Информация

Сопоставимого характера и объема

  • Текущее время: 14 дек 2021, 14:29
  • Часовой пояс: UTC+03:00

опыт работ сопоставимого характера, это что?

Сообщение Ш.Салихов » 03 дек 2014, 22:35

Провожу открытый конкурс — реконструкция городского парка. Участники, показывая опыт выполнения работ, представляют контракты от реконструкции улиц, до реконструкции электросетей, подстанций, газораспределителей.

Рри этом подчеркивают, что выполняли, при исполнении указанных контрактов, и работы аналогичные тем, что будут выполняться при реконструкции парка.

А именно, реконструкция существующих в парке электрических сетей, дорожек, заборов, ограждений, посадка зеленых насаждений.

Могу ли я признать эти работы как опыт сопоставимый по характеру и присовоить участникам баллы по стоимости выполненных ими работ?

Заранее всем спасибо!

Re: опыт работ сопоставимого характера, это что?

Сообщение Ш.Салихов » 04 дек 2014, 13:24

Re: опыт работ сопоставимого характера, это что?

Сообщение SVG » 04 дек 2014, 17:17

По моему мнению, сопоставимые работы, это работы аналогичные базовым, и выполненные в одинаковых условиях с базовыми работами.

Отдельно следует упомянуть объем работ. Можно выполнить 100 раз по 10 метров и это будет ни о чем. а можно 1 раз проложить 1 км и это будет определенный опыт.

Re: опыт работ сопоставимого характера, это что?

  • Сообщение Славная » 04 дек 2014, 17:50
  • такой вопрос надо было задавать на момент написания документации я после общей фразы всегда пишу, что я буду принимать за аналогичные работы.
  • в данном случае, заказчик сам прохлопал, поэтому я бы принимала все, что хоть как то имеет отношение к вашему предмету закупки
  • Источник

Значение слова «сопоставимый»

Сопоставимого характера и объема

СОПОСТАВИ́МЫЙ, —ая, —ое; —ви́м, -а, -о. Такой, который может быть сопоставлен с другим (другими). Сопоставимые величины.Моцарт и Прокофьев? У слушателей могло зародиться сомнение: рядом такие трудно сопоставимые явления искусства. С. А. Морозов, Музыка остается с тобой.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СОПОСТАВИ’МЫЙ, ая, ое; -ви́м, а, о (книжн.). Могущий быть сопоставленным. Эти понятия вполне сопоставимы.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

сопостави́мый

1. имеющий примерно те же масштабы или свойства, что и другие, могущий сравниваться с ними

Делаем Карту слов лучше вместе

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: приставной — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «сопоставимый&raquo

Предложения со словом «сопоставимый&raquo

  • Что не мешает им содержать семена, по своим питательным качествам вполне сопоставимые со знаменитыми кедровыми орехами.

  Что значит экран кабеля

Цитаты из русской классики со словом «сопоставимый»

  • Важнее же всего сознать, что дух совсем не есть реальность, сопоставимая с другими реальностями, например, с реальностью материи; дух есть реальность совсем в другом смысле, он есть свобода, а не бытие, качественное изменение мировой данности, творческая энергия, преображающая мир.

Сочетаемость слова «сопоставимый&raquo

Что (кто) бывает «сопоставимым»

Понятия, связанные со словом «сопоставимый»

Предельная нагрузка биологического вида на среду обитания (ёмкость среды) — максимальный размер популяции вида, который среда может безусловно стабильно поддерживать, обеспечивать пищей, укрытием, водой и другими необходимыми благами.

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «сопоставимый&raquo

  1. Что не мешает им содержать семена, по своим питательным качествам вполне сопоставимые со знаменитыми кедровыми орехами.

  2. Расчёт сводных индексов цен – дефляторов за ретроспективный период и пересчёт сводных экономических показателей в сопоставимых ценах осуществляется органами государственной статистики.

