Новое

Ст. 32 ЭПК

Сейчас горячая пора – время разработки либо уточнения номенклатуры дел на следующий 2016 год. И чтобы номенклатуры подразделений разрабатывались в них, и вы потом их не переделывали, нужно грамотно объяснить коллегам, как определять сроки хранения дел.

Какими нормативными документами пользоваться? С какой навигацией и по какому алгоритму лучше действовать, чтобы не тонуть в объемных перечнях? Почему нельзя «в лоб» воспринимать их сроки хранения и указанные категории документов? Какие распространенные ошибки допускают новички? От качества и простоты вашего инструктажа зависит качество выполнения этой работы в подразделениях, а значит, уменьшение вашей «головной боли». На базе этой статьи можете даже составить методическое пособие для коллег.

Обязательная часть процесса составления номенклатуры дел – определение сроков хранения документов. В основном сроки устанавливаются по специальным перечням, которые обязательны для использования организациями всех форм собственности и видов деятельности.

Когда эти объемные нормативные документы попадают в руки сотрудникам, которые будут заниматься номенклатурой своего подразделения, у службы ДОУ начинаются сложности. Увидев таблицу с тысячей строк, люди теряются и не знают, как с ней работать, воображая, что придется проштудировать каждую из статей.

И здесь важно не упустить момент и грамотно объяснить коллегам, как работать с перечнями. Это будет залогом получения более или менее корректно установленных сроков хранения для дел подразделения.

Как сориентироваться в перечнях документов со сроками хранения? Как объяснить коллегам, что не нужно читать каждый из них ­постатейно? Ответы на эти вопросы мы и дадим в статье.

Номенклатуру дел структурных подразделений должны разрабатывать в подразделениях под руководством службы ДОУ. Как бы ни было велико желание руководителей отделов переложить эту работу целиком на Ваши плечи, соглашаться на это нельзя.

Главная причина: даже самый квалифицированный сотрудник службы ДОУ, проработавший в компании не один год, не сможет полностью перечислить все документы, образующиеся в деятельности подразделения, и самостоятельно определить их ценность для компании.

В идеале, служба ДОУ должна:

  • обеспечить подразделения методикой выполнения этой работы и консультировать в особо сложных случаях,
  • проверить результаты составления номенклатуры дел подразделения.

Где установлены сроки хранения документов?

На сегодняшний день сроки хранения типовых документов1 определяются согласно:

  • Перечню типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков ­хранения (утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558)2;

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения

Содержание Указатель видов документов

8. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

*  Срок хранения «постоянно» (далее – Пост.) документов в организациях, не являющихся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, не может быть менее десяти лет.
Срок хранения «до минования надобности» не может быть менее одного года.

  • Отметка «ЭПК» («ЦЭК», «ЭК») означает, что часть документов может быть отнесена к сроку хранения «постоянно».
  • **  Здесь и далее звездочки (**) означают, что при ликвидации организаций, не являющихся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, документы принимаются на постоянное хранение по принципу выборки организаций и документов.

Номер статьи

Вид документа

Срок хранения документа*

Примечания

1 2 3 4
648 Документы (доклады, сводки, справки, сведения) о состоянии и проверке работы с кадрами Пост.
649 Переписка о приеме, распределении, перемещении, учете работников 5 л. ЭПК
650 Документы (заявки, сведения, переписка) о потребности в работниках, сокращении (высвобождении) работников 5 л.
651 Переписка о переводе работников в другие организации 3 г.
652 Документы (списки, ходатайства, представления, характеристики, анкеты) по формированию резерва работников на прием 5 л. ЭПК
653 Сведения о составе работников, замещающих государственные должности по полу, возрасту, образованию, стажу работы за год Пост.
654 Письменные уведомления работодателя об увольнении работников с указанием причин, не вошедшие в состав личных дел 75 л.
655 Локальные нормативные акты (положения, инструкции) о персональных данных работников: (1) После замены новыми

а) по месту разработки и утверждения

Пост.

