Информация

Правотворческая инициатива граждан

Правотворческая инициатива гражданПорядок реализации правотворческой инициативы граждан

Одним из механизмов непосредственного влияния граждан на решение проблем местного значения является правотворческая инициатива, выступив с которой граждане могут внести на рассмотрение органов и (или) должностных лиц местного самоуправления проект муниципального правового акта.

Федеральные гарантии правотворческой инициативы установлены в статье 26 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Правотворческая инициатива является правом населения муниципального образования участвовать в разработке и обсуждении местных нормативных актов.

Правотворческая инициатива представляет собой обращение жителей к органам и должностным лицам  местного самоуправления,содержащее указание на необходимость и (или) конкретный способ урегулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления.

Правотворческая инициатива гражданПроцедура реализации правотворческой инициативы представляет собой законодательно закрепленную совокупность последовательных действий участников процесса, обеспечивающих ее осуществление.

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

В Спасском муниципальном районе такой порядок установлен решением Думы Спасского муниципального района от 25.02.2005 № 13 «Об утверждении Положения о правотворческой инициативе граждан в Спасском муниципального районе».

  • Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
  • Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
  • Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
  • В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
  • Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
  • Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов

Прокурор разъясняет — Прокуратура Тульской области

Правотворческая инициатива жителей муниципального образования

Вопросы правотворческой инициативы жителей муниципального образования урегулированы в ст. 26 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  •     Так, с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
  •     Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
  •      В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  •     Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
  •      Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
  •       В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
  •       Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Помощник прокурора Советского района г. Тулы Бритиков Д.В.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Вопросы правотворческой инициативы жителей муниципального образования урегулированы в ст. 26 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  1.     Так, с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
  2.     Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
  3.      В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  4.     Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
  5.      Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
  6.       В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
  7.       Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Помощник прокурора Советского района г. Тулы Бритиков Д.В.

§ 6. Правотворческая инициатива граждан

К
формам участия населения в осуществлении
местного самоуправления относится
правотворческая инициатива граждан.

Правотворческая
инициатива

– это право граждан, проживающих на
территории муниципального образования,
разрабатывать и вносить на рассмотрение
уполномоченных на то органов и должностных
лиц местного самоуправления проекты
нормативных правовых актов по вопросам
местного значения.

С
правотворческой инициативой может
выступить инициативная группа граждан,
обладающих избирательным правом, в
порядке, установленном нормативным
правовым актом представительного органа
муниципального образования2.

В соответствующем акте представительного
органа муниципального образования
устанавливается минимальная численность
инициативной группы граждан, которая
не может превышать 3 % от числа жителей
муниципального образования, обладающих
избирательным правом.

Федеральный
закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ
предусмотрел гарантию реализации права
граждан на правотворческую инициативу:«в
случае отсутствия нормативного правового
акта представительного органа
муниципального образования, регулирующего
порядок реализации правотворческой
инициативы граждан, принятие к рассмотрению
и рассмотрение проекта муниципального
правового акта, внесенного гражданами,
осуществляются в соответствии с настоящим
Федеральным законом».

Проект
муниципального правового акта, внесенный
в порядке реализации правотворческой
инициативы граждан, подлежит обязательному
рассмотрению органом местного
самоуправления или должностным лицом
местного самоуправления, к компетенции
которых относится принятие соответствующего
акта, в течение трех месяцев со дня его
внесения.

Представителям
инициативной группы граждан должна
быть обеспечена возможность изложения
своей позиции при рассмотрении указанного
проекта.

В случае, если принятие
муниципального правового акта, проект
которого внесен в порядке реализации
правотворческой инициативы граждан,
относится к компетенции коллегиального
органа местного самоуправления, проект
должен быть рассмотрен на открытом
заседании данного органа.

Мотивированное
решение, принятое по результатам
рассмотрения проекта муниципального
правового акта, внесенного в порядке
реализации правотворческой инициативы
граждан, должно быть официально в
письменной форме доведено до сведения
внесшей его инициативной группы граждан.

