Новое

Режимы функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Режимы функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуацийРежимы функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Время на чтение: 13 минут

РСЧС это принятая аббревиатура, при помощи которой кратко обозначают систему органов, существующих ради охраны населения страны и ее территории от чрезвычайных ситуаций (далее ЧС). 

РСЧС- расшифровка и цель создания

РСЧС это всем известное сокращение, которое определяется как «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». 

Режимы функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Рассматривая историю возникновения, система, впервые появившаяся на свет в 1992 г., имела своё чёткое предназначение и цель. 

Она была необходима для объединения в одно целое всех существующих органов управления, сил и средств, находящихся в границах российских земель, отвечающих за разрешение вопросов по надлежащему предоставлению сохранности и защищенности площади своей страны и народа, населяющего ее, от ЧС.

Задачи и функции РСЧС

Режимы функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Такая система необходима для выполнения трех наиболее важных функций:

  • профилактика и устранение возможности наступления крушений, стихийных бедствий и других патогенных ситуаций;
  • значительное снижение количества вреда, принесенного ЧС;
  • предотвращение самих происшествий и их результатов. 

Режимы функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В соответствии с задачами РСЧС необходима для:

  • создания и предварения в жизнь нормативно-правовых актов, содержание которых связанно с защитными действиями от ЧС;
  • воплощения специализированных программ по профилактике и уничтожению ЧС;
  • обеспечения режима и готовности органов, специально созданных для исполнения всех необходимых действий при ЧС;
  • предварительной работы с различными категориями населения страны по подготовке к действиям в ЧС (проведение специальных учений, тренингов, квестов и других мероприятий);
  • расчета ущерба, нанесенного ЧС;
  • организации резерва необходимых ресурсов — как финансовых, так и материальных, необходимых для сведения на нет самой ситуации и ее последствий;
  • проведения акций и других мероприятий для сбора денег и другой необходимой помощи людям, понесшим утраты или получившим ранения при ЧС (организуются места сбора пострадавших, обеспечивается горячее питание, первая медпомощь и т. д.);
  • международного сотрудничества (осуществляется при масштабных катастрофах, поражающих большую часть площади страны, в этих случаях гуманитарная помощь может оказываться при помощи поддержки других стран). 

Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

Режимы функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Структура данной системы состоит из пяти уровней:

  1. Федеральный — данный уровень составляют централизованные органы подчинения федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ).

  2. Межрегиональный — образован из шести округов, в которые вошли: центральный (Москва), Северо-Западный (СПб), Приволжско-Уральский, Сибирский, Южный, Дальневосточный. При этом в каждый округ входят земли, находящиеся в границах нескольких субъектов страны.

  3. Региональный — уровень состоит из ОИВ определенного субъекта.

  4. Муниципальный — к нему относится вся территория города.

  5. Объектовый — охватывает территории предприятий.

На рисунке представлена таблица, включающая в себя все уровни РСЧС. Все данные территориальные звенья действуют для наиболее эффективного решения повседневных задач, координации действий, исполнения и регулирования.

Координационные органы РСЧС

В их составе находятся: комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) и противопожарной безопасности ФОИВ, ОИВ субъекта, ОИВ ОМСУ и существующие организации.

Режимы функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Основные задачи КЧС

Задачами КЧС являются:

  • руководство над организацией по подготовке и приведению в исполнение действий по ликвидации ЧС;
  • увеличение степени безопасности неустойчивых объектов;
  • подготовка и воплощение специальных программ по устранению ЧС;
  • принятие участия в действиях, нацеленных на охрану населения от ЧС и их последствий;
  • упорядочивание подготовки персонала организаций к необходимым действиям при наступлении ЧС;
  • регулирование проведение аттестации спасателей.

Органы управления РСЧС

На каждом уровне все органы управления подразделяются на органы повседневного управления, координационные и постоянно действующие.

Режимы функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Силы и средства РСЧС

К силам, всегда находящимся в полной готовности можно отнести: аварийно-спасательные службы и формирования, а также общественные объединения, в арсенале которых имеются специализированное оборудование, техника и приспособления. 

Основные направления деятельности РСЧС

На сегодняшний день РСЧС является одним из ключевых звеньев государственной власти. 

