Приблизительная цена работ
Обновлено: 19.07.2023
Приблизительная смета составляется в тех случаях, когда заранее невозможно определить перечень всех требуемых работ. По мере выполнения работы приблизительная смета уточняется и расчеты производятся по фактически произведенным подрядчиком затратам, но только если нет значительного превышения приблизительной сметы.
Возможность увеличения цены допускается лишь в случае, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ, не предусмотренных приблизительной сметой. Увеличение цены по другим основаниям не допускается.
Так, возрастание издержек подрядчика вследствие изменения цен на материалы, изменения конъюнктуры рынка, правил налогообложения не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, вызывающих необходимость превышения цены, определенной приблизительно. [1]
- Значительным считается превышение приблизительной сметы более чем на от общей суммы приблизительной сметы. [2]
- Значительным считается превышение приблизительной сметы более чем на % от общей суммы приблизительной сметы. [3]
- Значительным считается превышение приблизительной сметы более чем на от общей суммы приблизительной сметы. [4]
- В случае необходимости превышения приблизительной сметы ПОДРЯДЧИК обязан письменно известить об этом ЗАКАЗЧИКА в течение дней. [5]
Если возникла необходимость превысить приблизительную смету , исполнитель обязан немедленно предупредить об этом потребителя.
В этом случае потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы ( оказании услуги) возместив исполнителю расходы, понесенные им и приходящиеся на выполненную работу ( оказанную услугу), согласно первоначально определенной смете.
Если исполнитель не предупредил потребителя о превышении приблизительной сметы, исполнитель обязан выполнить работу ( оказать услугу) в пределах первоначальной приблизительной сметы. [6]
В случае необходимости превысить приблизительную смету ПОДРЯДЧИК обязан письменно известить об этом ЗАКАЗЧИКА в течение дней. [7]
Если возникла необходимость значительно превысить приблизительную смету , подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. В этом случае заказчик имеет право отказаться от договора, возместив подрядчику понесенные им расходы. Если подрядчик не предупредил заказчика о превышении сметы, он обязан выполнить работу, не требуя возмещения сверхсметных расходов. [8]
Изложенные правила применяются в случаях превышения приблизительной сметы вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон. Если же превышение вызвано виновными действиями заказчика или подрядчика, то удорожание работ относится на счет виновной стороны. [9]
На выполнение работ может быть составлена твердая или приблизительная смета . Если имеются все исходные данные, определены все необходимые виды работ, то составляется твердая смета, отступления от которой ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения не допускаются. По общему правилу, смета, предусмотренная договором подряда, является твердой. [10]
Мною была произведена реорганизация Центрального управления, составлена приблизительная смета всей операции, выяснены все нужды и потребности и собраны статистические материалы о степени разорения и количестве пострадавших. [11]
Значительным считается превышение приблизительной сметы более чем на от общей суммы приблизительной сметы . [12]
Законом не установлен какой-либо количественный показатель, свидетельствующий о значительном превышении приблизительной сметы . Юридическое значение превышения приблизительной сметы состоит в том, что при значительном превышении заказчик вправе отказаться от договора, выплатив при этом подрядчику цену за выполненную часть работы. [13]
- На выполнение работ, предусмотренных договором, может быть составлена твердая или приблизительная смета . [14]
- Значительным считается превышение приблизительной сметы более чем на % от общей суммы приблизительной сметы . [15]
- В договорах оказания каких-либо услуг, может быть предусмотрено положение, обязывающее заказчика оплатить услуги исполнителя.
Обычно расходы исполнителя просчитываются сторонами заранее и необходимые суммы закрепляются в специальном положении к договору – смете расходов. Смета может быть твердой или приблизительной. О различии таких документов мы расскажем в статье.
Исполнитель, который по договору берётся выполнить работу для заказчика, сначала просчитывает, выгодна ли ему такая сделка или нет. Учитываются все расходы, которые придётся совершить, чтобы выполнить задание.
Во многих договорах оказания услуг предусмотрено условие оплаты текущих расходов заказчиком, которому, в свою очередь, нужно просчитать, во сколько ему обойдётся выполнение работы именно этим исполнителем.
Во время подготовки текста договора, все расходы согласуются сторонами и закрепляются в смете расходов. Каждая операция, которую будет выполнять исполнитель, объективно оценивается сторонами, сумма закрепляется в документе.