б) в других организациях

3 г. (1)
656 Личные дела (заявления, копии приказов и выписки из них, копии личных документов, листки по учету кадров, анкеты, аттестационные листы и др.)(1): (1) Виды документов, входящих в состав личных дел, определенных категорий работников указаны в соответствующем законодательстве

а) руководителей организации; членов руководящих, исполнительных, контрольных органов организации; членов (депутатов) представительных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; работников, имеющих государственные и иные звания, премии, награды, степени и звания

Пост. **

б) работников, в т.ч., государственных гражданских и муниципальных служащих

75 л. ЭПК
657 Трудовые договоры (служебные контракты), трудовые соглашения, договоры подряда, не вошедшие в состав личных дел 75 л. ЭПК
658 Личные карточки работников, в т.ч., временных работников 75 л. ЭПК
659 Выездные дела специалистов, командированных на работу за рубежом 75 л.
660 Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских и муниципальных служащих, не вошедшие в состав личных дел 75 л. ЭПК
661 Характеристики, резюме работников, не вошедшие в состав личных дел 5 л. ЭПК
662 Переписка по вопросам реабилитации (политической, профессиональной, медицинской) работников 75 л. ЭПК
663 Документы (анкеты, автобиографии, листки по учету кадров, заявления, рекомендательные письма) лиц, не принятых на работу 3 г.
664 Подлинные личные документы (трудовые книжки, дипломы, аттестаты, удостоверения, свидетельства) До востребования (1) (1) Невостребованные –75 л.
665 Документы (справки, докладные, служебные записки, копии приказов, выписки из приказов, заявления и др.), не вошедшие в состав личных дел 5 л.
666 Документы (заявления работника о согласии на обработку персональных данных, сведения, уведомления) о субъекте персональных данных 75 л. ЭПК
667 Акты приема-передачи личных дел государственных гражданских и муниципальных служащих при переходе на другую работу 75 л.
668 Командировочные удостоверения 5 л.(1) (1) После возвращения из командировки. Для работников, направленных в командировки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности – 75 л.
669 Документы (служебные задания, отчеты, переписка) о командировании работников 5 л. ЭПК (1) (1) Для долгосрочных зарубежных командировок – 10 л. ЭПК
670 Протоколы заседаний конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей, избранию на должность, формирования кадрового резерва; заключению служебных контрактов с государственными гражданскими служащими, достигшими возраста 60-ти лет; документы (справки, характеристики и др.) к ним Пост.
671 Документы (выписки из протоколов, списки трудов, отчеты) для конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей, избранию на должность лиц (работников), не имеющих личных дел 75 л. ЭПК
672 Документы (заявления, справки и др.) претендентов на замещение вакантных должностей 3 г. (1) (1) После проведения конкурса на замещение вакантных должностей
673 Переписка о замещении вакантных должностей, избрании на должность, подготовке кадрового резерва 3 г.
674 Переписка о прохождении государственной и муниципальной службы 5 л. ЭПК
675 Переписка по вопросам подтверждения трудового стажа работников 5 л. ЭПК
676 Документы (представления, ходатайства, анкеты, акты) об установлении персональных ставок, окладов, надбавок 5 л. (1) (1) При отсутствии приказов – 75 л. ЭПК
677 Переписка об установлении и выплате персональных ставок, окладов, надбавок 5 л.
678 Протоколы заседаний комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских и муниципальных служащих и урегулированию конфликтов Пост.
679 Документы (заявления, протоколы, решения, докладные, служебные записки) по вопросам соблюдения требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов 5 л. (1) ЭПК (1) После урегулирования конфликта
680 Документы (служебные, объяснительные записки, заключения, протоколы, заявления и др.) о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений; о соблюдении требований к служебному поведению, регулированию конфликта интересов Пост.
681 Уведомления о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений; об осуществлении иной оплачиваемой деятельности государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими 5 л. ЭПК
682 Документы (заявления, служебные записки, заключения и др.) о служебных проверках государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Пост.
683 Журналы регистрации:

а) уведомлений о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений

5 л.

б) уведомлений об осуществлении иной оплачиваемой деятельности государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими

5 л.

в) служебных проверок государственных гражданских служащих и муниципальных служащих

Пост.

г) заявлений о соблюдении требований к служебному поведению, регулированию конфликта интересов

5 л.
684 Реестры федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих Пост. (1) (1) Состав документов и сведений, содержащихся в реестрах, определяется законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Хранятся в организации, исполняющей функцию ведения реестра, передаются на постоянное хранение после завершения ведения
685 Списки: (1) При отсутствии лицевых счетов – 75 л.

