Новое

Закупки в режиме ЧС

Главная / Эксклюзив / Качество закупок в условиях ЧС. Как закупить то, что действительно «предотвратит»!

Мнения авторитетных экспертов и их взгляд на проблему закупок масок, антисептиков и других товаров, защищающих от заражения в условиях распространения вируса COVID-19

27.03.2020 года Правительство Российской Федерации, в целях выполнения подпункта «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г.

№ 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», а также необходимости предупреждения распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, распоряжением № 762-р, утвердило рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости (далее – перечень).

Данный перечень, в числе прочего, предусматривает в качестве товара первой необходимости санитарно-гигиенические маски и антисептики для рук. Учитывая сложившуюся ситуацию, одноразовые перчатки для рук, хоть и не вошли в данный перечень, тоже являются фактически предметом первой необходимости.

П. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) позволяет осуществить закупку у единственного поставщика определенных товаров, работ, услуг, вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.

18 марта 2020 года  сетевое издание «Цифровые Закупки», ориентируясь на актуальность и высокую важность на сегодняшний день проблемы закупок у единственного поставщика определенных товаров, работ, услуг, вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, разъясняло порядок заключения контракта по основаниям, предусмотренным п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

В статье мы обозначили 10 ключевых аспектов или, как мы их условно назвали «заповедей», которые должны в ближайшее время стать памяткой для каждого заказчика, осуществляющего закупки для ликвидации и предупреждения распространения коронавируса.

Однако важно не только правильно провести закупку у единственного поставщика, но и получить товар того качества, на который заказчик рассчитывает при планировании закупки и заключении контракта.

Как заказчику обезопасить себя и получить при заключении контракта на основании п. 9 ч. 1 ст.

93 44-ФЗ действительно тот товар/работу/услугу, которые позволят в полной мере ликвидировать последствия, возникшие вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, оказать медицинскую помощь в экстренной или неотложной форме, предотвратить возникновение вышеуказанных обстоятельств.

Ч. 2 ст. 96 44-ФЗ предусмотрено: Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.

1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 83.

1, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 – 11, 13 – 15, 17, 20 – 23, 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46, 47 – 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 – 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона».

Действительно, вправе. Но не нужно забывать, что одним из принципов закупки по вышеуказанному пункту, является СРОЧНОСТЬ. И далеко не всегда есть время, для того что бы заказчик, воспользовавшись правом, предусмотренным ч. 2 ст. 96 44-ФЗ, установил требование о предоставлении обеспечения контракта, а исполнитель его предоставил.

Ч. 3 ст. 94 44-ФЗ предусмотрено: Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, заказчик обязан провести экспертизу.

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Если вернуться к товарам первой необходимости и вспомнить о сложившейся ситуации, становится очевидно: экспертиза таких товаров –  это не только залог добросовестного исполнения условий заключенного контракта, но и гарантия сохранения здоровья, а иногда и жизни людей.

Закупки в режиме ЧС

  • О закупках защитных изделий и дезсредств на фоне пандемического карантина
  • Мы попросили Президента Certification Group Максима Громова  ответить на несколько вопросов, которые, возможно, помогут внести ясность.
  • – На что стоит обратить внимание при приемке таких товаров как антисептики, дезинфицирующие средства, индивидуальные санитарно-гигиенические маски, перчатки одноразовые латексные?

– Первым делом, на что стоит обратить внимание, это соответствие поставленного товара условиям контракта.

Количество, комплектность, а в случаях с антисептиками и дезинфицирующими средствами, соответствует ли состав, заявленный на упаковке, тому,  что предусмотрен техническим заданием. И это действительно важно, т.к.

дезинфицирующие средства и антисептики выполняют определенную функцию, борются с вирусами и бактериями.  Не соответствие состава ожидаемому может сделать их применение бесполезным.

Далее необходимо проверить наличие документов, удостоверяющих качество поставленного товара. В случае с санитарно-гигиеническими масками, это Регистрационное удостоверение, полученное в Минздрав России.

Медицинские и латексные перчатки так же должны в обязательном порядке проходить регистрацию в Минздраве, и на них так же требуется регистрационное удостоверение. Что касается антисептиков для рук и дезинфицирующих средств, то их применение обусловлено необходимостью подавления или полного прекращения гнилостных процессов.

Достигается такой эффект благодаря присутствию химических компонентов, имеющих противомикробное действие. Сфера использования таких препаратов широка – они могут применяться:

– в качестве медицинского препарата или его компонента. Он может использоваться в ветеринарии (для приема животными) или для лечения различного рода заболеваний у людей;

– для проведения дезинфекции помещений и уничтожения различных вредителей.

Отдельные виды веществ, используемых в быту, подлежат обязательной проверке качества и безопасности в системе национальных стандартов. Такое требование обусловлено нормами, регламентируемыми постановлением Правительства РФ № 982 от 01.12.2009 – оно действует по отношению к следующим препаратам:

  1. – дезинсекционные препараты от насекомых;
  2. – дезинфицирующие средства общего назначения (для санитарной обработки);
  3. – препараты для уничтожения грызунов.

