Информация

Развитие транспортной системы москвы

В Москве за последние годы были открыты десятки станций метрополитена, построены сотни километров новых дорог, запущены крупные проекты МЦК и МЦД. Рассказываем о планах развития Московской транспортной системы на ближайшие годы.

Метрополитен

С 2011 года в Москве было построено более 116 км линий метрополитена, открыто 56 станций метро. По словам заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева, с 2021 по 2024 год в столице будет построено более 58 километров линий метро, четыре депо для поездов, для пассажиров откроется 25 новых станций.

  • В 2021 году планируется построить станции БКЛ «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Давыдково», «Зюзино», «Калужская», «Улица Новаторов», «Терехово», «Кунцевская».
  • В 2022 году будут построены станции БКЛ «Кленовый бульвар», «Сокольники», «Текстильщики»,  «Печатники», «Нагатинский затон», «Рижская», «Марьина Роща».
  • На 2023 год запланирован ввод станций метро Люблинско-Дмитровской линии «Лианозово», «Физтех», «Улица 800-летия Москвы», «Южный порт», станций Коммунарской линии «Бачуринская» и «Коммунарка», станций Калининско-Солнцевской линии «Пыхтино» и «Внуково», а также станции «Новомосковская» Сокольнической линии метро.
  • Схема развития московского метро до 2024 года
  • Развитие транспортной системы москвы

Одним из крупнейших метростроительных проектов является Большая кольцевая линия, которая займет первое место в мире по протяженности. Ее длина составит 70 км.

БКЛ будет включать  31 станцию и три электродепо.

Уже запущены первый участок со станциями «Деловой центр», «Петровский парк», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА», «Савеловская», и второй участок со станциями «Нижегородская», «Лефортово», «Авиамоторная».

  1. До конца 2020 года обещают открыть для пассажиров станции метро «Электрозаводская», «Мневники», «Карамышевская».
  2. Помимо этого в Москве строятся Бирюлевская и Рублево-Архангельская радиальные ветки метро, а также линия в Коммунарку, которая будет продлена до Троицка.
  3. Дорожное строительство

В столице до 2023 года будет построено 270 километров дорог, 56 пешеходных переходов и 89 транспортных объектов. За этот период также планируется реконструировать пять развязок на МКАД, завершить формирование системы хордовых магистралей и строительство крупных магистралей в Новой Москве.

Предполагается, что в столице будет четыре магистрали: Северо-Восточная, Северо-Западная и Юго-Восточная хорды, а также Южная рокада. Их суммарная протяженность составит около 350 км. Это позволит разгрузить старые радиальные и кольцевые магистрали и заложит возможности для строительства новых дорог.

Строительство Северо-Западной хорды, проходящей от Сколковского до Ярославского шоссе, уже завершено. Магистраль связывает Северный, Северо-Восточный, Западный и Северо-Западный округа Москвы.

Развитие транспортной системы москвы

Северо-Восточная хорда, которую планируется достроить к 2022 году, станет самой длинной из новых магистралей. Ее протяженность составит 106 км. Она протянется от трассы М11 Москва — Санкт-Петербург до Косинской эстакады и свяжет Ярославское и Открытое шоссе.

Развитие транспортной системы москвы

Протяженность Юго-Восточной хорды превысит 100 км. Строительство магистрали планируется завершить в 2023 году. Хорда будет пересекать ТТК, Рязанский и Волгоградский проспекты, шоссе Энтузиастов, а также строящуюся трассу Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Магистраль соединит 22 района Москвы с населением более 2,5 млн человек.

Развитие транспортной системы москвы

Строительство Южной рокады, проходящей от развязки Рублевского шоссе с МКАД до улицы Верхние Поля в Капотне, планируется завершить в 2023 году. Предполагается, что новая магистраль станет частичным дублером ТТК и МКАД.  Рокада соединит Западный, Южный и Юго-восточный округа.

Развитие транспортной системы москвы

Строительство ЦКАД планируется завершить до 1 июля 2021 года. По словам зампредседателя правительства РФ Марата Хуснуллина, в 2020-м ее готовность составит 90%. Небольшой участок длиной 25 км будет запущен до 1 июля 2021 года.

МЦК и МЦД

В Москве в последние годы были запущены крупные проекты Московских центральных диаметров и Московского центрального кольца.

МЦК проходит по 26 районам столицы, его длина составляет 54 км. Для пассажиров уже открыта 31 станция.

https://www.youtube.com/watch?v=ovNc258RPv4\u0026pp=ygVF0KDQsNC30LLQuNGC0LjQtSDRgtGA0LDQvdGB0L_QvtGA0YLQvdC-0Lkg0YHQuNGB0YLQtdC80Ysg0LzQvtGB0LrQstGL

В ноябре 2019 года было запущено два первых Московских центральных диаметра. Их общая длина составила 132 километра, на них находится 60 станций. Всего в Москве планируется пять центральных диаметров. МЦД-3 «Зеленоград–Раменское», МЦД-4 «Апрелевка–Железнодорожный» и МЦД-5 «Пушкино–Домодедово» обещают запустить до конца 2024 года.

Развитие транспортной системы москвыРазвитие транспортной системы москвыРазвитие транспортной системы москвы

Для удобной пересадки с одного вида транспорта на другой до 2023 года планируется построить 33 транспортно-пересадочных узла.

Станцию метро «Электрозаводская» БКЛ откроют в конце декабря 

сайт стройкомплекса Москвы, сайт ГУП «Московский метрополитен»

Как развивается транспортная система Москвы

За минувшие годы транспортная система в Москве преобразилась до неузнаваемости. В городе построили сотни километров новых дорог, для пассажиров открыли десятки станций метро.

