Ответственность

Оплата резервируемой максимальной мощности

Подразделения «Россетей» заявляют о колоссальных выпадающих доходах от содержания введенной, но по разным причинам невостребованной сетевой инфраструктуры. По оценкам участников рынка, в России сложилась катастрофическая ситуация, когда в действительности используется не более 12% существующих ресурсов. Электросети в регионах готовы предоставить продолжительные списки объектов, построенных в рамках договоров техприсоединения, которыми так и не воспользовались потребители. Так, например, «МРСК Урала» приводит в пример целый перечень подстанций, введенных под амбициозные бизнес-проекты, фактически зависших мертвым грузом и съедающих десятки миллионов рублей на содержание. Однако введение платы за резерв мощности, которое обсуждается в правительстве РФ, встречает сопротивление со стороны финансово-промышленных групп. По мнению крупнейших потребителей, оплата резерва приведет к скачку тарифов на теплоснабжение и воду вплоть до 4%, а расходы поставщиков суммарно возрастут на 80 млрд рублей ежегодно. Хотя у куратора энергетики Дмитрия Козака, по всей видимости, сложилось иное мнение.

Федеральное правительство накануне все-таки приняло решение о поэтапном введении платы за резерв сетевой мощности для потребителей свыше 670 кВт. Это значит, что теперь потребители будут оплачивать всю заявленную в договоре на техприсоединение мощность, даже если они не выбирают ее полностью. Госчиновники указывают, что такая мера позволит снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике на 100 млрд рублей в год. Мера вводится, в том числе, для сокращения выпадающих доходов ПАО «Россети», которые вынуждены содержать фактически не используемые объекты. Оплата резервируемой максимальной мощности

Подстанция 110/10кВ «Уралбройлер»

enersk.ru

Сейчас, как отмечают представители госхолдинга, в регионах построено колоссальное число объектов, загрузка которых не позволяет даже окупить их ввод.

Как рассказали «Правде УрФО» в пресс-службе ОАО «МРСК Урала», при значительных годовых объемах техприсоединения потребители зачастую готовы к подключению только спустя продолжительное время.

Тем временем, вся построенная инфраструктура находится в простое, не принося доходов сетям, однако съедая значительные средства на их содержание.

Причин, по которым дорогостоящие объекты сетевой инфраструктуры загружены лишь частично, несколько. Первая в том, что предприятия снижают производство, а бизнес ищет способы оптимизировать потребление ресурсов.

Кроме того, происходит изменение географии спроса на электроэнергию.

Но ключевым фактором является неисполнение заявителями обязательств по набору нагрузки, указанной в заявке на техприсоединение, и низкое качество территориального планирования по конкретным участкам.

«Если говорить о динамике технологического присоединения, то в филиалы компании ежегодно поступает более 30 тысяч заявок потребителей различной категории. Итоги 2018 года подводятся, но цифры примерно сопоставимы. Как и прежде, значительная доля заявок до 15 кВт – порядка 90% от общего количества, поступает от физических лиц, которые относятся к льготной категории. Ежегодный объем присоединяемой новой мощности в зоне ответственности «МРСК Урала» составляет порядка 940 МВт. Анализ заявок и выполненных договоров технологического присоединения показывает, что лишь 25% процентов заявителей реально готовы к присоединению. Еще 35-40% смогут сделать это не менее чем через шесть месяцев, а всем оставшимся напряжение может понадобиться лишь в отдаленной перспективе. Предприниматели обращаются за новыми мощностями, чтобы обеспечить себя впрок», – пояснил «Правде УрФО» представитель «МРСК Урала».

Так, например, в 2012 году для реализации приоритетных животноводческих программ на территории Челябинской области «МРСК Урала» построила подстанцию 110/10кВ «Уралбройлер».

Проект лоббировался бывшим губернатором региона Михаилом Юревичем для группы компаний «Здоровая ферма», которую связывали с депутатом Госдумы РФ Олегом Колесниковым.

На сегодня, как отмечают специалисты «дочки» «Россетей», финансовый поток, генерируемый этим объектом, не покрывает затраты на его техническую эксплуатацию и ремонт, не говоря уже о возврате капитальных вложений. Речь идет о более чем 250 млн рублей.

Источники издания, близкие к «Россетям», отмечают, что таких объектов на Урале реализовано значительно больше. Одним из наиболее ярких примеров инсайдеры называют ПС 110 кВ «Титан», построенную для нужд ОЭЗ «Титановая долина». Амбициозный проект так и не смог привлечь заявленного числа резидентов, в результате чего на данный момент загрузка подстанции не превышает 2%.

