Новое

Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Здравствуйте.

Сегодня я расскажу, как государство участвует в управлении рынком ценных бумаг. Для инвестора правовое регулирование рынка ценных бумаг (ЦБ) гарантирует законность и безопасность совершения сделок и помогает защитить себя от недобросовестных фирм, имитирующих торговлю на рынке.

Понятие и субъекты рынка ценных бумаг

С точки зрения российского законодательства понятию «рынок ценных бумаг» не дается четкого правового определения. Он образуется из совокупности игроков и регулирующих организаций и служит важнейшей структурой в экономике, перераспределяющий денежную массу внутри страны и за ее пределами.

Основные субъекты:

  1. Эмитент. Компания или орган местного самоуправления, выпустивший ценную бумагу и предоставивший доступ к ней.
  2. Инвестор. Частное лицо или организация, занимающаяся покупкой или продажей ЦБ и других активов на бирже с целью получения прибыли.
  3. Профессиональные игроки. Компании, занимающиеся деятельностью, описанные в гл. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг». К ним относятся брокеры, дилеры, депозитарии, клиринговые компании и управляющие.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Понятие и виды ценных бумаг

Говоря простыми словами, это вид капитала установленной законом формы. Актив можно покупать и продавать, ЦБ удостоверяет денежные или имущественные права держателя перед организацией, выпустившей ее.

Стоимость ЦБ определяется рынком и может отличаться от ее цены при эмиссии. Факторы изменения цены связаны со спросом на бумагу и ее ликвидностью. Существует два вида ЦБ: основные и производные.

К основным относятся:

  1. Акция простая и привилегированная. ЦБ выпускает акционерное общество для привлечения дополнительных средств в компанию. Владение акцией дает право на долю собственности и принятие решений на собрании акционеров. По результатам года владельцем бумаг выплачиваются дивиденды.
  2. Облигации. Долговое обязательство, гарантирующее получение установленной регулярной выплаты в установленные даты до срока истечения. Эмитентами выступают как частные компании, так и государство.
  3. Вексель. Вид ценной бумаги, выпускается в виде документа, обязующего продавца выплатить установленную сумму покупателю. Может обращаться в единичном экземпляре.
  4. Банковский сертификат. Свидетельство о внесении денежных средств на банковский депозит под процент. Не является типичной спекулятивной ценной бумагой, но входит в правовой список государственного регулирования.

К производным ЦБ (деривативам) относят:

  1. Фьючерс. Контракт, по которому его владелец обязуется купить оговоренный товар в будущем по цене, установленной в настоящем. Бывают товарные, индексные, валютные и другие.
  2. Опцион. Контракт, который дает право, но не обязывает владельца купить товар по установленной цене в будущем.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Инфраструктура РЦБ

Устройство фондового рынка – это сложная совокупность организаций, технологий и нормативных документов, попадающая под правовое регулирование. Ниже я рассмотрю основные элементы инфраструктуры и поговорю об их работе.

  1. Биржа. Ключевой элемент инфраструктуры. Самая крупная в России – Московская биржа, заменившая две площадки – РТС и ММВБ. На ней ведутся торги всеми основными инструментами, включая деривативы. Вторая по размеру – Санкт-Петербургская. На ней в том числе торгуют нефтью, нефтепродуктами и фьючерсами на них.
  2. Депозитарий. Занимается ведением реестра прав на ценные бумаги и их хранением.
  3. Клиринговый центр. Проводит расчеты по сделкам на основании реестра, переданного ему по окончании торговой сессии.
  4. Брокеры. Лицензированные Центробанком фирмы, дающие доступ частным инвесторам и компаниям к бирже.

Правовое положение фондовой биржи

Биржа, в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг», занимается торговлей ЦБ, не совмещая эту деятельность с какой-либо другой. Исключение составляет депозитарная деятельность. В ее компетенцию входит также регулирование сделок. Таким образом, она имеет посреднический правовой статус.

Торговля бумагами осуществляется через посредников – брокеров. Они получают лицензию на деятельность и предоставляют доступ к торговле частным лицам и организациям. Основная задача биржи — организация публичных торгов.

Кроме того, она должна открыто публиковать информацию о торгуемых инструментах, их котировках и комиссионных отчислениях.

Регулирование рынка ценных бумаг

Многокомпонентная структура РЦБ требует правовой базы и сложного механизма регулирования со стороны государства. Он обусловлен как экономическими, так и политическими факторами и делится прямое и косвенное правовое регулирование.