Как правило, договор содержит условие о том, что исполнитель не имеет права превышать расходы, указанные в смете. Но всё зависит как раз от того, в каком виде составлена смета, твёрдая смета ли либо приблизительная.
Если смета твёрдая, то суммы, которые может потратить исполнитель на каждую конкретную операцию, и на работу в целом, должны чётко соответствовать цифрам в смете. Превышение стоимости работ при составлении твёрдой сметы исполнитель оплачивает из своего кармана.
Если стоимость каких-либо работ нельзя оценить достаточно достоверно и точно закрепить в смете требуемую сумму либо стоимость различных работ в течение срока действия договора, по независимым причинам, может значительно меняться, составить твёрдую смету не представляется возможным.
Так как по различным причинам, независимым от воли сторон соглашения, расходы исполнителя на выполнение работы, могут увеличиваться. Твердая смета, если она будет составлена, может быть превышена без вины исполнителя. Учитывая это, в подобных ситуациях составляется смета приблизительная.
В приблизительной смете определяются лишь средние значения стоимости той или иной услуги. А, исходя из конкретной цены на рынке, на момент оплаты интересующего действия, сторонами и определяется окончательная цена.
Условия о превышении приблизительной сметы определяются и закрепляются участниками отношений в тексте соглашения.
Согласование условия о твердой или приблизительной цене (смете)
Согласование цены или сметы в качестве твердой или приблизительной (п. 4 ст.
709 ГК РФ) зависит от того, допускают ли стороны ее изменение в процессе исполнения договора в связи с обстоятельствами, по причине которых выполнение работы по прежней цене может оказаться невыгодным той или иной стороне (например, необходимость производства дополнительных работ, изменение стоимости материалов и оборудования, уровня инфляции, изменение рыночных или нормативно установленных индексов цен, коэффициентов и т.п.).
- В зависимости от своих намерений стороны могут согласовать:
- – условие о твердой цене (смете);
- – условие о приблизительной цене (смете).
- Если в договоре не указано, какой является цена – твердой или приблизительной
Цена будет считаться твердой, и каждая из сторон не вправе потребовать ее изменения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ по договору подряда или необходимых для этого расходов (п. 6 ст. 709 ГК РФ).
Подрядчик вправе потребовать увеличения твердой цены только в случае, предусмотренном абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ.
Твердая цена (смета) работы по договору подряда
Условие договора о твердой цене выгодно преимущественно заказчику, поскольку при его согласовании цена не может быть изменена по требованию подрядчика в случае необходимости проведения дополнительных работ или увеличения фактических затрат последнего (см. Риски подрядчика 7.2.2, 7.2.3).
На практике для обозначения твердой цены работы используются следующие термины: “закрытая цена”, “фиксированная цена”, “окончательная цена”. В договоре также может быть указано на то, что цена работы не подлежит изменению. Однако во избежание спорных ситуаций рекомендуется употреблять понятие, используемое в п. 4 ст. 709 ГК РФ, – “твердая цена (смета) работы”.
Твердая цена может быть выражена в определенной сумме денежных средств, уплачиваемых за выполненные работы.
Примеры формулировки условия:
“Цена работы по настоящему договору является твердой и составляет _______ (указывается сумма цифрами и прописью) рублей”.
“Цена работы определяется согласно смете (приложение N 1 к настоящему договору). Смета является твердой, изменению не подлежит”.
Приблизительная цена (смета) работы по договору подряда
Если стороны не могут заранее определить полный объем работ, подлежащих выполнению по договору подряда, и (или) размер необходимых расходов, в том числе количество и стоимость материалов и оборудования, предоставляемых подрядчиком, объем и стоимость услуг, оказываемых подрядчику третьими лицами, другие издержки подрядчика, сторонам рекомендуется определить в договоре цену приблизительно (п. п. 4, 5 ст. 709 ГК РФ).
Согласование условия о приблизительной цене в большей степени защищает интересы подрядчика, поскольку в случае необходимости выполнения дополнительных, не учтенных договором подряда работ он может увеличить цену на стоимость этих работ.
Такое увеличение возможно при условии своевременного предупреждения об этом заказчика и отсутствия с его стороны возражений на превышение указанной в договоре подряда цены работы согласно абз. 1 п. 5 ст. 709 ГК РФ.
Подрядчик также сможет увеличить приблизительную цену на сумму превышения фактических затрат
На практике для обозначения приблизительной цены работы используются следующие термины: “открытая цена”, “ориентировочная цена”, “предварительная цена”, “договорная цена”. При этом не рекомендуется включать в договор условие о том, что изменение ориентировочной цены возможно по соглашению сторон, поскольку в этом случае цена не будет считаться приблизительной.