Режимы функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Приоритетными направлениями деятельности системы РСЧС являются:

  • разработка возможных оргтехмероприятия по защите земель РФ и ее народа от ЧС, которые впоследствии могут быть внесены в закон;
  • регулирование функционирования РСЧС;
  • контроль за работой подразделений МЧС;
  • исполнение работ, нацеленных на профилактику ЧС;
  • профессиональная подготовка профессионалов по спасению населения;
  • финансирование и материально-техническая поддержка РСЧС.

На данный момент она отлично справляется со своей работой и превосходит все ожидания.

Благодаря деятельности данной системы, во всех уголках России эффективно организована работа с населением, проводятся всевозможные тренинги, лекции, на которых сотрудники рассказывают не только взрослым, но и детям (даже детсадовского возраста) о том, что из себя представляет ЧС, как необходимо себя вести при ее наступлении и какие меры следует соблюдать для недопущения ее возникновения.

Вплоть до сегодняшнего времени эта структурированная система позволяет действенно организовать работу входящих в нее подразделений, способствует проведению всех необходимых мероприятий, направленных на профилактику ЧС, спасение людей от гибели и уничтожение последствий от различных катаклизмов и других катастроф.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения — для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.

https://www.youtube.com/watch?v=c-5yK-SMYYU\u0026pp=ygX1AdCg0LXQttC40LzRiyDRhNGD0L3QutGG0LjQvtC90LjRgNC-0LLQsNC90LjRjyDQvtGA0LPQsNC90L7QsiDRg9C_0YDQsNCy0LvQtdC90LjRjyDQuCDRgdC40Lsg0LXQtNC40L3QvtC5INCz0L7RgdGD0LTQsNGA0YHRgtCy0LXQvdC90L7QuSDRgdC40YHRgtC10LzRiyDQv9GA0LXQtNGD0L_RgNC10LbQtNC10L3QuNGPINC4INC70LjQutCy0LjQtNCw0YbQuNC4INGH0YDQtdC30LLRi9GH0LDQudC90YvRhSDRgdC40YLRg9Cw0YbQuNC5

Основные задачи РСЧС:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем (рис. 1.1) и имеет уровни (рис. 1.2): федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

Режимы функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Рис. 1.1. Организационная структура РСЧС
Режимы функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Рис. 1.2. Уровневая структура РСЧС

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению этих территорий. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории.

  • Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти (министерствами, федеральными службами, агентствами) для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.
  • Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.
  • Система и подсистемы РСЧС всех уровней функционируют в трех режимах:
  1. повседневной деятельности;
  2. повышенной готовности;
  3. чрезвычайной ситуации.

Режим повседневной деятельности — при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

Читайте также:  План мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ

В режиме повседневной деятельности осуществляется наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются целевые программы и превентивные меры по предупреждению ЧС, повышению уровня безопасности населения, укреплению устойчивости функционирования производства и сокращению материального ущерба от возможных ЧС. Проводятся мероприятия по поддержанию в высокой готовности органов управления, защитных сооружений, сил и средств, пригодных к действиям в ЧС, по созданию и поддержанию финансовых резервов, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов.

Режим повышенной готовности — функционирование РСЧС при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.

https://www.youtube.com/watch?v=c-5yK-SMYYU\u0026t=14s

В режиме повышенной готовности при необходимости формируются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки, для выработки предложений по ее нормализации, усиливается дежурная диспетчерская служба, наблюдение и контроль за окружающей средой, осуществляется прогнозирование возможности возникновения ЧС, их масштабов и последствий. Принимаются меры по защите населения, запасов материально-технических средств, по повышению устойчивости функционирования производства. Приводятся в повышенную готовность формирования ГО, предназначенные для ликвидации ЧС, уточняются планы их действий и при необходимости осуществляется выдвижение их в район предполагаемых действий.

Режим чрезвычайной ситуации — функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения.

В чрезвычайном режиме принимаются меры по защите населения.

В район ЧС выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС; направляются силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших; усиливается постоянный контроль за состоянием окружающей среды в районе ЧС; приводятся в готовность защитные сооружения для приема укрываемых.