Прямое регулирование включает:

  • единые требования для всех участников;
  • ведение реестров;
  • правовой контроль за соблюдением правил торговли и принятие мер воздействия на нарушителей.

Косвенное правовое регулирование — это государственный экономический ресурс. К нему относят:

  • регулирование налогообложения;
  • управление пакетами бумаг, находящихся в руках государства;
  • управление денежной политикой.

Роль банка России в регулировании РЦБ

Рынок ЦБ в России регулируется в соответствии с мировыми стандартами и считается в настоящий момент полностью сформировавшимся. Исчерпывающая финансово-правовая база и судебная практика позволяет как крупным игрокам, так и частным инвесторам совершать прозрачные и безопасные сделки.

Банк России регулирует размещение, торговлю бумагами и движение денежных потоков по счетам. Банк также участвует в торгах как крупный игрок, но использование собственной внутренней информации для торговли, полученной в роли регулятора, ему запрещено.

Правовое регулирование эмиссии ЦБ

Цель регулирования эмиссии — допустить на рынок только проверенные активы, чья стоимость обоснована, а деятельность эмитента — законна. Основные положения регламентируются законом «О рынке ценных бумаг».

Этапы эмиссии:

  • выдача разрешения на выпуск ЦБ;
  • внесение в реестр;
  • получение правового статуса бумаг и размещение их бирже;
  • составление итогового отчета.

В процессе регистрации эмитент готовит требуемые документы и предоставляет их ФСФР России, которая принимает решение о выпуске акций или облигаций.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Заключение

В статье я кратко описал, как устроена биржевая деятельность в России, принципы ее регулирования и правовой статус. Надеюсь, информация была интересной, и вы нашли ответы на свои вопросы. Подписывайтесь на нас и делитесь полученной информацией в социальных сетях. До свидания!

Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Ценные бумаги и отношения, возникающие в процессе совершения сделок с ними, составляют особый предмет правового регулирования нескольких отраслей права России. Данные отношения основаны главным образом на частной инициативе, равноправии и имущественной независимости сторон и в этой части регулируются гражданским правом.

  • Основными источниками правового регулирования рынка ценных бумаг, содержащими гражданско-правовые нормы, являются Конституция и Гражданский кодекс Российской
  • Федерации. Так, статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не
  • запрещенной законом экономической деятельности. Гарантии иметь имущество в собственности
  • (включая ценные бумаги), владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и

совместно с другими лицами закреплены статьей 35 Конституции. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит понятие ценной бумаги как одного из видов объектов гражданских прав, основные правила совершения сделок с ними, порядок удостоверения, осуществления и защиты прав, закрепленных ценными бумагами.

Среди федеральных законов особое значение имеет закон «О рынке ценных бумаг», который устанавливает правовое положение субъектов рынка ценных бумаг, порядок осуществления профессиональных видов деятельности. Кроме этого закон большое внимание уделяет регулированию эмиссии ценных бумаг, процедуре раскрытия информации, гражданско-правовой

ответственности, возникающей на рынке ценных бумаг. Порядок реализации конституционной гарантии на судебную защиту прав закреплен в нормах гражданского процессуального права – Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Гражданское право не является единственной отраслью права, определяющей нормы

поведения на рынке ценных бумаг. Отдельные общественные отношения, складывающиеся в этой

сфере, урегулированы административным правом. К ним, в частности, относятся компетенция и порядок принятия решений государственными органами, методы государственного регулирования рынка ценных бумаг. Важным для установления и сохранения правопорядка на рынке ценных

  1. бумаг являются меры административной ответственности в виде штрафов, предусмотренные
  2. Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
  3. Не менее важное значение для правового регулирования рынка ценных бумаг имеет
  4. финансовое право в части налогообложения операций с ценными бумагами. Налоговые платежи
  5. составляют основу доходной части государственного бюджета. Одним из источников образования
  6. и уплаты налогов является деятельность на рынке ценных бумаг. Примером регулирования
  7. отношений на рынке ценных бумаг финансовым правом может служить Закон Российской Федерации «О налоге на операции с ценными бумагами», в соответствии с которым юридические лица-эмитенты ценных бумаг являются плательщиками налога в размере 0,8 процента от номинальной суммы эмиссии ценных бумаг.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере рынка ценных бумаг осуществляется также и уголовным правом. В частности, уголовно наказуемыми деяниями в соответствии со статьей 185 Уголовного кодекса Российской Федерации признаются злоупотребления при выпуске (эмиссии)ценных бумаг. Нормы уголовного законодательства