Также в Свердловской области планировалось строительство «Невьянской птицефабрики» под Нижним Тагилом. Под производство индейки были протянуты сети, однако энергопринимающие устройства так и не появились. Еще один проект – ПС «Звездная», построенная в 2015 году для российско-бельгийского проекта компании «Луаст» по производству извести.

Инвестор до сих пор не начал строительство.

Как считают в «Россетях», оплата резервируемой мощности может являться рабочим механизмом, который позволит потребителям более четко и взвешенно планировать собственное энергопотребление. Электросетевые компании на сегодня находятся в прямой зависимости от планов развития потребителей.

При строительстве электросетевой инфраструктуры компании для заявителей в полной мере выполняют требования законодательства по технологическому присоединению.

Но реальная картина такова, что существует постоянный разрыв между возможным, зарезервированным отпуском и реальным энергопотреблением.

Предложения по введению платы за резерв поддерживают не только «Россети», но и все отраслевое сообщество в целом, причем, в более радикальной риторике. По словам директора департамента по связям с органами власти НП «Территориальных сетевых организаций» Натальи Готовой, ассоциация предлагает сразу перейти на 100% оплату, что упростит администрирование.

«Мы считаем, что оплата резервируемой максимальной мощности – это наиболее очевидный механизм, позволяющий не строить сетевые объекты-«памятники», которые стоят незагруженными с момента ввода в строй. По подсчетам Минэнерго, в России сейчас потребляется не более 12% от построенной сетевой мощности. Так получается, в том числе, из-за того, что в стране огромные объемы льготного технологического присоединения к электрическим сетям, когда за копейки потребители мощностью энергопринимающих устройств до 150 кВт покупают «шведский стол». В текущей модели, которая заложена в проекте постановления правительства РФ, для новых технологических присоединений предполагается 100% оплата резервируемых мощностей, и мы уверены, что такой подход позволит потребителям электрической энергии более взвешенно планировать свое будущее потребление», – отметила специалист НП ТСО.

По мнению руководства ассоциации, больше всего вопросов вызывает выявление и администрирование резерва у существующих потребителей. Получается, что в проект не заложена компенсация расходов сетевых организаций на администрирование, но при этом по ряду регионов может оказаться, что затраты на него окажутся выше, чем доход, полученный от платежей за резерв или его перераспределения.

«Точки спроса на мощность зачастую географически не совпадают с центрами питания, где высвободилась мощность.

Что делать тогда, проводить релокацию оборудования, которому 40-50 лет? Однако в любом случае запуск оплаты резерва сетевой мощности позволит провести инвентаризацию спроса на мощность по стране, а потом уже на этой основе возможна донастройка механизмов с учетом накопленного опыта», – считают в НП ТСО.

Оплата резервируемой максимальной мощности

ПС 110 кВ «Титан»

nws.su

Однако позиция сетей традиционно вызывает противодействие со стороны лобби крупных потребителей. Члены ассоциации НП «Сообщество потребителей энергии», куда входят крупнейшие корпорации страны, указывают на доводы генерирующих компаний, согласно которым плата за резерв приведет к росту тарифов на тепло в пределах 3-4%. Аналогичного мнения придерживается и Минстрой РФ, указывая, что скачка цен стоит также ожидать в сфере водоснабжения.

Дело в том, что ресурсоснабжающие компании должны иметь резервы сетевой мощности на случай ЧП. Сейчас они оплачивают фактическое потребление, если добавить плату за всю мощность, это приведет к росту их расходов. По оценкам ассоциации «Совет производителей энергии», расходы ее компаний из-за введения оплаты резерва могут составить от 30 до 80 миллиардов рублей в год.

При этом, как указывают противники платы за резерв, «Россети» сами заявляют, что не увеличат доходов от нововведения, а только перераспределят нагрузку между эффективными и неэффективными потребителями. «Резерв «бумажный» – объем проданной мощности сетей в 1,3-1,5 раза превышает ее реальный физический прирост в 2009-2014 годах», – считают в ассоциации «Сообщество потребителей энергии».

Однако, как указывают участники рынка, ответственный за принятие решения вице-премьер Дмитрий Козак, скорее всего, «выслушает доводы всех сторон, но это не повлияет на конечное решение правительства». «Принципиально вопрос уже проработан, резерв мощности, скорее всего, будет принят по сценарию в интересах Россетей», – считает собеседник издания на энергорынке.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: instagram.com/kubanenergo

 Антон Гуськов

Резервируемая мощность

Резервируемая мощность – это разность между максимальной мощностью энергопринимающих устройств потребителя, прописанной в акте технологического присоединения, и фактически потребляемой «сетевой» мощностью, которая рассчитывается как средняя из максимумов потребления по рабочим дням в диапазонах часов, установленных системным оператором.