§ 7. Публичные слушания

  • Для
    обсуждения проектов муниципальных
    правовых актов по вопросам местного
    значения с участием жителей муниципального
    образования представительным органом
    муниципального образования, главой
    муниципального образования могут
    проводиться публичные слушания.
  • Целями
    публичных слушаний являются:
  • 1)
    обеспечение реализации прав жителей
    на участие в местном самоуправлении;
  • 2)
    осуществление непосредственной связи
    органов местного самоуправления с
    жителями города;
  • 3)
    выявление общественного мнения по
    обсуждаемым проблемам;
  • 4)
    подготовка предложений и рекомендаций
    органам местного самоуправления по
    вопросам местного значения;
  • 5)
    учет мнения жителей города при принятии
    наиболее важных решений органами
    местного самоуправления.
  • Публичные
    слушания проводятся по инициативе
    :
  • населения.
    Население реализует свое право на
    инициирование публичных слушаний,
    формируя инициативную группу,
  • представительного
    органа муниципального образования или
  • главы
    муниципального образования.
  • Публичные
    слушания, проводимые по инициативе
    населения или представительного органа
    муниципального образования, назначаются
    представительным органом муниципального
    образования, а по инициативе главы
    муниципального образования – главой
    муниципального образования.

Решение
о проведении публичных слушаний должно
содержать тему публичных слушаний,
наименование проекта правового акта,
вопросы, выносимые на слушания, дату,
время и место проведения слушаний.
Решение о проведении публичных слушаний
подлежит официальному опубликованию.
До жителей должна быть доведена информация
о порядке ознакомления с проектом
правового акта, выносимого на слушания,
а также о порядке участия заинтересованных
лиц в слушаниях.

  1. На
    публичные слушания должны выноситься:
  2. 1)
    проект устава муниципального образования,
    а также проект муниципального правового
    акта о внесении изменений и дополнений
    в данный устав, кроме случаев, когда
    изменения в устав вносятся исключительно
    в целях приведения закрепляемых в уставе
    вопросов местного значения и полномочий
    по их решению в соответствие с Конституцией
    РФ, федеральными законами;
  3. 2)
    проект местного бюджета и отчет о его
    исполнении;
  4. 3)
    проекты планов и программ развития
    муниципального образования, проекты
    правил землепользования и застройки,
    проекты планировки территорий и проекты
    межевания территорий, проекты правил
    благоустройства территорий, а также
    вопросы предоставления разрешений на
    условно разрешенный вид использования
    земельных участков и объектов капитального
    строительства, вопросы отклонения от
    предельных параметров разрешенного
    строительства, реконструкции объектов
    капитального строительства, вопросы
    изменения одного вида разрешенного
    использования земельных участков и
    объектов капитального строительства
    на другой вид такого использования при
    отсутствии утвержденных правил
    землепользования и застройки;
  5. 4)
    вопросы о преобразовании муниципального
    образования.
  6. Порядок
    организации и проведения публичных
    слушаний определяется уставом
    муниципального образования и (или)
    нормативными правовыми актами
    представительного органа муниципального
    образования1
    и должен предусматривать заблаговременное
    оповещение жителей муниципального
    образования о времени и месте проведения
    публичных слушаний, заблаговременное
    ознакомление с проектом муниципального
    правового акта, другие меры, обеспечивающие
    участие в публичных слушаниях жителей
    муниципального образования, опубликование
    (обнародование) результатов публичных
    слушаний, включая мотивированное
    обоснование принятых решений.
Читайте также:  Постановление в порядке ст. 237 УПК РФ отменено

Орган
местного самоуправления, назначивший
проведение публичных слушаний, формирует
организационный комитет или комиссию
по проведению публичных слушаний, в
состав которого/которой могут включаться
депутаты представительного органа
муниципального образования, представители
местной администрации, а также граждане.
В случае, если инициатором проведения
публичных слушаний являются жители
муниципального образования, то в
комитет/комиссию включаются представители
соответствующей инициативной группы.

Я, как гражданин Российской Федерации, хочу участвовать в управлении делами государства и быть субъектом законодательной инициативы. Почему я не могу писать законопроекты и вносить их в Государственную Думу как депутаты и сенаторы?

Перечень субъектов права законодательной инициативы, к которому отнесены Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения, определен частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации.

