Новое

Раскрытие информации санкции

Финансы , 24 мая, 19:06 

ЦБ решил продлить право банков не раскрывать данные о владельцах до конца 2023 года

Российские банки до конца 2023 года смогут не раскрывать «чувствительную» к санкциям информацию, сообщил ЦБ. Но другие существенные послабления, которые истекали летом, сворачиваются

Раскрытие информации санкции

Михаил Гребенщиков / РБК

Банк России продлил еще на шесть месяцев, до конца 2023 года, возможность для кредитных организаций не раскрывать «чувствительную к санкционному риску информацию», сообщила пресс-служба регулятора.

Речь идет о перечне собственников банка и структуре владения, составе правления, совета директоров и иных органов управления, а также об условиях реорганизации.

Ранее ЦБ анонсировал, что такие сведения о банках начнут публиковаться с 1 июля.

Пауза в раскрытии данных продолжается с марта 2022 года — тогда на фоне санкций регулятор позволил участникам рынка скрывать данные о владельцах, а потом удалил соответствующую информацию со своего сайта.

Как отмечается в сообщении, решение о продлении меры ЦБ принял «в рамках специальных полномочий». При этом с 1 июля некоторые факты банкам раскрывать придется: это сообщения о факте реорганизации, а также информация о финансово-хозяйственной деятельности банков, которые находятся в стадии слияния или присоединения к другим игрокам.

Отдельно Банк России перечислил послабления, которые будут сворачиваться в том порядке, как это было запланировано. Среди них:

  • Отсрочка на создание резервов по кредитам юрлицам. С некоторыми оговорками мера действует до 30 июня. Ее продление нецелесообразно с учетом «восстановления прибыльности сектора» и других послаблений банкам по достаточности капитала, указал регулятор.
  • Возможность не признавать дефолт заемщика, если финансовые трудности клиента были вызваны санкциями. Это право для кредиторов тоже истекает 30 июня.
  • Разрешение кредиторам использовать «старую» отчетность заемщиков-юрлиц. До 30 июня банки при принятии кредитных решений по клиентам могли обращаться к отчетам компаний за неполный 2021 год, это не считаетесь нарушением. Продление меры нецелесообразно из-за постепенного перехода эмитентов к раскрытию информации, пояснил Банк России.

Подпишись на Telegram РБК

Будьте в курсе последних новостей даже в условиях блокировок

О раскрытии информации и отчетности компаний, попавших под санкции

Раскрытие информации санкции

Постановление Правительства РФ
№586 от 05.04.2022

О некоторых особенностях раскрытия и (или) предоставления информации в соответствии с отдельными законодательными актами российской федерации

Правительство Российской Федерации постановляет:

1.

Установить, что кредитные организации, некредитные финансовые организации и находящиеся под их контролем лица в случае введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера в отношении указанных лиц, вправе:

не раскрывать и (или) не предоставлять информацию, указанную в статье 92.2 Федерального закона «Об акционерных обществах», пункте 6 статьи 30.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и статье 50.1 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

не раскрывать информацию, указанную в части 1.

2 статьи 8 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», части шестнадцатой статьи 8 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», части 8 статьи 7 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», части 4 статьи 17 Федерального закона «О центральном депозитарии», части 3.1 статьи 22 Федерального закона «Об организованных торгах», части 3.1 статьи 19 Федерального закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», пункте 11 статьи 51 Федерального закона «Об инвестиционных фондах», пункте 7 статьи 35.1 и пункте 2 статьи 36.14 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», пункте 8.1 статьи 26.2 и пункте 7 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и части 6 статьи 4.3 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»;

не предоставлять информацию и документацию, подлежащую предоставлению в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», которую они вправе не раскрывать и (или) не предоставлять в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

2.

Установить, что Федеральная налоговая служба ограничивает доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренном статьей 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете», в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего постановления, при поступлении от таких лиц заявления с указанием информации, доступ к которой подлежит ограничению.

Кому разрешили скрывать данные бухгалтерской отчетности из-за санкций?

