Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля
Каждые 6 (шесть) месяцев юридические лица и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 и 7.1 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязаны составлять и направлять полугодовую отчетность в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Приобрести образцы полугодовых отчетов за 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018 можно банковской картой (для физических лиц) или безналичным расчетом для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Образец отчета о результатах проверки выполнения правил внутреннего контроля, требований Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.
2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
Документ будет направлен в день оплаты в формате .doc (MS Word). По любому вопросу звоните или пишите по телефону +7(952) 045-74-83 (Telegram, WhatsApp) или на электронную почту [email protected]
Не составление полугодовой отчетности или несоответствие ее содержания и формы нормативным требованиям влечет административную ответственность по части 1 статьи 15.27 КоАП в виде административного штрафа на руководителя организации и специального должностного лица (одновременно для двух) в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
Индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, несут административную ответственность как юридические лица.
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Выписка из Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями:
- «32. В программе проверки осуществления внутреннего контроля предусматриваются:
- а) проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов;
- б) представление руководителю организации, индивидуальному предпринимателю по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
- в) принятие мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений.»
Появились вопросы об услуге, задайте их эксперту в WhatsApp
Обновления документации доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание — это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.
Об отчете о результатах внутреннего контроля
Составлять отчет о результатах осуществления внутреннего контроля обязаны следующие юридические лица и индивидуальные предприниматели указанные в статьях 5 и 7.1 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:
- лизинговые компании,
- организации федеральной почтовой связи,
- организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий,
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий,
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества,
- индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества,
- организаторы азартных игр,
- операторы лотерей,
- операторы по приему платежей,
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинговые компании),
- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи,
- операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами — физическими лицами,
- адвокаты,
- нотариусы,
- аудиторские компании,
- индивидуальные аудиторы,
- лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг (юридические бюро, консалтинговые компании, юридические консультации, юридические компании, юристы, юрисконсульты),
- лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерских услуг (бухгалтерские компании, налоговые консультации, бухгалтеры).
После подготовки и представления письменного отчета о результатах внутренней проверки специальное должностное лицо обязано заполнить интерактивную форму отчета в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу. В разделе «Организация внутреннего контроля» — «Отчеты о результатах внутреннего контроля» нужно добавить новый отчет за следующий отчетный период.
Для просмотра отчетов о результатах внутреннего контроля следует выбрать «Организация внутреннего контроля» — «Отчеты о результатах внутреннего контроля». В правой части окна отобразится список направленных отчетов о результатах внутреннего контроля.
Для просмотра данных в конкретном отчете следует нажать по гиперссылке в первом столбце сводной таблицы со списком отчетов о результатах внутреннего контроля.
После выбора отчета отобразятся данные соответствующего отчета о результатах внутреннего контроля. Для добавления отчета о результатах внутреннего контроля нужно нажать кнопку «Добавить отчет о результатах внутреннего контроля» в верхней правой части раздела.
Далее специальному должностному лицу нужно заполнить поля формы (поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения) и нажать кнопку «Сохранить» (для сохранения отчета в виде черновика) или «Отправить» (для отправки отчета).
Как контролировать соблюдение трудового законодательства внутри компании?
Все предприятия проходят внешний контроль трудовой инспекции за соблюдением трудового законодательства. Однако несколько лет назад появился внутренний контроль. Дело это добровольное, поэтому не все работодатели его организовывают, а зря. Благодаря внутреннему контролю пройти внешний контроль значительно легче.
Внутренний контроль: его сущность и цели
Минтруд 28 декабря 2016 г. утвердил Методические рекомендации для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — Рекомендации).
Согласно Рекомендациям, внутренний контроль означает добровольную оценку работодателем соответствия своей деятельности обязательным требованиям трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, посредством организационных мер, процедур и инструментов.
Роструд попытался внедрить Рекомендации:
- утвердил проверочные листы, которые расположены на сайте Роструда;
- разместил на электронном портале «Онлайнинспектор.рф» на сайте Роструда сервис «электронный инспектор».
И только после этого Рекомендации были доведены для применения всем работодателям.
https://www.youtube.com/watch?v=rbJ0sClQe8M\u0026pp=ygVp0KHQstC10LTQtdC90LjRjyDQviDRgNC10LfRg9C70YzRgtCw0YLQsNGFINC80LXRgNC-0L_RgNC40Y_RgtC40Lkg0LLQvdGD0YLRgNC10L3QvdC10LPQviDQutC-0L3RgtGA0L7Qu9GP
В Рекомендациях в первую очередь отмечено, что внутренний контроль осуществляется на добровольной основе. Проводить его рекомендуется не реже одного раза в год на основании разработанного локального нормативного акта.
