Служба ранней помощи
Родители «особого» ребенка не однократно задаются вопросом: как развивать малыша, как помочь ему стать полноценным членом общества, частью социального окружения? Актуальность проблемы состоит в том, что дети первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями имеют трудности включения в образовательный процесс в силу тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к трудностям социальной адаптации. А ведь именно период раннего детства отличается наиболее интенсивным темпом развития ребенка, высокой пластичностью высшей нервной и психической деятельности; это благоприятное время и является сензитивным периодом для развития его моторики, психики и речи.
Решением этой проблемы занимается Отделение ранней помощи, созданная в 2014 году на базе детского отделения Государственного бюджетного учреждения города Москвы Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л.И. Швецовой.
- Отделение ранней помощи – это служба длительной семейно-ориентированной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушениями развития, а так же детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте, и их семьям.
- Целью работы такой службы является оказание всесторонней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста, имеющих нарушения развития или риск их появления, содействие оптимальному развитию таких детей, включение их в среду сверстников и образовательное пространство, социальная адаптация и интеграция в общество, развитие родительской компетентности, профилактика инвалидности в раннем возрасте.
- Целевой группой Отделения ранней помощи являются дети в возрасте от 0 до 3 лет, имеющие ограничение жизнедеятельности или дети из группы риска.
- В программу включаются семьи с детьми, имеющими хотя бы один из нижеперечисленных критериев:Показать
- церебральные и спинальные параличи,
- генетические синдромы и хромосомные аберрации,
- наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы,
- врожденные аномалии развития ЦНС и других органов и систем (расщелины неба, грубые деформации конечностей и т.п.),
- органические поражения ЦНС (любой этиологии),
- поведенческие, сенсорные, речевые и другие интеллектуальные расстройства,
- дети со сложной структурой дефекта;
- дети биологической группы риска: недоношенные и маловесные дети (рожденные с массой тела менее 1500 грамм), дети, рожденные на сроке гестации меньше 33 недель, дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, дети из неблагополучных семей.
Специалисты в сфере ранней помощи на первичном приеме проведут комплексную оценку развития и функционирования Вашего ребенка, определят наличие и степень выраженности нарушений жизнедеятельности.
По решению психолого-медико-педагогического консилиума определяется вид программы ранней помощи: длительное или краткосрочное сопровождение семьи, однократное или пролонгированное консультирование.
На каждого ребенка составляется индивидуальная программа ранней помощи, реализацией которой занимается междисциплинарная команда специалистов: врач педиатр, врач ЛФК, психолог, учитель-дефектолог, логопед, инструктор по адаптивной физкультуре, инструктор-методист по лечебной физкультуре, социальный педагог, музыкальный педагог. Цели и задачи индивидуальной программы ранней помощи разрабатываются с учетом психического, физического, речевого развития ребенка и осуществляются с применением технологий семейно-центрированного подхода и комплексного раннего системного коррекционного воздействия.
Медико-социальная и психолого-педагогическая помощь осуществляется при тесном взаимодействии специалистов с семьей.
Среди форм взаимодействия: дистанционные и очные индивидуальные и групповые консультации; индивидуальные занятия в формате «Родитель-ребенок-специалист»; занятия малыми группами с элементами художественно-театральной деятельности; помощь в организации образовательного пространства в домашних условиях, подборе вспомогательных специальных технических средств; рекомендации по информационно-образовательным ресурсам и др.
- Данные формы взаимодействия позволяют подготовить родителей к объективной оценке психо-физического состояния ребёнка, его способностей и возможностей, познакомить и обучить коррекционно-педагогическим технологиям, сформировать готовность к целенаправленному самостоятельному использованию полученных знаний в процессе реабилитации ребенка и использовать их для закрепления в домашних условиях.
- С целью оценки эффективности применяемых методик и коррекции индивидуального образовательного маршрута ежеквартально проводятся промежуточно-диагностические исследования уровня развития ребёнка, формируются рекомендации родителям по продолжению реализации программы и закреплению полученных детьми навыков и знаний.