Что включает в себя понятие «плата за резерв мощности»?

Речь идёт о проекте постановления правительства, который предусматривает постепенное внедрение платы за неиспользуемый потребителями резерв сетевых мощностей.

Документ предполагает введение платы за резерв для потребителей (кроме населения и приравненных к нему потребителей), которые фактически не используют 40% и более от заявленной максимальной мощности.

Для тех, кто не откажется и не перераспределит избытки мощностей, на первом этапе плата за резерв составит 5% стоимости объёма. В дальнейшем она будет ежегодно увеличиваться и к 2025 году составит 100 % максимальной мощности.

Почему возникла идея оплаты неиспользуемого резерва?

Читайте также:  Оплата при переводе по медицинским показаниям

Ввести плату за резерв предложило Минэнерго России с целью более эффективного использования существующих энергетических мощностей. По действующим нормам услуги по передаче электричества оплачиваются исходя из фактически потреблённого объема.

Такой подход не стимулирует потребителей к оптимальному использованию мощности, заказываемой при технологическом присоединении.

Многие потребители, включая крупные промышленные предприятия, закладывают мощности выше их фактических потребностей, при этом сети несут затраты на обслуживание оборудования, и, соответственно, включают их в свой тариф.

Обязанность по оплате неиспользуемого резерва мощности будет возникать у потребителя в случае, если по итогам годового периода объем резерва составлял более 40% от максимальной мощности (при условии, что потребитель не начал потреблять больше электроэнергии, не перераспределил и не отказался от имеющихся резервов в пользу других потребителей).

Оплата резервируемой максимальной мощности

В целях исключения резкого роста расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии рекомендуем вам заблаговременно оценить возможное влияние изменений. Специалисты ООО «ЭСВ» оказывают следующие услуги:

  • Экспертиза режима потребления на основании данных об объёмах потребления и имеющейся документации о технологическом присоединении с целью расчёта прогнозируемой величины увеличения стоимости услуг по передаче электрической энергии для потребителей группы «прочие потребители» в части оплаты максимальной резервируемой мощности.
  • Организация восстановления утраченных документов о технологическом присоединении, внесения изменений в документы о технологическом присоединении.
  • Подготовка в интересах потребителя проектов соглашений о перераспределении максимальной мощности в пользу третьих лиц.
  • Для участия в данном проекте предприятия могут сообщить о своём желании по следующим контактным данным:
  • Отдел по работе с ключевыми клиентами и ОРЭМ
  • Протасов Максим Александрович
  • электронной почты [email protected]
  • телефон 8 (920) 674-09-64

Интервью Павла Сниккарса "Переток.ру" | Министерство энергетики РФ

Москва, 1 марта. Беседовал Сергей Исполатов.

«Неэффективные потребители хотели бы законсервировать ситуацию с сетевыми резервами»

Проект о введении платы за резерв сетевых мощностей стал в прошлом году одной из самых обсуждаемых инициатив в энергетическом секторе.

Получив множество критических отзывов, Минэнерго доработало документ и планирует внести его в правительство в середине марта.

О ключевых корректировках, учтённых в новой редакции, и логике профильного министерства при отклонении ряда поправок «Переток» поговорил с директором департамента развития электроэнергетики Минэнерго Павлом Сниккарсом.

– Введение платы за сетевые резервы в последние месяцы остаётся одной из самых дискуссионных тем в энергетическом сообществе; основными противниками идеи выступают крупные потребители. Насколько конструктивной, с Вашей точки зрения, является это обсуждение?

– В отраслевом сообществе и в СМИ по поводу постановления об оплате сетевых резервов складывается достаточно странная ситуация.

Мы чётко видим, что коллеги, прежде всего, крупные потребители, как основные противники выхода этого документа, активизировались и уже достаточно долго забрасывают нас негативными оценками предложения.

Причём почему-то пишут только с критикой нашего предложения и при этом абсолютно ничего не предлагают взамен. Одновременно на всех совещаниях, в том числе на уровне президента, потребители говорят, что введение механизма take-or-pay это правильно.

Все крупные потребители как правило имеют площадки за границей и знают как там устроен энергорынок, в том числе тарификация и порядок оказания услуг по передаче.

Действительно, в Европе нет отдельной платы за резерв, но там внедрены правила рынка и тарифы, которые рассчитываются исходя из максимальной мощности потребителя: там больше количество разных вариаций, например, трёхставочный тариф за готовность.

Но все они содержательно сводятся к одному принципу: при определении услуг на передачу плата формируется с учётом максимальной мощности, которую заказывает потребитель и которую обеспечивает сеть, поддерживая сетевую инфраструктуру в готовности для того, чтобы в любой момент передать потребителю электроэнергию в рамках заказанной им максимальной мощности. По сути, в этом и заключается услуга по передаче электрической энергии.