Отмечаем, что наделение вышеуказанных субъектов правом законодательной инициативы не носит произвольный характер и направлено на достижение определенных целей, стоящих в ходе организации законодательного процесса.

Так, предполагается, что используя указанное право, данные субъекты выражают интересы всего многонационального народа Российской Федерации или его значительной части.

Кроме того, осуществление законотворческой деятельности указанными субъектами на профессиональной основе обеспечивает приемлемый уровень подготовки вносимой законотворческой инициативы с точки зрения права, юридической техники и соответствующего документального оформления, а также позволяет эффективно координировать законотворческую работу с целью ее оптимизации. В связи с этим наделение граждан Российской Федерации (в большинстве не обладающих вышеуказанными возможностями) правом законодательной инициативы напрямую не представляется целесообразным.

https://www.youtube.com/watch?v=p4UF7tfyXP0\u0026pp=ygVC0J_RgNCw0LLQvtGC0LLQvtGA0YfQtdGB0LrQsNGPINC40L3QuNGG0LjQsNGC0LjQstCwINCz0YDQsNC20LTQsNC9

При этом отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в настоящее время в Российской Федерации создан альтернативный механизм выдвижения гражданами общественных инициатив, которым гражданин вправе воспользоваться для выдвижения предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации.

Так, согласно положениям Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г.

№ 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее – Указ) общественные инициативы могут быть направлены гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее – интернет-ресурс).

Указом утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее – Правила), регламентирующие требования к заявителям и их общественным инициативам, порядок и сроки исполнения процедур, связанных с рассмотрением таких инициатив, а также правовые последствия их рассмотрения.

Правотворческая инициатива граждан: понятие и сущность

Определение 1

Правотворческая инициатива является правом граждан, которые населяют муниципальное образование, на участие в разработке и обсуждениях местных нормативных актов.

Правотворческая инициатива может использоваться инициативной группой граждан, которые имеют избирательные права, в порядке, который установлен на основании нормативного правового акта представительных органов муниципального образования.

Минимальное число участников указано в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования и не может быть больше, чем 3 процента от количества проживающих в пределах муниципального образования, которые имеют избирательное право.

К примеру, в Саратове минимальное количество принимающих участие в инициативной группе должно составлять 1 тысячу человек.

Документы, вносимые инициативной группой граждан

На основании утвержденного решения Саратовской городской думы от 16 мая 2006 года Положения о правотворческой инициативе граждан (4 статья), инициативной группой граждан должны вноситься в соответствующие государственные органы местного самоуправления такие документы:

  1. проекты муниципальных правовых актов, которые оформлены на основании регламента органа местного самоуправления;
  2. протоколы собрания граждан по поводу того, чтобы создать инициативную группу выдвижения правотворческой инициативы граждан;
  3. сопроводительные письма (заявления) относительно внесения в орган местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов в порядке правотворческой инициативы граждан, которые содержат названия проектов муниципального правового акта (в приложении 2), за подписью ответственного лица инициативной группы. Сопроводительное письмо должно содержать информацию относительно лиц, которые имеют полномочия на представление инициативной группы при рассмотрении органами местных самоуправлений правотворческой инициативы граждан, включая докладчиков проекта муниципальных правовых актов из тех, кто уполномочен представлять инициативную группу;
  4. пояснительные записки (для проектов, которые вносятся в Саратовскую Городскую думу) или справки (для проектов, которые вносятся в администрацию муниципального образования Саратов), содержание предмет правового регулирования, информацию относительно обоснования необходимости принимать решение по данному проекту (включая финансово-экономическое образование);
  5. другие документы, которые необходимо предоставить в соответствии с законодательством и регламентом муниципалитета.

Замечание 1

Если отсутствует нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления, который регулирует порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принимаются на рассмотрение муниципальные правовые акты, внесенные гражданами, которые также осуществляются на основании Закона о местном самоуправлении от 2003 года.

Проекты муниципальных правовых актов

Проекты муниципальных правовых актов, которые были внесены в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должны обязательно быть рассмотрены в органах местного самоуправления или их должностными лицами, в пределы компетенции которых входит возможность принимать соответствующие акты в течении 3 месяцев после их внесения.

