Закон о повышенной готовности
Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
Многие жалуются, что режим повышенной готовности не позволяет рассчитывать на социальную помощь, а введенные запреты нарушают конституционные права граждан.
В интернете звучат призывы о введении режима ЧС на всей территории страны. Но улучшит ли это положение граждан и бизнеса?
28 апреля Владимир Путин объявил о продлении «нерабочих дней» до 11 мая. В стране продолжает действовать режим повышенной готовности. Из-за применения вынужденных ограничений населению и бизнесу с каждым днем все труднее держаться на плаву, несмотря на вводимые меры поддержки.
Ситуация усложняется тем, что механизм реализации господдержки на практике часто не работает. Многие ожидают введения режима чрезвычайной ситуации в надежде на дополнительную социальную помощь. И формальные признаки для этого имеются.
Но улучшит ли ситуацию режим ЧС? Давайте разбираться.
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, природного явления, катастрофы, стихийного бедствия или распространения заболевания, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде1.
Для защиты населения и окружающей среды от подобных последствий созданы органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС).
Они могут функционировать: а) в режиме повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС; б) в режиме повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС; в) в режиме чрезвычайной ситуации – при возникновении ЧС.
То есть действующий сегодня на территории практически всех субъектов РФ режим повышенной готовности – это режим функционирования РСЧС, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Режим повышенной готовности и режим ЧС вводятся идентично: при федеральном или межрегиональном характере угрозы – Правительством РФ, при региональном или муниципальном – органами госвласти субъектов.
Только режим повышенной готовности вводится для предотвращения чрезвычайной ситуации, а режим ЧС – для устранения ее последствий. Иными словами, неэффективность первого режима повлечет введение второго.
Во время обоих режимов мероприятия по защите населения и территорий проводятся исходя из принципа необходимой достаточности2. Например, может быть ограничен доступ людей и транспортных средств в зону ЧС и на территорию, где существует угроза возникновения ЧС; приостановлена деятельность организаций, если есть угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан3.
Так, сегодня в большинстве регионов не работают объекты розничной торговли, физической культуры и спорта, рестораны и кафе, косметические салоны и т.д.
; закрыты детсады, школы и вузы; работники преимущественно переведены на удаленную работу, учащиеся – на дистанционное обучение; действует режим самоизоляции – на улицу рекомендовано выходить только при острой необходимости; в некоторых регионах введен пропускной режим.
Правительство РФ и органы власти субъектов могут устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями дополнительные ограничения и правила поведения с учетом особенностей чрезвычайной ситуации или угрозы ее возникновения. Несложно предположить, что если эпидемиологическая ситуация будет ухудшаться, то может быть введен режим ЧС, и тогда станут применяться более суровые ограничительные меры.
Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304, которое закрепляет признаки каждого из уровней режима ЧС4.
- Локальный уровень: зона ЧС не выходит за пределы территории организации. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – не более 10 человек. Размер материального ущерба – не более 240 тыс. руб. Например, разлив нефти на территории ООО при разгерметизации танков танкера из-за навигационной аварии. При этом нефть не попала на смежные участки.
- Муниципальный уровень: зона ЧС не выходит за пределы муниципального образования. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – не более 50 человек. Размер материального ущерба – не более 12 млн руб. Например, шквальный ветер в поселении или городе.
- Региональный уровень: зона ЧС не выходит за пределы территории субъекта РФ. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – свыше 50 человек, но не более 500. Размер материального ущерба – не более 1,2 млрд руб. Например, землетрясения в Республике Тыва 6 июня 2012 г.
- Федеральный уровень: количество погибших и получивших ущерб здоровью – более 500 человек. Размер материального ущерба – свыше 1,2 млрд руб. Например, наводнение в Иркутской области в июле 2019 г.
Согласно статистике за 30 апреля, в России зафиксировано 106 498 случаев заражения коронавирусной инфекцией, погибло 1073 человека. Формально режим ЧС уже мог быть введен.
Учитывая, что причиной возникновения сложившейся ситуации является распространение заболевания, можно предположить, что режим повышенной готовности Правительство РФ изменит на режим ЧС только после вынесения Главным государственным санитарным врачом РФ постановления о необходимости принятия мер по введению режима чрезвычайной ситуации.
