Соглашение о защите капиталовложений
- Существенно изменившиеся экономические условия, а также курс на достижение технологического суверенитета и стимулирование импортозамещения в России вновь повысил актуальность государственной поддержки инвестиций, и 13 сентября 2022 года Правительство РФ возобновило действие СЗПК, одновременно доработав механизм – некоторые преференции были трансформированы и расширены, что должно повысить привлекательность инструмента для инвесторов.
- СЗПК – договор между организатором крупного инвестиционного проекта и публично-правовым образованием (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) о гарантиях неухудшения налоговых, таможенных и других условий реализации проекта в течение оговоренного срока.
- Заключить СЗПК может российское юридическое лицо, не находящее в стадии ликвидации, в отношении которого отсутствует открытое конкурсное производство.
- Таблица 1. Типы инвестиционных проектов в рамках заключения СЗПК
- Для региональных СЗПК — от 200 млн ₽ до 1 млрд ₽ (Москва и Санкт-Петербург максимальную планку не устанавливают)
Сферы деятельности, в которых реализуется инвестиционный проект | |||
|
|
|
другие сферы деятельности |
Не могут заключать СЗПК организации, осуществляющие деятельность в сферах:
Указанные стабилизационные оговорки могут применяться только на том уровне публично-правового образования, с которым заключается СЗПК. Т.е.
заключив соглашение только с правительством РФ, не следует рассчитывать на защиту от неблагоприятных для бизнеса законодательных изменений в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Наиболее выгодным является заключение СЗПК на всех трех уровнях публично-правового образований. Чем больше объем инвестиций в проект, тем больше будет стабилизационных гарантий.
Таблица 2. Неблагоприятные изменения условий для бизнеса, от которых может защитить СЗПК
Неблагоприятные изменения | Тип инвестиционного проекта | |||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
Изменение налоговых ставок | ■ | ■ | ■ | ■ |
Увеличение экспортных пошлин | ■ | |||
Увеличение платы по экологическим, утилизационным сборам | ■ | |||
Увеличение платы за лесопользование | ■ | |||
Ухудшение условий субсидирования | ■ более 250 млн ₽ | ■ более 500 млн ₽ | ■ более 1,5 млрд ₽ | ■ более 5 млрд ₽ |
Принятие неблагоприятных изменений в земельное, градостроительное или иное законодательство | ■ более 250 млн ₽ | ■ более 500 млн ₽ | ■ более 1,5 млрд ₽ | ■ более 5 млрд ₽ |
Сроки действия стабилизационной оговорки также зависят от суммы капвложений:
- до 5 млрд ₽ — 5 лет;
- до 5 млрд ₽ для 1 и 2 группы инвестпроектов – 10 лет;
- от 5 млрд ₽ до 10 млрд ₽ — 15 лет;
- от 10 млрд ₽ — 20 лет.
Налоговые оговорки предполагают защиту от любых изменений налогового законодательства. Например, на момент заключения соглашения ставка налога на прибыль составляла 20%, а после повысилась до 25%. На прибыль от реализации инвестпроекта нововведения распространяться не будут, так как они ухудшают условия ведения бизнеса, и налог может уплачиваться по ставке 20%.
Все другие стабилизационные оговорки, кроме налоговых, учитывают недопустимость ухудшения законодательства, а если оно создает условия более благоприятные для бизнеса, то упускать новые возможности организатор инвестиционного проекта не должен.
Все перечисленные стабилизационные оговорки применяются только к инвестиционному проекту. Поэтому если инвестпроект реализуется действующим предприятием, а выручка от его реализации составляет менее 70% в общем объеме доходов, то следует вести раздельный учет деятельности по СЗПК с другими видами деятельности.
Субсидирование расходов на инфраструктуру в СЗПК
Заключение СЗПК позволяет полностью или частично возместить затраты на объекты транспортной, энергетической, коммунальной и цифровой инфраструктуры (в том числе здания, строения, сооружения), предназначенные для реализации инвестиционного проекта.
При этом создаваемая инфраструктура должна отвечать потребностям проекта, т.е.:
- она создается полностью или частично для эксплуатации в рамках проекта и в соответствии с его целями;
- без нее реализация проекта становится невозможной;
- объект инфраструктуры используется работниками организатора инвестиционного проекта или членами их семей (социальная инфраструктура)
СЗПК позволяет возместить в пределах осуществляемых налоговых платежей:
- 20% затрат на НИОКР;
- 50% расходов на создание обеспечивающей инфраструктуры, которая используется только в рамках реализации проекта;
- 100% сопутствующей инфраструктуры, которая используется как для реализации проекта, так и неограниченным кругом лиц.
