовой информатизации, большой «зоопарк» неинтегрированных и некачественных решений и т.д.). В таких регионах возможность устранить дополнительные риски в виде непрогнозируемых результатов конкурсов и передать реализацию проекта крупной компании, имеющей финансовые возможности инвестировать в проект, является обоснованным подходом.
Для тех регионов, где имеется сильная команда, уверенная хорошая информатизация и внятная стратегия повышения эффективности от инвестиций в информатизацию, возможность самостоятельной реализации и сохранения внедренных ранее решений является на наш более целесообразной.
Таким образом, критерий использования единственного поставщика – это способность региона обеспечить целевые KPI проектов информатизации.
Если регион уверенно достигает их – то нет оснований ломать реализуемую стратегию и рисковать достигнутыми результатами.
Там, где таких результатов нет и имеются серьезные проблемы в реализации проекта – законодательно предусмотрена возможность обратиться за услугами к единственному поставщику и тем самым наверстать упущения.
Как работать с «Единственным поставщиком»
Заключить контракт с единственным поставщиком можно только в тот период и для тех предметов закупки, которые будут установлены соответствующим постановлением Правительства.
Для того, чтобы воспользоваться правом закупки у единственного поставщика, заказчик должен отразить намерения о таких закупках в соответствующих документах, таких как план-график закупок.
Договор с единственным поставщиком по 44-ФЗ: правила заключения контракта
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Что означает закупка у единственного поставщика
- Преимущества и недостатки закупки у единственного поставщика
- В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика
- В чем состоит процедура проверки контролирующим органом
- Когда необходимо обосновать заключение договора с единственным поставщиком по 44-ФЗ
- Правила закупки у единственного поставщика из-за пандемии коронавируса
Договор с единственным поставщиком регламентируется статьей 93 Закона 44-ФЗ. В данной статье представлены 55 пунктов, за исключением 27-го, который утратил силу.
В соответствии с ними заказчик имеет право заключать контракт с единственным поставщиком. Сам процесс заключения соглашения представляет собой его подписание без проведения аукциона.
Договор может быть заключен в бумажной форме либо с помощью агрегаторов торговли.
Часть своих закупок заказчики осуществляют у единственного поставщика, минуя различные конкурентные процедуры. Сюда входят и так называемые малые закупки. Их количество увеличилось в последнее время, так как был повышен лимит их стоимости. Но в законе 44-ФЗ прописаны и другие варианты закупок напрямую – без конкурсов, аукционов и запросов. Рассмотрим все варианты далее в нашей статье.
Закупка у единственного поставщика – что это означает
Речь идет о неконкурентном формате подбора юридического либо физического лица для работы по контракту, то есть подписание договора не требует участия в конкурсе целого ряда претендентов.
Нужно понимать, что использование данного способа считается правом, но ни в коем случае не обязанностью покупателя. Правда, стоит сразу оговориться, что речь не идет о закупках у одного исполнителя, проводимых, когда конкурс признан несостоявшимся.
Заказчики ценят интересующий нас формат за его относительную простоту, возможность получения товара в короткие сроки. Обычно ТРУ приобретаются у одного поставщика, когда стоимость работ небольшая, а существующие акты не запрещают подобные действия.
Преимущества и недостатки закупки у единственного поставщика
Достоинства:
- Заказчик имеет опыт совместной деятельности с исполнителем.
- Сторонам сложнее нарушить правила заключения контракта.
- Более простая процедура по сравнению с конкурентным форматом, которая, помимо прочего, требует меньше времени на завершение.
- Финансовая экономия на проведении конкурса.
Недостатки:
- Цена работ не может быть сильно снижена, что позволяет сделать электронный аукцион.
- Представляется сложным обеспечение наилучших условий договора, поскольку отсутствует конкуренция между потенциальными исполнителями.
- Антимонопольная служба строго следит за проводимыми в таком формате закупками, так как они открывают возможности для расходования участниками средств из бюджета по их усмотрению. Подписывая договор с единственным поставщиком по 44-ФЗ, ожидайте внимания со стороны контролирующих органов. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, важно четко знать, что вас ждет, если не соблюдать нормы.
В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика
Часть 1 ст. 93 закона 44-ФЗ регулирует подписание договора с единственным поставщиком. Всего в этом акте указано свыше 50 оснований для данного действия, однако чаще такой формат используется для закупки:
- ТРУ, которые предоставляются субъектами естественных монополий по закону 147-ФЗ от 17.08.1995 г., услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93).
- На сумму в пределах 300 тысяч рублей согласно п. 4 ч. 1 ст. 93.
- Услуг по подаче воды, тепла, газа (не учитываются сделки по продаже сжиженного газа), водоотведению, подключению к инженерно-техническим сетям – при этом работы проводятся в соответствии с тарифами, регулируемыми законодательством РФ. К данной группе (п. 8 ч. 1 ст. 93) относится также услуги по содержанию и ввозу/вывозу наркотических средств, психотропных препаратов.
- Определенных ТРУ, ставших необходимыми после аварии, ЧС, вне зависимости от ее природы, из-за обстоятельств непреодолимой силы, в рамках предоставления срочной помощи медицинскими работниками (п. 9 ч. 1 ст. 93).
