Развитие транспортной системы воронеж
Глава города сообщил о планах по развитию транспортной сети в нашем городе
Такие автобусы могут пустить на полосы для метробусов.
Виктор Субботин.
из архива.
Вчера мэр Вадим Кстенин принял участие в заседании горДумы. Народные избранники поинтересовались у него судьбой появления в Воронеже метробуса и развитии электрического транспорта.
Начал градоначальник с ситуацию вокруг скоростного автобуса — он же метробус. Пояснил, что здесь в приоритете даже не обновление самого транспорта, а увеличение пропускной способности улиц. То есть сначала требуется разгрузить Московский, ведь на нем нужно организовать полноценные полосы для движения метробуса. Они пройдут по центру этой магистрали.
«К строительству этой инфраструктуры приступим после того, как запустим дорогу-дублер Московского проспекта», — уточнил Вадим Юрьевич.
Второй вопрос — развитие электротранспорта. Здесь власти рассчитывают на концессионера. Работы предстоит немало — для начала требуется полностью обновить всю инфраструктуру, в том числе тяговые подстанции и контактную сеть. Одновременно с этим обновить троллейбусы до уровня, достойного города-миллионника.
Троллейбус в Воронеже.
Власти рассматривают возможность покупки троллейбусов, у которых имеется возможность автономного хода. Благодаря этому центр Воронежа можно будет избавить от проводов. Но есть важное «но». Этот проект за счет пассажиров себя не окупит.
«Концессионное соглашение будет оплачено из бюджета. Суммы там могут доходить до 5-8 млрд рублей, — добавил Вадим Юрьевич. — Предварительно, платежи со стороны бюджета на погашение концессионных разовых затрат в течение нескольких лет будут по 800 млн рублей».
Документ сейчас на рассмотрении в Минтранспорта РФ. В том случае, если министерство даст согласование, то город сможет рассчитывать на хотя бы частичное субсидирование со стороны бюджета страны.
«Несостоятельными» назвал Вадим Кстенин разговоры о том, что для троллейбуса следует изменить тариф. Глава города подчеркнул, что для сохранения конкурентоспособности троллейбус по стоимости от других видов транспорта отличаться не должен.
Депутаты поинтересовались у мэра, возможно ли в нашем городе появление трамваев. В том числе, например, на Ленинском проспекте.
Трамвай.
«В восстановлении трамвайного движения ничего невозможного нет. Сейчас все транспортные коридоры заняты, поэтому речь может вестись об отдаленной перспективе, — подытожил глава города. — На Ленинском проспекте будет организована вторая очередь метробуса. Поэтому здесь не усматриваем целесообразность трамвая».
Наверх
Когда в Воронеже появится метробус и вернётся ли трамвай?
На заседании воронежской Гордумы депутаты вновь подняли вопрос улучшения эффективности общественного транспорта в городе
Когда в Воронеже появится метробус и вернётся ли трамвай?
Внесение изменений в организацию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом рассмотрели на заседании депутаты Гордумы среди других вопросов. Кроме того, парламентарии обратили внимание мэра Воронежа Вадима Кстенина и председателя Гордумы Владимира Ходырева на вопрос модернизации городского общественного транспорта.
Ранее рассматривалось несколько направлений развития транспортной системы города. По одному из них Воронежу к 2025 году обещали запустить гибрид метро и автобуса. Предполагалось, что новое транспортное средство спасёт горожан от давки в маршрутках и станет альтернативой личному транспорту, чтобы разгрузить дороги.
— Заниматься запуском метробуса мы сможем только после того, как разгрузим Московский проспект. Соответственно, только после того, как мы запустим дорогу-дублёр, мы сможем перейти к подготовке специальной полосы для нового общественного транспорта, — ответил глава Воронежа народным избранникам.
https://www.youtube.com/watch?v=pqrRGL6SRpo\u0026pp=ygVH0KDQsNC30LLQuNGC0LjQtSDRgtGA0LDQvdGB0L_QvtGA0YLQvdC-0Lkg0YHQuNGB0YLQtdC80Ysg0LLQvtGA0L7QvdC10LY%3D
Актуальным для Воронежа является и вопрос развития троллейбусной сети, которая сейчас находится не в лучшем состоянии. Ранее сообщалось, что в Воронеж завезли 15 «бэушных» низкопольных троллейбусов, которые прежде эксплуатировались в Белгороде. В соседнем регионе их сняли с линий в связи с закрытием троллейбусного движения в городе.
