Налог

Основания Для Признания Граждан Нуждающимися В Жилье В 2023 Году

Основания Для Признания Граждан Нуждающимися В Жилье В 2023 Году Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года

Каждая семья или гражданин мечтают об улучшении условий проживания – расширение жилплощади, переезд в благоустроенное помещение, переселение из аварийного дома. Помимо использования семейных сбережений или ипотечного кредита, в ряде случаев можно претендовать на выделение недвижимости за счет государства или местных властей. Для этого нужно соблюсти требования ЖК РФ и местных нормативных актов – пройти учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кто имеет право на улучшение жилищных условий?

Основания Для Признания Граждан Нуждающимися В Жилье В 2023 Году

Желание переехать в новое жилье или расширить жилплощадь за счет государства должно соответствовать требованиям ЖК РФ. Прежде всего, необходимо признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – потребуется подтвердить факт отсутствия жилья либо несоответствия условий проживания законодательным нормативам.

Обратимся к ст. 51 ЖК РФ, в которой зафиксированы все критерии для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. На постановку в очередь можно рассчитывать при следующих обстоятельствах:

  • отсутствие недвижимости в собственности или по соцнайму, т.е. у заявителей попросту нет квартиры или иного объекта для постоянно размещения;
  • если уровень обеспечения жилплощадью в квартире ниже учетной нормы;
  • если помещение не отвечает нормативным критериям, т.е. является непригодным;
  • если среди жильцов есть больной, чье заболевание включено в специальный федеральный реестр, а в квартире проживает несколько семей.

Обратите внимание!

Подтверждение указанных обстоятельств является обязанностью граждан, подающих заявление. Местные власти будут проверять основания только по факту поступления документов.

Если у граждан нет ни одного объекта недвижимости для размещения, они однозначно нуждаются в улучшении жилищных условиях и без проблем будут поставлены на учет. Сложнее определить факт несоблюдения учетной нормы жилплощади, для этого учитываются следующие правила:

  • под учетной нормой понимается минимальный предел площади, превышение которого не дает права на постановку в очередь (как правило – 6 кв. м на человека);
  • размер этого показателя утверждается на уровне местных властей, поэтому даже для соседних населенных пунктов он может отличаться;
  • указанная норма не может превышать минимальный размер площади для предоставления жилья, т.е. 18 кв. м на одного члена семьи.

Важное правило – для уровня обеспеченности учитываются все объекты недвижимости, принадлежащие по праву собственности или соцнайма.

Перечисленные выше обстоятельства зафиксированы на федеральном уровне и не могут произвольно изменяться региональным или местным законодательством. Однако субъекты РФ и местные власти вправе утверждать собственные программы – в форме выделения квартир отдельным категориям граждан (например, многодетным семьям), субсидий, средств на условиях софинансирования и т.д.

Переселение из аварийного жилья

Одним из критериев для постановки на учет является несоответствие жилья законодательным нормативам. Такие требования перечислены в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Аварийность здания, в котором находится помещение, подразумевает непригодность для проживания.

Для положительного решения вопроса о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по этому критерию учитываются следующие правила:

  • аварийность связана с существенным повреждением или разрушением несущих конструкций и элементов здания;
  • установление этих обстоятельств происходит в комиссионном порядке, путем обследования дома, проведения экспертиз и составления акта;
  • для признания дома или помещения аварийным местные власти издают постановление на основании акта комиссии.

Обратите внимание!

Сам факт ветхости жилья по причине значительного износа не является признаком аварийности. Кроме того, аварийность подразумевает невозможность восстановления здания с помощью капитального ремонта.

Таким образом, проживание в аварийном объекте недвижимости является законным основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, даже если размер жилплощади соответствует учетной норме. Переселение из аварийного жилья происходит по федеральным и региональным программам, в том числе путем выделения субсидий из бюджета.

Получение субсидии на улучшение жилищных условий

Выделение субсидий на покупку или ремонт недвижимости предусмотрено федеральной программой «Жилище». Выделение средств происходит только при подтверждении факта постановки на учет, а после получения субсидии семья будет исключена из очереди.