С 1 января 2023 года Министерство финансов будет вести непубличный перечень юридических лиц, к которым применяются или могут быть применены санкции. Организациям, попавшим в данный перечень лиц, разрешается скрывать бухотчетность и сведения в ЕГРЮЛ.

https://www.youtube.com/watch?v=yiLTn-ZD5fE\u0026pp=ygU20KDQsNGB0LrRgNGL0YLQuNC1INC40L3RhNC-0YDQvNCw0YbQuNC4INGB0LDQvdC60YbQuNC4

Рассмотрим подробно.

Кто может попасть в перечень?

  • Минфин России будет вести перечень лиц, по отношению к которым применяются, могут быть применены или на которых распространяются ограничительные меры, введенные иностранными государствами.
  • Кого могут включить в перечень?
  • Основаниями для включения лица в перечень являются:
  • применение в отношении лица ограничительных мер, не являющихся экстерриториальными ограничительными мерами;
  • распространение на лицо ограничительных мер в соответствии с иностранным регулированием в связи с нахождением под контролем и (или) значительным влиянием физических или юридических лиц, в отношении которых введены ограничительные меры;
  • применение в отношении лица экстерриториальных ограничительных мер;
  • распространение на лицо экстерриториальных ограничительных мер в соответствии с иностранным регулированием в связи с нахождением под контролем и (или) значительным влиянием физических или юридических лиц, в отношении которых введены экстерриториальные ограничительные меры;
  • решение Правительства РФ.

Чтобы попасть в перечень организация должна подать заявление. Его форма должна быть утверждена Минфином.

Подать документ можно лично или по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.

Заявителями могут выступать:

  • лица, уполномоченные выступать (без доверенности) от имени юридического лица;
  • лица, действующие на основании доверенности.

В течение 30 дней со дня подачи заявления Минфин примет решение: включать в перечень организацию или нет. Приложенные к заявлению документы будут проверять посредством межведомственного

Какие данные можно скрыть?

  1. Компании из перечня могут сокрыть доступ к бухотчетности в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).
  2. Для ограничения доступа к этим сведениям, нужно подать в ИФНС соответствующее заявление.
  3. Сокрыть можно также такие сведения ЕГРЮЛ:
  • об учредителях или участниках, в ООО – это сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью, в отношении акционерного общества — сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества;
  • сведения о правопреемстве — в отношении юридического лица, созданного путем реорганизации;
  • о способе прекращения юрлица;
  • о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица;
  • о наличии корпоративного договора при непропорциональном разделении правомочий;
  • о полученных лицензиях;
  • о филиалах и представительствах;
  • о том, что юрлицо находится в процессе реорганизации.

Раскрытие информации санкции

В правительстве договорились сократить закрытие данных из-за санкций

Экономический блок правительства поддерживает идею о разграничении оснований, по которым компании, попавшие под санкции, могут не раскрывать информацию о себе.

Об этом РБК рассказал директор департамента Минфина по контролю за внешними ограничениями Дмитрий Тимофеев.

«Санкционный» департамент был создан в 2018 году, в его обязанности входит противодействие санкциям и снижение негативных эффектов, к которым они приводят.

«В ответ на иностранные ограничительные меры в российском законодательстве появились исключения из обязательного раскрытия информации.

Они выглядят примерно так: если российское лицо находится под санкциями иностранного государства или группы государств, то не раскрывается какая-то часть информации.

Существующая формулировка нас не вполне устраивает, потому что санкции бывают разные, и не во всех случаях исключения раскрытия обоснованны», — заявил Тимофеев.

Какую информацию можно не раскрывать

Подсанкционные эмитенты (компании и банки, выпускающие ценные бумаги) имеют право не раскрывать или раскрывать в ограниченном объеме данные о руководстве, активах, структуре владения, сделках, акционерах, контрагентах и т.д.

Читайте также:  Работники несписочного состава

https://www.youtube.com/watch?v=yiLTn-ZD5fE\u0026pp=YAHIAQE%3D

В соответствующем постановлении правительства нет детализации по видам санкций, в нем лишь упоминаются «меры ограничительного характера». Скрывать данные эмитент может, если он сам находится под санкциями, если информация может привести к наложению санкций на него или других лиц и т.д.

Американские санкции, предусматривающие включение людей и компаний в список SDN, предусматривают экстерриториальность, напомнил Тимофеев: за «существенные» деловые связи с фигурантами списка можно попасть под вторичные санкции.

