Налог

Защита Учителя От Жалоб Родителей В 2023 Году

Защита Учителя От Жалоб Родителей В 2023 Году Пресс-служба Минпросвещения России

Сергей Сергеевич, новые регионы активно переходят на российские стандарты образования. Как будут учить в школах? Все ли учебники есть?

Сергей Кравцов: Первого сентября 2022 года в новых регионах открылось около 1300 школ. Школы обеспечены учебниками, мы провели повышение квалификации более 20 тысяч учителей, отремонтировали школы. Хочется сказать вот о чем. Накануне учебного года я был в Мелитополе, встречался с учителями. Мне сказали, что 1 сентября на работу в школы выйдут 300-400 учителей. А вышли более 3 тысяч!

При этом школы ЛНР и ДНР уже работали по российским стандартам, обучали по нашим учебникам, и уровень образования там достаточно неплох. Херсонской и Запорожской областям труднее, там были явные проблемы. Мы делали замер вместе с Рособрнадзором в сентябре прошлого года.

Детей там просто не учили. Учебники, по которым учили, разработаны на средства иностранных компаний. Антироссийская пропаганда — не только в учебниках истории, но и, например, в учебниках географии. Никаких фундаментальных знаний.

Дети не знали ни биологию, ни химию…

У нас есть два основных центра повышения квалификации педагогов из новых регионов. Знаете, о чем спрашивают те, кто приезжает на переобучение? «А разве у вас учителя не ежегодно контракты получают, а потом всех увольняют?», «А почему в учебниках истории не написано, что Европа, Америка и Украина — «плохие»? Нам так рассказывали…»

Министерство просвещения разработало учебник украинского языка для школьников. Зачем и для каких классов?

Сергей Кравцов: Сейчас учебник подготовлен для младших классов. К концу года планируем завершить подготовку учебного пособия для 5-9-х классов. Мы взяли советские учебники, где чистый украинский, адаптировали их вместе с коллегами, с методистами из ДНР, ЛНР.

В нашей системе образования есть изучение родных национальных языков, есть и учебники по ним. По желанию ребята могут дополнительно на уроках или внеурочной деятельности изучать родной язык.

Спрос, как известно, рождает предложение: педагогика — в тройке лидеров по числу бюджетных мест в вузах. Престиж профессии растет. Но в разработке сегодня — закон о защите учителя, о его статусе. Почему это важно?

Сергей Кравцов: В педагогические вузы идут активно. Увеличивается конкурс на педагогические направления. У нас по ряду специальностей конкурс доходит до 18 человек на место и больше. Например, интерес сейчас вызывает востребованное психолого-педагогическое направление, обществоведение, русский язык и литература.

В Год педагога и наставника мы вместе с коллегами из Госдумы обсуждаем закон о статусе учителя. Это действительно очень важно. Надеюсь, что до конца года он будет принят.

Но в целом сегодня каждый может вспомнить своих учителей и сделать что-то для них. Ведь они играют ключевую роль в становлении личности. Я очень хорошо помню Лидию Ивановну, свою учительницу математики московской школы № 176. Она привила мне любовь к математике, мой первый наставник.

Кстати, в контексте законопроекта о статусе учителя необходимо упомянуть и про ряд других инициатив — законопроект о наставничестве и Профстандарт наставника. Они станут основой для развития наставничества в нашей стране. Что немаловажно — нормативно закрепим единое понимание конкретных требований, предъявляемых к позиции наставника.

Недавно прозвучало предложение запретить видеосъемку в школе. Посыл: защитить учителей от возможных подстав, что случается, к сожалению, не так редко. С другой стороны, мы теряем достоверную съемку, если учитель превышает свои полномочия. Где здесь золотая середина?

Сергей Кравцов: Вопрос очень неоднозначный. Мы с вами учились, когда никаких возможностей незаметно что-то снять в классе не было.

Но тогда, в советской системе образования, было и воспитание на другом уровне, и доверие, и должное уважение к учителю.

Если сегодня возникает спорная ситуация, должны, конечно, подключаться директор школы, завуч по воспитательной работе. Если идет превышение полномочий, то соответствующие выводы должны быть сделаны.

Но если идет намеренное давление на учителя, то мы обязаны учителя защитить и поддержать. На мой взгляд, этот вопрос надо серьезно обсуждать и с психологами, и с правоохранительными структурами.

Россия практически вошла в десятку стран по качеству школьного образования, причем с опережением. В чем секрет успеха?

Сергей Кравцов: Действительно, мы превысили показатели вхождения РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Наш показатель сегодня — 10,5-е место, фактически вошли в десятку. А по «графику» по итогам прошлого года должны были занимать 13-е место.

В прошлом году Россия впервые завоевала 43 медали на международных олимпиадах школьников, из которых 32 золотые. Об этом также упомянул в своем докладе в Госдуме председатель правительства Михаил Владимирович Мишустин.