Вот по каким правилам выделяются субсидии на улучшение жилищных условий:

  • обратиться за выделением бюджетных средств может семья, которая фактически состоит в очереди;
  • документы подаются через местные властные органы (муниципалитеты или районные администрации);
  • выделение средств происходит только в рамках бюджетного финансирования на текущий календарный год, т.е. граждане не смогут получить деньги сразу после постановки в очередь.

Обратите внимание!

Самостоятельные программы субсидирования утверждаются региональными и местными властями, их содержание может существенно отличаться.

В частности, за счет бюджета субъектов РФ происходит выделение субсидий для молодых семей, отвечающих критериям по возрасту и уровню обеспеченности жилплощадью. В большинстве регионов молодой семьей признаются супруги, если их возраст не достиг 35 лет.

В отдельные категории льготников, имеющих право на внеочередное или первоочередное выделение субсидий, включаются:

  • ветераны ВОВ или боевых действий;
  • граждане, размещенные в ветхих и аварийных домах, а также зданиях, которые собираются сносить;
  • инвалиды различных групп, имеющие справку МСЭК;
  • многодетные семьи (для них предусматривается возможность получить и земельный участок для возведения собственного дома);
  • воспитанники детских домов, достигшие возраста 18 лет.

Точный перечень льготников нужно уточнять в отделах соцзащиты населения или администрации МО. Субсидия может быть реализована на покупку или ремонт жилья, реконструкцию дома с увеличением жилплощади и т.д.

Куда обращаться за улучшением жилищных условий?

Основания Для Признания Граждан Нуждающимися В Жилье В 2023 Году

Заявление на улучшение жилищных условий подается в муниципалитет по адресу проживания. Исключение сделано только для некоторых категорий граждан (например, для военнослужащих, уволенных в запас без предоставления жилья, и т.д.). В состав документов нужно включить:

  • заявление, подписанное каждым членом семьи (за детей подпись ставят законные представители – родители, опекуны и т.д.);
  • документ, подтверждающий наличие в собственности или пользовании объекта, не соответствующего норме;
  • акт о непригодности помещения для проживания;
  • постановление о признании дома аварийным;
  • справка о регистрации по месту жительства;
  • паспорт и свидетельство о рождении на каждого заявителя;
  • свидетельство о браке.

По факту получения указанных бланков и форм заявителю сообщается регистрационный номер, а постановка на учет происходит путем издания постановления главой муниципалитета.

Заявление на улучшение жилищных условий

Юридическим основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий выступает заявление. В тексте этого документа, адресуемого в муниципалитет, нужно указать следующие данные:

  • полный состав лиц, претендующих на учет;
  • список объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности или соцнайма;
  • основание, по которому заявители просят признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий (аварийность объекта, несоответствие учетной норме и т.д.);
  • личные подписи всех заявителей.

В большинстве регионов составить и подать заявление можно не только в местной администрации, но и через МФЦ.

Заявление о постановке на учет рассматривается в течение 30 дней. Однако при проверке документов могут выявляться основания для отказа в удовлетворении заявления. К числу таких обстоятельств относятся:

  • несоответствие критериям, указанным в ст. 51 ЖК РФ и муниципальных актах;
  • недостоверные сведения, представленные заявителями (умышленное сокрытие квартиры, принадлежащей одному из членов семьи и т.д.);
  • устранение оснований для постановки на учет (например, завершение капитального ремонта дома и снятие статуса аварийности);
  • умышленное ухудшение условий для постановки на учет (например, продажа собственно жилья в пределах 5 лет до обращения).

Об отказе выносится мотивированное решение, которое можно обжаловать через суд.

Резюме

  • Чтобы получить жилье за счет государства или муниципалитета, нужно подать заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
  • Основанием для учета является отсутствие жилья, несоответствие учетной норме, непригодность квартиры или дома для проживания, наличие заболевания по федеральному перечню.
  • Одним из вариантов улучшения условий является выделение бюджетной субсидии – ее можно направить на покупку или ремонт квартиры и частного дома.
Основания Для Признания Граждан Нуждающимися В Жилье В 2023 Году Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Как нуждающимся получить жилье бесплатно?

