Новое

Надзор в области ЧС

Последний раз обновлено:

Государственный надзор в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций – функция Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Для ее реализации в составе региональных управлений МЧС России образованы территориальные отделения надзорной деятельности. Их инспекторы, проводя проверки в указанной области, в первую очередь руководствуются:

  • КоАП РФ;
  • Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ;
  • Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ;
  • Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ;
  • Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны (утверждено постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 года №305);
  • Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утверждено постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 года № 712);
  • Административным регламентом, утвержденными приказом МЧС России от 14 июня 2016 года № 323.

Предметом проверок МЧС России является:

1. соблюдение требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ установлено, что организации:

  • планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
  • проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  • осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
  • создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
  • создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Кроме того, организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Статьей 10 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ установлено, что граждане:

  • проходят обучение в области гражданской обороны;
  • принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
  • оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны;

2. соблюдение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

«Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей» (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

Основные принципы защиты от чрезвычайных ситуаций изложены в статье 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ.

Проверить МЧС России может любую организацию или предпринимателя. Однако очевидно, что наибольшее внимание проверяющие будут уделять промышленным и опасным объектам: заводам, электростанциям, гидротехническим сооружениям и так далее, а также объектам, которые находятся от них в непосредственной близости.

Одной из функций контролирующих лиц является учет объектов надзора. Все объекты государственного надзора учитываются инспекторами в специальном журнале. Ежегодно (в срок не позднее 31 декабря) все объекты надзора закрепляются за должностными лицами отдельным распорядительным документом руководителя МЧС.

На каждый вверенный объект надзора инспектор формирует контрольно-наблюдательное дело (КНД). В нем указывается (содержится) следующая информация:

  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • копии распоряжений о проведении проверок;
  • акты проверок со всеми приложениями;
  • предписания по устранению нарушений;
  • копии протоколов;
  • постановления по делу об административном правонарушении;
  • оригиналы или копии других документов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за последние 5 лет.

Как только у инспекторов появляется информация о новом объекте надзора, на этот объект заводится КНД (в срок не позднее 10-ти дней).

Каждое контрольно — наблюдательное дело состоит из трех разделов:

  • общие сведения об объекте надзора;
  • сведения о надзорных мероприятиях;
  • копии документов;
  • Проверки МЧС бывают плановыми и внеплановыми.
  • Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, которые публикуются в сети Интернет.
  • Основанием для включения в план проверок является истечение трехлетнего срока со дня:
  • государственной регистрации организаций, эксплуатирующих критически важные объекты и потенциально опасные объекты;
  • окончания проведения последней плановой проверки организаций.

Если вы решили, что вас включили в план проверок незаконно, то вы вправе написать заявление об исключении из плана проверок.

Такие проверки могут проводиться не чаще одного раза в три года. О проведении плановой проверки фирму (предпринимателя) уведомляют не позднее чем за три рабочих дня до ее начала.

  1. Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях:
  2. 1. истечение срока исполнения фирмой или предпринимателем ранее выданного предписания об устранении нарушения;
  3. 2. обращения граждан, информация от органов государственной власти и из средств массовой информации об угрозе причинения или причинении вреда жизни, здоровью граждан;

3. поручения Президента или Правительства РФ, требование прокурора.

Ограничения по периодичности таких проверок нет. О проведении внеплановой выездной проверки фирма (предприниматель) уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.

Если в результате деятельности фирмы (предпринимателя) причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Срок проведения каждой проверки (документарной и выездной по отдельности) не может превышать двадцати рабочих дней.

В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Срок проведения документарной и выездной проверок в отношении юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу или представительству. При этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Как правило, контрольные мероприятия в отношении фирмы (предпринимателя) начинаются с документарной проверки. Она проводится в территориальном отделении надзорной деятельности МЧС России. В первую очередь проверяющие рассматривают документы фирмы (предпринимателя), имеющиеся в их распоряжении. Если их окажется недостаточно, контролеры запрашивают документы у фирмы (предпринимателя).

Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и противоречия в документах, проверяющие могут потребовать представить пояснения в письменной форме. Если пояснения их не удовлетворят, документарная проверка может перерасти в выездную.

Выездная проверка проводится по месту нахождения организации (месту осуществления деятельности предпринимателя).

Перед началом проверки инспекторы обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение о назначении выездной проверки.

Они также обязаны ознакомить вас со своими полномочиями, с целями, задачами, основаниями и сроками проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю.

Читайте также:  П.4 ст. 185 РФ

Закончив проверку, инспекторы МЧС России составят акт проверки в двух экземплярах. Его форма утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 года № 141. Акт проверки подписывают проверяющие и представитель проверяемой фирмы (предприниматель). Один экземпляр с копиями приложений вручается руководителю или другому представителю фирмы или предпринимателю.