- Если Ваш ребенок имеет «особенности» развития или Вы просто обеспокоены развитием ребенка, мы готовы принять Вашу семью в программу ранней помощи и оказать содействие по всестороннему развитию потенциальных возможностей ребенка с ограниченными возможностям здоровья, профилактике инвалидизации, нормализации детско-родительских отношений, полноценному включению семьи в социальное окружение и общество.
Фотогалерея
Бушуева Марина Витальевна
И. О. заведующей отделением, врач-педиатр
Кузнецова Светлана Адольфовна
Социальный педагог
Шемякин Алексей Владимирович
Психолог
Табакова Светлана Геннадьевна
Логопед
Сокова Екатерина Андреевна
Учитель-дефектолог
Боева Инна Анатольевна
Учитель-дефектолог
Кондратьева Анастасия Викторовна
Психолог
Сухова Татьяна Ивановна
Психолог
Сабитова Наиля Сирачевна
инструктор-методист по ЛФК
Головина Елена Ивановна
медицинская сестра
Здесь Вы можете задать вопрос специалистам Службы ранней помощи:
ТЕЛЕФОН: 8 499 762 25 51
или воспользоваться формой обратной связи:
Ранняя помощь
Целевой группой для оказания ранней помощи являются семьи с детьми в возрасте от 0 до 3лет, у которых имеются отставание в физическом или умственном развитии, нарушения здоровья либо с риском их возникновения.
За услугами ранней помощи в основном обращаются семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: заболевания опорно-двигательного аппарата, нервной системы, нарушения речи, слуха, генетические аномалии, расстройства аутистического спектра и т.д.
В настоящее время в нашем центре такие услуги получают более 40 семей.
Истории наших детей
Первичный приём
Запишитесь на первичный приём, для того что бы определить нуждаемость ребенка и семьи в услугах ранней помощи
Вам необходимо иметь документы
Первичный прием включает в себя:
- беседу с родителями (выявление жалоб, потребностей семьи, определение запроса),
- анализ документации (медицинские выписки, результаты обследований, индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида),
- проведение диагностических процедур.
Результаты первичного приема обсуждаются на междисциплинарной комиссии в которую входят различные специалисты включая педагог-психолог, логопед, дефектолог, врач-невролог, врач ЛФК и другие.
По результатам разрабатывается индивидуальная программа ранней помощи ребенку и его семье (ИПРП), в которой указываются приоритетные области развития, прописываются цели и задачи предстоящей работы на ближайшие 6 месяцев.
Услуги детям по ИПРП
- содействие в развитии познавательной активности — развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия, знакомство с окружающим миром, освоение действий с предметами, игрушками и т.д
- содействие в развитии мобильности — развитие крупной моторики, увеличение двигательной активности, развитие пространственной ориентировки и т.д.
- содействие в развитии общения и коммуникации
Более 600 семей с особыми детьми получают услуги ранней помощи
Специалисты городского сервиса оказывают комплексную поддержку семьям, воспитывающим детей с особенностями развития с момента рождения до трех лет.
Поддержка с самых ранних стадий во многих случаях позволяет сохранить семью, минимизировать осложнения заболеваний и научить родителей жить в комфортном для них темпе с учетом индивидуальной ситуации.
С момента появления нового формата сервиса в 2021 году помощь получили уже свыше 600 московских семей. Об этом рассказал заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Алексей Володин.
«Рождение особого малыша — непростая ситуация для семьи. Далеко не все могут к ней адаптироваться. В то же время самому ребенку нужна всесторонняя поддержка специалистов, причем чем раньше, тем лучше. По сравнению с прошлым годом в 2022 году на 30 процентов выросло количество семей, получающих услуги ранней помощи. Это стало возможным благодаря расширению географии сервиса и подключению к работе новых учреждений. Их сотрудники проходят обучение в Институте дополнительного профессионального образования работников социальной сферы. Специалистов обучают по программам, разработанным экспертами совместно с координационным центром городского сервиса ранней помощи. Мы активно работаем над выстраиванием в городе единой системы предоставления услуг ранней помощи, которая поможет обеспечить преемственность ведения детей с особенностями здоровья в учреждениях здравоохранения, социальной защиты и образования», — сказал Алексей Володин.