Замечание 2

Представитель инициативной группы обязан обеспечить возможность изложить свою позицию во время рассмотрения указанных проектов.

Если принятие правового акта местного самоуправления, проект которого внесен на основании правотворческой инициативы граждан, входит в компетенцию коллегиальных органов муниципалитета, данный проект необходимо рассматривать на открытом заседании указанного органа.

На основании Положения о правотворческой инициативы граждан указанная инициатива, которая была внесена в Саратовскую Городскую думу, должна быть обязательно рассмотрена в рамках открытого заседания Саратовской Городской думы.

Подготовка к тому, чтобы рассмотреть документы, внесенные в Городскую думу в рамках осуществления правотворческой инициативы граждан, должна проводиться на основании Регламента Саратовской Городской думы.

Порядок рассмотрения муниципальных правовых актов

Председателем ответственной постоянной комиссии правотворческая инициатива граждан направляется для заключения в профильных структурных подразделениях администрации местного самоуправления Саратова. Заключение выдается в течении рабочей недели.

Замечание 3

Проект правового акта рассматривается в рамках открытого заседания Саратовской Городской думы при участии представителей инициативной группы, обладающих соответствующими полномочиями на основании регламента.

Читайте также:  П. 3 ст. 453

Проекты муниципальных правовых актов, которые вносятся в соответствии с порядком правотворческой инициативы граждан в местное самоуправление Саратова, должны обязательно быть рассмотрены должностным лицом, в компетенцию которого входит возможность принимать соответствующие акты.

Они рассматриваются в рамках личного приема уполномоченных лиц, являющихся участниками инициативной группы главой администрации Саратова или лицом, у которого есть определенные полномочия.

Подготовление к рассмотрению документации, которые были внесены в администрацию Саратова в рамках правотворческой инициативы граждан должно быть проведено на основании регламента администрации города Саратова и инструкции по работе с документацией в администрации города Саратова.

Мотивированные решения, принятые на основании результатов рассмотрения проектов муниципальных правовых актов, которые были внесены в рамках реализации правотворческой инициативы граждан, необходимо официально в письменной форме довести до инициативной группы граждан, которой они были внесены.

Правотворческая инициатива граждан: сущность и проблема стагнации

  • Бычкова Екатерина Игоревна, заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин Академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук.
  • В статье проводится анализ правотворческой инициативы граждан как важнейшего показателя демократического государства, характеризуется его сущность как института народовластия, выделяются причины низкой активности граждан в правотворческом процессе.
  • Ключевые слова: правотворческая инициатива, демократия, народ, местное самоуправление.
  • Law-making civil initiative: Essence and problem of stagnation

E.I. Bychkova

Bychkova Ekaterina I., Head of State Law Disciplines Department at the Academy of the Investigation Committee of the Russian Federation, Candidate of Juridical Sciences.

  1. In the article the analysis of regulatory initiatives of citizens as the most important indicator of a democratic State, is characterized by its essence and nature as an institution of democracy, highlighted the reasons for the low turnout in the formation process.
  2. Key words: legislative initiative, the democracy, the people, local government.
  3. Современные демократические государства взяли на себя обязательство по защите прав человека и гражданина и придают им приоритетное значение в правовом регулировании.
  4. Каждая норма права пронизана главенствующей целью государства — защитить проживающих на его территории людей, выстроить взаимоотношения «государство — человек» таким образом, чтобы создать наиболее благоприятные условия сосуществования.

Если обратиться к теории права, то можно отметить, что представители социологической школы права справедливо считают, что право следует искать не в нормах права, а в жизни. Историческая школа права придерживается позиции, что право — это выражение духа народа, народного убеждения .

Беляева О.М. Теория государства и права: учебное пособие. Ростов н/Д, 2014. С. 52 — 53.

Представляется, что сам смысл демократии предполагает, что правотворческая инициатива должна принадлежать непосредственно народу.