«В результате отдельные банки, особенно с иностранным участием, предпочитают отказываться работать с SDN-лицами, разрушается целостность отечественной экономики и подрывается суверенитет. Возникает задача оградить экономику от нежелательного внешнего воздействия.

Именно поэтому в законодательстве приняты исключения в раскрытии информации о связях с SDN-лицом», — сказал Тимофеев.

Однако другие ограничительные меры, которые вводились против России, экстерриториальных свойств не имеют, подчеркнул чиновник. Речь, в частности, идет об украинских санкциях, европейских блокирующих ограничениях, европейских и американских секторальных санкциях. Для них не требуется применения исключений в раскрытии информации, считает Тимофеев.

Он уже говорил об этой проблеме в апреле, однако тогда она обсуждалась как инициатива «санкционного» департамента. Теперь же чиновники готовятся в скором времени вносить законопроект, сообщил Тимофеев.

«Таким образом, необходимо изменение подхода к предоставлению исключений в раскрытии информации. Они должны зависеть от вида иностранных санкций.

По этому вопросу состоялось обсуждение в правительстве Российской Федерации, необходимость изменений поддержана экономическим блоком. Внесение в правительство законопроекта планируется в этом году», — сказал он РБК.

Закрытие информации — «вынужденная мера», необходимая, чтобы снизить риск введения «вторичных санкций» и предотвратить разрыв деловых связей лиц, отметил Тимофеев.

Разные санкции

  • При попадании под блокирующие санкции активы физических лиц и компаний, как в США, так и в ЕС, замораживаются. С ними нельзя вести дела, а в случае с США возникает еще и риск вторичных санкций.
  • Активы компаний, попавших в секторальный список санкций, не замораживаются, в отличие от списка SDN. В банковском секторе попадание в такой список не предполагает изоляции от финансовой системы — речь идет только об ограничениях на предоставление нового финансирования. Запрет не распространяется на долг сроком менее 14 дней (для санкций США) и 30 дней (для санкций ЕС).
  • Наиболее ощутимым для российской экономики стало расширение списка SDN в апреле прошлого года. Тогда в список попали семь крупных российских бизнесменов и 17 высокопоставленных чиновников, среди которых оказались бывший президент En+ Group Олег Дерипаска, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин, член Совета Федерации Сулейман Керимов, председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг, член правления «Сибура» Кирилл Шамалов, министр внутренних дел России Владимир Колокольцев, глава Росгвардии Виктор Золотов. Из крупных компаний в список попали, в частности, En+ Group, «Базовый элемент», группа «Ренова», ГАЗ, «Русские машины».
  • Впоследствии из-под санкций вывели En+, UC Rusal и «Евросибэнерго» — после того как свою долю в них снизил Олег Дерипаска. Ограничения против самого бизнесмена остаются в силе.

Нужно ли отказываться от закрытия данных

Для нераскрытия информации нужны «четкие и закрытые основания», они должны отвечать конкретной цели (например, защите государственных интересов в сфере гособоронзаказа), говорит руководитель юридической практики Северо-Западного регионального центра КПМГ Екатерина Цыбикова. Таких оснований должно быть два, считает она: во-первых, включение в блокировочный список США или ЕС; во-вторых, совершение сделки (тем, кто публикует информацию, или его контрагентами) в конкретной сфере госинтереса — гособоронзаказе, финансовом или нефтяном секторе.

«Нераскрытие информации является тревожным сигналом для инвесторов и контрагентов. Поэтому необходимо искать золотую середину, иначе «защита» бизнеса от санкций может привести к обратному эффекту — ухудшению положения (в том числе репутации) компании на рынке», — отмечает Цыбикова.

https://www.youtube.com/watch?v=VrzApcC1iKU\u0026pp=ygU20KDQsNGB0LrRgNGL0YLQuNC1INC40L3RhNC-0YDQvNCw0YbQuNC4INGB0LDQvdC60YbQuNC4

Закрытие информации в связи с санкциями является обоснованным, считает партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. «С моей точки зрения, по секторальным санкциям должен применяться такой же подход, как и по SDN.

Если лицо нарушает секторальные санкции, контрагенты, которые помогают ему в этом, тоже могут попасть под санкции.

И там и там можно закрывать информацию, чтобы не подвергать контрагентов дополнительному риску», — отмечает он.

