Новое

Аннулирование выпуска ценных бумаг

  • Выпуск ценных бумаг может быть признан
    недействительным по решению суда после
    регистрации отчета об итогах выпуска
    этих ценных бумаг.
  • Основаниями для признания выпуска
    ценных бумаг недействительным являются:
  • — нарушение эмитентом в ходе эмиссии
    ценных бумаг требований законодательства;
  • — обнаружение в документах, на основании
    которых был зарегистрирован выпуск
    ценных бумаг, недостоверной информации;
  • — в иных случаях, предусмотренных
    законодательством РФ.
  • Иными словами, размещение ценных бумаг
    является оспоримой сделкой, может быть
    признано недействительным только по
    решению суда по основаниям, предусмотренным
    законодательством.
  • Споры о признании выпуска эмиссионных
    ценных бумаг недействительными, в том
    числе о признании недействительными
    актов государственных и иных органов
    о регистрации выпуска эмиссионных
    ценных бумаг общества и отчета об итогах
    выпуска этих ценных бумаг, подведомственны
    арбитражному суду*(131).
  • Обратиться в суд с иском о признании
    недействительным выпуска ценных бумаг
    могут федеральные органы исполнительной
    власти по рынку ценных бумаг, региональные
    отделения федерального органа
    исполнительной власти по рынку ценных
    бумаг, государственный регистрирующий
    орган, орган государственной налоговой
    службы, прокурор, а также иные
    государственные органы, осуществляющие
    полномочия в сфере рынка ценных бумаг
    в соответствии с законодательством РФ.

Как указано в Информационном письме
Президиума ВАС РФ от 23 апреля 2001 г. N 63
«Обзор практики разрешения споров,
связанных с отказом в государственной
регистрации выпуска акций и признанием
выпуска акций недействительным», в
отношении государственных органов,
наделенным указанным правом, перечень,
установленный ст. 51 Закона о рынке
ценных бумаг является исчерпывающим.
Однако закон не лишает акционеров права
на предъявление таких исков в случаях
и в порядке, установленных законодательством
РФ.

Возможность обращения акционеров с
указанными исками в суд основана на
ст. 13 ГК РФ, положениях Закона об АО
гарантирующих защиту прав акционеров,
и ст.

 22 АПК РФ, относящей к экономическим
спорам, разрешаемым арбитражным судом,
споры о признании недействительными
ненормативных актов государственных
и иных органов, не соответствующих
законам и иным нормативным правовым
актам и нарушающих права и законные
интересы организаций и граждан.

Последствия признания выпуска ценных
бумаг недействительным заключаются в
том, что эмитенту возвращаются ценные
бумаги выпуска, признанного недействительным,
а эмитент обязан вернуть владельцам
ценных бумаг средства, полученные от
размещения ценных бумаг, выпуск которых
признан недействительным.

Кассационная инстанция отменила
состоявшиеся судебные акты, а дело об
обязании РО ФКЦБ в СЗФО аннулировать
государственную регистрацию выпуска
акций акционерного общества направила
на новое рассмотрение, поскольку выводы
судов сделаны по неполно исследованным
доказательствам, имеющим значение для
правильного разрешения спора (постановление
ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля
2004 г. по делу N А56-11722/03)*(132).

Обязательные корпоративные действия с российскими ценными бумагами

Блокировка ценных бумаг и инструкции

**********

Для всех обязательных корпоративных действий по умолчанию считается, что владелец ценных бумаг участвует в таком корпоративном действии, т.е. предоставление инструкций от владельца не требуется. Выкуп по статье 84.

8 является обязательным корпоративным действием с опциями, которые заключаются в том, что при предоставлении информации об аффилированных лицах, выкупающем лице, об эмитенте их ценные бумаги исключаются из участия в корпоративном действии.

Для этого клиенты предоставляют инструкции по исключению ценных бумаг из участия в корпоративном действии с указанием варианта «NOAC» — не участвовать в корпоративном действии. По результатам обработки таких инструкций направляется сообщение со статусом инструкции как со стороны НРД, так и со стороны регистратора.