Очевидно, что наиболее эффективные и действительно востребованные правовые акты могут быть приняты лишь при учете воли граждан и при их непосредственном участии в процессе правотворчества. Именно по этой причине в большинстве стран мира, где провозглашается народовластие, граждане имеют право реализовать правотворческую инициативу через органы государственной власти и местные органы власти.

https://www.youtube.com/watch?v=p4UF7tfyXP0\u0026t=139s

В Российской Федерации граждане обладают правотворческой инициативой в субъектах Федерации и на территории муниципальных образований. При этом наиболее ощутимую роль в нашем государстве должна играть правотворческая инициатива граждан, реализуемая на муниципальном уровне, где наблюдается высокая самоорганизация населения.

Определим, что инициатива — это внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин, способность к самостоятельным активным действиям .

Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000.

Активное участие граждан в правотворческом процессе должно сыграть важную роль в развитии у отдельного человека и в целом у общества стремления и мотива соблюдать правовые предписания.

Трудно согласиться с мнением ученых , которые не считают составной частью правотворчества инициативу граждан, утверждая, что процесс этот лишь прерогатива государственных органов.

Представляется, что, в отличие от законотворчества, являющегося исключительной компетенцией государства, правотворчество как понятие несколько шире по своему содержанию и должно учитывать граждан в качестве субъектов процесса создания права.

См., напр.: Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М., 2000.

Некоторые ученые говорят о возможности участия населения в правотворчестве, но ограничивая его лишь участием в референдуме. Например, правотворчество — это деятельность государственных органов (в случае референдума — всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов .

Общая теория права: курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.

Сегодня можно уже говорить о том, что правотворчество перестало быть деятельностью только государства, поскольку инициатива по принятию, изменению или отмене норм права принадлежит и гражданам, народу Российской Федерации.

Государство старается обеспечить соответствующее правовое регулирование процедуры участия населения в правотворчестве, недостатки которого восполняются законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Правотворческая инициатива, публичные слушания и опрос граждан как формы местного самоуправления

15. Правотворческая инициатива,
публичные слушания и опрос граждан как формы местного самоуправления.

Правотворческая инициатива — это предоставление населению
муниципальных образований возможности выносить на рассмотрение органов местного
самоуправления проекты правовых актов. Речь идет о готовых проектах правовых
актов, а не об абстрактных предложениях решить тот или иной вопрос (ст.
14,15,16 ФЗ № 131 например «час тишины»).

Вопросы, связанные с реализацией права на правотворческую
инициативу, регулируются Федеральным законом «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» и нормативным правовым актом представительного
органа местного самоуправления.

При отсутствии правового акта органа местного
самоуправления данный вопрос регулируется только Федеральным законом «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ», положений которого в
принципе достаточно для реализации правотворческой инициативы.

Правотворческая инициатива реализуется в несколько этапов.

1. Выдвижение правотворческой инициативы. С инициативой может
выступать группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке,
установленном нормативным правовым актом представительного органа
муниципального образования

2. Рассмотрение проекта. Проект муниципального правового акта,
внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит
обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным
лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие
соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

3. Доведение результатов рассмотрения до сведения инициативной группы. 
Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта
муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой
инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до
сведения внесшей его инициативной группы граждан.

  • Опрос граждан – это форма непосредственного осуществления
    населением местного самоуправления, используемая на всей территории
    муниципального образования или на части его территории для выявления мнения
    населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и
    должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной
    власти.
  • Опрос граждан проводится по инициативе:
  • — представительного органа муниципального образования или главы
    муниципального образования — по вопросам местного значения;
  • — органов государственной власти субъектов РФ
  • Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется
    уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами
    представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным
органом муниципального образования.

В нормативном правовом акте
представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан
устанавливаются: дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса
(вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; методика
проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей
муниципального образования, участвующих в опросе.

  1. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
  2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального
    образования, обладающие избирательным правом.
  3. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о
    проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
  4. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением
    опроса граждан, осуществляется:
  5. 1) за счет средств местного бюджета — при проведении опроса по
    инициативе органов местного самоуправления;
  6. 2) за счет средств бюджета субъекта РФ — при проведении опроса по
    инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения,
представительного органа муниципального образования или главы муниципального
образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или
представительного органа муниципального образования, назначаются
представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы
муниципального образования — главой муниципального образования.

