Раскрытие информации в едином федеральном реестре
Бизнесу
/ 30 мая 09:20
Федеральный ресурс — кладезь полезной информации о потенциальных деловых партнерах. Рассказываем, как начать работу с порталом и какие сведения можно на нем найти.
Данные в реестре появляются в течение двух часов после создания сообщения в личном кабинете. Источник: unsplash.com
В 2011 году в силу вступил закон, обязывающий организации размещать важную информацию о результатах своей деятельности в едином федеральном реестре. Эту меру ввели, прежде всего, для повышения прозрачности бизнеса и защиты прав кредиторов.
За годы существования платформа по сбору данных о субъектах экономической деятельности сменила несколько наименований — одно длиннее другого. Но чаще можно услышать упрощенное название — Федеральный ресурс, или еще короче — Федресурс.
Что такое Федресурс
Федеральный ресурс — это интернет-портал, на котором базируются Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (ЕФРСФДЮЛ) и Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ).
Информацию на этом онлайн-ресурсе обязаны публиковать сами субъекты экономики, а также финансовые организации, с которыми они сотрудничают. Кроме того, ИФНС передает туда данные из двух других реестров: ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Комментирует Никита Назаров, технический директор российской IT-компании HFLabs:
«Федресурс агрегирует в себе как базовую информацию из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, так и не представленные в них сведения: судебные акты, результаты арбитража. Эти данные помогают в скоринге — определении уровня доверия к той или иной организации.
Главное: Федресурс (в лице «Интерфакса») выступает оператором ЕФРСБ. Проверка контрагентов по реестру банкротов — это очень важный фактор финансовой осмотрительности. Организации не могут кредитовать компании и людей, которые находятся в процессе банкротства, и не очень хотят кредитовать тех, кто обанкротился ранее».
Структуру электронного ресурса время от времени дорабатывают: адаптируют под новые требования законодательства, оптимизируют для удобства пользователей.
Принципы формирования реестра
Правила формирования и предоставления сведений на портале Федресурса базируются на семи принципах:
- Неограниченный доступ к опубликованным фактам для всех пользователей.
- Информативность данных.
- Фиксация информации на платной основе (с государственных и муниципальных органов власти плату не взимают).
- Запрет на вмешательство оператора в процедуру заполнения реестра.
- Сохранение историзма записей.
- Предоставленные сведения выступают в качестве юридического подтверждения фактов.
- Реестровые данные принадлежат государству.
Комментирует Дарья Коптяева, финансовый управляющий Федеральной юридической компании «Да!Банкрот»:
«Опубликованные сведения носят открытый и общедоступный характер. Любой человек вправе зайти на соответствующий портал и получить на бесплатной основе необходимую информацию. Чтобы проверить компанию или физическое лицо, достаточно ввести в поисковике наименование лица или его ИНН.
Информация, размещенная здесь, полезна бизнесменам, кредиторам, простым гражданам. Прежде чем вступать в деловые отношения с организацией, совершить сделку, устроиться к новому работодателю, все могут ознакомиться со сведениями на Федресурсе и обезопасить себя».
Как работает Федеральный ресурс
Федресурс — это онлайн-реестр, и сведения об экономической деятельности субъекты предоставляют исключительно в электронном виде. Регистрацию, обработку и хранение данных Министерство экономического развития поручило АО «Интерфакс». С полномочиями оператора и порядком взаимодействия с ним можно ознакомиться на портале.
На отдельных вкладках портала реализована возможность поиска информации по разным данным. Источник: fedresurs.ru
Просмотр информации доступен всем посетителям портала без ограничений. Чтобы иметь возможность вносить сведения об организации или ИП, необходимо получить доступ к личному кабинету. Для этого пользователь должен зарегистрироваться от лица активного субъекта экономики.
Еще одно обязательное условие для работы с реестром и заверения предоставляемой информации — наличие квалифицированной электронной подписи с актуальным сертификатом ключа проверки. Это документ, который выдают аккредитованные удостоверяющие центры для подтверждения подлинности подписи.
Сведения, передаваемые в ЕФРСФДЮЛ, должны соответствовать трем важным критериям:
- достоверности — в ответ на ложь последуют штрафные санкции;
- точности — исключены любые субъективные суждения, только факты;
- актуальности на момент создания записи — для каждого события установлен максимальный срок публикации.
Перечень событий, которые экономические субъекты обязаны фиксировать на портале, насчитывает более 50 пунктов. О большинстве из них необходимо сообщать в течение трех рабочих дней. Для некоторых обстоятельств предусмотрены более длительные сроки.