  • призваны защитить наиболее важные для государственных интересов общественные отношения и
  • привлечь к уголовной ответственности лиц, допускающих нарушения закона.
  • Особую роль в правовом регулировании рынка ценных бумаг играют международные договоры и соглашения, участником которых является Россия. Согласно пункта 4 статьи 15
  • Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права
  • и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой
  • системы. К актам международного права в сфере рынка ценных бумаг относится, в частности,
  • Женевская конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводных и простых векселях.
Читайте также:  Договор уступки права требования на недвижимое имущество

Таким образом, совокупность нормативных актов, регулирующие рынок ценных бумаг, образуют систему законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

В основе данной системы лежит Конституция и международные договоры Российской Федерации.

Дальнейшая система в зависимости от юридической силы нормативного акта представлена федеральными законами, нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации и

  1. замыкается нормативными актами министерств и ведомств. К числу последних относятся постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, приказы Министерства финансов
  2. и Центрального Банка Российской Федерации. Особое место занимают акты высших судебных органов (Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), которые хотя
  3. и не являются источником права в России, однако должны учитываться нижестоящими судами при разрешении конкретных споров.

Правовое регулирование обращения ценных бумаг на рынке

Филатова, М. А. Правовое регулирование обращения ценных бумаг на рынке / М. А. Филатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 48-49. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56859/ (дата обращения: 18.07.2023).



Ключевые слова: рынок ценных бумаг, ценные бумаги, правовое регулирование.

В условиях активного международного сотрудничества, интеграции России в мировую экономическую систему развитие рынка ценных бумаг, его инфраструктуры и объема имеет колоссальное значение.

Являясь одним из ключевых направлений влияния на макроэкономическую стабильность государства, а также основой роста личного благосостояния граждан, рынок ценных бумаг требует однозначного и обоснованного правового регулирования.

Стоит также отметить, что нормативная база была сформирована относительно недавно, и сейчас происходит пересмотр концепции правового регулирования ценных бумаг, активная законотворческая деятельность, цель которой — совершенствование инфраструктуры рынка.

Рынок ценных бумаг является важным элементом финансового рынка, а также оказывает серьезное воздействие на экономическое развитие страны, и, следовательно, требует системного, непротиворечивого, обоснованного правового регулирования.

Государство, муниципальные образования, хозяйствующие субъекты благодаря рынку ценных бумаг получают возможность аккумулировать дополнительные финансовые ресурсы для реализации своей деятельности путем эмиссии ценных бумаг.

В то же время свободные денежные средства, находящиеся в распоряжении иных субъектов (в том числе и населения), вкладываются в ценные бумаги эмитентов и приносят владельцам ценных бумаг дополнительный доход.

Рынок ценных бумаг, весьма привлекательный для широкого круга участников, на котором можно легко и быстро увеличить свое состояние или привлечь требуемые финансовые ресурсы на условиях, более выгодных чем, например, банковское кредитование, одновременно является сферой высоких рисков больших финансовых потерь для его участников, причинами которых могут также явиться недостаточно ясное нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих по поводу ценных бумаг, отсутствие санкций за нарушения правил должного ведения дел на фондовом рынке, нечеткость некоторых правовых положений, а порой и их противоречивость, вызывающие значительные трудности в правоприменительной практике, нескоординированность действий регулирующих и контролирующих государственных органов на рынке ценных бумаг и т. п. Таким образом, стабильное развитие рынка ценных бумаг и государственной экономики в целом во многом зависит от качества правового регулирования и контроля экономических отношений, в том числе, складывающихся и на рынке ценных бумаг.

Исходя из вышеизложенного, задача совершенствования нормативно-правового регулирования отношений на рынке ценных бумаг неизменно остается актуальной, помимо прочего для предупреждения кризисных ситуаций, возможность возникновения которых возрастает в сферах вроде рынка ценных бумаг, являющегося одним из важных направлений влияния на макроэкономическую стабильность государства и основой роста личного благосостояния населения.