Антон ФЕЙНБЕРГ

Попавшие под санкции кредитные организации освободили от раскрытия информации

27 Ноября 2018

Правительство РФ разрешило банкам и кредитным организациям, в отношении которых действуют ограничительные меры, не раскрывать информацию, раскрытие которой предусмотрено действующим законодательством. Соответствующие постановления размещены на сайте кабмина.

  • В частности, документами установлено право участников финансового рынка, находящихся под санкциями иностранных государств или учреждений, не раскрывать полностью или ограничить публикуемый объем следующей информации:
  • — для российских банков – участников системы страхования вкладов (в соответствии со ст. 44 ФЗ № 177-ФЗ) — о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся;
  • — для кредитных организаций (КО) – сведений о членах совета директоров, лицах, являющихся единоличным исполнительным органом, главном бухгалтере, его заместителе и других работниках руководящего звена, а также об их квалификации и опыте работы (предусмотренных ст. 8 ФЗ № 395-1 «О банках и банковской деятельности»);

— для небанковских кредитных организаций (НКО), имеющих право совершать переводы без открытия счета, – информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся (предусмотренной ст. 62.1 ФЗ № 86-ФЗ «О Центральном банке…»).

Однако, как отмечено в пояснении к документам, банкам, КО и НКО необходимо предоставлять указанную информацию в Банк России с приложением мотивированного суждения о причинах нераскрытия ее неограниченному кругу лиц, предусмотренному законодательством. Банку России также рекомендуется не раскрывать полученную от банковских и кредитных организаций подобную информацию.

Как пояснили в Правительстве РФ, целью вводимых мер является защита интересов банков и кредитных организаций, находящихся под незаконным санкционным давлением.

Отметим, что на данный момент под разного рода ограничительными мерами находятся ПАО «Сбербанк России», АО «Газпромбанк», АО «Россельхозбанк», ПАО «Банк ВТБ», Внешэкономбанк, АО «Новикомбанк» и др.

Напомним, что в октябре Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предоставляющий определенные послабления и компаниям – резидентам, попавшим под санкции. В частности, документом расширен перечень случаев, когда российским подсанкционным компаниям разрешено проводить расчеты с нерезидентами без использования счетов в российских банках.

Короткая ссылка на новость: www.sotnibankov.ru/~pXJZD

Вопреки тренду: некоторые банки решились на раскрытие отчётности

Несмотря на разрешение от регулятора не публиковать отчётность, несколько банков всё-таки решились обнародовать ключевые финансовые показатели за 9 месяцев 2022 года. Ситуация в системе всё ещё остаётся сложной, однако в ЦБ оценивают результаты как обнадёживающие: основные санкционные шоки уже позади. 

Решение о сокращении объёмов раскрытия информации на сайте поднадзорных банков и на сайте самого регулятора в Банке России приняли уже спустя несколько дней после начала СВО, и после объявления об основных западных санкциях. Санкции стали беспрецедентными и затронули всю экономику страны.

Банки не преминули воспользоваться регуляторными послаблениями. Разумеется, регулятор продолжил получать всю текущую информацию о состоянии дел в финансовой системе, равно как и аккредитованные рейтинговые агентства, которые продолжали присваивать всё это время рейтинги.

Отдельные агрегированные показатели были доступны, но по отдельным кредитным организациям и эмитентам возник информационный вакуум.

Так, к примеру, не раскрывая собственно финансовые показатели, рейтинговое агентство «Эксперт РА» по итогам первого полугодия 2022 года выпустило доклад с оценкой устойчивости банковской системы к кризису – в разрезе основных действующих бизнес-моделей.

Читайте также:  Расчет среднесписочной численности обособленного подразделения

Аналитики пришли к выводу, что сильнее всего пострадали банки, ориентированные на ведение бизнеса с крупными клиентами. И это было ожидаемым, поскольку именно крупный бизнес почти в полном составе попал в многочисленные санкционные списки и уровни ограничений.

А вот малый и средний бизнес, который так пострадал во время пандемии, наоборот, показал завидную живучесть, и банки, которые делали на него ставку – чувствуют себя лучше. 

Доля банков с отрицательным финансовым результатом в потребительском кредитовании за первые шесть месяце увеличилась в 2 раза – до 50%. Пострадал также каждый пятый банк, ориентированный на обслуживание крупного бизнеса. Немного увеличилась также доля убыточных банков, которые специализируются на расчётно-инвестиционном обслуживании.