Описание сообщений Код формы Стандарт ISO20022 Стандарт ISO15022
Инструкция по исключению ценных бумаг из участия в корпоративном действии СА331 Corporate Action Instruction (CAIN) МТ565
Статус инструкции CA341 Corporate Action Instruction Status Advice (CAIS) MT567
  • Инструкция по исключению ценных бумаг из участия в корпоративном действии можно предоставить до момента поступления денежных средств в оплату выкупаемых ценных бумаг.
  • Если ценные бумаги, по которым объявлен выкуп, учитываются на счете владельца и принадлежат эмитенту, то такой эмитент не предоставляет инструкции на исключение ценных бумаг из корпоративного действия, так как необходимые инструкции будут сформированы и переданы регистратору автоматически.
  • Взаимодействие с клиентами при исполнении данного корпоративного действия с ценными бумагами российских эмитентов регламентируется следующими документами:
  • Требования к инструкциям по исключению ценных бумаг из участия в корпоративном действии (далее – инструкция):
  • инструкция подается по разделу счета депо;
  • инициатор инструкции должен иметь право распоряжаться счетом депо или отдельным разделом счета депо или субсчетом клирингового счета депо;
  • в рамках одного корпоративного действия каждой инструкции должен быть присвоен уникальный номер;
  • инструкция должна содержать референс КД, указанный в уведомлении о КД;
  • в инструкции указывается ISIN ценной бумаги, при этом если несколько выпусков ценных бумаг учитываются в НРД под одним ISIN, то дополнительно в инструкции требуется указать код НРД (например, для дробных ценных бумаг);
  • в инструкции указывается информация о владельце, ценные бумаги которого не участвуют в корпоративном действии, включая тип лица (эмитент, выкупающее лицо, аффилированное лицо);
  • в одной инструкции может быть указана информация только об одном владельце;
  • в инструкции должен быть указан вариант «NOAC», при этом инструкции с выбранным вариантом по умолчанию не принимаются к обработке;
  • в полях с количеством ценных бумаг обязательно указывается целое число;

Идентификация владельца

В инструкции для идентификации владельца – аффилированного лица, выкупающего лица или эмитента — должна быть раскрыта информация о:

  • Наименование / ФИО
  • Адрес
  • Страна или
  • Наименование / ФИО
  • Любой из идентификаторов

В инструкции ISO15022 может быть указан только SWIFT BIC владельца, тогда данные о его наименовании будут определяться согласно справочнику SWIFT. В данном случае регистратору в инструкции будут переданы наименование владельца и указанный SWIFT BIC.

Обязательным для инструкций является указание депозитария, в котором учитываются ценные бумаги владельца. Для идентификации депозитария владельца ценных бумаг должен использоваться международный идентификационный код LEI. Если код LEI депозитария не известен, то в инструкции указывается ОГРН или SWIFT BIC.

По счетам владельца, открытым в НРД, данные о владельце формируются из анкеты счета депо: наименование, адрес, ОГРН, ИНН, БИК и др.

Отмена инструкции об исключении ценных бумаг из участия в КД

При наличии ошибки в ранее поданной инструкции на исключение ценных бумаг из КД такую инструкцию клиент может отменить посредством стандартного запроса на отмену инструкции. Формат сообщений для отмены инструкций по выкупу по статье 84.

8 аналогичен отменам инструкций по добровольным корпоративным действиям, но по результатам обработки запроса на отмену инструкции клиенту направляется отдельный набор отчетов, включая отчет о блокировке ценных бумаг в случае подтверждения отмены.

Блокировка ценных бумаг

Согласно законодательству ценные бумаги блокируются на конец операционного дня даты фиксации. Ценные бумаги переводятся на раздел «Блокировано для корпоративных действий», код раздела — 83.

Ценные бумаги, принадлежащие аффилированным лицам и для которых были предоставлены инструкции по исключению ценных бумаг из участия в КД, не блокируются.

Однако, если на момент блокировки в дату фиксации, на разделе счета депо, указанном в инструкции на исключение цб, не достаточно ценных бумаг, то регистратору отправляется запрос на отмену такой инструкции, а клиенту отправляется статус с отказом.

Таким образом, лицо, предоставившее инструкцию на исключение ценных бумаг из КД, обязано обеспечить заявленное количество ценных бумаг как на момент подачи инструкции, так и на момент блокировки ценных бумаг в дату фиксации. Если количество ценных бумаг такого лица изменилось, то необходимо отменить ранее поданную инструкцию и предоставить новую.

  1. Списание ценных бумаг из раздела с кодом 83 осуществляться только по поручению НРД при условии, что наступили условия для исполнения корпоративного действия и списания ценных бумаг при проведении корпоративного действия, или при отмене самого корпоративного действия.
  2. При отмене инструкции на исключение ценных бумаг из КД такие ценные бумаги блокируются и после оплаты будут списаны.
  3. По итогам блокировки ценных бумаг в дату фиксации или в результате разблокировки ценных бумаг из-за отмены клиентам НРД направляется отчет по форме MS101.
  4. Блокировка ценных бумаги и обработка инструкций по исключению ценных бумаг из КД:
  5. **********

Приостановление и запрещение эмиссии ценных бумаг

Действующее законодательство содержит основные положения о недобросовестной эмиссии ценных бумаг, приостановлении и запрещении эмиссии (ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг).
Данные правила детализированы в постановлении Минфина, которое вступает в силу с 25.08.2018.