Если при проведении проверки инспекторы выявят какие-либо нарушения, они выдадут фирме (предпринимателю) предписание об их устранении. В предписании должны быть указаны сроки его исполнения. По истечении этого срока может быть проведена внеплановая проверка.

Ответственность за невыполнение предписания установлена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Фирму могут оштрафовать на сумму от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Руководитель фирмы и индивидуальный предприниматель могут быть оштрафованы на сумму от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалифицированы на срок до трех лет.

Другому сотруднику фирмы, не выполнившему предписание, может быть назначен штраф в размере от трехсот до пятисот рублей.

Помимо предписания инспектор МЧС может принять меры по привлечению фирмы (предпринимателя) к административной ответственности.

Он составит протокол об административном правонарушении по правилам, установленным статьей 28.2 КоАП РФ.

В течение трех суток протокол будет передан руководителю территориального отделения надзорной деятельности или его заместителю. Он должен рассмотреть дело не позднее 15 дней (ст. 29.6 КоАП РФ).

Вы имеете право присутствовать на рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП РФ). Решение, принятое без вас, незаконно. Исключение составляют случаи, когда вас известили о месте и времени рассмотрения дела, а вы не явились.

Рассмотрев протокол, руководитель территориального отделения надзорной деятельности (или его заместитель) выносит постановление, которым назначает наказание или прекращает производство по делу.

Копию постановления вам должны вручить под расписку сразу после рассмотрения дела либо выслать по почте в течение трех дней (ст. 29.11 КоАП РФ).

Постановление о наложении штрафа вступает в силу через 10 дней. В течение этого времени вы можете его обжаловать. Если вы не обжаловали постановление и оно вступило в силу, то вам дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа. Если штраф не заплачен, постановление направляется в службу судебных приставов для принудительного взыскания штрафа.

Если в ходе проверки инспекторы МЧС выявят невыполнение требований норм и правил по предупреждению чрезвычайных ситуаций, фирму (предпринимателя) могут привлечь к ответственности по части 1 статьи 20.6 КоАП РФ. За такое нарушение предусмотрен штраф:

  • для фирмы — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;
  • для руководителя фирмы или предпринимателя — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Такое же наказание ждет фирму (предпринимателя) за невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Если по результатам проверки будет выявлено невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны, фирму (предпринимателя) также ждет штраф. Он предусмотрен статьей 20.7 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 20.7 КоАП РФ устанавливает наказание за невыполнение специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны. Штраф за это нарушение составит:

  • для фирмы — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
  • для руководителя фирмы и предпринимателя — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Если фирма или предприниматель не выполняют мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий, они будут оштрафованы по части 2 статьи 20.7 КоАП РФ. Штраф составит:

  • для фирмы — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;
  • для руководителя фирмы и предпринимателя — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Надзор в области ЧС

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Надзор в области ЧС Надзор в области ЧС

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

27 июля 2017 06:00

Постановление от 22 июля 2017 года №864.

Установлено, что риск-ориентированный подход будет применяться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при государственном надзоре в области гражданской обороны и федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Это позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этих сферах при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.

Справка

Подготовлено МЧС России в целях
реализации приоритетной программы
«Реформа контрольной и надзорной деятельности» (паспорт приоритетной
программы утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте России
по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 года).

Федеральным законом
от 13 июля 2015 года №246-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которыми
предусмотрено, что с 1 января 2018 года органами государственного контроля
(надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)
применяется риск-ориентированный подход. Виды государственного контроля, при
которых применяется риск-ориентированный подход, определяются Правительством
России. При этом Правительство вправе определить виды госконтроля, которые
могут проводиться с применением риск-ориентированного подхода ранее этого
срока.

В целях поэтапной отработки
механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах
госконтроля постановлением
Правительства от 17 августа 2016 года №806 был утверждён перечень видов
контроля, при которых такой подход будет применяться до 1 января 2018 года.

Постановлением Правительства от 2 марта
2017 года №245 в перечень были включены в том числе государственный
надзор в области гражданской обороны и федеральный государственный надзор в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.