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии федеральных органов исполнительной власти по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия органа местного самоуправления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
  • на объектовом уровне — комиссия организации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

На каждом уровне РСЧС работу комиссий по ЧС обеспечивают постоянно действующие органы управления ГОЧС, которыми являются (рис. 1.2):

  • на федеральном уровне — МЧС России;
  • на межрегиональном — региональные центры;
  • на региональном — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;
  • на муниципальном — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;
  • на объектовом — отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

К органам повседневного управления РСЧС относятся:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
  • дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

На органы повседневного управления возлагается: постоянный контроль за обстановкой, обеспечение устойчивого управления подчиненными органами и силами РСЧС, организация непрерывного информационного обеспечения органов управления ГОЧС.

https://www.youtube.com/watch?v=fwpl3LiJrrw\u0026pp=ygX1AdCg0LXQttC40LzRiyDRhNGD0L3QutGG0LjQvtC90LjRgNC-0LLQsNC90LjRjyDQvtGA0LPQsNC90L7QsiDRg9C_0YDQsNCy0LvQtdC90LjRjyDQuCDRgdC40Lsg0LXQtNC40L3QvtC5INCz0L7RgdGD0LTQsNGA0YHRgtCy0LXQvdC90L7QuSDRgdC40YHRgtC10LzRiyDQv9GA0LXQtNGD0L_RgNC10LbQtNC10L3QuNGPINC4INC70LjQutCy0LjQtNCw0YbQuNC4INGH0YDQtdC30LLRi9GH0LDQudC90YvRhSDRgdC40YLRg9Cw0YbQuNC5

Состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня определяется Правительством РФ, а в территориальных подсистемах — органами исполнительной власти субъектов РФ.

Силы и средства РСЧС (рис. 1.3) подразделяются на :

  • силы и средства наблюдения и контроля;
  • силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС.

Режимы функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
увеличить изображениеРис. 1.3. Силы и средства РСЧС

  1. Силы и средства наблюдения и контроля осуществляют наблюдение и контроль за деятельностью потенциально опасных объектов, состоянием окружающей природной среды, качеством пищевого сырья и продуктов питания, сохраняют и обрабатывают данные об обстановке, осуществляют ее прогнозирование и информируют органы управления об угрозе ЧС.
  2. Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС выполняют мероприятия по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от них, защите населения и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  3. В состав этих сил входят соединения и части Войск ГО РФ, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения их работы в автономном режиме и находящиеся в постоянной готовности к экстренным действиям, они могут привлекаться к действиям по распоряжению МЧС России и других органов управления ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления и организациями РФ.
  4. Кроме сил РСЧС к ликвидации ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Министерства обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
  5. Силы и средства органов внутренних дел при ликвидации ЧС применяются в соответствии с задачами, определяемыми для них законами и другими правовыми актами РФ и ее субъектов.

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794

«Статья 14. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

  • Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.
  • Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.»

«Статья 15.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Читайте также:  Форма договора репо

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют в установленном порядке главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.»

«Статья 16. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

«Статья 19.

Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.»

«Статья 32. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

https://www.youtube.com/watch?v=fwpl3LiJrrw\u0026pp=YAHIAQE%3D

чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.»

РСЧС: расшифровка, структура и задачи

Обновлено 27 марта 2023 Просмотров: 177 366 Дмитрий Петров

  1. Рсчс – это…
  2. Задачи
  3. Структура РСЧС
  4. Режимы функционирования
  5. Заключение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждому из нас важно знать, что в случае наступления чрезвычайной природной или техногенной катастрофы нас не бросят на произвол судьбы.

Как правило, во всем мире функцию предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) и ликвидацию их последствий берет на себя государство. В Российской Федерации эту функцию выполняет РСЧС.

Сегодня поговорим, что такое РСЧС, как расшифровывается, какова ее структура, каковы ее основные задачи.

Рсчс – это…

РСЧС – это аббревиатура наименования «Российская Система Чрезвычайных Ситуаций», но это сокращение только части наименования.

Полное же название системы, которая была создана в 1992 году, звучало так: «Российская единая Система предупреждения и ликвидации Чрезвычайных Ситуаций». Согласитесь, аббревиатуру «РЕСПЛЧС» выговорить довольно трудно. Поэтому было принято сокращение РСЧС.

В наши дни наименование еще более изменилось: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Постановление Правительства № 794 от 30.12.2003 г.), но аббревиатуру оставили прежнюю.

РСЧС создана с целью объединения отдельных организаций и учреждений для оптимизации решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС.

То есть для того, чтобы в случае возникновения чрезвычайной ситуации единый центр руководства приступил бы к немедленной работе, координируя и направляя деятельность спасателей, медицинской помощи, служб жизненного обеспечения населения и т.д.