  3. Кристаллы сопрягались гранями, образуя устойчивые соединения, собранные из них нити причудливо переплетались, формируя исполинский, медленно вращающийся конус, по размерам сопоставимый с планетой.
  4. Источник

Опыт сопоставимый по характеру и объему

Модератор: Юлия

Сопоставимого характера и объема

Опыт сопоставимый по характеру и объему

  • yar1c » 02 ноя 2016, 13:39
  • Как всегда, чем больше думаешь, тем больше сомневаешься.
  • собственно, по сабжу по критериям ПП 1085:
  • а) характер — имеется ввиду вид объекта, допустим в проектировании, в частности ДОУ, школы, поликлиники, больницы, или же достаточно совпадения по видам работ согласно ОКПД.
  • б) объем в денежном выражении или имеется ввиду еще что-то еще?
  • если тема обсуждалась, ткните носом

Сопоставимого характера и объема

Re: Опыт сопоставимый по характеру и объему

Гера » 03 ноя 2016, 18:21

Сопоставимого характера и объема

Re: Опыт сопоставимый по характеру и объему

yar1c » 04 ноя 2016, 01:17

Сопоставимого характера и объема

Re: Опыт сопоставимый по характеру и объему

Vitaly.B » 04 ноя 2016, 07:16

Сопоставимого характера и объема

Re: Опыт сопоставимый по характеру и объему

Гера » 04 ноя 2016, 08:13

Сведения об опыте участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема

В данном разделе указывается:

Количество выполненных работ сопоставимого характера и объема, подтвержденное информацией о количестве выполненных работ без штрафных санкций (информация подтверждается копиями государственных контрактов и договоров с приложением актов сдачи-приемки выполненных работ, заключений и решений Заказчика по выполнению работ).

Работами сопоставимого характера признаются работы, выполненные без штрафных санкций в период с 2012 года по 2016 год по разработке, производству, испытаниям и ремонту авиационной техники. Работами сопоставимого объема признаются работы стоимостью не менее 50% от заявленной цены контракта.

Работы, начатые до 2012 года и завершенные в период с 2012 года по 2016 год, будут приняты к рассмотрению.

Сведения о наличии выполненных участником закупки работ сопоставимого характера и объема

Наименование работы, наименование Заказчика Объем работ, выполненных собственными силами, руб. Виды работ, входившие в состав проекта и выполненные собственными силами Период выполнения работ Основные результаты выполненных работ
нача-ло окон-чание
1 2 3 4 5 6
  • При отсутствии копий документов, подтверждающих тематику и качество работ сопоставимого характера и объема, указанные работы не будут учтены при оценке заявок на участие в конкурсе по показателю «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема».
  • 2.  Сведения о квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ:
  • Количество привлекаемых участником закупки (штатных или привлеченных на договорной основе) для выполнения работы дипломированных специалистов, имеющих ученые степени кандидата технических наук или доктора технических наук, подтвержденные копиями дипломов, копий кадровых документов, подтверждающих занятость этих специалистов на предприятии — ____ чел.
  • Сведения о персонале представляются в текстовой или табличной форме.

Представляется список привлекаемых участником размещения заказа (штатных или привлеченных на договорной основе) для выполнения работы дипломированных специалистов, имеющих ученые степени кандидата технических наук или доктора технических наук с указанием Ф.И.О., должности и приложением копий документов, подтверждающих ученые степени и их занятость на данном предприятии.

При отсутствии копий документов, подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), указанные сотрудники не будут учтены при оценке заявок на участие в конкурсе по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ».

3. Сведения о результатах научно-технической деятельности, предлагаемых участником закупки для использования при выполнении работ [4]

№ п/п   Наименование результата научно-технической деятельности (РНТД)   Вид охранного документа, № (индекс), дата*   Владелец прав**  
1 2 3 4
  1. I. РНТД, права на которые принадлежат Российской Федерации**
  2. ……………………………     …………………………………         
  3. II. РНТД, права на которые принадлежат участнику закупки
  4. ……………………………     …………………………………         
  5. III. РНТД, права на которые принадлежат третьим лицам***
  6. ……………………………     …………………………………         
  7. Должность руководителя (лица, уполномоченного участником закупки)
  8. участника закупки                 ______________        ______________

               (подпись)                       (Ф.И.О.)  