Для подтверждения соответствия нормам стандартов для таких веществ будет оформлена декларация. Некоторые из препаратов перед декларированием должны пройти процедуру государственной регистрации.

Те антисептики, которые используются в медицинских целях, в обязательном порядке проходят процедуру государственной регистрации.

Только наличие регистрационного свидетельства дает возможность законно реализовывать товар, произведенный в РФ или ввезенный на ее территорию.

Если речь идет о применении косметического средства с эффектом антисептика, потребуется подтверждать соответствие регламенту Таможенного союза, определяющему показатели качества и безопасности для парфюмерно-косметических средств.

– Что должно насторожить специалиста по закупкам, осуществляющего приемку вышеуказанного товара?

– Первое что должно насторожить заказчика еще до заключения контракта, это значительная разница в цене – между средней ценой на закупаемый товар на «рынке»  и ценой,  предлагаемой на торгах.

Второе, это, разумеется, понимание самого заказчика, достаточно ли его уровня знаний и опыта, что бы при необходимости оценить планируемый к поставке товар. Конечно, это зависит от специфики закупаемого товара.

В любом случае заказчику стоит позаботиться заранее и включить в проект контракта условие о проведении в случае необходимости независимой экспертизы ТРУ. Это является правом заказчика, и им НУЖНО пользоваться.

Ну и третье, отсутствие сертификатов, инструкций и других сопутствующих документов, а также отсутствие в описании и составе продукта веществ и материалов, которые способны обеспечить заявляемый эффект.

– В каких случаях следует провести независимую экспертизу названных товаров?

– Как было сказано выше, экспертизу стоит проводить в случае значительного снижения цены по отношению к НМЦК.

В случаях закупки товаров первой необходимости, лекарственных средств и медикаментов, продуктов питания, детских товаров, товаров, обеспечивающих пожарную безопасность, мы бы тоже советовали проведение независимой экспертизы.

В ряде случаев при закупке крупных партий товара и при отсутствии подтвержденной информации по важным характеристикам продукции проведение независимой экспертизы, на мой взгляд, ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Не стоит забывать, внутренняя экспертиза проводится должностными лицами заказчика. Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.

– Существуют ли экспресс-лаборатории для проведения экспертизы вышеуказанных товаров с целью определения их безопасности, подлинности, эффективности при использовании в заявленных целях?

– Лаборатория, если лабораторные исследования используются при проведении экспертизы, ведь это не обязательное условие, часто можно обойтись и без них, это всегда испытания, специальные опыты и исследования.

Химические, физические, технические, механические и так далее. А это всегда требует времени. Поэтому говорить о существовании экспресс-лабораторий, наверное, не совсем корректно.

Часто бывает достаточным проведения экспресс-анализа специалистом, без составления подробного экспертного заключения, что занимает меньше времени.

Что касается лабораторий для проведения экспресс-тестов эффективности продукции по предотвращению заражения коронавирусом, их в настоящий момент не существует.

Это связано с новизной вируса и доступа к работе с ним узкого круга организаций, поэтому это возможно только в исследовательских лабораториях и специализированных исследовательских центрах.

Все оценки по эффективности тех или иных антисептических средств или фильтрующих материалов основаны на опыте работы с другими SARS вирусами и вирусом атипичной пневмонии. Данные результаты описаны в многочисленных научных статьях и рекомендациях ВОЗ.

Роль сертифицирующих организаций и экспресс-лабораторий здесь заключается только в подтверждении состава продукции, ее безопасности, а также тестировании характеристик,  не относящихся напрямую к коронавирусной инфекции.

– Часто ли при экспертизе выявляется контрафактная продукция? Интересуют именно заявленные позиции?

– Сейчас в таких позициях как антисептик и маски контрафактная продукция сплошь и рядом. Это можно выявить даже по разрешительной документации. В условиях почти военного времени недобросовестные производители и сертификаторы просто наживаются на людском горе. Приведу один из самых распространенных примеров.

  Так, при поставке масок санитарно-гигиенических, вместе с товаром, поставщик предоставляет сертификат соответствия.

Простыми словами, мошенники для продажи своей продукции подкладывают разрешительный документ, выданный в системе, которая отменена за три месяца до выдачи! Это один из вопиющих случаев, а сколько их еще есть,  трудно представить.

  • Мое мнение:  в сегодняшних условиях нужен специальный отдельный реестр на эти товары, который бы проверялся государством, иначе контрафактная продукция нас захлестнет.
  • – Как Вы считаете, надо ли вводить для данной продукции запреты на закупку импортных изделий?
  • – Нет, не имеет смысла, так как в стране дефицит подобной продукции, который начинает замещаться контрафактом внутреннего происхождения.

