Информация

Соглашение по применению статьи vii гатт

Соглашение по применению статьи vii гатт

  • Упомянутые правила применяются с учетом принципов и правил, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее — ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994 (пункт 1 статьи 38 Таможенного кодекса).
  • Кроме того, при отсутствии в актах таможенного регулирования положений по отдельным вопросам оценки товаров в таможенных целях, их недостаточной полноте или определенности суды могут учитывать консультативные заключения, информацию и рекомендации Всемирной таможенной организации, принимаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994.
  • В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
  • При оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса ЕАЭС следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.

В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом ЕАЭС и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости — цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).

  1. С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
  2. В то же время отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок — данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
  3. Отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
  4. При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса ЕАЭС права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.

В целях надлежащей реализации права декларанта на предоставление документов, сведений и пояснений таможенный орган в соответствии с пунктом 15 статьи 325 Таможенного кодекса ЕАЭС извещает его об основаниях, по которым предоставленные документы и сведения о товаре не устраняют имеющиеся сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости, в том числе с учетом иных собранных таможенным органом документов и полученных сведений (например, сведений, полученных от лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (идентичных, однородных) товаров, контрагентов декларанта, иных государственных органов, таможенных органов иностранных государств, транспортных и страховых компаний и т.п.).

В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 Таможенного кодекса ЕАЭС декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.

Исходя из пункта 13 статьи 38 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенные органы вправе убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с их действительной стоимостью. В то же время с учетом положений пункта 1 статьи 38 Таможенного кодекса предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой.

  • В связи с этим следует исходить из того, что лицо, ввозящее на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, должно обладать документами, подтверждающими действительное приобретение товара по такой цене и доступными для получения в условиях внешнеторгового оборота.
  • Основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 Таможенного кодекса, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
  • В связи с этим при разрешении спорных ситуаций, следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
  • Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
  • Вместе с тем при сохранении неполноты документального подтверждения таможенной стоимости и (или) сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля, по смыслу пункта 17 статьи 325 Таможенного кодекса ЕАЭС решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение того, что таможенная стоимость ввозимых товаров не соответствует их действительной стоимости.

По смыслу подпункта 2 пункта 1 статьи 39 Таможенного кодекса ЕАЭС примененная сторонами сделки цена товаров признается неприемлемой для целей таможенной оценки, несмотря на достоверность представленных декларантом сведений, если установлены условия или обязательства, влияние которых на продажу или цену ввозимых на таможенную территорию товаров невозможно измерить в стоимостном (денежном) выражении. В этом случае определение таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними не производится.

  1. При возникновении на практике спорных ситуаций с Таможней по вопросам определения таможенной стоимости, обращайтесь к квалифицированным юристам, специализирующимся в данной отрасли!
  2. Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
  3. Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram

4.10. Таможенная оценка. Соглашение о применении ст. VII гатт-1994 "Кодекс о таможенной стоимости"

Статья
VII
ГАТТ касается оценки импортируемых
товаров для целей взимания таможенных
пошлин.

Она устанавливает общие правила
для всех стран-участниц, принципы
определения таможенной стоимости
импортных товаров и говорит, что
таможенная стоимость товара должна
основываться на его фактической стоимости
и не может определяться на базе
произвольных фиктивных оценок или
стоимости товара отечественного
происхождения.

Под фактической стоимостью
понимается цена, по которой этот или
аналогичный товар продается или
предлагается к продаже в такое время,
в таком месте, которые определяются
законами страны-импортера при обычном
течении торговли в условиях свободной
конкуренции.

Проблема
оценки товаров для таможенных целей
стала одним из важных направлений
многосторонних торговых переговоров.
Оценка товаров для таможенных целей —
это процесс, в ходе которого таможенные
власти должны определить реальную цену
импортируемого товара и его место в
товарной классификации тарифа.

При этом
процесс определения таможенной стоимости
может превратиться в дополнительный
барьер в том случае, если товар будет
отнесен (при классификации) к товарной
позиции с более высоким уровнем обложения,
если цена товара будет завышена или
если процесс оценки товаров для таможенных
целей будет требовать представления
дополнительных документов, и займет
много времени.