Кроме того, запустили масштабные проекты на железной дороге, а общественный транспорт столицы стал одним из самых современных в мире.

Рассказываем о комплексном развитии столичного транспорта, которое не останавливается ни на минуту.

Новые станции метро

Развитие транспортной системы москвы

Москва 24/Антон Великжанин

С 2011 года столичный метрополитен начал расти рекордными темпами. В Москве построили более 116 километров линий и 56 станций подземки. При этом работы в городе по сей день не останавливаются. В частности, в ближайшие три года в столице построят еще более 58 километров линий, откроют 25 новых станций и четыре депо для поездов.

Директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ Ирина Ильина пояснила, что такой стремительный темп строительства метрополитена в первую очередь связан с большой площадью города и увеличением населения, которому необходима хорошая транспортная доступность.

«Сейчас возвращаются к тому, что общественный транспорт должен доминировать. В связи с этим город должен очень сильно нарастить транспортную составляющую – это и дороги, и развязки, но также нужно расширять сеть общественного транспорта, в том числе и метро», – пояснила эксперт в беседе с Москвой 24.

Помимо этого, надо еще и людей привлекать тем, что они могут достаточно удобно от своего дома – где бы они ни жили – добраться до любой точки в городе. Это очень важно, поэтому в Москве ведется такая масштабная программа, которой никогда до этого не было.

Ирина Ильина

директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ

В рамках подземки одним из главных проектов на сегодняшний день является строительство Большой кольцевой линии (БКЛ), которая после открытия должна стать самой протяженной в мире и достигнуть 70 километров.

Сейчас это почетное звание носит второе кольцо метро Пекина: его длина составляет 57 километров. Кстати, само название БКЛ для удобства планируется изменить. Сейчас москвичи выбирают имя для будущего рекордсмена.

Большая кольцевая линия будет состоять из 31 станции и трех электродепо. Первый участок («Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк») был открыт в 2018 году, а в декабре к нему добавили станцию «Савеловская».

Второй участок БКЛ («Нижегородская», «Авиамоторная», «Лефортово») запустили для пассажиров в марте 2020 года. До конца этого года планируется открыть движение еще на трех станциях: «Мнёвники», «Карамышевская» и «Электрозаводская».

Также метростроители продолжают протягивать новые радиальные ветки метро. Уже проектируются Бирюлевская и Рублево-Архангельская линии, а также строится линия в Коммунарку, которая должна дойти до Троицка.

Кроме того, модернизируют и уже существующие ветки: новые станции скоро появятся на Сокольнической, Люблинско-Дмитровской, Калининско-Солнцевской и Арбатско-Покровской.

Железнодорожный каркас

Развитие транспортной системы москвы

портал мэра и правительства Москвы

Рельсовый транспорт в столице развивается не только под землей, но и на поверхности. За последние годы в городе запустили два крупных проекта: Московское центральное кольцо (МЦК) и Московские центральные диаметры (МЦД).

В 2016 году в Москве полностью вошло в транспортную систему города еще одно кольцо – железнодорожное. Общая длина МЦК составляет 54 километра, оно проходит по 26 районам Москвы, где проживают более двух миллионов человек. Сейчас на кольце для пассажиров открыта 31 станция, с большинства из них можно быстро пересесть на метро. И москвичи с удовольствием пользуются новинкой.

Также знаковым событием стал долгожданный запуск в ноябре 2019 года первых двух Московских центральных диаметров (МЦД). Поезда на МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» курсируют от станции Одинцово до Лобни, а на МЦД-2 «Курско-Рижский» – от Нахабина до Подольска.

Суммарная длина диаметров составила 132 километра, на них расположилось 60 станций. С момента запуска МЦД перевезли уже более 100 миллионов человек. Всего же планируется открыть пять диаметральных маршрутов.

До конца 2024 года должны запустить МЦД-3 «Зеленоград-Раменское», МЦД-4 «Апрелевка-Железнодорожный» и МЦД-5 «Пушкино-Домодедово».

Директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ Ирина Ильина считает, что диаметры очень удачно дополнили транспортную систему города.

«В городе важно иметь разветвленную сеть различных видов транспорта, чтобы можно было легко переходить с одного вида транспорта на другой, чтобы человек мог очень гибко выбирать себе маршрут. Неслучайно существует программа строительства транспортно-пересадочных узлов», – подчеркнула эксперт.

https://www.youtube.com/watch?v=BdG6wbtzk3M\u0026pp=ygVF0KDQsNC30LLQuNGC0LjQtSDRgtGA0LDQvdGB0L_QvtGA0YLQvdC-0Lkg0YHQuNGB0YLQtdC80Ysg0LzQvtGB0LrQstGL

Для этих целей до 2023 года в Москве построят 33 транспортно-пересадочных узла (ТПУ).

Строительство дорог

Развитие транспортной системы москвы

портал мэра и правительства Москвы

В Москве также продолжают строить автомагистрали, дорожные развязки и другие важные транспортные объекты. Ежегодно с 2011 года в Москве появляется не менее 100 километров новых автодорог, а за 10 лет было открыто более тысячи километров трасс и почти 300 мостов, тоннелей и эстакад.

Также за это время обновили 15 вылетных магистралей и 17 клеверных развязок на пересечении с МКАД. Благодаря тому, что скорость движения на дорогах повышается, соответственно, уменьшается количество выхлопных газов, за счет этого улучшается и экологическая ситуация в прилегающих районах.