На сегодня уже имеются примеры обжалования нормативных правовых актов, которыми введен режим повышенной готовности.
По мнению заявителей, они не соответствуют требованиям законодательства РФ, нарушают конституционные права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Пока по этим основаниям ни один обжалуемый акт суды не отменили. Более того, например, Брянский областной суд признал введенные меры и ограничения законными и обоснованными5.
По смыслу Конституции РФ жизнь и здоровье человека являются высшим благом, без которого утрачивают свое значение другие блага и ценности. Потому их сохранение и укрепление играют первоочередную роль в жизни общества и государства.
В число прав и свобод человека ст. 27 Конституции включает право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Однако право гражданина на свободу передвижения не является абсолютным.
Согласно ст. 55 Конституции оно может быть ограничено федеральным законом для защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, возможность применения ограничительных мер предусмотрена Конституцией.
Режимы готовности в связи с СВО в 2022 году
19 октября Президент России подписал указы о введении особых режимов на ряде территорий страны. Что это значит и чего ожидать жителям и организациям регионов?
Под административным режимом понимается особый режим функционирования органов государственного управления, а также комплекс правил для населения и юридических лиц, который позволяет реализовать им свои законные интересы и права, чтобы обеспечить общественную безопасность и правопорядок в определенных ситуациях.
Многие правовые режимы законодатель определяет как комплексные. Во-первых, в конструировании режимов участвуют нормы различных отраслей прав — конституционных, административных, международных, муниципальных, финансовых, во-вторых, режимы касаются разных субъектов.
Примеры: режим исключительной экономической зоны, закрытого административно-территориального образования, режим в зоне проведения контртеррористической операции.
Основные признаки специального административного режима:
- Сфера применения: устанавливаются они в сфере действия публичных администраций, поскольку они выполняют обязанность обеспечивать безопасность, охрану, защиту органами госвласти и местных органов самоуправления;
- Режимные предписания обычно содержат запрещающие административно-правовые нормы, ограничивающие правосубъектность физических и юрлиц.
Требования режимов — вынужденная мера, которая касается особых ситуаций в функционировании исполнительных органов и других субъектов административных правопорядка.
Единственное, что можно найти по запросу «уровни реагирования» в нашем законодательстве — это описание уровней реагирования на чрезвычайные ситуации в Наставлениях по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Однако этот документ касается чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, а к режиму военного положения отношения не имеет.Президент России Владимир Путин подписал указы от 19.10.2022 № 756 и от 19.10.
2022 № 757, которым ввел различные уровни реагирования в связи с проведением специальной военной операции (СВО).
ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области | Максимальный уровень реагирования — военное положение |
Брянская, Курская, Белгородская, Воронежская, Ростовская области, Краснодарский край, Крым и Севастополь | Средний уровень реагирования |
ЦФО и ЮФО, кроме вышеуказанных регионов | Уровень повышенной готовности |
Остальные регионы РФ | Уровень базовой готовности |
В указах прописано, что конкретный перечень принимаемых мер глава региона вправе определить самостоятельно, ориентируясь на ситуацию и потенциальные риски. В каждом субъекте РФ должен быть создан оперативный штаб под руководством губернатора.
Какие изменения коснутся жителей регионов
Военное положение
Военное положение — это особый правовой режим на территории страны или отдельного региона, который вводит Президент РФ в случае агрессии или угрозы такой агрессии со стороны другого государства или группы государств, угрозы суверенитету, территориальной целостности или политической независимости.
Цель режима — создать условия для отражения или предотвращения агрессии.
Начало действия военного положения Президент утверждает своим указом, который должен быть незамедлительно обнародован по радио- и телеканалам, официально опубликован. Совет Федерации обязан рассмотреть документ в течение 48 часов.
В период действия военного положения Федеральный Конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ позволяет:
- ограничивать права и свободы граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- ограничивать деятельность организаций любых форм собственности и права их должностных лиц;
- накладывать дополнительные обязанности на граждан, организации и их должностных лиц.
Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, а также временные ограничения, которые можно условно разделить на две группы:
- Меры, которые применяются только на территории, где введено военное положение — указаны в ст. 7 Закона № 1-ФКЗ. Они касаются усиления порядка, особого режима въезда-выезда с территории региона, переориентации производства и пр.