Внедрение внутреннего контроля предполагает следующие цели:
- обеспечить соблюдение требований;
- сформировать «инструменты «самооценки» соблюдения требований;
- подтвердить соответствие деятельности предприятия требованиям;
- прогнозировать мероприятия по обеспечению соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечить открытость принятия управленческих решений внутри организации-работодателя.
В рекомендациях предусмотрены два вида организации системы внутреннего контроля:
- создание службы внутреннего контроля и (или) назначение контролера при численности сотрудников свыше 250 человек;
- «самоинспектирование» с использованием интерактивного сервиса «Электронный инспектор».
Служба внутреннего контроля
Реализовать службу внутреннего контроля можно в виде двух структурных подразделений:
- отдел по контролю за соблюдением требований по охране труда;
- отдел по контролю за иными требованиями.
Кроме того, должна быть создана комиссия, состоящая из представителей этих отделов, руководства организации, профсоюзов и отдельных представителей работников.
Можно заменить два отдела одним структурным подразделением, выполняющим одновременно все необходимые функции. Если же нет возможность организовать ни один, ни два отдела, то руководитель может утвердить просто должность контролера, чтобы тот проводил постоянный мониторинг состояния законности внутри предприятия.
Основными задачами Службы внутреннего контроля являются:
- установление фактического состояния организации посредством анализа состояния и причин нарушений работодателем трудового законодательства;
- сопоставление фактических данных и требований действующего трудового законодательства в ходе проведения специальной оценки условий труда;
- анализ найденных отклонений и степени их влияния на параметры функционирования организации, анализ последствий установленных отклонений и утверждение на их основании разрабатываемой в организации проектной, технологической и другой документации по обеспечению соблюдения трудового законодательства;
- выявление причин установленных отклонений, разработка планов, программ по выявлению и предупреждению нарушений законодательства;
- отслеживание выполнения плана, фиксация проведения деятельности хозяйствующего субъекта в соответствии с требованиями законодательства, оказание организационно-методической помощи по выполнению планов;
- установление порядка профилактических работ по предупреждению нарушений трудового законодательства;
- информирование и консультирование руководства и рядовых сотрудников о порядке выполнения отдельных положений трудового законодательства;
- увеличение эффективности и повышение качества управления предприятия с помощью внедрения инструментов внутреннего контроля.
Для формирования сведений о результатах мероприятий внутреннего контроля в Рекомендациях предлагается следующая таблица:
Номер п/п | Проверяемый период | Наименование мероприятия внутреннего контроля | Выявленные нарушения | Рекомендации по устранению выявленных нарушений | Степень выполнения рекомендаций по устранению выявленных нарушений |
Сервис «Электронный инспектор»
Провести «самоинспектирование» по проверочным листам, представляющими собой список критериев в тестовой форме, по которым работодатель может самостоятельно осуществлять оценку соответствия требованиям законодательства, можно через сервис «Электронный инспектор» на интернет сервисе «Онлайнинспекция.рф».
Также сервис предоставляет возможность получить рекомендации по устранению нарушений до проведения ГИТ с приложением правового обоснования и необходимых форм документов.
На сегодняшний день Рострудом утверждено 133 проверочных листа согласно Приказу от 10.11.2017 № 655.
Перед началом работы с сервисом работодатель приказом должен назначить уполномоченное должностное лицо, ответственное за осуществление предварительной проверки соблюдения требований законодательства, из состава кадровой службы или службы внутреннего контроля, имеющего высшее образование (юридическое или экономическое), опыт работы и обладающего знаниями трудового законодательства.
Процедура самоинспектирования не предусмотрена для проверки в отношении государственных и муниципальных служащих, служащих ОВД и других правоохранительных органов.
В данный момент сервис работает в тестовом режиме, поэтому достаточно ввести даже условное наименование организации и начать проверку с последующей электронной регистрацией уполномоченным работником.
При регистрации необходимо указать основные сведения об организации (наименования учреждения, ОГРН/ИНН, наименование структурного подразделения и ФИО уполномоченного на проведение предварительной проверки лица, контактной информации и электронного адреса пользователя).