— На сегодняшний день прорабатывается концессионная инициатива. Но мы с вами понимаем, что придётся вложить много средств, при этом даже при повышении стоимости проезда, проект не будет окупаться. Концессионное соглашение будет полностью оплачено из бюджета.
Естественно, это будет процесс длительный, с ежегодной платой порядка 800 млн рублей, по предварительным подсчётам, со стороны бюджета на погашение разовых затрат на протяжении 5 — 8 лет. Сейчас мы находимся в стадии проработки процесса, принимаем документы компаний, которые изъявят желание стать концессионером.
Кроме того, проект находится в стадии рассмотрения Минтранса, специалисты выдвинули свои замечания. После их устранения мы сможем претендовать на частичное субсидирование со стороны Федерации развития концессии электротранспорта.
Это позволит снизить ежегодные суммы платежей на погашение вложений концессионера, — объяснил схему расширения троллейбусной системы Вадим Кстенин.
Также на заседании упоминалось возрождение трамвая, который полностью убрали с воронежских улиц в 2009 году. Но глава города пока не готов планировать возращение рельсового электротранспорта в ближайшие 15 лет. Поскольку строительство транспортных коридоров для трамвая сейчас — это достаточно сложная история.
Мэр Воронежа Вадим Кстенин: проект метробуса находится на стадии глубокой проработки — МК Воронеж
В среду, 19 июля, на очередном заседании Воронежской городской Думы Вадим Кстенин ответил депутатам на вопросы, касающиеся планов по развитию транспортной системы. В частности, глава города рассказал о судьбе проектов скоростного автобусного маршрута (BRT) и модернизации троллейбусной инфраструктуры, которые обсуждались ранее.
Метробус
Проекты сложные и требуют тщательной проработки. Например, для запуска метробуса, необходимо увеличить пропускную способность существующей сети улиц, сместить выделенные полосы к центру проезжей части, оборудовать их необходимой инфраструктурой.
Мэр Воронежа пояснил, что запуск BRT, так называемый метробус, и развитие электротранспорта – все это реализуемо. Но это проекты небыстрые.
– Метробус можно будет реализовывать только после того, как мы разгрузим Московский проспект и сможем позволить себе организовать на нем полноценные полосы для движения BRT. Соответственно, только после того, как мы запустим в эксплуатацию дублер проспекта, приступим и к строительству инфраструктуры, которая необходима для метробуса, – пояснил Вадим Юрьевич.
Мэр Воронежа ВАдим Кстенин
Понятно, что при данном глобальном перестроении проезжей части потребуется серьезная реорганизация дорожного движения.
Фактически Московский проспект будет выключен из транспортной сети, а потому необходимы альтернативные варианты выезда из самого густонаселенного района города – Коминтерновского.
Потому сегодня уже ведется строительство новой автодороги от улицы Шишкова к улице Тимирязева, готовится к реализации проект западного дублера проспекта (от улицы Антонова-Овсеенко к улице Кольцовской).
В будущем также рассматривается вариант запуска метробуса по Ленинскому проспекту на левом берегу. О восстановлении трамвайной сети речи пока не идет.
Электротранспорт
Насчет модернизации электротранспорта Вадим Кстенин напомнил, что Правительством области заключено соглашение со специализированной организацией, в рамках которого предстоит выработать оптимальный путь развития отрасли.
В дальнейшем может быть реализован формат концессионного соглашения. При этом предстоит реновировать всю электротранспортную инфраструктуру, включая тяговые подстанции и контактную сеть.
Необходимо будет также обновить подвижной состав, который должен соответствовать уровню города-миллионника.
Так, например, рассматривается возможность приобретения троллейбусов с возможностью автономного хода, которые позволят освободить центральную часть города от проводов.
– Сейчас мы находимся на стадии глубокой проработки – считается экономика всего проекта. Концессионное соглашение в дальнейшем будет сполна оплачено из бюджета.
Суммы там достаточно внушительные – для того, чтобы полноценно запустить процесс, они могут доходить до 5-8 миллиардов рублей на погашение всех концессионных разовых затрат. Естественно, это будет долгосрочный процесс.
В министерстве транспорта тоже очень внимательно смотрят за этим процессом, и в случае, если мы получим согласование, сможем претендовать на хотя бы частичное субсидирование со стороны федерации, – пояснил Вадим Кстенин.
Кроме того, глава Воронежа отметил, что сегодня существует четкое понимание, что стоимость проезда в электротранспорте не должна отличаться от другого подвижного состава, поскольку он должен оставаться конкурентным.