Золотые медали по математике, информатике, физике, по другим предметам. И это говорит о многом, в первую очередь о слаженной работе регионов, школьных команд, муниципальных органов управления образованием.

Основываясь на данных Всероссийских проверочных работ, результатах ОГЭ и ЕГЭ, мы можем точечно выявлять регионы и муниципалитеты, где есть определенные проблемы.

И с 2020 года национальный проект «Образование» был ориентирован прежде всего на поддержку тех школ, которые в этом нуждались, чтобы обеспечить главный принцип образования: равные возможности — каждому школьнику.

Качество школьного образования зависит от того, насколько выстроено единое образовательное пространство. Когда мы стали поддерживать не только лидеров рейтингов, но и те школы и регионы, которые нуждаются в отдельном внимании, качество стало повышаться.

Сегодня стремительно развивается и сфера среднего профессионального образования, ведь по статистике 60% выпускников после 9-го класса стали выбирать систему СПО. Поэтому в 2022 году был дан старт проекту «Профессионалитет». Мы сделали настоящий рывок и перешли от регионального управления колледжем к отраслевому.

На федеральном уровне в проект «Профессионалитет» ежегодно вкладывается 10 миллиардов рублей, участвуют 400 предприятий, 600 колледжей. И эта программа будет развиваться, об этом президент говорил в Послании. До 2028 года должны подготовить миллион рабочих кадров под потребности экономики.

В частности, по электронике, по машиностроению, по другим востребованным отраслям.

Минпросвещения вместе с Минобрнауки разрабатывают программу по преподаванию физики, информатики в школах. Она поможет изменить ситуацию и повысить интерес ребят к инженерным направлениям?

Сергей Кравцов: В целом есть разные тенденции. Например, мы фиксируем и рост уровня подготовки выпускников классов с углубленным изучением физики. Они демонстрируют практически безошибочное выполнение заданий первой части ЕГЭ по физике и успешное решение сложных задач второй части.

Но вопрос популяризации среди школьников инженерного образования очень актуален. Он прозвучал в Госдуме в ходе выступления председателя правительства, и по его поручению мы совместно с Минобрнауки России готовим такую программу.

Действительно, ее ключевая задача — повысить интерес у школьников к этому направлению.

Сделать так, чтобы ребята осознанно выбирали инженерные направления и затем строили свою карьеру с учетом задач социально-экономического развития страны.

Для развития естественно-научных компетенций школьников используется инфраструктура, созданная в рамках нацпроекта «Образование». За 4 года более 4,6 миллиона детей из сел и малых городов получили возможность учиться с помощью обновленной материально-технической базы «Точек роста». Также созданы 97 школьных технопарков «Кванториум», 61 центр «Мини-Сириус».

Совершенствуем подход к обучению физики. Более активно внедряем технологии компьютерного моделирования, дополненной реальности.

Уверен, что эти меры и та стратегия, которую мы выработаем с коллегами, позволят изменить тенденции и повысить интерес ребят к естественно-научным предметам.

В Уральском филиале «РГ» недавно проходили практику студенты. В разговоре выяснилось, что ребята не знают некоторые ключевые моменты нашего исторического прошлого. Что не так с историческим образованием?

Сергей Кравцов: Проблема в том, что до сих пор фактически каждая школа могла разработать свою программу по предмету. У нас были рекомендованные «примерные программы». Раз «примерные», значит, необязательные, так зачастую воспринималось.

В прошлом году принят закон, который мы условно называем «золотой стандарт образования». Теперь по шести предметам, в том числе по истории, установлены единые программы для всех школ страны.

Кроме истории такие программы утверждены по обществознанию, географии, литературе, русскому языку и основам безопасности жизнедеятельности.

В единой федеральной программе по истории очень большое внимание уделяется Великой Отечественной войне — ее основным событиям.

У нас линейный курс истории: новейшая история изучается в 10-11-х классах. В позапрошлом году мы приняли решение о том, что основные вехи новейшей истории, в том числе революцию, события ВОВ, воссоединение Крыма и Севастополя с Россией ребята будут изучать уже в четвертой четверти 9-го класса.

Подготовлена такая программа, чтобы все школьники, вне зависимости от того, пойдут они дальше в старшую школу или в колледж, имели эти знания по истории уже в 9-м классе.

Готовится к выпуску новый единый учебник истории. В чем его основное отличие?

Сергей Кравцов: Под руководством наших коллег — помощника президента России Владимира Мединского, ректора МГИМО Анатолия Торкунова и историка, академика РАН Александра Чубарьяна — разрабатываем единый учебник истории.

Что важно? Во-первых, в центре истории — Россия. Во-вторых, мы идем к объединению всеобщей истории и истории России в единый курс. В-третьих, история в нем не разобщает, а объединяет. Этот учебник должен быть интересным, современным, интерактивным, чтобы с его страниц можно было попасть, например, в Музей Победы или почитать доступные материалы министерства обороны.

Читайте также:  Порядок Определения Налога На Имущество В 2023 Году

Когда уже сможем его в руках подержать?