Задачи РСЧС

Основные задачи РСЧС:

  1. предупреждать наступление природных и техногенных катастроф;
  2. минимизировать возможные последствия ЧС;
  3. ликвидировать ЧС.

Если же детализировать задачи всех служб системы, то получится целый перечень необходимых к проведению мероприятий:

  1. разрабатывать и выполнять специальные профилактические программы по предотвращению ЧС, в том числе – внедрять в практику научные разработки по прогнозированию природных катаклизмов и уменьшению масштабов негативных последствий после ЧС;
  2. обеспечивать техническую оснащенность и физическую готовность структур, предназначенных для выполнения спасательных действий при возникновении ЧС;
  3. проводить подготовку населения к возможным ЧС (учения, тренировки, наглядная агитация, разъяснительная работа и т.д.);
  4. координировать работу всех уровней РСЧС (про уровни – в следующем разделе);
  5. ликвидировать последствия ЧС;
  6. изучать методики проведения расчета материального ущерба от возможных ЧС;
  7. создавать финансовый резерв на случай ликвидации последствий ЧС, в том числе – для помощи пострадавшим лицам, для восстановления систем жизнеобеспечения и инфраструктуры пострадавших территорий;
  8. создавать и оборудовать пункты мед.помощи и пункты временного размещения людей в случае ЧС;
  9. поддерживать сотрудничество с аналогичными международными организациями.

Структура РСЧС

Структура (что это?) РСЧС состоит из 5 уровней и относится к иерархическому типу организации.

https://www.youtube.com/watch?v=C1jYoUbdvzY\u0026pp=ygX1AdCg0LXQttC40LzRiyDRhNGD0L3QutGG0LjQvtC90LjRgNC-0LLQsNC90LjRjyDQvtGA0LPQsNC90L7QsiDRg9C_0YDQsNCy0LvQtdC90LjRjyDQuCDRgdC40Lsg0LXQtNC40L3QvtC5INCz0L7RgdGD0LTQsNGA0YHRgtCy0LXQvdC90L7QuSDRgdC40YHRgtC10LzRiyDQv9GA0LXQtNGD0L_RgNC10LbQtNC10L3QuNGPINC4INC70LjQutCy0LjQtNCw0YbQuNC4INGH0YDQtdC30LLRi9GH0LDQudC90YvRhSDRgdC40YLRg9Cw0YbQuNC5

На схеме изображены следующие уровни системы (от высшего к низшему):

  1. федеральный (государственный уровень);
  2. межрегиональный (уровень 6 федеральных округов: Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжско-Уральского, Сибирского, Дальневосточного);
  3. региональный (дифференциация (это как?) по субъектам РФ);
  4. муниципальный (уровень муниципальных образований);
  5. объектовый (конкретные объекты, например, АЭС (атомные электростанции), крупные промышленные предприятия и т.д.).
  • Каждый из перечисленных уровней находится в координационном подчинении у вышестоящего уровня, но действует автономно.
  • Например, если произошло землетрясение на Курильских островах (а там они случаются довольно часто), то будет действовать региональный уровень РСЧС (Сахалинской области), а также муниципальный и объектовый.
  • В случае необходимости будут задействованы вышестоящие межрегиональный и федеральный уровни.
  • Каждый из уровней РСЧС имеет собственный комплекс сил и средств, способный в автономном режиме выполнять поставленные перед РСЧС задачи.
  • В этот комплекс входят:
  1. органы управления:
    1. координационные органы (комиссии), осуществляют координацию работы вверенных им сил, а также организуют взаимодействие с остальными уровнями РСЧС;
    2. постоянно действующие органы управления (подразделения МЧС различного уровня);
    3. органы повседневного управления – пункты управления РСЧС, осуществляют непрерывный мониторинг в режиме реального времени вверенных территорий;
  2. непосредственно силы и средства, находящиеся в состоянии постоянной готовности (специалисты, техника, оснащение, т.е. аварийно-спасательные службы и общественные формирования), готовые выполнять аварийно-спасательные работы в зоне ЧС в течение 3 суток в автономном режиме;
  3. резервы материальных ресурсов (финансы, оборудование для обеспечения жизнедеятельности людей, медикаменты, продукты, вещи);
  4. системы обеспечения связи и оповещения населения.

Режимы функционирования РСЧС

Режим функционирования РСЧС зависит от обстановки, связанной с чрезвычайными ситуациями.

Следовательно, существует 3 возможных режима:

  1. ЧС нет;
  2. ЧС возможна;
  3. возникновение ЧС.