До 2023 года в Москве планируют построить еще 270 километров дорог, 89 искусственных сооружений и 56 пешеходных переходов. Кроме того, за это время реконструируют еще пять развязок на МКАД, завершат строить крупные магистрали в ТиНАО, а также закончат формировать систему хордовых магистралей.

Руководитель проекта «Пробок.Нет» Александр Шумский рассказал Москве 24, что строительство новых дорог помогает избежать дорожных заторов в условиях ежегодного увеличения количества автомобилей в городе.

«Если мы посмотрим, то за 10 лет на два миллиона увеличилось количество машин в Московском регионе, это гигантская цифра. А ежедневно в Москве передвигается более 3,5 миллиона уникальных машин.

Еще 10 лет назад нам обещали, что будет коллапс, но мы видим, что его не случилось, город едет, средняя скорость даже стала выше.

Читайте также:  Отмена меры уголовно-правового характера

Это удалось благодаря в том числе большим вложениям в развязки и новые связки дорожной сети», – подчеркнул эксперт.

Одним из масштабных преобразований города можно назвать строительство хорд и рокад. Всего в столице планируется сделать четыре магистрали: Северо-Западная, Северо-Восточная, Юго-Восточная хорды и Южная рокада. Общая их протяженность составит почти 350 километров.

Александр Шумский пояснил, что концепция строительства хордовых связей была заложена в Генплан еще в советский период.

Дороги, которые сейчас строят, образуют некий каркас через весь город, который дает в первую очередь возможность новых маршрутов. Во-вторую очередь – разгружают старые магистрали – как радиальные, так и кольцевые – ТТК и МКАД. Иногда проще, эффективнее и дешевле построить новые дороги, чем расширять и реконструировать старые.

Александр Шумский

руководитель проекта «Пробок.Нет»

«Москва выбрала стратегию развития, причем комплексную. Хорды – это только часть элементов, так как город большое внимание уделяет и строительству метрополитена», – подчеркнул эксперт.

Северо-Западная хорда

Развитие транспортной системы москвы

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Новая магистраль была полностью открыта в 2019 году, длина дороги – 83 километра. Она проходит от Сколковского до Ярославского шоссе и связывает между собой четыре округа столицы: Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный. С запуском новой дороги разгрузился от скопления автомобилей ряд центральных улиц, а также значительно разгрузилось Третье транспортное кольцо (ТТК) и МКАД.

Также с открытием дороги в среднем на 15% стало меньше автомобилей на вылетных магистралях, пересекающих хорду, в частности на Мичуринском проспекте, Сколковском, Можайском, Ленинградском, Рублевском, Звенигородском, Волоколамском и Дмитровском шоссе.

Южная рокада

Развитие транспортной системы москвы

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Южную рокаду планируют полностью достроить в 2023 году. Трасса уже готова на две трети, а после окончания строительства новая дорога по сути станет частичным дублером МКАД и ТТК. Она начинается от развязки Рублевского шоссе с МКАД и продлится до улицы Верхние Поля в Капотне.

Рокада должна между собой соединить западную, южную и юго-восточную части города. Предполагается, что новая трасса поможет разгрузить основные магистрали, а также МКАД и ТТК в Южном и Юго-Восточном округе столицы.

Северо-Восточная хорда

Развитие транспортной системы москвы

портал мэра и правительства Москвы

Самой длинной хордой после окончания строительства станет Северо-Восточная. Ее общая протяженность составит 106 километров. Начинается дорога от трассы М11 Москва – Санкт-Петербург и пройдет до Косинской эстакады.

Она сформирует связь между Ярославским и Открытым шоссе.

Кроме того, перераспределит потоки автомобилистов на северо-востоке столицы, а также уберет часть нагрузки с вылетных магистралей – Ярославского шоссе, Дмитровского шоссе, Щелковского шоссе, шоссе Энтузиастов.

Полностью достроить дорогу планируют в 2022 году. Самое важное, что после открытия хорды временные затраты на дорогу для жителей северных и восточных районов Москвы сократятся более чем на 40 минут.

Юго-Восточная хорда

Развитие транспортной системы москвы

портал мэра и правительства Москвы/Максим Мишин

Юго-Восточная хорда станет одной из самых длинных среди хорд – ее общая длина составит более 100 километров. В 2023 году она должна соединить 22 столичных района, в которых проживают более 2,5 миллиона человек.

Магистраль будет пересекать несколько крупных московских дорог: шоссе Энтузиастов, ТТК, Рязанский и Волгоградский проспекты, а также строящуюся в ТиНАО трассу Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Будущая трасса должна улучшить дорожную ситуацию в районах между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе.

Ещё больше новостей — в телеграм-канале Москва 24 Подписывайтесь!

Хорды, ТПУ, метро: из чего состоит транспортный каркас Москвы :: Город :: РБК Недвижимость

Рассказываем, что сегодня и в ближайшем будущем будет составлять транспортный каркас Москвы и как он поможет избежать транспортного коллапса

Развитие транспортной системы москвы

Наталья Гарнелис/ТАСС

Создание транспортного каркаса Москвы позволяет комплексно подходить к решению транспортных проблем города, интегрировать все транспортные артерии и системы. Подобный подход начал применяться во многих мегаполисах мира, которые столкнулись с транспортным коллапсом, и столица идет по этому же пути.

Создание транспортного каркаса — это во многом попытка избежать транспортных проблем, которые ждали бы город, если бы он развивался без единой концепции в сфере транспорта, отмечается в аналитической записке о развитии транспортной программы Москвы.