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Разбираемся, кого поставят в очередь на квартиру и почему граждане спорят с властями о соцнайме жилых помещений

Основания Для Признания Граждан Нуждающимися В Жилье В 2023 Году

В ст. 40 Конституции РФ закреплено право малоимущих и других категорий граждан получить жилище бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Такая процедура юридически обозначается как «предоставление жилого помещения по договору социального найма».

Категории нуждающихся граждан и правила предоставления жилья определены Жилищным кодексом РФ. Так, в ст.

49 ЖК РФ конкретизировали, кто может получить жилье по договору соцнайма – малоимущие и иные категории граждан, которых признали нуждающимися в жилых помещениях.

Эти иные категории могут быть определены в федеральном, региональном законе или указе президента (например, военные, ветераны, инвалиды-чернобыльцы и др.).

Чтобы гражданин мог претендовать на жилье по договору соцнайма, его сначала должны признать малоимущим, а затем – нуждающимся в жилом помещении.

Шаг 1: признание граждан малоимущими.

Орган местного самоуправления признает гражданина малоимущим на основе сведений о доходах и стоимости имущества гражданина и членов его семьи (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ). Перечень учитываемых доходов и методика подсчета стоимости имущества установлены законами субъектов РФ.

Подходы в этом вопросе у регионов похожи. Для примера приведу правила, действующие в Брянской обрасти. Граждан признают малоимущими, если они не могут приобрести жилье, площадь которого будет не меньше минимальной площади жилого помещения, предоставляемого по договору соцнайма.

Для оценки такой возможности учитываются: размер среднемесячного совокупного дохода на семью; собственные средства, в том числе накопления; заемные средства, которые могут предоставить члену семьи на покупку жилья; средства, которые можно выручить от продажи имущества семьи (по оценке органов местного самоуправления)1.

Читайте также:  Документы Для Подачи Судебного Приказа В 2023 Году

Шаг 2: признание граждан нуждающимися в жилье.

Признаки, по которым граждан признают нуждающимися в жилых помещениях, закреплены в ст. 51 ЖК РФ. Человек может претендовать на жилье, если:

  • не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или членом семьи того, кому предоставлено такое помещение (далее – наниматель);
  • не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
  • проживает в помещении, которое не соответствует установленным для жилых помещений требованиям.

Право на выбор получит не каждый собственник аварийного жильяОдни жильцы смогут попросить новое жилье взамен старого, а другим придется согласиться на компенсацию

Но есть и исключения. Собственника или нанимателя жилого помещения и членов их семей признают нуждающимися в жилье в одном из двух случаев.

1. Член семьи страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно2.

2. Общая площадь жилого помещения на члена семьи менее учетной нормы.

Чтобы определить, обеспечен ли гражданин необходимой жилой площадью или же его нужно признать нуждающимся, органы местного самоуправления используют учетную норму площади жилого помещения – это минимально допустимая площадь жилья на одного человека.

Учетную норму устанавливает орган местного самоуправления. Например, в Брянской области она составляет 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи3.

Если у гражданина или членов его семьи есть несколько жилых помещений, уровень их обеспеченности определяют исходя из суммарной общей площади этих помещений.

При этом неважно, на каком основании эти граждане занимают жилье: по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или по праву собственности.

Скажем, если родители ютятся в маленькой квартирке, а их ребенок живет в просторном доме, встать в очередь на жилье они не смогут.

То же произойдет, если гражданин намеренно совершил действия, из-за которых он стал нуждающимся. Классический пример: семья проживает в квартире, площадь которой больше учетной нормы на человека. У них есть родственник, также с жильем. Он его продает и регистрируется в квартире семьи.