М.П. (для юридических лиц) (при наличии печати)

Примечание:

По своему усмотрению участник закупки может предоставить также и другие сведения (с приложением копий соответствующих документов), не учтенные в предложенных пунктах. При этом такие сведения должны быть указаны ниже приведенных таблиц либо оформлены в виде приложений к настоящей Форме.

Обращаем внимание, что указанные сведения и документы могут быть учтены при оценке заявки на участие в конкурсе по критерию « Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации ».

ФОРМА 4.5

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сопоставимого характера и объема Мы поможем в написании ваших работ!

Критерии сопоставимости в госзакупках

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

В начало статьи об участии в конкурсе по 44 ФЗ

Критерии сопоставимости в госзакупках 44 ФЗ:

  • — Свойства товаров (работ, услуг) – предметов сдачи;
  • — Функции сторон сделки (распределение ответственности);
  • — количество товаров, объем работ (услуг);
  • — сроки исполнения;
  • — условия оплаты заказчиком.
  • Если участник представит для подтверждения опыта договор, где он выступил субподрядчиком, тогда сопоставимым его уже считать нельзя, поскольку распределение ответственности при исполнении данного договора было иным.

Если же участник представит исполненный договор с авансом, а конкурс, на который он хочет его представить для подтверждения опыта без аванса, то их тоже нельзя считать сопоставимыми, ведь условия оплаты разные.

Заказчик может рассудить так: не было бы аванса в исполненном договоре – участник мог бы его сорвать из-за нехватки средств – условия оплаты были более мягкими.

Читайте также:  П.3 ст. 333.12.

Принцип сопоставимости

Что касается сопоставимости по количеству товаров, объему работ (услуг) то заказчик сам указывает пороги сопоставимости в КД, а если вы их там не обнаружите, подайте запрос разъяснений и обращайтесь в ФАС при отсутствии конкретного ответа,

Однородными (сопоставимыми), согласно НК РФ, являются товары со сходными свойствами, состоящие из схожих частей, выполняющие одинаковые функции и являющиеся взаимозаменяемыми. Сказанное выше касается также и однородных работ (услуг).

Сопоставимыми являются, например, лекарства с одним действующим веществом, стиральные порошки сходного состава, и т.д. Касательно совместимых работ это, например, установка деревянных и пластиковых окон, касательно совместимых услуг: услуги по вывозу опавшей листвы и скошенной травы.

https://www.youtube.com/watch?v=y7b8684xvTg\u0026pp=ygU90KHQvtC_0L7RgdGC0LDQstC40LzQvtCz0L4g0YXQsNGA0LDQutGC0LXRgNCwINC4INC-0LHRitC10LzQsA%3D%3D

Что касается требований к характеристикам товара (качественным и количественным), то хотя объем форм 2 в конкурсах обычно невелик, но заказчик может потребовать аргументацию представления того или иного показателя, а при отсутствии аргументации – не дать баллов. Здесь, скорее всего, обжалование в ФАСе будет бесполезным, если заказчик четко прописал в КД за какие недочеты сколько баллов он будет снижать.

Если хотя бы по одному критерию вы явно не проходите, участвовать не стоит – проиграете по сумме баллов. Если вам кажется, что критерии указаны заказчиком с целью ограничения конкуренции пробуйте жаловаться.

Шансы, конечно, есть. Результат будет зависеть от того, нарушил ли заказчик при составлении документации законодательство или нет. Если заказчик закон не нарушил, результат, скорее всего, будет отрицательным.

Ниже приведено несколько примеров обжалования в ФАСе конкурсных критериев.

Пример о весовых значениях конкурсных критериев

Участник конкурса на право заключения договора обязательного аудита подал жалобу на установленные заказчиком критерии, считая, что они ограничивают конкуренцию. Заказчик установил значимость ценового критерия 30%, а критерия квалификация – 70%.

