Новое

Режим повышенной готовности КоАП

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Отвечаем на вопросы о правах и обязанностях в период действия режима повышенной готовности: могут ли вводимые ограничения нарушать конституционные права граждан и как правильно самоизолироваться, чтобы не пришлось уплачивать штрафы?

Режим повышенной готовности КоАП

Режим повышенной готовности вводится в субъекте РФ при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации1. Данное понятие законом не определено, но по его смыслу это своего рода промежуточная мера, которая принимается до объявления режима ЧС.

Сейчас на территориях большинства регионов действует режим повышенной готовности, поскольку коронавирусная инфекция представляет собой угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. В Москве он введен Указом мэра Москвы от 5 марта 2020 г.

№ 12-УМ (далее – Указ мэра).

Самоизоляция как правовое понятие законом не определена. По существу, данная мера принимается в отношении неопределенного круга лиц, подпадающего под определенные критерии, и означает необходимость воздерживаться от контактов с посторонними.

Понятие карантина раскрывается в Законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения2. Это меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов.

Карантин в Москве может быть введен в отношении отдельных категорий граждан (см. следующий вопрос) на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».

В текущих условиях разница между понятиями «самоизоляция» и «изоляция» (карантин) следующая: самоизоляция распространяется на лиц, которые не болеют коронавирусной инфекцией, но подпадают под определенные критерии, а изоляция может применяться только к тем, у кого заболевание выявлено, к лицам с подозрением или высоким риском подозрения на заболевание.

Режим изоляции распространяется на вас, если вы:

  • заразились коронавирусной инфекцией, но в связи с легкой формой протекания заболевания по решению медиков оставлены дома;
  • проживаете с человеком, заразившимся коронавирусной инфекцией;
  • посещали страны с неблагополучной эпидемиологической обстановкой;
  • лично в отношении вас принято решение об изоляции, например после контакта с человеком, заболевшим коронавирусной инфекцией.

Срок соблюдения режима изоляции устанавливается санитарными врачами (иными должностными лицами) и указывается в выдаваемом человеку предписании или составляет 14 дней со дня возвращения в Россию из-за границы. Соблюдение этого режима является обязательным: нельзя покидать место жительства и следует строго соблюдать требования, зафиксированные в выданных предписаниях.

Режим самоизоляции распространяется на вас, если вы:

  • достигли 65 лет;
  • страдаете заболеваниями эндокринной системы, органов дыхания или системы кровообращения, у вас имеются трансплантированные органы или ткани, выявлены злокачественные новообразования и т.д. (полный перечень заболеваний содержится в приложении № 4 к Указу мэра).

Согласно Указу мэра эти категории граждан не должны покидать место самоизоляции даже по уважительным причинам. В случае необходимости им доставят на дом лекарства, продукты и окажут иную социальную помощь.

В настоящее время самоизолироваться должны почти все граждане, проживающие на территории Москвы. Однако для тех, кто младше 65 лет и не страдает перечисленными заболеваниями, установлен «более свободный» режим самоизоляции.

Они могут покидать место жительства, чтобы обратиться за экстренной медицинской помощью, сходить в ближайшие аптеку, магазин и вынести мусор, выгуливать домашних животных можно на расстоянии, не превышающем 100 м от дома.

Кроме того, такие граждане могут ездить на работу, если в соответствии с решениями государственных органов они не переведены на режим нерабочего дня или дистанционной работы.

Самоизолироваться не обязаны руководители и ключевые сотрудники предприятий, учреждений и органов власти, чье присутствие на месте работы является критически важным.

Режим самоизоляции не распространен на работников медицинских организаций, правоохранительных органов и органов, работающих в сфере защиты прав и свобод человека, органов по делам гражданской обороны и ЧС, организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с Указом мэра, а также на сотрудников организаций, получивших специальное разрешение от работодателя на передвижение в текущих условиях (например, сотрудников грузовых компаний).

За нарушение режима изоляции и несоблюдение выданного предписания человека могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

В настоящее время по данному вопросу нет сформировавшейся устойчивой правоприменительной практики. Предположительно, привлечение к уголовной ответственности может быть лишь крайней мерой по отношению к людям, которые, нарушая режим карантина, создают угрозу для окружающих.

Уголовная ответственность

Наказание, предусмотренное ст.

236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил», может последовать в случае, если заболевший коронавирусной инфекцией нарушил установленные предписания (например, покинул без разрешения место изоляции), а последствием стало массовое заболевание либо смерть одного или нескольких человек. Если умерло больше двух человек, то наказание может составить до 7 лет лишения свободы.