Теперь площади квартиры по учетной норме не хватает, и они решают получить жилье по договору соцнайма. Однако их поведение будет расценено как намеренное ухудшение жилищных условий. В таком случае встать в очередь на жилье можно только через пять лет с даты совершения указанных действий (п. 3 ч. 1 ст.

54 ЖК РФ).

Кстати, с очереди могут и снять, если орган местного самоуправления сочтет, что граждане намеренно совершили действия для приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нужно подать заявление через МФЦ или в орган местного самоуправления по месту своего жительства (обычно это районная администрация).

К заявлению прикладываются документы, подтверждающие право состоять на учете, – их перечень зависит от ситуации.

Часть документов гражданин предоставляет обязательно, часть – по желанию, так как орган может запросить сведения у других ведомств (ст. 52 ЖК РФ).

Обязательно нужно предоставить4:

  • сведения о доходах, полученных гражданином-заявителем и каждым членом его семьи в денежной и натуральной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи;
  • справки с места работы или учебы для всех членов семьи;
  • копии паспортов несовершеннолетних членов семьи;
  • заявление о признании малоимущим;
  • копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, которое занимают заявитель и члены его семьи (для проживающих в квартирах и общежитиях);
  • выписку из домовой книги (для проживающих в частных жилых домах);
  • справку об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества (квартиры, дома, дачи, гаража) – ее выдаст орган, осуществляющий техническую инвентаризацию;
  • копии судебных решений о признании гражданина членом семьи (если такие решения принимались);
  • копии документов на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;
  • заключение независимого оценщика (на транспортные средства);
  • справку, подтверждающую диагноз, – для страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире. Такие справки выдают федеральные государственные учреждения медико-социальной поддержки.

А вот если гражданин не передаст сведения из списка ниже, орган местного самоуправления самостоятельно запросит их в других органах и подведомственных им организациях:

  • выписка из налоговой инспекции о наличии или отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • копии налоговых деклараций о доходах за год или документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи за год (справки о заработной плате по форме 2-НДФЛ, справки о получении пенсий, всех видов пособий, стипендий и компенсаций);
  • копии свидетельств о заключении или расторжении брака, рождении детей;
  • справка о составе семьи;
  • заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания (гражданам, жилые помещения которых являются непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат)5;
  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах каждого дееспособного члена семьи на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества или уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений;
  • справки об имуществе – о недвижимости (доме, квартире, комнате), земельных участках, транспортных средствах, маломерных судах.

Орган местного самоуправления должен рассмотреть документы в течение 30 дней со дня их предоставления заявителем и принять решение о постановке его на учет или об отказе в этом. Далее в течение трех рабочих дней администрация направит гражданину решение. Если он подавал документы через МФЦ, решение ему передадут также через центр.

Отказ в постановке на учет должен быть мотивирован и содержать ссылки на законодательство. Положительное решение органа местного самоуправления будет основанием для заключения договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Обычно ждать приходится долго: срок зависит от наличия в распоряжении органа местного самоуправления свободного жилья, а оно появляется редко. Время от времени администрация приобретает квартиры в новостройках и передает их очередникам.

Также может освободиться квартира, которая уже была в соцнайме.

Гражданину должны предоставить жилое помещение по месту его жительства (в границах его населенного пункта). Площадь жилья на одного человека не должна быть менее нормы предоставления площади помещения по договору соцнайма.

Эта норма зависит от состава семьи и региона. Например, в Брянске она составляет:

  • 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек;
  • 42 кв. м – на семью из двух человек;
  • 33 кв. м – на одиноко проживающего человека.

Превысить эту норму можно не более чем на 10 кв. м. Если речь идет об одной комнате или однокомнатной квартире либо жилье предназначено для вселения гражданина с тяжелой формой хронического заболевания, норму предоставления на одного человека можно превысить не более чем в два раза6.

Жилье предоставляют гражданам в порядке очередности с учетом даты их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляют:

  • гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
  • гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (в частности, туберкулез; злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; заболевания, осложненные гангреной; тяжелые хронические заболевания кожи и т.д.).