- После того как не удалось выбрать исполнителя за счет конкурентных торгов (п. 25–25.3 ч. 1 ст. 93).
Закупки, проводимые у единственного поставщика:
Малые
Возможно приобретение любых ТРУ, если сумма договора с единственным поставщиком по 44-ФЗ – не более 300 000 рублей.
В год допускается работа в данном формате при общем объеме контрактов до 2 миллионов рублей либо до 5 % от совокупного объема закупок одного покупателя за тот же период времени, если сумма 5 % превышает указанную сумму.
При таком принципе расчета общая предельная сумма составляет 50 миллионов рублей. Отметим, для закупок для муниципальных нужд сельских поселений данное правило неактуально.
Важно: при соглашении на сумму до 300 тысяч рублей отсутствует ограничение, налагаемое правилом об одноименных товарах.
Пример. В марте текущего года компания заказывает компьютеры в офис на 90 000 рублей. А в апреле она может в таком же формате снова приобрести продукцию, если цена каждого контракта не более 300 тысяч рублей.
Суммарный объем контрактов, подписанных в течение квартала, не учитывается, если отсутствуют признаки «дробления». Помните: в год предельная сумма закупок у одного продавца – 2 миллиона рублей либо 5 % от совокупного годового объема закупок, но до 50 миллионов рублей. Данное правило устанавливается п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Заказчики ценят закупки малого объема за их простоту:
- Их не требуется подробно прописывать в плане-графике. Информация отражается не по каждой покупке, а за год.
- Не нужно публиковать в ЕИС извещение о проведении мероприятия.
- Не требуется размещать сведения в реестре контрактов.
Это неконкурентная процедура
Иногда покупатель обязан приобрести ТРУ, используя интересующий нас формат заключения контракта. Это правило действует, когда конкурентная закупка считается несостоявшейся.
Причины могут быть такими: организаторы получили только одно предложение либо лишь один из исполнителей в поданной документации учел все требования заказчика.
В результате необходим договор с единственным поставщиком по п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ.
Важно: закон не всегда дает возможность закупить ТРУ без конкурса. Так, это может быть связано с превышением допустимой годовой суммы, о которой говорилось выше. Тогда допускается организация открытого конкурса, аукциона (ст. 54.1, 59) или запроса котировок/предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).
Закупка у единственного исполнителя, которой пришлось воспользоваться из-за провала конкурсной процедуры, может проходить без разрешения контрольного органа. Однако придется пройти через процедуру согласования после безрезультатного запроса предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).
Решившись заключить договор с единственным поставщиком по 44-ФЗ, важно помнить не только о плюсах, но и минусах данной процедуры.
Процедура проверки контролирующими органами
Для законного приобретения ТРУ у одного продавца (п. 6–9, 34, 50 ч. 1 ст.
93) покупатель информирует о своих намерениях контрольный орган в течение одного рабочего дня после подписания соглашения. А именно уведомление направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района либо городского округа, которые отвечают за осуществление контроля в области закупок.
К документу прилагают копию договора с подписями участников и обоснование его заключения.
Закон не закрепляет определенный регламент проведения проверки по факту подписания контракта. Обычно действуют таким образом:
- Полученные документы рассматриваются, действия заказчика проверяются на соответствие нормам 44-ФЗ.
- Формируется докладная записка с результатами проведенного анализа.
- Если все нормы закона выполнены, информирование заказчика не осуществляется.
- После выявления фактов несоблюдения закона проводят внеплановую проверку – покупателя об этом уведомляют.
Когда необходимо обосновать заключение договора с единственным поставщиком по 44-ФЗ
Статья 93-ФЗ о госзакупках фиксирует ситуации, когда допускается использование контракта с единственным поставщиком.
В договоре должен содержаться отчет, фиксирующий причины, по которым использование других подходов к выявлению исполнителя является невозможным либо нецелесообразным. Кроме того, нужно приложить расчет и пояснить установленную сумму, если речь идет о закупках (ч. 3 и 4 ст.
93 44-ФЗ):
- имеющих отношение к мобилизационной подготовке;
- печатных или электронных изданий;
- оказания экстренной медицинской помощи после аварии и иных ЧС;
- поставок культурных ценностей;
- произведений литературы, искусства.
Задача специалиста контрактной службы – доказать, что выбранный исполнитель или ТРУ является уникальным либо возникла непредвиденная ситуация. Отметим, в данном случае закон не ограничивает сумму соглашения.
Основываясь на данном правиле, некоторые субъекты РФ создали специальные учреждения и наделили их всеми необходимыми полномочиями. Таким образом они действуют в соответствии с нормами п. 6 ч. 1 ст.
93 закона 44-ФЗ и получают возможность приобретать ТРУ в неконкурсном формате, значительно ускоряя процедуру. Обычно данный подход используется, когда речь идет о закупке лекарств.
Закон требует обязательного предоставления документа, содержащего объяснение цены. Расчет прописывается в договоре либо в приложении, заверяется сторонами контракта.
Отчет, дающий пояснения, почему выбран формат договора с единственным поставщиком по 44-ФЗ, оформляется отдельно и скрепляется подписью представителя покупателя. Для этого документа в законе отсутствуют четкие правила относительно формы и содержания.