Наконец, доля прибыльных банков, которые работали с МСБ, выросла с 77 до 83%. Аналитики «Эксперта РА» прогнозируют дальнейшую деконцентрацию и отток клиентов в относительно крупные, но региональные и расчётные банки.

А вот точкой роста для будущего всей системы станет обслуживание МСБ – именно эта категория заёмщиков взяла на себя основную ношу по импортозамещению и противодействию санкциям.

Что касается финансовых результатов по итогам третьего квартала, то о них сообщил недавно Александр Данилов, директор департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ.

По его словам, суммарно банки закончили и данный квартал с убытками, однако смогли убыток сократить «довольно прилично» в сравнении с итогами полугодия, когда убыток достиг 1,5 трлн рублей. Однако, иллюзий относительно финансового результата по итогам всего года в ЦБ не питают: по словам Александра Данилова, банкам вряд ли удастся выйти на прибыль.

И вот Ксения Юдаева также озвучила цифры по финрезу на 1 ноября – убыток составил 400 млрд рублей, сократившись по сравнению с 1 июля почти на 1 трлн. Что уже не так и плохо.

Как банки смогли «отыграть» убытки первых двух кварталов? Прежде всего, за счет роста процентной маржи: стоимость фондирования снижалась, а ставки размещения – падали медленнее и с временным лагом. Чистые комиссионные доходы  3 квартале этого года также оказались высокими, даже рекордными за 2 года.

Положительная валютная переоценка у большинства банков и восстановление облигационного рынка – еще два фактора, поддержавших финрез.

Ну и, как говорится, последнее в списке, но не последнее по значению – те самые регулятивные послабления, в том числе по резервам и переоценке активов, что позволило немного демпфировать в 1 полугодии давление на финансовые показатели, но и поддерживало в 3 квартале также.

Надо сказать, что в предыдущие «сложные» периоды (не всегда корректно называемые «кризисами») банковский сектор зачастую получал очень неплохую прибыль, часто – за счет рекордной валютной переоценки, чего не было в этом году.

В остальном же, банки следуют за судьбой экономики, но имеют ряд инструментов нивелировать негатив (в том числе за счет разовых доходов и регулятивных смягчений).

Есть и другие хорошие новости. Банк России также пообещал выпустить финансовый результат по всей системе по итогам 2022 года. А с нового – планируют уже обязать банки ежемесячно публиковать отдельные показатели.

Речь о таких базовых формах отчётности, как баланс и о таких параметрах, как прибыль, качество портфеля, капитал, резервы, что не создаст санкционных рисков, но позволит анализировать финсостояние и кредитное качество банков. 

Александр Данилов пояснил также, какую информацию банки раскрывать не должны. Очевидно, что для эффективного противодействия санкциям нельзя обнародовать информацию, которая несёт потенциальные риски для других лиц, в том числе для клиентов банков, во избежание вторичных санкций. В частности, речь идёт о примечаниях, о географических и валютных расшифровках и так далее.

Решение регулятора на рынке приветствовали, поскольку многомесячное молчание не лучшим образом сказывается на инвестиционном климате. Рынок, клиенты, инвесторы не понимают, что в действительности происходит.

Сводная аналитика – вещь полезная, но с самого начала моратория от регулятора, инвесторы столкнулись с трудноразрешимой задачей: как в таких условиях прогнозировать перспективы бизнеса, будущее движение акций и, куда важнее, облигаций? Отчётность – это показатель, в каком состоянии деньги, доверенные банкирам акционерами и клиентами, а потому публиковать её важно для всех участников рынка.

На этом фоне несколько смельчаков всё же решились сообщить о своих результатах по итогам 9 месяцев. Так, Сбербанк отчитался о прибыли в размере 50 млрд рублей (а в октябре – о 123 млрд рублей), Банк «Открытие» – о прибыли в размере 28 млрд рублей, Тинькофф Банк – о прибыли в размере 10,1 млрд рублей.

Наконец, Новикомбанк (опорный банк корпорации «Ростех») отчитался о прибыли в 15,2 млрд рублей. Примечательно, что данная прибыль стала рекордной за всю историю кредитной организации, а объём розничных кредитов увеличился почти на 20%.