Например, информировать о планах подать заявление о банкротстве нужно не менее чем за 15 рабочих дней до обращения в суд, вне зависимости от того, кто инициирует процедуру: кредитор или должник.
https://www.youtube.com/watch?v=EDxvyUTYeWk\u0026pp=ygVd0KDQsNGB0LrRgNGL0YLQuNC1INC40L3RhNC-0YDQvNCw0YbQuNC4INCyINC10LTQuNC90L7QvCDRhNC10LTQtdGA0LDQu9GM0L3QvtC8INGA0LXQtdGB0YLRgNC1
Если ваш долг превышает указанный потолок, вам потребуется пройти непростую процедуру банкротства в судебном порядке. Воспользуйтесь сервисом «Стопдолг» от Совкомбанка. Юристы компании предоставляют весь спектр услуг по консультированию, подготовке документов и сопровождению клиентов.
Если зарегистрированный пользователь совершит ошибку в реестровой записи, ему придется обратиться в службу поддержки портала по электронной почте — самостоятельно внести корректировки не выйдет. Более того, в письме понадобится не просто указать, что именно нужно исправить, но и объяснить причину допущенной неточности.
Что нужно для внесения данных на портале fedresurs.ru
Если вы никогда не пользовались Федресурсом как официальный представитель бизнеса, то понадобится подготовиться к работе с порталом, прежде чем передать в реестр первые сведения.
- Установите специальный плагин для использования электронной подписи и приобретите лицензию к нему.
- Получите квалифицированную цифровую подпись в государственном удостоверяющем центре. Коммерческим компаниям подписи предоставляет ФНС, бюджетным структурам — Федеральное казначейство, банкам и прочим финансовым организациям — Центробанк.
Если у вас уже есть электронная подпись, убедитесь, что она подходит для использования ресурса — попробуйте авторизоваться по ссылке: fedresurs.ru/login. Удалось? Значит, подпись подходит. Нет — тогда пропустить предыдущий шаг не выйдет.
Прежде чем сделать запись в реестре, понадобится пополнить свой кошелек в личном кабинете на сумму госпошлины. Она зависит от типа передаваемых сведений. Разместить необходимую информацию получится только после того, как деньги поступят на счет. Срок зачисления — до одного дня.
Какие сведения необходимо фиксировать в реестре
Некоторые данные появляются в реестре без участия экономических субъектов — их передают налоговые и судебные органы. Но есть факты, о которых пользователи обязаны сообщать самостоятельно:
- выявление признаков банкротства;
- раскрытие финансовой и (или) бухгалтерской отчетности, если организация обязана публиковать ее в СМИ;
- предоставление независимой гарантии;
- обращение о взыскании недвижимости и другого имущества;
- вступление в саморегулируемую организацию;
- проведение обязательного аудита (с результатами);
- передача движимого имущества в залог;
- намерение подать заявление о банкротстве в суд;
- составление отчета об оценке имущества в случаях, когда это обязательно;
- наличие незарегистрированного в ЕГРН недвижимого имущества, фигурирующего в договоре концессии.
Если организация не опубликует эти сведения или сделает это с опозданием, то ее привлекут к ответственности.
Чтобы получить исчерпывающую информацию и грамотно ее интерпретировать, одного Федресурса недостаточно. Доверьте это дело профессионалам.
Хотите проверить контрагента на благонадежность, но не знаете, как это сделать? Клиенты Совкомбанка не задаются этим вопросом, а пользуются специальным сервисом «Проверка контрагентов» в интернет-банке. Проверяйте партнеров и будьте спокойны за свой бизнес.
Возможные последствия, с которыми субъект экономики может столкнуться в случае утаивания сведений, неполного раскрытия фактов или предоставления ложных данных, описаны в КоАП РФ.
Должностное лицо, по вине которого были нарушены обязательства по раскрытию информации о важных событиях в деятельности организации, могут привлечь к административной ответственности: выписать предупреждение, назначить штраф или дисквалифицировать на срок до трех лет. Максимальный размер штрафа — 50 тысяч рублей.
Тяжесть наказания зависит от значимости проступка. Если сведения могли существенно повлиять на решение партнеров о заключении сделок с субъектом, нарушившим закон, — например, выявление признаков банкротства, — то на должностное лицо будет возложена еще и субсидиарная ответственность. Это значит, что от него в судебном порядке смогут потребовать компенсацию долга организации.
Ничто так не укрепляет доверие к партнеру, как доступ к полной информации о нем
- О том, какие возможности открывает Федресурс пользователям, мы попросили рассказать людей, которые используют информацию, опубликованную на портале, в своей работе.
- Степан Углов, юрист по гражданским делам (юридическая компании PRAVO-CITY):
- «В своей практике по работе с юридическими лицами-контрагентами я регулярно обращаюсь к сервису Федресурс.
Когда наши доверители собираются заключить договор с новым поставщиком, мы обязательно проверяем его на надежность. Федресурс — это один из ключевых сервисов, с которого мы получаем всю необходимую информацию.