Сергей Кравцов: Летом планируем выпустить учебники для 10-11-х классов. А с 1 сентября школы уже смогут по ним работать. Кстати, я буквально на днях читал материал о Сталинградской битве, который будет в учебнике. Просто до мурашек — и о полководцах, о наших военных подвигах. Прочитал и раздел, связанный со специальной военной операцией: там раскрыты все причины начала СВО.

Наверняка будут изменения в ЕГЭ по истории в связи с этим. Когда?

Сергей Кравцов: Если будут какие-то изменения в ЕГЭ по истории на будущий год, они будут объявлены до 1 сентября текущего года.

Министр обещал помочь

В Год педагога и наставника мы решили рассказать министру просвещения об учителях — героях публикаций «Российской газеты».

Сергей Кравцов узнал о мужественной Инне Тарасенко («Уроки с мужеством»)  — учительнице английского языка из Донецка, которая в результате обстрела ВСУ потеряла ногу, но после сложной операции продолжила вести уроки из больничной палаты. Инне очень нужен современный протез, чтобы вернуться в школу на работу. «Это мужественный поступок. Мы обязательно подумаем, чем можно помочь со своей стороны», — сказал министр.

Видеовопрос пришел и от земского учителя из Дагестана: Надежда Фролова одной из первых поехала в республику по программе «Земский учитель» четыре года назад. Сейчас в школе есть небольшие проблемы с учебной литературой.

Министр отметил, что по программе «Земский учитель» в сельские школы переехали более 4 тысяч учителей. В среднем по стране конкурс составил 15 человек на место.

— Обязательно вместе с региональными властями разберемся детально, чего не хватает. В прошлом году была большая закупка. И в этом обязательно поможем, — заверил Сергей Кравцов.

Учителя начальной школы села Большая Тихая Алтайского края «РГ» искала всем миром. Если бы не нашелся учитель, детям пришлось бы ездить в школу за несколько десятков километров. Но, к счастью, нашлась Юлия Скорых, которая приехала и спасла школу («Здравствуйте, Юлия Васильевна!»).

Вопросы свои передала на словах: с сотовой связью и интернетом в Большой Тихой сложновато. Можно ли профинансировать строительство детской площадки в селе, где всего семь детей, из которых школьников всего двое? И в школе учатся двое. А еще Юлии приходится носить домой воду из речки.

Можно ли пробурить скважину?

Министр пообещал обсудить проблемы с руководством региона, а также профильными ведомствами, которые занимаются развитием сельских территорий.

Он также напомнил, что в рамках нацпроекта «Образование» в сельской местности создаются условия для занятий физической культурой и спортом.

Уже обновлена материально-техническая база в 4223 общеобразовательных организациях, расположенных на селе и в малых городах. В частности, в прошлом году оборудованы 197 открытых спортплощадок.

 

Между тем

Минпросвещения и Рособрнадзор подготовили проект приказа, который допускает сдачу ЕГЭ для выпускников из новых территорий в других, соседних регионах, например, в Республике Крым или в Ростовской области в целях безопасности. Напомним, Единый экзамен в этом году и далее до 2026 года ребята из Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей могут сдавать по желанию.

В этом году на ЕГЭ зарегистрировались школьники из ДНР, ЛНР и Запорожской области. Ребята из Херсонской области заявок на этот год не сделали. И это их право.

Кроме того, так как сдающих ЕГЭ стало больше, планируется добавить в расписание ЕГЭ дополнительные дни для сдачи самых массовых экзаменов — русского языка и математики, результаты которых нужны для получения школьных аттестатов.

Так, русский можно будет сдавать 29 и 30 мая (раньше только 29-го), а математику — 1 и 2 июня (ранее — только 1 июня).

Мария Агранович,

Российская газета — Федеральный выпуск: №77(9022)

Защита учителя от жалоб родителей в 2023 году – Юридическая поддержка

В настоящее время защитить нарушенные права учителя (оскорбления, нападки, наговоры «толкнул», «ударил» и т. п.) в силах помочь Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и толковый юрист. Учитель будет в силах противостоять незаконным действиям ученика, если будет знать свои права.

https://www.youtube.com/watch?v=eSaQ_Y67jLs\u0026pp=ygVP0JfQsNGJ0LjRgtCwINCj0YfQuNGC0LXQu9GPINCe0YIg0JbQsNC70L7QsSDQoNC-0LTQuNGC0LXQu9C10Lkg0JIgMjAyMyDQk9C-0LTRgw%3D%3D

Основным нормативным актом, регламентирующим работу педагогов, является ФЗ № 273 «Об образовании в РФ». Он был принят в 2012 году и охватывает широкий круг вопросов, связанных с образовательной деятельностью.

Статья 47 этого закона определяет права педагогических работников в учебных заведениях.

Помимо закона «Об образовании», правовой статус педагога и других участников образовательного процесса регламентируется Уставом, который есть в каждой образовательной организации.