  • Подписанным постановлением
    вносятся изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства в целях
    урегулирования правоотношений, связанных с применением риск-ориентированного
    подхода в этих видах государственного надзора.
  • В Положение о государственном
    надзоре в области гражданской обороны (утверждено постановлением
    Правительства от 21 мая 2007 года №305) и Положение о федеральном
    государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
    ситуаций природного и техногенного характера (утверждено постановлением
    Правительства от 24 декабря 2015 года №1418) внесены изменения,
    которыми, в частности, определяются критерии и порядок отнесения объектов
    государственного контроля (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) к
    определённым категориям риска с учётом критериев оценки вероятности и тяжести
    потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения ими обязательных
    требований.
  • Государственный надзор в области
    гражданской обороны и федеральный государственный надзор в области защиты
    населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
    характера с применением риск-ориентированного подхода будет осуществляться в
    виде плановых проверок с использованием проверочных листов (списков контрольных
    вопросов), содержащих вопросы, затрагивающие обязательные требования в
    отношении объектов надзора.
  • Кроме того, внесены изменения в
    постановления Правительства от 17 августа 2016 года №806 и от 2 марта 2017 года
    №245 в части исключения необходимости разработки МЧС России проектов актов
    Правительства об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и
    индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных
    объектов к определённой категории риска и или определённому классу (категории)
    опасности в целях применения риск-ориентированного подхода при:
  • — государственном надзоре
    во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за
    маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами
    (сооружениями) для их стоянок;
  • — лицензионном контроле за
    деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств
    обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • — лицензионном контроле за
    деятельностью по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных
    объектах и объектах инфраструктуры.
  • Риск-ориентированный подход при
    этих видах государственного надзора и лицензионного контроля планируется
    реализовать на основе применения утверждаемых в установленном порядке
    индикаторов риска нарушения обязательных требований.
  • Принятые решения позволят повысить эффективность
    контрольно-надзорной деятельности в этих сферах при оптимальном использовании
    материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального
    государственного контроля, снизить административное давление на предприятия и
    организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.
Читайте также:  Соблюдение штатной дисциплины

Рекомендации по осуществлению надзора в области ГО

Текст документа Смотреть текст Скрыть текст

  • МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
  • ДЕПАРТАМЕНТ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРАВ ОБЛАСТИ, ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯИ ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГОИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Утвержденыкоординационным советом МЧС Россиипо вопросам организации и осуществлениягосударственного пожарного надзора20.03.2009

  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  2. Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  3. Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
  4. Защита населения в чрезвычайных ситуациях — совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (далее — РСЧС), направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации.
  5. Государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций — деятельность органов государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями установленных требований в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
  6. Федеральный государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций — деятельность структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — федеральных органов государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации.
  7. Мероприятие по контролю (надзору) — действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и привлекаемых в случае необходимости в установленном законодательством Российской Федерации порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований, с фактами причинения вреда.
  8. Проверка — совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.

Эксперты, экспертные организации — граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций к проведению мероприятий по контролю.Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных нарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность — одна из форм юридической ответственности должностных, юридических лиц за совершенное административное правонарушение (за административные правонарушения применяются установленные Кодексом меры административного наказания в виде предупреждения, административного штрафа и пр.). Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Предписание — письменное распоряжение должностного лица, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, содержащее обязательный для исполнения в назначенные сроки перечень мероприятий по устранению нарушений правил гражданской обороны, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Протокол об административном правонарушении — письменный документ, составляемый при наличии события административного правонарушения, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.Должностное лицо — лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, в государственных или муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Требования в области гражданской обороны — специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читайте также:  Режим чрезвычайной ситуации форс-мажор

Требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций — предусмотренные законодательством нормы и правила по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, а также обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и своевременное их направление в зону чрезвычайной ситуации.Система управления гражданской обороны — это составная часть общегосударственной системы управления, представляющая собой совокупность взаимосвязанных органов управления, пунктов управления во всех ее звеньях, а также органов управления, систем связи и оповещения гражданской обороны.

  • Система связи гражданской обороны — это организационно-техническое объединение общегосударственных и ведомственных сил и средств связи, сил и средств связи штабов, соединений и частей гражданской обороны, обеспечивающих обмен информацией в системе управления гражданской обороны.
  • Система оповещения гражданской обороны — организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств, предназначенных для передачи сигналов гражданской обороны и специальной экстренной информации населению и силам гражданской обороны.
  • Убежище — защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ.
  • Противорадиационное укрытие — защитное сооружение, предназначенное для укрытия населения от поражающего воздействия ионизирующих излучений и для обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в укрытии.
  • Средство индивидуальной защиты населения — предмет или группа предметов, предназначенных для защиты человека или животного от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ и светового излучения ядерного взрыва.
  • Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Организация, отнесенная к категории по гражданской обороне — организация особой важности, а также причисленная к первой или второй категории по гражданской обороне в зависимости от экономического и оборонного значения.

Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне являются: численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время; объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.

Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранения этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне.

  1. Нештатные аварийно-спасательные формирования (далее — НАСФ) — самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
  2. Предупреждение чрезвычайной ситуации — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
  3. Потенциально-опасный объект — объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
  4. Объект жизнеобеспечения населения — объект водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехническое сооружение.
  5. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
  6. 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
  7. а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  8. б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
  9. 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
  10. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;