Эта статья дополнена важным нововведением: даже если массовое заболевание не наступило, но правоохранители сочтут, что была создана реальная угроза заражения граждан, человека также могут привлечь к уголовной ответственности. Максимальное наказание составит до 2 лет лишения свободы.

Однако ответственность могут наложить, только если будет доказано, что на момент нарушения режима изоляции человек болел коронавирусной инфекцией, именно из-за его действий заболели или умерли другие люди либо он создал реальную угрозу массового заболевания граждан.

Административная ответственность

Административная ответственность предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

Она последует за несоблюдение режима изоляции, если человек не болеет коронавирусной инфекцией, но все равно должен соблюдать условия карантина и если нарушение не повлекло угрозу массового заболевания и смерть из-за заражения.

То есть человека, обязанного изолироваться, могут наказать уже за то, что он покинул место проживания.

Ответственность за это предусмотрена и «местным» кодексом об административных правонарушениях – ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы. За первое нарушение может быть назначен штраф в размере 4 тыс. руб.

При нарушении режима изоляции на личном автомобиле он может быть отправлен на штрафстоянку в целях «пресечения административного правонарушения».

Вернуть его можно будет по общим правилам возвращения задержанного автомобиля, оплатив при этом штраф.

Уголовная ответственность за нарушение режима самоизоляции в отсутствие иных нарушений для граждан не предусмотрена.

К административной ответственности человека могут привлечь по ст. 20.6.1 КоАП РФ «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения».

Наказание последует за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, в частности в случае нарушения ограничений, установленных на территории субъекта РФ. Для Москвы ограничения установлены Указом мэра (см. вопрос 2).

Жители столицы могут быть привлечены к административной ответственности и по ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы за невыполнение требований нормативных правовых актов, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города, т.е. за нарушение ограничений, установленных Указом мэра. За первое нарушение гражданину может быть назначен штраф в размере 4 тыс. руб.

Действительно, принимаемые меры больше похожи на те, что предусмотрены на случай возникновения чрезвычайной ситуации, которая вводится указом президента. На текущий момент никакого указа не принято. Разработан законопроект о возможности введения режима чрезвычайной ситуации Правительством РФ, но президент его пока не подписал.

Могут ли вводимые правила ограничивать права граждан на свободу передвижения и на труд? Эти права гарантированы гражданам РФ Конституцией.

Однако при введении режима повышенной готовности могут применяться меры, ограничивающие права граждан. Об этом прямо сказано в п. 10 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г.

№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»3.

Так, при введении режима повышенной готовности уполномоченные органы вправе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

В ряде случаев может быть приостановлена деятельность организаций, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. Могут быть приняты иные меры, необходимые для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Можно предположить, что принятые меры относятся к категории «иных».

За их соблюдением следят сотрудники правоохранительных и иных специализированных органов. Фиксация нарушения режимов изоляции и самоизоляции осуществляется по общим правилам фиксации административного правонарушения и преступления. За «изолированными» гражданами осуществляется дополнительный контроль с использованием камер на подъездах и иных систем определения местоположения человека.

Согласно Указу мэра «самоизолированные» могут следовать к ближайшему месту приобретения товаров, работ и услуг, реализация которых не была ограничена. Представляется, что можно пройти «чуть дальше», если в ближайшем магазине нет товара, который вам требуется.

В таком случае ближайшим будет тот магазин, где этот товар есть. Однако здесь следует соблюдать принцип разумности. Не стоит перемещаться на другой конец города за любимым шоколадом.

Такая поездка с высокой степенью вероятности может превратиться в административное правонарушение.

Согласно Указу мэра гулять с собакой можно только в 100 м от места проживания. Если вы отойдете на 200 м, например в специально отведенное для выгула собак место, формально это будет являться нарушением установленных ограничений. Однако если вы соблюдаете принцип разумности, маловероятно, что вас за это привлекут к административной ответственности.

Согласно Указу мэра граждане могут покидать место жительства только в исключительных случаях (они описаны выше). За пробежку может быть назначен штраф в размере 4 тыс. руб., а при повторном нарушении – в размере 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы).

Сейчас в Москве на подобные ситуации распространяются общие ограничения и основания привлечения к ответственности.

Читайте также:  Срок хранения проектной документации

Но, например, депутаты Курганской областной Думы предлагают привлекать родителей к административной ответственности в таких случаях как за отдельное правонарушение – «допущение нахождения несовершеннолетнего без сопровождения родителей или иных ответственных лиц в общественных местах, транспортных средствах, а также в объектах торговли и общественного питания, объектах, предназначенных для развлечения и досуга». Если закон примут, родителей, оставивших несовершеннолетних без присмотра, будут подвергать административному наказанию в виде штрафа в размере от 500 до 1 тыс. руб.