Государство уделяет особое внимание вопросам социального найма жилья, поэтому актов и разъяснений для регулирования этих отношений выпущено с избытком. Однако уполномоченные органы и суды применяют их не всегда верно. Если вы не согласны с решением органов власти, вы можете его оспорить.

Споры из-за отказов муниципальных органов принять граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье

Решение муниципального органа оспаривается в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ. В таком случае гражданину при подаче иска в суд необходимо лишь указать на нарушение своих прав принятым решением. А уже муниципалитету придется доказывать законность своих действий. Сделать это не всегда просто, поэтому шансы гражданина на победу повышаются.

Споры из-за незаконных попыток граждан встать на учет

Нередко граждане пытаются попасть в очередь на жилье обманным путем.

Например, вселяют в квартиру посторонних в качестве членов своей семьи, продают жилье или идут на неравноценный обмен своего помещения, пригодного для проживания.

В подобных случаях граждане могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

  • Споры из-за длительного ожидания в очереди
  • Иногда органы местного самоуправления уклоняются от признания аварийными помещений, где проживают малоимущие граждане, и не предоставляют им жилье по договору социального найма вне очереди.
  • Споры о месте расположения жилых помещений
Читайте также:  Прописка И Выписка Из Квартиры В 2023 Году

Жилье по договору соцнайма должны предоставить в пределах того населенного пункта, где проживает гражданин. Однако случаются ошибки. В моей практике был такой случай: женщина родилась в поселке области – этот адрес учли при постановке ее на учет.

Но на момент предоставления квартиры она была зарегистрирована у родственников в областном центре – там женщина и должна была получить квартиру. Тем не менее ей пытались предоставить жилье по месту ее рождения – в 30 км от областного центра.

Пришлось обратиться в суд.

Споры о площади жилья

Обычно эти споры связаны с вопросом о том, кого считать членом семьи. Приведу пример из практики: трехкомнатную квартиру получила семья из четырех человек (жена, муж и двое совершеннолетних детей).

Дочь рассорилась с матерью и оспорила включение ее в состав семьи. В дальнейшем она сама планировала встать на учет и получить отдельное жилье по договору соцнайма.

В итоге трехкомнатную квартиру у семьи забрали и предоставили двухкомнатную.

Почти в любой из перечисленных выше ситуаций правильнее обратиться за помощью к юристу или адвокату.

Также в спорах о соцнайме права граждан может защитить прокуратура.

Прокурор обращается в суд только в случае, если гражданин не может сделать это сам по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности или другим уважительным причинам.

Но данное ограничение не распространяется на те случаи, когда обращения граждан к прокурору касаются сферы социальной защиты или обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах (ст. 45 ГПК РФ).

1 Пункт 1 ст. 5 Закона Брянской области от 24 июля 2006 г. № 66-З «О порядке признания граждан Брянской области малоимущими с учетом размера доходов и стоимости их имущества в целях постановки на учет и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

2 Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

3 Постановление Брянской городской администрации от 25 мая 2005 г. №1824-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Брянска».

4 Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

5 Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

6 Постановление Брянской городской администрации от 25 мая 2005 г. № 1824-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Брянска».

фотобанк Freepik/@studiogstock

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий: статус и порядок 2023

Люди, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получают от страны возможность оформить льготы, пособия, субсидии и участвовать в ряде программ соцподдержки. Факт нуждаемости устанавливается официальным решением муниципальной власти. Сегодня рассмотрим, кто вправе получить этот статус, как его оформить и что делать дальше.

С чего начать

Основания Для Признания Граждан Нуждающимися В Жилье В 2023 Году

Признание человека нуждающимся в помощи по жилищному вопросу – это определенная юридическая процедура. Ее проводят муниципальные власти: администрация/правительство на уровне города, городского района или деревни, поселка, села. Статус «нуждающихся в улучшении жилищных условий» может быть присвоен как отдельному гражданину, так и целой семье одновременно. Ключевое значение имеет, одиноко проживает человек или с семейством. Учитывается не только факт проживания людей в одном жилье, но и ведение ими общего хозяйства.