- Меры, которые могут применяться как на всех территориях.
Первая группа мер. Применяются только на территории, где ведено военное положение. Их регулирует ст. 7 ФКЗ «О военном положении».
На основании указов Президента РФ на такой территории:
Антитеррористическая защищенность
Обучение для руководителей организаций и профильных специалистов
Расписание курса
- усиливается охрана общественного порядка и общественной безопасности, охрана военных, важных государственных и специальных объектов;
- вводится особый режим для объектов, обеспечивающих работу транспорта, энергетики, связи;
- эвакуируются объекты хозяйственного, социального и культурного назначения;
- жителей временно переселяют в безопасные районы;
- вводится особый режим въезда и выезда, ограничения передвижения по территории региона;
- приостанавливается деятельность отдельных политических партий, общественных или религиозных объединений;
- граждане могут быть задействованы на работах для нужд обороны, в ликвидации последствий применения оружия, в том числе в восстановлении поврежденных военных объектов и объектов экономики, систем жизнеобеспечения, а также в борьбе с ЧС;
- у организаций и граждан государство вправе изъять необходимое для нужд обороны имущество с последующей выплатой его стоимости;
- устанавливается запрет или ограничение выбора места пребывания или места жительства;
- устанавливается запрет или ограничение на собрания, митинги, демонстрации и иные массовые мероприятия;
- устанавливается комендантский час — запрет находиться на улицах и в общественных местах в определенное время суток;
- нельзя проводить референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Кроме того, на территории, где введено военное положение, власти организуют производство товаров, работ и услуг (ТРУ) для государственных нужд, обеспечения армии и для нужд населения.
Вторая группа мер. Могут применяться как на территориях, где введено военное положение и где не введено.
Цель этой группы мер — производство ТРУ для государственных нужд и для нужд населения.
К таким мерам относятся:
- ограничения на экономическую и финансовую деятельность, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
- ограничения на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
- временное изменение форм собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности;
- установление особого регулирования в финансовой, налоговой, таможенной и банковской сферах.
Для обеспечения режима военного положения могут быть привлечены Вооруженные Силы России, другие войска, воинские формирования и органы (ст. 9 Закона № 1-ФКЗ).
На это время устанавливаются особые полномочия органов государственной власти. Подробный перечень вы найдете в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
- Отменить военное положение на территории страны или отдельных регионов вправе только Президент РФ после того, как будут устранены обстоятельства, ставшие основанием для установления режима.
- С 20 октября 2022 года на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей введен режим максимального уровня реагирования. За этим могут последовать следующие решения, которые коснутся как рядовых граждан, так и организации:
- Эвакуация больниц, школ, других соцобъектов, а также предприятий и производств. Предусмотрена возможность эвакуации людей в безопасные районы с предоставлением им жилья.
- Особый режим въезда-выезда и передвижения по территориям регионов, а также досмотр транспортных средств и запрет на выезд из России.
- Привлечение жителей регионов к работам для нужд обороны или ликвидации последствий обстрелов.
- Изъятие у организаций и граждан необходимого для нужд обороны имущества с последующей компенсацией.
- Запрет или ограничение выбора места пребывания или жительства.
- Запрет или ограничение на собрания, митинги, демонстраций, а также забастовки.
- Запрет на референдумы и выборы.
- Комендантский час.
- Запрет продажи оружия и боеприпасов.
- Введение военной цензуры, в том числе для информации в интернете.
Средний уровень реагирования
Это режим, который подразумевает мобилизационные мероприятия в экономике, региональных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, мероприятия по территориальной обороне, по ГО и ЧС природного и техногенного характера, а также меры для удовлетворения потребностей армии и нужд населения.
Указом от 19.10.2022 № 757 Президент ввел режим среднего уровня реагирования в Крыму, Севастополе, Краснодарском крае, Ростовской, Воронежской, Белгородской, Брянской, Курской и областях. Для жителей и организаций территорий это означает, что в ближайшее время:
Обучение по ГО и ЧС
Как повысить устойчивость и безопасность работыы организации
Расписание курса
- Может быть усилена охрана общественного порядка и всех критически значимых объектов транспорта, связи, энергетики, коммунального хозяйства, а также военных объектов и важнейших органов госвласти.