Примеры формулировки условия:
“Приблизительная цена работы составляет ____________ (указывается сумма цифрами и прописью) рублей. Окончательная сумма, подлежащая уплате за выполненные работы, определяется на основании акта о приемке результата работ, в котором указана стоимость дополнительно выполненных подрядчиком и согласованных заказчиком работ”.
“Цена работы указана в смете (приложение N 1 к настоящему договору). Смета является приблизительной и подлежит уточнению при согласовании сторонами дополнительного объема работы в порядке, установленном договором”.
Заказчику при согласовании цены следует учесть, что наличие в договоре условия о корректировке цены в зависимости от каких-либо обстоятельств свидетельствует о согласовании приблизительной цены, даже если она определена в конкретной сумме денежных средств. В случае наступления указанных в договоре обстоятельств цена может быть изменена даже после оплаты заказчиком стоимости работ, согласованной при заключении договора.
Если условие о приблизительной цене работы не согласовано
В этом случае цена работы считается твердой и подрядчик не вправе будет требовать ее увеличения, а заказчик – уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов (п. 4, абз. 1 п. 6 ст. 709 ГК РФ). Так, подрядчик не сможет потребовать увеличения цены, ссылаясь на необходимость проведения дополнительных работ (см. Риск подрядчика 7.2.2) или на увеличение своих расходов (см. Риск подрядчика 7.2.3), за исключением ситуации, когда цена работы изменилась по причине существенного возрастания стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора (абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ).
Смета затрат — это плановый и отчетный документ, который составляется по экономическим элементам, перечень и состав которых — единый для всех отраслей промышленности и всех видов продукции. Это обеспечивает сводимость затрат в целом по предприятию и позволяет следить за изменениями в структуре себестоимости продукции.
Под структурой себестоимости продукции понимается удельный вес различных элементов затрат на производство продукции. Структура формируется под влиянием различных факторов: видов производимой продукции и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технико-экономического уровня производства, его размещения, условий снабжения и сбыта.
Порядок составления сметы.
Сначала определяется смета затрат вспомогательных цехов, так как их продукция потребляется основными цехами, затем составляют сметы расходов по обслуживанию и управлению производством (сметы общепроизводственных, общехозяйственных и внепроизводственных расходов), а также сметы по отдельным видам специальных затрат (по освоению продукции, транспортно-заготовительным расходам). Далее составляются сметы затрат на производство по основным цехам и сметы затрат по предприятию в целом. В смете суммируются затраты по всем подразделениям (валовой оборот), иск/почал из полученной суммы внутризаводской оборот. Смета затрат на производство и реализацию продукции приведена в табл. 9.1.
На основании сметы затрат устанавливается общий объем потребляемых предприятием различных видов ресурсов, приобретаемых со стороны и оплачиваемых поставщикам.
Планируемые в смете затраты обеспечивают все потребности предприятия, связанные с производством и реализацией продукции, создания заделов незавершенного производства, обслуживающего, подсобного и побочного хозяйств.
Исходя из сметы, осуществляется увязка разделов производственно-финансового плана предприятия по материально-техническому снабжению, по труду; определяется потребность в оборотных средствах, а также смета используется для формирования хозяйственных связей предприятия с поставщиками ресурсов, с финансово-кредитными институтами.
Таблица 9.1. Состав затрат по смете на производство и реализацию продукции
На основе сметы затрат на производство нельзя определить себестоимость единицы продукции каждого вида. Это не позволяет анализировать эффективность использования затрат на производство конкретных видов продукции.
Твердая и приблизительная цена работы (смета) по договору подряда — Бесплатные юридические консультации
Согласование цены или сметы в качестве твердой или приблизительной (п. 4 ст.
709 ГК РФ) зависит от того, допускают ли стороны ее изменение в процессе исполнения договора в связи с обстоятельствами, по причине которых выполнение работы по прежней цене может оказаться невыгодным той или иной стороне (например, необходимость производства дополнительных работ, изменение стоимости материалов и оборудования, уровня инфляции, изменение рыночных или нормативно установленных индексов цен, коэффициентов и т.п.).
- В зависимости от своих намерений стороны могут согласовать:
- – условие о твердой цене (смете);
- – условие о приблизительной цене (смете).
