Информация

Пункт утратил силу

Мы завершаем цикл статей, который появился благодаря вопросу, поступившему в редакцию: «Какие нормативные акты устанавливают правила оформления документов о внесении изменений? Какие устойчивые формулировки при этом применяются?».

Из третьей статьи цикла[1] вы узнаете, какие устойчивые языковые формулы (слова и словосочетания) надо использовать в текстах правовых актов о внесении изменений.

Внесение изменений в текст правового акта: четыре общих правила

1. Изменения вносят в основной правовой акт 

Изменения, как правило, вносятся только в основной правовой акт.

Обратите внимание, что вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт не допускается.

Допускается внесение изменений в правовые акты о внесении изменений при необходимости изменения порядка вступления в силу правового акта о внесении изменений, изменения срока исполнения поручения либо устранения нарушений, касающихся юридико-технического оформления правового акта о внесении изменений.

Пункт утратил силу

2. Текст правого акта чаще всего начинается с преамбулы о внесении изменений

Текстовая часть правового акта о внесении изменений может подразделяться:

  • на констатирующую часть – преамбулу и
  • постановляющую (распорядительную) часть.

Преамбула – вступительная часть правового акта о внесении изменений. Не является обязательным элементом его структуры, но часто бывает необходима. В преамбуле указываются основания, цели, причины внесения изменений, например: «В связи с кадровыми изменениями…», «В целях рационального расходования бюджетных средств…».

Если правовой акт издается на основании другого документа, то в преамбуле указывается наименование этого документа в соответствующем падеже, его дата, номер и заголовок, а также статья или пункт. В конце преамбулы ставится двоеточие, например: «В соответствии с пунктом 2.

38 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г.

№ 452, а также в целях актуализации порядка работы с документами в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации приказываю:…».

В случае изменения оснований издания нормативного правового акта внесение изменений в преамбулу не допускается.

Пункт утратил силу

Преамбула может начинаться с устойчивой формулировки. Употребление в преамбуле сокращений, формулировки «с действующим законодательством» не допускается.

Для преамбулы характерно использование таких устойчивых формулировок, как «в соответствии», «на основании», «в целях», «руководствуясь», «в связи», «во исполнение» (п. 2.1 Методических рекомендаций по подготовке муниципальных нормативных правовых актов[4]).

  • Преамбула может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении, например:
  • Пункт утратил силу
  • В постановляющей (распорядительной) части не допускается использование следующих формулировок[5]:
  • «слова… заменить на слова»;
  • «изложить в редакции:»;
  • «в пункте 1 дополнить слова»;
  • «дополнить через запятую словами»;
  • «приложение № 1 заменить»;
  • «признать (считать) утратившим силу пункт 1»;
  • «считать утратившим силу Указ (постановление)»;
  • «отменить Указ (постановление)».

[1] Начало см.: Чуковенкова О.А. Внесение изменений в правовые акты: обзор нормативно-правовой базы. Часть 1 // Секретарь-референт. 2023. № 2. С. 39–46; Чуковенкова О.А. Внесение изменений в правовые акты: языковые формулы в заголовках документов о внесении изменений. Часть 2 // Секретарь-референт. 2023. № 3. С. 18–25.

Приказ об отмене изданного ранее: правила подготовки и образец

Приказ об отмене приказа — это документ, аннулирующий действие предыдущего. Просто взять и изъять старый экземпляр нельзя, так как он занесен в журнал учета. В этом случае применяют другой подход — издают новую официальную бумагу взамен выпущенной ранее.

Пункт утратил силу

Единая унифицированная форма документа для аннулирования предыдущего не предусмотрена. Каждая организация вправе самостоятельно разрабатывать образец распоряжения об отмене распоряжения либо печатать его в произвольной форме.

Заполняют бумагу специалисты отдела кадров или секретарь компании, после чего передают директору на подпись. Печатают документ в 2 экземплярах, один из них отправляют в отдел кадров, а другой — в бухгалтерию. Если требуется, делают и третий — для заинтересованной стороны.

На всех копиях должны стоять подписи ответственных лиц и, если нужно, печать организации.

По каким причинам отменяют распоряжения

Аннулировать разрешается любое ранее сделанное распоряжение, но для этого должны иметься основания. Обычно в их качестве выступает заявление сотрудника или какая-то другая бумага, в которой заинтересованное лицо выразило желание отменить вышедший ранее документ и привело аргументы. То есть распоряжение аннулируют по:

  • обоснованному желанию работника;
  • воле работодателя;
  • обстоятельствам, не зависящим от обеих сторон.