Непосредственно на своём рабочем месте права педагога определяются должностной инструкцией. Этот вид документа разрабатывается на основе действующих нормативных регламентов и содержит в себе перечень прав педагога в конкретном образовательном учреждении.

Что делать, если родитель воспитанника нарушил права педагога

При случившемся факте посягательств, оскорблений и насильственных действий со стороны родителей, сразу же нужно обращаться в суд. Попытки постфактум договориться в устной форме, как правило, ни к чему не приводят.

А безнаказанность будет только усугублять неприятную ситуацию. Подобные случаи можно предотвратить, воспользовавшись алгоритмами работы с «трудными» родителями.

Они рассмотрены в бесплатном курсе «Есть контакт! Работа педагога с современными родителями как обязательное требование профстандарта «Педагог».

?Скачайте файл «Права и обязанности педагогов в условиях эпидемии» и не позволяйте их нарушать

Юридическая практика показывает, что в большинстве случаев не обходится без привлечения суда. Если удается зафиксировать факт оскорблений, то этого вполне хватит, чтобы привлечь обидчика к административной ответственности. Если есть возможность, неплохо бы заручиться поддержкой нескольких свидетелей, ведь всегда найдутся и смелые, и справедливые люди.

Весьма действенный способ — введение видеозаписей занятий в школе, детском саду — помог бы уменьшить количество таких историй. И поскольку класс — общественное место, то противозаконного в этом ничего нет. А знание и ученика, и учителя о том, что ведется запись, послужило бы сдерживающим фактором.

Если обидчиком стал агрессивный ученик

В настоящее время нет специального регулирования для правонарушений и преступлений, совершенных именно учениками (учащимися) в отношении именно учителей (педагогов). Для них действуют, как и для всех других «не специальных» потерпевших, нормы УК РФ и нормы КоАП .

Однако, согласно КоАП, привлечение к административной ответственности возможно только с 16 лет, к уголовному — по общему правилу также с 16, по особо тяжким преступлениям — с 14 лет.

В настоящее время есть возможность привлечения родителей к административной ответственностиза ненадлежащее воспитание детей, однако, его явно не достаточно. Отчислить из учебного заведения ребенка, нарушающего порядок в школе, можно только с 15 лет.

Таким образом, защита учителей (педагогов) от действий учащихся в настоящее время практически ограничивается общественным порицанием, действенных мер воздействия на малолетних бузотеров не имеется.

А вот учитель ограничен в своем праве защищаться, он даже «сдачи» дать (ни словесно, ни физически) не имеет права, т. к.

он взрослый, а, значит, предполагается, что заведомо сильнее ребенка (хотя это может быть вовсе не так) и законом обязан соблюдать нормы поведения, исключающие с его стороны противоправные действия.

Защитить права учителя, воспитателя, преподавателя помогут следующие правила

Родители угрожают учителю: как себя вести

Грубость родителей в отношении учителей – почти такое же частое явление в современной школе, как хамство учеников. Скандальные мамы (а иногда, – даже папы) трепят учителю нервы не хуже несовершеннолетних проказников.

Самая распространенная претензия – «заниженная» оценка по предмету. В списке жалоб также можно встретить недовольство большим количеством домашнего задания, недостаточное внимание к ребенку, слишком строгие требования. В том, что у школьника не клеятся отношения с одноклассниками, тоже виноваты учителя.

В последнее время на образовательных сайтах, школьных форумах, СМИ слышатся жалобы педагогов на скандальных родителей.

Но если права ребенка надежно защищены законом, который (за редким исключением) всегда на его стороне, то оскорбление чести и личного достоинства (не будь громко сказано) учителей почти всегда проходит безнаказанным.

К сожалению, не существует никаких правовых механизмов их защиты, хотя о значении школьных педагогов кричат на каждом углу.

Самый простой способ решить проблему – это попробовать договориться с родителями и прийти к мировой без посторонних лиц.

Практика показывает, что часто родители скандалят по причине неосведомленности в делах учебного процесса. Многие опытные учителя уверяют, что конструктивный диалог с прояснением ситуации решает проблему.

Если же родитель упорно не желает идти на компромисс, то можно попытаться заручиться поддержкой лояльных или хотя бы нейтральных коллег и с их помощью добиться справедливости.

Если дело зашло далеко и папа с мамой не ослабляют хватку, то учитель пишет докладную на имя завуча или директора. Эта мера не имеет юридического значения, однако может произвести психологический эффект: обращение в вышестоящие инстанции – даже если это не суд или прокуратура – порой заставляет людей одуматься.

Современная практика доказывает, что администрация школы, к сожалению, не всегда на стороне учителя. Порой директор принимает решение в пользу родителей при явном и грубом нарушении ими всех морально-этических норм. Но в большинстве случаев можно рассчитывать, что этот шаг все-таки возымеет желаемое действие.

В крайнем случае можно апеллировать в суд, опираясь на общую статью 152 Гражданского Кодекса РФ о праве на защиту от клеветнических нападок, порочащих честь и деловую репутацию человека.