- Жители районов, которым грозит опасность, могут быть временно отселены на безопасные территории с предоставлением жилья.
- Будет установлен особый режим въезда-выезда и передвижения по территории региона. Могут быть организованы дополнительные посты досмотра автомобилей и грузовиков.
Режим повышенной готовности
Уровень повышенной готовности подразумевает, что в регионе могут проходить отдельные мероприятия по территориальной обороне и гражданской обороне, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Органы власти могут реализовывать меры для удовлетворения потребностей армии и нужд населения.
Такой режим введен на территориях регионов Центрального и Южного федерального округов. Исключение — восемь регионов, где действует средний уровень реагирования.
Для организаций и жителей ЦФО и ЮФО это означает:
- Усиление охраны общественного порядка и общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, а также объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, включая транспорт, коммуникации, связь, энергетику.
- Усиление охраны и установление особого режима работы для объектов повышенной опасности для людей и природы.
- Введение особого режима для объектов, от которых зависит работа транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики.
- Ограничение движения транспорта и его досмотр.
- Контроль за объектами транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем и использование их для нужд обороны.
Уровень базовой готовности
Он будет действовать на всей территории России, где не введены иные спецрежимы. Уровень базовой готовности подразумевает усиление охраны критически значимых объектов, а также контроль за их работой.
Как и при режиме повышенной готовности, возможно введение особого режима для объектов, которые обеспечивают работу объектов коммуникаций и связи, транспорта, энергетики, а также для тех, что представляют повышенную опасность для людей и природы.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
- Полномочия органов власти 637.1 КБ
Для скачивания шпаргалки нужно войти или зарегистрироваться
В россии вводятся режимы готовности в связи с сво. что изменится для жителей регионов
Президент России Владимир Путин подписал указ, вводящий различные уровни реагирования в связи с проведением специальной военной операции (СВО).
Максимальный уровень, подразумевающий военное положение, вводится в четырех новых субъектах Федерации, для граничащих с ними регионов предусмотрен средний уровень реагирования.
Уровень базовой готовности введен в остальных субъектах РФ, но для регионов ЦФО и ЮФО предусмотрен уровень повышенной готовности.
https://www.youtube.com/watch?v=Bk27hQp6WUQ\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
В указе сказано, что конкретный перечень мер, необходимых на той или иной территории, самостоятельно определяет глава региона — «с учетом текущей ситуации и возникающих рисков». Для исполнения перечисленных в указе мер каждый регион создаст оперативный штаб, руководить которым будет лично губернатор.
ТАСС разобрался, что изменится в жизни жителей этих регионов.
Военное положение
На территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей вводится режим максимального уровня реагирования, при котором власти этих регионов получают полномочия, предусмотренные законом «О военном положении». В соответствии с ним могут последовать следующие решения:
- Эвакуация больниц, школ, других соцобъектов, а также предприятий и производств. Кроме того, предусмотрена возможность отселения людей в безопасные районы с предоставлением им жилья.
- Введение особого режима въезда на территорию регионов и выезда с нее. Также возможны ограничение свободы передвижения, досмотр автомобилей, запрет на выезд с территории РФ.
- Привлечение жителей регионов к работам для нужд обороны, ликвидации последствий обстрелов противником.
- Изъятие у организаций и граждан необходимого для нужд обороны имущества — государство выплатит полную стоимость изъятого.
- Запрет или ограничение выбора места пребывания или жительства.
- Запрет или ограничение возможности проведения собраний, митингов, демонстраций, а также забастовок.
- Введение комендантского часа.
- Запрет продажи оружия и боеприпасов.
- Введение военной цензуры — в том числе для сообщений, передаваемых по интернету.
- Помимо этого, в регионах, где введено военное положение, не проводятся референдумы и выборы.
- В Крыму, Краснодарском крае, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областях и Севастополе президентским указом введен режим среднего уровня реагирования:
- В этих регионах может быть усилена охрана общественного порядка, а также охрана всех критически важных объектов — транспорта, связи, энергетики, коммунального хозяйства, а также военных объектов и важнейших органов государственной власти.