Рабочий кабинет ответственного работника, в котором будут хранится сведения о паспорте пользователя и уведомления о сообщениях, поступивших на имя этого пользователя, будет доступен только ему и оператору сервиса.
Так как проверке подлежит соблюдение прав каждого работника, то предварительно нужно определить сотрудника, в отношении которого будет осуществиться проверка.
Прежде чем ее начать, надо подготовить и положить перед собой ряд документов, например, трудовой договор, приказ о приеме на работу, трудовую книжку, заявление об увольнении и т. д.
После этого вносится условное или реальное наименование организации и проводится тест.
Результаты самоинспектирования
Если по результату проверки нарушений не было обнаружено, автоматически формируется соответствующая системная отметка. Если же были, работодателю предложат перечень мероприятий и инструментов для их устранения, что нужно будет сделать незамедлительно, привести документацию в соответствии законодательству.
По окончании проверки сервисом «Электронный инспектор» формируется акт проверки работодателем трудового законодательства.
Практика осуществления внутреннего контроля не нова, длится не один год, однако это не значит, что, если работодатель не внедрил ее на начальных этапах, то не сможет внедрить никогда — совершенно нет.
Важно понимать, что нарушения лучше не допустить, чем исправлять, или же исправить, чем попасть под штрафные санкции, которые нельзя назвать «символическими».
Однако это не отменяет того, что выбор остается за работодателем, ведь проведение внутреннего контроля не носит обязательный характер.
На основании ранее изложенного можно сделать вывод, что не затратным, как в финансовом аспекте, так и в отношении времени, способом самопроверки является использование сервиса «Электронный инспектор», прохождение которого даже в тестовом режиме выявит и поможет исправить все допущенные нарушения.
Методические рекомендации для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Внутренний контроль (самоконтроль) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется по «проверочным листам», представляющим собой специальные интернет-сервисы информационно-аналитической системы электронных сервисов для работников и работодателей «Онлайнинспекция.рф».
- Сервис «Электронный инспектор» обеспечивает определенность и прозрачность проверяемых норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, разъясняет требования, которые предъявляются государственными инспекторами труда в ходе проверок, обеспечивает понимание пользователями технологии инспекторской работы.
- Принципы работы сервиса «Электронный инспектор»:
- реализация принципа сетевого взаимодействия между участниками сервиса;
- вариативность (удовлетворение потребностей пользователей на предоставление и получение информации о нарушениях трудового законодательства и рекомендуемых способах их устранения);
- единое визуальное и технологическое пространство для всех пользователей;
- создание комфортных и понятных пользователям сервиса инструментов информационного взаимодействия;
- обеспечение возможности эффективной и оперативной «обратной связи» между оператором сервиса и его пользователями;
- обеспечение возможности персонализации интерфейсов пользователей (использование развернутого паспорта пользователя и создание индивидуального рабочего кабинета).
- Осуществление работодателями предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
- Перед началом работы пользователя на сервисе «Электронный инспектор» производится его электронная регистрация.
- При регистрации указываются:
- полное и сокращенное наименование пользователя и его ОГРН/ИНН, позволяющие однозначно идентифицировать работодателя;
- наименование структурного подразделения или ФИО должностного лица пользователя, уполномоченного на осуществление деятельности по предварительной проверке (самопроверке) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- местонахождение (почтовый адрес) и номера телефонов пользователя;
- электронный адрес пользователя (скрытый от иных пользователей и используемый сервисом для отправки приватных сообщений).
Рабочий кабинет пользователя представляет собой пространство, доступное только пользователю и оператору сервиса. В нем содержится информация о паспорте пользователя и уведомления о сообщениях, поступивших на имя данного пользователя.
- Процесс работы с сервисом «Электронный инспектор» представляет собой заполнение «проверочных листов» по типовым трудовым ситуациям, представляющих собой список критериев (показателей), по которым работодатель самостоятельно осуществляет оценку соответствия своей деятельности требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
- Исчерпывающий перечень видов типовых трудовых ситуаций, используемых для проверок соблюдения работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые может пройти пользователь при работе с сервисом «Электронный инспектор»:
- прием на работу,
- изменение и прекращение трудового договора. Ответственность сторон трудового договора,
- защита персональных данных,
- рабочее время и время отдыха,
- оплата труда,
- гарантии и компенсации,
- подготовка и дополнительное профессиональное образование работников,
- охрана труда,
- особенности регулирования труда отдельных категорий работников,
- иные вопросы.