Поэтому
создание нейтрального и стабильного
метода определения таможенной
стоимости стало актуальной проблемой
еще в начале 50-х годов, когда была принята
так называемая Брюссельская конвенция
о таможенной стоимости. Однако США,
Канада и ряд стран ее не приняли. В то
же время ст. VII
ГАТТ создавала лишь общие параметры
унифицированной методологии определения
таможенной стоимости.

Соглашение
о применении ст. VII
ГАТТ, разработанное в итоге Токио-раунда,
было направлено на то, чтобы предотвратить
все сказанное выше.

В итоге Уругвайского
раунда это Соглашение было модернизировано
и в уточненном виде вошло в правовой
комплекс ВТО (Статья 15, параграф 1, п.

«а»
Соглашения определяет таможенную
стоимость импортируемых товаров как
«стоимость в целях обложения товаров
адвалорными пошлинами»).

Читайте также:  Правотворческая инициатива граждан

Принцип
таможенной оценки, положенный в основу
этого Соглашения, заключается в
использовании так называемой цены
сделки. Цена сделки (основной метод
таможенной оценки) — это цена, уплаченная
или подлежащая уплате за импортируемый
товар. Условия, которым должна отвечать
цена сделки, четко регламентированы в
Соглашении.

В эту цену может включаться
целый ряд дополнительных расходов
покупателя (комиссионные и брокерские
расходы, расходы на лицензированное
вознаграждение, стоимость упаковки и
контейнеров, оплата услуг при импорте
товаров).

Соглашение оставляет открытым
для каждой страны вопрос о том, включать
ли стоимость фрахта и страхования в
таможенную стоимость товара.

Таможенные
власти могут не признать стоимость
сделки, если у них есть серьезные
основания сомневаться в достоверности
или точности этой цены.

Таможенные
власти и импортер в этом случае вступают
в консультации, в ходе которых импортеру
предоставляется возможность доказать
справедливость указанной им цены.

Таможенные власти, если они не удовлетворены
объяснениями импортера, обязаны
представить ему письменное заключение
о причинах непринятия декларированной
цены сделки в качестве базы для начисления
пошлин.

Дальнейшие
шаги таможенных властей заключаются в
последовательном использовании (при
консультации с импортером) пяти других
методов определения таможенной стоимости:

1.
Таможенная стоимость идентичных товаров,
уже прошедших таможенную очистку
примерно в то же время

(Товары считаются идентичными, если
они во всех отношениях идентичны, включая
качество, физические характеристики и
репутацию).

2.

Таможенная стоимость подобных товаров,
также прошедших таможенную очистку
примерно в то же время («Товары
считаются подобными, если они близко
соответствуют оцениваемым товарам по
материалу, компонентам, характеристикам,
могут выполнять те же функции и в
коммерческом плане взаимозаменяемы.
Товары для того, чтобы считаться
идентичными и подобными, должны быть
произведены в той же стране и тем же
производителем, что и оцениваемый
товар).

3.

Таможенная стоимость, определенная на
основе единичной стоимости, по которой
идентичные или подобные товары в
наибольшем количестве продаются на
внутреннем рынке одновременно или почти
одновременно с импортом товаров,
подлежащих оценке. При этом из этой цены
должны быть исключены: прибыль, таможенные
пошлины и сборы, транспортные расходы,
страховые сборы и другие расходы, с
которыми связана продажа на внутреннем
рынке.

4.
Расчетная стоимость, определяемая как
сумма издержек производства товаров,
являющихся предметом
оценки,
с добавлением прибыли и общих расходов,
которые обычно включаются в стоимость
товаров их производителем.

5.
Если таможенная стоимость не может быть
определена любым из названных выше
методов, она может быть определена
гибким и разумным использованием любых
названных выше методов на основе данных,
имеющихся в стране импорта, при условии,
что используемые критерии совместимы
с положениями Соглашения и ст.
VII
ГАТТ.

При
этом таможенная стоимость не может
определяться на основе:

  • продажной цены товаров, производимых в стране импорта;
  • цены товаров на внутреннем рынке страны экспорта;
  • цены товаров для экспорта в страну иную, чем страна импорта;
  • минимальных таможенных стоимостей;
  • произвольных или фиктивных стоимостей.

Соглашение
также устанавливает одно общее условие:
все названные методы должны использовать
информацию, доступную в стране импорта.
В отношении же метода расчетной стоимости
Соглашение предполагает его использование
только в случаях, когда покупатель и
продавец взаимосвязаны и производитель
товара готов предоставить необходимые
сведения.