Какие-то факты о контрагенте, отображенные на Федресурсе, для нас являются яркими маркерами ненадежности, например, информация о процедуре ликвидации или банкротстве компании. Мы никогда не порекомендуем нашим доверителем заключать договор с контрагентом после получения такой информации.
Наоборот, бывает и позитивная информация о контрагенте, когда мы проверяем информацию о нем на Федресурсе. Например, у контрагента отображается информация о проведении ежегодного обязательного аудита, публикуются чистые активы, заключены договоры лизинга. Для нас это позитивные моменты, которые дают нам представление о надежности контрагента».
Алексей Шаров, управляющий партнер «Аверта Групп»:
«Небанкротный раздел Федресурса позволяет нам в первом приближении оценить общее состояние компании, в частности, мы можем увидеть и наглядно показать клиенту, как его потенциальный контрагент ведет себя по отношению к обороту: следит ли за достоверностью собственных сведений в ЕГРЮЛ, своевременно ли погашает задолженность перед контрагентами.
Практика доказывает, что наличие негативных записей о компании на Федресурсе свидетельствует о ее не самом ответственном подходе при ведении дел. Это необходимо учитывать как при структурировании сделок, так и при проведении процедуры due diligence в отношении потенциального актива.
Безусловно, для полноты картины мы всегда осуществляем более глубокое погружение в деятельность интересующего нас юридического лица, однако Федресурс дает важное первое впечатление, которое, как правило, подтверждается при дальнейшей экспертизе.
Банкротный раздел реестра предоставляет консультанту информацию о деятельности арбитражного управляющего, что позволяет оперативно разрабатывать и корректировать стратегию защиты интересов клиента.
Без ЕФРСБ возможности участников банкротного процесса по контролю над деятельностью управляющего фактически сводились бы к проводимому раз в несколько месяцев собранию кредиторов.
Благодаря Федресурсу мы имеем возможность в режиме реального времени оценить, какие действия совершает управляющий в процедуре, и более предметно (а значит, и более эффективно) сформулировать свои требования к нему либо к суду, рассматривающему дело о банкротстве».
- Дарья Коптяева, финансовый управляющий Федеральной юридической компании «Да!Банкрот»:
- «На Федрусурсе по закону публикуются не только сведения о реорганизации компании или банкротстве, а также сведения о проводимых торгах.
- Имущество должников (кроме единственного жилья), которые проходят процедуру банкротства, продается на специальных торговых площадках.
- На торги по банкротству выставляют квартиры, дома, коммерческие здания, автомобили, сельхоз имущество, дебиторские задолженности, ценные бумаги — и это еще не весь список.
Цены на имущество существенно ниже рыночных. Это дает возможность совершить очень выгодную и безопасную покупку, так как процедура банкротства максимально прозрачна».
Федресурс был создан прежде всего для того, чтобы уберечь кредиторов от сделок с заведомо ненадежными партнерами. Фактически же информация, которую можно оттуда почерпнуть, может помочь любому из нас выбрать организацию для безопасного сотрудничества.
Для тех, кто ценит свое времяПодпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.Подписывайтесь на анонсы в ВК и Телеграме
Размещение информации на Федресурсе
Федресурс (ЕФРСФДЮЛ) представляет собой Единый государственный реестр сведений о фактах активности юридических лиц, частных предпринимателей и прочих субъектов рынка.
Данный портал был сформирован по предложению ФНС РФ, официальным ресурсом он стал после утверждения Минэкономразвития (Приказ №178 от 05.04.2013 года). Согласно с нормативной документацией, с 01.01 2013 года все организации и предприниматели приобрели обязанность по своевременному внесению данных в ЕФРСФДЮЛ.
Взаимодействие с порталом осуществляется через официальный сайт fedresurs.ru.
Кто обязан размещать сведения в Федресурсе?
Соответственно с законодательными нормативами, Федресурс обязателен для публикации отчетности со стороны следующих лиц:
- компании и организации;
- предприниматели;
- физические лица, при условии, что они исполняют деятельность экономической направленности.
В документации обозначено, что вносить сведения на Федресурс должны все лица, при условии, что в их профессиональной активности было осуществлено некое происшествие, информация о котором должна быть учтена государственным регулятором.
Законодатель определил конкретный перечень таких событий в ст.7.1 ФЗ-129. Кроме того, перечень может дополняться дополнительными событиями, обозначенными в ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности» (ч.6 ст.5), ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях» (ч.5 ст.5), ФЗ-127 «О банкротстве» (п.
1 ст.30) и еще порядка 15 нормативных актов.
Особенности взаимодействия с Федресурсом
Для самостоятельной работы с реестром пользователю потребуется:
- криптопровайдер, поддерживающий работу с реестром (КриптоПро CSP 4.0, Signal-COM CSP 3.0, ViPNet CSP4.2);
- специализированное расширение для браузера;
- программа «Федресурс. Плагин ЭП», гарантирующая корректную работу всех элементов системы.