Читайте также:  Единовременная Выплата Из Накопительной Части Пенсии Кому Положена И Как Получить В 2023 Году

Кстати, предыдущая 151 статья предусматривает материальную компенсацию за ложь и клевету. Но в данном случае шансы на успех ничтожно малы, так как доказать в суде неприемлемое поведение родителей довольно трудно.

Впрочем, в наш век современных технологий можно воспользоваться гаджетами: диктофонами и скрытыми камерами, но на такие уловки еще не каждый способен.

Есть еще вариант сделать свою проблему достоянием гласности: обратиться в педсовет, к школьному психологу, социальным педагогам, к районному методисту и, наконец, в СМИ. Если проблема становится местной сенсацией и общественность принимает сторону педагога, то, возможно, это заставит скандальных родителей сменить тон.

Вообще, эта проблема стоит в обществе настолько остро, что выдвигаются инициативы создать институт уполномоченного по защите прав учителя. Но вряд ли эта идея будет реализована (по крайней мере, в ближайшее время), и педагоги и впредь будут отбиваться от натиска родителей своими силами.

Вряд ли модные современные методики по открытости и прозрачности учебного процесса и полноценному включению в него родителей решат проблему.

В советское время мамы и папы не вникали в тонкости педагогики, но искренно считали, что «учитель всегда прав», и даже просили его быть с детками построже. Впрочем, нельзя забывать и об оборотной стороне медали: порой сам педагог ведет себя некорректно, провоцируя конфликтную ситуацию. Однако в любом случае хамство и тем более угрозы родителей неприемлемы.

Защита учителя от жалоб родителей

Главная / К-журнал / «Вы не любите моего ребенка!». Чем родители упрекают учителей и как на это ответить

Главная / К-журнал / «Вы не любите моего ребенка!». Чем родители упрекают учителей и как на это ответить

Учителя знают: есть родители, которые видят в учителях виновников всех бед и даже личных врагов семьи. Хотя претензии могут возникнуть у всех, даже доброжелательно настроенных. Мы выбрали самые частые родительские упреки учителям и попросили психолога рассказать, как на них можно ответить.

Вы занижаете оценки!

Родители: Я уже поговорила с директором о том, как вы нарочно испортили годовую оценку моей дочери, потому что вы ее не любите.

Что может ответить учитель:

В россии готовится закон против травли учителей: в чем будет заключаться особый статус педагога — мк

Защитить учителей от травли и посягательств на честь и достоинство вознамерились в Госдуме, куда внесен проект изменения в федеральный закон «Об образовании». Суть проекта — в принятии мер по защите частной жизни «педагогических работников», в придании им «особого, важного статуса». Прозвучало даже «защитить от травли» учителей в школах.

Таким изменениям в школе время и место. Когда, если не в Год педагога и наставника в РФ. Где, как не в храме знаний, новости из которого больше напоминают криминальную хронику.

Оскорбления, драки и разборки в школах уже никого не удивляют. Судя по новостям, учителя тоже нападают на учеников, но агрессия в отношении педагогов часто не доходит даже до соцсетей.

Не хотят учителя выносить сор из избы, вдобавок осознают тщетность жалоб на детей и родителей.

— Нынешняя правовая ситуация не позволяет призвать к ответственности ребенка до 16 лет, — комментирует юрист Станислав Попов. — В случае особо тяжких преступлений — с 14 лет. До того ребенок неподсуден. Очень часто школа только и может, что проводить беседы и обращаться в ПДН.

А оскорбления или, допустим, слив каких-то фото учителя в соцсети, сталкинг (навязчивое преследование —  авт.) вообще не наказуемы. Статистика преступлений удручает — ударил стулом, толкнул, избил, пырнул ножом учителя… Травля, то есть методичное унижение педагога группой учащихся тоже не редкость.

А еще инклюзия «доставляет», которую так смело у нас продвигают в школы. При этом обследование психомедицинского статуса ребенка для родителей дело добровольное. Многие увиливают, предлагая расхлебывать проблемы школе… Я ознакомился с законопроектом, он недостаточен.

Для эффективной защиты прав учителей в школах, учреждениях СПО (средне-специальное образование — авт.), да и в вузах тоже одних изменений в ФЗ «Об образовании» мало. Нужен пакет поправок в уголовный, гражданский и административный кодекс. Возраст и меру ответственности для подростков надо менять.

Частичную уголовную ответственность ввести с 12 лет. Расширить и «омолодить» перечень общественных работ. 

Авторы проекта предлагают добавить в закон «Об образовании» пункт о защите чести и достоинства педагога. Но такими понятиями у нас оперирует гражданский кодекс. Неясен и предмет нового социально-профессионального статуса учителей.