Одна
из сложных проблем, которую пытается
решить Соглашение, — это приемлемость
или неприемлемость для таможенных целей
так называемых трансфертных цен, т.е.
цен, которые образуются при обмене
товаров между предприятиями, входящими
в одну транснациональную компанию.
Статья 1 (§ 2, п.

«а») определяет, что один
лишь факт того, что сделка совершена
между взаимосвязанными лицами, не дает
основания для непризнания цены сделки
в качестве неприемлемой основы для
таможенной оценки.

Но если в свете
информации, имеющейся у таможенной
администрации, она предполагает, что
взаимосвязь повлияла на цену, она должна
сообщить о своих основаниях импортеру,
которому предоставляется возможность
доказать приемлемость заявленной цены
для таможенных целей.

Лица
для
целей
Соглашения
считаются связанными, если они являются
юридически признанными партнерами в
бизнесе, одно из них прямо контролирует
другое или оба контролируются третьим
лицом, они являются работодателями и
служащими или членами одной семьи. Эти
аспекты подробно регламентированы в
ст. 15(4) Соглашения.

Важное
значение для функционирования системы
таможенной оценки таким образом, чтобы
она не превратилась в скрытый барьер
международной торговли, имеет положение
ст.

13, которое устанавливает, что если
процесс определения таможенной стоимости
затянулся, то импортер может получить
товары под гарантию оплаты пошлины.

Эта
статья подчеркивает, что законодательство
каждого члена ВТО должно содержать
положения, относящиеся к подобным
ситуациям.

При
этом в Соглашении определено, кто несет
бремя доказательства справедливости
декларирования таможенной цены (или
обратного) — таможня или импортер.

Решение, касающееся случаев, когда
таможня имеет основания сомневаться в
точности или достоверности декларированной
стоимости, переносит ответственность
за доказательство справедливости
таможенной цены на импортера в тех
случаях, когда таможенные власти выражают
сомнение в достоверности, декларированной
цены.

RSS — рассылка Соглашения ВТО

С правовой точки зрения ВТО представляет собой многосторонний пакет соглашений, нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Все члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных юридических документов, которые входят в данный пакет соглашений и именуются термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС).