Главная особенность московского сервиса ранней помощи — индивидуальный подход и непрерывное сопровождение семьи. Как только в координационный центр поступает заявка, что у ребенка выявлен диагноз или есть трудности в развитии, с родителями связывается координатор сервиса.
Он будет сопровождать семью на всех этапах: расскажет, что такое ранняя помощь, поможет оформить документы и расскажет о существующих мерах социальной поддержки, а также будет оказывать содействие в прохождении обследований и получении программы помощи.
При необходимости координатор подключит психолога для поддержки семьи.
Служба ранней помощи предназначена для того, чтобы семья получала всестороннюю поддержку и адресную помощь многопрофильной команды экспертов. Каждый из них проходит специальное обучение в Институте дополнительного профессионального образования.
Здесь специалисты изучают принципы и стандарты обеспечения высокого качества услуг ранней помощи, эффективного взаимодействия с семьями, составления программы развития ребенка, оценки состояния малыша, узнают эффективные методики поддержки детей раннего возраста.
В учреждениях городского сервиса ранней помощи работают с детьми независимо от диагноза: на первичном приеме с ребенком и семьей знакомятся все специалисты.
Если по результатам диагностики подтверждаются особенности развития, составляется индивидуальная программа.
Обратиться за помощью семья может даже тогда, когда у малыша нет установленного диагноза, но что-то в его развитии вызывает тревогу.
Если у ребенка нет нарушений, эксперты дадут советы по уходу и взаимодействию с ним, развеют опасения родителей.
В настоящее время служба ранней помощи работает в 12 учреждениях, в том числе в центре реабилитации инвалидов «Царицыно», комплексном реабилитационно-образовательном центре, реабилитационно-образовательном центре № 76, реабилитационном центре для инвалидов с использованием методов физической культуры и спорта, школе-интернате № 1 для обучения и реабилитации слепых, центрах социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Формула роста», «Семь-Я», «Дом детей», центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов имени Г.И. Россолимо.
Служба ранней помощи взаимодействует с 12 поликлиниками и 18 больницами города. Среди них Морозовская детская городская клиническая больница, детская городская клиническая больница имени Н.Ф. Филатова, детская городская клиническая больница № 9 имени Г.Н. Сперанского и другие.
В будущем проект продолжит расширяться. Со временем к службе ранней помощи будет подключаться больше медицинских учреждений и учреждений соцзащиты Москвы.
Подробный список показаний для обращения можно найти на официальном сайте городского сервиса. Там же можно подать заявку на получение поддержки, почитать истории малышей, рассказанные их родителями.
Что такое ранняя помощь и кому ее нужно оказывать – понимают не все — Милосердие.ru
Фото с сайта zstop.ru
Концепцию развития ранней помощи правительство утвердило еще в августе 2016 года. Что происходит сейчас, и можно ли уже где-то эту помощь получить? Кто расскажет родителям особенного ребенка, куда им обратиться? Эксперты, представители исполнительной власти и общественных организаций обсудили в Общественной палате РФ вопросы, связанные с развитием ранней помощи.
Когда и кто выявляет необходимость ранней помощи
Елена Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ. Фото с сайта ria.ru
В 80% случаев ребенка с нарушениями развития, нуждающегося в ранней помощи, выявляет система здравоохранения.
«Где это может происходить? Начиная от роддома, где выявляются самые заметные нарушения, до поликлиник, которые проводят профилактические осмотры», – сказала Елена Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ.
В некоторых клиниках делают пренатальный скрининг, а также аудиологический и неонатальный скрининг. Если патологию обнаружат во время беременности, то семье должна оказываться пренатальная помощь – не только медицинская, но и социальная, психологическая. Например, такая помощь необходима будущей матери ребенка с синдромом Дауна.
Бывает, что нарушения в развитии ребенка может заметить не врач, а, например, логопед, дефектолог, социальный работник.
Ранняя помощь положена детям в возрасте от 0 до 3 лет с серьезными заболеваниями или с рисками их развития, а также детям, которые остались без попечения родителей, пояснила заместитель директора департамента по делам инвалидов Минтруда Кира Афонина. Критерии «нуждаемости» уже сформулированы специалистами и переданы в министерство.
О таком ребенке положено сообщить в службу ранней помощи, причем сделать это могут либо специалисты сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, либо сами родители. Затем для семьи должны составить индивидуальный план ранней помощи, а направлять и организовывать весь процесс будет особый сотрудник – куратор случая.
Кира Афонина, заместитель директора департамента по делам инвалидов Минтруда Фото с сайта mgpu.ru
Куда направят ребенка
К сожалению, в настоящее время ранняя помощь, если и оказывается, то «стихийно». «Выявленные дети у нас сейчас практически никуда не попадают, – сказала Елена Клочко. – Либо родители берут руки в ноги и ищут какие-то центры. Как правило, эти центры собственно раннюю помощь не оказывают.
Потому что ранняя помощь – это услуга для семьи, а не только для ребенка. Когда рождается ребенок с нарушением развития, родитель теряется, он не знает, что делать, ему самому нужна помощь. Кроме того, ему важно знать, что может быть с ребенком, если приложить определенные усилия.
Это дает силы жить дальше», – продолжила она.
Со временем в каждом регионе должна быть создана своя региональная программа ранней помощи и единый координационный центр, куда попадают сведения о детях, которым она требуется. «Мы рассчитываем, что будет выработана простая система по направлению в службу ранней помощи», – добавила Клочко.
Физически центры ранней помощи могут находиться в самых разных организациях – в детских садах, поликлиниках, домах ребенка, социальных центрах. «Главное, что междисциплинарный набор специалистов должен быть одинаковый, набор знаний у них должен быть одинаковый, качество услуг должно быть одинаковым, и функционал должен быть одинаковым», – пояснила Клочко.
Где и какие службы ранней помощи уже действуют
Фото с сайта b-port.com
Концепция развития ранней помощи еще только начала реализовываться.
До конца 2017 года должны быть разработаны стандарты и типовые программы ранней помощи, регламенты межведомственного взаимодействия и рекомендации регионам. В 2018 году система пройдет апробацию в Свердловской области и Пермском крае.
И только в 2019-2020 гг. службы ранней помощи начнут создаваться по всей стране и соответствующие изменения будут внесены в законодательство.
По данным Минтруда, уже сейчас ранняя помощь успешно организована в республиках Бурятия и Татарстан, а также в Воронежской и Новосибирской областях. Однако в большинстве регионов ранняя помощь оказывается «фрагментарно», и от момента выявления проблемы до предоставления семье необходимого комплекса услуг проходит много времени, отметила Кира Афонина.
То есть медики лечат детей раннего возраста, органы соцзащиты предоставляют семьям сопровождение, педагоги умеют таких детей учить, но комплекса услуг и понятного маршрута, как их получить, пока нет.
В некоторых регионах программу по развитию системы ранней помощи реализует Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Это республика Алтай, Ханты-Мансийский автономный округ, Астраханская, Владимирская, Костромская, Омская, Курская, Тверская области и город Санкт-Петербург, рассказала Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Что именно делается? В Курской области, например, создано отделение развития и реабилитации детей раннего дошкольного возраста с нарушениями в развитии и инвалидностью, называется оно «От колыбели до школы». В составе отделения есть Центр раннего вмешательства, лекотека, группа кратковременного пребывания, два консультативных пункта и три филиала с кабинетами и центрами раннего вмешательства.
На данный момент во многих регионах руководствуются собственным опытом работы с тяжелобольными детьми раннего возраста, а вовсе не Концепцией.
Например, такой опыт есть в Туле, о нем рассказала Светлана Гусева, председатель правления некоммерческого партнерства детских психологов и коррекционных педагогов по оказанию профессиональной помощи детям с особенностями развития «Содействие».
Базовыми учреждениями здесь являются ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» и МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения». По словам Гусевой, тульские наработки требуют «модификации» и переосмысления, их не стоит «переоценивать».
Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» занимается сопровождением семей, где есть дети с синдромом Дауна. Помощь детям с 0 до 3 лет и их родителям включает как визиты специалистов на дом, так и консультирование на территории Центра сопровождения семьи, созданного фондом.
Что такое «ранняя помощь» на самом деле
Лариса Самарина, директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства
Чем отличается ранняя помощь, предусмотренная Концепцией, от других практик? О ее основных принципах напомнила Лариса Самарина, директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства. Вот некоторые из них.
– Это интегрированный набор услуг, направленный на развитие навыков, необходимых ребенку в повседневной жизни. Например, если ребенок испытывает трудности с кормлением, то логопед должен учить его общаться во время еды, брать еду в рот, жевать и глотать, а физический терапевт – сидеть и использовать руки для еды. Набор специалистов, помогающих семье, должен определяться ее потребностями.
– Реабилитационная работа должна разворачиваться вокруг активности самого ребенка. В отличие от взрослых, малыш не может целенаправленно тренироваться. Поэтому его повседневная жизнь должна быть устроена так, чтобы навыки, которые необходимо освоить, естественным образом в нее включались.
– Помощь оказывается параллельно и ребенку, и его семье. Ребенок осваивает новые навыки, а родители осваивают, как эти навыки закреплять в повседневной жизни.
Не исключено, что ребенок с тяжелыми нарушениями не достигнет заметных результатов, зато результаты, которых достигнет семья, могут быть очень значительными.
Семья преодолеет первоначальный стресс и научится создавать условия для развития такого ребенка.
- – Помощь должна быть «ранней» не на словах, а на деле, и реализовываться она должна длительно и непрерывно.
- – Ранняя помощь оказывается по стандартной технологии «управление случаем» (case management).
- По словам Елены Клочко, далеко не все ведомства и специалисты полностью понимают, что такое ранняя помощь.
Многое из того, что учреждения образования, здравоохранения и соцзащиты называют ранней помощью, на самом деле является частью их повседневной деятельности, которой они занимались всегда и должны заниматься впредь.
Внести ясность в ситуацию может только профессиональное сообщество. Именно оно должно вырабатывать правила оказания ранней помощи, готовить учебники и методические материалы, анализировать статистические данные.
Как смотрят на раннюю помощь три министерства
Фото с сайта human-anomalies.ru
Координирующим органом, который занимается реализацией Концепции, является Минтруда.
Именно это ведомство и представило Концепцию в свое время на рассмотрение правительства и общественности. При нем действует рабочая группа, создан блок документов методического характера.
Вскоре в субъекты федерации будут направлены методические материалы по созданию индивидуальных планов ранней помощи.
Ответные предложения регионов планируется суммировать к 1 мая. До конца сентября субъекты федерации должны представить информацию о численности детей, которые нуждаются в ранней помощи, сообщила Кира Афонина.
С точки зрения Минздрава, ранняя помощь – это чисто медицинское понятие.
На схеме, представленной этим ведомством на конференции в Общественной палате, ранняя помощь состоит из ранней диагностики, начиная от пренатальной; «трехуровневой маршрутизации больных» (здесь ведомство видит свою задачу в совершенствовании врачебной помощи и медицинской реабилитации детей-инвалидов); работы с субъектами федерации, которая заключается в мониторинге результатов пренатальной диагностики, неонатального и аудиологического скрининга и т.д.
Особое внимание ведомство уделяет развитию таких направлений, как выхаживание детей с экстремально низкой массой тела, неонатальная хирургия (чаще всего это необходимо новорожденным с тяжелыми пороками сердца), другая высокотехнологичная помощь детям.
Михаил Дымочка. Фото с сайта ktovmedicine.ru
Руководитель Федерального бюро медико-социальной экспертизы Михаил Дымочка тоже считает, что центральную роль в системе ранней помощи должен играть врач.
Взаимодействие ребенка и матери крайне важно, но есть большая категория детей с тяжелыми заболеваниями, для которых это невозможно.
Именно медики с помощью специальных методик помогают им «встать на ноги и сделать первые шаги», сказал он.
По его словам, система ранней помощи должна ориентироваться на структуру заболеваемости и инвалидности.
Так, например, на первом месте по численности среди детей-инвалидов находятся дети с нарушением психического здоровья и поведения, на втором – с врожденной патологией и пороками развития, на третьем – с патологией центральной нервной системой.
Поскольку дети-инвалиды из этих трех групп составляют подавляющее большинство, то и система ранней помощи должна ориентироваться прежде всего на них, сказал Дымочка.
С точки зрения Минобрнауки, раннюю помощь следует оказывать на базе образовательных организаций, тогда она будет наиболее эффективна. Эти учреждения уже сейчас имеют право организовывать и психолого-педагогическую, и медико-социальную помощь детям, сказала Ирина Терехина, заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей.
Она сослалась при этом на федеральный закон «Об образовании» и федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
«Мы разработали девять примерных адаптированных программ, под каждую категорию детей с ограничениями возможностей здоровья, эти проекты дорабатываются», – сообщила она.
Дошкольные учреждения смогут использовать эти программы, предназначенные для детей с двухмесячного возраста, уже в следующем учебном году.
Проблема лишь в том, что детские сады не готовы заниматься ранней помощью. Для этого им не хватает квалифицированных педагогических работников. К 2020-2021 учебному году потребность в таких специалистах будет закрыта лишь на 10%, признала Терехина.
Немного статистики
Доклад на тему Положение о службе ранней помощи
Положение о службе ранней помощи.
Учитель-логопед
Сухорученко С.А.
Учитель-логопед
Рыбченко Н.С.
МАДОУ
« Детский сад №184, комбинированного вида»
г.Хабаровск
Ранняя помощь
детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности
здравоохранения, образования, социальной защиты. Ежегодно в России
увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов.
Раннее выявление и начало комплексной помощи содействует
максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья,
а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с
последующей интеграцией в общество.
Необходимость оказания
ранней медико-социальной, психолого-педагогической помощи детям младенческого и
раннего возраста с нарушениями развития научно обоснована работами как
российских, так и зарубежных авторов (А. Камю, Ж. Сартр, М. Хайдеггер, К.
Ясперс, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, А.Р. Лурия,
М.С.Певзнер, Т.В. Розанова, Е.А. Стребелева, и др.).
Период раннего
детства (от рождения до 3 лет) является уникальным и имеет ряд
психофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных
этапов и требующих создания для детей специальных условий окружающей среды,
всего уклада жизни, воспитания (Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов, К.Л. Печора,
Г.В. Пантюхина, Э.П. Фрухт). Этот период характеризуется наиболее интенсивным
темпом развития ребенка; это сензитивный период для развития его моторики,
психики, речи.
Раннее детство
характеризуется скачкообразностью и неравномерностью развития, высокой
пластичностью высшей нервной и психической деятельности, легкой обучаемостью;
большими потенциальными компенсаторными возможностями развития; единством и
взаимосвязью физического и психического развития. Ведущая роль в развитии
ребенка раннего возраста принадлежит взрослому.
Система ранней
комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям
представляет собой специально организованное образовательное пространство, в
котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в
условиях коррекционно-развивающей среды, создающей благоприятные условия для
компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики,
психики, речи), качественного изменения возрастных новообразований, образования
и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим.
Обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного
процесса является одним из важнейших условий успешного включения детей с
ограниченными возможностями здоровья и их родителей в социум.
- Одна из
эффективных форм ранней помощи детям с ОВЗ Служба ранней помощи. - Деятельность
Службы ранней помощи регулируется положением - Служба
создается для детей в возрасте от 0 до 3-х лет с ОВЗ (риском появления ограничений), детей с инвалидностью, не
посещающих ДОУ. - Выявление детей в
возрасте до 3 лет, потенциально нуждающихся в ранней помощи, осуществляется в
организациях и учреждениях здравоохранения, социальной защиты, образования, в
организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
семьях. - 2. К
потенциально нуждающимся в получении услуг ранней помощи относятся следующие
категории детей: - — ребенок
в возрасте от рождения до трех лет имеет статус «ребенок-инвалид»,
подтвержденный действующей справкой об установлении категории «ребенок-инвалид»,
выданной учреждением медико-социальной экспертизы; - — у
ребенка в возрасте от рождения до трех лет выявлено стойкое нарушение функций
организма или заболевание, приводящие к нарушениям функций организма, задержка
развития. Факт наличия нарушения функции(й), заболевания, задержки развития
подтверждается справкой, выданной медицинской организацией; - — ребенок
в возрасте от рождения до трех лет, воспитывается в государственном
(муниципальном) учреждении, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей; - — ребенок
в возрасте от рождения до трех лет воспитывается в семье, находящейся в трудной
жизненной ситуации, что выявляется организациями социального обслуживания,
помощи семье и детям, органами опеки и попечительства; - — ребенок
в возрасте от рождения до трех лет относится к категории детей с ограниченными
возможностями здоровья, что подтверждено заключением, выданным
психолого-медико-педагогической комиссией; - —
беспокойство семьи по поводу развития, трудностей поведения и адаптации ребенка
в возрасте до 3-х лет. - Целью деятельности Службы является организованная
психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(риском появления ограничений), детей с инвалидностью, подбор адекватных
способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция
отклонений в развитии. - Служба осуществляет деятельность,
направленную на решение следующих задач: - — взаимодействует с учреждениями здравоохранения,
образования и социальной защиты для своевременного выявления и направления
детей и семей, нуждающихся в ранней помощи, в Службу, а также для обеспечения
комплексной помощи детям; - — проводит первичную и углубленную междисциплинарную
оценку функционирования ребенка и влияющих на него факторов среды; - — осуществляет консультативную помощь родителям
(законным представителям) детей; - — разрабатывает индивидуальную программу сопровождения
ребенка и семьи - — реализует Программы, включая развитие у родителей
компетентности в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального
развития, в том числе в вопросах использования специального оборудования,
необходимого ребенку с нарушением мобильности и/или коммуникации; - — определяет эффективности реализации Программы;
- — поддерживает семью с целью мобилизации ее ресурсов и
обеспечения связей с другими ресурсами в сообществе и их ближайшем окружении; - — поддерживает переход ребенка в группу
дошкольной образовательной организации; - — завершает обслуживание ребенка и семьи в Службе;
- — информирует профессиональное сообщество и
общественность о деятельности Службы, включая просветительскую деятельность в
сфере ранней помощи; - Служба создается руководством ДОУ
- В своей
деятельности Служба руководствуется Международными актами в области защиты прав
ребенка, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ,
законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
решениями соответствующего органа управления образованием, здравоохранением,
социальной защиты, Уставом МАДОУ и Положением. - Нормативно-правовые документы:
В москве заработала служба ранней помощи для детей с различными нарушениями развития
В Москве открыто 10 служб ранней помощи детям с различными нарушениями развития на базе Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы.
Многие родители детей с ограниченными возможностями здоровья не знают, куда привести своего ребёнка, где ему помогут и поймут, научат общаться, развивать свои навыки и окажут помощь.