- Жители районов, которым грозит опасность, могут быть временно отселены в безопасные места, при этом им в обязательном порядке предоставят жилье. Вероятно, в первую очередь речь идет о жителях сел приграничных с Украиной районов, которые регулярно подвергаются обстрелам ВСУ.
- Возможно введение особого режима въезда на территорию регионов и выезда с нее. Кроме того, может быть ограничена свобода передвижения по ней. Также могут быть организованы дополнительные посты досмотра автомобилей и грузовиков.
- На территориях регионов Центрального и Южного федерального округов вводится режим повышенной готовности — за исключением восьми регионов, где будет действовать средний уровень реагирования:
- Здесь также возможны меры по усилению охраны общественного порядка и важнейших объектов. Кроме того, при необходимости могут ограничить движение автомобилей и досматривать их.
Этот режим будет действовать на всей территории Российской Федерации, не затронутой другими специальными режимами. Он подразумевает усиление охраны критически важных объектов, а также контроль за их работой.
Что означает режим повышенной готовности
Режим повышенной готовности – это особый режим работы органов власти и жизни населения. Его вводят только в случае угрозы чрезвычайной ситуации.
Что означает на практике режим повышенной готовности
На практике режим повышенной готовности означает, что в ожидании опасности все государственные органы работают в усиленном режиме, а граждане приобретают допонительные обязанности и частично ограничиваются в правах. Т.е.
принимаются превентивные меры, чтобы не допустить чрезвычайной ситуации либо уменьшить ее последствия.
Получается, что при режиме повышенной готовности опасность еще не наступила, а прав и обязанности граждан и нагрузка на органы власти уже изменились.
Что касается уровня повышенной готовности, то более правильным будет говорить об «уровне реагирования». Этот термин подразумевает серьезность мер, которые вводятся в связи с режимом повышенной готовности или в связи с режимом чрезвычайной ситуации.Читайте об уровнях реагирования ниже по тексту.
Внимание: режим повышенной готовности следует отличать от военного положения. Подробнее:
Военное положение в России в 2022 году: последние новости на сегодня Военное положение в России введено с 20 октября 2022 года, пока оно действует только в четырех регионах: ЛНР, ДНР, Запорожской областях. Что такое военное положение и как оно отразится на рядовых гражданах и организациях – читайте в нашей статье. Подробнее
Режимы работы госорганов
Всего закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций…»от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусматривает 3 режима:
- повседневной деятельности, когда угрозы чрезвычайной ситуации нет;
- повышенной готовности, когда чрезвычайная ситуация вскоре может наступить;
- чрезвычайной ситуации – при ее возникновении и ликвидации.
Режим повышенной готовности уже знаком россиянам — он вводился во время пандемии коронавируса. Кратко поясним, что такое чрезвычайная ситуация, к которой готовятся в данном режиме.
Уровни реагирования
Уровень реагирования — состояние готовности власти и населения к ликвидации ЧС. Уровень реагирования устанавливается тогда, когда введн режим повышенной готовности. Уровни отличаются в зависимости от того, насколько велик риск возникновения ЧС и насколько печальны по прогнозам ее последствия. Понятие «уровень реагирования» предусмотрено абз. 7 ст. 1 закона № 68-ФЗ.
В различных регионах России Указом Президента РФ от 19.10.2022 № 756 введены разные уровни реагирования.
Здесь вы можете прочитать, где и какие уровни реагирования введены, а также, какие правила поведения предусмотрены (изменилось ли что-то для обычных граждан):
Какие уровни реагирования введены в России С полуночи 20 октября 2022 года на территория ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей введено военное положение. Для остальных регионов России установлены различные уровни реагирования на чрезвычайные ситуации. Подробнее
Что такое режим чрезвычайной ситуации
Следует принципиально разграничивать понятие «чрезвычайная ситуация» (с которой напрямую связан рассматриваемый режим) и «чрезвычайное положение». При их смысловой схожести разница между ними весьма значительна.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на конкретной территории, сложившаяся вследствие явления, представляющего опасность для граждан.