- Участниками процесса использования сервиса для осуществления работодателями предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются оператор сервиса «Электронный инспектор» и пользователи сервиса «Электронный инспектор».
- Процедуры осуществления пользователем самопроверки при работе с сервисом «Электронный инспектор».
- Работодатель своим локальным актом назначает уполномоченное должностное лицо, ответственное за осуществление предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, из состава кадровой службы или службы внутреннего трудового контроля.
- Должностное лицо, ответственное за осуществление предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, должно иметь высшее образование (юридическое или экономическое), иметь опыт кадровой работы и обладать знаниями трудового законодательства.
- При определении предмета и вида проверки учитывается, что данная процедура не предусматривает проверку соблюдения требований трудового законодательства в отношении лиц, находящихся на государственной службе Российской Федерации, муниципальной службе Российской Федерации, службе в органах внутренних дел и других правоохранительных органах Российской Федерации.
- При выборе проверочного листа учитывается, что проверке подлежит соблюдение трудовых прав каждого конкретного работника, а не организации работодателя в целом.
- Форма проверочного листа приводится в Приложении № 2.
- По результатам заполнения «проверочного листа» осуществляются следующие системные мероприятия.
- В случае отсутствия допущенных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, автоматически формируется системная отметка об отсутствии соответствующих нарушений.
- Результаты проверки с системной отметкой об отсутствии допущенных нарушений направляются в Федеральную службу по труду и занятости в целях принятия мер поощрения добросовестного работодателя.
- В случае обнаружения допущенных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателю предлагается перечень мер и инструментов для устранения допущенных нарушений с предоставлением образцов необходимых документов.
- Работодатель, допустивший нарушения, обязан их незамедлительно устранить и привести свою организационно-распорядительную документацию в соответствие с требованиями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
- По окончании проверки сервисом «Электронный инспектор» формируется Акт проверки соблюдения работодателем трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий следующие сведения:
- полное и сокращенное наименование работодателя;
- даты начала и окончания проверки;
- общая продолжительность проверки;
- предмет проверки;
- перечень допущенных работодателем нарушений трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, либо указание на отсутствие выявленных нарушений.
- Форма Акта проверки соблюдения работодателем трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, приводится в Приложении № 3.
- В случае выявления нарушений трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, сервис «Электронный инспектор» предоставляет пользователю рекомендации по устранению допущенных нарушений.
- По итогам проведения проверки пользователь сервиса «Электронный инспектор» имеет возможность:
- распечатать акт, историю проверок либо полученные по итогам проведения проверки рекомендации по устранению допущенных нарушений;
- вернуться к списку типовых трудовых ситуаций для проведения проверок;
- пройти следующую проверку по какой-либо иной из представленных для выбора типовых трудовых ситуаций.
- Подраздел сервиса «Электронный инспектор» «Банк типовых документов» обеспечивает пользователя образцами документов, необходимыми для приведения деятельности работодателя в соответствие с требованиями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
- Подтверждение результатов самопроверок с использованием сервиса «Электронный инспектор»
- Оператор сервиса «Электронный инспектор» осуществляет мероприятия по подтверждению результатов самопроверок с использованием сервиса «Электронный инспектор».
- Порядок подтверждения результатов самопроверки соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с использованием сервиса «Электронный инспектор»:
- а) проверка соответствия указанного наименования работодателя и ОГРН/ИНН сведениям, содержащимся в базе ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
- б) проверка правильности выбора типовой трудовой ситуации и заполнения «проверочного листа»;
- в) проверка дат начала и окончания проверки;
- г) формальная проверка правильности выявления допущенных нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (определение содержания нарушенных норм материального права и фактически допущенных их нарушений);
- д) выдача документа (удостоверения о соблюдении установленной процедуры самопроверки), подтверждающего достоверность результатов самопроверки.
- По итогам работы по подтверждению результатов проверки формируется специализированный банк данных, содержащий сведения о предприятиях (организациях), прошедших самопроверку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с использованием сервиса «Электронный инспектор».
- Полезные ссылки
Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости rostrud.ru.
Сайт Информационно-консультационного портала Роструда http://онлайнинспекция.рф/ содержит базу ответов по вопросам трудового законодательства.