- Если в договоре не указано, какой является цена – твердой или приблизительной
Цена будет считаться твердой, и каждая из сторон не вправе потребовать ее изменения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ по договору подряда или необходимых для этого расходов (п. 6 ст. 709 ГК РФ).
Подрядчик вправе потребовать увеличения твердой цены только в случае, предусмотренном абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ.
Твердая цена (смета) работы по договору подряда
Условие договора о твердой цене выгодно преимущественно заказчику, поскольку при его согласовании цена не может быть изменена по требованию подрядчика в случае необходимости проведения дополнительных работ или увеличения фактических затрат последнего (см. Риски подрядчика 7.2.2, 7.2.3).
На практике для обозначения твердой цены работы используются следующие термины: “закрытая цена”, “фиксированная цена”, “окончательная цена”. В договоре также может быть указано на то, что цена работы не подлежит изменению. Однако во избежание спорных ситуаций рекомендуется употреблять понятие, используемое в п. 4 ст. 709 ГК РФ, – “твердая цена (смета) работы”.
Твердая цена может быть выражена в определенной сумме денежных средств, уплачиваемых за выполненные работы.
https://www.youtube.com/watch?v=yWhfqLB28fY\u0026pp=ygUy0J_RgNC40LHQu9C40LfQuNGC0LXQu9GM0L3QsNGPINGG0LXQvdCwINGA0LDQsdC-0YI%3D
Примеры формулировки условия:
“Цена работы по настоящему договору является твердой и составляет _______ (указывается сумма цифрами и прописью) рублей”.
“Цена работы определяется согласно смете (приложение N 1 к настоящему договору). Смета является твердой, изменению не подлежит”.
Приблизительная цена (смета) работы по договору подряда
Если стороны не могут заранее определить полный объем работ, подлежащих выполнению по договору подряда, и (или) размер необходимых расходов, в том числе количество и стоимость материалов и оборудования, предоставляемых подрядчиком, объем и стоимость услуг, оказываемых подрядчику третьими лицами, другие издержки подрядчика, сторонам рекомендуется определить в договоре цену приблизительно (п. п. 4, 5 ст. 709 ГК РФ).
Согласование условия о приблизительной цене в большей степени защищает интересы подрядчика, поскольку в случае необходимости выполнения дополнительных, не учтенных договором подряда работ он может увеличить цену на стоимость этих работ.
Такое увеличение возможно при условии своевременного предупреждения об этом заказчика и отсутствия с его стороны возражений на превышение указанной в договоре подряда цены работы согласно абз. 1 п. 5 ст. 709 ГК РФ.
Подрядчик также сможет увеличить приблизительную цену на сумму превышения фактических затрат
На практике для обозначения приблизительной цены работы используются следующие термины: “открытая цена”, “ориентировочная цена”, “предварительная цена”, “договорная цена”. При этом не рекомендуется включать в договор условие о том, что изменение ориентировочной цены возможно по соглашению сторон, поскольку в этом случае цена не будет считаться приблизительной.
Примеры формулировки условия:
“Приблизительная цена работы составляет ____________ (указывается сумма цифрами и прописью) рублей. Окончательная сумма, подлежащая уплате за выполненные работы, определяется на основании акта о приемке результата работ, в котором указана стоимость дополнительно выполненных подрядчиком и согласованных заказчиком работ”.
“Цена работы указана в смете (приложение N 1 к настоящему договору). Смета является приблизительной и подлежит уточнению при согласовании сторонами дополнительного объема работы в порядке, установленном договором”.
Заказчику при согласовании цены следует учесть, что наличие в договоре условия о корректировке цены в зависимости от каких-либо обстоятельств свидетельствует о согласовании приблизительной цены, даже если она определена в конкретной сумме денежных средств. В случае наступления указанных в договоре обстоятельств цена может быть изменена даже после оплаты заказчиком стоимости работ, согласованной при заключении договора.
Если условие о приблизительной цене работы не согласовано
В этом случае цена работы считается твердой и подрядчик не вправе будет требовать ее увеличения, а заказчик – уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов (п. 4, абз. 1 п. 6 ст. 709 ГК РФ). Так, подрядчик не сможет потребовать увеличения цены, ссылаясь на необходимость проведения дополнительных работ (см. Риск подрядчика 7.2.2) или на увеличение своих расходов (см. Риск подрядчика 7.2.3), за исключением ситуации, когда цена работы изменилась по причине существенного возрастания стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора (абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ).