Что означает режим чрезвычайной ситуации Подробнее
Чрезвычайное положение (ЧП) – введенный на всей территории России (или в отдельных местностях) особый режим деятельности органов власти и организаций, при котором допускаются:
- отдельные ограничения прав и свобод жителей страны, прав организаций, общественных объединений;
- возложение на указанных лиц дополнительных обязанностей.
При этом, сложившаяся чрезвычайная ситуация может быть причиной введения ЧП (п. «б» ст. 3 закона № 3-ФКЗ), но только в тех случаях, когда опасность грозит жизни и здоровью граждан или конституционному строю РФ.
Например, чрезвычайная ситуация или режим повышенной готовности могут быть объявлены в связи с распространением карантинного растения. Однако жизни и здоровью граждан, конституционному строю карантинный сорняк не угрожает, поэтому чрезвычайное положение из-за него не объявят.
Чем регулируется режим повышенной готовности
Кроме закона № 68-ФЗ «О защите населения…», режим повышенной готовности регулируется Правилами поведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417.
Но это все общие правила. Что конкретно можно, нужно и нельзя делать в режиме повышенной готовности, утверждается в специальном постановлении для конкретной опасной ситуации. Если режим введен на регион, то издают это постановление региональные власти. Если режим повышенной готовности по всей России, то постановление издает Правительство РФ.
Посмотрим, какие права и обязанности появились у граждан в тех регионах, где введен режим повышенной готовности.
Правила поведения в режиме повышенной готовности
Сначала рассмотрим общие для всех регионов с режимом повышенной готовности правила.
Итак, граждане обязаны
- постоянно носить с собой паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
- выполнять указания уполномоченных должностных лиц (т.е. тех государственных или муниципальных служащих, которым доверили борьбу с грядущей опасностью), в том числе — указание об эвакуации;
- если обнаружат пострадавших, вызвать скорую, а пострадавшим оказывать первую помощь.
Поскольку в режиме повышенной готовности все ожидают опасности, граждане, услышав экстренный сигнал (сирену оповещения), должны срочно прослушать по радио или иным путем получить информацию об угрозе ЧС.
Введение режима повышенной готовности
Правомочиями на введение режима повышенной готовности могут быть наделены разные структуры.
РПГ может быть введен Правительством России
- на всей территории страны
- на территории ее части.
Также правительство может установить обязательные правила поведения при введении данного режима.
Кроме того, РПГ может вводиться не для всего региона, а только для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС:
- Органами власти субъектов РФ и муниципалитетов (подп. «м» п. 1, подп. «и» п. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ). Аналогично, указанные органы устанавливают на подконтрольных территориях правила поведения при введении рассматриваемого режима.
- Федеральными органами исполнительной власти, имеющими специальные силы и средства для реагирования на ЧС (п. 5 ст. 13 Закона № 68-ФЗ).
- Руководителями организаций, на территории которых может возникнуть ЧС (ст. 14 Закона № 68-ФЗ).
Во всех случаях при введении РПГ определяются обстоятельства, исходя из которых введен режим. Когда эти обстоятельства устраняются, компетентный орган власти отменяет соответствующий режим (п. 25, 26 Положения «О единой государственной системе предупреждения ЧС», утв. Постановлением Правительства России № 794).
При действующем РПГ у органов власти, граждан и организаций появляются определенные права и обязанности. Устанавливаться они могут как Законом № 68-ФЗ, так и иными нормативными актами.
Режим повышенной готовности: права и обязанности юрлиц
Организации обязаны немедленно оповещать работников и иных лиц, находящихся на предприятии, об угрозе возникновения ЧС (п. 5 Правил).
А также выполнять, в зависимости от складывающейся обстановки, те или иные действия, предусмотренные п. 6 Правил, в т.ч.
— приостановить свою деятельность, предоставить имеющиеся средства индивидуальной защиты (СИЗ), организовать эвакуацию людей с территории организации и оказывать содействие проведению эвакуационных мероприятий властями.
Кроме того, организациям нужно оперативно направлять в органы единой государственной системы сведения по защите населения и территорий от ЧС (п. 7 Правил).
Может ли организация ввести на своей территории режим повышенной готовности или ЧС, читайте в системе КонсультантПлюс. Данный материал можно прочесть бесплатно, если подключить пробный доступ на 2 дня по ссылке.