ФАС признал жалобу участника необоснованной на основании того, что закон 44-ФЗ не ограничивает весовые значения конкурсных критериев, а для заказчика важнее не цена договора, а исполнение его наиболее участником, в организации которого работают более квалифицированные специалисты.

Пример о критерии «Квалификация участника»

Участник конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по сопровождению закупок попытался оспорить в ФАСе содержание критерия «квалификация участника». Заказчик указал, что у участника должны быть в штате специалисты, прошедшие курсовую подготовку в объеме не менее 250 часов. Участник счел это требование завышенным.

Заказчик пояснил на заседании комиссии ФАС, что такой объём курсовой подготовки был затребован в результате анализа длительности ряда образовательных программ. Комиссия пришла к выводу, что заказчик законодательство не нарушил: закон 44-ФЗ не ограничивает длительность курсовой подготовки специалистов, так что заказчик имел право рассчитать его самостоятельно.

Жалоба признана необоснованной.

Ещё примеры попыток обжалования критерия квалификация участника в ФАС

Участник конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию жизни и здоровья сотрудников силового ведомства попытался оспорить в ФАСе содержание критерия «квалификация участника».

Заказчик запросил в документации подтверждение опыта представлением договоров на сопоставимые услуги, исполненных в период с 01.01.2017 года. Участник счел временные рамки исполнения договоров дискриминационными. Комиссия ФАС, рассмотрев жалобу не согласилась с доводами заказчика.

Поскольку на конкурс было подано семь заявок, она сочла это убедительным аргументом в пользу того, что данное требование не ограничивает круг участников конкурса. Жалоба была отклонена.

Пример необоснованной жалобы по критерию: Квалификация

Участник конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по охране школьных учреждений попытался оспорить в ФАСе содержание критерия «квалификация участника».

Заказчик запросил в документации наличие у охранников: двухлетнего опыта работы в учреждениях дошкольного образования. За наличие в штате охранников с таким опытом полагалось 20 баллов.

Комиссия ФАС сочла содержание критерия правомерным, поскольку заказчик не требовал наличия опыта работы в своем регионе, а дошкольных учреждений в РФ десятки тысяч. Жалоба была признана необоснованной.

Другой пример необоснованной жалобы по тому же критерию

Участник конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по ОСАГО оспорил в ФАСе содержание критерия квалификация сотрудников, которое заказчик наполнил необычным содержанием, введя туда показатели убыточности, платежеспособности, рентабельности.

Участник счел эти показатели вообще не относящимися к квалификации сотрудников, а также предположил, что они ограничивают конкуренцию.

Однако комиссия ФАС пришла к выводу, что именно благодаря этим показателям заказчик может выявить наиболее квалифицированного исполнителя конкурса, к тому же показатели взяты не с потолка, а используются экспертными агентствами. Жалоба участника была отклонена.

Расчет целесообразности участия в конкурсе ( маржинальность )

Перед тем как приступить к расчету конкурса, рассчитайте среднее снижение на нескольких конкурсах, проведенных ранее этим же заказчиком, по 44-ФЗ, по тому же предмету закупки. Если оно невелико, есть смысл участвовать.

Конечно, по среднему снижению об исходе выбранного вами конкурса можно судить только приблизительно, тем не менее, если, например, на пяти конкурсах у того же заказчика оно колебалось около 20%, то можно ожидать на текущем конкурсе снижения не более 25% и не менее 15%.

Приступайте к расчету конкурса, чтобы прикинуть маржинальность.

Теперь готовьте заявку. Перечень документов указывается в конкурсной документации (КД). Укажите страну происхождения предлагаемых товаров, а также представьте соответствующую декларацию, если в КД указаны ограничения на поставку зарубежных товаров или приоритет российских товаров (работ, услуг).

Обеспечение заявки на участие в конкурсе по 44 ФЗ

Внесите (на спецсчет) обеспечение заявки, если оно требуется.

Банки стали выдавать банковские гарантии (БГ) на обеспечение заявок. Начинающим участникам БГ на крупную сумму не светит, так что по возможности старайтесь обойтись без нее.