Основные составляющие транспортного каркаса Москвы:

  • подземное метро (БКЛ, новые радиальные линии);
  • наземное метро на базе железнодорожного транспорта (интеграция в сеть общественного транспорта железных дорог — МЦК, МЦД);
  • развитие улично-дорожной сети (ежегодно не менее 100 км новых дорог) с упором на строительство хорд, которые на 20% эффективнее, чем замкнутая кольцевая система;
  • транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), объединяющие все это в единый комплекс. Задача ТПУ — сделать пересадку пассажиров между разными видами транспорта более комфортной и быстрой, снизить загруженность дорожной сети.

Повышение связанности районов и транспортной доступности, сокращение перепробегов транспорта, а также расшивка узких мест и сокращение заторов — основной ожидаемый эффект от развития сети автодорог. Теперь все элементы транспортной системы развиваются комплексно, для того чтобы избежать появления узких мест и заложить основу для их совершенствования в будущем, отмечается в материалах.

Согласованность в развитии разных видов транспорта и городской инфраструктуры позволяет не только решать локальные, точечные проблемы, но в конечном итоге направлено на комплексное развитие города, считают авторы проекта развития транспортного каркаса. Новая стратегия принимает в расчет всю Московскую агломерацию и учитывает все потоки — как пассажирские, так и грузовые.

Метро

Метрополитен — одна из важнейших точек транспортного каркаса столицы. В Москве с 2021 до 2024 года построят 25 станций метро, это около 58 км линий метро. Ежегодно планируется вводить по восемь-девять станций.

К 2025 году 90% москвичей будут жить в доступности от метро.

Удобное расположение станций метро в каждом районе города позволит многим москвичам отказаться от ежедневного использования автомобиля, фактически появляется альтернатива добраться в любую точку города на общественном транспорте, считают в столичном правительстве.

По оценке столичного правительства, ввод в эксплуатацию БКЛ (в 2022 году) разгрузит радиальные линии метрополитена на 10–30%, таким образом, не останется участков, работающих с существенным превышением пропускной способности. Прокладка новых радиальных линий также является важнейшим направлением развития московского метро.

Развитие транспортной системы москвы

Москомархитектура

Развитие улично-дорожной сети

Это ключевое направление транспортного каркаса, которое позволит снизить загруженность дорог Москвы.

В Адресно-инвестиционной программе города (АИП) на 2021–2023 годы заложено финансирование строительства 270 км дорог, 89 искусственных сооружений и 56 пешеходных переходов.

За это время планируется реконструировать еще пять развязок на МКАД, завершить строительство крупных магистралей каркаса Новой Москвы, а также закончить основные работы по формированию системы хордовых магистралей.

Одним из ключевых моментов для разгрузки дорог Москвы является строительство хорд, которые улучшат связанность районов и позволят отвести большую часть транспорта от центра города. В 2021–2023 годах ключевым проектом на ближайшие годы остается строительство новых хордовых магистралей — СВХ, ЮВХ и Южной рокады. Хорды улучшат связанность 73 районов Москвы с населением 7 млн человек.

Преимущество строительства хордовых магистралей состоит в том, что они, с одной стороны, выполнят функции вылетных магистралей, обеспечивая выезд автотранспорта за МКАД, минуя центр города, с другой стороны — хорды перераспределяют транспортные потоки между вылетными магистралями, которые они пересекают. По мнению экспертов, система организации движения в виде хордовых магистралей на 20% эффективнее, чем замкнутая кольцевая.

Развитие транспортной системы москвы

Сергей Бобылев/ТАСС

Северо-Западная хорда (от Сколковского до Ярославского шоссе, 83 км дорог, 32 искусственных сооружения, 30 пешеходных переходов) уже связала четыре округа столицы: Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный.

Пробег автомобилей при проездах между соседними районами сократится примерно на 10%.

С запуском хорды разгрузились в среднем на 15% вылетные магистрали — Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублевское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе, а также ряд центральных улиц, Третье транспортное кольцо и МКАД.

Южная рокада (31,5 км дорог, 8 искусственных сооружений и 11 пешеходных переходов) соединит между собой крупные автомобильные магистрали города — МКАД, Кутузовский проспект, Мичуринский проспект, проспект Вернадского, Ленинский проспект, Профсоюзную улицу, Варшавское шоссе, Пролетарский проспект, Каширское шоссе и Люблинскую улицу. Новая трасса станет дублером МКАД и Третьего транспортного кольца (ТТК) и уменьшит перепробег транспорта, а также обеспечит выход на автодороги федерального значения М-9 «Балтия» и М-5 «Урал».

Юго-Восточная хорда (101 км дорог, 59 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов) объединит 22 района, в которых проживает около 2,5 млн человек. Запуск ЮВХ улучшит дорожную ситуацию в секторе между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе.

Она соединит крупные магистрали: шоссе Энтузиастов, Третье транспортное кольцо (ТТК), Рязанский и Волгоградский проспекты, новую вылетную магистраль от ТТК до развязки МКАД с Бесединским шоссе, улицы Подольских Курсантов, Липецкую и Дорожную, Симферопольское и Варшавское шоссе и магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.

Северо-Восточная хорда (75 км дорог, 58 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов) позволит перераспределить все автомобильные потоки на северо-востоке столицы, в том числе улично-дорожную сеть в центре города, восточную часть МКАД и ТТК. Затраты времени на дорогу для жителей между северными и восточными районами Москвы сократятся более чем на 40 минут.

СВХ снимет часть нагрузки с вылетных магистралей — Ярославского, Дмитровского, Щелковского и шоссе Энтузиастов. Кроме того, хорда позволит связать федеральную трассу Москва — Санкт-Петербург и перспективную трассу Москва — Нижний Новгород — Казань, а также создать дополнительные выезды на них.