Среди наиболее актуальных проблем правового регулирования рынка ценных бумаг можно определить следующие:

  1. проблема понятийного аппарата

Данную проблему можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, отсутствие законодательно закреплённых понятий, во-вторых, недостаточно полное отражение сущности явлений в существующих определениях.

В первом случае примером может служить «рынок ценных бумаг», определение которого отсутствует в федеральном законе «О рынке ценных бумаг» и других нормативно-правовых актах, регулирующих обращение ценных бумаг на рынке, и трактовка понятия которого имеет множество допущений, что не позволяет установить единый режим правового регулирования.

Во втором случае следует обратить внимание на несоответствие экономического содержания понятия «ценная бумага» и предмета правового регулирования.

  1. разрозненность законодательства

Ранее уже упоминалось, что на данный момент система правового регулирования обращения ценных бумаг на рынке переживает «переходный» этап.

Системообразующие нормативно-правовые акты (такие как ФЗ «О рынке ценных бумаг», ФЗ «Об акционерных обществах» и так далее) были приняты в конце XX века и составили основу правового регулирования обращения ценных бумаг на рынке.

Затем наступил этап секьюритизации активов, появились ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах», ФЗ «Об инвестиционных фондах» и так далее, что лишило ранее принятые нормативные акты статуса системообразующих и породило разрозненность в законодательстве.

  1. несовершенство законодательных актов

Данную проблему можно охарактеризовать как следствие вышеописанной разрозненности законодательства и проблемы понятийного аппарата.

В результате активного процесса законотворчества при некорректном, недостаточно полном толковании отдельных понятий нормативный материал, касающийся схожих по своему правовому статусу объектов гражданских прав (например, эмиссионные и постэмиссионные ценные бумаги) во взаимосвязанных федеральных законах дублируется. Иными словами, такая ситуация является примером несовершенства юридической техники.

Таким образом можно заключить, действующая система правового регулирования обращения ценных бумаг требует совершенствования.

Рынок ценных бумаг требует отлаженного, понятного механизма правового регулирования, который будет способствовать повышению конкурентоспособности российского рынка, снижению рисков, достижению оптимального сочетания государственного регулирования и саморегулирования и защите прав всех участников рынка ценных бумаг.

Литература:

  1. ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ

Особенности правового регулирования рынка ценных бумаг [Реферат №724]

Содержание:

Введение

  • Экономика любого государства не может существовать без развитого финансового рынка.
  • Рыночная экономика требует усиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства.
  • Кроме того, усиление общего интереса к финансовой сфере обусловлено и негативными явлениями в экономике страны.
  • В сфере финансов и денежного обращения они выражаются в бюджетном дефиците, несобираемостью налогов в намеченных суммах, росте задолженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падении покупательной способности рубля, низком уровне финансовых вложений в развитие производства, социальной сферы, в неплатежах при взаиморасчетах в хозяйственном обороте, неэффективности налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др.
  • Осуществляя финансовую деятельность, правовое государство стремится к тому, чтобы максимально учесть и сбалансировать публичные и частные интересы, проявляющиеся в экономических отношениях, свести к минимуму неизбежный конфликт между ними, найти механизмы и способы, с помощью которых возможно осуществлять эффективное правовое регулирование.

1. Правовое регулирование финансового рынка

Финансовый рынок — это рынок денег, предоставляемых в пользование в различных формах.

Финансовый рынок может быть определен как механизм соотнесения спроса и предложения на денежные ресурсы, а его функционирование непосредственно связано с распределением этих ресурсов в экономике.

Специфическим товаром на финансовом рынке выступают деньги. В качестве товара деньги обращаются в таких секторах финансового рынка, как кредитный, рынок ценных бумаг, валютный, страховой и т.д.

Правовое регулирование финансового рынка РФ состоит в упорядочении взаимодействия и защите интересов его участников путем установления определенных правил, критериев и стандартов относительно отношений по поводу финансовых ресурсов. Государственно-правовое регулирование финансового рынка в РФ осуществляется совокупностью государственных органов, которые составляют систему государственных органов регулирования в этой сфере.

Наибольшее значение для регулирования финансового рынка имеет такая экономическая основа (принцип) конституционного строя, как свободное перемещение финансовых средств, гарантированное ст. 8 Конституции РФ.

Перемещение финансовых средств, свобода которого гарантируется ст.ст. 8 (часть 1) и 74 Конституции РФ, происходит в рамках денежного оборота.