Вадим Кстенин рассказал о перспективах развития метробуса и электротранспорта в Воронеже
2023-07-22 20.07.2023, 11:13
В среду, 19 июля, в ходе очередного заседания городской думы главе Воронежа Вадиму Кстенину был адресован депутатский вопрос по развитию транспортной системы. В частности, депутат Артем Рымарь поинтересовался судьбой проектов скоростного автобусного маршрута (BRT) и модернизации троллейбусной инфраструктуры.
Глава города подчеркнул, что эти проекты сегодня одни из наиболее актуальных и приоритетных для муниципалитета, однако вместе с тем – и одни из самых сложных, требующих детальной проработки и взвешенных решений. Что касается запуска в областном центре метробуса – здесь речь идет не только о модернизации подвижного состава, но, в первую очередь, об увеличении пропускной способности сети улиц.
– Те проекты, которые мы заявляли в проработку – это развитие электротранспорта в городе и запуск BRT, так называемый «метробус» – все это реализуемо, — пояснил Вадим Кстенин. — Но это проекты небыстрые.
Мы уже неоднократно объясняли, что BRT можно будет реализовывать только после того, как разгрузим Московский проспект и сможем позволить себе организовать на нем полноценные полосы для движения метробуса.
Соответственно, только после того, как мы запустим в эксплуатацию дублер проспекта, приступим и к строительству инфраструктуры, которая необходима для BRT.
Проект метробуса предполагает серьезную реорганизацию дорожного движения – смещение выделенных полос к центру проезжей части, оборудование ее инфраструктурой, чтобы подвижной состав практически безостановочно проходил магистраль. Это означает, что фактически Московский проспект на продолжительное время будет выключен из транспортной сети города.
Потому перед началом работ по организации движения по схеме подобного рода необходимо перераспределить автомобильный трафик по другим направлениям.
Для этого и ведется строительство дополнительной связи от улицы Шишкова к улице Тимирязева, которая возьмет на себя часть трафика, а также запланирована реконструкция сети улиц, образующих западный дублер Московского проспекта.
В части модернизации электротранспорта глава Воронежа напомнил, что сегодня в этом направлении рассматривается концессионная инициатива. Правительством области заключено соглашение с одной из крупнейших специализированных организаций, которая изъявила желание в дальнейшем стать концессионером.
На начальном этапе в рамках соглашения предстоит выработать оптимальный путь развития отрасли.
И сделать здесь также предстоит немало, поскольку реновировать необходимо полностью всю электротранспортную инфраструктуру, включая тяговые подстанции и контактную сеть, и параллельно обновлять подвижной состав.
Ранее мэр отмечал, что в дальнейшем предполагается приобретение троллейбусов с возможностью автономного хода, что, в свою очередь, позволит избавиться от проводов в центральной части города. Однако этот проект при существующих стартовых условиях не окупаем за счет платы пассажиров – стоимость проезда в Воронеже по-прежнему остается одной из самых низких в стране.
– Сейчас мы находимся на стадии глубокой проработки – считается экономика всего проекта, — рассказал Вадим Кстенин. — Концессионное соглашение в дальнейшем будет сполна оплачено из бюджета.
Суммы там достаточно внушительные – для того, чтобы полноценно запустить процесс, они могут доходить до 5-8 млрд рублей. Естественно, это будет долгосрочный процесс.
По предварительной оценке, ежегодные платежи со стороны бюджета на погашение всех концессионных разовых затрат на протяжении нескольких лет будет составлять примерно по 800 млн рублей.
Мэр сообщил, что в настоящее время документы находятся на рассмотрении в Минтрансе. По его словам, министерство выдало свои замечания, они некритические, но и их надо устранять.
При этом глава города подчеркнул: если проект будет согласован Минтрансом, город сможет претендовать на хотя бы частичное субсидирование со стороны федерации и развитие электротранспорта в формате концессии.
А это облегчит экономику проекта и позволит городу снизить ежегодные суммы платежей на погашение концессионеру его вложений.
Вадим Кстенин дал понять, что любые рассуждения о возможности изменения тарифа именно для троллейбуса несостоятельны. Мэр подчеркнул: стоимость проезда в электротранспорте не должна отличаться от другого подвижного состава, поскольку он должен оставаться конкурентным.
Также Вадим Кстенин ответил на уточняющий вопрос по перспективам появления в городе рельсового электротранспорта, в том числе – по Ленинскому проспекту:
– Ничего невозможного в целом в восстановлении трамвайного движения нет, но поскольку в настоящее время все транспортные коридоры заняты, речь может идти только об очень отдаленной перспективе. Что касается Ленинского проспекта, то на нем будет реализовываться вторая очередь BRT, поэтому целесообразности в трамвае здесь пока не усматривается.
