Новое

П. 4 ст. 346.12 РФ

Основной особенностью ст. 346.12 НК РФ является то, что она входит в гл. 26.2, которая содержит только статьи, которые начинаются с 346. Структура главы не совсем логична.

Её номер содержит индекс 12, что делает оправданным предположение того, что существует основная статья 346, а эта регулирует какой-то частный вопрос, но это не соответствует действительности.

Статьи 346 в НК РФ нет, а когда была, то не имела непосредственного отношения к сущности положений рассматриваемой статьи, которая посвящена налогоплательщикам.

Статью 346 НК РФ отменило вступление в силу ФЗ от 06.06.2003 № 65-ФЗ, а регулировала она особенности начисления налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции. Тема, которая в любом случае не имеет прямого отношения к определению налогоплательщиков и упрощённой системе налогообложения.

Уже п. 1 рассматриваемой статьи устанавливает норму того, что налогоплательщиками признаются организации и ИП, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой. Значит все остальные лица не признаются налогоплательщиками? Довольно неудачная формулировка, которая может быть понятной только в том случае, если не забывать об особенностях всей главы.

Конституционность положений о праве перехода на УСН

Правда, каких-то правовых последствий данная особенность никогда не вызывала. Просто суды исходят из того, что в общем случае налогоплательщики — это все, кто платит какой-либо налог, предварительно пройдя процедуру государственной регистрации и выбрав ту или иную систему налогообложения.

Законность положений данной статьи становилась предметом рассмотрения КС РФ в силу иных причин. Так, в определении КС от 21.03.2013 № 469-О поднималась тема проверки конституционности положений п. 2 рассматриваемой статьи и отдельных положений ст. 346.13 Кодекса.

КС нашёл данные положения соответствующими Конституции и привёл обоснование такой позиции.

Оно заключается в том, что из взаимозависимых норм п. 2 рассматриваемой статьи ст. 346.13 НК РФ можно сделать вывод о том, что возможность перехода на УСН даётся юридическому лицу с учетом объёма дохода по результатам 9-ти месяцев года, в котором оно обращается с заявлением о переходе на УСН.

В то же время переход ИП на УСН не зависит от такого условия, что даёт этому типу налогоплательщиков оптимальные условия перехода на УСН. В соответствии ст. 346.11 НК РФ переход к УСН или иным режимам проводится налогоплательщиками добровольно. Поэтому ИП может самостоятельно сделать анализ своего финансового положения и принять решение об обращении в ФСН с заявлением о переходе на УСН.

Был в рассматриваемой статье п. 2.1, но утратил силу с 1 октября 2012 года, когда вступил в силу ФЗ от 25.06.2012 № 94. Когда-то содержащееся в нём положение определяло предельный уровень дохода, выше которого переход на УСН был невозможным.

Перечень субъектов, которые не могут применять УСН

Исчерпывающий перечень субъектов, которые не обладают правом на применение УСН содержится в п. 3 рассматриваемой статьи. В соответствии с подп. 1 данного пункта не могут применить УСН организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Правила о том, что это такое содержатся в ст. 55 ГК РФ.

Представительством признаётся обособленное подразделение (в дальнейшем об. подр.), расположенное вне места нахождения юрлица, представляющее его интересы. Филиал же осуществляет все возможные функции юрлица, в том числе и представительские.

Однако НК РФ вводит своё определение об. подр.. Под ним понимается любое территориально об. подр., где оборудованы стационарные рабочие места.

На организации, обладающие такими об. подр.

, и накладывается запрет на применение УСН. Однако чёткое регулирование вопроса об об. подр. всё же отсутствует. Рассуждая в рамках основ позитивного права, организации, создавшие об. подр.

, которые не являются филиалом или пред-ом, имеют право перехода на УСН.

https://www.youtube.com/watch?v=GRiGNuf9i-A\u0026pp=ygUX0J8uIDQg0YHRgi4gMzQ2LjEyINCg0KQ%3D

Но в логике налоговых инспекторов дела обстоят наоборот. Они считают, что достаточно того, чтобы организация обзавелась хоть каким-то представительством или филиалом с хоть как-то организованными рабочими местами, как она теряет право применения УСН.

Официальными органами указывалось, что если организация создала об. подр., но его невозможно рассматривать в качестве филиала или представительства, то право применения УСН должно сохраниться.

Судебная практика, касающаяся вопроса запрета применения УСН из-за представительств или филиалов

ФАС Западно-Сибирского округа рассмотрел иск юридического лица о признании решения налогового органа незаконным. Тот же доначислил заявителю налоги по общей системе налогообложения, аргументировав это тем, что организация не имеет право на применение УСН из-за открытых ею об. подр.