Таким образом участник СЗПК может уменьшать подлежащие уплате в бюджет суммы налогов (авансовых платежей по налогам) на налоговые вычеты в размере фактически осуществленных затрат, по которым предусмотрено предоставление мер господдержки. Использование этой льготы может снизить текущие налоговые платежи практически до нуля.
Отличительные особенности СЗПК
Чем же СЗПК отличается от других форм господдержки крупных инвестиционных контрактов?
Антироссийские санкции заставили российское правительство пересмотреть все существующие механизмы государственной поддержки крупных инвестиционных проектов. Кроме возобновления возможности заключения СЗПК, за счет средств ФНБ была расширена программа «Фабрики проектного финансирования», усовершенствован механизм заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК 1.0 и 2.0).
Таблица 3. Сравнение механизмов господдержки крупных инвестконтрактов
СПИК | СЗПК | Проектное финансирование | |
1.0 | 2.0 | ||
1. Минимальный объем инвестиций в проект | |||
750 млн ₽ | нет | 750 млн ₽ -10 млрд ₽ | 1 млрд ₽ |
2. Цели заключения контракта | |||
Создание либо модернизация (или) освоение производства промышленной продукции | Освоение серийного производства промышленной продукции на основе современной технологии | Стабилизация условий реализации нового инвестиционного проекта | Финансирование самоокупаемых проектов в сфере высоких переделов (и инфраструктуры) |
3. Ограничения по видам деятельности | |||
Деятельность не предусматривает выпуск промышленной продукции | В деятельности используется технология не из утвержденного перечня | Установлен перечень запрещенных видов деятельности | Деятельность не относится к приоритетным |
4. Сроки действия соглашений | |||
≤ 10 лет | ≤15 лет (≤ 50 млрд ₽) ≤20 лет (>50 млрд ₽) | ≤20 лет | До возврата финансирования (≤10 лет) |
5. Государственное софинансирование | |||
нет | нет | Компенсация части затрат на создание инфраструктуры | Субсидирование процентной ставки по кредиту, госгарантии |
6. Налоговые льготы | |||
есть | есть | Налоговый вычет (с 1 января 2023 г.) | Нет |
7. Механизм заключения контракта | |||
Заявительный порядок | Конкурсный отбор | Заявительный порядок или конкурсный отбор | Заявительный порядок |
8. Стороны контракта | |||
|
Инвестор+РФ (Минпромторг, Минэнерго, Минсельхоз) +Субъект РФ+ МО | Организатор инвестпроекта + одно или несколько ППО (РФ, Субъект РФ, МО) + кредитор+ сопровождение ВЭБ (для федеральный проектов) | Заемщик+ВЭБ+ Кредиторы (синдицированный кредит) |
Из таблицы видно, что сфера использования СЗПК гораздо шире, чем определено механизмом заключения СПИК, и позволяет финансировать проекты в социальных сферах, обычно имеющие более длительный период окупаемости.
Заключение СЗПК также предоставляет доступ к софинансированию расходов на инфраструктуру, благодаря механизму компенсации затрат на ее создание (модернизацию). Кроме того, стоит отметить, что удачно заключенный СЗПК, который устанавливает дополнительные льготы, кроме предусмотренных № 69-ФЗ мер господдержки, дает возможность использовать налоговые льготы в пределах всего объема капвложений.
Вместе с тем, иные механизмы также имеют свои преимущества. Например, СПИК гарантирует долгосрочные закупки импортозамещающей продукции, а также стимулирование спроса.
Возобновление механизма СЗПК
Несмотря на то, что Федеральный закон № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» был принят 01.04.2020, на практике СЗПК стали заключаться только в декабре 2020 г. Правительству понадобилось полгода, чтобы сформировать нормативную базу, которая бы позволила запустить механизм СЗПК.