Первая очередь линии метробуса, как планируется, пройдет от главного корпуса ВГУ до памятника Славы.
Вице-мэр Воронежа — РБК: «Для метробуса нужно подготовить дороги» — РБК
Сергей Петрин объяснил, какие проекты необходимо воплотить до появления метробуса на улицах города
Сергей Петрин ( РБК Воронеж)
Первый заместитель главы администрации по городскому хозяйству Сергей Петрин рассказал в интервью РБК Воронеж, какие проекты нужно реализовать до того, как проектировать метробус, когда в Воронеже появится новый вид транспорта и как в городе решают проблему с электросамокатами.
— В чем состоит главная проблема транспортной инфраструктуры Воронежа в настоящее время?
— Проблему можно разделить на две части: это обычные остановки общественного транспорта и конечные остановки. Все, что касается конечных остановок, более сложная часть решения. В перестроечный период многие земельные участки ушли из муниципальной собственности, и сейчас стоит задача вернуть их там, где это возможно. Приведу пример: многие, наверное, знают старое здание Юго-Западной автостанции. Сейчас идут переговоры с департаментом имущественных и земельных отношений области о передаче участка и этого здания муниципалитету. Само здание аварийное, мы не планируем его использовать, но земельный участок интересен как раз для устройства одного из конечных остановочных пунктов. И локация удобная, и общественный туалет есть, которым могут пользоваться как водители автобусов, так и пассажиры. Работа идет, но она очень сложная. Что касается обычных остановок общественного транспорта, их в городе почти тысяча. Идет планомерная работа в двух направлениях: реконструкция остановок за счет бюджетных средств и обустройство за счет средств предпринимателей. В нашем городе много остановочных навесов, которые совмещены с НТО (нестационарными торговыми объектами). Который год уже идет работа по их обновлению, есть и требования к остановочным навесам, и НТО нового формата — так называемые «умные остановки».
Существует план, в соответствии с которым по поручению главы Воронежа Вадима Кстенина мы модернизируем эту сферу. Около 85% остановок установлено в городе, работа продолжится в 2023 и 2024 годах.
Все, что касается выполнения работ за счет бюджетных средств, мы делаем в рамках программ развития транспортной системы.
На строительство и реконструкцию улично-дорожной сети выделяются деньги из дорожного фонда, в эти контракты мы закладываем замену остановочных комплексов. Ежегодно мы сдаем 20-30 таких объектов.
— Есть мнение, что львиная доля новых остановок — обслуживают интересы бизнеса, а не проживающих рядом людей. Что можете сказать по этому поводу? — Я думаю, что в этом вопросе интересы бизнеса и жителей города соединились воедино.
Мы понимаем, что остановочные пункты — это точка притяжения людей, и поэтому, естественно, они интересны бизнесу. Остановки с большим трафиком, большой пешеходной и пассажирской активностью привлекают внимание коммерсантов, а мы в хорошем смысле этим пользуемся.
Есть рабочая группа, которая обследует такие точки и принимает решение как по расположению остановочного павильона, который должен соответствовать всем требованиям, так и по компоновке с типовым архитектурным решением.
Я думаю, что в нашем городе найден компромисс, который устраивает и жителей города, и коммерсантов, и власть. Мы не несем дополнительных бюджетных затрат на обустройство этих сооружений, а бизнес на этом зарабатывает.
— «Антикарманы» — в плане реконструкции проспекта Революции они были предусмотрены. Почему сейчас их там нет?
— Мы понимали, что готовится проект благоустройства проспекта Революции и решения по дороге проводили в соответствии с новым проектом. Однако ось дороги осталась старая. И когда по результатам проектирования и совместных встреч с жителями родился измененный облик проспекта с «антикарманами», работы по дороге уже были закончены, по всему проспекту Революции заменили бортовой камень. Чтобы повторно не тратить бюджетные средства на по сути одну и ту же работу, мы от этого решения отказались. Но это не значит, что на других объектах мы это не реализуем.
— Где вы планируете реализовать эту идею?
— На 2023 год документация уже «сверстана», торги прошли. Планы на следующий год пока на стадии разработки. Несколько вариантов есть, но пока без конкретики.
— В 2022 году стартовал масштабный проект по асфальтированию частного сектора, и эта работа продолжается. Каким образом составляется список улиц?