Твердая или приблизительная цена: ВС искал разницу — новости Право.ру
Компании согласовали цену по договору подряда, но вносили в нее изменения с помощью дополнительных соглашений. Из-за этого суд признал, что цена договора была не твердой, а приблизительной, и заставил подрядчика доплатить. Верховный суд с таким подходом не согласился.
Компания «Пурэнергомонтаж» подрядилась на выполнение работ по реконструкции инфраструктуры месторождения для «Роснефти». Стороны в одном из пунктов договора согласовали твердую цену работ и прописали, что изменения технической документации, влекущие дополнительные объемы работ, превышающие по стоимости 10% твердой цены договора, возможны по согласованию сторон. Кроме того, стороны заключали несколько дополнительных соглашений о цене контракта.
Дополнительные работы случились, и подрядчик решил взыскать доплату со своего контрагента. АСГМ решил: предъявленные подрядчиком к оплате работы не были предусмотрены договором и были дополнительными, их выполнение заказчик не поручал и не согласовывал.
Каких-либо изменений к договору в части производства дополнительных работ стороны не подписывали, а в ходе выполнения работ подрядчик увеличения установленной твердой цены не требовал. А это значит, что и требовать оплаты он не вправе (дело № А40-31826/2018).
В этом сюжете
Апелляция пришла к выводу, что содержанием условий договора стороны согласовали процедуру изменения цены договора таким образом, что стоимость работ не является твердой.
Совершение сторонами ряда конклюдентных действий по изменению цены договора свидетельствует о том, что сторонами цена договора принималась как приблизительная, указал суд. Кроме того, суд выяснил, что заказчик сам изменил проектную документацию, что и повлекло увеличение цены работ.
Заказчик же при фактической эксплуатации объекта злоупотребляет своими правами и уклоняется от оплаты работ. Суд округа поддержал эту позицию.
Стороны однозначно и недвусмысленно согласовали твердую цену договора и порядок ее изменения исключительно путем заключения дополнительных соглашений, указала «Роснефть» в жалобе в Верховный суд.
Заявитель указал на то, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих реальное выполнение работ на предъявленную истцом сумму.
А сам по себе ввод объекта в эксплуатацию не свидетельствует о выполнении спорных работ в заявленном объеме и с надлежащим качеством.
Заявитель также раскритиковал вывод апелляционного суда о том, что на увеличение цены договора повлияло изменение проектной документации самим заказчиком. Изменению подвергалась исключительно рабочая документация, не влияющая на окончательную твердую цену по договору, а все изменения вносились еще до окончательного согласования твердой цены.
Кроме того, заявитель сослался и на процессуальные нарушения: апелляция и кассация не рассмотрели ходатайство «Роснефти» о снижении размера неустойки.
Экономколлегия ВС проверила доводы заявителя жалобы и отправила дело на пересмотр в апелляцию.
- Верховный суд РФ
- Экономколлегия ВС
Подробная информация о твердой и приблизительной цене сметной документации
Цена сметы может быть твердой или приблизительной.
Твердая цена сметы – та цена, по которой не допускаются отступления ни в сторону уменьшения, ни в сторону увеличения, составляется при наличии всех исходных данных (объем и виды работ, расценки и проч.).
По общему правилу цена сметы по договору подряда – твердая, если в договоре не указано иное (см.п.4 ст. 709 ГК РФ).
Даже если в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем расходов или подлежащих выполнению работ, твердая цена сметы не подлежит изменению.
Подрядчик обязан выполнить работу по цене, определенной договором. Однако, п.6 ст.
709 ГК РФ предоставляет подрядчику право потребовать увеличение установленной цены, если стоимость предоставляемых подрядчиком материалов и оборудования существенно возросла, и этого невозможно было предусмотреть при заключении договора. Если заказчик отказывается от увеличения цены, подрядчик вправе требовать расторжения договора (ст.451 ГК РФ).
Если при выполнении работ подрядчиком были снижены издержки, по сравнению с указанными в смете, и это не повлияло на качество выполненных работ, он вправе оставить за собой сэкономленные средства.
Это называется экономией подрядчика. Право подрядчика требовать от заказчика оплатить работу согласно смете сохраняется. Согласно п.2 ст.
710 ГК РФ экономия подрядчика может быть распределена между сторонами по их соглашению.
Приблизительная цена сметы – цена, по которой допускается незначительное отступление от указанной в ней стоимости работ. Составляется, когда не определен весь перечень необходимых работ.