Мцд и мцк

Новое направление транспортного каркаса Москвы — интеграция в сеть общественного транспорта железных дорог. Запуск пассажирского движения по Московскому центральному кольцу (МЦК) состоялся в 2016 году. Всего на МЦК открыта 31 станция, большинство из которых интегрированы через прямые пересадки с метрополитеном.

Развитию транспортной системы столицы также способствует запуск Московских центральных диаметров (МЦД), которые соединят между собой территории Москвы и ближайшего Подмосковья.

Благодаря открытию МЦД-1 и МЦД-2 улучшилось транспортное обслуживание более 4 млн жителей Москвы и Московской области. До конца 2024 года планируется запуск еще трех диаметров: Зеленоград — Раменское, Апрелевка — Железнодорожный и Пушкино — Домодедово.

Как ожидается, общая протяженность всех пяти диаметров составит 375 км со 186 станциями.

С момента запуска движения МЦД воспользовались более 120 млн пассажиров. За счет новой тарифной системы они сэкономили на поездках около 1,4 млрд руб., подсчитали в столичном правительстве.

Читайте также:  Сага о сроках

Развитие транспортной системы москвы

Станислав Красильников/ТАСС

ТПУ

Одна из задач создания транспортного каркаса Москвы — связать все виды транспорта в единую систему должны транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Для этих целей в Москве за 2021–2023 годах построят 33 ТПУ.

По оценкам экспертов, создание системы транспортных узлов с удобными пересадками с одного вида транспорта на другой, сопутствующей инфраструктурой и перехватывающими парковками позволит снизить загруженность дорожной сети в среднем на 7%, что немало для мегаполиса. Стройкомплекс столицы ставит перед собой задачу построить ТПУ таким образом, чтобы пересадка пассажиров между разными видами транспорта происходила в наиболее комфортном и оперативном формате.

Развитие транспортной инфраструктуры Москвы за последние 10 лет

  • В 2011–2020 годах в Москве было построено более 1000 км дорог, что составляет 16% от существующей улично-дорожной сети.
  • Реконструировано/построено 15 вылетных магистралей, включая 17 развязок на МКАД. Обустроено 200 км выделенных полос для движения общественного транспорта.
  • На сегодняшний день строительная готовность всех хорд составляет 72%, в том числе введены в эксплуатацию 190 км дорог, 98 искусственных сооружений и 54 внеуличных пешеходных перехода.
  • Полностью открыта для автомобилистов Северо-Западная хорда — 83 км дорог, 32 искусственных сооружения и 30 пешеходных переходов.
  • Открыто движение по шести участкам Северо-Восточной хорды и трем участкам Южной рокады.

Транспортный рост мегаполиса — МК

Российская столица в последние годы уверенно демонстрирует высокие темпы градостроительного развития.

И связано это не только с рекордами по вводу недвижимости, но и с беспрецедентным ростом инфраструктуры, в первую очередь — транспортной.

Такого масштабного строительства дорог, железнодорожных путей, метро, трамвайных линий и пересадочных узлов, объединяющих все виды транспорта в единую интегрированную систему, Москва не знала прежде.

В 2011 году была разработана концепция единого транспортного каркаса всей столицы.

Она предполагает создание новой, дополняющей кольцевую структуру города, системы скоростных хордовых автодорог, связок с существующими вылетными магистралями, а также активное строительство метро и развитие пассажирского движения по радиальным направлениям железных дорог.

Как отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, единый транспортный каркас Москвы сформируют к 2024 году: «Будет достроена Большая кольцевая линия метро, открыто движение по маршрутам МЦД-3 и МЦД-4, а также запущена система скоростных хордовых магистралей».

Для решения этой задачи за прошедшее время было сделано немало. Начиная с 2011 года в городе было построено 1121,3 км дорог, что составляет 20% от существующей улично-дорожной сети. Помимо этого, строители возвели 331 искусственное транспортное сооружение и 274 внеуличных пешеходных перехода.

Кроме того, за 11 лет в 1,5 раза выросла сеть московского метро: было введено в эксплуатацию более 200 км линий метро, около сотни станций подземки и МЦК, а также 11 электродепо для обслуживания поездов.

При этом работа продолжается, ключевые транспортные объекты должны быть сданы уже в ближайшие годы.

На земле…

Несмотря на хороший задел, созданный в предыдущие годы, планы на будущее не менее масштабны: до конца 2024 года на территории столицы планируется построить 249 км дорог и около 130 различных транспортных сооружений.

«Бурное развитие Москвы, связанное во многом с активным строительством недвижимости, требует создания эффективной транспортной модели. В столице ежегодно вводится в эксплуатацию порядка 100 км дорог», — отметил А.

Бочкарёв.

При этом главным дорожным проектом на ближайшие годы станет Московский скоростной диаметр (МСД) — новая транспортная артерия столицы, которая объединяет Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды и пройдет от Симферопольского шоссе до магистрали Москва — Санкт-Петербург с ответвлением на трассу Москва — Казань.

В районе станций Новохохловская МЦД-2 и МЦК скоростной диаметр будет связан с Третьим транспортным кольцом. Помимо этого, новая дорога свяжет крупнейшие вылетные магистрали: Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское, Каширское и Варшавское шоссе, Рязанский и Волгоградский проспекты, а также шоссе Энтузиастов.

Предполагается, что МСД улучшит обслуживание 5 млн жителей более чем в 40 районах города.

Ряд южных участков МСД возводится силами Группы компаний «Мосинжпроект». В их составе строятся десятки искусственных сооружений. «В активном строительстве на реализуемых нашим холдингом участках скоростного диаметра находятся 15 эстакад, восемь путепроводов, три тоннеля и мост через реку Битцу», — уточнил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.