  • Недобросовестная эмиссия и ее последствия
  • Эмиссию ценных бумаг (далее — эмиссия) Минфин по-прежнему будет признавать недобросовестной, а их выпуск недействительным при наличии предусмотренных законодательством оснований . К ним, в частности, относятся :
    — нарушение порядка эмиссии;
  • — осуществление эмиссии на основании документов, содержащих неполную и (или) недостоверную информацию.

Обратите внимание!Недостоверной информацией являются сведения, не соответствующие действительности .

Такое признание станет поводом для приостановления или запрещения Минфином эмиссии . По общему правилу это будет возможно в течение года с даты начала размещения эмиссионных ценных бумаг .

  1. Таким образом, при наличии определенных нарушений порядка эмиссии Минфин вправе принять решение о:
    — признании эмиссии недобросовестной, а выпуска ценных бумаг недействительным;
    — приостановлении эмиссии;
  2. — запрещении эмиссии.

Информацию об этом Минфин раскроет не позднее рабочего дня, следующего за датой принятия решения.
Она будет размещена на официальном сайте Минфина и на Едином портале финансового рынка .

  • В день принятия указанных решений Минфин или Департамент по ценным бумагам вынесет предписание
    о приостановлении торгов или обращения в отношении :
    — определенного выпуска ценных бумаг;
  • — всех ценных бумаг эмитента.
  • Признание выпуска ценных бумаг недействительным и запрещение эмиссии влекут изъятие ценных бумаг из обращения и возврат инвесторам средств от размещения данных ценных бумаг .
  • Приостановление эмиссии

Эмиссия может быть приостановлена в пределах срока размещения ценных бумаг до тех пор, пока эмитент
не устранит допущенные нарушения . Процесс приостановления эмиссии можно изложить в виде пошагового алгоритма.

Шаг 1. Выявив соответствующее нарушение, Минфин принимает решение о приостановлении эмиссии .
В тот же день он письменно уведомляет об этом :
— эмитента;

Читайте также:  Налогообложение физических лиц по операциям с ценными бумагами

— фондовую биржу, зарегистрировавшую выпуск биржевых облигаций, эмиссия которых приостанавливается.

Установлен перечень сведений, обязательных для данного уведомления . В частности, оно должно содержать:
— идентификацию выпуска ценных бумаг, эмиссия которого приостанавливается (вид, номинальная стоимость ценных бумаг, номер госрегистрации выпуска и пр.);
— дату, с которой эмиссия приостанавливается;
— причину (основание) приостановления с подробным описанием нарушения;

— срок для устранения нарушений. Он не должен быть позднее последнего дня размещения ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена.

Шаг 2. Эмитент раскрывает информацию о приостановлении эмиссии. Это необходимо будет сделать не позднее двух рабочих дней, следующих за днем получения уведомления Минфина.

Данную информацию следует раскрывать теми же способами и в том же порядке, что и информацию об эмиссии.
Как это должно происходить, определено в решении о выпуске ценных бумаг и проспекте эмиссии .

Шаг 3. Эмитент устраняет допущенные нарушения и письменно уведомляет об этом Минфин. К уведомлению необходимо приложить документы, подтверждающие факт устранения нарушений. Оно должно быть направлено не позднее последнего дня срока, установленного Минфином для устранения нарушений . С этого момента запускается процесс по возобновлению эмиссии.

Шаг 4. Минфин принимает решение о возобновлении эмиссии. Это произойдет в течение пяти рабочих дней с даты получения от эмитента уведомления об устранении нарушений .

В день принятия указанного решения:

1. Минфин или Департамент по ценным бумагам принимает решение о возобновлении торгов ценными бумагами или обращения ценных бумаг , которые были приостановлены ранее .

2. Минфин уведомляет эмитента (фондовую биржу) о решении с указанием в том числе даты, с которой возобновляется эмиссия .

Шаг 5. Эмитент раскрывает информацию о возобновлении эмиссии в том же порядке, что и информацию об эмиссии. Срок для раскрытия данной информации — не позднее двух рабочих дней, следующих за датой получения уведомления Минфина .

  1. Запрещение эмиссии
  2. Алгоритм запрещения эмиссии во многом схож с процессом ее приостановления.
  3. Шаг 1. Минфин примет решение о запрещении эмиссии в следующих случаях :
  4. 1) она осуществляется на основании документов, содержащих недостоверную и (или) неполную информацию;
  5. 2) выявленные нарушения порядка эмиссии носят неустранимый характер;

3) в срок, установленный Минфином, эмитент не устранил нарушения, послужившие основанием для приостановления эмиссии, и (или) не представил уведомление об их устранении.