Работа на портале невозможна без квалифицированной электронной подписи. Без этого элемента нельзя авторизоваться на сайте. В случае ее отсутствия, необходимо выполнить ряд последовательных действий:
- Первоначально потребуется посетить удостоверяющий центр, обладающий аккредитацией, заказать электронную подпись для взаимодействия с реестром.
- На рабочий компьютер следует установить специализированное программное обеспечение. Его следует приобретать исключительно в сертифицированных точках продаж.
- Посетить официальный портал, найти в специальной вкладке файл «Федресурс. Плагин ЭП» и установить его.
- В случае, если несмотря на выполненные действия работа с реестром невозможна, потребуется найти и установить специальное расширение для браузера. Сделать это можно также посредством посещения сайта fedresurs.ru.
- В случае корректного исполнения всех вышеобозначенных пунктов пользователь сможет создать личный кабинет на портале, подтвердив свою личность посредством квалифицированной ЭП.
- Далее предстоит найти меню, выбрать в нем конкретный тип извещения, заполнить необходимую информацию и сформулировать текст.
- Перед публикацией портал запросит оплату пошлинного сбора в размере 902,51 руб., включая НДС 20%.
- После внесения средств пользователь сможет вернуться на портал и опубликовать известие.
Какая информация обязательна для извещения?
Согласно с нормами ст.7.1 ФЗ-219 и прочими федеральными актами, законодатель сформулировал порядка 80 обязательных материалов о тех или иных событиях, затрагивающих хозяйственные и экономические процессы. Все пользователи, попадающие под действие нормативного положения, обязаны своевременно передавать данные посредством публикации на портале.
- Различают 2 типа сведений, обязательных для отчетности:
- 1. Ежегодная публикация
- Согласно с действительной законодательной базой, по результатам годовой активности все лица, имеющие отношение к экономической деятельности, обязаны размещать на портале данные следующего плана:
- финансовая отчетность по итогам прошедшего календарного периода;
- сведения касательно размера чистых активов;
- данные обязательной аудиторской проверки.
Законодатель определил, что вышеобозначенные публикации обязательны для акционерных обществ любого типа. Что касается прочих субъектов, аудиторское заключение размещается на портале при условии проведения обязательной проверки.
2. Публикации событийного характера
Это данные, контролируемые согласно с требованиями различных федеральных норм. По сути, уведомления данного типа являются исключительными, обязательны к размещению на портале в течение 3 рабочих дней с момента возникновения. К ним относят:
- информацию об изменении статуса юрлица в связи с реорганизацией или ликвидацией;
- намерение кредитора начать процесс банкротства в отношении должника;
- прочие данные относительно финансовой несостоятельности (ключевые признаки банкротства, недостаток активов для последующей работы и т.д.);
- изменение статуса лицензии (приостановка, возобновление, пролонгация и т.д.);
- изменение объема уставного фонда;
- переход имущественных активов в залог.
Законодатель предполагает, что все перечисленные события должны быть отображены в Федресурсе лицом, для которого произошло то или иное событие.
Более детально ознакомиться с перечнем публикаций событийного характера можно по ссылке. В ст.
7 ФЗ-129 обозначено, что сведения должны вноситься в реестр последовательно, с соблюдением 3-дневного периода после возникновения события. В случае неисполнения данного правила, к нарушителю будут применены санкции.
Ответственность за неразмещение данных на портале
Законодатель обозначает, что сами организации не могут нести ответственность за невыполнение обязательства по публикации уведомлений в реестре. Однако ответственность за игнорирование законодательных норм будет возложено на должностных лиц, то есть руководство компании и конкретных сотрудников, обязанностью которых является работа с порталом.
В ч.6 ст.14.25 КоАП РФ указано, что в качестве меры наказания за несвоевременное исполнения обязательств применяется официальное предупреждение или штрафная санкции в 5 тыс. рублей.
Если организация вообще не информирует о переменах посредством уведомлений в реестре, ее должностных лицам грозит штраф в 5-10 тыс. рублей (ч.7 ст.14.25 КоАП РФ).
Аналогичные санкции применяются в случае выявления публикаций с недостоверными сведениями.
Максимально строгие меры применяют в отношении лиц, которые уже привлекались к ответственности, однако не исправили проблему. При повторном отсутствии публикаций или размещении неактуальных данных касательно нарушителя применяется штрафная санкция в 10-50 тыс. рублей или отстранение на 1-3 года (ч.8 ст.14.25 КоАП РФ).
Стоит отметить, что несвоевременная публикация представляет собой игнорирование установленных законом сроков для подачи отчетности. Например, в случае объявления о несостоятельности фирма должна внести данные в реестр минимум за 15 дней до начала судебного разбирательства по данному вопросу.