Штрафы за нарушение режима повышенной готовности
За невыполнение обязанностей, предусмотренных положениями приведенных выше нормативов, в условиях режима повышенной готовности на граждан и организации налагаются штрафные санкции на основании ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Кого могут отштрафовать | Размер штрафа |
Должностное лицо организации | 10 000-50 000 руб. |
Организация | 100 000-300 000 руб. |
ИП | 30 000-50 0000 руб. |
Гражданин | 1 000-30 000 руб. |
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Приняты поправки об экстренных мерах в связи с распространением коронавируса
Депутаты Государственной Думы приняли в третьем, окончательном чтении закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в части урегулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью
экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой
коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV. Он был инициирован Правительством РФ.
В частности, уточняются
полномочия Правительства по введению режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Правительство (координационный
орган Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций) наделяется правом вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации
на всей территории России либо на ее части, а также правом устанавливать
обязательные для исполнения правила поведения во время действия спецрежимов.
«Законопроект предлагает три блока вопросов.
В частности, речь идет о дополнительных полномочиях Правительства РФ по повышению эффективности борьбы с коронавирусом, устранение последствий пандемии как для здоровья граждан, так и для бизнеса и экономики в целом, которые оказались в сложнейших условиях», — сказал Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
Устанавливается особый
порядок регистрации и обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий,
предназначенных для применения в условиях военных действий, чрезвычайных
ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения
заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
https://www.youtube.com/watch?v=QJ6JzMtfqAU\u0026pp=ygU30JfQsNC60L7QvSDQviDQv9C-0LLRi9GI0LXQvdC90L7QuSDQs9C-0YLQvtCy0L3QvtGB0YLQuA%3D%3D
По словам Василия Пискарева, «предлагается наделить Правительство РФ полномочиями координирующего органа Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Уточняются полномочия Правительства РФ на объявление режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации и наделение их правом на установление обязательных для исполнения правил поведения в период указанных режимов.
Кроме того, список оснований для введения ЧС дополнен именно фактом распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих».
Правительство в случае
чрезвычайной ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для
окружающих, сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медизделиями
по определенному перечню.
Одновременно вводятся особенности
регулирования государственных и муниципальных закупок.
Правительство сможет
в 2020 году установить дополнительный перечень случаев, когда закупки для
государственных и муниципальных нужд можно осуществлять у единственного
поставщика (то есть без проведения конкурсных процедур, которые требуют
определенных временных затрат).
Кроме того,
можно будет изменять срок исполнения контракта ввиду обстоятельств, вызванных
распространением коронавируса. Также предусмотрено списание суммы штрафных
санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта по причине коронавируса.
В исключительных случаях
(например, при ЧС) Правительству предоставляется право вводить мораторий
на возбуждение дел о банкротстве.
В целях поддержки
туроператоров в сфере выездного туризма предусмотрена возможность изменения
сроков внесения взносов в фонды персональной ответственности, а также предложен
механизм использования таких фондов для возврата средств туристам по решению
Правительства по каждой «закрытой» стране.
Также закон меняет правила проведения техосмотра в РФ: полностью от прохождения ТО освобождаются автомобили младше четырех лет. Если с года выпуска автомобиля прошло от четырех до десяти лет, то техосмотр надо будет проходить каждые два года.
Ежегодно этой процедуре должны подвергаться автомобили старше 10 лет. Согласно нынешнему порядку, проходить техосмотр каждые два года должны были автомобили от трех до семи лет, раз в год — легковые авто старше семи лет.
Полностью от процедуры освобождались автомобили младше трех лет.
«Принятие закона обеспечит защиту здоровья населения и нераспространение новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV на территории Российской Федерации, поддержку и обеспечение законных интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и возможность оперативного принятия мер, направленных на оптимизацию деятельности федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими полномочий в сфере контрольно-надзорной и разрешительной деятельности», — уверены его авторы.
Что такое режим повышенной готовности. Объясняем простыми словами
Проще говоря, если вводят такой режим, опасная ситуация в регионе ещё не настала, но подготовиться к ней всё же нужно.