Закупки в режиме ЧС

  1. Как поставить заслон для контрафакта
  2. Мы обратились за комментарием к генеральному директору ООО «Зеттек» Ваагну Манукяну и также задали ему свои вопросы.
  3. – Как Вы считаете, какие меры борьбы с контрафактом могут быть использованы заказчиками при приемке товаров?
Читайте также:  Уничтожение документов временного хранения

– Считаю, что меры должны приниматься не только заказчиками, но прежде всего самими производителями. Создавать барьеры, задавать высокую планку, производить продукцию таким образом, чтобы ее подделка была экономически нецелесообразна. Да, качественное – это всегда дорого.

Вернее дороже, чем некачественное, которое не прошло должных проверок, имеет меньший ресурс или банально хуже упаковано. Но ведь справляться с последствиями применения и употребления некачественной продукции всегда дороже.

Так что, в данном случае, как говорится, скупой платит дважды.

– Какие меры, по Вашему мнению, было бы необходимо принять на законодательном уровне для борьбы с контрафактной продукцией?

– Я вижу несколько вариантов в данном случае. Можно дать потребителю, в данном случае заказчику, возможность устанавливать при закупке такие требования к закупаемой продукции, чтобы некачественный товар, особенно когда речь идет о товарах, работах и услугах, оказывающих влияние на жизнь и здоровье людей, даже не рассматривался как возможный к поставке.

Разработать и внедрить рейтинг поставщиков, включающий в себя такие критерии как задолженность по налогам, количество неисполненных, либо исполненных с нарушениями контрактов, деловая репутация и так далее.

На примере других государств, таких, например, как Швейцария, где качество производимых товаров на очень высоком уровне (недаром даже существует такой термин как «швейцарское качество»), стимулировать на законодательном уровне высокое качество производимой продукции. Таким образом, чтобы в нашей стране, производить некачественную продукцию было бы экономически невыгодно.

Это, кстати, к слову об импортозамещении и стимулировании отечественного производителя. Это вклад в наше здоровье, в здоровье и будущее наших детей.

Закупки в режиме ЧС

Комментарий Председателя Попечительского совета сетевого издания «Цифровые Закупки», Депутата Государственной Думы, координатора Бюро расследований ОНФ Антона Гетты:

– В рамках Бюро расследований ОНФ мы уже несколько лет поднимаем проблему, связанную с недостаточным вниманием за контролем качества продукции, поставляемой в рамках государственных и, особенно, муниципальных контрактов.

Сейчас перед нами стоит вызов: как гармонизировать ситуацию, когда с одной стороны, надо экстренно закупить товары первой необходимости, но, с другой,  надо быть уверенным, что она соответствует всем требованиям и не нанесет еще большего вреда тем, кто в дальнейшем ее будет использовать.

Спектр такой продукции очень широк – от продуктов питания для пациентов инфекционных клиник  до антисептика, масок и перчаток, которыми должны быть обеспечены не только лечебные учреждения, включая ФАПы, но и все остальные структуры, обеспечивающие жизнедеятельность нашей страны в сложных условиях борьбы с коронавирусом.

Для решения данной проблемы мы оперативно совместно с экспертным сообществом прорабатываем вопрос введения механизма быстрой экспертизы результатов исполнения контракта.

Светлана Попова

Закупки в режиме ЧС

Закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ: порядок и особенности процесса

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Суть закупок при ЧС по 44-ФЗ
  • 9 этапов проведения закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ
  • Обоснование НМЦК при закупках во время ЧС
  • Изменения правил закупок во время ЧС в 2020 году в связи с коронавирусной инфекцией

Закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ проводятся в тех случаях, когда нет времени на полноценную процедуру проведения торгов. В такой ситуации законодательством разрешается провести упрощенную процедуру и закупить ТРУ у единственного поставщика.

Однако срочность таких закупок вовсе не означает, что заказчик освобожден от отчетности и обоснования своих действий. Практика показывает, что значимая часть заказчиков неверно трактует понятие чрезвычайной ситуации, что приводит к многочисленным нарушениям. В нашей статье мы расскажем, как провести закупки при ЧС и какие изменения произошли в связи с пандемией коронавируса.

Суть закупок при ЧС по 44-ФЗ

В законе 44-ФЗ в п. 9 ч. 1 ст. 93 содержатся правила, которые регламентируют условия закупки при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Таковыми считаются события (угроза здоровью и жизни людей, существенный материальный ущерб), требующие срочного вмешательства для предотвращения негативных воздействий на людей и окружающую среду.

Причем меры в этом случае могут приниматься и как превентивные, и уже после событий для устранения их последствий.

Организация, решившая задействовать механизм закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ, обязана обосновать свои действия и доказать, что прямая закупка была предпринята по причине форс-мажора, в неординарных обстоятельствах и пр. По факту такой сделки заказчик должен на следующий день предоставить информацию в контролирующую инстанцию – антимонопольную службу либо в соответствующий отдел местной администрации.

При наступлении несущих угрозу событий властными структурами различного уровня – от президента России и до мэра города – на соответствующей территории вводится режим чрезвычайной ситуации.