Потребители всем говорят – «Мы заплатили за эту мощность». При этом они имеют ввиду оплату CAPEX или затрат на строительство необходимого участка сети. Но это компенсация капитальных затрат, связанных с подключением к системе.

А компенсация операционных затрат (расходов на содержание этих сетей) включается в общекотловой тариф. Получается, что за содержание объектов электросетевого хозяйства «под резерв» для одних потребителей сегодня платят другие.

Введение платы за резервируемую мощность предполагает перераспределение между потребителями уже имеющихся затрат сетевых организаций на содержание сетевой инфраструктуры пропорционально тем величинам максимальной мощности, которые потребители заявили при техприсоединении и в рамках которых сетевые организации приняли на себя обязательства в любой момент обеспечить таким потребителям передачу электроэнергии. При этом если у потребителя отсутствует неиспользуемая резервируемая мощность, от введения данного механизма такой потребитель станет платить меньше за услуги по передаче электроэнергии.

Президент еще в 2010 и 2011 годах поручал ускорить введение механизма take-or-pay в сетях. Сейчас мы пытаемся взвешенно, осторожно ввести этот механизм регулирования в России. Вернее, просим правительство поддержать нас на этом пути.

– На каком этапе согласования сейчас находится проект? Какие значимые поправки внесены в него в процессе согласования?

– Документ находится в стадии доработки. Мы обсудили проект с коллегами из Минстроя и услышали друг друга. Мы более внимательно изучили ситуацию с коммунальными организациями: тепловиками, водоканалами.

В результате принято решение выделить предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность в регионах, в отдельную категорию и установить для них понижающий коэффициент для максимальной мощности при расчёте платы за резерв. Значение понижающего коэффициента сейчас как раз обсуждается с заинтересованными ведомствами (базовый вариант – 0,7).

В эту группу войдут предприятия, отвечающие за тепло- и водоснабжение, водоотведение и канализацию, угольные и горнорудные предприятия.

Например, обычный рядовой потребитель с максимальной мощностью 10 МВт, фактически потребляющий в среднем за 12 месяцев 5 МВт, должен будет оплатить содержание неиспользуемой мощности: на первом этапе – 5% за 5 МВт.

Для предприятий жизнедеятельности, соответственно, максимальная присоединённая мощность будет определяться с учётом понижающего коэффициента.

При реальной мощности, допустим в те же 10 МВт, учитываться будут только 7 МВт и уже от них будет считаться 60% – плата будет взиматься, если реальная загрузка ниже этого уровня.

Отдельно мы более детально проработали с экспертным сообществом порядок оплаты услуг по передаче энергии генераторами оптового рынка.

Любой генератор является потребителем услуг по передаче и должен заключить соответствующий договор с сетевой организацией в отношении своих энергопринимающих устройств.

При этом генераторы оптового рынка будут оплачивать услуги по передаче, в том числе резерв, только в объёме, превышающем нормативное потребление электроэнергии на собственные нужды объектов генерации.

Третье новшество, которое может быть внесено в проект, пока остаётся развилкой, окончательного решения здесь ещё не принято: оставлять ли в документе тезис о переходе с 2024 года на оплату сетевых услуг по максимальной мощности.

Потребители, генераторы, Минстрой просят убрать тезис о 2024 годе. Мы считаем возможным отложить решение до 2022 года, проанализировав результаты стартового этапа.

Но это вопрос компетенций уровня вице-премьера и окончательного решения здесь пока нет.

– Какова доля в суммарном потреблении предприятий, которые попадут под действие понижающего коэффициента 0,7?

– Изменения были предложены недавно, мы сейчас ведём работу по формированию окончательного перечня объектов потребителей, которые попадут под действие понижающего коэффициента. Предварительно могу сказать, что доля будет чуть больше, чем доля электропотребления предприятий ЖКХ.

– Когда постановление о введении платы за сетевые резервы может быть принято?

– В ближайшие дни мы доработаем текст и в рабочем порядке направим коллегам из ФОИВов. К середине марта мы планируем внести проект постановления в правительство, чтобы уже на этом уровне снять последние разногласия и окончательно доработать текст документа.

– Ранее предполагалось, что плата за резерв может быть внедрена уже со второго полугодия 2019 года. Актуален ли этот срок?

– Учитывая, что фактически уже начинается март, мы полагаем, что механизм заработает с 1 января 2020 года.

– Стартовая ставка на фоне переноса сроков останется прежней – 5%?

– 5% или 10% – сейчас обсуждается. Полагаю, на старте останется 5%, просто весь график введения платы сдвинется вправо. Будем предлагать кабмину утвердить такое решение, надеемся в кабмине с нами согласятся.

Читайте также:  Поступление в у.е.

– То есть ориентировочный срок выхода на 100-процентную оплату по максимальной мощности, планировавшийся на 2024 год, может сдвинуться?

– Вполне.

– Как Вы уже отметили, основными оппонентами идеи введения платы за резерв выступили крупные потребители. Один из проблемных моментов – ситуация с потребителями первой и второй категорий надёжности. Они требовали преференций, указывая на то, что резервные сети необходимы по техтребованиям для безопасной работы. Чем завершилось обсуждение этой темы?

– Мы неоднократно обсуждали вопрос с главой «Сообщества потребителей энергии» Василием Киселёвым и представителями крупных потребителей. Такие промобъекты всегда имеют два независимых присоединения к сети.

Максимальная мощность энергопринимающего оборудования при этом не меняется: она как была, условно, 10 МВт, так 10 МВт и остаётся, неважно сколько проводов идёт на объект. Мы не собираемся суммировать максимальную мощность каждого провода.

То есть, при потреблении 60% максимальной мощности и более по одной линии (условно 6 МВт), по другой плата начисляться не будет, даже если загрузка второй линии нулевая.

Никакого сложения по этим линиям не будет: вы не сможете потребить 20 МВт, если максимальная мощность вашего оборудования 10 МВт – вторая линия включается, когда вырубается первая. Так что тут с точки зрения резерва проблемы нет. Ещё раз повторюсь, плата за резерв не увеличивается для потребителей от категории надёжности их энергопринимающих устройств.

Под норму о льготном коэффициенте 0,7 попадут ЖКХ, пожарные установки, особо опасные производства – угольные шахты и прочие. В энергосхемы этих предприятий заложены пиковые нагрузки, соответственно, сформирована и максимальная мощность. Но ситуации, требующие пиковых нагрузок, могут наступать редко и ненадолго.

Например, насосные станции рассчитаны на максимально возможную приточность, которая случается раз в несколько лет. В результате, часть оборудования оказывается востребована раз в 3–5 лет, да и то только на несколько часов.

Понятно, почему коммунальщикам нужно предоставить льготу по такому оборудованию – оно необходимо, по сути, для предотвращения ЧП, но используется крайне нерегулярно.

Но почему какие-то преференции должны получать, например, металлурги, если их работа не связана с жизнеобеспечением конкретного региона? Если они не используют мощности, не готовы платить за них, и они не нужны потребителю – пусть отказываются.

Я напомню, в конструкции механизма платы за резерв есть две опции: либо вы платите за резерв, если потребляете фактическим меньше 60% мощности, либо отказываетесь от излишков и, вписавшись в 60-процентный порог потребления, ничего не платите.

– Ранее потребители, в частности представители РУСАЛа, жаловались, что из-за противодействия сетевиков не могут отказаться от имеющихся избытков мощности. Представители «Россетей», по их словам, требуют демонтировать принимающее оборудование для официального снижения сетевой мощности.

– Пусть покажут нам хотя бы один официальный ответ «Россетей» по этому поводу, пока мы таких документов не видели. Если вы официально обращаетесь в «Россети» с просьбой отключить, то должен быть официальный ответ. Если нам покажут такой ответ, то мы сможем понять, в чём проблема, и дать свою оценку. Но пока мы не видим проблем с нормативкой.

Если речь идёт о противоаварийной автоматике и т. д., то технически возможно потребуется перенастройка и прочее. Может быть, это требует определённых расходов со стороны потребителя, но это их развилка. Потребители сами должны выбрать, что им выгодно – посчитают затраты в обоих случаях и определятся.

Мы не хотим ограничивать потребителя в выборе способа и метода решения. Они присоединялись на 300 МВт, а потребляют 100 МВт, конечно, здесь будут вопросы. А если у вас заявленное потребление 300 МВт, а фактическое – 270 МВт, то естественно к ним вопросов не возникает.

Почему у металлургов, у РУСАЛа возникают вопросы? Потому что у них большая максимальная мощность, низкое потребление и они хотели бы законсервировать эту ситуацию.

Ещё раз повторюсь, если у потребителя отсутствует неиспользуемая резервируемая мощность, от введения платы за резерв такой потребитель станет платить меньше за услуги по передаче электроэнергии. Внедрение подобного подхода восстанавливает баланс интересов на рынке, формируя экономику предприятия в зависимости от той мощности, которая для него содержится в системе.

Пока потребители рисуют апокалипсис серыми тонами на чёрной бумаге: картины особо не видно. У коллег есть зарубежные площадки, компании работают на разных рынках, много высокооплачиваемых менеджеров: предложите альтернативные варианты! Мы готовы их рассмотреть, но их пока нет.

У нас есть государственная задача способствовать экономическому росту, соответственно нужно увеличивать инвестиции, но они должны быть адекватными, а не «закапываться в землю». Незагруженное электросетевое оборудование, расходы на которое включаются в тариф, ведёт к необоснованному росту расходов всех потребителей.

Исходя из этого мы наращиваем показатель загрузки сетей, перестаём строить невостребованные ЛЭП и подстанции и в результате снижаем тариф. Ввод любого нового оборудования повышает тариф, так как в него включаются расходы на амортизацию.

Тариф не будет расти, если параллельно с новым строительством будет расти объём полезного отпуска. На наш взгляд, здесь прямая заинтересованность потребителей перераспределить избыточную нагрузку и платежи за сети.

Пока же у нас условно два потребителя с одинаковой максимальной мощностью 10 МВт могут потреблять 9 МВт и 2 МВт соответственно, а платить будут одинаково. Механизм подталкивает потребителей отказываться от излишков и платить меньше, что, согласитесь, логично.

– Потребители регулярно заявляют, что изменения, происходящие на энергорынке, в том числе введение платы за резерв, подталкивает их в сторону развития собственной генерации? Как вы оцениваете вероятность широкомасштабного отключения крупных покупателей электричества от ЕЭС?

– Мы провели оценку ценовую и видим, кому из потребителей, в зависимости от категорийности и уровней напряжения, выгодно уходить в промгенерацию, а кому – нет.

Для отдельных предприятий промгенерация оказывается оправдана вне зависимости от введения резерва – решение может приниматься с учётом средней стоимости электроэнергии на рынке.

На наш взгляд, в условиях тех параметров безопасности и надёжности, которые гарантирует ЕЭС, процесс массового ухода потребителей в собственную генерацию выглядит маловероятным.

Отмечу, что как раз в текущей схеме потребители с собственной генерацией, как правило, заказывают при технологическом присоединении максимальную мощность, не имея ещё собственной генерации. А построив её, перестают оплачивать услуги по передаче, оставив за собой большие неиспользуемые резервы.

Услуга сетевыми организациями оказывается, так как сетевая организация обеспечивает готовность сетевого оборудования к передаче таким предприятиям электроэнергии в рамках максимальной мощности в любой момент времени, только платят за это услугу другие потребители.

Те же, кто хочет оставить себе резерв в системе, должны платить за него сами, а не перекладывать эти затраты на плечи других потребителей.

– То есть для собственной генерации никаких преференций не предусматривается?

– Нет.

– Какой финансовый эффект для «Россетей» даст введение платы за резерв? В сетевом холдинге настаивают, что новации являются игрой с «нулевой суммой», когда увеличивающая финнагрузка на потребителей, сидящих на малоиспользуемых сетях, позволит снизить расходы тех, у кого нет простаивающих резервов. На рынке опасаются, что сетевики будут претендовать на «высвобождающиеся» средства, обосновывая это необходимостью компенсации иных выпадающих доходов.

– Логика постановления ровно такая, и мы как Минэнерго будем настаивать на этом: необходимо, чтобы дополнительно собранная выручка от оплаты резерва в следующем периоде в обязательном порядке вычиталась из выручки и приводила к снижению удельного тарифа на передачу. Введение оплаты резервов должно учитываться при регулировании общей котловой выручки и снижать удельный тариф для всех потребителей. Это логично и именно на это нацелен новый механизм.

Ссылка на интервью.

Резерв мощности

Информация по вопросу оплаты резервируемой мощности

  1. Что такое резервируемая максимальная мощность (РММ)? Как она определяется?

Резервируемая мощность – это разность между максимальной мощностью энергопринимающих устройств потребителя, прописанной в акте технологического присоединения и фактически потребляемой «сетевой» мощностью, которая рассчитывается как средняя из максимумов потребления по рабочим дням в диапазонах часов, установленных системным оператором.

  1. Что включает в себя понятие «плата за резерв мощности»?

Речь идёт о проекте постановления правительства, который предусматривает постепенное внедрение платы за неиспользуемый потребителями резерв сетевых мощностей.

Документ предполагает введение платы за резерв для потребителей (кроме населения и приравненных к нему потребителей), которые фактически не используют 40% и более от заявленной максимальной мощности.

Для тех, кто не откажется и не перераспределит избытки мощностей, на первом этапе плата за резерв составит 5% стоимости объёма. В дальнейшем она будет ежегодно увеличиваться и к 2025 году составит 100 % максимальной мощности.

  1. Почему возникла идея оплаты неиспользуемого резерва?
Читайте также:  Пропорционально удовлетворенным требованиям

Ввести плату за резерв предложило Минэнерго России с целью более эффективного использования существующих энергетических мощностей. По действующим нормам услуги по передаче электричества оплачиваются исходя из фактически потреблённого объема.

Такой подход не стимулирует потребителей к оптимальному использованию мощности, заказываемой при технологическом присоединении.

Многие потребители, включая крупные промышленные предприятия, закладывают мощности выше их фактических потребностей, при этом сети несут затраты на обслуживание оборудования, и, соответственно, включают их в свой тариф.

Введением оплаты за резервную мощность государство хочет призвать предприятия к более разумному и эффективному использованию уже имеющихся мощностей. Данная инициатива позволит более качественно планировать развитие сетевой инфраструктуры (например, строительство новых подстанций) и не закладывать лишнего в тариф, который в итоге оплачивают все потребители.

  1. Кого коснётся данное нововведение?

Планируется, что данный законопроект будет распространять действие на всех потребителей, за исключением населения и приравненных к нему потребителей. Объем РММ подлежит оплате за расчётный период при выполнении следующих условий в совокупности:

  • РММ за текущий расчётный период составляет более 40% от величины максимальной мощности;
  • по всем 12 расчётным периодам, предшествовавшим текущему расчётному периоду, резервируемая максимальная мощность составляет более 40 % от максимальной мощности.

Таким образом, проектом предусмотрено, что если потребитель хотя бы единожды за последние 12 месяцев фактически потребил мощность более, чем на 60% от максимальной, то РММ в текущем расчётном периоде оплате не подлежит. 

Проектом постановления Правительства РФ также предусматривается поэтапный ввод оплаты резервируемой максимальной мощности, а именно:

Эксперт: ввод платы за резерв мощности может привести к росту тарифов на воду в РФ — ТАСС

МОСКВА, 3 марта. /ТАСС/. Тарифы на воду могут вырасти на 21% за пять лет из-за ввода платы за электросетевой резерв мощности.

Об этом ТАСС во вторник сообщила заместитель директора по правовым вопросам ООО «РКС -Холдинг» (Российские коммунальные системы) Ольга Кухарева после заседания комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по жилищно-коммунальному хозяйству.

Как сообщалось в ноябре 2019 года со ссылкой на колонку заместителя министра энергетики РФ Юрия Маневича в журнале «Энергетическая политика», Минэнерго предложило с 2020 года ввести плату за закрепленный за потребителями, но не используемый резерв электросетевой мощности и подготовило проект соответствующего документа.

«Мы подсчитали, что возможен прирост в 21% от текущего уровня тарифов на воду только за счет этого. Если будет введен понижающий коэффициент для организаций, прирост составит в среднем 16,6%.

Это только по нашему контуру», — сказала Кухарева.

Общества, входящие в контур управления ООО «РКС-Холдинг», работают в 8 регионах Российской Федерации: в Пермском крае, Амурской, Кировской, Пензенской, Самарской, Тамбовской, Ульяновской областях и Республике Карелия.

Она подчеркнула, что расходы на оплату электроэнергии вырастут за счет оплаты резерва — операторы будут вынуждены закладывать это в тариф.

Как следует из пояснительных материалов к заседанию, «с учетом того, что расходы на оплату электрической энергии составляют значительную часть в общем объеме расходов организаций водно-коммунального хозяйства (ВКХ) в случае принятия текущей версии проекта «рост расходов на приобретение электрической энергии к 2025 году по сравнению с 2019 годом составит в среднем 186%».

В них также указывается, что отказ от резервируемой максимальной мощности для организаций ВКХ невозможен из-за необходимости держать дополнительную мощность на нужды пожаротушения, для регулирования уровней водохранилищ, в том числе во время паводков.

Кроме того, дополнительные мощности необходимы для переброски воды между источниками для обеспечения водоснабжения населенных пунктов в засушливые годы.

  • О проекте
  • Проект предусматривает, что все потребители электрической энергии (кроме населения), которые используют максимальную мощность своих энергопринимающих устройств менее, чем на 60%, будут обязаны оплатить сетевой организации разницу между максимальной и фактической мощностью — резервируемую максимальную мощность, либо отказаться от неиспользуемой мощности в пользу сетевой организации.
  • Проектом также предусмотрено, что потребители освобождаются от оплаты резерва мощности на последующие 12 месяцев в случае, если на протяжении одного месяца ими ежедневно потреблялось более 60% от максимальной мощности.
  • Предполагается поэтапное введение оплаты сетевого резерва — доля оплачиваемого резерва в объеме услуг по передаче электроэнергии будет расти постепенно — от 5% до 60% с 2020 года по 2025 год. 