Таким образом, даже если нарушения устранены, но уведомление не направлено или направлено не вовремя, Минфин запретит эмиссию.

При этом эмиссия будет запрещена с даты, следующей за последним днем срока для устранения нарушений .

Шаг 2. В день принятия указанного решения Минфин письменно уведомляет об этом фондовую биржу и (или) эмитента . В уведомлении помимо иных обязательных сведений указывается дата, с которой запрещается эмиссия, и основания для данного решения .

Шаг 3. Эмитент раскрывает информацию о запрещении эмиссии аналогично тому, как это происходит в случае ее приостановления .

Шаг 4. Эмитент возвращает инвесторам средства, полученные от размещения запрещенных к эмиссии ценных бумаг. Для этого установлен месячный срок с даты запрещения эмиссии .

Шаг 5. В течение рабочего дня после поступления к инвестору указанных средств бездокументарные ценные бумаги переводятся на счет «депо» эмитента . Если речь идет о запрещении эмиссии документарных облигаций, инвестор передает их эмитенту.

Шаг 6. Эмитент письменно уведомляет Минфин о возврате средств инвесторам. Это необходимо сделать в течение пяти рабочих дней со дня окончания месячного срока для расчета с последними .

Правовые последствия нарушений при осуществлении процедуры эмиссии ценных бумаг по российскому праву

  • Правовые последствия нарушений при осуществлении процедуры эмиссии
  • ценных бумаг по российскому праву
  • Legal consequences of violations in the implementation procedures for issuing securities to Russian law
  • Власова Елена Львовна
  • Vlasova Elena Lvovna

к.п.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

  1. [email protected]
  2. Романенко Екатерина Дмитриевна
  3. Romanenko  Ekaterina Dmitrievna
  4. Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск
  5. [email protected]

Аннотация. Происходящая глобализация рынков ценных бумаг усиливает интернационализацию регулирования в этой сфере, в ходе чего обостряется конкуренция национальных систем регулирования за привлечение инвестиций.

В связи с этим исследование, посвященное вопросам эмиссии ценных бумаг по российскому гражданскому праву и праву зарубежных стран в сравнительно-правовом аспекте, является, несомненно, актуальной и интересной научной работой.

Annotation.

The ongoing globalization of the securities markets strengthens the internationalization of regulation in this area, in the course of which to overtake the competition of national regulatory systems for attracting investments. In this regard, a study devoted to issues of securities issuance under Russian civil law and the law of foreign countries in a comparative legal sense is an urgent and interesting scientific work.

Ключевые слова: эмиссия акций и облигаций, регулирование эмиссии ценных бумаг, сравнительно-правовой аспект, финансирование бизнеса.

Keywords: issue of shares and bonds, regulation of securities issue, comparative legal aspect, business financing.

При анализе юридического состава встает вопрос о достаточности юридических фактов для возникновения объекта права – ценной бумаги и прав из нее; с какого момента возникает независимость прав владельца бумаги от прав его предшественников? «В зависимости от значимости элемента его отсутствие, дефективность или недействительность может не позволить акционеру приобрести весь комплекс прав, вследствие чего акционерное правоотношение будет неполным, а эмиссия – незаконченной».[1] «Кроме того, отсутствие (дефективность, недействительность) ряда элементов может стать причиной прекращения всех акционерных правоотношений в рамках соответствующего выпуска, как это происходит при признании выпуска несостоявшимся». [2]

Достаточность юридических фактов.

В соответствии с нормами Федерального закона «О рынке ценных бумаг» все этапы эмиссии являются обязательными. Анализируя этапы эмиссии, указанные в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг», первоначально можно предположить, что все этапы эмиссии представляют собой достаточный юридический состав.

Однако многие авторы, исследуя этот вопрос, столкнулись со следующей проблемой: после регистрации выпуска эмитент может размещать ценные бумаги и в ходе размещения ценных бумаг появляется владелец ценной бумаги.

В юридической литературе выделяются три основные точки зрения на этот вопрос.

Первая основывается на том, что ценные бумаги как объект возникли с момента государственной регистрации выпуска, вторая – на этапе размещения ценных бумаг.

В соответствии с Федеральным закона «О рынке ценных бумаг» с момента государственной регистрации выпуска и до государственной регистрации отчета об итогах выпуска заявление в суд требований о признании решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, решения об утверждении, решения о выпуске ценных бумаг и иных принятых в связи с осуществлением эмиссии ценных бумаг решений эмитента, решения регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска ценных бумаг недействительными возможно только одновременно с заявлением требования о признании соответствующего выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным.

То есть с наступлением такого юридического факта, как государственная регистрация выпуска ценных бумаг, невозможно признание недействительными отдельных юридических фактов – решений собраний, составляющих процедуру эмиссии ценных бумаг.