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

Приложение 1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами

Наименование соглашения
1 Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. ГАТТ 1994 — основополагающий документ, который содержит общие принципы и нормы, регулирующие международную торговлю товарами. Более детально эти правила изложены в секторальных соглашениях, прилагаемых к Соглашению об учреждении ВТО. ГАТТ 1994 включает текст своего предшественника, ГАТТ 1947, а также все правовые инструменты, которые были приняты до заключения Соглашения об учреждении ВТО (протоколы о присоединении к ГАТТ, списки тарифных уступок, договоренности стран-членов об интерпретации статей ГАТТ 1947 и так далее). ГАТТ определяет целый ряд фундаментальных принципов, на которых базируется международная торговая система: • Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым каждый член ВТО предоставляет товарам любого другого члена ВТО режим не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным товарам любого члена организации. • Национальный режим в отношении налогообложения и внутреннего законодательства, в соответствии с которым каждый член ВТО предоставляет товарам другого члена ВТО режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам национального происхождения.ГАТТ 1994 также содержит важные положения о взаимном снижении и «связывании» таможенных тарифов, устранении импортных и экспортных количественных ограничений и подаче уведомлений о деятельности государственных торговых предприятий. Ряд статей ГАТТ 1994 определяет общий порядок применения субсидий, а также использование таких инструментов, как антидемпинговые и компенсационные пошлины и защитные меры; излагает ряд критериев и требований, которыми должны руководствоваться страны-члены, заключая соглашения о свободной торговле или таможенные союзы.
2 Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г. Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.
3 Соглашение по сельскому хозяйству Соглашение по сельскому хозяйству предусматривает, что в целях либерализации международной сельскохозяйственной торговли все таможенные пошлины должны быть снижены развитыми странами в среднем на 36% в течение шести лет. При этом минимальное снижение для любого товара должно составить 15%. Для развивающихся стран среднее и минимальное снижение должно соответственно составить 24% и 10% и осуществляться в течение десяти лет. Наименее развитие страны освобождены от обязательства снижать свои таможенные пошлины. Соглашение также предусматривает целый комплекс обязательств стран-членов ВТО по снижению уровня субсидирования производства сельскохозяйственной продукции. Эти обязательства выражены в так называемых «агрегированных мерах поддержки» (АМП). В Соглашении подробно прописан порядок расчетов АМП. По Соглашению в течение шести лет развитые страны должны снизить уровень АМП на 20%, развивающиеся — на 13% в течение 10 лет. Эти обязательства не касаются мер внутренней поддержки, получивших название мер «зеленой корзины». К этой категории относятся конкретные правительственные программы, которые предусматривают предоставление услуг общего характера (финансирование научных исследований, подготовка кадров, развитие инфраструктуры) и имеют минимальное воздействие на торговлю сельскохозяйственной продукцией.Соглашение определяет обязательства стран-членов по сокращению расходов на экспортные субсидии, а также физические объемы субсидированного экспорта. Развитые страны приняли на себя обязательство снизить уровень прямых экспортных субсидий на 36% в течение шести лет. В течение того же срока они должны уменьшить физические объемы субсидируемого экспорта на 21%.Развивающиеся страны обязались в течение десяти лет снизить бюджетное финансирование сельскохозяйственного экспорта на 24%, а объемы субсидируемого экспорта – на 14%.
4 Соглашение по текстилю и одежде   В течение многих десятилетий мировая торговля текстилем и одеждой оставалась за пределами системы ГАТТ и с 1973 года она стала регулироваться так называемой Договоренностью по поливолокнистым материалам (Multifibre Arrangement). Цель заключенного Соглашения по текстилю и одежде состояла в том, чтобы обеспечить постепенное завершение действия Договоренности по поливолокнистым материалам к 1 января 2005 года. Эта цель осуществлялась путем постепенного устранения количественных ограничений, согласованных в рамках Договоренности. Как и предусматривалось положениями Соглашения по текстилю и одежде, 1 января 2005 года все импортные квоты в международной торговле текстильными товарами были устранены, а само Соглашение прекратило свое существование. Отныне мировая торговля этими товарами регулируется общими положениями ВТО.
5 Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм Санитарные и фитосанитарные меры определяются как меры, которые применяются в целях охраны жизни людей и животных или для защиты растений от рисков, связанных с различными добавками, токсинами или заболеваниями, которые могут присутствовать в пище, а также в целях защиты страны в случае попадания на ее территорию и распространения насекомых-вредителей. Соглашение разрешает членам вводить санитарные и фитосанитарные меры, имеющие под собой научную основу, но подобные меры не должны служить инструментом дискриминации против импортируемых товаров. Санитарные и фитосанитарные меры не должны использоваться в протекционистских целях. При разработке новых санитарных и фитосанитарных мер члены Соглашения поощряются на использование существующих международных стандартов, руководств и рекомендаций.
6 Соглашение по техническим барьерам в торговле   Цель Соглашения по техническим барьерам в торговле состоит в том, чтобы технические стандарты и регламенты, а также процедуры оценки соответствия не создавали дополнительных препятствий в торговле. Соглашение признает, что страны-члены имеют право вводить подобные меры в целях охраны здоровья и безопасности людей или защиты окружающей среды. Соглашение поощряет членов на использование международных стандартов и на гармонизацию и взаимное признание технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. В соответствии с положениями Соглашения по техническим барьерам в торговле каждая страна-член ВТО должна создать специальные информационные бюро для того, чтобы облегчить доступ к информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия, существующих в каждой стране.