Организацией на самом деле были внесены изменения в учредительные документы, относящиеся к созданию представительств и их регистрации в налоговом органе.

ФАС разъяснил, что внесение изменений в учредительные документы, касающихся создания представительств и их регистрации в налоговом органе при фактическом их несоздании и отсутствии стационарных рабмест, не может свидетельствовать о наличии об. подр.

, поэтому не может стать основанием несоответствия налогоплательщика требованиям, установленным в подп. 1 п. 3 рассматриваемой статьи.

Необходимо фактическое создание представительств и филиалов, чтобы юридическое лицо утратило право применения УСН.

Другие типы лиц, которые не имеют права применения УСН

Право на применение УСН также отсутствует у банков, но из дословного толкования подп. 2 п. 3 рассматриваемой статьи следует, что иные кредитные организации обладают правом на применение УСН. Зато не имеют права на применение УСН страховщики. Правда, тут не всё так однозначно.

Деятельность страхагентов и брокеров, осуществляемая на основе заключенных со страховщиками договоров поручения, агентских и иных сходных по сути договоров, нужно рассматривать в качестве вспомогательной в сфере страхового дела, а страхагентов и брокеров в виде посредников.

Поэтому, а также в силу того, что вспомогательная деятельность в сфере страхового дела главой 26.2 НК РФ не отнесена к видам предпринимательству, не подпадающему под действие положений об УСН, страхагенты, действующие от имени страховщиков, обладают правом осуществления перехода на УСН на общих основаниях. Данной позиции придерживаются официальные органы.

Согласно подп. 4 п. 3 рассматриваемой статьи негосударственные пенсионные фонды не вправе применять УСН, а в соответствии с подп. 5 п. 3 не имеют права на применение УСН ещё и инвестиционные фонды, включая паевые.

Рассматривая вопрос о применении положений гл. 26.

2 НК РФ в отношении имущества закрытого паевого инвестиционного фонда нужно руководствоваться тем, что на основании подп. 5 п. 3 рассматриваемой статьи УСН не вправе применять инвестиционные и паевые инвестиционные фонды.

У последних отсутствует статус юридического лица и он не является организацией, поэтому не обладает правом становиться участником ООО, в том числе применяющего УСН.

Согласно подп. 6 п. 3 рассматриваемой статьи профессиональные участники рынка ценных бумаг также не наделены правом на применение УСН.

Это лица, которые осуществляют брокерскую, дилерскую, депозитарную и подобную деятельность в рамках рынка ценных бумаг.

Однако ИП, работающие в области купли-продажи ценных бумаг и долей в уставном капитале организаций, могут применять УСН на общих с другими налогоплательщиками основаниях.

На основании норм подп. 7 п. 3 рассматриваемой статьи не обладают возможностью перейти на УСН ломбарды.

На основании данной нормы ломбарды не могут перейти на УСН, потому что это специализированные коммерческие организации, которые предоставляют гражданам краткосрочные займы и оказывают услуги по хранению вещей.

Именно такой статус приобретает всё то, что люди оставляют в ломбардах в качестве залогов — хранимые вещи.

В силу подп. 8 п. 3 рассматриваемой статьи юрлица и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, не имеют права на применение УСН. При этом перечень подакцизных товаров вводится п. 1 ст. 181 НК РФ, а полезных ископаемых подлежит утверждению по субъектам.

Лицо теряет право на применение УСН с момента получения лицензии на пользование недрами.

Из положения подп. 9 п. 3 рассматриваемой статьи следует, что не обладают правом на переход на УСН лица, занимающиеся организацией и проведением азартных игр.

На основании норм подп. 10 п. 3 рассматриваемой статьи нотариусы, осуществляющие частную практику, а так же адвокаты, создавшие адвокатские кабинеты, как и другие виды адвокатских образований, не обладают правом применения УСН.

Физическое лицо, обладающее статусом адвоката, не вправе одновременно быть ИП и заниматься предпринимательством, поэтому применять УСН такие лица не могут.

В других подпунктах запрет на применение УСН устанавливается для участников соглашений о разделе продукции; ИП, перешедшие на единый сельскохозяйственный налог, а так же организации, если доля участия других организаций в их капитале превышает 25%.

Экономический и правовой смысл УСН сводится к тому, что уплата множества разновидностей налогов заменяется единым. Перейти на применение УСН субъекты предпринимательской деятельности могут по своему усмотрению, но только при соблюдении некоторых условий.

Читайте также:  Требования к архивариусу

Дополнительными преимуществами становятся возможности применения кассового метода учета и упрощенной формы бухгалтерии.