На практике это означает, что все государственные органы трудятся усиленно и принимают меры безопасности, а также готовятся к тому, чтобы организовывать работу по спасению населения и ликвидации последствий ЧС.
В то же время граждан могут загрузить дополнительными обязанностями и/или ограничить в правах, чтобы они не мешали работе специальных служб.
Например, такой режим фактически действовал в большинстве стран мира во время пандемии коронавируса.
Обычные люди оказались ограничены в свободе передвижения и приобрели обязанность носить маски в общественных местах, полиция оказалась брошена на борьбу с нарушителями самоизоляции, а медицинские службы перешли на усиленный режим и вызвали для работы даже врачей-пенсионеров и студентов медицинских вузов.
«В Москве, а также остальных регионах Южного и Центрального федеральных округов вводится режим повышенной готовности. Их руководители будут ответственны за:
- усиление охраны общественного порядка, военных, опасных и государственных объектов;
- особый режим работы на жизненно важных объектах;
- выдачу разрешений на остановку и досмотр транспорта.
В остальных регионах России будут действовать только первые два пункта из указанных выше правил. Впрочем, указ Путина позволяет местным властям вводить отдельные элементы военного положения на своей территории».
(Из новости о введении военного положения в новых регионах).
В России РПГ регулируется законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». И является одним из трёх режимов функционирования органов управления:
- повседневной деятельности;
- повышенной готовности;
- чрезвычайной ситуации (и её ликвидации).
При этом не надо путать чрезвычайную ситуацию — ситуацию, при которой на конкретной территории становится опасно для граждан, — и чрезвычайное положение — ещё один особый режим, при котором меняются права и обязанности граждан, а на органы власти и службы возлагаются дополнительные обязанности. Чрезвычайная ситуация — это само явление, представляющее угрозу, но не всякая чрезвычайная ситуация становится причиной введения чрезвычайного (например, военного) положения.
Что можно и что нельзя делать в режиме повышенной готовности, устанавливают приказы правительства в зависимости от конкретной опасности. При этом есть и общие правила поведения при введении такого режима. Например, граждане обязаны:
- постоянно носить с собой паспорт или иное удостоверение личности;
- выполнять указания должностных лиц, которых направили на борьбу с опасностью (в том числе указания об эвакуации);
- вызывать скорую при обнаружении пострадавших и оказывать им первую помощь;
- реагировать на сигналы экстренного оповещения (сирену, объявления по радио и телевидению), получать информацию об угрозе ЧС и следовать рекомендациям властей.
Определённые обязанности возникают и у организаций.
Как правило, им могут поручить донести до сотрудников информацию о режиме повышенной готовности или угрозе ЧС и отчитаться перед властями о мерах безопасности на предприятии.
В отдельных случаях компаниям могут приказать приостановить свою деятельность, предоставить свои мощности и помещения правительственным службам или организовать эвакуацию людей со своей территории.
РПГ могут ввести на территории всей страны, отдельных регионов, областей или городов. Также он может действовать не для всего региона, а только для некоторых органов управления и служб МЧС.
Более того, помимо правительства, решение о переходе на такой режим вправе принять местные и федеральные органы власти и даже руководители организаций, на территории которых возможна ЧС.
При этом могут применять не все меры реагирования, а сконцентрироваться на чём-то наиболее актуальном.
Власти регионов, где ввели режим РПГ, нередко получают широкие полномочия, чтобы справиться с угрозой. Им предоставляется определённая автономность, то есть они могут принимать решения без обязательного согласования с центром. Они могут:
- усиливать охрану общественного порядка, а также военных, государственных и специальных объектов;
- вводить особый режим работы транспорта и коммуникаций, а также объектов связи и энергетики;
- ограничивать движение транспортных средств и досматривать их;
- контролировать работу критических объектов, связанных с транспортом, коммуникациями, связью, печатью, информационной инфраструктурой, а при необходимости — использовать их для нужд обороны.
При РПГ не могут ограничивать свободу передвижения по территории региона, запрещать выезд за его границы или отселять жителей, пока не наступит чрезвычайная ситуация или статус режима не изменят хотя бы до «среднего уровня готовности».
Андрей Саунин, адвокат, руководитель Saunin Law Practice