7 Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей   Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС) признает, что некоторые меры национальной инвестиционной политики могут оказывать сдерживающее или искажающее воздействие на торговлю. В соответствии с Соглашением страны-члены ВТО берут на себя обязательство не применять такие меры, которые противоречили бы принципу национального режима, зафиксированному в ГАТТ 1994, либо обязательству об устранении количественных ограничений в торговле. В Приложении к Соглашению приведен примерный перечень мер инвестиционной политики, противоречащих положениям ГАТТ 1994 (например, требование о закупках определенного количества товаров национального производства).
8 Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров)   Соглашение по выполнению Статьи VII ГАТТ 1994 (Соглашение по таможенной оценке) предусматривает определение таможенной стоимости ввозимого товара на основе цены сделки, т.е. на основе реальной цены товара. В некоторых специфических случаях, когда для определения таможенной стоимости цену сделки использовать нельзя, Соглашение предусматривает пять других способов определения таможенной стоимости, которые должны применяться друг за другом в определенном иерархическом порядке.
9 Соглашение по предотгрузочной инспекции   Соглашение по предотгрузочной инспекции содержит определенный ряд требований к странам, использующим процедуру проверки качества, количества, цены и/или таможенной классификации импортируемых товаров до того, как они отгружаются экспортирующей страной. Данная процедура должна применяться на недискриминационной основе с соблюдением требований транспарентности, защиты конфиденциальной деловой информации и проверки цены товара.
10 Соглашение по правилам происхождения Основная цель Соглашения по правилам происхождения состоит в том, чтобы создать странам-членам условия для гармонизации правил происхождения, используемых в непреференциальных инструментах торговой политики. Эти правила должны применяться странами-членами ВТО для целей взимания таможенной пошлины, предусмотренной для режима наибольшего благоприятствования в торговле, в ходе антидемпинговых и антисубсидийных расследований и при последующем взимании соответствующих пошлин, для целей введения защитных мер и тд. Соглашение также обеспечивает выполнение одних и тех же критериев для определения страны происхождения товара всеми странами-членами ВТО независимо от целей, в которых эти правила применяются. Правила происхождения не должны содержать необоснованно жестких требований или условий, не относящихся к производству или переработке товаров, как необходимых требований для определения страны происхождения товара.
11 Соглашение по процедурам импортного лицензирования   Данное Соглашение устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта.
12 Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам Соглашение по субсидиям и компенсационным пошлинам дает определение термина «субсидия» и устанавливает, что его положениями охватываются только специфические субсидии. Соглашение разделяет субсидии на три категории: (1) запрещенные; (2) разрешенные, но допускающие введение компенсационных мер; и (3) разрешенные и не допускающие введение компенсационных мер. В Соглашении также содержатся положения, регулирующие использование компенсационных мер, то есть дополнительных таможенных пошлин, которые по результатам соответствующих расследований взимаются в импортирующей стране с целью компенсации отрицательного эффекта субсидии.
13 Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг) В соответствии со Статьяей VI ГАТТ 1994 членам ВТО разрешается применять антидемпинговые меры при выполнении трех следующих условий: • Экспортная цена товара ниже, чем его «нормальная стоимость»., т.е. экспортная цена должна быть ниже, чем сравнимая цена на аналогичный товар, продающийся на внутреннем рынке экспортирующей страны; • Товары, импортируемые по демпинговым ценам, наносят ущерб или грозят нанести ущерб отрасли промышленности импортирующей страны, производящей аналогичные товары; • Между товарами, импортируемыми по демпинговым ценам, и ущербом, который наносится отрасли промышленности импортирующей страны, существует четко установленная причинно-следственная связь.Соглашение содержит четкие и понятные правила в отношении установления факта экспорта товаров по демпинговым ценам, критериев, которые необходимо учитывать при установлении ущерба отрасли промышленности, а также процедур, в соответствии с которыми возбуждаются и проводятся антидемпинговые расследования. В Соглашении также четко прописана роль механизма урегулирования споров ВТО при рассмотрении споров в отношении антидемпинговых расследований.
14 Соглашение по защитным мерам Соглашение по защитным мерам разрешает странам-членам ВТО при наличии определенных условий вводить защитные меры в торговле на недискриминационной основе с целью ограничения импорта. Соглашением запрещаются так называемые «меры серой зоны», такие как добровольные ограничения экспорта или соглашения о разделе рынка. В Соглашении также детально прописаны процедуры расследования, которые необходимо проводить для обоснования возможности и целесообразности введения защитных мер.
  • Приложение 1В: Генеральное соглашение по торговле услугами Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере
  • Приложение 1С: Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности
  • Приложение 2: Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО
  • Приложение 3: Механизм обзоров торговой политики Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО
  • Приложение 4: Торговые соглашения с ограниченным кругом участников Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения
Читайте также:  Практическая 2020 5