В Москве почти сразу были заключены три СЗПК с объемом инвестиций 24 млрд руб., реализуемых:
- АО «Р-Фарм» — проект по выпуску вакцины «Спутник V» (введен в эксплуатацию);
- ГК «Медси» — проект создания многофункционального медицинского центра на Мичуринском проспекте (введен в эксплуатацию);
- ООО «Р-Опра» — проект создания фармацевтического предприятия в особой экономической зоне «Технополис «Москва» (проект реализуется)
Всего до 2024 года в России планировалось заключить не менее тысячи СЗПК на сумму 14 трлн руб., но по факту за период с декабря 2020 г. по апрель 2021 г. было заключено только 36 контрактов на сумму 1,3 трлн руб.
И хотя подано было еще 73 заявки на финансирование новых инвестпроектов с общим объемом инвестиций в 1,6 млрд. руб.
, но срок действия временного порядка заключения СЗПК истек, а на утверждение новых правил потребовалось еще полтора года.
Постановлением от 13 сентября 2022 года №1602 правительство возобновило процесс заключения СЗПК, внеся ряд изменений в ранее действовавший механизм.
В частности, в общем объеме капиталовложений стало возможно учитывать заемные средства.
Также для участников СЗПК появились и новые обязанности – требование перейти на Налоговый мониторинг, при этом отказ от этого автоматически лишает компанию права являться стороной соглашения, а значит, и права на льготы.
Сопровождение перехода на Налоговый мониторинг
Возобновленный механизм, между тем, оказался востребованным – ВЭБ.РФ, который сопровождает процессы СЗПК и проводит оценку заявок, и Минэкономразвития получили порядка 70 заявлений на заключение соглашений.
И уже в декабре 2022 года был заключен первый СЗПК по обновленному механизму – с компанией «Промышленные технологии», входящей в структуру корпорации АЕОН, на строительство завода по производству метанола.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
Два преимущества СЗПК
Соглашения о защите и поощрении капиталовложений помогают компаниям развивать крупные инвестиционные проекты. После заключения такого соглашения государство возместит затраты и освободит компанию от действия актов, которые могут ухудшить ее положение
Государство поддерживает развитие долгосрочных проектов. Один из вариантов такой поддержки – соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)1.
СЗПК – это договор между компанией, реализующей крупный инвестиционный проект, и публично-правовым образованием (РФ, субъект РФ или муниципальное образование), которое гарантирует неизменность некоторых нормативных правовых актов и возмещение затрат. При этом государство не вмешивается в проект и не берет на себя обязательства по его развитию.
Для заключения СЗПК компании необходимо подать заявление.
Заключить СЗПК могут любые российские компании, кроме государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов. Компания должна осуществлять деятельность в сфере экономики, которая не подпадает под запрет для заключения СЗПК, и иметь необходимый объем капиталовложений.
СЗПК подойдет для реализации инвестиционного проекта почти в любой сфере российской экономики, за исключением:
- игорного бизнеса;
- производства табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (кроме топлива из угля);
- добычи сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (кроме проектов по сжижению природного газа);
- оптовой и розничной торговли;
- деятельности финансовых организаций, поднадзорных Центробанку;
- строительства, реконструкции или модернизации административно-деловых центров и торговых центров (кроме аэровокзалов), а также многоквартирных и жилых домов (кроме проектов о комплексном развитии территории)2.
Если сомневаетесь насчет того, входит ли сфера проекта в список исключений, обратитесь за разъяснениями в Минэкономразвития или региональные органы исполнительной власти.
Под капиталовложениями понимаются вложенные в инвестиционный проект собственные средства, в том числе сформированные путем взносов в уставный капитал, вкладов в имущество, пожертвований, займов. В объем капиталовложений не включаются денежные средства, полученные из бюджета или от организаций с публичным участием, которые подлежат казначейскому сопровождению3.
Законом установлен минимальный объем капиталовложений для заключения СЗПК4:
Сторона СЗПК – субъект РФ |
|
|
|
Иные сферы экономики | Сторона СЗПК – РФ |
Стабилизация актов. Основное преимущество СЗПК – стабилизационная оговорка о том, что в отношении компании-участника не применяются акты и решения, которые ухудшат определенные при заключении СЗПК условия ведения деятельности, связанной с реализацией проекта.
Стабилизационная оговорка касается не всех актов и решений, а только тех, которые названы в ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ. Перечень конкретных федеральных актов «под стабилизацию» утверждает Правительство РФ, перечень региональных актов – высший исполнительный орган власти субъекта РФ5.
Например, если после заключения СЗПК принят акт, который устанавливает дополнительные административные процедуры в строительстве, то он не применяется. Исключение – стабилизация актов о налогах и сборах, там свой порядок6.