Развитие транспортной системы москвы Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы

При производстве работ сотрудники холдинга применяют современные технологии, доказавшие на практике свою эффективность.

В качестве примера можно привести применение предварительно напряженной арматуры с натяжными канатами, использование специального гидроизоляционного слоя при устройстве дорожного покрытия и оборудование мачт освещения светодиодными светильниками.

«В результате такой колоссальной работы помимо собственно улично-дорожной сети Москва получит сотни километров обновленных инженерных сетей и коммуникаций, десятки подземных пешеходных переходов и современную инфраструктуру наземного городского пассажирского транспорта», — пояснил Юрий Кравцов.

Вместе с тем просчитываются и варианты транспортного развития на более отдаленные сроки.

«Сейчас прорабатываются планы города на две пятилетки: с 2023 по 2027 и с 2028 по 2032 год, в том числе в части развития новых радиальных и вылетных магистралей.

По предварительным оценкам, за этот период предстоит построить порядка 590 км улично-дорожной сети, 117 различных транспортных сооружений и 92 внеуличных пешеходных перехода», — пояснил Андрей Бочкарёв.

Эта программа будет учитывать создание поперечных связей для ранее разрозненных территорий, развитие дорожной сети для районов новой застройки, в том числе по программе реновации.

Столь масштабные планы развития дорожной сети отвечают планам и перспективам развития Москвы и всей агломерации.

Они позволят улучшить транспортную доступность многих районов города, сократят время, затрачиваемое в дороге, а значит, повысят и комфорт жизни в столице.

И под землей…

В условиях многомиллионного мегаполиса именно метро остается самым эффективным видом транспорта по соотношению затрат на строительство и количество перевезенных пассажиров. Цель, поставленная мэром Москвы Сергеем Собяниным перед строителями, — обеспечить более 90% москвичей новыми станциями метро в шаговой доступности.

Настоящим вызовом для метростроителей стал проект строительства Большой кольцевой линии (БКЛ). Ее длина составит более 70 км, всего там расположится 31 станция, 22 из которых уже открыты для пассажиров. «Это огромный, колоссальный проект. Сейчас только на строительных площадках работают более 30 тысяч человек.

При этом продукцию для Большого кольца изготавливают еще более тысячи двухсот предприятий», — отметил Андрей Бочкарёв.

Соединение радиальных направлений позволит людям перемещаться по разным секторам города без необходимости двигаться в центр, что сократит время в поездке и разгрузит центральную часть подземки как минимум на 20%.

Развитие транспортной системы москвы Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы

Группа компаний «Мосинжпроект» с 2011 года участвует в Программе развития Московского метрополитена, выступая генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком строительства новых линий и станций. По словам Юрия Кравцова, за это время с участием холдинга построено и введено 125 км линий метро, более 60 станций и 11 электродепо.

Сегодня специалисты Группы компаний ведут работы на 83 стройплощадках по всему городу, как на Большой кольцевой линии, так и на радиальных ветках метро. «Весь проект развития общественного транспорта Москвы направлен на повышение мобильности горожан.

Для этого мы интегрируем метро с существующей железнодорожной сетью, с уже выстроенными и спроектированными маршрутами МЦД и МЦК», — подчеркнул Юрий Кравцов.

Важно отметить, что ни международные санкции последнего времени, ни экономические сложности не оказывают существенного влияния на скорость и качество строительства метро. Например, чтобы построить и оснастить оставшуюся часть Большой кольцевой линии, необходимо было поставить более 480 тыс. единиц различного оборудования.

Из них 120 тыс. — оборудование производства компаний, находящихся в Западной Европе и США. Но московские метростроители нашли способы и решения для их замены: некоторые комплектующие уже были на складах, что-то удалось закупить у других поставщиков. На сегодня удалось заменить порядка 80% требуемых импортных материалов.

Параллельно с этим сегодня продолжаются работы по строительству новых радиусов и продлению существующих линий.

Так, в мае этого года строители развернули активные работы на новой Рублево-Архангельской линии метро.

Началась проходка тоннелей, на месте будущих станций «Народное Ополчение» и «Звенигородская» готовятся строительные площадки. Новая ветка соединит «Москву-Сити» с деловым центром в Рублево-Архангельском.

В начале сентября была завершена проходка последнего тоннеля «желтой» линии до аэропорта Внуково. Как рассказал Юрий Кравцов, на новом участке Солнцевской ветки также ведется сооружение станций «Пыхтино» и «Внуково».

«На станции «Внуково» продолжается устройство основных конструкций, а на «Пыхтино» монолитные работы находятся в высокой степени готовности, ведутся архитектурная отделка и монтаж инженерных систем», — сообщил он. Ожидается, что приехать к терминалу аэропорта на поезде метро можно будет уже осенью следующего года.

К концу 2023 года предполагается завершить строительство северного участка «салатовой» линии от станции «Селигерская» до станции «Физтех».

В конце этого года планируется начать подготовительные работы по строительству станции «Гольяново» на «синей» ветке. На сегодня уже утверждена трассировка участка и выполняются инженерные изыскания: геодезические, геологические, гидрологические, геофизические и экологические, необходимые для продолжения работ по проектированию.

Помимо этого, более чем наполовину завершены работы по строительству станции «Потапово» на Сокольнической линии метро.

Примечательно, что она станет первой отапливаемой наземной станцией московского метрополитена.

Для увеличения подачи теплого воздуха здесь установят дополнительное вентиляционное оборудование, а уменьшить теплоотдачу поможет утепление вестибюлей и установка двойных стеклопакетов на путевых стенах.