Раунды многосторонних переговоров в рамках ГАТТ: 1947-1994 г

  • Крупнейшие прорывы в области либерализации международной торговли были достигнуты в результате проведения серии многосторонних торговых переговоров или торговых раундов под эгидой ГАТТ. Наиболее значимые из них:
  • раунд Диллона, 1960 — 1961 гг.;
  • раунд Кеннеди, 1964 — 1967 гг.;
  • Токийский раунд, 1973 — 1979 гг.;
  • Уругвайский раунд, 1986-1993 гг.,

В течение первых 3 десятилетий суще­ствования ГАТТ его деятельность была сосредоточена на либерализа­ции международной торговли путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты.

Первоначально переговоры проходили между странами-произво­дителями одного товара, а затем распространялись и на другие госу­дарства посредством понятия «наиболее благоприятственной нации».

Начиная с шестой встречи (Кеннеди-раунд), переговоры уже никог­да не ограничивались лишь одной продукцией, а приняли более ши­рокий характер: совокупность таможенных пошлин сокращалась от­ныне в одинаковом процентном отношении. Это снижение растяну­лось во времени и происходило путем постепенного «сглаживания» и взаимных уступок. Раунд Кеннеди закончился достижением согласия о новом антидемпинговом соглашении ГАТТ.

В результате средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран снизился с 40—60 % в конце 40-х годов до 8—10% к началу 70-х годов.

Это, в свою очередь, стало важным фактором стимулирования экономического роста и международной торговли в послевоенные годы: за период 1950—1975 годов мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза.

В 70-е годы развивающиеся страны, представленные так на­зываемой Группой 77, выступили с концепцией нового между­народного экономического порядка (НМЭП). Суть концепции — требования развив.

стран установить более справедли­вый порядок во внешней торговле, в валютно-финансовой сфере, сфере движения капитала и рабочей силы, который в конце концов определил бы некоторые предпочтения и льготы в меж­дународных экономических отношениях.

С этой целью развива­ющиеся государства требовали от мирового сообщества подтвер­дить суверенитет в отношении природных ресурсов и территорий, ликвидировать «ножницы цен» на сырье и промышленную про­дукцию, списать внешние долги, ускорить промышленное раз­витие, ликвидировать голод, нищету, отсталость путем обязатель­ных перечислений до 1% ВНП промышленно развитых стран в пользу развивающихся и т.д.

Токийский раунд — первая попытка

Реформы системы международной торговли

В Токийском раунде, который проходил с 1973 по 1979 г., участвовали 102 страны. Этот раунд продолжил усилия ГАТТ, направленные на постепенное снижение тарифов.

Среди достигнутых результатов можно назвать снижение в среднем на одну треть таможенных пошлин на промышленные изделия, в результате чего средняя величина ставок таможенных пошлин на промышленные изделия снизилась до 4.7 процента.

Снижение тарифов, проходившее постепенно в течение восьми лет, включало в себя элемент гармонизации, в результате чего наиболее высокие тарифы снижались в большей степени, чем низкие тарифы. Однако, снижение тарифов было вскоре нивелировано ростом цен и изменением валютных курсов.

По другим направлениям результаты Токийского раунда были более значительны. Этот раунд ознаменовался поворотом усилий к модернизации правил торговли. В результате переговоров был достигнут ряд новых соглашений.

Некоторые из этих соглашений были связаны с условиями применения ряда действующих правил ГАТТ, другие же охватывали совершенно новые направления. К этим соглашениям присоединились прежде всего промышленно развитые страны и часть развивающихся государств.

Соглашения были достигнуты по таким вопросам, как:

  • Соглашение по применению и интерпретации Статей VI, XVI и XXIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (субсидии и компенсационные меры);
  • Соглашение по техническим барьерам в торговле;
  • Соглашение по процедурам лицензирования импорта;
  • Соглашение по правительственным закупкам;
  • Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ (таможенная оценка);
  • Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ (антидемпенговые меры);
  • Соглашение по говядине;
  • Международное соглашение по молочной продукции;
  • Соглашение по торговле гражданской авиатехникой.
Читайте также:  Разъяснение сомнений упк

Право Всемирной торговой организации

Сайранкызы, Назым. Право Всемирной торговой организации / Назым Сайранкызы. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48534/ (дата обращения: 20.07.2023).



Термин «право Всемирной торговой организации (далее — ВТО)» заимствован из западной доктрины [1]. Между тем, самое общее определение права ВТО состоит в том, что оно представляет собой совокупность норм ВТО, определяющих права и обязанности членов ВТО в сфере международной торговли товарами, услугами и объектами прав интеллектуальной собственности.