Мы видим, что даже в этом году банки могут оставаться прибыльными и растущими – значит, не весь сектор получил серьезный ущерб.

А что с остальными банками? Крупнейшие банки – ВТБ, ГПБ и ряд других пока что не спешат раскрывать данные, что имеет вполне понятные основания. Но как нам уже дал понять регулятор, скоро всё, что было тайным, станет явным. Не вся отчетность окажется хорошей – это уже понятно. 

Но в целом, стоит отметить, что финансовая система и инфраструктура выстояла.

Платежи работают, ни один банк не «упал» из-за паники вкладчиков, санкции не оказались критичными ни для кого из крупных участников рынка, ликвидность есть, и вопрос только – в оценке обесценения кредитных портфелей и соответственно финрезе. У некоторых банков он вероятно действительно плох – но рано или поздно это надо честно показать.

Центр раскрытия

Постановление с перечнем закрываемой корпоративной информации и оснований для ограничения раскрытия подписано — правительство РФ

Правительство РФ определило объем сведений, которые эмитенты ценных бумаг смогут по-прежнему не раскрывать в целях защиты от возможных ограничительных мер. Постановление (№ 1102 от 04.07.2023) об этом подписано, сообщила пресс-служба правительства.

Скрывать данные смогут подпавшие под санкции компании, уполномоченные в сфере гособоронзаказа банки, организации, организации, зарегистрированные или ведущие деятельность в Крыму, Севастополе и на новых территориях РФ, а также структуры оборонно-промышленного комплекса.

Правом на обнародование данных в усеченном виде компании смогут пользоваться, если, по их мнению, раскрытие или предоставление информации приведет либо может привести к введению в отношении них, а также иных лиц санкций, говорится в опубликованном постановлении № 1102.

Эти юридические лица смогут ограничить раскрытие указанных в специальном перечне данных. В него включены среди прочего сведения о составе органов управления и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитентов, информация об аффилированных лицах и дочерних организациях, финансовых вложениях, операциях в иностранной валюте, сделках, включая данные о том, что они не совершались.

«Кроме того, в списке [имеется] информация о сегментах деятельности эмитента в части сведений об оказании им услуг, о производимой продукции, закупке товаров, выполнении некоторых работ, сведения о контрагентах, их отраслевой и географической структуре», — говорится в сообщении пресс-службы правительства.

Более узкий перечень разрешенных к закрытию данных предлагается для ситуаций, когда сам эмитент не относится к перечисленным структурам, но раскрываемая информация касается подсанкционного лица, уполномоченного в сфере гособоронзаказа банка, структуры ОПК или работающих в Крыму и на новых территориях лиц. В этом случае, в частности, эмитент сможет не обнародовать информацию о таких лицах, об участии в капитале, если таковое имеется, а также о сделках.

Помимо этого, не должны обнародоваться данные об операциях и лицензиях, связанных с выполнением гособоронзаказа, военно-техническом сотрудничестве, реализации продукции военного или двойного назначения.

Это постановление было подготовлено в рамках постепенного возврата компаний к раскрытию их корпоративной отчетности.

Год назад они из-за угрозы расширения западных санкций получили право не обнародовать любые сведения о себе, в частности промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также отчетность по МСФО.

Читайте также:  Инвентаризация ценных бумаг

Эта возможность действовала до 1 июля 2023 года, и была предусмотрена постановлением правительства №351 от 12 марта 2022 года.

«В отличие от постановления №351, согласно которому любой эмитент мог не раскрывать вообще любую информацию, постановление №1102 не предусматривает полного закрытия данных. Оно не предполагает возможности не раскрывать, например, баланс и отчёт о финансовых результатах», — говорит руководитель Службы раскрытия информации Группы «Интерфакс» Дмитрий Оленьков.

По сути, произошёл возврат к концепции, ранее обозначенной в постановлении №400 от 2019 года, которое разрешало эмитентам, уже подпавшим под санкции, а также уполномоченным банкам в сфере гособоронзаказа не раскрывать данные, перечисленные в специальном перечне. В нем упоминались, в частности, сведения об акционерах и контролирующих лицах эмитента, членах органов его управления, о дочерних структурах, о контрагентах и т.д.