Ситуация может варьироваться от региона к региону.

Согласно Указу мэра Москвы нарушением режима самоизоляции не является следование к месту работы, которая не приостановлена в соответствии с указом.

Организации и индивидуальные предприниматели в период действия режима повышенной готовности вправе не ограничивать осуществление своей деятельности, если она прямо не приостановлена нормативными актами и перевод сотрудников на «удаленку» невозможен, поскольку в противном случае не будет обеспечено функционирование технологических и иных процессов (п. 4 Указа мэра).

В п. 3.2 Указа мэра определены организации, которые обязаны приостановить свою «очную» работу на период до 1 мая 2020 г. Например, в список попали рестораны, кафе, салоны красоты, СПА-салоны и иные предприятия, предусматривающие непосредственное посещение их гражданами, за исключением случаев доставки.

Таким образом, если вы не работаете в организации, на которую наложена обязанность приостановить «очную» работу, ваша деятельность связана с обеспечением функционирования технологических и иных процессов в организации и работодатель не счел возможным перевести вас на «удаленку», можете посещать место работы. Это не будет признано нарушением. Но работодателю необходимо представить на адрес электронной почты [email protected] сведения о количестве работников, которые будут посещать место работы, а затем он должен выдать вам подтверждение того, что вы значитесь в списке таких работников.

Новости об изменениях в законодательстве публикуются на официальном сайте Госдумы. При этом следует учитывать, что принимаемый закон вступает в силу после подписания его президентом и официального опубликования.

Об изменениях в законодательстве регионов сообщается на официальных сайтах органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Например, москвичи могут отслеживать информацию на сайте мэра Москвы.

1 Пункт 1 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2 Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3 Пункт 10 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В каких случаях граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 коап рф?

Режим повышенной готовности КоАП

Адвокат Анатолий Антонов

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а2 » пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее – Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а2 » пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 41 , пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, например: Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г.

№ 42-УМ), Постановление Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. № 108-ПГ (в редакции от 12 апреля 2020 г.

№ 178-ПГ) «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» и др.

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.

6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Так, по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, например, подлежат квалификации действия физического лица, выразившиеся в нарушении подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3, пунктов 12.1, 12.3 раздела 12 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г.

№ 42-УМ), принятого в развитие положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или индивидуального предпринимателя, юридического лица, выразившиеся в нарушении подпунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 пункта 3.

2 раздела 3 названного Указа и др.

При этом судам необходимо учитывать, что в случае нарушения подпункта 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г.

№ 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» о выполнении требования по изоляции в домашних условиях, а также подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г.

№ 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г.

№ 42-УМ) о временном приостановлении посещения гражданами территорий общегородского значения, допущенное лицом, прибывшим на территорию Российской Федерации из иностранного государства, необходимо квалифицировать по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

При решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.

Читайте также:  Вид, категория (тип) ценных бумаг

1 КоАП РФ, административного наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Источник — Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 от 21.04.2020

Дата актуальности материала:

Прокурор разъясняет — Прокуратура Томской области

Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 30 тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 тысяч до 50 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

  • Исходя из содержания названной нормы административное наказание в виде предупреждения может быть назначено любому субъекту административного правонарушения (гражданину, должностному лицу, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическому лицу), предусмотренного названной нормой, в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.
  • Если указанные действия (бездействие) повлекли причинение вреда здоровью человека или имуществу, либо были совершены повторно, это грозит наложением административного штрафа:
  • на граждан в размере от 15 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификацией на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Административные правонарушения, ответственность за которые установлена статьей 20.6.1 КоАП РФ, являются длящимися.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения, частью 2 названной статьи – для граждан, юридических лиц — 3 месяца, для должностных лиц — 1 год.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных названной статьей, подлежат рассмотрению по месту совершения таких правонарушений. При этом местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления.

В случае проведения по делу об административном правонарушении административного расследования такое дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (часть 1 статьи 28.7, часть 2 статьи 29.5 КоАП РФ).

Информация подготовлена прокуратурой

г. Кедрового Томской области

Административная ответственность за нарушение мер по коронавирусу

В случае, если работодатель нарушает режим повышенной готовности (установлен актами глав субъектов РФ, например, Указом Мэра Москвы), то он может быть привлечен к ответственности по статье 20.6 КоАП РФ (штраф для должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; для юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей). 

В случае, если не предпринимаются меры по профилактике ОРВИ, то штраф может быть наложен по статье 6.3. КоАП РФ (влечет для должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей, для юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).