Автор приводит данные ВЦИОМ 2022 года, мол, зафиксирован «низкий уровень престижа профессии учителя в российском обществе»: 3,19 баллов из 5 всего возможных. Однако особым правовым статусом в РФ обладают только депутаты и силовики. На лиц более мирных специальностей распространяется «социально-временной» статус: ранний выход на пенсию, льготы на транспорте, молоко за вредность…

Вряд ли такие послабления как-то помогут учительскому сообществу поднять свой престиж или приструнят неадекватных родителей, образумят наглых учеников.

Одно понятно всем: во многих школах ситуация достигла точки кипения.

Учителя стонут от нагрузки в 40 часов в неделю и выше, которые приходится брать для сколько-нибудь достойной зарплаты, «вешаются» от вала бюрократической работы и давления администрации.

Учащиеся и родители изнывают от количества контрольных и «домашки». Опытные педагоги «выгорают», молодые, отработав свой минимум, валят из школы. Ситуация горячо обсуждается в учительских, а воз и ныне там.

— Проблема кроется в основном в отсутствии необходимого количества социальных педагогов, — считает член Национальной ассоциации «Эксперты в образовании» Александра Жигунова. — Например в обычной российской школе на 900 учеников трудится лишь один социальный педагог.

И, кроме работы с учениками, он занимается отчетностью, привлечением детей к участию в разных городских мероприятиях и акциях и пр. Это огромный объем работы. Педагоги работают на износ, при этом в среднем на каждого ученика выделяется 15 минут.

Поэтому из общего числа детей выделяют только самые сложные случаи, а мелкие проблемы остаются для самостоятельного решения. Сейчас в образовании появился человек, который занимается вопросами личностного развития обучающихся — тьютор.

Но пока тьюторов в школе недостаточно, и часто они не способны к качественной поддержке обучающихся в связи с недостаточным уровнем подготовки.

В учительских пабликах тоже активно обсуждают свое «житье-битье». Кроме очевидного — снизить нагрузку, повысить зарплату, звучат предложения посмотреть на другие страны. И нетрудно заметить, что большинство гарантий для педагогов там экономические.

Существует, например, практика жилищных пособий — учителям дают энную сумму для индексации аренды или коммунальных платежей. Она существенна, около 1000 евро. Примерно такую же доплату получают за классное руководство. Нормальная нагрузка учителей там 25 часов в неделю.

Вообще же, достаток учителя сильно зависит от категории, в переводе на наши реалии. С повышением категории, оплата труда сразу возрастает на 30-35%. Еще в Европе есть законы об «особых образовательных зонах».

Учительство в школах с неблагополучной социальной средой (в эмигрантских районах, например) оплачивается с надбавкой. Во Франции, Германии, Великобритании быть учителем выгодно и почетно, но приобрести этот статус нелегко, нужна серьезная подготовка и многочисленные экзамены.

А в Испании, например, учитель не столь статусная профессия. Но и тут, как и в странах победнее, у учителей есть такие гарантии как региональные бонусы, бесплатное жилье при школе на селе, льготный проезд, продуктовые боны, пенсионные льготы, единовременное пособие на пенсии.

В Китае, где учителей почитали как храмовых священников еще при Конфуции, продолжают их уважать поныне. Вершина пирамиды — преподаватель вуза, но и школьные педагоги пользуются всем спектром социальных выплат и гарантий. Но интереснее всего статус учителя в Японии. При относительно скромном заработке педагоги пользуются безграничным уважением общества.

Даже иероглиф, обозначающий учителя, переводится как «старший». В транспорте у учителей бесплатный проезд, в магазинах льготные цены, потому что владельцы считают особой честью посещение магазина учителем. Недавняя реформа ввела в школах новую должность ассистента, то есть секретаря учителя. Есть и проблемы, к примеру, страсть к переработкам и пренебрежение отпусками, как повсюду в Японии.

Большинство учителей в этой стране мужчины.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28986 от 10 марта 2023

Заголовок в газете: Учитель на гарантии

Как учителю защититься от клеветы родителей?

  • Статьи
  • Внеурочная деятельность
  • Психология и педагогика

Оговор, распространение искаженных или неправдивых сведений, клевета на учителя со стороны родителей учеников в последнее время стали вполне обыденным явлением.

Подобные действия, начиная от жалоб на несправедливость и жестокое отношение учителя к ребенку и заканчивая обвинениями в уголовно наказуемых деяниях, типа получения взятки и сексуальных домогательств несовершеннолетних, направляемых в органы народного образования или размещаемых в интернете, наносят непоправимый удар по чести, достоинству, авторитету педагога и профессии учителя в целом.

Поэтому необходима корпоративная система защиты учителей, включающая как правовые, так и психологические меры.

31 августа 2018

Что такое клевета и как с ней быть

Клевета — это распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, подрывающей репутацию и доброе имя. То же значение имеют оговор, очернительство, поклеп, навет.

Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель в качестве мести, самовыражаясь или пытаясь свалить свою вину за проблемы ребенка на школу, его опорочит. «От людского оговора не уйдешь» и «Поклепами свои вины отводят» говорили наши предки. Что же делать в подобной ситуации? Существует два способа защиты.