Возможность увеличения цены допускается лишь в случае, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ, не предусмотренных приблизительной сметой.
Увеличение цены по другим основаниям не допускается.
По мере выполнения работ расчеты производятся по фактическим затратам подрядчика, однако не допускается значительное превышение сметы. Законом не установлены параметры определения степени значительности превышения приблизительной цены сметы. Значительно превышена смета или нет, определяется в каждом конкретном случае, исходя из стоимости работ, размеров и целесообразности расходов и проч.
При этом подрядчик обязан своевременно предупредить заказчика о необходимости значительно превысить приблизительную смету, в противном случае он теряет право на возмещение расходов сверх приблизительной сметы (п.5 ст.709 ГК РФ). Заказчик, в свою очередь, в случае значительного превышения приблизительной сметы вправе отказаться от договора, выплатив подрядчику цену за выполненную часть работы.
Указанные правила не относятся к случаям виновных действий заказчика или подрядчика, когда удорожание работ относится на счет виновной стороны.
Проблемные аспекты условия о цене в договоре бытового подряда
Жухевич Илья Алексеевич, Московский государственный юридический университет, г. Москва
Действующее законодательство не относит условие о цене к существенным условиям договора подряда, так как в силу п. 1. ст. 709 ГК РФ цена может быть определена по правилам п. 3 ст.
424 ГК РФ, то есть исходя из цены, которая обычно взимается за аналогичные работы при сравнимых обстоятельствах.
Несмотря на это, цена договора подряда является ключевой составляющей любых подрядных отношений, и стороны практически всегда предусматривают ее на стадии заключения договора.
Согласно пункту 4 статьи 709 Гражданского кодекса РФ цена работы может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Согласование сторонами договора подряда условия о приблизительной цене значительно защищает интересы подрядчика.
Объясняется это тем, что в процессе выполнения работ могут произойти случаи объективного превышения первоначальной цены в связи с необходимостью проведения дополнительных работ, возрастанием стоимости предоставленных подрядчиком материалов и оборудования, а также оказываемых подрядчику третьими лицами услуг [5, с. 17]. Высокая вероятность возникновения таких объективных факторов в условиях нестабильной экономической ситуации подтверждает соответствие законодательной базы по данному вопросу действующим реалиям, в связи с чем, на первый взгляд, отсутствуют какие-либо поводы для дискуссии. Однако, как показывает практика, некоторые недобросовестные подрядчики настаивают на согласовании приблизительной цены совершенно в неправомерных целях.
Наиболее часто недобросовестные действия подрядчиков, связанные с включением условия о приблизительной цене, реализуются в договорах бытового подряда.
В подавляющем большинстве случаев договоры бытового подряда представляют собой договоры присоединения, где разработанная подрядчиком форма договора, аккумулирует в себя максимально выгодные условия для его составителя, а заказчик, в силу недостающих юридических познаний либо неравенства переговорных возможностей соглашается и в последующем становится объектом нарушения прав. Статья 428 Гражданского кодекса РФ дает возможность заказчику, подписавшему договор с обременительными условиями, потребовать изменения или расторжения данного договора, но в действительности, большинство заказчиков, по различным причинам, не стремятся добиваться восстановления своего нарушенного права в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 5 ст. 709 Гражданского кодекса РФ, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика.
Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.
Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
Вышеуказанное положение законодательства защищает заказчика от произвольного увеличения приблизительной цены без соблюдения уведомительного порядка и получения решения от него относительно дальнейшего развития событий, но даже этого недостаточно для того, чтобы потребитель в договоре бытового подряда был максимально застрахован от негативных последствий, вызванных недобросовестными действиями своего контрагента.
Распространены ситуации, когда недобросовестные подрядчики, работающие на условиях приблизительной цены, при первоначальном составлении сметы специально не учитывают определенную часть объема работ, обязательную для достижения желаемого заказчиком результата.
В ходе исполнения договора подрядчик доводит до заказчика информацию о необходимости увеличения цены по причине выявления скрытых работ, которые якобы не могли быть обнаружены на стадии определения цены.
В результате этого заказчик ставится перед выбором – согласиться на увеличение первоначальной стоимости либо отказаться от договора, выплатив подрядчику цену за выполненную часть работы [1, с. 58]. Чаще всего заказчик соглашается с увеличением цены, так как второй вариант требует затрат временного характера на поиски нового подрядчика.