Новая административная ответственность

Нарушение санитарных норм

Приняты изменения в статью 6.3. КоАП, связанные с ужесточением ответственности за нарушение ограничительных мер. Ответственность наступают за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Ответственность за эти действия наступает, если они совершены (1) в период чрезвычайной ситуации или (2) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо (3) в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), (4) либо невыполнения в установленный срок требований уполномоченного органа или должностного лица. То есть сейчас это нарушение требований мер безопасности, о которых мы писали тут.

Эти действия влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если нарушения повлекли причинение вреда здоровью (то, есть кто-то заболел) или смерть человека, то эти действия влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Распространение фейков

Внесены изменения в статью 13.

15 КоАП и теперь предусмотрена ответственность за распространение в сетях (сайты, мессенджеры) под видом достоверной информации заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, (1) представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, (2) и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, (3) приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. Совершение таких действий влечет влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой. Если такие действия повлекли нарушение общественного порядка, вред здоровью, прекращение функционирования важных объектов, то это влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой. За повторное совершение любого из нарушений предусмотрен штраф до 10 миллионов рублей.

Нарушение мер повышенной готовности (самоизоляция, ограничение передвижений и т.п.)

В дополнение к статье 20.6 КоАП РФ, о которой мы говорили ранее, введена новая статья 20.6.1 КоАП РФ.

Часть 1 предусматривает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. То есть сейчас это фактически ответственность за нарушение норм о самоизоляции и передвижении, которые установлены главами регионов.

Такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Если такие действия повлекли вред здоровью, то это влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Ужесточение административной ответственности в Москве

1 апреля 2020 года был принят Закон города Москвы, которым введены штрафы для граждан и организаций за нарушение ограничительных мер.

Так, в связи с этими изменениями правонарушением теперь является:

1. Неисполнение организациями/ИП требований по ограничению их работ/предоставления услуг. О том, чья работа на данный момент приостановлена можете прочитать здесь.

Ответственность: штраф для должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; для юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Невыполнение гражданами требований по соблюдению режима самоизоляции. О том, кто должен самоизолироваться можете узнать тут.

Ответственность: штраф для граждан — четыре тысячи рублей.

Совершение данного правонарушения с использованием транспортного средства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей, а также применяется задержание транспортного средства.

То есть в случае, если гражданин нарушает режим самоизоляции с использованием транспортного средства (например, едет в гости на своем авто), то помимо штрафа, будет задержано транспортное средство и отправлено на спец. стоянку и придется оплатить стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ).

Читайте также:  Раскрытие информации сетевыми

Совершение этих правонарушений повторно влечет наложение штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предусмотрено, что будет осуществляться патрулирование территорий общественными пунктами охраны порядка для выявления фактов правонарушения. Также для фиксации правонарушений будут применяться: городская система видеонаблюдения, данные геолокации мобильных операторов.

Перечень должностных лиц, которые осуществляют выявление и привлечение к ответственности компаний можно найти по этой ссылке.

Режим повышенной готовности в г. Москве и ответственность за его нарушение: коронавирус 2020

Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция была добавлена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

С 5 марта 2020 года Указом Мэра г. Москвы № 12-УМ (далее — «Указ Мэра»), на территории г. Москвы был введен режим повышенной готовности в связи с распространением коронавируса, который устанавливает ряд мер в отношении всех физических лиц, а также работодателей, находящихся в г. Москве и/или прибывающих в г. Москву.

В отношении физических лиц, включая иностранных граждан:

  • сообщать о месте и датах пребывания в странах с зарегистрированными случаями коронавируса на горячую линию по номеру телефона +7(495)870-45-09;
  • оперативно обратиться за медицинской помощью на дому;
  • соблюдать постановления санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому, а также обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней со дня возвращения в Россию из Китая, Кореи, Италии, Ирана, Франции, Германии, Испании, Швейцарии, Великобритании, Норвегии и США.

Это означает, что указанные лица не должны посещать работу, учебу и должны минимизировать посещение общественных мест.

Список стран, посещение которых требует принятия мер, размещается на сайте Роспотребнадзора и постоянно обновляется.

В отношении работодателей:

  • обеспечить измерения температуры тела работникам на рабочих местах;
  • отстранять от нахождения на рабочем месте работников с повышенной температурой и оказывать содействие работникам в обеспечении режима самоизоляции;
  • по запросу, предоставлять Роспотребнадзору информацию о контактах заболевшего работника, которые были у него в связи с исполнением трудовых функций;
  • проводить дезинфекцию помещений, где находился заболевший.
  • Указ Мэра вводит запрет до 10 апреля 2020 года на проведение любых массовых мероприятий (включая спортивных, публичных и иных) с числом участников более 5 тысяч человек.
  • Режим повышенной готовности также вводится и в других регионах России (например, Липецкая область, Амурская область, Новгородская область, Курская область).
  • Требования Указа Мэра распространяются на всех физических лиц вне зависимости от гражданства, а также всех работодателей, осуществляющих деятельность в городе.
  • Нарушение Указа Мэра влечет наступление уголовной и административной ответственности.