— Благодаря поддержке губернатора Александра Гусева и правительства Воронежской области у нас есть средства на трехлетнюю программу, есть контракты на 70 улиц частного сектора в этом году и на асфальтирование около 50 улиц в 2024 году. По компоновке — естественно, было много обращений, жалоб и заявлений, потому что к этой проблеме мы подходили по остаточному принципу: больше средств и внимания уделяли магистральным улицам. В частных случаях принимали решение совместно с депутатами: собирали все обращения от жителей и от депутатского корпуса, действующего по наказам избирателей. Затем на место выезжала комиссия и оценивала техническое состояние дороги и предстоящий объем работ. Понимая, что есть 1,5 млрд рублей на три года, мы расписали программу по всем улицам. Выбрали те, которыми пользуется большее количество жителей и где совсем не было твердого покрытия.
— Еще одна боль нашего города — это электросамокаты. Нет выделенных полос, многие ездят по тротуарам и по проезжей части, бросают самокаты и загромождают проезды. Как мэрия города собирается регулировать этот вопрос?
— Давно налажены взаимоотношения с операторами, которые присутствуют на этом рынке. Есть соглашение с одним из операторов, в рамках которого мы пытаемся выстраивать работу. У нас есть комиссионная группа, в которую входят сотрудники ГИБДД, сотрудники управления транспорта, управления дорожного хозяйства. На совещании в июне мы определим перечень мест, где будет запрещена парковка. Также есть перечень улиц, на которых мы решили по согласованию с оператором ограничить скорость движения. Мы договорились оперативно реагировать на случаи, когда пользователи бросают самокаты в местах, где нет парковки. Обсудили с оператором вариант, при котором невозможно закрыть сессию. В этом случае пользователь не сможет бросить свой самокат там, где ему вздумается. Я думаю, что в июне — начале июля это соглашение примет окончательный вид, и мы все-таки найдем компромисс, который позволит жителям города удобно пользоваться самокатами и при этом не мешать тем, кто предпочитает ходить пешком.
— Недавно прошла информация, что в Воронеже появятся новые выделенные полосы для общественного транспорта. На каких дорогах они будут обустроены? Как в целом оцениваете эффект от этого инструмента?
— Когда начиналась работа по выделенным полосам, все делалось на основе документации, которую разработало «РосдорНИИ». И у областных коллег, и у нас был контракт на разработку комплексной схемы организации дорожного движения, предусматривающей выделенные полосы. Мы начали с самых оживленных магистралей: Московский проспект, Плехановская, три моста, улица Степана Разина, улица 20-летия Октября. Это те транспортные артерии, которые наиболее загружены в часы пик. Тем, кто пользуется общественным транспортом, выделенные полосы позволяют в прогнозируемый срок доезжать от точки А до точки Б. Этот опыт применяют как во многих городах России, так и в зарубежных странах, поэтому мы пошли по этому пути. Что касается расширения, будем двигаться в соответствии с тем же документом, о котором я уже упоминал. В планах на следующий год — Ленинский проспект и улица Ворошилова. Сейчас мы детально прорабатываем схему. Думаю, в следующем году проект будет готов к реализации.
— Если говорить о цифрах, как выделенные полосы повлияли на трафик?
— Честно говоря, точной статистики никто не вел, но около 25-30% экономии времени — это точно. Есть наглядные примеры — те же мосты. Когда Северный мост «стоит» или движется очень медленно, маршрутные транспортные средства спокойно проезжают в рамках своего интервала. Это позволяет перевозчикам соблюдать график.
— Метробус — когда горожанам ждать новый вид транспорта?
— Когда компания «РосдорНИИ» разрабатывала документ, одним из требований в техническом задании был анализ нового вида транспорта: нужен он нашему городу или нет? А если нужен, то, каким он должен быть? По итогам этой работы мы поняли, что в Воронеже востребован вариант безрельсового транспорта, хотя изначально были варианты от метро и до трамвая. Мы остановились на варианте безрельсового транспорта в двух его разновидностях — метробус в чистом виде и метробус с подвижным составом в виде современных троллейбусов с автономным ходом. Эта работа должна быть увязана с проектированием улично-дорожной сети. В 2023 году мы начали реализовывать двухлетний контракт по строительству дублера Московского проспекта. По плану сначала будет разгружен трафик на Московском проспекте, что даст жителям города альтернативу по передвижению. Помимо этого, в 2023 году у нас запускается дорога Шишкова-Тимирязева.
После реализации этих проектов можно будет говорить о метробусе. Сейчас мы готовим документацию и делаем техническое задание на проектирование.