Именно в Конституции РФ, а также в конституциях и уставах субъектов Федерации закрепляются основы правовой организации финансового рынка в целом и по отдельным его сегментам.

Какого-либо единого нормативного акта, регулирующего финансовый рынок в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву.

Кроме того, в нормативных актах других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и др. — имеется немало таких, которые содержат нормы, регулирующие финансовый рынок.

К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

Читайте также:  Розетки на складе

Имеются и международные акты.

Акты правового регулирования финансового рынка РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней.

В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов РФ, относящихся к разным сферам финансового рынка, например, о налогах различных видов и т.д.

Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.

Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления вызвали активизацию нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансового рынка. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах, утвержденные органами местного самоуправления, и др.

Нормы, регулирующие финансовый рынок, содержатся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах органов исполнительной власти субъектов Федерации, актах финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ. Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами в зависимости от содержания регулируемых отношений. Эти акты должны строго соответствовать законодательству.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления — министерств, ведомств и др.

, регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли).

Особо следует отметить, что в финансово-правовом регулировании могут действовать и нормативные акты СССР и РСФСР в области отношений, еще не урегулированных законодательством РФ, и не противоречащие ему.

Большое значение для правового регулирования финансового рынка имеет деятельность Федеральной службы по финансовым рынкам. Именно она осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка РФ (за исключением банковской и аудиторской деятельности).

В целом функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков осуществляет Министерство финансов РФ.

Так, Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих — участников накопительно-ипотечной системы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд РФ), государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бюро кредитных историй. Министерство финансов РФ осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.

Приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка на период до 2020 г. определяет Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. При этом в Стратегии не затрагиваются вопросы развития банковского и страхового секторов, а также вопросы их регулирования, контроля и надзора.

Стратегия определяет направления совершенствования правового регулирования финансового рынка:

  • взаимодействие с саморегулируемыми организациями;
  • унификация принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка;
  • снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
  • обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • развитие и совершенствование корпоративного управления;
  • предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Итак, сегодня финансовый рынок опосредует оборот огромных по своим масштабам капиталов, в связи с чем перед государством объективно возникает задача обеспечения эффективного функционирования этого рынка, а присущие ему динамика и рискованность не предполагают возможности для утраты актуальности задачи по постоянному совершенствованию нормативно-правового регулирования отношений, складывающихся при управлении финансовым рынком.

2. Правовое регулирование рынка ценных бумаг

  1. Являясь неотъемлемой частью финансового рынка и мощным регулятором межотраслевых переливов капитала, рынок ценных бумаг нуждается в эффективном государственном регулировании, поскольку выполняет несколько важных функций:
  2. 1) Аккумулятивную — способствуя мобилизации и концентрации частного капитала, предназначенного для инвестиционных целей;
  3. 2) Перераспределительную — обеспечивая свободный перелив капитала в те отрасли экономики, которые наиболее востребованы, поддерживая, таким образом, наиболее рациональную структуру общественного производства;
  4. 3) Контрольную — демонстрируя количественные показатели структуры общественного капитала и структуры собственности;
  5. 4) Информационную — обеспечивая доступность и достоверность информации о наличии «инвестиционных продуктов и заинтересованных заемщиках и кредиторах».
  6. Вне всякого сомнения, базовые элементы рынка ценных бумаг должны быть урегулированы нормами гражданского законодательства, предоставляющими субъектам возможность проявлять инициативу при принятии решений об эмиссии ценных бумаг, инвестировании в фондовые ценности, совершении сделок на вторичном рынке.

Но в то же время государственное вмешательство требуется в сфере создания общего благоприятного инвестиционного климата в стране в целом и в каждом регионе в частности; в сфере создания дополнительных стимулов для секьюритизации частных капиталов; в сфере формирования системы государственных гарантий надежности вложений в ценные бумаги; в сфере обеспечения информационной прозрачности всего механизма рынка ценных бумаг. Государство заинтересовано в создании динамичного, устойчивого рынка ценных бумаг, способного обслуживать интересы частного капитала и формировать эффективные механизмы перераспределения собственности. Кроме того, развитая инфраструктура и наполненность рынка являются факторами, способствующими увеличению количества источников получения государственных доходов и как следствие — расширению области бюджетного финансирования и осуществлению социально-экономических программ. финансовый рынок валютный правовой

Важной вехой в развитии законодательства о ценных бумагах явилось принятие 30 ноября 1994 г. части I Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК), который был разработан с учетом практического опыта правового регулирования рыночных отношений.