До момента государственной регистрации недействительность отдельных сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, не влечет за собой признания выпуска ценных бумаг недействительным.

[1] В случае признания выпуска недействительным ценные бумаги изымаются из обращения, а владельцу ценных бумаг возвращаются средства инвестирования.

Можно сделать вывод, что юридический факт государственной регистрации является основанием возникновения ценной бумаги и указанный юридический факт является правоустанавливающим.

У эмитента возникает право на ценные бумаги, которые он далее имеет право размещать другим субъектам гражданского оборота.

При этом необходимо внести изменения в законодательство, согласно которому аннулирование основания возникновения ценной бумаги должно влечь прекращение объекта прав – ценных бумаг.

Нарушения при осуществлении эмиссии ценных бумаг.

Одним из способов проверки, правильно ли тот или иной факт квалифицирован как сделка, является возможность признать его недействительным.

Законодатель выделяет три возможных правовых последствия, связанных с нарушениями при осуществлении процедуры эмиссии ценных бумаг: отказ в регистрации выпуска ценных бумаг (ст. 21 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»), признание выпуска несостоявшимся либо приостановление эмиссии (ст. 26 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).

  • Выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть признан несостоявшимся после его государственной регистрации и до государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, а в случае, если процедура эмиссии ценных бумаг не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах их выпуска, – до начала размещения эмиссионных ценных бумаг.
  • Признание выпуска несостоявшимся.
  • Основаниями для признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся являются:
  • 1) нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска);
  • 2) обнаружение в документах, на основании которых были осуществлены государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера, и (или) в документах, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, недостоверной или вводящей в заблуждение информации, повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг;
  • 3) непредставление эмитентом в Банк России отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в установленный законом срок после истечения срока их размещения;
  • 4) отказ Банка России в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
  • 5) неразмещение ни одной эмиссионной ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска);
  • 6) неисполнение эмитентом требования Банка России или регистрирующего органа, или об устранении допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг нарушений требований законодательства Российской Федерации.

Выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть признан несостоявшимся до государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг или представления уведомления в административном порядке, т.е. до окончания процедуры эмиссии ценных бумаг.

  1. Признание выпуска недействительным допускается только в судебном порядке.
  2. Основания для признания выпуска недействительным:
  3. 1) нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска);
  4. 2) обнаружение в документах, на основании которых были осуществлены государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера, либо в документах, на основании которых была осуществлена государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, недостоверной или вводящей в заблуждение информации, повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг.
Читайте также:  Штатное расписание 2019

С точки зрения теории юридических фактов, если применить к юридическому составу теорию сделки, эмиссия будет действительной, если заинтересованное лицо не заявляет требования перед судом о признании ее недействительной.

Если она не оспаривается, то она считается действительной.

Таким образом, можно сделать вывод, что в случае наступления указанных оснований (causa) эмиссия будет оспоримой и к эмиссии действительно можно применить последствия недействительной сделки.

Различие между процедурами признания эмиссии недействительной и несостоявшейся заключается в том, что первая возможна в порядке судебного производства, а вторая – вне судебного порядка, хотя с точки зрения правовых последствий они одинаковы: владельцы данных ценных бумаг получают право вернуть их эмитенту и требовать выплаты эмитентом средств, полученных за акции.[1] Является ли такое последствие реституцией? М.В. Телюкина полагает, что не является, основываясь на том, что могут не совпадать субъекты реституции (если ценные бумаги уже перешли от первого владельца ко второму, третьему и т.д.), что обязательно при реституции, и эмитент выплачивает владельцу ценной бумаги ту сумму, которая была получена при реализации, поэтому нельзя говорить о возвращении сторон в первоначальное состояние.[2] Эта позиция все же представляется спорной, поскольку при признании эмиссии недействительной путем ряда реституций стороны возвращаются в первоначальное положение.

Эмиссия ценных бумаг играет ключевую роль в финансировании бизнеса. Вместе с тем очевидно, что совершенствование процедур эмиссии акций, облигаций и других эмиссионных ценных бумаг не в состоянии решить все проблемы с финансированием бизнеса российских компаний и зарубежных компаний.

Параллельно необходимо развивать внутренний спрос на ценные бумаги формированием институтов коллективных инвестиций (паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и т.п.

), а также массового индивидуального инвестора, лишь тогда рынок капитала сможет удовлетворить инвестиционные потребности российских хозяйствующих субъектов в больших объемах.

Библиографический список:

  1. Хабаров С.А. Финансирование бизнеса: Эмиссия акций и Облигаций (Некоторые законодательные новеллы) // («Юрист», 2015, N 7) из информационного банка «Юридическая пресса». — 2015. —№7(34) — с. 33-37.
  2. Галкова Е. В. Правовое регулирование эмиссии ценных бумаг по российскому праву и праву зарубежных стран (сравнительно-правовой аспект) // М.: Статут. — 2014. — 240 с.