Отметим, что документ об отмене составляют не только, когда бумага утрачивает силу по каким-либо причинам, но и при необходимости внесения в нее определенных изменений.

Как написать распоряжение об отмене другого

Чтобы бумага имела законную силу, в ней должна указываться такая информация:

  • полное наименование компании;
  • название вида официальной бумаги;
  • дата составления;
  • регистрационный номер;
  • место составления (достаточно информации о населенном пункте);
  • заголовок к основной части содержания;
  • текст распоряжения с указанием причины для его издания;
  • подпись руководителя организации;
  • подпись заинтересованной стороны об ознакомлении.

Для примера — образец приказа об отмене ранее изданного приказа (скачайте шаблон и используйте в работе).

Наименование компании _______________________ Приказ № ___
г.__________ ____________ 20__ г.
Об отмене приказа о ___________________________________________________________
На основании заявления (Ф.И.О. сотрудника) от ________20__г. об отзыве заявления от ___________20__г. об увольнении _________ 20__г.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Отменить приказ от ________20__г. №____ об увольнении (должность, Ф.И.О. сотрудника) ________20__г. 2. Внести запись в трудовую книжку о признании недействительной записи от _______20__г. об увольнении. Основание: заявление (Ф.И.О. сотрудника) об отзыве заявления об увольнении.
Генеральный директор
Наименование компании ________________ (Ф.И.О. директора)
С приказом ознакомлен: ______________________ (Ф.И.О. сотрудника) «___»___________________ 20__г.

Пример заполнения

В первом блоке надо указать полное наименование компании, издавшей распоряжение (в соответствии с бумагами о регистрации). Затем печатают номер документа по порядку и дату его создания.

https://www.youtube.com/watch?v=Fq4eDJepmLs\u0026pp=ygUi0J_Rg9C90LrRgiDRg9GC0YDQsNGC0LjQuyDRgdC40LvRgw%3D%3D

Далее заносят сведения о распоряжении, которое нуждается в аннулировании, с указанием его вида (например об увольнении, переводе в другое подразделение и т. п.). В заключении этого раздела приводят ссылку на основание, из-за которого возникла потребность в отмене (например заявление сотрудника).

Следующий блок является основным и содержит непосредственно текст, которым аннулируется ранее изданное решение.

Формулировки будут различаться в зависимости от того, вступила ли официальная бумага в действие или нет. Если ее еще не применяли, то текст в этом блоке выглядит так: «Отменить …», а после приводится ссылка на отменяемый документ (указывается его дата и краткое содержание).

Когда аннулируют распоряжение, уже вступившее в действие, то пишут: «Считать утратившим свою силу…», после приводят ссылку на весь документ, подробно перечисляют регистрационные сведения, указывают название, номер, дату и т. д. В этом же разделе печатается дата, начиная с которой отменяемый документ утрачивает силу.

В последнем блоке отводится место для подписи руководителя или ответственного лица и подписи работника, по которому издавалось распоряжение. Проставлять печать не требуется, так как этот документ относится к внутреннему документообороту, и его заносят в специальный журнал.

Пункт утратил силу

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Чтобы внести изменения в ранее изданный приказ либо утвержденный им документ, нужно правильно указать не только суть корректировки, но и ее место дислокации. Предлагаем вам разобраться на примерах с исключением, дополнением, изложением в новой редакции абзацев, пунктов, подпунктов, приложений, фрагментов таблиц.

Читайте также:  Расформирование следственной группы

Мы объясняем, когда документ лучше корректировать, а когда издавать новый с отменой старого; как заменить старое приложение новым; как указывать приложения приложений. Вас ждут оптимальные формулировки для различных ситуаций, систематизированные в таблицах, а также образцы целых приказов: о внесении изменений (т.е.

 актуализации старого документа) либо введении в действие новой версии организационного документа.

На практике периодически возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – в приказ либо утвержденный им документ. Давайте разберемся, как это лучше делать, чтобы избежать путаницы и получить однозначный результат.

Обычно эта процедура прописывается в рамках общего порядка работы с документами. В коммерческой организации он, как правило, фиксируется в Инструкции по делопроизводству или ином локальном нормативном акте (далее – ЛНА).

А госструктуры должны руководствоваться в данном вопросе нормативными правовыми актами, спущенными свыше (см. Таблицу 1), и своими ЛНА. Коммерческие организации могут заимствовать себе их опыт, т.к.

 в госструктурах подобная работа ведется давно, изменения вносятся часто (но делать это нужно осмысленно и выборочно).

Кроме того, коммерческим организациям важно уметь понимать смысл внесенных корректировок в документы, издаваемые госорганами.

Каким документом вносятся изменения? Обратите внимание: изменение или дополнение в нормативный акт должно вноситься аналогичным документом (например, в приказ – новым приказом, в распоряжение – новым распоряжением и т.д.).

Количество изменений, которые можно внести за один раз, не ограничено. Число таких итераций (т.е. комплектов изменений одного документа) – тоже.

Таблица 1. Примеры нормативных правовых актов, регламентирующих работу с документами федерального и регионального уровней

Пункт утратил силу

Что можно изменить в документе:

  • заменить слова, цифры;
  • исключить слова, цифры, предложения, а также структурные единицы текста (раздел, часть, пункт, подпункт и т.д.);
  • изложить что-то в новой редакции;
  • дополнить отдельными словами, цифрами или предложениями, а также целыми структурными единицами;
  • приостановить либо наоборот продлить действие приказа или его структурных единиц.

Структурные элементы приказа

Мы привыкли, что текст приказа организации состоит:

  • из констатирующей части (вступительной части, преамбулы) – она не обязательна, кроме слова «ПРИКАЗЫВАЮ:», и обычно объясняет цели, причины издания приказа;
  • распорядительной части.
  • Заголовок к тексту является отдельным самостоятельным реквизитом.
  • Но сейчас мы будем больше оперировать структурными единицами: приложениями, разделами, пунктами, подпунктами и абзацами текста.

Заголовок

Если текст документа не превышает 4–5 строк, то заголовок может не оформляться. К нему предъявляются следующие требования:

  • он должен быть кратким,
  • точно передавать содержание приказа,
  • формулировка заголовка должна начинаться с предлога «О» или «Об»,
  • отвечать на вопрос «о чем?».

Наименование изменяющего приказа не должно содержать указание на корректируемые разделы, абзацы или пункты.

Пример 1. Заголовок к тексту изменяющего приказа

  1. Правильно:
  2. О внесении изменения в Положение об оплате труда, утвержденное приказом… от… №…
  3. Неправильно:
  4. О внесении изменения в раздел I Положения об оплате труда, утвержденного приказом… от… №…

Если вносятся не только изменения, но и дополнения, то в заголовке может быть указано «О внесении изменений и дополнений…» или только «О внесении изменений…». На практике встречаются обе формулировки, однако в последнее время чаще используется последняя из них.

https://www.youtube.com/watch?v=Fq4eDJepmLs\u0026pp=YAHIAQE%3D

Бывают ситуации, когда первоначальный приказ корректировался несколько раз. Если же потребуется изменить внесенные в него корректировки, то все равно оформляться это должно как внесение изменений в основной приказ, а не в изменявший его когда-то документ.

Формулировка заголовка зависит от двух условий:

  • количества вносимых изменений;
  • куда они вносятся: в приказ или в утвержденный им документ (инструкцию, положение и т.п.; далее по тексту – документ).

Если одно изменение вносится в одну структурную единицу, то слово «изменение» употребляется в единственном числе и используется формулировка заголовка «О внесении изменения…» (как в Примерах 1 и 2). Такой заголовок будет уместен в следующих случаях:

  • если приказ дополняется только одним разделом или подразделом / пунктом / подпунктом / абзацем / приложением / строкой в таблице / предложением / словосочетанием / словом / цифрой или числом / знаком;
  • признается утратившим силу один раздел / подраздел / пункт / подпункт / абзац / приложение / строка в таблице;
  • исключается одно предложение / словосочетание / слово / цифра или число / знак;
  • вносится одно изменение в один пункт / подпункт / абзац / приложение / строку в таблице / предложение;
  • производится замена одного предложения / словосочетания / слова / цифры или числа / знака;
  • полностью изменяется редакция одного раздела / подраздела / пункта / подпункта / абзаца / приложения / строки в таблице / предложения.

Если вносится несколько изменений в один приказ или утвержденный документ, то слово «изменение» указывается в заголовке во множественном числе (как в Примере 3).

Пример 2. Приказ, исключающий одно словосочетание из основного приказа

Пример 3. Внесение нескольких изменений в один документ (приложение к приказу)

Если в тексте приказа не указана конкретная дата вступления изменений в силу, то ею считается дата издания приказа (сравните Примеры 2 и 3).

При необходимости внесения в ранее изданный приказ значительного количества изменений и дополнений (в несколько структурных единиц) или изменения приказа в целом целесообразно подготовить его новую редакцию. Тогда просто издается новый приказ со всеми необходимыми распоряжениями относительно регулируемой…

Верховный суд разрешил обжаловать утративший силу акт — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Законодатель позволяет обжаловать только те нормативные правовые акты, которые на момент обращения в суд нарушают либо иным образом затрагивают права, свободы и законные интересы заявителя. Суды двух инстанций рассудили: если акт утратил силу, то проверка его законности больше не имеет смысла. Однако не всё так просто – ведь предписания этого акта могут применяться к ранее возникшим правоотношениям.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан 30 июня 2016 года утвердило Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определялась как их кадастровая стоимость. В этом перечне указано в том числе здание, нежилые помещения в котором принадлежат Венере Абышевой*. Из-за этого она вынуждена платить налог в большем размере. Абышева решила, что включение указанного здания в перечень не соответствует федеральному налоговому законодательству, нарушает её законные права и интересы, и обратилась в суд с административным иском о признании нормы недействующей.

К этому времени Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан утвердило Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определялась как их кадастровая стоимость, а прежний перечень утратил силу.

  • СУТЬ СПОРА: Обжалование отказа в принятии административного искового заявления
  • СУД: Верховный суд РФ
  • РЕШЕНИЕ: Вынесенные судебные акты отменить, материал направить в ВС Республики Башкортостан для рассмотрения вопроса о принятии его к производству

Судья Верховного суда Республики Башкортостан отказал Абышевой в принятии административного искового заявления, поскольку оспариваемый перечень прекратил своё действие (п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС).

С ним согласилась судебная коллегия по административным делам ВС Республики Башкортостан.

Суды пояснили: спорный акт не порождает правовых последствий и не может нарушать охраняемые законом права и свободы административного истца.

Тогда Абышева обратилась в Верховный суд РФ, который напомнил позицию Конституционного суда РФ: проверка законности актов, утративших силу к моменту обращения в суд, и признание их недействующими недопустимы вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя.

Утрата нормативным правовым актом юридической силы не препятствует реализации права на судебную защиту. Прежде всего, это касается нормативных правовых актов, хотя и отменённых, но подлежащих применению к ранее возникшим правоотношениям (№ 2473-О, № 6-П).

Следовательно, возможность оспорить утративший силу акт сохраняется до тех пор, пока содержащиеся в нём предписания применяются к заинтересованному лицу. 

Оспариваемый перечень определяет порядок исчисления налоговой базы на 2016 год, соответственно, налоговая выплата должна производиться до 1 декабря 2017 года. Но нижестоящий суд не принял во внимание этот факт.

Поэтому, по мнению ВС, вынесенные судебные акты являются незаконными, а отказ в принятии административного искового заявления по формальным основаниям лишил Абышеву права на судебную защиту.

В итоге ВС РФ отменил акты нижестоящего суда, а материал по административному исковому заявлению направил в ВС Республики Башкортостан для рассмотрения вопроса о принятии его к производству (№ 49-КГ18-44). Пока что этот вопрос не разрешен.

Читайте также:  Разъяснение сомнений упк

Пункт утратил силу

Обоснование, которое привёл ВС РФ, очень полезно для судебной практики, поскольку направлено против сугубо формального подхода и нацелено на защиту фундаментального права на доступ к правосудию.

Денис Юров, старший партнер КА Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) Профайл компании

«Это не первое такое решение, ВС РФ уже рассматривал аналогичный спор (№ 78-КГ17-61).

ВС РФ последовательно доводит до нижестоящих судов позицию, что утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для реализации права на судебную защиту в случаях нарушением данным актом прав и свобод заявителя», – считает гендиректор национальной юркомпании Региональный рейтинг. группа Банкротство группа Налоговое консультирование и споры группа Недвижимость, земля, строительство
Юрий Мирзоев.

* – фамилия изменена редакцией.

Кс разъяснил привлечение к ответственности по утратившей силу норме

Конституционный Суд опубликовал Постановление № 3-П от 17 января 2018 г. по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 46 Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд ОМС и ст. 20 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ, в соответствии с которым первый нормативный акт утратил силу с 1 января 2017 г.

Поводом для рассмотрения дела послужили обращение Арбитражного суда г. Москвы и жалоба ООО «Проект», которые были объединены в одно производство.

В производстве Арбитражного суда г. Москвы находится дело о признании недействительным решения ГУ Пенсионного фонда РФ по г.

Москве и Московской области о привлечении плательщика страховых взносов, уплатившего их в срок в полном объеме, к ответственности в виде штрафа на основании ч. 1 ст.

46 Закона о страховых взносах за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд за периоды, истекшие до 1 января 2017 г.

Арбитражный суд г. Москвы установил, что решение вынесено после утраты силы указанного закона. Подлежащая же применению ст.

20 Закона № 250-ФЗ позволяет привлекать к ответственности, предусмотренной недействующим законом, участников правоотношений по уплате страховых взносов за периоды, предшествовавшие 1 января 2017 г.

, при наличии в новом законодательном регулировании сходных, но не полностью аналогичных мер ответственности. Арбитражный суд приостановил производство по делу и обратился в КС с запросом о проверке конституционности данной статьи.

В то же время в г.

Пскове решением Управления ПФР по утратившему силу закону ООО «Проект» было привлечено к ответственности в виде штрафа за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд.

Арбитражный суд Псковской области требование Общества о признании этого решения недействительным удовлетворил частично и указал на отсутствие оснований для непривлечения компании к ответственности за совершенное правонарушение.

Общество посчитало, что ч. 1 ст. 46 Закона о страховых взносах и ст. 20 Закона № 250-ФЗ противоречат Конституции, так как допускают привлечение после 1 января 2017 г.

плательщиков страховых взносов в ПФР к ответственности на основании нормы, утратившей силу с указанной даты, в то время как с этой даты к ним должны применяться нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие возможность более мягкого наказания за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд в случае отсутствия задолженности по уплате таких взносов.

Рассмотрев дело, Конституционный Суд отметил, что с 1 января 2017 г., то есть с момента утраты силы Закона о страховых взносах, ответственность, ранее предусмотренная ч. 1 ст. 46 этого Закона, установлена п. 1 ст. 119 НК РФ.

«Притом что в данной норме Налогового кодекса Российской Федерации по-иному определен способ исчисления штрафа за указанное правонарушение и учтены перенос регулирования страховых взносов в законодательство о налогах и сборах (вследствие чего на него распространяются общие правила об ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренные названным Кодексом), а также передача полномочий по контролю за их уплатой налоговым органам, существо противоправного деяния осталось неизменным, равно как и волеизъявление законодателя о его наказуемости», – говорится в постановлении.

КС РФ пояснил, что установление в п. 1 ст. 119 НК РФ с 1 января 2017 г. ответственности плательщика страховых взносов за непредставление в налоговый орган в законодательно закрепленный для этого срок расчета по страховым взносам, предусматривавшейся ранее ч. 1 ст.

46 Закона о страховых взносах, при сохранении тем самым наказуемости соответствующего деяния означает, что с 1 января 2017 г.

к таким правонарушениям, имевшим место до указанной даты, могут применяться либо положения утратившего силу закона, либо положения Налогового кодекса.

Суд отметил, что применение положения ч. 1 ст. 46 Закона о страховых взносах с 1 января 2017 г.

к деяниям, совершенным до этой даты, то есть во время действия данного законоположения, допустимо только в том случае, если в системе действующего правового регулирования с учетом фактических обстоятельств конкретного дела исчисленный в соответствии с названным законоположением во взаимосвязи с общими положениями об ответственности за совершение таких правонарушений (в том числе с учетом Постановления КС РФ от 19 января 2016 г. № 2-П) размер штрафа меньше или равный размеру штрафа, исчисленному в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ во взаимосвязи с общими положениями налогового законодательства об ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Таким образом, КС признал оспариваемые положения не противоречащими Конституции. Также Суд постановил пересмотреть решения по делу Общества, вынесенные на основании оспариваемых законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем постановлении.

Адвокат АК «Бородин и Партнеры» Алексей Пауль указал как на положительные, так и отрицательные стороны постановления. «С одной стороны, Конституционный Суд постановил, что размер штрафа за непредставление расчетов по страховым взносам не может превышать размера, установленного ст.

119 НК РФ, который ниже ранее закрепленного в ст. 46 Закона о страховых взносах, – данное обстоятельство отвечает интересам плательщиков.

С другой стороны, Суд фактически допустил взыскание указанного штрафа на основании нормы, которая утратила силу на момент ее применения», – пояснил эксперт.

Он добавил, что вопрос о составе органов, уполномоченных применять штрафы за правонарушения, ранее установленные ст. 46 Закона о страховых взносах, а теперь ст. 119 НК РФ, не был решен однозначно: у внебюджетных фондов осталось лишь право осуществлять контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за период до 1 января 2017 г.

«Следует учесть, что в арбитражной практике было много решений, когда суды признавали недействительными решения внебюджетных фондов по подобным спорам со ссылкой на невозможность применения санкций на основании утратившей силу статьи», – пояснил Алексей Пауль. По его мнению, теперь при определенных обстоятельствах данные решения могут быть пересмотрены не в пользу плательщиков.

Читайте также:  Оспаривание зарегистрированного права

«Как представляется, применение штрафов с 1 января 2017 г. логичнее было бы осуществлять налоговым органам, к которым перешли полномочия по администрированию соответствующих платежей, применяя при этом ст. 119 НК РФ.

Скорее всего, КС пришлось “устранить” допущенный законодателем недочет в регулировании оснований и компетенции применения штрафов за непредставление вышеуказанных расчетов в течение переходного периода», – заключил Алексей Пауль.

Отвечая на вопрос о применении на практике постановления Конституционного Суда, адвокат, партнер Tenzor Consulting Group Антон Макейчук указал, что нижестоящие суды не могут игнорировать мнение КС РФ и обязаны пересматривать свои акты по новым обстоятельствам.

«Согласно п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, п. 3 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 350 КАС РФ, определение Конституционного Суда является новым обстоятельством по делу.

Это значит, что судебные постановления, ранее вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены.

Так, иные лица по аналогичным делам также смогут обратиться с заявлениями о пересмотре судебных решений на основании Постановления Конституционного Суда от 17 января 2018 г. № 3-П», – отметил эксперт.

Между тем, как ранее писала «АГ», в настоящее время суды общей юрисдикции отказываются пересматривать дела на основании постановления КС РФ, вынесенного по делу «регрессников».

Ответы Mail.ru: "отменен" и "утратил силу"

Станислав (Patria o Muerte ©) Просветленный (24382) 16 лет назад нормативный правовой акт ОТМЕНЯЕТСЯ решением уполномоченного органа, а УТРАЧИВАЕТ СИЛУ в связи с камими-то обстоятельствами, в т. ч. истечением срока действия, отмены судом и т. п.

достаточно подробные примеры таких случаев имеются в «КОММЕНТАРИях К ФЕДЕРАЛЬНОМУ КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНУ ОТ 21 ИЮЛЯ 1994 Г. N 1-ФКЗ «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (постатейный) (А. А.

Батяев)вот выдержка, относящаяся к твоему вопросу:К числу актов, утративших силу, следует относить не только формально отмененные, но и фактически недействующие в силу издания более поздних актов, которым они противоречат. Такая правовая позиция следует из Определений от 2 ноября 1995 года N 100-О , от 13 ноября 2001 года N 239-О и от 10 ноября 2002 года N 321-О .

Например, в Определении от 2 ноября 1995 года устанавливалось, что Указ Президента Чувашской Республики от 4 мая 1994 года, констатировавший в связи с неизбранием депутатов всех местных собраний депутатов исчерпание полномочий всех ранее избранных местных советов народных депутатов с 14 марта 1994 года, фактически утратил силу в декабре 1994 года, когда было завершено формирование всех местных собраний депутатов; поэтому на основании части второй комментируемой статьи производство по делу было прекращено.и ещё, Лилия, совершенно права в законодательной базе РФ нет чёткого определения этих терминов, информацию об этом можеш подчерпнуть из учебника ТГП, вот небольшая выдержка:Историко-политическое толкование обязывает правоприменителя обратить внимание на те социальные условия, в которых была принята та или иная норма, — не отпали ли эти условия, не изменилась ли принципиально политическая и экономическая ситуация. Важно выяснить, в чем заключалась необходимость в принятии данного акта, сохраняется ли эта необходимость. История знает немало случаев, когда законы, принятые в одних условиях, будучи формально не отмененными, продолжали действовать в иных, хотя фактически были уже «мертвыми». Например, акты, изданные в обстановке гражданской войны, нэпа, Великой Отечественной войны, которые какое-то время «по инерции» продолжали еще существовать. Сегодня — это акты бывшего СССР, реально утратившие свою силу, если нет на сей счет специальной оговорки. Вообще, тот факт, что та или иная норма официально не отменена, еще не означает, что она действует. Историко-политический метод, метод сопоставлений позволяют без труда разобраться в том, какие нормы можно применять в данный момент и к данным отношениям, а какие — нет.

удачи! и почаще сам грызи гранит науки! пригодится….

Источник: К+

светлый ангел Мудрец (16755) 16 лет назад

ссылки на правовой акт я не знаю, да и вряд ли он есть. Отменен — по решению суда и т. д. , утратил силу — в следствие другого принятого нормативного или законодательного акта, отменяющего действие этого.

Сер Мудрец (13916) 16 лет назад

Правового акта на различие между этими понятиями нет. А отличие в том, что отменяют действующий правовой акт и по этой причине он утрачивает силу, то есть его перестают применять. Изменение закона приводит к тому же. Короче утратил силу-следствие, а отменен-причина.

Джанетта М. Ученик (123) 6 лет назад

Здрасвтвуйте, подскажите пожалуйста, в укрф в статье 105 ч. 2, в пункте «н» написано утратил силу, то есть мне на него вообще внимания не обращать да?

Как составить приказ об отмене приказа

Приказ об отмене ранее изданного приказа — это указание о признании недействительным прежнего распоряжения в полном объеме и издание вместо него нового полноценного документа с актуальной датой и уникальным номером.

Существует три вида распорядительных актов:

  • по основной деятельности (об изменении структуры организации, штатного расписания, об утверждении ПВТР, ЛНА, проведении внутренних аудитов, аттестаций, о назначении ответственных лиц и др.);
  • по личному составу (о приеме, переводе, увольнении, предоставлении отпуска, премировании, направлении в командировку, дисциплинарном взыскании, сокращении и др.);
  • по административно-хозяйственной деятельности (о транспортном обслуживании, организации противопожарной безопасности, о выдаче пропусков, приобретении имущества и проч.).

Тематика очень разнообразна. И, что хорошо, любой из актов есть возможность корректировать. Здесь закон лоялен и дает пути к отступлению, если командир — в нашем случае начальник — чего-то не учел.

Или если в текст закралась ошибка или неточность. Т.е. письменные указы допустимо и изменять, и дополнять какими-то недостающими сведениями.

Такие правки вносят по определенным правилам, которые в рамках этой статьи рассматривать не будем, но помнить о них важно.

В этой статье рассмотрим случаи аннулирования указаний, когда они утрачивают свою силу. Чаще всего это происходит по двум причинам:

  1. Текст требует слишком значительной, тотальной переработки. В этом случае, чтобы не путать других и не запутаться самим, легче издать новый указ, чем корректировать старый.
  2. Когда аннулирование — не право, а обязанность. Такое случается, когда распорядительный акт составлен с нарушением. Вот основные причины, когда придется идти на уничтожение, чтобы соблюсти закон:
    • если он противоречит законодательству;
    • принят неуполномоченным лицом;
    • издан на основе ненадлежащих материалов;
    • признан недействительным компетентным органом;
    • стал ничтожным вследствие изменения обстоятельств.

В этих случаях приказ считается недействительным и подлежит упразднению. Как правильно это сделать — через официальную процедуру. Раз указание оформлялось официально, следовательно, и отмены требует официальной. Т.е. для аннуляции требуется издать об этом акт. Как это сделать, чтобы все всё поняли, описано ниже.

Кто и по каким правилам составляет указ об отмене другого указа

Команду об аннуляции отдает руководитель организации. А вот ее оформление, чаще всего, — удел секретарей и кадровиков. При формировании требуется помнить о ряде правил. Какие это правила и как прописать в приказе приказ, утративший силу, разбираемся дальше.