Уголовная ответственность:

Уголовный кодекс РФ (далее — «УК РФ») устанавливает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, когда такие нарушения повлекли за собой массовое заболевание или отравление людей, в том числе смерть человека (ст. 236 УК РФ), в виде:

  • штрафа в размере до 80,000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 6 месяцев; либо
  • лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет; либо
  • обязательных работ на срок от 360 до 480 часов; либо
  • исправительных работ на срок от 6 месяцев до 2 лет; либо
  • принудительных работ на срок до 5 лет; либо
  • ограничения свободы на срок до 1 года; либо
  • лишения свободы на срок до 5 лет.

УК РФ также устанавливает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (несообщение о возвращении из стран с неблагополучной ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции) может повлечь наступление уголовной ответственности (ст. 237 УК РФ) в виде:

  • штрафа в размере до 300,000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 2 лет; либо
  • принудительных работ на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового; либо
  • лишения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Уголовная ответственность наступает только в отношении физических лиц и только на основании решения суда.

Административная ответственность:

Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — «КоАП РФ») устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (ст. 6.3 КоАП РФ). Неисполнение мер, предусмотренных Указом Мэра, может быть основанием для привлечения компании и ее должностного лица (например, Генерального директора), а также физических лиц к административной ответственности в виде:

  • для компаний — штрафа в размере от 10,000 рублей до 20,000 рублей или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностных лиц — штрафа в размере от 500 рублей до 1,000 рублей;
  • для физических лиц — штрафа в размере от 100 рублей до 500 рублей.

Потенциально возможно также применение ст. 19.4, 19.5, 20.

6 КоАП РФ, предусматривающих ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, соответственно, в виде:

  • для компаний — штрафа в размере от 10,000 рублей до 20,000 рублей (ст. 19.5 КоАП РФ); в размере от 100,000 рублей до 200,000 рублей (ст. 20.6. КоАП РФ);
  • для должностных лиц — штрафа в размере от 2,000 рублей до 4,000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ); в размере от 1,000 рублей до 2,000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет (ст. 19.5 КоАП РФ); в размере от 10,000 рублей до 20,000 рублей (ст. 20.6. КоАП РФ);
  • для физических лиц — штрафа в размере от 500 рублей до 1,000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ); в размере от 300 рублей до 500 рублей (ст. 19.5 КоАП РФ).

Указанная ответственность в полной мере распространяется и на иностранных лиц.

Кроме того, нарушение иностранцами положений Указа Мэра может также расцениваться проверяющими органами как нарушение правил режима пребывания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ). За указанное нарушение в г.

Москве иностранные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере до 7,000 рублей с административным выдворением за пределы РФ.

Закон г. Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» также предусматривает административную ответственность за нарушение установленных нормативными актами г. Москвы требований в области защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 3.18), в виде:

  • для должностных лиц — штрафа в размере от 4,000 рублей до 5,000 рублей.
  1. Соблюдение Указа Мэра, в частности, соблюдение режима самоизоляции, отслеживается с помощью системы видеонаблюдения.
  2. В случае нарушения режима самоизоляции, физическое лицо может быть размещено в специальном обсервационном центре.
  3. Дела об административных правонарушениях будет рассматривать Административная комиссия при Правительстве Москвы по делам об административных правонарушениях.
  4. Протоколы о совершении административного правонарушения составляет Департамент по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы.
  5. В ближайшее время в Минздрав РФ и Роспотребнадзор будут направлены запросы с просьбой разъяснить предусмотренные ограничительные меры.

Надеемся, предоставленная информация окажется для вас полезной. Если вы или кто-то из ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.

Практики: Трудовое право

Примечание: Обращаем ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.

Если кто-то из Ваших коллег также хотел бы получать наши информационные письма, пожалуйста, направьте ему ссылку на электронную форму подписки.

Узнать больше об услугах практик:

Трудовое право

Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Авторы данного письма не несут ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

В случае возникновения вопросов, пожалуйста, свяжитесь с нами.

С уважением,Юридическая фирма АЛРУД

ул. Скаковая, д. 17, стр. 2, этаж 6, Москва, Россия, 125040 Т: +7 495 234 96 92, Т: +7 495 926 16 48, [email protected]

www.alrud.ru