К тому же, согласно бытующему мнению, подрядчики предпочитают выполнять работы с самого начала, поэтому при таком развитии событий заказчик рискует переплатить еще больше. Так, заказчиков буквально вынуждают платить сумму существенно больше той, на которую они рассчитывали первоначально.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выступающих в качестве заказчиков по договору подряда, обозначенная проблема не является столь актуальной, так как субъекты предпринимательской деятельности имеют возможности и ресурсы, которые способны оказать противодействие указанным злоупотреблениям подрядчиков, или, как минимум должны обладать такой инфраструктурой. Это понимают и подрядчики, поэтому риски являются маловероятными.
Несмотря на имеющуюся проблему, стоит отметить, что исключение возможности согласования сторонами договора бытового подряда приблизительной цены будет абсолютно не отвечать сущности подряда. Договор подряда опосредует осуществление определенной деятельности, которая не может быть выполнена в момент заключения договора.
Между заключением данного договора и его окончательным исполнением присутствует определенный промежуток времени [3, с. 426], в течение которого могут возникнуть обстоятельства, влекущие увеличение цены работы.
Поэтому сотрудничество заказчика и подрядчика на условиях исключительно твердой цены привело бы к ущемлению прав последнего и отсутствию существующей в настоящий момент гибкости подрядных правоотношений в части условия о цене.
Здравым решением обозначенной проблемы видится установление определенного ограничения, в пределах которого подрядчик сможет поставить перед заказчиком вопрос об увеличении первоначальной цены договора в случае необходимости проведения дополнительных работ.
По мнению автора, указанное ограничение следует установить в размере десяти процентов.
Во-первых, такой толеранс будет охватывать риски подрядчика, связанные с возрастанием стоимости материалов и оказываемых третьими лицами услуг, так как средний уровень годовой инфляции за последние пять лет составил не более семи целых семи десятых процента.
Во-вторых, размер такого ограничения выглядит логичным и относительно случаев выявления скрытых работ.
Косвенное обоснование можно вывести из статьи 744 ГК РФ, согласно которой, в случае внесения изменений в техническую документацию, не увеличивающих стоимость сметы более чем на десять процентов, согласование дополнительной сметы не требуется.
Пусть указанная статья и не относится к договору бытового подряда, однако из ее содержания можно сделать вывод, что законодатель не находит существенным изменение первоначальной стоимости менее, чем на десять процентов, так как позволяет не осуществлять пересмотр сметы.
Подрядчик в договоре бытового подряда является профессиональным участником гражданского оборота, в связи с чем не только может, но и должен максимально качественно и эффективно выполнять свою работу на всех стадиях, в том числе и при определении объема работ и составления сметы [2, с. 287]. На основании этого мы можем считать, что подрядчику, как профессионалу своего дела, непозволительно допускать серьезные ошибки в определении объема работ, влекущие необходимость увеличения сметы в таком размере, который признается законодателем существенным исходя из смысла рассматриваемой 744 статьи Гражданского кодекса РФ, т. е. в размере, превышающем десять процентов.
На основании вышеизложенного, представляется целесообразным внесение изменений в редакцию статьи 735 ГК РФ.
Данную статью следует дополнить положением, согласно которому приблизительная цена работы (сметы) не может быть увеличена более, чем на десять процентов.
Такое нововведение будет стимулировать подрядчиков серьезнее и ответственнее подходить к составлению сметы, а также не позволит извлекать необоснованную выгоду за счет потребителя путем совершения недобросовестных действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М.:Статут, 2005. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. 1053 с.
- Гонгало Б.М. Гражданское право. Том 2. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Статут, 2017. 543 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 – ФЗ // СПС «Консультант Плюс», версия ПРОФ, 2018 г.
- Иоффе О.С. Обязательственное право // Избр. тр.: в 4 т. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. Т. 3. 837 с.
- Никитин А.В. Увеличение цены работы по договору подряда // Вестник пермского университета. – 2012. — № 3. – С. 17
Средняя:
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3 (1 голос)
Все нюансы в оформлении договора подряда
Договоры строительного подряда предусматривают не только оплату услуг подрядчика, но и возмещение его затрат, осуществленных в ходе проведения строительных работ.
Для заказчика, с точки зрения корректности включения в расчет налоговой базы по налогу на прибыль расходов, важно не только оформлять договоры строительного подряда в соответствии с нормами гражданского законодательства, но и правильно принимать и документально оформлять этапы работ, а также возмещать ряд расходов, которые носят спорный характер. В статье рассмотрены наиболее актуальные вопросы оформления заказчиком результатов и этапов работ, осуществленных по договорам строительного подряда, а также возмещение заказчиком подрядчику расходов по таким работам и включение их в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Главным фактором, определяющим возможность включения возмещенных заказчиком подрядчику расходов по договорам строительного подряда, является их обоснованность и документальное подтверждение.