1. Первичный, вне правового поля

  • Обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения клеветнических сведений.
  • Требовать тщательное расследование инцидента.
  • Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой. Во время собрания подробно описать ситуацию, отрицая чужую ложь. При этом нет необходимости приводить доказательства.
  • Сформировать своеобразный временный «профсоюз», цель которого — защитить коллегу от ложных обвинений.
  • Заручиться поддержкой вышестоящего лица, например районного методиста.
  • Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя.
  • Подать встречное заявления в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров.
Читайте также:  Право Пенсии На Льготных Условиях В 2023 Году

Увы, не все ситуации регулируются подобными мерами, и родители продолжают безнаказанно оскорблять и клеветать на учителя. Остается второй способ защиты. 2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.

Но нужно учитывать, что родители могут подать аналогичное заявление об очернительстве в их адрес. Поэтому учителю следует предпринять следующие меры.

  • Записывать оскорбления и угрозы родителей на диктофон, чтобы предоставить в суде.
  • Заручиться поддержкой нескольких свидетелей.
  • Иметь поддержку лояльно настроенных к учителю родителей.

В результате кляузников привлекут к административной ответственности за оскорбление. Если же будет доказан непосредственно факт клеветы, то виновный получит очень большой штраф за содеянное.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Влияние оговора на психику

  • Снижает профессиональную и личностную самооценку.
  • Блокирует волю и разум, парализует способность защищать себя.
  • Формирует отрицательные эмоции.
  • Выводит из равновесия, лишает целостности.
  • Вызывает ступор в общении и действиях.
  • Создает неподконтрольную сознанию программу агрессии и самоагрессии.
  • Создает мышечные зажимы и нарушает работу сердца.
  • Уничтожает душевные силы.

Система защиты от клеветы СМИ буквально кричат о «беззащитности учителя». Тем самым, необдуманно, на уровне коллективного бессознательного создается установка: «учитель беззащитен, учитель — жертва». Но если есть жертва, всегда найдется палач. Поэтому, говоря о защите учителя, стоит поменять позицию, в том числе самим педагогам, акцентируя внимание не на беззащитности, а на создании системы защиты. Коллективное бессознательное впитает в себя новую установку и начнет ее реализовывать, подобно тому, как во времена СССР реализовывало принцип непоколебимого авторитета советского учителя. Первоочередным в данной системе является:

  • Правовое обучение педагогов, их правовая информированность и компетентность.
  • Высокий уровень корпоративной культуры каждой школы, включая прописанную в кредо обязанность защищать сотрудников от очернительства и ложных слухов.
  • По возможности оснащение помещений школы камерами наблюдения.
  • Коуч-тренинги по формированию стратегии поведения в ситуации клеветы.
  • Психологические тренинги по раскрытию, стимулированию и использованию внутренних психо-эмоциональных ресурсов.

Примеры тренингов

Коуч-тренинг «4 позиции восприятия при клевете». Цель — сформировать эффективную стратегию поведения в ситуации поклепа, действуя с четырех позиций. Первая — «я»-позиция: собственная точка зрения, собственные убеждения, ценности. Вторая «вы» позиция — способность «влезть в шкуру» клеветника, пережить и понять ситуацию, приняв его точку зрения.

Третья «они» позиция — стать в ситуации сторонним наблюдателем, беспристрастным, хотя и заинтересованным. Четвертая «мы» позиция — ассоциироваться со всей системой. («Я есть система, школа, и как я, школа, поступлю, если мою часть, учителя математики обвиняют в рукоприкладстве»).

В результате нарабатывается умение работать с информацией и эффективно действовать, учитывая различные точки зрения и используя их себе во благо.

Психологический тренинг «Раскрытие внутренних ресурсов». Цель — создать на психо-эмоциональном и физическом уровне состояние защищенности.

Самое защищенное состояние у человека — период пренатального развития, но с момента рождения память о нем блокируется. Трансперсональная техника «Взгляд назад» возвращает его, превращая в мощный ресурс, особенно в тяжелых психологических ситуациях.

Техника «Взгляд назад».

  1. Сядьте ровно.

  2. Руки положите перед собой на бедра так, чтобы левая ладонь лежала на ладони правой руки.

  3. Плотно закройте глаза.

  4. Направьте взгляд «назад», в область между пупком и почками, как у эмбриона.

  5. Удерживайте этот взгляд и слушайте свое дыхание.

  6. Сконцентрируйтесь на усиливающихся приятных ощущениях.

  7. Зафиксируйте момент, когда глаза будто «падают» с лица в место концентрации.

  8. Ощутите, что тело словно плавает, как в животике у мамы.

  9. Останьтесь в «плавающем» состоянии на 10 минут.

  10. Для возвращения в «норму» повращайте закрытыми глазами 9 раз по часовой стрелке.

  11. Сбросьте все ощущения.