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Теперь о каждом из режимов немного подробней.

  1. Режим повседневной деятельности (в отсутствии ЧС). Проводимые мероприятия:
    1. мониторинг окружающей среды;
    2. прогнозирование вероятности ЧС;
    3. разработка и реализация программ по предупреждению ЧС;
    4. подготовка к возможным ЧС (техническое оснащение и обучение соответствующих подразделений, информирование населения);
    5. резервирование материальных ресурсов на случай наступления ЧС;
    6. подготовка возможностей для эвакуации населения и материальных ценностей в случае ЧС;
    7. ведение статистической отчетности и анализ уже произошедших ЧС.
  2. Режим деятельности в состоянии готовности к возможной ЧС. Мероприятия:
    1. усиление мониторинга окружающей среды и уточнение прогнозов относительно возникновения ЧС;
    2. усиление готовности органов управления и органов быстрого реагирования к возникновению ЧС;
    3. информирование населения о возможной ЧС посредством всех возможных средств связи (объявление по радио и телевидению, смс-оповещение и т.д.);
    4. принятие мер по снижению возможного ущерба от потенциальной ЧС;
    5. уточнение планов действий (планов развертывания сил быстрого реагирования, эвакуации населения и т.д.);
    6. эвакуация людей и мат.ценностей при необходимости.
  3. Режим деятельности при возникновении ЧС. Проводимые мероприятия:
    1. непрерывный контроль за обстановкой;
    2. оповещение населения и органов управления РСЧС о чрезвычайной ситуации;
    3. выполнение действий по защите людей и территорий от ЧС;
    4. выполнение работ по ликвидации последствий ЧС;
    5. информирование вышестоящих уровней РСЧС;
    6. восстановление или организация системы жизнеобеспечения населения.
Читайте также:  Объектовое звено РСЧС

Заключение

Чрезвычайная ситуация, независимо от причин ее возникновения – это нелегкое испытание и для людей, и для структур, призванных их защищать.

Природа каждый год проверяет РСЧС нашей страны на прочность. Это масштабные природные пожары, возгорания крупных технических объектов, мощнейшие наводнения.

  1. Мы можем быть уверены, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации нас не оставят с бедой один на один.
  2. Читайте наш блог, это информативно и познавательно.
  3. Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

  • Безопасность
  • Закон и Право
  • Организации

Главная/ ЧАстые ВОпросы/ Безопасность

Режимы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 30Следующая ⇒

Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов РФ, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках РСЧС осуществляет МЧС России.

Режим функционирования РСЧС в пределах конкретной территории устанавливается органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или уже возникшей чрезвычайной ситуации.

Предусмотрено установление следующих режимов.

Режим повседневной деятельности. В этом режиме функционирует РСЧС при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

  • При этом режиме выполняются следующие мероприятия:
  • ü изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
  • ü сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в данной области;
  • ü разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
  • ü планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
  • ü подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  1. ü пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
  2. ü руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  3. ü проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
  4. ü осуществления в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
  5. ü проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
  6. ü ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

Режим повышенной готовности. Этот режим устанавливается при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

  • При этом режиме выполняются следующие мероприятия:
  • ü усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  • ü введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах;
  • ü непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
  1. ü принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
  2. ü уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
  3. ü приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
  4. ü восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  5. ü проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

Режим чрезвычайной ситуации. Этот режим устанавливается при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  • При этом режиме выполняются следующие мероприятия:
  • ü непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  • ü оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
  1. ü проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  2. ü организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
  3. ü непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
  4. ü организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  5. ü проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
  6. Решения об установлении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации принимаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организации, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций. При принятии таких решений определяются:
  • ü обстоятельства, послужившие основанием для введения соответствующего режима:
  • ü границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
  • ü силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации:
  • ü перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
  • ü должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
  • Руководители органов власти, принявшие решение об установлении данных режимов, должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также о мерах по обеспечению безопасности населения.
  • При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители соответствующих органов и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.
  • При угрозе возникновения и возникновении региональных, федеральных и трансграничных чрезвычайных ситуаций режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
  • Для ликвидации чрезвычайных ситуаций заблаговременно создаются резервные фонды и запасы материальных ресурсов на всех уровнях РСЧС:
  • ü резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • ü запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;
  • ü резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
  • ü резерв финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
  • Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