Статья 346.12. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

2. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 112,5 млн. рублей.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Установленное абзацем первым настоящего пункта ограничение по доходам не применяется в отношении организаций, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», подающих уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года.

2.1. Утратил силу с 1 октября 2012 года. — Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ.

  • 3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
  • 1) организации, имеющие филиалы;
  • 2) банки;
  • 3) страховщики;
  • 4) негосударственные пенсионные фонды;
  • 5) инвестиционные фонды;
  • 6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • 7) ломбарды;
  • 8) организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары (за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина, включая российское шампанское, виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства, указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса сахаросодержащих напитков), а также осуществляющие добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  • 9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • 10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
  • 11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) утратил силу. — Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ;

  1. 13) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;
  2. 14) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:
  3. на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
  4. на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
  5. на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);
  6. на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами);

15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 346.13 настоящего Кодекса.

Положения настоящего подпункта не применяются в отношении организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также в отношении хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

  • 17) казенные и бюджетные учреждения;
  • 18) иностранные организации;
  • 19) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса;
  • 20) микрофинансовые организации;
  • 21) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала);
  • 22) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ.

Комментарий к ст. 346.12 НК РФ

Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным. Вместе с тем существует ряд ограничений на ее применение.

Ограничение по доходам

Поправка, внесенная Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ в пункт 2 статьи 346.12 Кодекса РФ, вступающая в силу с 1 января 2006 года, устанавливает показатель в виде доходов, определяемых в соответствии со статьей 248 Кодекса РФ.

В связи с этим при подаче заявления в 2006 году о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 года будут учитываться доходы от реализации и внереализационные доходы за 9 месяцев 2006 года.

Размер таких доходов не должен превышать 15 000 000 руб.

Указанная величина подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Коэффициент-дефлятор на 2006 год равен 1,132 (Приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2005 г. N 284). То есть, чтобы перейти на «упрощенку» с 2007 года, фирме за 9 месяцев текущего года нужно получить доход в размере не более 16 миллионов 980 тысяч рублей. Как сообщает ФНС в своем письме от 18 января 2006 г. N ГИ-6-22/30@.

  1. Ограничение по видам деятельности или организаций
  2. Для перехода на «упрощенку» организация и предприниматель не должны заниматься следующими видами деятельности:
  3. — банковской, страховой, негосударственным пенсионным обеспечением, игорным бизнесом;
  4. — производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных.

К общераспространенным относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, которые определяются Министерством природных ресурсов России совместно с субъектами РФ (ст. 3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»).

Не могут быть плательщиками единого налога и организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

Также они не должны являться профессиональными участниками рынка ценных бумаг, инвестиционными фондами, ломбардами.

Не имеют права воспользоваться упрощенной системой и нотариусы, занимающиеся частной практикой (подп. 10 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). Это же относится и к адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также к иным формам адвокатских образований.

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ пункт 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ был дополнен еще двумя подпунктами. С 1 января 2006 года упрощенная система налогообложения недоступна для бюджетных учреждений и иностранных организаций, имеющих филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

Читайте также:  Дата составления штатного расписания

Ограничение по структуре организации

Организация не вправе применять «упрощенку», если она имеет филиалы и (или) представительства (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 Кодекса РФ).

Филиалы и представительства, прежде всего, являются разновидностью обособленных подразделений организации.

В статье 11 Налогового кодекса РФ дано общее понятие обособленных подразделений — это «любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места».

Вместе с тем плательщиками единого налога не могут быть только те организации, у которых есть именно филиалы и представительства. Следовательно, организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (письмо Минфина России от 16 сентября 2004 N 03-03-02-04/1/14).

Обратите внимание: согласно подпункту 18 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации также не могут применять упрощенную систему налогообложения.

Ограничение по структуре уставного капитала

Это условие распространяется только на организации. Доля участия других юридических лиц в ее уставном капитале, предполагающая переход на упрощенную систему налогообложения, не должна превышать 25 процентов.

Если же, например, после подачи заявления о переходе на «упрощенку» организация до начала ее применения внесет изменения в учредительные документы и «правило 25 процентов» не будет выполняться, то она потеряет право перейти на упрощенную систему налогообложения.

Льготы по соблюдению этого условия имеют организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то организация не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.

  • Кроме того, данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, в том числе и на организации потребительской кооперации, а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.
  • Ограничение по численности работников
  • Ограничение по численности касается как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

Для перехода на «упрощенку» количество работающих в организации или у индивидуального предпринимателя не должно превышать 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).