Тем не менее, по мнению российского ученого Шумилова В. М.

, термин «право ВТО» используются в нескольких значениях, в частности: как нормы внутренних регламентов, определяющих порядок и прочие вопросы функционирования органов ВТО; как нормы решений или резолюций ВТО, принимаемых органами для обеспечения целей организации в рамках её правосубъектности; и как систему из более чем пятидесяти соглашений, составляющих «пакет ВТО», перечень которых приводится в приложении к Соглашению об учреждении ВТО; как нормы всех вышеперечисленных актов вместе [2], и именно в последнем смысле термин «право ВТО» следует понимать и применять.

Также существуют мнения, о том, что основополагающие нормы не могут предусмотреть всевозможные ситуации, которые возникают в ходе практической реализации задач организации. Поэтому дополнительная регламентация ее деятельности осуществляется внутренними структурными подразделениями.

Если говорить о ВТО, то такая регламентация занимает в ее деятельности значительное место. Но правила, вырабатываемые при этом, не могут быть отнесены к нормам международного права.

Эти нормы внутреннего права, если так можно выразиться, вторичного порядка, направленные на дополнительные (конкретизирующие) регламентирования вопросов внутренней жизни международной организации в рамках и на основе отношений, урегулированных нормами международного права [3].

Право международных организаций включает в себя не только нормы публичного и частного международного права организации, но и правила внутреннего права, вырабатываемые структурными подразделениями организации и не являющиеся нормами международного права [4]. Поэтому некоторые ученые право международных организаций относят к числу комплексных отраслей права.

Эта комплексная отрасль права входит не в систему международного права, а в международную юридическую систему — в понятие более широкое, чем система международного права, и включающее в себя, кроме норм международного права, нормы внутреннего права организации, нормы международной морали и т. д.

[5] И здесь следует отметить, что, как известно, главные основополагающие нормы, направленные на регламентацию внутренней жизни международной организации, содержатся в ее учредительном акте или в иных соглашениях государств-членов (в настоящем случае Соглашение о создании ВТО (Марракешское соглашение). Квалификация таких норм, как норм общего международного права, не вызывает сомнений.

С точки зрения юридической науки право ВТО не является самостоятельной отраслью международного права. Изучение норм и принципов, источников, субъектов и объекта регулирования, а также механизма принуждения позволяет считать право ВТО отдельным институтом международного торгового права.

В свою очередь, международное торговое право как совокупность юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, связанные с осуществлением международного торгового оборота, является подотраслью международного экономического права [6].

Таким образом, право ВТО — это совокупность норм, определяющих права и обязанности членов ВТО в сфере международной торговли товарами, услугами и объектами прав интеллектуальной собственности, также норм, регламентирующих правила функционирования ВТО.

Другой признак права называется формальной определенностью и предполагает закрепленные правовых норм в официальных источниках. Часто для теоретического обоснования наличия самостоятельной отрасли права прибегают именно к характеристике и обнаружению внешних форм выражения права или его источников.

Большая значимость формальной стороны чисто с юридической точки зрения связана с тем, что следование духу и букве закона предостерегает от произвольных действий и толкования. В этом смысле право ВТО обладает своими собственными специальными источниками.

Такие признаки права как системность, интеллектуально-волевой характер и обеспеченность механизмами принуждения непосредственно связаны с источниками права.

Интеллектуально-волевой характер права ВТО заложен в процессе создания и принятия соответствующих норм. Право ВТО является проявлением совокупности воли государств, добровольно участвующих в нем.

Прежде чем норма права ВТО найдет свое выражение в источнике, она согласовывается между всеми субъектами ВТО в специальных комитетах, рабочих группах с участием представителей всех государств-членов и на конференциях министров стран-участниц ВТО.

В юридической науке под источниками права принято понимать формы выражения правила субъектов права, которые сообщают этим правилам качество нормы. Основными формами выражения, точнее основным источником права ВТО являются следующее многосторонние торговые соглашения: Соглашением об учреждении ВТО, известное также как Марракешское соглашение.

К данному соглашению приложено 4 приложения. Приложение 1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами. К ним относятся: Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г.