В активном строительстве находится будущая Троицкая линия, общая протяженность которой составит порядка 40 км — она соединит городской округ Троицк на территории Новой Москвы со станциями Московского центрального кольца.

На ее центральном участке расположатся четыре станции: обеспечивающие переход на платформы МЦК «ЗИЛ» и «Крымская», пересадочная с одноименной станцией «оранжевой» ветки «Академическая» и «Вавиловская». Недавно началась тоннелепроходка между станциями «ЗИЛ» и «Крымская».

Параллельно ведется строительство тоннелей от станции «Вавиловская» в сторону «Академической» и «Новаторской», причем первый тоннель между «Вавиловской» и «Новаторской» уже пройден на минувшей неделе. В скором времени строители начнут соединять тоннелями и «Крымскую» с «Академической».

Читайте также:  Поворотные точки границ

Соседний участок Троицкой линии от пересадочной с одноименной станцией БКЛ «Новаторской» до «Бачуринской» на территории Коммунарки уже на высоком уровне готовности, и все его станции соединены тоннелями.

В ближайшие годы планируется запустить эти два участка новой ветки для москвичей, а еще через несколько лет новая ветка придет из Коммунарки в Троицк, обеспечив интеграцию новых территорий столицы в транспортный каркас города.

Реклама. АО «Мосинжпроект»

Москва-2040: каким станет транспорт мегаполиса в следующей двадцатилетке

Первое двадцатилетие 2000-х в транспортной отрасли завершается на повышенных оборотах: вездесущая цифровизация ломает бизнес-модели и даже грозит оставить без работы многих транспортников, от водителей до юристов.

Абсолютным лидером по внедрению «прорывных» технологий на транспорте стала городская мобильность: мы научились строить пешие и автомобильные маршруты в смартфонах, стали массово пользоваться каршерингом, кататься на электросамокатах, а на улицы Москвы выехали электробусы.

И это не говоря уже об изменениях «под капотом» — внедрении интеллектуальной транспортной системы в городе, переходе на единую платежную систему общественного транспорта и многих других достижениях, скрытых от глаз.

В глобальном исследовании компании McKinsey транспортная система Москвы уже получила самые высокие оценки. Не так давно правительство Москвы заказало у этой консалтинговой компании новую городскую программу развития транспортного комплекса на 2019-2023 гг.

, куда войдет и прогноз долгосрочных приоритетов развития московского транспорта до 2040 года.

Итоговый документ консультанты подготовят в середине 2020-го года, но почему бы не прикинуть заранее собственную версию топ-технологий, которые будут в фокусе экспертов по городской мобильности до 2040 года.

1. Беспилотные пассажирские перевозки

О беспилотных автомобилях сегодня не говорит только ленивый, но мало кто задумывается о том, что личные беспилотные автомобили в городской среде — вовсе не благо, а существенная угроза для городской инфраструктуры.

Причина простая: благодаря беспилотным технологиям потенциальный пробег транспортных средств по дорогам общего пользования увеличивается.

Представьте: вы приехали на работу на своей беспилотной, скажем, «Ладе», и отправили ее искать парковку в автоматическом режиме по району.

В середине рабочего дня вам нужно забрать ребенка из школы, вы отправляете автомобиль за ним дистанционно, а ближе к вечеру автомобиль еще и заезжает забрать бабушку из поликлиники, прежде чем забрать вас с работы. Конечно, это упрощение, но в таком сценарии использования вы повышаете нагрузку на дорожную сеть, создавая еще больше пробок.

При этом неизбежная будущая реалия российской столицы — повышение давления властей на владельцев личных автомобилей (будь они даже беспилотными) и стимулирование их к пересадке на общественный транспорт.

По данным ЦОДД, за последние 8 лет количество личных автомобилей в Москве выросло на треть, с 5,7 млн до 7,7 млн. С такими темпами роста без дальнейших непопулярных мер по ограничению использования личных авто не обойтись.

В свою очередь город должен будет предлагать взамен серьезные изменения в системе общественного транспорта.

В списке перспективных разработок — роботизированное автономное такси и пулинговые сервисы на его основе. Тем не менее, с точки зрения нагрузки на дорожную сеть такое такси мало чем отличается от обычного по описанным выше причинам.

По этим же причинам использование технологий роботакси скорее актуально для городов с меньшей загрузкой дорожной сети и слабо- или умеренно-развитой системой общественного транспорта — и именно поэтому оно уже успешно работает сегодня в США.

Другое дело — запуск системы скоростного автобусного сообщения (Bus Rapid Transit, BRT) на основе беспилотных транспортных средств повышенной вместимости — Bus Autonomous Rapid Transit, BART.

BRT-системы чаще всего используются в развивающихся странах как альтернатива легкорельсовому транспорту (тому же трамваю). Упрощенно говоря, они представляют собой движение автобусов по физически отделенной полосе (чаще всего — в центре улицы) с островками-остановками, оснащенными турникетами.

Именно физически отделенная полоса — потенциальное окно возможностей для беспилотного транспорта, открывающее дорогу беспилотным автобусам/электробусам. Эксперименты с беспилотными системами BART уже ведутся по всеми миру по причине их дешевизны в сравнении с легкорельсовым транспортом.

Использование беспилотного транспорта на выделенной полосе повышает безопасность перевозки за счет более предсказуемых сценариев поведения транспортного средства, взаимодействующего с «умной» инфраструктурой полосы (датчики, метки).

В Японии эти разработки спонсирует SoftBank — знаменитая венчурная инвестгруппа, имеющая самые серьезные амбиции в области транспорта, в т.ч. беспилотного, выходящие далеко за пределы вложений в Uber.