По словам Оленькова, новый документ расширил, по сравнению с постановлением №400, список компаний, которые могут частично не раскрывать данные: например, в него включены компании, ведущие деятельность в новых регионах РФ.

Также увеличился перечень сведений, которые разрешено не раскрывать: добавлены данные о кандидатах в органы управления и контроля, информация о субъектах реорганизации и лицах, среди которых осуществлялась закрытая подписка на акции.

Минфин и ФНС займутся реестром нуждающихся в сокрытии информации о себе юрлиц

Правительство разработало проект постановления о непубличном реестре для юридических лиц, к которым применяются или могут быть применены санкции. Оно предполагает, что доступ к информации о компаниях, которые нуждаются в ее сокрытии, будет ограничивать Федеральная налоговая служба (ФНС), пишут «Ведомости» со ссылкой на проект. 

ФНС будет вести непубличный реестр и ограничивать доступ к сведениям в Едином госреестре юрлиц (ЕГРЮЛ) и в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ресурс БФО) в отношении российских юрлиц, которые попали или могут попасть под санкции.

Заявки на включение в реестр будут подаваться через Минфин, министерство обяжут принимать решение в срок до 30 дней с момента подачи заявки.

Выйти из реестра можно будет тоже через Минфин — юрлица должны будут уведомить министерство о снятии санкций в течение 30 дней. 

Представитель Минфина сообщил, что ограничение раскрытия информации призвано сгладить негативные последствия санкций и снизить риски введения дополнительных и «вторичных» ограничений. По словам собеседника газеты, в результате будет сформирован перечень лиц, которые могут ограничивать раскрытие информации.

Действующее регулирование это не предусматривает, добавил он. По словам представителя Минфина, регулирование будет распространяться на более широкий круг лиц и предоставлять дополнительные возможности нераскрытия (информация о филиалах в ЕГРЮЛ, отчетность в БФО).

Он отметил, что процедура для лиц, в отношении которых могут быть введены санкции, исключает «возможности безосновательного ограничения раскрытия».

В проекте постановления перечислены основания для включения в непубличный реестр: ограничительные меры в отношении конкретного юрлица; косвенные санкции из-за подконтрольности подсанкционному юрлицу; угроза санкций для юрлица.

 В пояснительной записке к проекту отмечается, что он подготовлен для «нивелирования последствий действия иностранных ограничительных мер».

По действующему порядку ограничения доступа к сведениям в ЕГРЮЛе его можно закрыть по запросу компании в трех случаях: в отношении юрлица введены санкции иностранного государства; это один из уполномоченных банков для гособоронзаказа; юрлицо или его филиал находится в Крыму или Севастополе. 

Предложенный проект постановления правительства закроет имеющиеся бреши в юридической технике уже действующих документов, отметила юрист коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова. Она добавила, что постановлением расширяется возможность ограничить доступ к информации, которая может быть использована в целях пополнения санкционных списков. 

Какие компании перестали раскрывать результаты

Как делать деньги из денегЛучшее об инвестициях за неделю — в вашей почте каждый понедельник. Бесплатно.

ЦБ РФ выпустил похожую рекомендацию для российского банковского сектора, в которой регулятор обязал кредитные организации временно сократить объем публикации отчетности.

Сначала послабления были введены до 1 октября 2022 года, а потом их продлили до первого квартала 2023 года, обязав все российские банки возобновить раскрытие финансовых результатов в апреле 2023 года.

В итоге из четырех крупных российских банков, акции которых торгуются на Мосбирже, три в 2022 году перестали раскрывать свои финансовые результаты. Это был Сбербанк, ВТБ и банк «Санкт-Петербург». TCS Group вместо полноценного отчета перешла к публикации усеченного пресс-релиза.

Кроме Сбербанка и ВТБ еще шесть государственных компаний перестали раскрывать свои результаты. Это «Мосэнерго», ОГК-2, ТГК-1, «Аэрофлот», НМТП и «Ростелеком».

Самым странным выглядит решение дочерних предприятий «Газпрома»: «Мосэнерго», ОГК-2 и ТГК-1 (MOEX: MSNG, OGKB, TGKA), — бизнес которых целиком ориентирован на Россию. Свое решение эта тройка пока никак не прокомментировала, санкций против отрасли или самих компаний пока нет.