, определяющее основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере; Соглашение по сельскому хозяйству; Соглашение по текстилю и одежде; Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер; Соглашение по техническим барьерам в торговле; Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров), Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по правилам происхождения, Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994, Соглашение по защитным мерам. Приложение 1В: Генеральное соглашение по торговле услугами, определяющее основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере. Приложение 1С: Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, определяющее права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности. Приложение 2: Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров, устанавливающее условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО, в связи с выполнением ими обязательств по всем соглашениям ВТО; Приложение 3: Механизм обзоров торговой политики, определяющее условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО; Приложение 4: Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения.

Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что страна, вступающая в ВТО должна принять все договоренности без каких-либо исключений.

Единственная льгота, которая в этом плане предусмотрена — это различные сроки реализации договоренностей: более длительные — для развивающихся стран и, в отдельных случаях, для стран с переходной экономикой.

Присоединяясь к ВТО, каждая страна обязуется принять все документы, входящие в структуру документов ВТО, за исключением соглашений, являющихся добровольными и которые подписали ограниченное число стран.

Некоторые документы ВТО, детализируя, уточняя и дополняя статьи ГАТТ, делают их более эффективными. Соглашение ГАТТ сохранило свое главенствующее положение среди всех документов ВТО.

Более того, основополагающие цели, принципы, сложившиеся в ГАТТ-1947 формы деятельности и прецедентного характера подходы распространяются в своей основе на всю новую систему ВТО, которая и формально рассматривается как фактически преемник системы ГАТТ. Поэтому, по мнению Григоряна С. А.

употреблены и закономерны как термин «система ВТО» и «система ГАТТ», так и термин «система ГАТТ/ВТО» применительно в соответствующих случаях либо к раздельному пониманию феноменов ГАТТ или ВТО, либо к их совокупному пониманию во все их взаимосвязи и преемственности.

Перечисленные выше многосторонние соглашения включают ряд содержательных элементов, которые, как правило, универсальны для ГАТТ и соглашений Уругвайского раунда.

К ним относятся: основные принципы системы многостороннего регулирования и многосторонних торговых соглашений; индивидуальные обязательства стран-участниц в области торговых ограничений; основные правила применения торговых ограничений и других мер регулирования (в значительной мере это случаи исключения из основных принципов и правила применения таких исключений); механизм разрешения торговых споров, связанных с применением соглашений. Данный перечень не отражает структуру самих соглашений, однако соответствует основным, наиболее универсальным элементам, которые, как правило, в различной форме присутствуют во всех соглашениях Уругвайского раунда.

На ряду с названными соглашениями к основным источникам ВТО относятся решения и декларации Конференции министров, заключительные рекомендации комитетов, советов и рабочих групп ВТО, замечания Секретариата ВТО, решения органа по урегулированию споров, а также неотъемлемой частью права ВТО являются протоколы о вступлении государств в ВТО с расписаниями уступок. Вопрос о соотношении источников правовой системы ГАТТ содержит однозначный и четкий ответ в статье XVI:3 Соглашения об учреждении ВТО, которая гласит: «в случае коллизии между положениями настоящего соглашения и положением любого из многосторонних торговых соглашений, в отношении указанной коллизии имеет преимущественную силу положение настоящего соглашения». Таким образом, Марракешское соглашение об учреждении ВТО носит характер основного соглашения. Многосторонним торговым соглашениям не могут противоречить все остальные источники, которые, по сути, являются их дополнениями и уточнениями.

Литература:

  1. Dam K. W. The GATT Law and International Economic Organization. Chicago, 1970; Jackson J. H. World Trade and the Law of GATT. Indianapolis, 1969; Li K. L. The Law of GATT: Study and Research // Journal of World Trade Law. 1984. Vol. 18, № 4. P. 357–365.
  2. Шумилов В. М. Право ВТО//Московский журнал международного права (Moscow Journal of International law).№ 2 (50). -М.1999
  3. Ковалева Т. М. О внутреннем праве международных организаций // Правоведение. 1987. № 1.С.85.
  4. Курс международного права. Т.6. Отрасли международного права/ Отв. ред. Ушаков Н. А., М., 1992
  5. Малинин С. А., Магомедова А. И. «О праве ГАТТ»// Правоведение. 1995. № 1.
  6. Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С., Международное право, учебник, М., 2005., 739 с

Основные термины (генерируются автоматически): соглашение, ВТО, норма, интеллектуальная собственность, источник, учреждение ВТО, внутренняя жизнь, интеллектуально-волевой характер, международная организация, Уругвайский раунд.