Подав заявку, ждите ее рассмотрения. Если ее не отклонили за несоответствие каким-либо требованиям, для вас будет актуален итоговый протокол.

Если же заявку отклонили, посмотрите, имеет ли смысл обжаловать отклонение в ФАС.

В случае победы, заключайте контракт и приступайте к его исполнению.

Решение: 202100132489003469

Администрация поселения Сосенское

ул. Александры Монаховой, двлд. 30, стр. 1, пос. Сосенское, п. Коммунарка, г. Москва, 108814

ООО «Полимер-РУС»

Волоколамское ш., д. 1, стр. 1, пом. VI, комн. 31, г. Москва, 125080

РЕШЕНИЕ по делу № 077/06/106-6481/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе 19.04.2021              г.              Москва

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее — Комиссия Управления) в составе:

Председателя Комиссии — начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,

Членов Комиссии:

Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок В.А. Матвеева,

Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,

рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц­связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 № 92-УМ «О внесении изменений в правовые акты города Москвы» и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV., при участии представителей:

Администрации поселения Сосенское: Сосиной С.А.,

ООО «Полимер-РУС»: Стенина С.А.,

рассмотрев жалобу ООО «Полимер-РУС» (далее — Заявитель) на действия Администрации поселения Сосенское (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли муниципальных зданий, расположенных по адресам:              г. Москва, поселение

Сосенское, пос. Газопровод, пристройка к д. 15,16 (Закупка

№ 0148300008321000013) (далее — конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,

работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (далее — Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.

Проблема избыточных требований к участникам госзакупок

Государственные закупки являются одной из наиболее регламентированных сфер экономической деятельности с учетом ее особой значимости для защиты конкуренции, развития малого и среднего бизнеса. Тем не менее и в этой области правового регулирования существуют пробелы, которые приводят к неоднородной судебной практике.

Так, суды длительное время не могут сформировать единообразную практику относительно избыточных требований к участникам закупок со стороны государственных и муниципальных органов.

Последние, как правило, предпочитают заключать контракты с узкими специалистами – преимущественно с лицами, деятельность которых ограничивается объектом конкретной закупки, – в связи с чем предприниматели более широкого профиля лишены возможности заключить госконтракт.  

Зачастую суды допускают включение в конкурсную документацию (документацию об аукционе) любых требований к участникам закупки, ссылаясь при этом на формальное отсутствие ограничений в установленных законом правилах оценки заявок (в настоящее время утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 г.

№ 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г.

Читайте также:  Средства гигиены полости рта

№ 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Заказчики самостоятельно формулируют конкретные требования к товарам, работам и услугам с учетом специфики их деятельности. В частности, к ним может относиться опыт выполнения конкретного вида работ (оказания услуг) или наличие у сотрудников определенного уровня образования.

Однако такие требования должны соответствовать положениям законодательства о контрактной системе (ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – Закон о контрактной системе).

Как разъяснено в Письме Минэкономразвития России от 23 ноября 2015 г. № Д28и-3507 «О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ», сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы.

Учитывая изложенное, в случае установления данного показателя заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, которые заключались в том числе в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Нередко заказчики злоупотребляют правами при определении критериев оценки заявок участников закупки, обязывая последних представить избыточные документы либо включая в документацию о закупке требования, не имеющие отношения к функциональным характеристикам товара, работ или услуг. Их оценку на предмет соответствия принципам контрактной системы – таким как открытость, прозрачность и обеспечение конкуренции, – в спорных ситуациях дают Федеральная антимонопольная служба и суды.

В частности, в Постановлении АС Центрального округа от 23 ноября 2018 г. № Ф10-4868/2018 по делу № А83-15928/2017 сделан вывод о том, что при описании объекта закупки используются прежде всего стандартные показатели товара.

Применение иных показателей возможно лишь при наличии соответствующего обоснования.

В этом деле суд признал незаконным включение в техзадание свойств товаров (строительных материалов), которые можно определить только лабораторным путем.