Внимание! Подавать заявку на получение статуса нуждающегося может как собственник, так и съемщик жилья. Для улучшения жилищных условий важно, имеются ли обстоятельства, перечисленные ниже, а не сам факт наличия помещений в собственности.

Статус человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий, необходим для:

  • бесплатного жилища (по договору соцнайма);
  • денежной помощи на покупку.

Возможностей достаточно много. Более вероятный вариант – получить денежную субсидию на приобретение своего жилья по сертификату, так как готового социального жилья в стране меньше, чем желающих его получить.

https://www.youtube.com/watch?v=7s9sHFipDw4\u0026pp=ygVz0J7RgdC90L7QstCw0L3QuNGPINCU0LvRjyDQn9GA0LjQt9C90LDQvdC40Y8g0JPRgNCw0LbQtNCw0L0g0J3Rg9C20LTQsNGO0YnQuNC80LjRgdGPINCSINCW0LjQu9GM0LUg0JIgMjAyMyDQk9C-0LTRgw%3D%3D

Какие нормативные документы регулируют порядок признания россиян нуждающимися в улучшении жилищных условий:

  • Жилищный кодекс РФ, глава 7 – здесь имеются базовые основания и критерии нуждаемости;
  • для последующего участия в госпрограмме улучшения жилья нужно ознакомиться с соответствующими федеральными актами – например, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» урегулирована Постановлением Правительства от 25 августа 2015 г. № 889;
  • региональные власти разрабатывают собственные административные регламенты, которые конкретизируют общие положения законов – например, в Новосибирске действует региональная соцпрограмма по Постановлению местного Правительства от 15.09.2014 № 352-п.

Хоть нормативно-юридическая база по регионам достаточно широка, общие моменты присвоения семье статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий везде одинаковые:

  1. Заявитель должен принадлежать к определенной категории граждан. Это малоимущие, молодые семейства, педагоги, спасатели, инвалиды, ветераны и другие. Подробнее состав этих граждан мы разберем ниже.
  2. Условия жизни заявителя не должны соответствовать закону. Например, у жилья небольшой метраж, оно признано аварийным или в нем не соблюдаются строительные или санитарно-гигиенические нормы.

Если эти два основания присутствуют, гражданин или его семейство имеют право на улучшение жилищных условий – а значит, должны быть признаны нуждающимися.

Кто может оформить нуждаемость

Закон предусматривает достаточно широкий перечень лиц, кто имеет право на получение этого статуса и последующее улучшение жилищных условий. Полный список граждан, объединенный в каком-либо законе или постановлении, отсутствует – смотреть надо целый ряд нормативных документов.

В перечень таких граждан входят:

  • малоимущие по ст. 49 ЖК РФ;
  • молодые семьи – категория устанавливается целевой программой;
  • инвалиды – по Закону о соцзащите данных граждан № 181 от 24.11. 1995;

Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся — новости Право.ру

Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.

В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.

Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий.

Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи…

Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».

семья была в списках, а потом ее исключили

А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать.

А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.

Позиция трех судов

Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.

Практика Верховный суд назвал критерии признания человека нуждающимся в жилье

Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире. 

Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи. 

Кингисеппский городской суд согласился с ответчиком и решил, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее детей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение «засилила» апелляция и кассация. Тогда женщина пожаловалась в Верховный суд (дело № 33-КАД20-3-К3)

Родственник, но не член семьи

Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС. Но Горины ложных данных не сообщали.

Читайте также:  Споры По Объекты Гражданских Прав В 2023 Году

При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения.

Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней. Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства.

Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру. 

Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.

ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату).

Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске.

Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье. 

Проблема в формальном подходе

Органы исполнительной власти «намеренно стараются сократить свои расходы и уменьшить список очередников», говорит Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции
.  Еще в 2012 году уполномоченный по правам человека в Москве в своем докладе описывал аналогичные случаи.