Вероятно, в этом году мы не будем проводить конкурсные процедуры, но в 2024 году вполне реально приступить к этой работе, потому что, как я уже сказал, контракт по первому этапу дублера Московского проспекта двухлетний, а его завершение планируется в 2025 году.
Кроме того, есть участок, который связывает Северный лес с Антоново-Овсеенко, по которому еще не проводились торги. Участок, который свяжет улицу Свободы с Кольцовской, тоже не «расторгован», но на него уже есть проектно-сметная документация.
А на участок через Северный лес уже получено положительное заключение госэкспертизы. Думаю, что к 2025 году вполне реально завершить работы по дублеру и к этому моменту получить проектно-сметную документацию по метробусу.
Как мы понимаем, затраты на этот проект будут весьма серьезные.
— По оценкам на сегодня, во сколько обойдется проект?
— Варианты разные, все зависит от количества подвижного состава. Был вариант с 77 единицами троллейбусов, с модернизацией электрохозяйства — это существующее депо и существующие тяговые подстанции, замена либо ремонт контактной сети и обновление подвижного состава.
Подписано соглашение между правительством Воронежской области и компанией «Синара», которая является производителем троллейбусов. По договоренности с этой компанией уже к сентябрю 2023 года у нас будет проработанное техническое решение и понимание о возможности федеральной поддержки.
Объем средств на реализацию проекта может быть разным — от 20 до 30% всех затрат. Первый вариант — от 25 млрд рублей.
Но я еще раз акцентирую внимание, что в этом проекте упор был сделан на восстановление электрохозяйства, чтобы в последующем можно было добавлять количество подвижного состава. Все-таки это более простая работа.
Когда инфраструктура будет готова полностью, приобретения троллейбусов — уже меньшая проблема.
— В апреле этого года была принята программа комплексного развития транспорта и инфраструктуры (ПКРТИ). Будет ли продолжение?
— В этом году из глобального — подготовка к проектированию метробуса и мероприятия по реконструкции улично-дорожной сети, которые позволят разгрузить дороги. Помимо тех объектов, которые я уже упомянул, продолжается реконструкция Остужевской развязки. В этом году мы надеемся завершить второй этап с опережением почти на год. Напомню, что второй этап реконструкции развязки — это пересечение улиц Минская и Остужева. На этом участке мы планируем открыть движение осенью 2023 года.
Также у нас подтверждено финансирование на последний, третий этап — участок от Северного моста до Остужевского кольца. Последний участок — самый объемный, он полностью соединит проект. У нас есть федеральные средства, но, к сожалению, только на 2024-2025 год.
Сейчас договариваемся с федеральными властями по поводу переноса, чтобы у нас появилась возможность провести конкурсные процедуры раньше — в конце этого года. Но даже если этого не случится, в 2024 году мы приступим к реализации проекта.
Нас ждет очень много работы именно по восстановлению дорожной инфраструктуры, которая позволит перейти к более масштабным проектам.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.
«Это некая фантазия»
Мэрия разработала программу комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) Воронежа до 2041 года. За это время власти планируют вложить в строительство новых дорог и реконструкцию старых, обновление подвижного состава и организацию новых видов транспорта 97,5 млрд руб.
Впрочем, детальные планы есть только на первый этап — 2023–2027 годы. Сами чиновники предметно о проектах готовы говорить в трехлетней перспективе, на которую верстается городской бюджет.
По мнению местных депутатов, сейчас невозможно спрогнозировать, какой объем средств предоставят региональные и федеральные власти, но стратегический документ необходим.
Заседание комиссии гордумы Воронежа по ЖКХ, дорожному хозяйству и благоустройству, на котором был представлен проект программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города до 2041 года, началось символично — с небольшого опоздания председателя комиссии Александра Сысоева. Депутат застрял в пробке.
Мэр Вадим Кстенин поручил разработать ПКРТИ, а также документы по развитию социальной и коммунальной инфраструктуры в начале 2023 года. Все программы увязаны с генпланом Воронежа, который также действует до 2041-го.
ПКРТИ разбита на два этапа — на 2023–2027 годы и на 2028–2041 годы. На ее реализацию, следует из имеющегося у «Ъ-Черноземье» документа, предполагается направить 97,5 млрд руб.
, из которых 87,1 млрд может предоставить областной бюджет, 6,5 млрд — федеральный и 3,4 млрд — городской, а еще 458 млн ожидают из внебюджетных источников.
На первом этапе планируется потратить 30,3 млрд (25,4 млрд областных, 3,7 млрд федеральных, 808,5 млн городских и 450,8 млн внебюджетных средств), на втором — 67,2 млрд (61,8 млрд областных, 2,8 млрд федеральных, 2,7 млрд городских и 7,2 млн внебюджетных средств).
Между двумя направлениями — дорожной и транспортной инфраструктурой — финансирование поделено примерно поровну. На дорожные проекты выделяется 48,9 млрд, в том числе 17,9 млрд на первом этапе и 31,1 млрд на втором. Еще 48,5 млрд, в том числе 12,4 млрд на первом этапе и 36,1 млрд на втором, планируется на транспортную инфраструктуру.
https://www.youtube.com/watch?v=pqrRGL6SRpo\u0026pp=YAHIAQE%3D
О ПКРТИ на комиссии докладывали руководитель управления городского хозяйства Олег Котов и глава управления транспорта Сергей Латынин.
В программе заложены уже начатые или готовящиеся к старту крупные стройки — Остужевская развязка, дублер Московского проспекта, расширение улицы Ломоносова, соединяющий авиазавод с микрорайоном ВАИ путепровод и другие.
Среди перспективных дорожных проектов в очередной раз заявлялось создание «большого воронежского кольца» со строительством еще двух мостов через водохранилище. В части транспортного развития чиновники вновь упомянули создание метробуса.
Несколько этих проектов вызвали у депутатов дополнительный интерес. Так, Дмитрий Швецов уточнил, как будет организовано движение метробуса, приведя в пример Стамбул.
Олег Котов отметил, что скорее за основу будет взят проект с улицей Щорса в Белгороде.
«В Белгороде я не был»,— ответил депутат и удивился технологиям, по которым датчики монтируются в дорожное покрытие, а при приближении транспорта дают ему зеленый свет на светофоре.
Довольно спокойно члены комиссии отнеслись к проектам, которые потенциально могут вызвать общественный резонанс. Речь идет об уже приведшем к «социальному напряжению» строительстве дороги через Нагорную дубраву.
Трасса должна соединить набережную Максима Горького с Московским проспектом, причем в этом месте планируется «полный клеверный лист» для разгрузки транспортного потока от расположенных неподалеку яблоневых садов, где ожидается возведение более 700 тыс. кв. м жилья.
По словам Олега Котова, инфраструктурный проект может быть реализован в течение пяти лет, а лес, «к сожалению», придется рубить. Депутаты согласились, так как на альтернативы нужны «сотни миллионов рублей».
Второй проект — строительство ливневого коллектора, который должен собирать стоки от возводимого жилья на яблоневых садах и уже построенных поблизости крупных жилкомплексов.
Он будет соединен с другим коллектором под Центральным парком, чтобы таким образом устроить сброс в водохранилище.
В рамках проекта также планируется строительство очистных сооружений «в районе» ботанического сада. Депутаты обошлись без вопросов.
Рассказывали чиновники и о более экзотических планах — например, о водном транспорте для «туристических прогулок». Власти, следует из проекта программы, планируют до 2030 года построить девять причалов, чтобы короткие маршруты связали оба берега водохранилища.
На каждой пристани ждать транспорт придется 30–60 минут, а для организации такого движения необходимы небольшие суда. Сезон навигации в Воронеже обозначен с 15 апреля по 1 ноября. В проект могут войти частные перевозчики. Однако прогнозировать пассажиропоток пока чиновники не могут.
Депутаты согласились, что проект может бы нерентабельным для инвесторов.
Сергей Латынин также заверил, что в Воронеже не будет закрыто троллейбусное движение. Однако у города и области нет большого объема средств на полное обновление инфраструктуры, а это не только сам транспорт, но также подстанции и кабельные линии. Сейчас власти прорабатывают возможность концессии.
В начале марта стало известно о переговорах с группой «Синара», которая может инвестировать 8 млрд руб. Вариант с электробусами господин Латынин отмел: «В морозы батарея быстро разряжается, а стоит электробус в четыре раза дороже. Пока еще нет машин, которые бы в любые морозы без подзарядки проезжали 200-300 км».
Кроме того, ЮВЖД планирует построить 16 остановок для развития рельсового движения.
Некоторые проекты упоминались вскользь. Так, за 15 лет планируется организация 133,2 км велодорожек. А до 2030 года в Воронеже с привлечением частных инвестиций может появиться еще 1,6 тыс. мест на платных парковках.