Приостановление и возобновление эмиссии ценных бумаг

Согласно ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Федеральный закон № 39-ФЗ) эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена регистрирующим органом в пределах срока размещения ценных бумаг при выявлении нарушений установленной процедуры эмиссии ценных бумаг и до устранения выявленных нарушений.

При этом под нарушениями установленной процедуры эмиссии ценных бумаг понимаются действия, которые являются основаниями для отказа регистрирующими органами в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 39-ФЗ). В соответствии с п. 2.

1 Положения к таким действиям, в частности, относятся:

  • нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации (в том числе нераскрытие эмитентом информации в соответствии с установленными требованиями; осуществление недобросовестной рекламы ценных бумаг; нарушение условий размещения ценных бумаг, установленных в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и указанных в проспекте ценных бумаг; признание в судебном порядке недействительными решений уполномоченных органов эмитента о размещении ценных бумаг или об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; отсутствие у эмитента с числом акционеров более 50 или с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 регистратора; другие нарушения);
  • обнаружение в документах, на основании которых была осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, недостоверной информации;
  • нарушения порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, в том числе повлекшие приостановление действия или аннулирование лицензии у регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг соответствующего эмитента.
  • Эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена на любом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг до даты государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) этих ценных бумаг (п. 1.5 Положения).

    Пунктом 2.2 Положения оговорено, что регистрирующий орган, принявший решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг, уведомляет о приостановлении эмиссии ценных бумаг следующих лиц:

  • эмитента ценных бумаг;
  • профессионального участника рынка ценных бумаг, оказывающего эмитенту услуги по размещению ценных бумаг (андеррайтера);
  • регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена;
  • организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
  • Обязанность по уведомлению распространителей рекламы ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена, возлагается на эмитента.

    Уведомление о приостановлении эмиссии ценных бумаг осуществляется в срок не позднее следующего дня после даты принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг по телефону, телефаксу, с использованием иных средств электронной связи (предварительное уведомление), с обязательным направлением письменного подтверждения в срок не позднее 3 дней с даты принятия такого решения (последующее уведомление) (п. 2.3 Положения).

    Иной регистрирующий орган обязан не позднее 3 дней после даты принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг направить копию уведомления об этом в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Согласно п. 2.5 Положения регистрирующий орган, принявший решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг, в срок не позднее 5 дней с даты принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг раскрывает информацию о факте приостановления эмиссии ценных бумаг в средствах массовой информации.

    С даты предварительного уведомления эмитента, андеррайтеров, организаторов торговли на рынке ценных бумаг о приостановлении эмиссии ценных бумаг запрещается совершение сделок по размещению этих ценных бумаг, осуществление рекламы ценных бумаг этого выпуска (дополнительного выпуска) (п. 2.6 Положения).

    С момента предварительного уведомления регистратор не вправе принимать передаточные распоряжения в отношении сделок по размещению ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена, а также осуществлять иные действия, за исключением случаев, предусмотренных законом или в установленном им порядке (п. 2.7 Положения).

    В случае принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг регистрирующий орган, принявший такое решение, после установления фактов нарушения направляет эмитенту предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Предписание должно, в том числе, содержать указание о необходимых мерах и сроках устранения нарушений.

    Согласно п. 2.8 Положения регистрирующий орган вправе для выяснения всех обстоятельств, повлекших приостановление эмиссии ценных бумаг, проводить проверки и запрашивать у эмитента необходимые документы и информацию.

    Решение регистрирующего органа о приостановлении эмиссии ценных бумаг может быть обжаловано в суд (п. 1.10 Положения).

    Эмитент, эмиссия ценных бумаг которого приостановлена, обязан в течение срока размещения, установленного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, либо срока, установленного в предписании, устранить нарушения и направить в регистрирующий орган, принявший решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг, а также в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг отчет об устранении выявленных нарушений (п. 2.9 Положения).

    Если нарушения невозможно устранить в течение срока размещения, установленного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, либо в течение срока, установленного в предписании, регистрирующий орган, принявший решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг, может разрешить возобновление эмиссии при наличии обязательства со стороны эмитента устранить нарушение после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В этом случае эмитент обязан представить протокол об устранении нарушений, содержащий сроки и обязанности эмитента по устранению нарушений (п. 2.10 Положения).

    В случае неисполнения эмитентом обязанности по устранению нарушений, изложенных в протоколе, регистрирующий орган может обратиться в суд с иском о признании выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг недействительным.