В пример он приводил ситуацию, когда мужчину и его дочь исключили из реестра, потому что у жены была дополнительная жилплощадь. Уполномоченный указал, что ее доход и имущественное положение не нужно учитывать, так как она не прописана с мужем и дочерью и не вставала на учет как нуждающаяся. Александра Воскресенская из КА Федеральный рейтинг.

группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (споры high market) 6место По количеству юристов 9место По выручке 21место По выручке на юриста Профайл компании
приводит в пример другое дело.

Там выяснилось, что расторжение брака фактически не повлияло на жилищные условия заявителя (дело № 33-35560/2020). 

Практика Равнозначное жилье: Верховный суд объяснил правила замены аварийных домов

По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи.

Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области.

Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.

Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:  

  • площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
  • жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;  
  • в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;  
  •  нет жилья.

Отнесение граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях регулируется не только ЖК, но и региональным законодательством, отмечает Воскресенская. Согласно закону «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они:

  • граждане России;
  • проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
  • не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
  • признаны малоимущими (ст. 7 закона).

Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет. Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.

* имена и фамилии изменены редакцией

Жилищный комитет

В соответствии с постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 19.12.2017 № 1098 «Об администрациях районов Санкт‑Петербурга» в целях соблюдения порядка реализации прав граждан на улучшение жилищных условий администрациями районов Санкт‑Петербурга (по месту регистрации граждан по месту жительства либо последней регистрации) осуществляется ведение следующих видов учета граждан:

  • учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • учет нуждающихся в содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий;
  • учет граждан, имеющих право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется в соответствии с Законом Санкт‑Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт‑Петербурге» (далее – Закон № 407-65).

Согласно Закону № 407-65 принятию на учет подлежат граждане Российской Федерации проживающие в Санкт‑Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, следующих категорий:

  • граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 Закона № 407-65;
  • граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
  • ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий;
  • семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • инвалиды;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей.

Учетная норма для принятия на указанный учет, установлена в Санкт‑Петербурге 9 кв.м общей площади на одного человека для проживающих в отдельных квартирах, 15 кв.м общей площади для проживающих в коммунальных квартирах.

Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт‑Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, признаются нуждающимися в жилых помещениях и принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, без учета сведений о доходах и стоимости налогооблагаемого имущества, а также без учета срока проживания на территории Санкт‑Петербурга

Учет нуждающихся в содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий ведется в соответствии с Законом Санкт‑Петербурга от 07.07.2004 № 409-61 «О содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» (далее – Закон № 409-61).

Согласно Закона № 409-61 принятию на учет подлежат граждане Российской Федерации проживающие в Санкт‑Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, в следующих случаях:

  • если граждане являются ветеранами Великой Отечественной войны и проживают в отдельных квартирах обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека менее 10 кв.м, проживающие в коммунальных квартирах принимаются на указанный учет без учета жилищной обеспеченности
  • если граждане, имеют трех и более несовершеннолетних детей, проживают в отдельных квартирах, обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 10 кв.м.
  • если граждане проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Учет граждан, имеющих право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования ведется в соответствии с Законом Санкт‑Петербурга от 24.06.2015 № 475-92 «О жилых помещениях жилищного фонда социального использования и о наемных домах социального использования» (далее – Закон № 475-92).

  • В соответствии с Законом № 475-92 граждане, проживающие в Санкт‑Петербурге в общей сложности не менее 5 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях и имеющие доход, составляющий не менее двух, но не более пяти прожиточных минимумов на одного члена семьи, могут претендовать на предоставление жилых помещений в наемных домах социального использования.
  • При этом, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования признаются граждане, проживающие в коммунальных квартирах, независимо от общей площади занимаемых ими в коммунальной квартире жилых помещений.
  • Для получения подробной информации по вопросу ведения указанных видов учета гражданам необходимо обращаться в жилищный отдел администрации района Санкт‑Петербурга по месту жительства.

Документы для рассмотрения вопроса о возможности принятия на жилищный учет, при наличии оснований, гражданам необходимо подавать в СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», отделения которого расположены во всех районах Санкт‑Петербурга, тел. 573-90-00.