Служба ранней помощи создана именно для таких детей с ограничениями жизнедеятельности или риском появления таких ограничений в возрасте с 1,5 до 7 лет. Главная задача, которую решают такие службы – как можно раньше выявить нарушения в развитии ребенка и помочь детям и их родителям.
Специалисты служб ранней помощи проводят занятия не только с детьми, но и с их родителями. Ведь важно научить не только ребенка взаимодействовать с другим миром, но и родителей – грамотно общаться со своим ребенком. С ребятами проводят как индивидуальные занятия, так и групповые.
Специалисты разрабатывают для каждого ребенка индивидуальную программу сопровождения и образовательную траекторию.
«Особенностью деятельности Службы ранней помощи является участие родителя (законного представителя) ребенка на всех этапах программы сопровождения ребенка и семьи. При реализации программы могут использоваться индивидуальные, групповые, очные и дистанционные формы работы», — рассказала директор Городского психолого-педагогического центра Любовь Олтаржевская.
Службы ранней помощи работают не менее двух раз в неделю по три часа в день. По словам Любови Олтаржевской, до конца декабря такие группы откроются в 20-ти территориальных отделениях по городу.
«Самый приемлемый и самый эффективный путь снижения числа детей с нарушениями в развитии и повышения их социальной адаптации – это организация системы ранней коррекционной помощи», — отметила руководитель территориального отделения «Соколиная гора» Городского психолого-педагогического центра Ольга Зайнуллина.
В территориальном отделении, которым руководит Ольга Зайнуллина, работают учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи и социальные педагоги.
Опытные специалисты работают с детьми с различными заболеваниями: синдром Дауна, расстройство аутистического спектра, задержка психологического развития и др.
Педагоги проводят самые разные занятия в игровой форме, учат детей общаться и развивают их практические навыки с использованием Монтессори – материала.
По словам Ольги Зайнуллиной, с помощью службы ранней помощи дети с различными нарушениями могут общаться, развиваться, получать помощь и поддержку в кругу сверстников и педагогов.
«Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить индивидуально-психологические особенности, затем разработать содержание коррекционно-педагогической работы с ними, а также оказать необходимую психологическую помощь родителям», — добавила она.
Для родителей детей-инвалидов проводятся лекции, семинары, тренинги и индивидуальные беседы по воспитанию и обучению их ребенка. Помимо этого, специалистами городского центра разработана система психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Для записи ребенка в службу ранней помощи родителям необходимо по телефону записаться на консультацию в территориальное отделение Городского психолого-педагогического центра.
В ближайшее время на сайте центра для родителей будет открыта возможность с помощью онлайн-анкеты определить уровень развития своего ребенка.
После этого родителям представят результаты опроса, и они смогут бесплатно записаться на консультацию, где специалисты центра ответят на любые вопросы.
Адреса территориальных отделений с группами кратковременного пребывания – службами ранней помощи:
Территориальное отделение «Рязанское» (Самаркандский бульвар, д.11, к.3) – 8 495 377 50 56;
Территориальное отделение «Переделкино» (ул. Приречная, д.7) – 8 495 439 14 22;
Территориальное отделение «Южное Бутово» (Новоясеневский проспект, 12) – 8 495 423 57 19;
Территориальное отделение «Соколиная гора» (ул. Щербаковская, д.20) — 8 499 369 73 13
Территориальное отделение «Останкинское» (ул. Академика Королева, д.5) – 8 495 683 16 06;
Территориальное отделение «Отрадное» (ул. Ленская, д.4) – 8 495 471 02 81;
Территориальное отделение «Капотня» (Капотня, 1-й квартал, д.15) — 8 495 657 46 32;
Территориальное отделение «Войковское» (ул. Часовая, д.5 А) – 8 499 152 02 51;
Территориальное отделение «Некрасовка» (ул. Привольная, д.56) – 8 499 742 13 80;
Территориальное отделение «Северное Измайлово» (ул. 3-я Парковая, д.50А) – 8 499 165 42 21.