В то же время в отдельных случаях суды допускают излишнюю детализацию характеристик объекта закупки.

Например, по требованию госзаказчика был признан незаконным вывод УФАС о том, что описание рецептуры товара, подлежащего закупке (дезинфицирующего средства), с указанием процентного содержания действующих веществ является излишним: достаточно обозначения цели использования и области применения средства (Постановление АС Поволжского округа от 18 ноября 2021 г. № Ф06-11334/2021 по делу № А06-5233/2020).

В другом деле суд признал избыточным и неправомерным требование о предоставлении в качестве подтверждения необходимого опыта копии исполненного контракта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а также без начисления неустойки (штрафов, пеней) к исполнителю.

При этом суд отметил, что равный доступ к закупочным процедурам реализуется путем установления равных конкурентных возможностей и единых правил для всех участников процедуры закупки до начала ее проведения. Обратное же нивелирует процедуру оценки и сопоставления заявок (Постановление АС Московского округа от 21 января 2022 г.

№ Ф05-33132/2021 по делу № А40-61210/2021).

К аналогичному выводу недавно пришел Верховный Суд РФ, оценивая правомерность требования о наличии у участника закупки узкоспециализированного опыта, а именно – опыта работы с госзаказчиками (Определение от 14 июля 2022 г. № 309-ЭС22-5256 по делу № А50-684/2021).

ВС пресек установление дополнительных критериев для участника госзакупокСуд указал, что установление в качестве квалификационного критерия наличия опыта у участника в выполнении работ по госконтрактам приводит к нарушению принципа равноправия

Несмотря на то что ВС и ранее указывал, что требования к предмету закупки, в том числе к техническим характеристикам товара, не могут быть произвольными (см., например, Определение от 31 мая 2018 г. № 310-КГ18-6264 по делу № А83-7161/2016), практика нижестоящих судов по данному вопросу до сих пор неоднородна.

В отличие от судов, в практике ФАС давно наметилась тенденция признавать неправомерными любые требования к участникам закупки, которые не могут быть обоснованы с точки зрения обычной хозяйственной деятельности. Так, территориальные органы ФАС признают незаконными:

  • требования о представлении в составе второй части заявки документов, не предусмотренных законом: например, наличие лицензии на виды деятельности, не имеющие отношения к объекту закупки (Решение Ярославского УФАС от 17 ноября 2020 г. по делу № 076/06/64-1026/2020);
  • установление предельных максимальных показателей оценки нестоимостного критерия по опыту осуществления соответствующей деятельности (Решение Краснодарского УФАС от 3 декабря 2020 г. № 2075/2020 по делу № 023/06/54.3-6151/2020);
  • требования к наличию у участника закупки особого статуса (например, членство в СРО), если это не предусмотрено законом (Письмо ФАС России от 8 октября 2015 г. № АЦ/54940/15);
  • требования к предоставлению избыточных документов: например, не предусмотренных трудовым законодательством, подтверждающих наличие у персонала участника закупки должной квалификации (Решение Московского УФАС от 22 марта 2021 г. по делу № 077/06/106-4519/2021).

В судебной практике до недавнего времени наблюдался более формальный подход: суды зачастую приходили к выводу, что отсутствие в законе прямого запрета на включение в документацию о закупке того или иного требования к участникам торгов означает его допустимость.

Между тем лаконичное законодательное регулирование данного вопроса предполагает высокую степень судейского усмотрения.

Оценивая действия заказчиков, суды должны исходить из основных целей Закона о контрактной системе, к которым относятся, в частности, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе). Заказчики, в свою очередь, обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничений допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам (п. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе).

Представляется, что практика Верховного Суда последних лет позволит сформировать единообразный подход нижестоящих судов в данной сфере.

С учетом изложенного при составлении документации о закупке и формулировании требований к участникам торгов заказчикам следует учитывать следующие основные критерии их допустимости:

  • требования касаются основных (стандартных) свойств, показателей товара (работ, услуг) и соотносятся с целями их использования; и
  • требования не ограничивают доступ к закупке продавцов (подрядчиков, исполнителей), имеющих опыт, соответствующий объекту закупки.