Средняя численность работников определяется в соответствии с порядком, установленным Госкомстатом РФ, по состоянию на 1 октября текущего года.

Это значит, что для расчета средней численности работников предприятия используются данные о списочной численности работников за период с января по сентябрь года, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Ограничение по стоимости имущества

Для того чтобы организация получила право на применение упрощенной системы налогообложения, остаточная стоимость ее основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн. руб. При этом учитывается только то имущество, которое подлежит амортизации и признается амортизируемым в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание, что остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется по данным бухгалтерского учета на первое число месяца, в котором было подано заявление о переходе на «упрощенку».

Судебная практика по статье 346.12 НК РФ

Упрощенная система налогообложения. Новое с 2021 года

(Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Комментируемый закон в основной части вступает в силу с 1 января 2021 года.

Право на применение УСН

Размер доходов и численность работников

В настоящее время согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и п.п.

1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, превысили 200 млн рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (п. 4 ст.

346.13 НК РФ).

В соответствии с п.п. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек.

С 1 января 2021 года не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек, если иное не установлено п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода средняя численность работников превысила 130 человек, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

В настоящее время согласно п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, не превысили 150 млн рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.

14 НК РФ, такой налогоплательщик вправе продолжать применение УСН в следующем налоговом периоде.

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, не превысили 200 млн рублей, в течение отчетного (налогового) периода не было допущено несоответствие требованиям, установленным п.п. 111, 13, 14 и 1621 п. 3, п. 4 ст. 346.

12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, и средняя численность работников налогоплательщика не превысила ограничение, установленное п.п. 15 п. 3 ст. 346.

12 НК РФ, более чем на 30 человек (то есть не более 130 человек), такой налогоплательщик вправе продолжать применение УСН в следующем налоговом периоде.

Налоговая база

В соответствии с п. 2 ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к этому отчетному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю.

Налоговые ставки

В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%.

Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1% до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случаях, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 346.20 НК РФ, законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0%.

С 1 января 2021 года налоговая ставка устанавливается в размере 6% в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено п. 1, 1.1, 3 и 4 ст. 346.20 НК РФ.

Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1% до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, начиная с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение которого средняя численность работников налогоплательщика превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 8% в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в первом квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 8% для налогового периода, в котором допущены указанные превышения (новый п. 1.1 ст. 346.20 НК РФ).

  • То есть вводятся дифференцированные ставки налога.
  • В настоящее время в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.
  • Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

С 1 января 2021 года налоговая ставка устанавливается в размере 15% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и иное не установлено п. 2, 2.1, 3 и 4 ст. 346.20 НК РФ.

Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Согласно новому п. 2.1 ст. 346.

20 НК РФ с 1 января 2021 года налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, начиная с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п.

 1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение которого средняя численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 20% в отношении части налоговый базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в первом квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 20% для налогового периода, в котором допущены указанные превышения.

Порядок исчисления и уплаты налога

Согласно п. 1 ст. 346.21 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

С 1 января 2021 года в отношении налогоплательщиков, у которых доходы, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, налог исчисляется путем суммирования следующих двух величин:

величины, равной произведению соответствующей налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 1 или 2 ст. 346.

20 НК РФ, и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

То есть данную налоговую базу умножить на 15% или 6%;

величины, равной произведению соответствующей налоговой ставки, установленной п. 1.1 или 2.1 ст. 346.

20 НК РФ, и части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой налогового периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

То есть полученную разницу умножить на повышенные налоговые ставки 20% или 8%.

В настоящее время согласно п. 3 ст. 346.

21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

С 1 января 2021 года налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 346.21 НК РФ.

Налогоплательщики, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы и у которых доходы, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа путем суммирования следующих двух величин:

– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ (6% или от 1% до 6%), и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников;

– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной п. 1.1 ст. 346.

20 НК РФ (8%), и части налоговой базы, рассчитываемой как разница между налоговой базой отчетного периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и у которых доходы, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.

25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа путем суммирования следующих двух величин:

– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 2 ст. 346.20 НК РФ (15%), и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников;

– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной п. 2.1 ст. 346.20 НК РФ (20%), и части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой отчетного периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Налоговые каникулы

Согласно п. 4 ст. 346.

20 НК РФ законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания.

Указанные налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

В период действия налоговой ставки в размере 0% индивидуальные предприниматели, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ.

Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» было установлено, что положения п. 4 ст. 346.20 НК РФ не применяются с 1 января 2021 года.

Действие нормы п. 4 ст. 346.20 НК РФ продлено до 1 января 2024 года.