Федресурс: лицензии обязаны публиковать все ЮЛ и ИП! Иначе штраф до 50 000 рублей
Федресурс – это Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и ИП. Следуя положениям действующего законодательства, некоторый массив данных в этом реестре размещает Федеральная налоговая служба (те же данные, что вносятся в ЕГРЮЛ), а часть сведений обязана вносить сама компания или ИП.
https://www.youtube.com/watch?v=EDxvyUTYeWk\u0026pp=YAHIAQE%3D
Самым обширным событием, которое касается почти 1 млн юридических лиц и ИП, является наличие лицензий. Обязанность публикации сообщения о получении, переоформлении (продлении), прекращении действия, возобновлении, приостановке действия, аннулировании и любом ином изменении статуса лицензии или получении новой подлежит обязательному опубликованию в Федресурсе.
Общая информация об обязанности
- Обязанность по публикации информации о лицензиях в Федресурсе установлена для юридических лиц и ИП на основании подпункта «м» пункта 7 статьи 7.1 ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»
- О том, что сведения о лицензиях должны публиковать сами юридические лица и ИП, а не ФНС или иные государственные органы регламентировано:
- Пунктом 8 статьи 7 ФЗ № 129: «Сведения, указанные в пункте 7 настоящей статьи, а также иные сведения, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязательным, подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц соответствующим лицом, за исключением сведений, внесение которых является обязанностью федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц».
Пунктом 8.3. статьи 7 ФЗ № 129: «Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведения, указанные в подпунктах «а» — «и» пункта 7 настоящей статьи».
Отсюда следует, что все другие сведения вносит само юридическое лицо или ИП.
Пунктом 9 статьи 7 ФЗ № 129: «Сведения, предусмотренные подпунктами «м» — «п» пункта 7 настоящей статьи в отношении индивидуального предпринимателя, и уведомление о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц соответствующим физическим лицом, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя».
Указанная норма устанавливает обязанность публикации сведений для ИП, включая лицензии (подпункт «м» пункта 7 статьи 7.1 ФЗ №129).
Пунктом 9 статьи 7 ФЗ № 129: «Сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц лицом, на которого возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, за исключением сведений, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению указанным лицом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта».
То есть срок публикации получения или иного изменения статуса лицензии составляет 3 рабочих дня.
Перечень обязательных событий, сведения о которых подлежат публикации на сайте Федресурс, содержатся в 11 разных ФЗ и имеют разные сроки и порядок публикации в реестре. Кроме того, ежегодно появляются новые события.
Поэтому важно держать на контроле вопрос раскрытия информации в государственном реестре. Если пустить ситуацию на самотек, высока вероятность того, что вас привлекут к ответственности за неисполнение обязанности.
По этой ссылке вы можете ознакомиться с видами публикаций, которые необходимо размещать в Федресурсе.
В 2022 году практика штрафов за Федресурс стала повсеместной во всех регионах РФ. В настоящее время наиболее пристальному контролю со стороны госорганов подвергаются события, связанные с разрешением на деятельность и финансовым состоянием:
- сведения лицензиях и любом изменении их статуса (продление, прекращение, новое получение и тд);
- сведения о членстве или прекращении членства в СРО;
- сведения о недостаточности имущества (когда размер обязательств превышает стоимость имущества на балансе организации);
- сведения о результатах аудита (с 01.01.2022 объединены с сообщением о финансовой отчетности и касаются всех юридических лиц, которые проводят обязательный аудит);
- сведения о финансовой отчетности (см. предыдущий пункт);
- сведения о стоимости чистых активов (для АО).
А также еще более 80 видов событий, среди которых реорганизация, уменьшение УК, залоги, лизинг, купля-продажа бизнеса или его доли, ликвидация, банкротство и т.д.
2021 и 2022 годы кардинально изменили положение дел в части привлечения лиц к ответственности за неразмещение данных в Федресурс. Если раньше получение от контролирующих органов предписаний и прочих «весточек» скорее было исключением из правил, то теперь это стало носить массовый характер.
Все больше юридических лиц сталкиваются с контролем со стороны налоговой, прокуратуры и Росреестра в части публикации информации в реестре.
Связано это с тем, что регулятор стремится сделать предпринимательскую деятельность еще более прозрачной – ведь именно в этом и была основная задача создания Федресурса в далеком 2013 году.
При этом обратите внимание, что получить штраф можно за неисполнение обязанности по публикации любого вида сообщения. Ниже будет прикреплена существующая практика – изучите ее, чтобы убедиться в необходимости минимизировать риски привлечения к ответственности.
Мы собрали большую базу практики привлечения к ответственности. Отказы от ФНС собраны тут, а штрафы от прокуратуры и Росреестра – по этой ссылке.