Практика ФАС: опыт исполнения контрактов в качестве критерия оценки конкурсных заявок | Контур.Закупки

Часто заказчик в момент составления конкурсных документов утверждает критерии оценки заявок, учитывая при этом собственные ощущения или основываясь на определении победителя наперёд. Расcмотрим случай из закупочной практики.

Заказчик, в соответствии с нормами 44-ФЗ, опубликовал извещение об осуществлении конкурса свободного типа на закупку услуг специализированного предприятия. В период выполнения договора исполнитель должен был оказывать услуги:

  1. Разработка закупочных документов.
  2. Публикация извещений.
  3. Экспертное оценивание заявлений.
  4. Формирование протоколов.
  5. Публикация данных в реестре контрактов.
  6. Экспертно-консультационное обслуживание закупочных действий заказчика.

В качестве критериев для оценки заявок выступают:

  • Стоимость договора;
  • Наличие нужного числа квалифицированных сотрудников. В качестве квалифицированных сотрудников принимаются сотрудники конкурсанта — специалисты по закупкам с документом о повышении квалификационного уровня или дипломом о профпереподготовке.
  • Опыт работы, связанный с предметом договора. Опыт исполнения контрактов подтверждался в данных о подготовленных конкурсантом государственных или муниципальных договоров оказываемых услуг, где также указывается реестровая нумерация закупок в ЕИС на предоставление сервисной деятельности специализированному предприятию из области государственных и муниципальных закупок и приобретения продуктов и услуг некоторыми типами юридических представителей во временной промежуток с 2017 по 2020 год.

В момент приёма заявок была получена жалоба на пункты конкурсных документов, в том числе на критерии оценки заявок. Она была признана как необоснованная, нарушений закона УФАС не было найдено.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Как обжаловать действия заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ

УФАС не имел право брать на рассмотрение подобную жалобу, в соответствии с ч.6 ст.106 44-ФЗ. Однако, в результате внеплановой проверки конкурсных документов УФАС не выявлено:

Критерий оценки заявок параметра «О наличии у участника закупки опыта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма», а также заявки, составленные в соответствии Федеральному закону от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не следует определять в качестве объективного и правомерного.

Так как внедрение в документы подобного тонкого критерия может послужить причиной ограничения открытого доступа конкурсантов, устанавливает разные начальные условия, наделяя преимуществом сельскохозяйственные субъекты, владеющие опытом осуществления требуемой деятельности для государственных и муниципальных надобностей, перед хозяйственными субъектами, где такой возможности нет. Отмечается нарушение концепции формирования соперничества, определяемого в статье 8 Закона о контрактной системе.

Читайте также:  Пояснения по требованию

По этому заключению УФАС объявил заказчика нарушителем ч.2 ст.8, п.8 ч.1 ст.54.3 Федерального закона от 05.04 2013 года №44-ФЗ, что нормируется по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

Опираясь на заключение, было составлено распоряжение об аннулировании протоколов и корректировке конкурсных документов.

В какой закупке стоит принимать участие

Памятка для участников по 44 ФЗ (по материалам ФАС России)

Памятка субъектам малого предпринимательства: наиболее часто задаваемые вопросы по применению Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

  1. Вправе ли заказчик при проведении электронного аукциона требовать в составе заявки указать количество товара? // позиция ФАС
  • Участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе на поставку товара должен указать согласие и конкретные показатели товара.
  • При этом Закон о контрактной системе не содержит требования об указании в составе заявки количества товара.
  • Таким образом, количество товара не входит в перечень сведений, которые должна содержать заявка на участие в электронном аукционе, поскольку не является конкретным показателем товара, в связи с чем при установлении указанных условий исполнения контракта в документации об электронном аукционе участники закупки соглашаются на исполнение данных условий контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
  • Таким образом, заказчик не вправе требовать в составе заявки на участие в электронном аукционе указания количества поставляемого товара.
  1. Вправе ли заказчик требовать от участника закупки описать химический состав, из которого будет сделан товар, например, описать химический состав стали, из которой изготовлен корпус двери? / позиция ФАС

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок химических показателей товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе.