    Статья 26. Приостановление эмиссии ценных бумаг. Признание выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительнымКомментарий к статье 26

    1. Приостановление эмиссии ценных бумаг представляет собой временный запрет на осуществление различных действий, связанных с эмиссией ценных бумаг, установленный по решению Банка России.

    В теории права отмечается, что приостановление эмиссии является мерой правового принуждения, применяемой Банком России к кредитным организациям .

    При этом следует отметить, что «уполномоченный орган должен соизмерять характер и степень допущенных эмитентом нарушений при эмиссии ценных бумаг, в противном случае применение подобных мер ответственности может иметь своими последствиями не устранение злоупотреблений и восстановление нарушенных прав участников рынка ценных бумаг, а выполнение карательных функций, влекущее за собой ограничения хозяйственной деятельности эмитента и акционера или инвестора» (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2013 г. по делу N А44-785/2013).——————————— См.: Ерин С.А. Виды мер правового принуждения, применяемых Банком России к кредитным организациям // Финансовое право. 2013. N 4.

    Согласно п. 1 комментируемой статьи приостановление эмиссии ценных бумаг может быть осуществлено на любом этапе эмиссии ценных бумаг:

    — до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;- до начала размещения эмиссионных ценных бумаг, если процедурой эмиссии ценных бумаг не предусматривается государственная регистрация отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска).

    Основанием для приостановления эмиссии ценных бумаг является установление Банком России определенных фактов, а именно:

    1) нарушения эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства РФ о ценных бумагах;2) наличия недостоверной или вводящей в заблуждение информации в документах, на основании которых были осуществлены государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера, и (или) в документах, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

    Читайте также:  Сроки хранения электронных документов

    Таким образом, нарушения, являющиеся основаниями для приостановления эмиссии ценных бумаг, являются устранимыми, в отличие от оснований для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которыми являются неустранимые нарушения (см. комментарий к ст. 21).

    Пример: приказом уполномоченного органа обществу было отказано в государственной регистрации дополнительного выпуска акций в связи с тем, что решением о размещении ценных бумаг предусмотрено размещение акций сразу после подписания акта приема-передачи имущества, то есть до момента полной оплаты акций, что является нарушением закона. В рамках рассмотрения заявления о признании недействительным данного приказа судом было отмечено, что у регистрирующего органа существует обязанность в случае обнаружения устранимых нарушений приостановить эмиссию ценных бумаг и установить эмитенту срок устранения нарушений.Таким образом, суд пришел к выводу, что уполномоченным органом не доказано совершение обществом неустранимых нарушений закона, в связи с чем выявленные недостатки могли быть устранены, что предполагало принятие решения не об отказе в государственной регистрации, а о ее приостановлении (см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 декабря 2014 г. по делу N А10-744/2014).Указанное подтверждает п. 2 настоящей статьи, согласно которому Банк России приостанавливает эмиссию ценных бумаг до момента устранения выявленного им нарушения. После устранения нарушения эмитент возобновляет процедуру эмиссии.При приостановлении эмиссии на эмитента возлагается обязанность прекратить размещение эмиссионных ценных бумаг и устранить выявленные нарушения.2. Согласно п. 3 настоящей статьи выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг при наличии определенных обстоятельств может быть признан несостоявшимся после его государственной регистрации или присвоения ему идентификационного номера и до:- государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;- начала размещения эмиссионных ценных бумаг, если процедура эмиссии ценных бумаг не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска).

    Перечень оснований для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся, приведенный в п. 4 комментируемой статьи, частично совпадает с основаниями для приостановления Банком России эмиссии, но при этом допущенные правонарушения не являются устранимыми и могут повлечь более тяжелые правовые последствия. Такими основаниями являются:

    1) нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства РФ, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска);2) обнаружение в документах, на основании которых были осуществлены государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера, и (или) в документах, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, недостоверной или вводящей в заблуждение информации, повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг.Пример: ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (далее — общество) обратилось в суд с требованием о признании незаконным решения Банка России об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, признании дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации, обязании Банка России повторно рассмотреть заявление общества.Судами было установлено, что 2 июля 2014 г. Банком России была произведена государственная регистрация дополнительного выпуска акций общества. По окончании размещения общество обратилось в главное управление с заявлением о государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска, предоставив предусмотренный пакет документов, однако Банк России принял оспариваемое решение, которым дополнительный выпуск ценных бумаг был признан несостоявшимся.Данное решение было принято в связи с выявленным нарушением положений п. 3 ст. 25 комментируемого Закона, выразившимся в размещении дробных акций лицу, не имеющему преимущественного права приобретения акций дополнительного выпуска. Эмитентом в регистрирующий орган были предоставлены недостоверные сведения, повлекшие за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг.Установив данные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному о выводу о том, что в результате рассмотрения представленных обществом документов для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг регистрирующим органом было выявлено нарушение требований действующего законодательства, в связи с чем основания для проведения соответствующей регистрации отсутствовали и на основании ст. 26 комментируемого Закона регистрирующим органом правомерно было принято решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг заявителя, признании дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и об аннулировании его государственной регистрации (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 сентября 2015 г., Определение Верховного Суда РФ от 14 декабря 2015 г. N 304-ЭС15-15431 по делу N А27-24439/2014);3) непредставление эмитентом в Банк России отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в установленный срок после истечения срока их размещения (см. п. 1 к ст. 25);4) отказ Банка России в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в случаях, если комментируемый Закон предусматривает его государственную регистрацию (см. п. 6 к ст. 25);5) неразмещение ни одной эмиссионной ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска).