Возмещение затрат. Участники СЗПК вправе рассчитывать на возмещение затрат на создание инфраструктуры, выплату процентов по кредитам и займам, уплату купонного дохода по облигационным займам и демонтаж жилых объектов военных городков. Такая компенсация может быть получена в форме субсидии из бюджета или налогового вычета – на выбор компании7.
Например, по обеспечивающей инфраструктуре вернут 50% фактически понесенных расходов, но не более исчисленной суммы налогов8. Предельный срок возмещения – 5 лет9. По сопутствующей инфраструктуре вернут 100%, предельный срок – 10 лет. Перечень объектов инфраструктуры, затраты по которым возместят, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 14 декабря 2020 г. № 825.
Но возмещение затрат возможно только при соблюдении ряда условий 10. В частности, у организации не должно быть долгов по налогам, и все права по проекту должны быть зарегистрированы.
1 Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ).
2 Часть 1 ст. 6 Закона № 69-ФЗ.
3 Пункт 5 ч. 1 ст. 2 Закона № 69-ФЗ.
4 Пункт 2 ч. 4 ст. 9 Закона № 69-ФЗ.
5 Часть 7.1 ст. 9 Закона № 69-ФЗ.
6 Пункт 4.3 ст. 5 Налогового кодекса РФ, ч. 9 ст. 9 Закона № 69-ФЗ.
7 Часть 1 ст. 15 Закона № 69-ФЗ.
8 Часть 4 ст. 15 Закона № 69-ФЗ.
9 Часть 6 ст. 15 Закона № 69-ФЗ.
10 Часть 9 ст. 15 Закона № 69-ФЗ.
фотобанк Freepik/@pch.vector
Заключивший соглашения об инвестициях бизнес освободят от взноса в бюджет — РБК
Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) подразумевает неизменность условий для инвесторов, в том числе отсутствие новых налогов, пояснил замглавы Минэкономразвития Мурат Керефов
Мурат Керефов ( ТАСС)
Бизнес, заключивший с государством соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), не должен будет платить разовый налоговый взнос в бюджет (windfall tax), заявил на пресс-конференции замминистра экономического развития России Мурат Керефов.
Он напомнил, что в Налоговом кодексе закреплена неизменность налогового законодательства для проектов, реализуемых с использованием механизма СЗПК.
«Сейчас мы с коллегами из Минфина, конечно, обсуждаем эту историю.
Но в Налоговом кодексе сейчас прямо прописано, и предварительно мы с коллегами из Министерства финансов это проговорили, что новые налоги в отношении компаний, заключивших СЗКП, не применяются.
И конечно, будем смотреть, в каком виде родится законопроект по этому новому налогу, но я думаю, что те позиции, которые сейчас закреплены в Налоговом кодексе, будут соблюдены», — пообещал Керефов.
Накануне «Ведомости» со ссылкой на источники сообщили, что Минфин подготовил законопроект о разовом взносе крупного бизнеса в бюджет.
Его предлагается оформить как «налог чрезвычайного характера» и закрепить возможность установления подобных налогов в Налоговом кодексе.
Обязанность уплаты будет распространятся не только на российские, но и на иностранные организации с постоянным представительством в России.
Ранее «Интерфакс» сообщил, что закон, как планируется, вступит в силу с 1 января 2024 года. Ставка налога составит 10% от суммы превышения прибыли за 2021–2022 годы над показателем 2018–2019 годов. А если бизнес решит заплатить сбор досрочно, с 1 октября по 30 ноября 2023 года, ставку уменьшат до 5%.
Ранее замглавы Минфина Алексей Сазонов сообщил, что разовый сбор будут обязаны выплатить все компании с чистой доналоговой прибылью более 1 млрд руб. за 2021–2022 годы, кроме предприятий нефтегазового и угледобывающего секторов, малого и среднего бизнеса. Первые поступления таких взносов в бюджет ожидаются уже в четвертом квартале этого года.
Режим СЗПК был пилотно запущен в 2020 году и скорректирован в 2021 году. Весной 2022 года заключение соглашений временно не велось из-за перезапуска механизма.
В частности, обновленная нормативная база СЗПК подразумевает возможность поставить на паузу выполнение обязательств инвестора и государства в условиях форс-мажора и существенных изменений обстоятельств.