2. Электронная коммерция — логистические консолидационные центры

Правительства по всему миру для развития промышленности давно применяют концепцию индустриальных парков: власти строят инфраструктуру и готовые технологические помещения, а бизнес на базе этих площадок разворачивает производство, согласовывая его профиль с властями. При этом власти решают одновременно две задачи: территориального планирования и развития экономики. В новую транспортную эпоху властям по всему миру неизбежно приходится решать схожие задачи — но уже в секторе городской логистики.

Для повышения доступности товаров и услуг, а также снижения потока грузового магистрального и курьерского транспорта властям и бизнесу может быть выгодно создавать сеть консолидационных логистических центров для организации услуги по доставке в пределах «последней мили».

Рынок электронной торговли в России растет взрывными темпами, но все еще далек от насыщения. В США же происходит настоящий «апокалипсис ритейла» (закрытие торговых центров при росте объема продаж через электронные каналы).

В России за продвинутого покупателя также разворачивается борьба.

Строительство консолидационных центров особенно актуально для новых, строящихся районов, а также районов со сложной транспортной доступностью.

Потенциально такая инициатива со стороны правительства может снизить износ дорожной сети и улучшить экологическую обстановку в районах жилой застройки за счет использования для «последней мили» более легких транспортных средств на электрической тяге (трициклов, мотоприцепов).

По статистике в новых строящихся микрорайонах жилье чаще всего покупают молодые семьи, являющиеся той самой продвинутой аудиторией онлайн-сервисов, готовой осваивать новые форматы ритейла — от постаматов до магазинов click&collect с зонами примерочных.

Наибольшую выгоду от строительства консолидационных центров потенциально могут извлечь продуктовые ритейлеры: сегмент доставки продуктов растет двузначными цифрами. Свои проекты в Москве запустили Яндекс (Яндекс.Лавка — сеть складов с доставкой за 15 минут в разных районах), X5, Ozon, Delivery Club и другие.

При этом для X5 накопленные и будущие логистические компетенции настолько существенны, что компания планирует генерировать за их счет 20% общей прибыли к 2029 году и уже запустила собственного логистического оператора 5Post.

Одним из первых его сторонних клиентов стал AliExpress, который теперь использует логистическую и розничную сети X5 для доставки товаров и последующей выдачи на кассах супермаркетов и в постаматах.

За океаном доставка продуктов становится серьезным рычагом в борьбе онлайн-ритейлеров. Совсем недавно Amazon сделал доставку бесплатной, продукты привозят за 1-2 часа. Россия неизбежно будет двигаться в фарватере этих трендов, а потому политика властей должна не догонять транспортные инновации, а способствовать их генерации.

3. Персонификация транспортных услуг и платежных инструментов — ключ к MaaS

Данные — «новая нефть». С некоторых пор все большее значение приобретают геолокационные данные, собранные из карт и навигационных приложений. Реклама и предиктивная аналитика добралась и до них, а единственным белым пятном в этом секторе остаются наши транспортные карты — «Тройка», «Подорожник» и аналоги.

Эти карты сегодня не персонифицированы и не могут быть восстановлены в случае утраты, но в будущем неизбежно и они станут носителями данных о владельцах, которые будут использоваться в коммерческих целях.

В этом есть и плюсы: такие карты станут ключами доступа к концепции «мобильности как услуги» (MaaS), своеобразными «паспортами городской мобильности».

Сквозная авторизация во всех транспортных сценариях столицы по одному инструменту позволит создать более сложную платежную систему на основе «больших данных» с персональными предложениями для каждого пользователя — не просто скидками на вид транспорта, а на целые часто используемые маршруты, с оплатой за расстояние и/или время, независимо от вида транспорта, будь то троллейбус или электросамокат. Возможно, такой подход также будет способствовать отказу от личного транспорта.

Спектр коммерческих вариантов применения таких данных весьма разнообразен, от банальных персональных предложений торговых точек до снижения стоимости страховки для личного автомобиля за счет обмена данными о ваших поездках с каршеринговыми компаниями.

  Кстати, недавно запущенный проект Национальной технологической инициативы «Автодата» по агреграции и обработки данных от личных автомобилей является прямым потенциальным партнером для единого «паспорта городской мобильности» — ведь границы между личным и общественным транспортом будут стираться все больше.

Электромобильность

К сожалению, с электромобильностью — казалось бы, экологичной и «правильной» — не все так просто и однозначно.

С одной стороны, Москве выгодно переводить все виды общественного транспорта, включая каршеринг, на электротягу, и город активно содействует внедрению новой технологии.

С другой стороны — отсутствие инфраструктуры и внятной политики государства на федеральном уровне по поддержке электромобильности существенно тормозит эволюцию транспортных средств.

Во всем мире развитием инфраструктуры зарядных станций занимаются на коммерческой основе энергетические компании и частные инвесторы. Наиболее частой формой являются концессии, организуемые при содействии государства.

В Москве и остальной части России свой вклад в развитие инфраструктуры зарядных станций вносят государственные «Россети», однако их усилий очевидным образом недостаточно. В рамках реализации «программы 30/30» корпорация планирует до 2024 г.

создать сеть из порядка 770 электрозарядных станций в 30 крупных городах и на 30 магистралях — в масштабах страны это не так существенно.

Увы, но до тех пор, пока для государства развитие автомобильного сообщения на основе газомоторного топлива будет носить более приоритетный характер, чем развитие инфраструктуры для электромобилей, не следует ожидать масштабных прорывов в сфере электромобильности. Однако до 2040 года прогресс может шагнуть и еще дальше — кто знает, вдруг и на каршеринге с водородным двигателем удастся покататься.