Результат: создание мощного защитно-оздоровительного ресурса.

«Хулой не возносятся» и «Ложь приводит к правде», говорит народная мудрость. А хорошо выстроенная и работающая система защиты учителя от хулы и лжи способна в принципе пресекать и блокировать подобные действия.

Права учителя в школе | Роскачество

На что имеет право учитель, а что недопустимо для педагога?

Мы уже рассказали о правах детей и родителей в школе, а что же учителя? Что им разрешает и запрещает закон, имеет ли право учитель на те ли иные действия в отношении ученика? Рассказываем вместе с экспертами в этой статье, какие права у учителя в школе не могут быть нарушены ни администрацией, ни учениками.

Права учителя в образовательном учреждении

Многие говорят о том, что учитель сегодня – самое бесправное существо, которое имеет в основном обязанности перед учебным заведением и родителями учеников. Но права учителя по закону тоже есть, и они должны соблюдаться.

Защита чести и достоинства, профессиональных и человеческого – в случае нарушения со стороны администрации, ученика или родителей

Эти права закреплены в ст. 23 Конституции РФ и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Это означает, что в случае нарушения, оскорблений, проявлений некорректного поведения в свой адрес можно требовать защиты прав учителя, в том числе через суд.

Перечислим основные права учителя.

Участие в управлении школы в соответствии с уставом, возможность критики действий администрации и ребенка или его родителей – естественно, в корректной форме.

Каждый учитель имеет возможность принимать посильное и допустимое внутренними документами учебного заведения участие в организации учебного процесса, порядка взаимоотношений с учениками.

Также каждый работник имеет право голоса, в том числе, — возможность критиковать действия администрации и предлагать свои варианты решения возникающих проблем.

Кроме того, учитель вправе выдвигать свою кандидатуру на любую выборную должность в педагогическом коллективе, вне зависимости от стажа работы и прежних заслуг (если наличие таковых не предполагается по умолчанию для того, кто занимает такую должность).

Получать условия для организации учебного процесса.

Рабочее место учителя и учеников обеспечивает и поддерживает администрация учебного заведения. Мебель, техника, учебные пособия должны быть предоставлены, никто не вправе требовать, чтобы что-либо из этого приобреталось учителем или родителями учеников за свои деньги.

Возможность отказаться от поручений, не связанных с должностными обязанностями учителя.

Все обязанности педагога перечисляются в его должностной инструкции, подписываемой вместе с трудовым договором. Привлекать персонал для выполнения других работ администрация не вправе.

Поэтому если учителя заставляют, например, самостоятельно убирать класс, территорию школы, выполнять ремонтные работы, это является нарушением его прав! В этом случае можно смело отказываться от дополнительной нагрузки, которая в обязанности не входит.

У учителя есть ряд прав, связанных с его трудовой деятельностью

А именно:

  • Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.
  • Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
  • Присоединение школы к другой (что часто сейчас происходит) считается реорганизацией, уволить учителя при этом не могут.
  • Право на обед и отдых — перерыв должен быть от 30 минут до 2 часов. Как вариант, учителю может быть предоставлено право отдыхать и обедать во время перемен.
  • Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
  • Досрочная пенсия — возможна, если есть педагогический стаж в учреждениях для детей не менее 25 лет.

Свобода в выборе оценки знаний учащихся, а также установление требований к поведению на занятиях.

Очень важный аспект в этом случае – соблюдение баланса и прав самих учеников, в том числе уважение их чести и достоинства. Нередко случаются спорные ситуации, касающиеся полномочий учителя относительно учеников, особенно в ситуации с наказаниями. Не стоит забывать, что учитель НЕ имеет права:

  • Кричать на ученика, оскорблять или унижать его.
  • Не пускать его на занятия в случае опоздания или при отсутствии формы.
  • Выгонять ученика с занятия (учитель не имеет права на такое действие, так как это нарушает правила безопасности).
  • Отбирать телефон или другие личные предметы.

Но учитель может действовать в рамках устава учебного заведения, не нарушая при этом никаких других законов. Конфликтные ситуации, если их невозможно разрешить с учеником, лучше решать с администрацией и родителями – таким образом, чтобы интересы и права всех сторон были соблюдены.

При этом учитель вправе требовать, чтобы учащийся соблюдал правила школы, а родители или опекуны обеспечивали ему все возможности для обучения (в том числе, материальные и психологические).

Помните! В случае с конфликтами руководство зачастую предпочитает вставать на сторону родителей, так как обвинения в превышении полномочий со стороны учителя или проявлении насилия по отношению к несовершеннолетнему – серьезны и ударят по репутации школы. Поэтому учителю очень важно держаться в рамках закона и решать все вопросы цивилизованно, даже в том случае, если ученик совершенно неуправляем.

Вообще в любом случае конфликты лучше решать полюбовно, таким образом, чтобы интересы обеих сторон был учтены, а права не нарушены. Именно к этому должна стремиться администрация, которая обязана учитывать как права учеников, так и своих работников.