При этом издается официальный акт – распоряжение или постановление главы властной структуры, в котором излагаются обстоятельства, признанные чрезвычайной ситуацией, обосновываются меры, принятые для ее нейтрализации, ликвидации, ограничения.

Также указывается, на какой территории вводится режим, какими силами и средствами обеспечиваются мероприятия, кто ответственен за реализацию режима ЧС.

9 этапов проведения закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ

Далее подробно разберем, как проводится закупка при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ. При наступлении форс-мажора, вызванного различными авариями, природными катаклизмами, государственные и муниципальные организации могут приобретать товары, работы и услуги у единственного поставщика, соблюдая следующий алгоритм.

  1. Корректировка плана-графика.

    Законом о контрактной системе предусмотрено обязательное планирование всех закупок. Если возникла потребность в товарах, работах или услугах, но данная позиция отсутствует в плане-графике, то заказчик не имеет права их приобретать (ч. 1 ст. 16 44-ФЗ).

    Из этого следует, что при наступлении чрезвычайных обстоятельств и необходимости провести внеплановую закупку у единственного поставщика первым шагом будет корректировка существующего плана-графика. Изменения в этот документ вносятся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. № 1279.

    В ч. 3 ст. 93 44-ФЗ указано, что заказчик, заключая сделку с единственным поставщиком, не должен публиковать извещение о ней в ЕИС. Эта норма в том числе распространяется на закупки при чрезвычайных ситуациях. 44-ФЗ не устанавливает никаких дополнительных требований в этой части для действий в аварийных обстоятельствах, при форс-мажорах и пр.

  2. Объект закупки должен напрямую обеспечивать ее цель.

    Закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ будут обоснованны в том случае, когда они направлены на ликвидацию последствий техногенных и природных аварий, обстоятельств непреодолимой силы и пр. Поэтому объект сделки должен отвечать именно этим условиям.

    Например, возникла аварийная ситуация, когда во время урагана была разрушена крыша школы. Значит, целью закупки будет ее восстановление, предполагающее приобретение стройматериалов и услуг ремонтной бригады.

    Но в этот список не могут входить другие материалы, например обои, хотя и предназначенные для той же школы.

    Закупка производится строго в том объеме, который необходим для устранения последствий чрезвычайной ситуации, в том числе если речь идет об оказании экстренной медицинской помощи.

  3. Ситуация, вызвавшая необходимость закупки, должна относиться к форс-мажорной.

    Поскольку речь идет о закупках при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ, то необходимо документально подтвердить, что заказчик действовал именно в аварийных условиях и в обстоятельствах непреодолимой силы.

    То есть нужно иметь доказательства, что заранее нельзя было предвидеть подобное развитие событий, в результате которого понадобилось проводить внеплановую закупку в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ для ликвидации либо предупреждения негативных последствий.

    В частности, если аварийная ситуация (разрушение крыши) возникла из-за стихийного бедствия, например урагана, то нужно взять справку из метеослужбы региона с информацией о данном погодном явлении, имевшем место в конкретный период и в конкретном районе. Такой документ послужит обоснованием для контролирующих служб о правомерности закупки.

  4. Существует потребность в срочной закупке.

    Закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ производятся в предельно сжатые сроки, потому что того требуют соответствующие обстоятельства.

    Сделка с единственным поставщиком – самая быстрая процедура, поэтому ее выбор вполне оправдан в экстренных случаях в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

    Для поиска исполнителя контракта конкурентным способом понадобится намного больше времени, тогда как ситуация требует неотложного решения.

    Условие срочности поставки должно также быть отражено в тексте контракта. То есть вся процедура имеет целью как можно быстрее устранить последствия аварии, поэтому подрядчик после заключения контракта должен незамедлительно приступать к его исполнению.

  5. Выбор единственного поставщика должен быть обоснован.

    В законе нет четкого требования, что заказчик должен непременно составлять такой документ. Но тем не менее, осуществляя закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ, следует позаботиться о его наличии.

    Поскольку закон ограничивает возможность применения неконкурентных процедур, то нужно будет иметь доказательства в пользу выбора сделки с единственным поставщиком, потому что в конкретных обстоятельствах проводить тендер было невозможно либо нецелесообразно.

    В документе надо подробно описать все обстоятельства, в результате которых возникла срочная потребность в закупке по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Из него должно следовать, что целью сделки являлось предотвращение либо ликвидация последствий чрезвычайной ситуации. Содержание документа должно давать ответы на все вопросы контролирующих органов по данной закупке.

  6. Единственный поставщик, выбранный заказчиком, должен удовлетворять нормам закона.

    Закон 44-ФЗ в ч. 1 ст. 31 содержит перечень требований, которые предъявляются к участникам закупки. Эти требования являются едиными, актуальными для всех видов закупок и не предусматривают никаких скидок на форс-мажорные обстоятельства. Это означает, что единственный поставщик в закупке при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ должен в полной мере удовлетворять данным требованиям.

    Несмотря на то что заказчик действует в срочном порядке в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, он обязан выбирать исполнителя контракта, руководствуясь положениями ст. 31.

  7. Форма контракта.

    Закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ у единственного поставщика в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ оформляются по общим нормам, предусмотренным ст. 34 44-ФЗ. То есть контракт должен быть обязательно письменным, а его содержание – отвечать требованиям закона.

  8. Направление информации в контролирующие службы по факту заключения контракта.

    Это общее требование для сделок с единственным поставщиком, прописанное в ч. 2 ст. 93 44-ФЗ. После того как подписан контракт, на протяжении одного рабочего дня заказчик обязан уведомить контрольный орган о факте закупки.

    Речь идет о сделках, предусмотренных пп. 6, 9, 34 и 50 части 1 ст.

     93, это в том числе приобретение товаров, работ и услуг при аварийных ситуациях техногенного и природного происхождения, при обстоятельствах непреодолимой силы и пр.

    Следует обратить внимание, что срок направления уведомления ограничивается одним рабочим днем.

    Как быть заказчику, если контракт подписан в пятницу, за которой следуют два выходных? В такой ситуации нужно руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации: если последний день срока приходится на выходной, то окончательная дата переносится на ближайший рабочий день. Это в нашем примере означает, что уведомление должно быть направлено не позднее понедельника.

    Вместе с контрактом в контролирующую службу заказчик должен предоставить все сопутствующие документы, которые обосновывают закупку и доказывают невозможность или нецелесообразность ее проведения через конкурентную процедуру.

  9. Передача информации в реестр контрактов.

    Положение о реестре контрактов изложено в ч. 1 ст. 103 44-ФЗ. В нем учитываются все контракты, которые заключаются за бюджетные средства.

    Обязанности по ведению реестра возложены на федеральный орган исполнительной власти, в функции которого входит кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Но в некоторых случаях сведения в реестр не попадают, это контракты, подписанные в соответствии с п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, а также п. 46 (по сделкам с физическими лицами) и п. 52 части 1 статьи 93 44-ФЗ.

    В содержании вышеуказанных пунктов не упоминаются закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ. Поэтому о заключенном с единственным поставщиком контракте в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ информация должна быть передана заказчиком в исполнительный федеральный орган, который ведет реестр контрактов.

    На это дается 5 рабочих дней после подписания договора, что указано в ч. 3 ст. 103 44-ФЗ.

    Также в законе прописано (ч. 2 ст. 103), какие именно сведения заказчик должен предоставить в реестр. Это стандартный пакет, который в обычном порядке оформляет заказчик, когда проводит выбор поставщика на конкурентной основе.

Читайте также:  Хранение лицевых счетов

Обоснование НМЦК при закупках во время ЧС

Положения ч. 4 ст. 93 44-ФЗ обязывают заказчика обосновать цену контракта при проведении закупки у единственного поставщика в соответствии с пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 — 32, 34, 35, 37 — 41, 46, 49 части 1 настоящей статьи. При этом расчеты, аргументы и выкладки в пользу установленной стоимости сделки включаются отдельным блоком в текст контракта.

Проведение закупки при чрезвычайных ситуациях по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в этом плане не отличается от всех прочих. То есть заказчик обязан и в данном случае обосновать цену контракта и прописать эту информацию в тексте договора.

В п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ как раз описаны обстоятельства, когда закупка расценивается как совершенная при чрезвычайных ситуациях, поэтому вполне оправданно ее срочное проведение и выбор единственного исполнителя. Следует лишь проследить, чтобы основание не противоречило содержанию статьи.

Еще один момент, на который следует обратить внимание, это то, что обоснование НМЦК при закупке у единственного поставщика и при помощи конкурентной процедуры имеют отличия.

В Методических рекомендациях по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, в качестве приоритетной предложена методика сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

То есть метод сопоставимых цен позволяет получить среднее значение ТРУ из существующих на рынке. Он хорошо подходит для определения НМЦК при конкурентной процедуре, так как в дальнейшем ходе торгов участники предложат объект закупки по более низкой стоимости.

При сделке с единственным исполнителем ситуация другая. Поскольку поставщик один, то механизм торга и снижения цены отсутствует. Основной целью контрактной системы является внедрение системы рационального и экономного расходования бюджетных денег.

Поэтому начальная минимальная цена контракта, рассчитанная по средним значениям, противоречит этому принципу. Следовательно, закупки при чрезвычайных ситуациях по п. 9 ч. 1 ст.

93 44-ФЗ у единственного поставщика должны осуществляться по самой низкой цене из имеющихся предложений, которые анализируются с целью обоснования стоимости контракта.

Изменения правил закупок во время ЧС в 2020 году в связи с коронавирусной инфекцией

Нацрежим в вопросах и ответах

В случае наличия запрета в закупке поставка товара иностранного происхождения невозможна, за исключением случаев, которые предусмотрены постановлением Правительства РФ.

Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 (ред. от 28.12.2022 г.

) устанавливает запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения.

Где посмотреть условия допуска иностранных товаров к закупкам по нацрежиму? Есть ли ограничения?

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Условие допуска иностранных товаров, работ и услуг содержит Приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н.

Ограничения на поставку иностранных товаров действуют для отдельных позиций, среди которых медицинские изделия, лекарства, продукты, радиоэлектроника. Есть еще один нормативный документ — Постановление Правительства РФ от 17.02.2022 № 617. Он содержит около 200 новых позиций, которые попали под ограничения.

Чем запреты в нацрежиме отличаются от ограничений?

Запреты носят абсолютный характер: в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 указаны товарные позиции, которые в случае происхождения из иностранных государств приобретать нельзя.

Есть также товары, на приобретение которых введены не запреты, а ограничения. Возможность провести такую закупку есть, но с учетом соблюдения определенных условий.

Предусмотрены преференции для товаров из России, а также стран ЕАЭС, которые позволяют закупочной комиссии поставить заявкам более высокий балл и таким образом создать преимущества при участии в закупке, повысив их шансы на победу.

Все ограничения, запреты и допуски носят точечный, отраслевой характер: конкретные товарные позиции указаны в соответствующем нормативном акте Правительства РФ.

Как работает правило «второй лишний»?

Согласно правилу «второй лишний» заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, которая одновременно:

  • содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства — члены ЕАЭС;
  • не содержит предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 135-ФЗ «О защите конкуренции», при сопоставлении заявок.

В конце статьи вы найдете разбор тестового вопроса по уроку «Национальный режим и квотирование в госзакупках», при ответе на который слушатели курсов Контур.Школы чаще всего сталкиваются со сложностями.

В конце статьи есть шпаргалка

В каких случаях запреты не действуют?

Запреты на закупку товара иностранного производства не действуют в нескольких случаях:

  • Товар не производится на территории РФ. При этом закупка должна сопровождаться разрешением Минпромторга.
  • Стоимость единицы товара не превышает 300 000 руб., а общая стоимость товара не превышает 1 млн руб.
  • Продукция определенного товарного знака, и только в том случае, если заказчику необходимо совместить новый товар с тем, который у него уже есть. Например, это может быть необходимость дополнить, расширить или модернизировать уже имеющееся и функционирующее оборудование.
  • Некоторые закупки ФСБ, ФСО, МВД, службы внешней разведки, нацгвардии и подведомственных им организаций.
  • Закупки ФСО товаров для обеспечения государственной охраны, а также закупки МВД транспортных средств  для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и оперативно-поисковых мероприятий.
  • В случае закупки товаров для оказания неотложной или экстренной медицинской помощи или либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы. Сюда же относятся закупки товаров для предупреждения чрезвычайных ситуаций при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и для ликвидации ЧС.

Как узнать, что закупка проводится по нацрежиму?

Указание обязательно содержится в извещении о закупке. Участники такой закупки, в свою очередь, обязаны предоставлять документы и сведения, указанные в нормативных актах, подтверждающие страну происхождения товара. Это указание служит доказательством для заказчика, что товар соответствует всем заявленным требованиям по нацрежиму.

В условиях пандемии вступил в силу принцип срочной закупки у единственного поставщика. На основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ заказчик вправе приобрести товар любого происхождения, если это необходимо для ликвидации последствий или предупреждения распространения коронавирусной инфекции. Исключение — запреты по национальному режиму: даже в этом случае их необходимо соблюдать!

Какие документы необходимо предоставить участнику закупки в заявке, чтобы подтвердить соответствие требованиям ст. 14 Закона № 44-ФЗ?

Если на товар распространяется национальный режим, заказчик заранее в извещении указывает ссылку на Постановление Правительства РФ, в соответствии с которым действует нацрежим. Какой документ или информацию необходимо прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:

  • выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции;
  • декларация в свободной форме о стране происхождения;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат происхождения СТ-1;
  • копия специального инвестиционного контракта.

Другими словами, вид документа или информации может варьироваться в зависимости от установленного Постановлением Правительства РФ механизма национального режима.

Применение нацрежима

Национальный режим и преференции в госзакупках. Обучение для заказчиков и поставщиков по 44-ФЗ

Программа вебинара

Какие документы прикрепить для подтверждения российского производства товара?

При подаче заявки, как правило, факт того, что товар отечественный, лишь декларируется. Далее, в зависимости от требований нормативных актов по национальному режиму, если закупка попадает под соответствующие постановления, может потребоваться один из документов:

  • сертификат СТ-1, выдаваемый ТПП;
  • выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров записей;
  • информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если такое предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 17.02.2015 № 719.

Прежде чем подать заявку, всегда внимательно изучайте требования к ее составу и содержанию. В зависимости от условий закупки в документации будет указана инструкция к ее заполнению.

В каком случае заявку с иностранным товаром заказчик должен отклонить, если на участие в закупке подано несколько заявок?

Рассмотрим на примерах.

Пример 1. Установлены ограничения допуска в рамках ПП РФ № 878.

  • Заявка № 1 содержит предложение о поставке товара, который включен в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
  • Заявка № 2 содержит предложение о поставке товара из Китая.
  • Заявка № 3 содержит предложение о поставке товара из РФ, который не включен ни в один из реестров, предусмотренных ПП РФ № 878.

На этапе рассмотрения заявок заказчик применит правило «второй лишний» (п. 3 ПП РФ № 878) и отклонит заявки № 2 и № 3.

Пример № 2. Установлены ограничения допуска в рамках ПП РФ № 617.

  1. Заявка № 1 содержит предложение о поставке товара производителя «А», который включен в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, продекларировано совокупное количество баллов за выполнение технологических операций.
  2. Заявка № 2 содержит предложение о поставке товара из Китая.
  3. Заявка № 3 содержит предложение о поставке товара из РФ, который не включен ни в один из реестров, предусмотренных ПП РФ № 617.
  4. Заявка № 4 содержит предложение о поставке товара производителя «Б», который включен в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, продекларировано совокупное количество баллов за выполнение технологических операций.

В рамках ПП РФ № 617 действует правило «третий лишний» (п. 2 ПП РФ № 617), таким образом, заказчик отклоняет заявки № 2 и № 3.

Читайте также:  Можно ли ввести в штатное расписание 0,5 ставки

Чрезвычайная закупка у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Начнем с терминологии. В каких случаях п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчиком может быть применен? Как мы видели, в случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренных или неотложных случаях. Ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон N 323-ФЗ) дает нам эти термины.

Экстренная – это медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. Неотложная – это медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний без признаков угрозы жизни пациента. Итак, вот это случаи, которые подпадают под п. 9 ч. 1 ст.

93 Закона N 44-ФЗ.

Термин «обстоятельства непреодолимой силы» мы можем найти в п. 3 ст. 401 ГК РФ. Это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

При этом требование чрезвычайности подразумевает исключительность такого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях, а непредотвратимость – это невозможность избежать наступления такого обстоятельства и наступления его последствий.

Далее, что такое чрезвычайная ситуация? Что означает «предупреждение чрезвычайных ситуаций» как термин и «ликвидация чрезвычайных ситуаций» как термин, мы можем посмотреть в Федеральном законе от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон N 68-ФЗ).

Итак, чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абз. 1 ст. 1 Закона N 68-ФЗ).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, которые проводятся заблаговременно и направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абз. 2 ст. 1 Закона N 68-ФЗ).

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, которые проводятся при возникновении чрезвычайных ситуаций и направлены на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также направлены на локализацию зон чрезвычайных ситуаций и прекращение действия опасных факторов (абз. 3 ст. 1 Закона N 68-ФЗ).

Итак, для того чтобы обосновать закупку по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, мы можем брать вот эти формулировки и из Закона N 68-ФЗ, и, если это касается медицинской помощи, Закона N 323-ФЗ об охране здоровья граждан, или, если это касается обстоятельств непреодолимой силы, то из ст. 401 ГК РФ.

Исходя из текста п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ мы можем четко сформулировать случаи, когда можно применять закупку у единственного поставщика по этой норме.

Это необходимость оказания медицинской помощи вследствие аварии, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения чрезвычайной ситуации.

Условием является введение режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.

Вот с этими терминами мы с вами столкнулись, когда начали жить в условиях пандемии, в том числе с термином «введение режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Условиями для применения, для проведения чрезвычайных закупок являются:

1) во-первых, случай, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) нецелесообразно, так как требует определенных временных затрат. Вы знаете, что порядок проведения и конкурса, и аукциона, и запроса предложений, даже короткого запроса котировок – все равно это порядка недели займет. В чрезвычайных ситуациях у нас такого времени, естественно, нет;

2) и второе условие для применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ – это условие, когда можно определить количество товара, объем работ или объем услуг, которые необходимы для оказания медицинской помощи либо вследствие аварии, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, либо при действии обстоятельств непреодолимой силы.

И в связи с тем, что при закупке по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ всегда должно быть четко определено количество товара, работы или услуги, закупки с неопределенным объемом по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ произведены, осуществлены быть не могут. Они недопустимы в силу закона, потому что всегда должно быть в контракте, по п. 9 ч. 1 ст.

93 Закона N 44-ФЗ, указано то количество товаров, работ или услуг, которое необходимо для медицинской помощи, для ликвидации последствий, предупреждения или для действий в событиях обстоятельств непреодолимой силы. Эта оговорка введена для того, чтобы заказчики в рамках чрезвычайных ситуаций не закупили чего-нибудь впрок под шумок, скажем так.

Порядок проведения чрезвычайной закупки

Давайте рассмотрим порядок закупки по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в каком порядке что делает заказчик, так как, несмотря на чрезвычайность закупки, довольно много условий, которые заказчик должен соблюсти.

Сначала то, что не нужно соблюдать: извещение о проведении закупки по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не требуется, извещение заказчик не размещает. Что он делает? Он определяет объем закупки. Как я уже сказала, неопределенный объем недопустим. Определяет то количество товаров, работ или услуг, которые необходимы в такой конкретной чрезвычайной ситуации.

Далее, что обязательно должен сделать заказчик, это определить и обосновать цену контракта в порядке, который установлен ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Несмотря на чрезвычайность закупки закон не освобождает заказчика от необходимости обосновать цену такого контракта с единственным поставщиком.

Далее необходимо обосновать выбор неконкурентного способа закупки, то есть закупки у единственного поставщика, ссылаясь на те термины, которые мы с вами озвучили в самом начале, указав некую причинную связь между объектом закупки, чрезвычайностью ситуации, необходимостью в кратчайшие сроки провести закупку и обеспечить себя товаром, работами или услугами (себя – я имею в виду не конкретного заказчика, а определенную государственную нужду или муниципальную потребность).

Далее заказчик обязан включить такую, даже чрезвычайную, закупку в план-график закупок как минимум за один день до заключения контракта с единственным поставщиком. Этого требует ч. 9 ст. 16 Закона N 44-ФЗ.

Затем подготовить проект контракта и не забыть приложить к нему обоснование цены, о котором мы с вами уже поговорили.

Далее заключить контракт, разместить его в реестре контрактов. Такой контракт с единственным поставщиком, по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, обязательно размещается в реестре контрактов в течение пяти рабочих дней с даты подписания. И отдельная особенность – заказчик обязан уведомить о заключении такого контракта контрольный орган в сфере закупок в силу ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Что чаще всего заказчики закупают по п. 9 ч. 1 ст.

93 Закона N 44-ФЗ, особенно в условиях пандемии? Это, конечно же, закупки для медицинских нужд, это лекарственные препараты, медицинские изделия, медицинская техника, средства индивидуальной защиты, средства для дезинфекции, санитарной обработки, расходные материалы, работы и услуги по проведению этой дезинфекции, санитарной обработки и проведению каких-то профилактических мероприятий, в том числе информационного характера. Закупка работ по строительству медицинских объектов или по перепрофилированию каких-то объектов под медицинские нужды или одних медицинских объектов под нужды, связанные с пандемией (в ковидные госпитали). Собственно, медицинские услуги закупаются по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

И обратите внимание, что по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ можно закупить любые иные объекты при наличии причинно-следственной связи объекта закупки с деятельностью по предупреждению и ликвидации последствий, в данном случае, распространения коронавирусной инфекции.

Если мы говорим об иных чрезвычайных ситуациях, то нужно будет обосновать причинно-следственную связь между объектом закупки и такими обстоятельствами непреодолимой силы или чрезвычайной ситуацией, потребностью ликвидировать ее последствия или предупредить наступление таких последствий.

Когда можно закупать по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций? Вы помните из определения, мы говорили, с даты нормативного акта правительства, субъекта Российской Федерации или местного органа власти о введении режима повышенной готовности.

Если мы с вами вернемся к пандемии (хотя не хочется к ней возвращаться), то в каждом субъекте Российской Федерации есть нормативный документ, либо один, либо несколько, о введении режима повышенной готовности.

В каких-то регионах они действовали непрерывно с весны 2020 года, в каких-то прекращали свое действие и потом был принят следующий нормативный документ на следующий период введения режима повышенной готовности.

Поэтому заказчик должен следить не только за основаниями, но и за сроками действия этих нормативных документов, которые будут являться, в том числе, основанием для проведения таких закупок.

Говоря об алгоритме проведения закупки по п. 9 ч. 1 ст.

93 Закона N 44-ФЗ, чрезвычайность закупки, я упомянула, что заказчик должен уведомить контрольный орган о заключении контракта с единственным поставщиком в таких чрезвычайных обстоятельствах.

Срок, в течение которого нужно это уведомление отправить, – не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

При этом заказчик направляет собственно уведомление как отдельный документ, прилагает к нему копию контракта, который заключен по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, и обоснование заключения контракта.

В этом обосновании должно быть указано, почему заказчик выбрал неконкурентный способ определения поставщика, в чем была чрезвычайность ситуации, что за обстоятельства непреодолимой силы, какая требовалась неотложная или экстренная медицинская помощь, что за авария была и почему это нужно было делать срочно, у единственного поставщика, и не было возможности и целесообразности проводить конкурентную закупку в более длительные сроки.

Обратите внимание, что здесь действует уведомительный порядок.

То есть заказчик, направив уведомление в контрольный орган, не ожидает никакого ответа от этого контрольного органа, заказчику не требуется никакое согласие в ответ на это уведомление или какое-то разрешение на заключение контракта. Повторюсь, порядок уведомительный.

То есть заказчик заключил контракт, направил уведомление, в ответ ничего не ждет, продолжает свою хозяйственную деятельность, деятельность в рамках государственного, муниципального управления и дальше.