На кого распространяется обязанность по размещению лицензий на Федресурсе?
Исполнять обязанность должны все – юридические лиц и индивидуальные предприниматели. Первые должны публиковаться в реестре вне зависимости от своей организационно-правовой формы – акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации и т.д.
При этом обратите внимание, что 1 лицензия = 1 сообщение. Если, к примеру, у вашей компании имеется 7 лицензий, то вы обязаны опубликовать в реестре 7 сообщений.
Это вызвано в том числе тем, что что при публикации уведомления о получении или любом изменении статуса лицензии заполняются такие поля как: номер лицензии, дата, вид лицензируемой деятельности и т.д.
Их нельзя указать через запятую, в реестре технически возможно заполнение этих полей только в отношении 1 лицензии.
Штраф за отсутствие лицензий в Федресурсе
Отсутствие информации в реестре о лицензиях грозит административной ответственностью согласно ст. 14.25 КоАП РФ. Следуя ее положениям, отсутствие обязательных сведений может привести к штрафу до 50.000 рублей или дисквалификации должностного лица на срок от 1 года до 3 лет.
Опубликовать сведения о лицензии в Федресурсе можно за 1 час! Для этого перейдите на сайт fedresurs.online и заполните поле обратной связи. Вам не придется оплачивать госпошлину и составлять текст заявления – все будет сделано за вас.
Переходите на сайт fedresurs.online, чтобы разместить сведения и обезопасить себя от риска штрафа и дисквалификации!
За Федресурс теперь штрафуют! Как не получить штраф за неразмещение сообщения в Федресурсе?
26 Июля 2022
Сопровождение бизнеса
В 2021 году надзорные органы впервые начали применять санкции за отсутствие обязательных сообщений в Федресурсе. В 2022 году практика штрафа за Федресурс стала повсеместной во всех регионах страны.
В настоящее время пристальному контролю подвергаются события, связанные с разрешением на деятельность и финансовым состоянием:
- сведения о лицензиях и любом изменении их статуса (продление, прекращение, новое получение и т. д);
- сведения о членстве или прекращении членства в СРО;
- сведения о недостаточности имущества (когда размер обязательств превышает стоимость имущества на балансе организации);
- сведения о результатах аудита (с 01.01.2022 объединены с сообщением о финансовой отчетности и касаются АБСОЛЮТНО ВСЕХ юридических лиц, которые проводят обязательный аудит);
- сведения о финансовой отчетности (см. предыдущий пункт);
- сведения о стоимости чистых активов (единственное сообщение, которое зависит от организационно-правовой формы и предусмотрено только для акционерных обществ, остальные виды сообщений касаются всех).
А также еще более 80 видов событий, среди которых реорганизация, уменьшение УК, залоги, лизинг, купля-продажа бизнеса или его доли, ликвидация, банкротство и т. д.
Примеры практики применения штрафных санкций за отсутствие сведений в Федресурсе за 2021-2022 годы
За последние годы собралось немало соответствующей практики: Обратите внимание! В предписании, направленном ФНС, организации также дополнительно привлекаются к административной ответственности по:
- ст. 19.7 КоАП за непредставление аудиторского заключения;
- ст. 15.11 КоАП за отсутствие первичных учетных и иных финансовых документов, хранение которых является обязательным.
Эти и другие примеры применения санкций за отсутствие других обязательных сведений в Федресурсе (лизинг, реорганизация, ликвидация и т. д.) также представлены на портале fedresurs.online.
Кто обязан публиковать сообщения на сайте Федресурса?
Обязанность публикации сведений в Федресурсе не зависит от:
- организационно-правовой формы;
- размера организации или отношению к субъектам МСП;
- типа лица (коммерческое, некоммерческое, унитарное, государственное и т. д.).
Обязанность размещения сообщений в Федресурсе зависит только от события, в отношении которого любое юридическое лицо или ИП должно опубликовать уведомление об этом в Федресурсе. По принципу произошло/не произошло. Если произошло — наступает обязанность лица внести сведения об этом событии в Федресурс.
Какие санкции за отсутствие обязательных сведений в Федресурсе?
Прежде всего, необходимо понять серьезность новой реальности. Посмотрите на примеры свежей практики. Прокуратуру к надзору за деятельностью организаций и ИП просто так не подключают. Государство в полной мере намерено сделать Федресурс таким реестром, где по всем обязательным событиям своевременно и в установленные законом сроки уведомляют контрагентов, обеспечивая полную прозрачность деятельности каждого лица и защиту прав и интересов кредиторов.
За отсутствие или несвоевременное размещение сведений в Федресурсе предусмотрена административная ответственность по ч. 6-8 ст. 14.25 КоАП в виде:
- штрафа до 50 000 рублей;
- дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет (если нарушили повторно).
Кроме того, в случае банкротства организации, которая своевременно не совершала обязательные публикации в Федресурсе, для собственников, руководителя и иных лиц, контролирующих ее деятельность наступает субсидиарная (личная имущественная) ответственность согласно ст. 61.
11 ФЗ № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» (поскольку такая организация скрыла от своих кредиторов важные сведения о своем финансовом состоянии и поставила их в ситуации, при которым кредиторам невозможно в полной мере защитить свои интересы).
Что делать, если не знали про Федресурс и нарушили обязанность?
Необходимо как можно скорее:
- выявить, какие обязательные сведения Вы не опубликовали;
- устранить нарушение (штраф за пропуск срока меньше, чем за полное отсутствие сведений), а при повторном нарушении (отсутствие нескольких сообщений) могут наступить максимально негативные последствия — дисквалификация и штраф 50 000.
Способы публикации сообщения в Федресурсе
Самостоятельное раскрытие информации в Федресурсе Однако для этого вам потребуется:
- изучить основную норму обязанности — ст. 7.1 ФЗ № 129 «О государственной регистрации» и иные ФЗ, где локально содержатся требования к конкретным видам событий;
- понять, какие сообщения Вам необходимо опубликовать в Федресурсе;
Примечание: многие компании размещают сведения по принципу: «опубликую то сообщение, о котором знаю, или то, которое кажется мне наиболее важным». За это их и штрафуют. Исполнять обязанность не полностью не имеет никакого смысла, можно тогда просто не тратить время на изучение вопроса частично и сразу получить штраф.
- приобрести квалифицированную электронную;
- установить программное обеспечение;
- учесть требования к браузеру и операционной системе;
- авторизоваться на официальном сайте реестра;
- оплатить госпошлину;
- составить текст публикации с учетом всех требований, предписываемых законодательством;
- внести публикацию в Федресурс и после проверить ее наличие в базе данных.
Эта процедура может занять до нескольких рабочих дней — при условии, что необходимо в большинстве случаев опубликовать сообщение в течение 3 рабочих дней с даты события.
Источник
ЕФРСФДЮЛ: что это и как юрлицу с ним работать
Объем информации, которая безусловно размещается в ЕФРСФДЮЛ, установлен в п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ.
В общем случае сведения в ЕФРСФДЮЛ вносятся соответствующим юридическим лицом, за исключением сведений, указанных в пп. «а»—«и» п. 7 ст. 7.
1 закона № 129-ФЗ, и иных сведений, предусмотренных законодательством РФ, внесение которых в реестр является обязанностью регистрирующего органа (налоговой) (пп. 8, 8.3 ст. 7.1 pакона № 129-ФЗ).
Например, это касается записей о создании, реорганизации, ликвидации юрлица (пп. 8, 8.3 ст. 7.1 pакона № 129-ФЗ).
Кроме того, сведения в ЕФРСФДЮЛ могут быть внесены в порядке ст. 86 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утвержденных Верховным Судом РФ 11.02.1993 № 4462-1 (п. 8.1 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ).
Юрлицо вносит сведения в случаях, установленных в пп. «к»—«н.7» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ, а также в случаях, предусмотренных другими федеральными законами (пп. «о» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ). К ним, в частности, относятся:
• данные о стоимости чистых активов АО или ООО (если оно публично разместило облигации или иные эмиссионные ценные бумаги) на последнюю отчетную дату (пп. «к», «л» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ, п. 2 ст. 49 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ);
• сведения о признаках недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) (пп. «л.1» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ);
• сведения о бухгалтерской (финансовой) и консолидированной финансовой отчетности (при наличии), если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой отчетности в СМИ (пп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ);
• сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности. Исключение составляет информации о лицензиях на осуществление деятельности, связанной с защитой государственной тайны (пп. «м» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ);
• информация о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения (пп. «н» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ);
• сведения об обременении залогом принадлежащего юрлицу движимого имущества (пп. «н.1» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ);
• сведения о выдаче независимой гарантии, а также о существенных условиях данной гарантии (пп. «н.2» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ);
• информация о заключении клиентом договора финансирования под уступку денежного требования (пп. «н.3» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ);
• сведения о продаже предприятия или передаче его в аренду (пп. «н.4» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ);
• уведомление о ликвидации юрлица. Необходимо указать информацию о соответствующем решении, о ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описать порядок, сроки и условия для предъявления требований его кредиторами (пп. «н.5» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ);
• уведомление о реорганизации юрлица. Необходимо указать информацию о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность юрлице, форме реорганизации, описать порядок, сроки и условия для предъявления требований его кредиторами (пп. «н.6» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ);
• уведомление об уменьшении уставного (складочного) капитала. Необходимо указать способ, порядок и условия его уменьшения, описать порядок, сроки и условия для предъявления требований кредиторами юрлица (пп. «н.7» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ);
• сведения об отчете оценщика, если такая оценка обязательна в силу закона (ст. 8.1 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ);
Как разместить аудиторское заключение на Федресурсе: инструкция | «Правовест Аудит»
В этой статье расскажем, что такое Единый федеральный реестр сведений (так называемый Федресурс), зачем нужна публикация аудиторского заключения 2022 на Федресурсе, а также о том, как публиковать сведения и что может быть за неисполнение этой обязанности.