Основными источниками регулирования ценных бумаг и их рынка являются ГК, Федеральные законы:

Правовые основы рынка ценных бумаг

Рынок фондовых инструментов является частью финансовой системы страны. Движение благ в рамках общественного воспроизводства всегда сопровождается встречным движением капитала и денег. Фондовый рынок является промежуточным звеном, способным обслуживать как высоколиквидные операции с деньгами, так и долгосрочные сделки с капиталом.

https://www.youtube.com/watch?v=634rrWx4rXg\u0026pp=ygVO0J_RgNCw0LLQvtCy0L7QtSDRgNC10LPRg9C70LjRgNC-0LLQsNC90LjQtSDRgNGL0L3QutCwINGG0LXQvdC90YvRhSDQsdGD0LzQsNCz

Рынок фондовых инструментов способствует накоплению финансов, их распределению в зависимости от соотношения предложения и спроса. Кроме того, на нем происходит целевое использование денежных средств, стимулирование инвестиционной деятельности.

Субъекты хозяйственных отношений получают возможность привлекать дополнительные средства для собственных нужд. Как правило, финансовые расходы покрываются из прибыли и собственных резервов. Однако, их нехватка восполняется за счет ссудного капитала и инвестиций в ценные бумаги.

Вложение в фондовые активы влияет на формирование непроизводственной части доходов компаний.

Отношения на рынке складываются относительно оборота и выпуска ценных бумаг. Объекты фондового рынка представляют собой документы строгой формы заполнения, которые подтверждают имущественные права своих владельцев. Характеристики ценных бумаг влияют на классификацию фондовых рынков. Выделяют следующие виды:

  1. Впервые выпущенные фондовые инструменты попадают в продажу по номинальной цене на первичных рынках.
  2. Вторичный рынок отличается более интенсивной торговлей по рыночной цене.
  3. На организованных рынках все участники проходят достаточно жесткий отбор. Это способствует соблюдению прозрачности торгов, правовому обеспечений гарантий по выполнению взаимных обязательств. Сделки совершаются с помощью профессиональных посредников.
  4. Нерегулируемые рынки складываются на основе взаимоотношений между субъектами, не прошедшими процедуру отбора для ведения торгов на организованных площадках. Как правило, это дилеры, действующие от своего лица, распоряжающиеся собственными средствами.
Читайте также:  Купля-продажа бездокументарных ценных бумаг

Рынки фондовых инструментов являются частью финансовой системы страны, поэтому оказывают прямое влияние на движение денежных средств и капитала, а значит, на состояние национальной экономики в целом.

«Правовые основы рынка ценных бумаг» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Фондовый рынок страны является динамически изменяющейся структурой, чутко реагирующей на любые изменения во внутренней и внешней экономике. Регулирование финансовой системы, осуществление контроля над процессами в ней являются приоритетными задачами для работы любой государственной системы. Они реализуются через законотворческую деятельность правительства.

В России основными источниками правового регулирования фондового рынка являются следующие своды законов:

  1. Конституция РФ.
  2. Гражданский Кодекс РФ.
  3. Федеральные законы: «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», «О защите прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
  4. Постановления Службы Банка России по финансовым рынкам, связанных с ведением реестров и оказанием услуг депозитариев.
  5. Приказами, определяющими процедуру раскрытия информации, утверждающими порядок эмиссии ценных бумаг.

Объектом отношений на фондовом рынке России являются преимущественно эмиссионные ценные бумаги. Согласно Федеральному Закону «О рынке ценных бумаг» такие фондовые инструменты обладают следующими особенностями:

  1. Фиксируют неимущественные и имущественные права своих владельцев, соблюдение и исполнение которых является обязательным при предъявлении соответствующего фондового инструмента.
  2. Их размещение происходит выпусками.
  3. Время покупки бумаги не влияет на ее номинал и объем обязательств, которые привязаны к выпуску.

Особенности периода приватизации в России привели к тому, что акции составляют большую часть объема торгуемых фондовых инструментов.

При этом эмиссионные бумаги могут быть именными, то есть в них указывается имя владельца, чьи права они подтверждают. Если эмиссионная бумага предъявительская, то права по ней исполняются в момент ее непосредственного предъявления.

В России на предъявителя в основном выпускаются облигации, число подобных акций ограничено и регламентируется законом.

Функции правовых документов на рынке ценных бумаг

Гражданским Кодексом РФ регулируются общие положения работы на рынке фондовых инструментов. Здесь конкретизируется понятие ценных бумаг, их виды и особенности. Кроме того, определяется и регламентируется работа субъектов отношений, а также принципы передачи прав, которые подтверждаются соответствующими фондовыми инструментами.

https://www.youtube.com/watch?v=634rrWx4rXg\u0026pp=YAHIAQE%3D

Устройство и регулирование рынка осуществляется согласно Федеральному Закону «О рынке ценных бумаг». Здесь описываются принципы отношений, складывающихся относительно выпуска фондовых инструментов, их обращения. Федеральный закон регулирует работу профессиональных участников рынка, а также регламентирует процедуру лицензирования.

В рамках данного законодательного акта выделяются такие виды профессиональной деятельности как брокерская и дилерская, деятельность по доверительному управлению, клиринговая, депозитарная, деятельность по ведению реестров, а также непосредственной организации сделок купли-продажи.

Брокерская и дилерская работа связана с посредничеством, позволяющим делегировать функции эффективного размещения фондовых инструментов. Ведение реестров и размещение ценных бумаг в депозитариях относятся к услугам на рынке.

Клиринг и организация торгов характерны для работы фондовой биржи, где встречаются интересы продавцов и покупателей, а также фиксируются их взаимные права и обязательства.

Фондовый рынок России является достаточно молодым, хотя за этот период было выпущено более полутора тысяч законодательных актов, регламентирующих его работу.

В настоящее время органом, регулирующим процессы на рынке, является Служба Банка России по финансовым рынкам.

Структура управления выстроена в виде вертикали для более эффективного управления, а также осуществления контроля над исполнением законодательства страны.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Правовое регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Федеральным законом от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента (ст. 1).

Для ФЗ «О рынке ценных бумаг» характерны:

  • преемственность (учитывается практика российского рынка ценных бумаг);
  • непротиворечивость закона другим законодательным актам;
  • признание смешанной модели фондового рынка, где действуют как коммерческие банки, так и небанковские инвестиционные институты (профессиональные участники рынка ценных бумаг)
  • сочетание либеральных принципов организации рынка с усилением государственного надзора за ним, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» — комплексный законодательный акт, который регулирует рынок ценных бумаг как в целом, так и его отдельные сегменты. Например, можно выделить следующие его достоинства:

  • четкое определение порядка деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, который распространяется и на банки;
  • определены перечень информации и порядок ее раскрытия для различных участников фондового рынка;
  • запрещены сделки с использованием служебной информации.

Разграничение сферы регулирования фондового рынка между различными регуляторами:

  1. Федеральная служба по финансовым рынкам регулирует рынок корпоративных ценных бумаг, институциональных инвесторов и профессиональных участников фондового рынка;
  2. важнейшую роль играет саморегулирование организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В Разделе II определены профессиональные участники РЦБ, ведущие следующие виды деятельности:

  • брокерская деятельность;
  • дилерская деятельность;
  • деятельность по управлению ценными бумагами и по определению взаимных обязательств (клиринг);
  • депозитарная деятельность;
  • деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
  • деятельность по организации торговли.

Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий:

  1. лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг;
  2. лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра;
  3. лицензией фондовой биржи (ст. 39).

Деятельность депозитарная — оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг или учету и переходу прав на ценные бумаги.

Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг — сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных.

Реестр — список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.

Организатор торговли обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

  1. правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;
  2. правила заключения и сверки сделок;
  3. порядок исполнения сделок;
  4. список ценных бумаг, допущенных к торгам и пр.

Фондовая биржа — организатор торговли на РЦБ в форме некоммерческого партнерства или АО; организует торговлю только между членами биржи (ст. 12).

Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники РЦБ.

Она обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения ее членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допущенных к обращению, и результатах торговой сессии (ст. 13).

Регулирование рынка ценных бумаг (раздел V закона):

  • установление обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников;
  • регистрация выпусков и проспектов эмиссии, контроль за соблюдением условий;
  • лицензирование деятельности профучастников;
  • создание системы защиты прав владельцев и контроль за соблюдением их прав эмитентами и профучастниками рынка ценных бумаг;
  • запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке без лицензии (ст. 38).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).