а) членов руководящих и исполнительных органов организации

Пост. **

б) ветеранов и участников Великой Отечественной войны и других военных действий

Пост. **

в) награжденных государственными и иными наградами, удостоенных государственных и иных званий, премий

Пост. **

г) работников

75 л.

д) прошедших аттестацию

5 л.

е) подлежащих воинскому учету

3 г.

ж) кандидатов на выдвижение по должности

До замены новыми

з) получающих персональные ставки, оклады

10 л. (1)

и) обучающихся без отрыва от производства

5 л.

к) работников, ушедших на пенсию

5 л.

л) лиц, выезжающих за границу

5 л.
686 Документы (отчеты, акты, сведения) об учете трудовых книжек и вкладышей к ним 3 г.
687 Переписка об оформлении командировок 5 л. (1) (1) Для зарубежных командировок – 10 л. ЭПК
688 Переписка о получении заграничных паспортов работниками организации 5 л.
689 Переписка (заявки) по оформлению и получению иностранных виз 5 л.
690 Переписка по воинскому учету работников 3 г.
691 Документы (планы, отчеты) по бронированию граждан, пребывающих в запасе 5 л.
692 Журналы проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе 5 л.
693 Графики предоставления отпусков 1 г.
694 Документы (характеристики, докладные записки, справки, переписка) о привлечении к ответственности лиц, нарушивших трудовую дисциплину 3 г.
695 Книги, журналы, карточки учета: (1) После увольнения
(2) В зарубежные командировки – 10 л.

а) приема, перемещения (перевода), увольнения работников

75 л.

б) личных дел, личных карточек, трудовых договоров (контрактов) трудовых соглашений

75 л.

в) выдачи (учета движения) трудовых книжек и вкладышей к ним

75 л.

г) бланков трудовых книжек и вкладышей к ним

5 л.

д) выдачи справок о заработной плате, стаже, месте работы

5 л.

е) лиц, подлежащих воинскому учету

3 г. (1)

ж) отпусков

3 г.

з) работников, выбывающих в служебные командировки; прибывающих в организацию, куда работник командирован

5 л.(2)

и) регистрации прибытия и выезда сотрудников и членов их семей, направленных в загранпредставительства и учреждения Российской Федерации, международные организации

75 л.

к) выдачи командировочных удостоверений

5 л.

л) выдачи общегражданских и заграничных паспортов

5 л.
696
Читайте также:  Инженерная защита территории от затопления и подтопления

Шпаргалка для кадровика: сроки хранения кадровых документов

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2009, N 6

Шпаргалка для кадровика: сроки хранения кадровых документов

Организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, наряду с государственными органами и органами местного самоуправления, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных действующим законодательством.

Данная обязанность заставляет кадровика любой организации преодолевать соблазн сохранять только самые новые и интересные документы.

Зачастую напуганные возможными санкциями сотрудники кадровых служб, ударяясь в противоположную крайность, предпочитают на всякий случай складировать всю документацию, так или иначе отражающую трудовые отношения между работниками и работодателем.

В результате на «вечное поселение» в организации обрекаются могучие кучи всех без разбора документов. Знание сроков хранения и принципов систематизации различных видов документации позволит кадровику не только соблюсти нормы закона, но и преодолеть в работе с документами непростой путь от хаоса к гармонии.

Вопросы, касающиеся организации хранения, комплектования, учета и использования документов, регулирует Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее — Закон об архивном деле). Обязанность по обеспечению сохранности архивных документов организациями установлена п. 1 ст. 17 данного Закона.

Архивным документом согласно п. 2 ст. 3 Закона об архивном деле является материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанного носителя и информации для граждан, общества и государства.

В качестве основного нормативного документа при определении сроков хранения и отборе на хранение и уничтожение документов большинства организаций используется Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом 06.10.2000 (далее — Перечень).

Перечень состоит из 12 разделов, отражающих основные направления деятельности предприятий и включающих документы, образующиеся при документировании однотипных (общих для всех) управленческих функций, выполняемых организациями, независимо от функционально-целевого назначения, уровня и масштаба деятельности, форм собственности.

Документы, отражающие специфические функции организаций (присущие определенному виду деятельности), предусматриваются в соответствующих ведомственных перечнях, примерных номенклатурах дел. Обобщенные наименования видов документов расположены в Перечне по степени значимости вопросов и видов в логической последовательности.

Читайте также:  Обращение взыскания на ценные бумаги

Статьям в Перечне присвоена единая сквозная нумерация, после Перечня приводятся Указания по его применению.