В таком случае стороны освобождаются от обязанности по возмещению ущерба.
Как сообщил Керефов, по старым правилам было заключено 36 соглашений, по новым — 19 на общую сумму более 1 трлн руб.
Главная идея СЗПК — так называемая стабилизационная оговорка, то есть сохранение для инвестора, заключившего соглашение, неизменности регуляторных условий, в том числе налогового законодательства.
Также предусмотрен механизм компенсации затрат на создаваемую в рамках инвестпроектов инфраструктуру как за счет государственных субсидий, так и за счет налогового вычета.
Как уточнил Керефов, если построенные объекты инфраструктуры, например дорога, могут быть использованы самим предприятием, то компенсируется 50% затрат.
Если же инфраструктурный объект полностью передается региону, возможна полная компенсация.
Общий порог для предоставления стабилизационной оговорки — 10 млрд руб., однако для проектов из некоторых сфер сделаны исключения.
Для инвестпроектов в сферах образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, комплексного развития территорий минимум капитальных вложений составляет 750 млн руб.
Для цифровой экономики, сельского хозяйства, экологии, пищевой и перерабатывающей промышленности установлена планка в 1,5 млрд, а для обрабатывающего производства, проектов в сфере общественного транспорта и торговых логистических центров — в 4,5 млрд руб.
Возможно и заключение СЗПК на региональном уровне, в этом случае входной порог составляет 200 млн руб.
Соглашения не могут заключаться по проектам, связанным с игорным бизнесом, производством алкогольной и табачной продукции, жидкого топлива (с отдельными исключениями), добычей сырой нефти и природного газа, оптовой торговлей, деятельностью финансовых организаций, строительством и модернизацией деловых и торговых центров, жилых домов.
Соглашения о защите и поощрении капиталовложений: новая жизнь инвесторов — Статьи информационного юридического портала Сфера
У юристов появился новый инструмент поддержки инвестиций. По словам Максима Башкатова, он пользуется популярностью у бизнеса и сейчас большое количество компаний стремятся сейчас заключить такие соглашения.
«Предмет этих соглашений регулируется не только 69 Федеральным законом, но и рядом дополнительных актов. Не важно, в каком законе упоминаются налоговые льготы. Если этого нет в Налоговом кодексе, рассматривать вопрос можно лишь гипотетически.
Далее стоит упомянуть про два постановления правительства: 1577 и 1599. Первое устанавливает временный порядок заключения СЗПК. Он действует до 1 апреля 2021 года .
Второе касается важной меры поддержки — порядка возмещения расходов на создание инфраструктур», — отмечает юрист.
По его словам, СЗПК заключает инвестор с субъектом РФ. Если он планирует вложить большую сумму денег, от 5 млрд рублей, то стороной такого соглашения может быть федерация. Муниципальное образование тоже может принять участие в соглашении, если изъявит желание.
«В чем предмет такого соглашения? Нужно вложить в экономику в каком-то виде определенный размер денег, капиталовложений.
Государство обязуется со своей стороны стабилизировать условия ведения хозяйственной деятельности, а также предоставить меры поддержки по проекту, прежде всего, по организации инфраструктуры.
Речь идет о создании или реконструкции какого-то объекта недвижимости, либо объекта интеллектуальной деятельности. При этом движимое имущество не может быть проектом», — отмечает Максим Башкатов.
Дмитрий Федоров добавляет, что закон не конкретизирует, что понимать под движимым имуществом, которое, в свою очередь, связано с недвижимым. «В других законах речь идет о технологической связанности. Что здесь имеет в виду нормативный акт — не совсем понятно. Если, например, был построен завод, там есть оборудование.
И если оно не связано с заводом, является ли оно частью инвестиционного проекта или нет? Закон говорит, что инвестиционный проект может быть направлен на создание результатов интеллектуальной деятельности.
Но если буквально читать, то можно рассматривать капиталовложения на создание литературного произведения, но это скорее абсурдный случай», — рассуждает он.
Максим Башкатов напоминает, что речь идет только о российских юридических лицах. Возникает «проблема в множественности». «Холдинги очень большие. Управлять может «дочка», а деньги вкладываются со стороны. Или есть организация, которая не может потянуть проект и привлекает партнера из совершенно другого региона.
То, что написано в 69 ФЗ, — это упрощенная модель, которая ничего нам о множественности не говорит. Можно ли здесь применить правила из гражданского законодательства? И да и нет. С одной стороны, мы должны найти нормальные гражданско-правовые обязательства.
С другой стороны, главная проблема государства, которое идет на такое соглашение, учесть значимость конкретного вклада.
Поэтому в будущем надо прописать какие-то правила для компаний, которые реализуют проект с привлечением сторонних лиц, как менять условия СЗПК, как решать споры между инвесторами, если один хочет изменить условия, а другой нет», — отмечает эксперт.
Он подчеркивает, что субъект РФ должен заключать соответствующее соглашение, если соответствующий проект реализуют на его территории.
Он не может отказаться от СЗПК, если объем инвестиций свыше 5 млрд рублей. Муниципальное образование вступает в соглашение, если видит в этом прагматичный смысл.
Часто для компаний важно договориться не только с федерацией, губернатором, но и с муниципалитетом.
Обязательства по СЗПК
Логика СЗПК в том, что если инвестор отвечает по формальным критериям, то с ним соглашение должны подписать. В этом его отличие от других форм. «Государство ничего не проверяет. Можно заявить гипотетические сроки, представить непродуманный бизнес-план…Верят на слово.
Если ты проект не реализуешь, то не можешь рассчитывать на меры поддержки. Таким образом, остается право на ошибку. С точки зрения юридической логики, придумать ответственность за нереализацию проекта невозможно.
Государство по этой же логике должно получить право требовать убытки от губернатора, который не оправдал доверия», — отмечает Максим Башкатов.
Правовая природа СЗПК
В соглашении нет встречных обязательств по какому-либо представлению. «Это напоминает ситуацию, когда я заключаю с братом договор, что он не будет курить, при этом родственнику это выгодно.
Получается, государство делает то же самое: построй себе завод, а я за это дам тебе еще «плюшки». Поэтому положения ГК о принуждении исполнения обязанностей тут не работают.
Правила компенсации убытков, наверно, могут быть, если их рассчитать», — рассуждает эксперт.
Дмитрий Федоров, в свою очередь, подчеркивает, что целью СЗПК является привлечение инвестиций. При этом заемные средства капиталовложениями не считаются. Но это не означает, что для реализации проекта можно использовать только собственные деньги.
Инвестор вправе привлечь только 5 млрд своих средств, но если ему нужны 50 млрд, он может взять их со стороны. Максим Башкатов отмечает, что размер капиталовложений влияет на срок стабилизационной оговорки. «Шесть лет, если 5 млрд.
Такое регулирование подстегивает «светить» больше денег в виде капиталовложений», — добавляет он.
Разница между федеральным и региональным СЗПК
Максим Башкатов отмечает, что федеральный СЗПК заключается на сумму от 5 млрд, а региональный до 1 млрд. «Возникает вопрос, а что делать, если у меня 3 млрд? Эта дырка для меня очевидна. Есть мнение, что это было сделано специально, чтобы не было средних проектов», — рассуждает он.
Дмитрий Федоров поддерживает коллегу. Логики в «потолке в 1 млрд» нет, так как это ограничение легко обойти, заявив сумму меньшую, чем та, которой инвестор располагает на самом деле.
Понятие нового инвестиционного проекта Дмитрий Федоров объясняет, что инвестиционный проект должен быть новым. Однако компания имеет право подать заявку на реконструкцию. «Есть соблазн назвать новым проектом что-то старое.
Нужна была точка отчета, и она заключается в принятии решения о бюджетировании нового проекта. Бюджет нужен для того, чтобы проект приобрел какую-то реальность. Вторым условием является сама подача заявления о СЗПК.
Как понимать, что принято решение о бюджетировании? Это должно быть окончательное решение внутри компании, то есть произошло волеобразование юридического лица», — говорит он.
Сферы, в которых заключение СЗПК не заключаются
Дмитрий Федоров отмечает, что у соглашения нет ограничений, но оно не распространяется на те сферы, где поддержка не целесообразна.
Это игорный бизнес, изготовление табачных изделий, добыча нефти, оптовая и розничная торговля, финансирование организаций, поднадзорных ЦБ РФ, строительство торговых комплексов, а также жилых домов.
Максим Башкатов считает, что самая большая проблема возникает в части строительства жилых домов, так как речь идет об инфраструктуре, которую инвестор хочет компенсировать. Однако пока законодательно такой возможности нет.
Специалисты также поговорили на площадке Legal Academy об ответственности организации, реализующей проект, и возможности взыскания ущерба государством. Кроме того, они ответили на вопросы, связанные с новым законом. Полностью вебинар доступен по ссылке.
Источник изображения: pixabay.com
Что такое СЗПК. Объясняем простыми словами
Проще говоря, это договор инвестора с властями, по которому бизнес вкладывает деньги в проект на территории России, а государство обязуется не применять законы, которые могут ухудшить выполнение этого инвестпроекта. Такая гарантия стабильности правового режима даётся на срок до 20 лет и отличает этот механизм от других льгот и мер поддержки.
Например, на момент заключения СЗПК основная ставка налога на прибыль составляет 20%. Через год федеральные власти повышают ставку до 25%. Однако для инвестиционного проекта новый закон не будет действовать — налог всё равно останется на уровне 20%. Также не будут применяться другие законодательные акты, которые увеличивают сроки или количество процедур, нужных для реализации проекта.
Каждое СЗПК заключается с одним или несколькими публично-правовыми образованиями. Под ними понимаются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Каждое публично-правовое образование отвечает за неприменение собственных законов и распоряжений: Россия — за федеральные нормативные акты, регионы — за региональные, муниципалитеты — за местные.
«В ближайшие дни проект нормативно-правового акта будет направлен на межведомственное согласование. Мы рассчитываем, что новые правила заключения СЗПК удастся принять в ближайшие месяцы и процесс возобновится осенью».
(Минэкономразвития — о том, как крупные российские инвестпроекты подвисли в 2021 году из-за неготовности государственной электронной системы.)
Минимальный порог инвестиций для заключения СЗПК — 200 млн рублей. Чем больше вложения, тем больше стабилизационных гарантий получит инвестор.
Для региональных соглашений капиталовложения должны составлять от 200 млн до 1 млрд рублей (верхняя планка не применяется к Москве и Санкт-Петербургу).
В федеральных СЗПК нужно инвестировать:
- минимум 250 млн рублей в проекты в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта;
- от 500 млн рублей в цифровую экономику, экологию, сельское хозяйство, туризм, пищевую промышленность;
- от 1,5 млрд рублей в проекты в сфере общественного транспорта, обрабатывающего производства, в строительство терминалов аэропортов;
- минимум 5 млрд рублей в остальные проекты.
Закон «О защите и поощрении капиталовложений» не применяется в целом ряде случаев. Из него исключены:
- игорный бизнес;
- производство алкоголя и табачных изделий;
- добыча нефти и природного газа, производство некоторых видов жидкого топлива;
- оптовая и розничная торговля;
- деятельность финансовых организаций;
- строительство деловых и торговых центров, а также жилое строительство (кроме строительства домов по договору о комплексном развитии территории).
В России за реализацию СЗПК ответственно Министерство экономического развития РФ. Далее планируется, что будет создана специальная организация, которая будет привлекать инвестиции и заключать СЗПК.
Соглашения о защите и поощрении капитальных вложений
1 ноября 2019 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу пакет законопроектов о СЗПК. Несмотря на то, что эти законы еще должны быть приняты, само появление законопроектов является важным этапом в регулировании и поддержке инвестиций в России.
Постараемся детально разобраться с предлагаемыми в составе СЗПК правилами для инвесторов.
Что такое СЗПК
СЗПК — это соглашение, договор, заключаемый между инвестором и государством об условиях реализации отдельного инвестиционного проекта. Важно, что СЗПК с государством может заключать любой инвестор — как российский, так и иностранный, как действующий бизнес, так и проект «с нуля».
Нужно отметить, что государство может само разрабатывать и предлагать такие соглашения потенциальным инвесторам.
Почему СЗПК — это важно
По мнению многих экспертов основная причина, сдерживающая рост инвестиций в России, — институциональная.
То есть главная проблема не в отсутствии денег на реализацию инвестиционных проектов, а в отсутствии благоприятной деловой среды, которая делает реализацию инвестиционных проектов привлекательной.
Помимо сомнений предпринимателей в независимости местных судов, сложности защиты собственности и других вопросов безопасности бизнеса, важной институциональной проблемой является нестабильность налогового и тарифного регулирования.
Законодательство о СЗПК — это попытка создать экономический институт, дающий возможность фиксировать налоговые и тарифные условия для реализации инвестиционных проектов в России. Поэтому пакет законов о СЗПК является одной из важнейших законодательных инициатив в области развития экономики РФ за последние несколько лет.