Оценка режима потребления

Оценка режима потребления (максимальная резервируемая мощность)

В связи с выходом на заключительную стадию согласования проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии», разработанный Министерством  энергетики Российской Федерации, АО «Мосэнергосбыт» предлагает  потребителям услугу по оценке режима потребления с целью определения величины роста платежей за транспорт электроэнергии после вступления законопроекта в силу.

Указанным проектом постановления предусматривается введение оплаты неиспользуемого резерва присоединенной мощности энергопринимающих устройств в составе услуг по передаче электрической энергии для всех потребителей электроэнергии (кроме населения и приравненных к нему категорий потребителей) с 1 января 2021 года.

Обязанность по оплате неиспользуемого резерва мощности будет возникать у потребителя в случае, если по итогам годового периода объем резерва составлял более 40 % от максимальной мощности (при условии, что потребитель не начал потреблять больше электроэнергии, не перераспределил и не отказался от имеющихся резервов в пользу других потребителей).

Величина резервируемой максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя будет оказывать существенное влияние на стоимость услуг по передаче электрической энергии. В отдельных случаях нововведения повлекут за собой кратное повышение стоимости услуг по передаче электрической энергии.

  • В целях исключения резкого роста расходов на оплату услуги по передаче электрической энергии рекомендуем заблаговременно оценить возможное влияние изменений законодательства и заказать услугу «Оценка режима потребления клиента с целью определения прогнозируемого роста стоимости услуг по передаче электрической энергии  для потребителей группы «прочие потребители» в части оплаты максимальной резервируемой мощности».
  • В рамках оказания услуги в соответствии с требованиями законопроекта будет  проанализирован объём фактического потребления за период 12 месяцев, сформирован профиль мощности, определена величина резервируемой мощности, увеличение стоимости услуги по передаче в связи с введением оплаты резервируемой мощности и определена величина  снижения (перераспределение) максимальной мощности, при которой риски оплаты резервируемой максимальной мощности будут минимальны.
  • Для выполнения оценки специалист запросит необходимую документацию о технологическом присоединении к сетям электроснабжения.
  • В случае, если техническая документация требует актуализации либо по каким-либо причинам утрачена, квалифицированные специалисты АО «Мосэнергосбыт»  окажут комплекс услуг по восстановлению либо подготовке и сопровождению оформления пакета документов, подтверждающих технологическое присоединение к сетям.

Если по итогам оценки потребителем будет принято решение отказаться от излишков присоединенной мощности, сложный и растянутый во времени процесс  подготовки пакета соответствующих документов и взаимодействия с сетевой организацией можно оптимизировать, передав процесс оформления перераспределения мощности на сопровождение специалистам АО «Мосэнергосбыт» «под ключ», включая  выполнение технических условий. Это позволит сэкономить время, получить гарантированное качество выполнения работ и минимизировать риски.

Также потребитель может воспользоваться услугой размещения информации об имеющихся излишках присоединенной максимальной мощности на сайте АО «Мосэнергосбыт» в разделе «Биржа мощности» с целью привлечения потребителей, заинтересованных в увеличении мощности и заключения с ними соглашений о перераспределении мощности на возмездной основе.

Получить более подробную информацию и заказать услуги  можно:

  • обратившись в  АО «Мосэнергосбыт».

Что такое резервируемая мощность?        

Это объём мощности, который не используется потребителем  ежемесячно от  величины  максимальной мощности, согласованной между потребителем  и сетевой организацией – недоиспользуемый резерв.

Где указана максимальная мощность?      

В документах, выданных сетевой организацией (Акт об осуществлении технологического присоединения, Акт разграничения балансовой принадлежности, Акт на максимальную мощность и т.д.)

Как срочно необходимо  провести мероприятия по снижениюперераспределению мощности, чтоб исключить оплату резервируемой максимальной мощности?   

Оплата резервируемой максимальной мощности предполагается с 1 января 2021 года. Переоформление и согласование технических документации в  сетевой организации  достаточно длительный процесс, поэтому лучше начать оформление  раньше, чтобы документы были готовы к 1 января 2021 г.

Ознакомиться с полным перечнем услуг вы можете в Прейскуранте цен АО «Мосэнергосбыт»: (Приложение 1_ЮРЛ_)

После подачи заявки наши специалисты свяжутся с Вами в течение дня.

Заказать услугу можно:

  • позвонив по телефону +7 (499) 550-03-55;
  • обратившись в ближайший клиентский офис АО «Мосэнергосбыт»;
  • заполнив форму ниже