  • На публичные слушания должны выноситься следующие проекты и
    вопросы:
  • —  проект устава муниципального образования, а также проект
    муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
  • —  проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  • —  проекты планов и программ развития муниципального образования,
    проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и
    проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на
    условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов
    капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров
    разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
  • —  вопросы о преобразовании муниципального образования.
  • Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется
    уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами
    представительного органа и должен предусматривать заблаговременное оповещение
    жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных
    слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового
    акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей
    муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных
    слушаний.
Читайте также:  Региональный проект оздоровление волги

Обычно орган местного самоуправления, принявший решение о
проведении публичных слушаний, публикует объявление о проведении публичных
слушаний в официальном печатном средстве массовой информации.

В данном
объявлении указываются вопросы, выносимые на публичные слушания, а также время
и место их проведения. Если на публичные слушания выносится проект
муниципального правового акта, в объявлении должен быть определен порядок
ознакомления граждан с этим проектом правового акта.

Нередко орган местного
самоуправления, принявший решение о проведении публичных слушаний, назначает
председательствующего на публичных слушаниях.

Председательствующий ведет
публичные слушания, организует ведение протокола слушаний и подписывает его, а
также представляет итоговый документ публичных слушаний. При проведении
публичных слушаний всем их участникам должны быть предоставлены равные
возможности для выражения своего мнения

16. Понятие и виды органов местного
самоуправления.

Под органами местного
самоуправления, как правило, понимают выборные и другие органы, наделенные
полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему
органов государственной власти.

Это органы местных саморегулируемых
территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются
и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих
полномочий.

Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:

1) не входят в систему органов
государственной власти (в соответствии со ст. 12 Конституции);

2) в случае наделения их отдельными
государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении
государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под
контролем государства (в соответствии со ст. 132 Конституции).

  1. Орган местного самоуправления –
    избираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным
    органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями
    по решению вопросов местного значения.
  2. Структура органа местного самоуправления:
  3. • представительный орган местного
    самоуправления;
  4. • глава муниципального образования;
  5. • местная администрация
    (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления);
  6. • контрольный орган муниципального
    образования.
  7. Представительный орган местного
    самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее
    двух третей от установленной численности депутатов.
  8. Численность депутатов
    муниципального образования не может быть менее:
  9. 7 человек – при численности
    населения менее одной тысячи человек;
  10. 10 человек – при численности
    населения от одной до десяти тысяч человек;
  11. 15 человек – при численности
    населения от 10 до 30 тысяч человек;
  12. 20 человек – при численности
    населения от 30 до 100 тысяч человек;
  13. 25 человек – при численности населения
    от 100 до 500 тысяч человек;
  14. 35 человек – при численности
    населения свыше 500 тысяч человек.

Глава муниципального образования
является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется
уставом муниципального образования и в соответствии со ст. 36 ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
собственными правомочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация
(исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется
уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного
значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами
субъектов РФ.

Контрольный орган муниципального
образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.

) образуется
в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного
порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, отчета о его исполнении, а
также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и
распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Правотворческая инициатива граждан. Публичные слушания. Опрос граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Ст. 32 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») устанавливает, что граждане имеют право:

    1. на индивидуальные обращения в органы местного самоуправления;
    2. на коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Правотворческая инициатива граждан

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (ст. 26 ФЗ).

  • Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
  • В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  • Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение 3 месяцев со дня его внесения.
  • Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
  • В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
  • Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Опрос граждан

Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти (ст. 31 ФЗ).

  1. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
  2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
  3. Опрос граждан проводится по инициативе:
    1. представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значения;
    2. органов государственной власти субъектов РФ — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

    • дата и сроки проведения опроса;
    • формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
    • методика проведения опроса;
    • форма опросного листа;
    • минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

    1. за счет средств местного бюджета — при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
    2. за счет средств бюджета субъекта РФ — при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении

Наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов РФ (ст. 33 ФЗ).

Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.

Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.