Также для отнесения понесенных расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль необходимо правильно оформлять этапы строительных (ремонтных) работ.
В статье рассматриваются ключевые моменты оформления результатов строительных и ремонтных работ, а также некоторые категории расходов, вызывающие на практике неоднозначное толкование.
Правовые аспекты договоров подряда и порядка установления цены
Подряд, в том числе строительный, относится к категории гражданско-правовых отношений.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).
Работы по договору подряда могут выполняться как за счет средств подрядчика, так и иждивением заказчика, из его материалов, его силами и средствами. Согласно ст.
740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. В соответствии с нормой п. 2 ст. 740 ГК РФ договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания, сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Важнейшим аспектом договоров строительного подряда является определение цены работ, выполняемых по договору строительного подряда. Цена по договору строительного подряда может быть определена как твердая или как приблизительная.
Под твердой ценой понимается цена, указанная в тексте договора. Приблизительная цена в ряде случаев также указывается в тексте договора с формулировкой «не может превышать сумму» или «не более».
Также не допускается нечеткое установление сроков выполнения работ: «не позднее двух дней с даты подписания контракта» и т.п.
Заказчик заключает с подрядчиком договор на сумму 2 000 000 руб. Если в тексте договора прописана именно такая цена, то она считается твердой.
Если же в договоре указана формулировка «стоимость (цена) работ по договору строительного подряда не может превышать 2 000 000 руб.», то цена будет считаться приблизительной. В этом случае договор может быть выполнен на меньшую сумму.
В ряде случаев приблизительная цена трактуется как «2 000 000 руб. +/– 10% от стоимости контракта».
Преимуществами твердой цены являются ее определенность, позволяющая организации-заказчику планировать свои затраты. Кроме того, наличие твердой цены не позволит подрядчику отклониться от сметы или выполнить какие-либо непредусмотренные работы.
Приблизительная цена применима при выполнении работ поэтапно, с различной стоимостью каждого этапа.
Однако, с точки зрения минимизации налоговых рисков, наиболее оптимальным способом является установление в договоре твердой цены, так как это снизит вероятность предъявления претензий со стороны налоговых органов в завышении расходов и неправомерном уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль.
В тех случаях, когда из условий договора прямо нельзя определить цену, она определяется как цена по аналогичным работам, в соответствии с нормой ст. 424 ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ в цену договора подряда (в том числе и строительного) включаются компенсации всех издержек (возмещение понесенных материальных и финансовых затрат), понесенных подрядчиком, и причитающееся ему вознаграждение.
Существуют два способа установления цены и выплаты вознаграждения подрядчику заказчиком: цена сразу включает в себя и компенсацию издержек подрядчика, и его вознаграждение; во втором случае в контракте прописывается фиксированная цена, то есть вознаграждение подрядчика, и указывается, что компенсация затрат производится отдельно, на основании представленных подрядчиком документов и подписанного сторонами акта.
Но до окончания работ ни заказчик, ни подрядчик не могут знать, какие именно расходы будут понесены по каждому этапу строительных или ремонтных работ. В этой ситуации наиболее распространенным способом является составление строительной сметы с «плавающими» расходами и последующим (уже после подписания акта приема-передачи этапа) утверждением окончательной цены работ.
Но такой подход к формированию цены может привести к искусственному и неоправданному завышению смет, а также к тому, что после сдачи каждого этапа подрядчику придется обосновывать такое завышение и документально подтверждать и обосновывать увеличение сметной стоимости строительных работ.
А это в свою очередь влечет для заказчика налоговые риски в части непризнания налоговыми органами расходов обоснованными и уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль.
Встречаются ситуации, когда заказчик и подрядчик в целях «оптимизации налогообложения» и необходимости утвердить окончательную цену прибегают к объединению целого ряда работ в категорию общестроительных. Но в этом случае для налогоплательщиков складывается отрицательная судебная практика.
Как указывается в постановлении ФАС ВСО от 24.01.2007 г. № А19-17307/06-24-Ф02-7451/06-С1, в Акте по форме КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» объединение работ под общим наименованием «Общестроительные работы» не допускается и является неправомерным.