Сроки хранения документов, данные в Перечне, распространяются на все организации, независимо от того, поступают их документы на хранение в государственные, муниципальные архивы или нет, однако применяют их организации по-разному. Временные сроки хранения являются общими для всех организаций.

Постоянный срок хранения применяется теми государственными, муниципальными организациями, документы которых поступают на хранение в соответствующие архивы в установленном порядке, и негосударственными организациями, с которыми заключены соответствующие соглашения (договоры), то есть с источниками комплектования архивов.

Организации, не являющиеся таковыми, хранят документы постоянного срока следующим образом:

— государственные, муниципальные организации — 10 лет;

— негосударственные организации — не менее 10 лет, после чего дальнейший срок хранения документов организация определяет в соответствии с действующим законодательством и/или необходимостью практического использования документов.

Помимо этого определенные документы (нормативно-правового, имущественно-хозяйственного характера, об итогах деятельности и перспективах развития организации) постоянного срока хранения необходимо хранить в организациях всех форм собственности, документы которых не поступают в государственные, муниципальные архивы, до ликвидации данных организаций, что обусловлено действующим законодательством и/или длительным практическим значением указанных документов. В приведенном в таблице 1 перечне документов, образующихся в процессе кадрового делопроизводства, к таким документам относятся перечисленные в следующих статьях Перечня: 5а, б, д, ж, 6а, 10а, 13а, 14, 15, 16, 24, 26, 35а, 36, 47, 48, 50, 74а, 84, 85, 275, 311, 319, 320, 322а, 337а, 349, 350а, 489.

В отдельных случаях при указании сроков хранения в Перечне используются примечания, комментирующие и уточняющие сроки, место хранения документов, выделяющие те разновидности документов, сроки хранения которых отличаются от первоначально названных, или указывающие, что исчисление названного срока осуществляется с определенного момента (например, после истечения срока действия договора). Отметка «до минования надобности» означает, что документация имеет только практическое значение. Срок ее хранения определяется самой организацией, но не может быть менее одного года.

Читайте также:  Раскрытие информации о пайщиках ЗПИФ

Отметка «ЭПК» (экспертно-проверочная комиссия), поставленная в Перечне к конкретным видам документов, означает, что часть таких документов может иметь научно-историческое значение и в установленном порядке должна передаваться в государственные, муниципальные архивы или храниться в организации. Данная отметка предназначена для применения организациями всех форм собственности, являющимися источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, а также может быть использована негосударственными организациями, осуществляющими постоянное хранение своих документов.

В соответствии с п. 3.

1 Указаний по применению Перечня для организации и проведения работы по определению сроков хранения и отбору документов на хранение и уничтожение в организациях создаются постоянно действующие экспертные комиссии (ЭК), в состав которых входят наиболее квалифицированные специалисты основных структурных подразделений под председательством одного из руководящих работников организации, а также представители соответствующего архивного учреждения (для организаций — источников комплектования) по согласованию с ним.

Экспертные комиссии определяют совместно с архивом и делопроизводственной службой предприятия порядок отбора документов на хранение и уничтожение, организуют экспертизу ценности документов и осуществляют контроль за ее проведением.

Под экспертизой ценности документов согласно п. 16 ст. 3 Закона об архивном деле понимается изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения и отбора их для включения в состав Архивного фонда РФ.

Пункт 2.11 Указаний по применению Перечня предписывает, что снижение установленных Перечнем сроков хранения запрещается.

Увеличение сроков хранения документов может иметь место в тех случаях, когда это вызвано специфическими особенностями работы организаций.

Снятие стоящей при сроках хранения отметки «ЭПК» разрешается только при условии конкретизации видов документов и сроков их хранения, обобщенных в статьях Перечня.

Уничтожение документов без предварительного утверждения архивным органом, учреждением описей документов постоянного хранения (для организаций, передающих документы в государственные, муниципальные архивы), а также нарушение установленных сроков хранения документов является незаконным и влечет ответственность в установленном законом порядке (п. 3.11 Указаний по применению Перечня).

Согласно ст. 27 Закона об архивном деле юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством РФ.

Статья 13.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.

Исключение составляют случаи, предусмотренные ст. 13.

25 КоАП РФ, согласно которой неисполнение акционерным обществом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах , о рынке ценных бумаг , об инвестиционных фондах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2500 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

———————————

Статья 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».