О финансировании чиновники почти не говорили. По словам Олега Котова, бюджет верстается на три года и предметно можно обсуждать проекты только на этот срок.
Сергей Латынин отметил, что метробус потребует «миллиардов рублей» и для него еще не создана документация. Прошлым летом он оценивался в 27 млрд.
Впрочем, финансирование некоторых мероприятий представлено в проекте ПКРТИ Воронежской агломерации до 2035 года, который также есть в распоряжении «Ъ-Черноземье».
Создание северного участка «большого воронежского кольца» с мостом оценивается в 24,9 млрд, два этапа метробуса — в 20,7 млрд, три этапа Остужевской развязки — в 7,2 млрд, строительство и капремонт некоторой троллейбусной инфраструктуры — в 2,6 млрд, организация причалов на водохранилище — в 638,5 млн.
Александр Сысоев отметил, что концепция — это «всегда некая фантазия», но стратегию надо видеть. По его словам, обсуждение строительства двух мостов идет с 1995 года и может еще продлиться.
«Существуют реальные решения, на которые предусмотрено финансирование в трехлетнем бюджете: Остужевская развязка, дублер Московского проспекта, дорога Тимирязева — Ломоносова.
Над остальными «хотелками» власти будут трудиться»,— подытожил депутат.
- Господин Сысоев объяснил, что сейчас невозможно «прогнозировать мощь» направляемых средств на намерения вроде метробуса — ни региональных, ни федеральных: «А масштабы проектов большие и, можно сказать, громоздкие».
- Принять проект ПКРТИ депутаты могут на сессии 12 апреля.
- Александр Прытков
Развитие дорожной сети Воронежа в 2023 году оценивают в 5,2 миллиарда рублей — Российская газета
Как напомнил его председатель Владимир Верзилин, в конце каждого года депутаты традиционно оценивают работу исполнительной власти по разным направлениям, выявляют проблемные места, совместно с представителями правительства региона ищут возможности дополнительного финансирования наиболее важных проектов. Все предложения, которые озвучиваются в ходе рабочих встреч, в том числе и в рамках наказов избирателей, детально прорабатываются в облдуме и передаются в профильные ведомства.
— Депутаты регионального парламента ежегодно утверждают распределение средств на дорожный фонд. Не менее важен контроль над эффективностью использования этого финансирования. Важно, чтобы граждане имели возможность своевременно узнавать о планах и результатах выполнения работ.
Воронеж находится под особенно пристальным вниманием: только в 2022 году на ремонт улиц в рамках программы «Развитие транспортной системы» и нацпроекта «Безопасные качественные дороги» было привлечено почти 6,5 миллиарда рублей, — отметил председатель Воронежской областной думы Владимир Нетесов.
Глава городского управления дорожного хозяйства Олег Котов рассказал, что в текущем году более 3,2 миллиарда ушло на содержание и ремонт дорог и искусственных сооружений на них.
Еще свыше 1,2 миллиарда — на реконструкцию транспортной развязки на пересечении Ленинского проспекта и улицы Остужева.
Кроме того, 768,5 миллионов потребовалось на реализацию инвестиционных проектов в рамках комплексной жилой застройки.
Программа по ремонту автодорог позволила привести в порядок 69 объектов (на это потрачено свыше миллиарда рублей), в том числе в частном секторе. На 73 улицах были устроены тротуары, заменен бортовой камень — что обошлось примерно в 140 миллионов. Продолжается строительство дороги от улицы Шишкова до улицы Тимирязева, общая стоимость которой превышает 1,7 миллиарда рублей.
На 2023 год в рамках программы «Развитие транспортной системы» потребность в финансировании, по предварительным оценкам, составит около 5,2 миллиарда рублей. Из них два миллиарда нужно будет вложить в ремонт и содержание дорог, а еще три с лишним — на реализацию капиталоемких проектов, в том числе на ремонт дорог частного сектора по наказам избирателей (на полмиллиона рублей).
— Планируем начать строительство дублера Московского проспекта: участок улицы Свободы от путепровода через железную дорогу по улице 9-го Января до пересечения с Кольцовской и участок улицы 60-й Армии от улицы Владимира Невского до Солнечной. Общая стоимость работ оценивается в 450 миллионов рублей, — сообщил Котов.
Также будет продолжена реконструкция Остужевской транспортной развязки в рамках национального проекта. Планируется завершить III этапа работ, начатый в 2021 году, и приступить к завершающей стадии — она затронет участок от Северного моста до путепровода на пересечении с железной дорогой. Необходимое финансирование составит 3,3 миллиарда рублей.