«Ростелеком» (MOEX: RTKM или RTKMP) — крупный провайдер цифровых услуг и сервисов, занимающий лидирующие позиции на российском рынке высокоскоростного доступа в интернет, платного ТВ, хранения и обработки данных.

Руководство компании воспользовалось поблажкой от государства после ввода пятого пакета санкций ЕС, в котором европейские страны ограничили экспорт в Россию передовых технологий и телекоммуникационного оборудования. Кроме этого, на «Ростелеком» наложены санкции США, а президент компании Михаил Осеевский подпал под санкции Евросоюза.

В 2023 году компания продолжит пользоваться послаблениями от государства, так как «Ростелеком» сейчас готовит новую крупную M&A-сделку, которая может сделать его крупнейшим оператором мобильной связи в России. В конце января стало известно, что госхолдинг ведет переговоры по приобретению «Мегафона» у USM Group. В 2020 году «Ростелеком» консолидировал 100% акций другого оператора — Tele2.

  • НКНХ (MOEX: NKNC или NKNCP) и «Казаньоргсинтез» (MOEX: KZOS или KZOSP) — это два химических предприятия из Республики Татарстан, у которых недавно сменился основной собственник: в 2021 году крупнейшая российская нефтехимическая компания «Сибур» выкупила все активы инвестиционного холдинга «ТАИФ», куда входили эти эмитенты.
  • В 2022 году обе компании столкнулись с новыми западными санкциями: под ограничительные меры подпал экспорт химической и нефтехимической продукции из России, после чего менеджмент этих предприятий принял решение временно сократить публикацию финансовых результатов, чтобы бизнесу было проще перестроить свои продажи.
  • У НКНХ на экспорт приходилось 48% продаж, у «Казаньоргсинтеза» — 19%.

Кроме НКНХ и «Казаньоргсинтеза» от раскрытия информации также отказался «Акрон» (MOEX: AKRN) — один из крупнейших производителей минеральных удобрений в России. Его основной собственник Вячеслав Кантор в 2022 году подпал под санкции Великобритании. При этом никакие ограничительные меры против самой компании не вводились.

ПИК (MOEX: PIKK) — крупнейший российский девелопер. Санкции против компании не вводились, весь ее бизнес находится в РФ, поэтому решение менеджмента перестать публиковать финансовые результаты особенно сложно понять. Единственным объяснением может служить только тот факт, что под ограничительные меры подпал второй по величине акционер застройщика — ВТБ, он владеет 18,74% бумаг ПИК.

«Инарктика» (MOEX: AQUA) — это крупнейшая российская компания в секторе товарного выращивания рыбы, основные активы которой расположены на Северо-Западе России. В 2022 году из-за геополитической обстановки предприятие столкнулось с трудностями: основные поставщики комбикормов из Норвегии, Дании, Финляндии отказались от сотрудничества.

«Сургутнефтегаз» (MOEX: SNGS или SNGSP) — крупная энергетическая компания, которая добывает в России около 11% от всей извлекаемой нефти.

Сейчас предприятие готовится к новым западным санкциям и введению «потолка» цен на российскую нефть.

Чтобы минимизировать эффект от этих ограничений, менеджмент перестраивает свой экспорт, поэтому компания на время отказалась от публикации финансовых результатов.

Отказ публиковать отчетность негативно сказывается на фондовом и финансовом рынке — на это обращали внимание и Мосбиржа, и ЦБ. По словам директора департамента листинга биржи Екатерины Нагаевой, новые правила снизили доверие к рынку и повысили риски инвесторов.

Сейчас каждый эмитент сам решает, какой объем информации он хочет раскрыть, но Мосбиржа рекомендовала сохранять «разумный» объем раскрытия и выделила список обязательных для раскрытия существенных фактов.

ЦБ в своем отчете указывал, что отказ от раскрытия информации, если он продлится «чрезмерно долго», может привести к «искажениям, неэффективному распределению ресурсов в финансовом секторе и экономике, накоплению чрезмерных рисков в финансовых организациях».

Пока точно неясно, когда компании вернутся к полному раскрытию информации, так как право эмитентов не раскрывать определенную информацию уже один раз переносили. За возврат к прозрачности выступают ЦБ и Минфин, но, вероятно, окончательное решение будет принимать правительство этой весной.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.