Результаты и факты деятельности юрлиц обязаны находиться в открытом доступе для любого заинтересованного пользователя (абз. 3 п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» — далее Закон № 129-ФЗ). Для размещения таких сведений и существует сайт www.fedresurs.ru.
Это портал Единого федерального реестра сведений (так называемый Федресурс), который работает с 2013 года.
Федресурс ведется только в электронном формате и служит для сбора и объединения данных, имеющих большое значение для бизнеса.
До 2022 года обязанность юридических лиц, чья отчетность подлежит обязательному аудиту, вносить аудиторские заключения (АЗ) в Единый федеральный реестр, была установлена п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите).
Федеральным законом от 30.12.2021 N 435-ФЗ, вступившим в силу с 30.12.2021 г. конкретизирован перечень сведений, подлежащих размещению в Едином реестре в соответствии с пп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ.
Также сюда из Закона об аудите перенесено требование о предоставлении сведений о выданном аудиторском заключении по бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности) и одновременно признан утратившим силу п.
6 ст. 5 Закона об аудите.
Не путайте Федресурс с ГИР БО (Публикация аудиторского заключения на Федресурсе href=»https://bo.nalog.ru/» target=»_blank»>bo.nalog.ru), где налоговые органы размещают АЗ организаций, представленные к их бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Размещение АЗ в ГИР БО не освобождает организации от размещения информации о нем на Федресурсе.
Для акционерных обществ размещение сведений из АЗ на Федресурсе не отменяет размещение АЗ на своем сайте и направление его в налоговую (в ГИР БО).
Новые положения подп. «л2» п. 7 ст. 7.
1 Закона № 129-ФЗ содержат неоднозначную формулировку относительно вопроса, нужно ли вносить с 2022 года в Федресурс сведения об отчетности и результатах обязательного аудита, организациям, для которых федеральным законом не установлена обязанность организации по раскрытию такой информации в СМИ? По мнению Минфина РФ, отраженного в информационных сообщениях от 13.01.2022 № ИС-аудит-48, от 13.01.2022 № ИС-учет-36, такие сведения вносят только, если у организации есть обязанность по раскрытию информации.
Но с учетом неоднозначности формулировки подпункта «л.2» пункта 7 статьи 7.
1 Закона № 129-ФЗ и отсутствия судебной практики, нельзя полностью исключать риск появления позиций контролирующих и судебных органов, согласно которой в Федресурсе необходимо публиковать сведения о бухгалтерской отчетности и результатах аудиторского заключения всеми без исключения организациями, подлежащими обязательному аудиту.
Поэтому рекомендуем организациям, чья отчетность не раскрывается в СМИ, но подлежит обязательному аудиту, также раскрывать сведения о такой отчетности и о проведенном аудите в Федресурсе. Тем более, что многие компании при отборе контрагентов часто анализируют информацию о финансовой отчетности и аудиторских заключениях, опубликованных потенциальными партнерами на Федресурсе.
Состав раскрываемых на Федресурсе сведений зависит от того, предоставляется ли организацией отчетность и аудиторское заключение о ней в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) в соответствии со ст.18 Закона о бухучете: (пп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ, Информационное сообщение Минфина России от 13.01.2022 N ИС-учет-36 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии»):
Вид сведений | Бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение о ней | Консолидированная финансовая отчетности и аудиторское заключение о ней | |
представляются в ГИРБО | не представляются в ГИРБО | ||
Период, за который составлена отчетность | X | X | X |
Дата, по состоянию на которую составлена отчетность | X | X | X |
Дата составления отчетности | X | X | X |
Дата утверждения отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами юридического лица предусмотрено ее утверждение | X | X | — |
Дата представления отчетности в ГИРБО | X | — | — |
Адрес Интернет-страницы (сайта), используемой для раскрытия отчетности (при наличии) | X | X | X |
Дата раскрытия отчетности в Интернете | X | X | X |
Наименование аудиторской организации, проводившей обязательный аудит отчетности | X | X | X |
ИНН и ОГРН аудиторской организации, проводившей обязательный аудит отчетности | X | X | X |
Дата аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита отчетности | X | X | X |
Мнение аудиторской организации, проводившей обязательный аудит отчетности, о достоверности этой отчетности и обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность | — | X | X |