На основании изложенного, ФАС России считает, что установление в документации о закупке требования о предоставлении участниками закупок в составе заявок информации о химическом составе материалов, из которых изготовлен закупаемый товар, является нарушением части 5 статьи 51, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

  1. У заказчика в документации о закупке не указана ссылка на конкретный ГОСТ, которому должен соответствовать товар (например, должен соответствовать ГОСТу, но не указано какому). При этом, если участник заполнит заявку и показатели не будут соответствовать ГОСТу, то заявка будет отклонена. Правомерно ли это? / позиция ФАС
  1. С 1 июля 2016 года:
  2. 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
  3. Таким образом, при указании в конкурсной документации, документации об аукционе требования о соответствии ГОСТ, заказчиком должна быть обеспечена возможность сопоставить ГОСТ и товар, при описании которого необходимо руководствоваться таким ГОСТом.
  4. Вместе с тем, действия заказчика, установившего в конкурсной документации, документации об аукционе требования о соответствии ГОСТу, но не указавшего конкретное наименование ГОСТа,  а также не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявок, позволяющую сопоставить описываемый товар и ГОСТ, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  1. Как правильно заполнить заявку в соответствии с документацией об аукционе или открытом конкурсе? Какие показатели необходимо указать конкретно, а какие показатели оставить в диапазоне или неизменяемыми?

Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

  • Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит запрет на использование иных показателей описания объекта закупки.
  • Дополнительно ФАС России сообщает, что при описании объекта закупки заказчик самостоятельно определяет показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
  • При этом, заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к используемым для выполнения работ товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми для качественного выполнения работ (оказания услуг).
  • В соответствии со статьей 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, и должны содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара.
  • Таким образом, заказчик вправе установить в конкурсной документации форму заявки, в соответствии с которой участнику закупки необходимо указать показатели объекта закупки товара, работы, услуги и значения таких показателей.
  • Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50, пунктом 2 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны содержать требования к содержанию заявки и требования к составу заявки на участие в закупке, а также инструкцию по ее заполнению.
  • Из изложенного следует, что конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны содержать надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в части указания показателей товара (работы, услуги).

Неустановление заказчиком в документации об аукционе, конкурсной документации надлежащей инструкции, а также установление инструкции, не позволяющей однозначно определить порядок заполнения заявки является нарушением пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дополнительно, ФАС России сообщает, что вопрос о том является ли инструкция по заполнению заявки на участие в закупке надлежащей или ненадлежащей необходимо решать в каждом конкретном случае, исходя из положений документации о закупке, заявки участника закупки и всех обстоятельств дела.

  1. Может ли участник закупки указать в заявке несколько стран происхождения товара?

В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе  первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе,  наименование страны происхождения товара.

Согласно статье 58 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) установлены общие положения о стране происхождения товаров. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с частью 2 статьи 59 ТК ТС  документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Кроме того, пунктом 2.1 Соглашения Правительств государств — участников стран СНГ от 20 ноября 2009 г.

«О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» (далее — Соглашение) установлено, что страной происхождения товара считается государство – участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров.

Таким образом, сведения о стране происхождения товара устанавливаются в соответствии с положениями ТК ТС, в соответствии с которыми под сведениями о происхождении товара предполагается страна происхождения товара, на территории которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.

На основании изложенного, участник закупки, предлагая к поставке конкретный товар, указывает в первой части заявки на участие в электронном аукционе информацию о стране происхождения товара.

Вместе с тем, в отдельных случаях законодательством Российской Федерации установлена необходимость получения документа, подтверждающего соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством  Российской Федерации. При этом в таких документах может содержаться, в том числе, информация о стране происхождения товара.

В частности, в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416, сведения о месте производства медицинского изделия указываются в регистрационном удостоверении, выдаваемом Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.