Почему внесение законопроектов о СЗПК в Госдуму — это важно
Публичное обсуждение законодательства о СЗПК в России идет с 2018 года. Основной интригой были конкурирующие предложения Министерства финансов и Министерства экономического развития.
Вплоть до середины октября текущего года в Правительстве обсуждалось два проекта инвестиционного кодекса.
Тот факт, что пакет законопроектов внесен в парламент говорит о том, что удалось найти компромиссное решение, устраивающее все заинтересованные стороны, по крайней мере, в Правительстве. Теперь вероятность принятия этих законопроектов до конца 2019 года весьма высока.
На какие проекты будут распространяться СЗПК
СЗПК ориентированы на крупные проекты: от 1,5 млрд рублей инвестиций для отдельных отраслей и от 5 млрд рублей и более в общем случае. При этом, чем больше сумма инвестиций, тем более льготный режим может быть предложен инвестору в рамках СЗПК.
Важно, что СЗПК не распространяется не проекты в нефтегазовой сфере.
Что дает СЗПК инвесторам
Основное содержание СЗПК — это, так называемая, «дедушкина оговорка», то есть обещание государства не менять правила игры для инвестора в течение определенного времени. Более того, если правила игры все-таки меняются в сторону ухудшения, то государство обязуется компенсировать инвестору возникающие издержки.
В частности, для проекта в рамках СЗПК фиксируются ставки основных налогов, кроме НДС, а также размеры тарифов, ставки которых важны для данного инвестпроекта (например, энергетических тарифов).
Также в рамках СЗПК государство может гарантировать реализацию инвестиционных программ государственных монополий, от которых зависит проект, и сохранение условий государственной поддержки, если она привлекается проектом.
Срок гарантии неизменности условий: от 3 до 6 лет, а зависимости от размера инвестиционного проекта.
Как будут отбираться проекты для заключения СЗПК
Экспертиза самого проекта или инвестора для заключения СЗПК необязательна.
Однако для оценки приемлемости условий соглашения для государства необходима экспертиза этих условий, которую могут проводить государственные инвестиционные структуры, такие как РФПИ, ВЭБ.РФ и другие.
Непосредственно реестр контрактов будет вести Федеральное казначейство. Меры господдержки в рамках СЗПК будет систематизировать Министерство экономического развития. Министерство финансов остается куратором проекта внедрения СЗПК.
Что пока непонятно про СЗПК
Остается выяснить, какое государственное ведомство будет тем «окном», в которое инвесторы будут подавать заявки на заключение СЗПК: Минэкономразвития, Минфин или отраслевые министерства. Предстоит еще разработать механизм проведения экспертизы условий СЗПК для каждого конкретного проекта. Эти вопросы и предстоит утрясти до конца 2019 года.
Был ли опыт заключения подобных соглашений в России ранее
В мировой практике опыт заключения подобных соглашений достаточно распространен, начиная с 1950-х годов. В основном подобные соглашения предлагаются инвесторам в развивающихся странах, где регуляторная среда нестабильна и велики риски ведения предпринимательской деятельности.
В России первыми в этой области были соглашения о разделе продукции (СРП), которые применялись для нефтегазовых проектов с иностранным участием еще в 90-х.
В 2000-х годах были введены специальные инвестиционные контракты (СПИК), ориентированные на зарубежных автомобилестроителей, открывающих сборочные производства на территории России.
Опыт внедрения СРП нельзя назвать успешным, так как, во-первых, СРП были узконаправлены на небольшое количество нефтегазовых проектов и не могли быть широко растиражированы, а, во-вторых, эти соглашения отражали тяжелое положение российской экономики, при котором они заключались, и имели существенный перекос в сторону интересов иностранных инвесторов.
Напротив, опыт заключения СПИК был вполне успешен, поэтому основная дискуссия в Правительстве велась вокруг выбора между вариантом мультипликации этого опыта в автомобилестроении на другие отрасли и вариантом разработки нового инвестиционного кодекса. Победил последний вариант.
Если вам нужна дополнительная информация по поводу заключения СПИК и СЗПК, будем рады ответить на ваши вопросы.
Контактное лицо: Андрей Сенов, коммерческий директор Группы компаний «Альт-Инвест», +7 916 955 5227, [email protected]