    Пример: в ходе рассмотрения дела судом было установлено, что общество не совершило действий по размещению эмиссионных ценных бумаг дополнительного выпуска, то есть не разместило ни одной ценной бумаги дополнительного выпуска, что в силу комментируемого Закона влечет признание дополнительного выпуска несостоявшимся и аннулирование его государственной регистрации. Решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, признании выпуска несостоявшимся и аннулировании государственной регистрации было признано обоснованным, поскольку на момент рассмотрения дела в суде эмитентом не произведено размещения акций из дополнительного выпуска (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2014 г. по делу N А56-42383/2013);

    6) неисполнение эмитентом требования Банка России или требования регистрирующего органа об устранении допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг нарушений требований законодательства РФ (см. п. 1 к настоящей статье).Последствия признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся определены в п. 11 комментируемой статьи (см. п. 6 к настоящей статье).3. Пункт 5 комментируемой статьи определяет, что приостановление и возобновление эмиссии ценных бумаг, признание выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся осуществляются только по решению Банка России или по решению регистрирующего органа в порядке, установленном нормативными актами указанных органов.В настоящее время действует Положение Банка России от 21 октября 2015 г. N 500-П «О порядке приостановления и возобновления эмиссии ценных бумаг, признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся». Действие данного нормативного акта не распространяется:- на государственные и муниципальные ценные бумаги (см. ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»);

    — на облигации Банка России (см. комментарий к ст. 27.5-1).

    Согласно Положению Банка России от 21 октября 2015 г. N 500-П в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг, Банк России (уполномоченное структурное подразделение) направляет (выдает) эмитенту уведомление о приостановлении эмиссии ценных бумаг.

    В нем должны быть указаны основания приостановления эмиссии ценных бумаг, а также срок, в течение которого эмитент должен представить сведения и (или) документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, или иные сведения и (или) документы, указанные в уведомлении о приостановлении эмиссии ценных бумаг.Согласно п. 2.9 Положения Банка России от 21 октября 2015 г.

    N 500-П в случае, если решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг принимается на этапе размещения ценных бумаг, Банк России (уполномоченное структурное подразделение) уведомляет о приостановлении эмиссии ценных бумаг по телефону, факсу или электронной почте:- брокера (брокеров), оказывающего (оказывающих) эмитенту услуги по размещению и (или) организации размещения ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена;- регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена (депозитария, осуществляющего обязательное централизованное хранение ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена);- организатора торговли (организаторов торговли), допустившего (допустивших) в процессе размещения к организованным торгам ценные бумаги эмитента, эмиссия которых приостановлена.Данное правило не действует в случаях, когда решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг принимается по результатам рассмотрения документов, представленных эмитентом для государственной регистрации изменений, вносимых в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) в проспект ценных бумаг.

    Аналогично согласно главе 4 Положения Банка России от 21 октября 2015 г. N 500-П уведомление о признании выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся направляется эмитенту в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия соответствующего решения. В уведомлении непременно должны быть указаны основания для признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся.

    4. Пункт 6 комментируемой статьи определяет правила признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным.Выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг может быть признан недействительным только в судебном порядке. Истцами могут выступать:- Банк России или регистрирующий орган;- орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц;- участник (акционера) эмитента;- владелец эмиссионных ценных бумаг эмитента того же вида, категории (типа), что и эмиссионные ценные бумаги выпуска (дополнительного выпуска).Установление судебного порядка для признания выпуска ценных бумаг недействительным подчеркивает степень важности данного решения. Подаваемые иски квалифицируются как иски в защиту неопределенного круга лиц.

    Пункт 7 статьи устанавливает, что основаниями для признания выпуска ценных бумаг недействительным являются:

    1) нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства РФ, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска);2) обнаружение недостоверной или вводящей в заблуждение информации, повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов