Информация

Право народов на самоопределение

Право народов на самоопределение – это один из основополагающих принципов международного права, согласно которому каждый народ вправе самостоятельно определять форму своего государственного существования в составе другого государства либо в виде отдельного государства, свободно без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое и культурное развитие.

Устав ООН закрепляет данный принцип, чтобы развивать конструктивные и доброжелательные отношения между народами, поддерживать равноправие между ними. Благодаря такому подходу должно гармонично развиваться социально-экономическое взаимодействие стран друг с другом. Причем перечень прав народа достаточно широк от права на самоуправление до использования различных форм культурного обособления.

Становление права народов на самоопределение началось в конце 18 века. тогда папские Анклавы были присоединены к Франции по решению народа. Это был первый случай в истории человечества. Официально право народа на самоопределение было признано и закреплено в 1945 году в Уставе ООН.

Развитие права на самоопределение, его дополнение и уточнение проводилось в более поздних международных актах и декларациях.

Один из таких документов, регламентирующих социальные, культурные и экономические права уточняет, что народы могут свободно устанавливать политический статус, которые позволит им более эффективно развиваться.

При этом страны, подписавшие данный документ обязуются поддерживать не только собственное право на самоопределение, но и право других стран.

Противоречие между правом народов на самоопределение и правом государства на сохранение территориальной целостности

Принцип территориальной целостности государства говорит о том, что его территория не может быть отчуждена или изменена без согласия уполномоченных органов. Здесь возникает противоречие с принципом самоопределения народа.

Большинство внутренних конфликтов и столкновений происходит на почве именно этого противостояния, когда этнические группы требуют автономии или отделения территорий, на которых они проживают, а государство не может пойти на эти уступки, так как они грозят распадом территории.

Стоит отметить, что право территориальной целостности является приоритетным по отношению к праву на национальное самоопределение.

«Право народов на самоопределение» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Территориальная целостность упоминается практически во всех мировых конституциях. Однако некоторые государственные документы позволяют отделять территории при соблюдении определенных правил. Часто термин «самоопределение» связывают с деколонизацией, либо с формированием новых государств.

Большинство ученых сходится в том, что самоопределение происходит не через отделение, а в пределах государства. Однако есть другое популярное мнение, согласно которому сохранение целостности необходимо только для защиты от внешних угроз.

Противоречие между самоопределением и сохранением целостности разрешается с помощь Декларации о международном праве. Именно она свидетельствует, что нельзя принимать волю народа за попытку отторгнуть часть территории в том случае, если в стране соблюдается равноправие народов.

В противном случае, подобные действия будут приравниваться к сепаратизму. Страны, которые не соблюдают свободу воли народа, не имеют права рассчитывать на возможность пользоваться правом территориальной целостности.

Реализация принципа свободы самоопределения народа

Принцип самоопределения народов приобрел новый окрас в Декларации 1960 года «О предоставлении независимости колониальным странам и народам». С тех пора он стал рассматриваться с точки зрения антиколониальной направленности. При этом было уточнено, что любые попытки нарушить территориальную целостность считаются неправомерными.

https://www.youtube.com/watch?v=xvmtInLHhz8\u0026pp=ygU90J_RgNCw0LLQviDQvdCw0YDQvtC00L7QsiDQvdCwINGB0LDQvNC-0L7Qv9GA0LXQtNC10LvQtdC90LjQtQ%3D%3D

Данный принцип согласно Уставу ООН должен способствовать поддержанию дружественных отношений, а также в момент принятия Декларации должен был положить конец колониализму.

На протяжении всего 20 века данный принцип использовался для того, чтобы народы бывших колоний смогли построить собственные независимые государства.

Когда данный вопрос практически полностью был разрешен, принцип самоопределения народа стал часто использоваться для прикрытия сепаратистских настроений.

Экстремисты и другие заинтересованные в подрыве стабильности лица стали все чаще обращаться к данному принципу для достижения собственных целей по дестабилизации государственной власти с целью отсоединения территорий или усиления собственных позиций. Данный подход противоречит концепции самоопределения народов, указанной в документах ООН.

То есть он не должен истолковываться как разрешение или поощрение любых видов действий, которые могли бы нанести ущерб государственной безопасности и территориальной целостности.

Данный принцип не должен идти в разрез с другими принципами, такими как поддержание дружественных отношений, невмешательство в дела других суверенных государств, поддержание территориальной целостности, борьбы с терроризмом.

Устав ООН говорит о том, что любая страна-участница не может угрожать силой или ее применением относительно нарушения целостности другого государства.

При этом норма международного права, которая определяет соотношение принципа самоопределения народа и принципа территориальной целостности, сформулирована достаточно четко, чем пользуются государства, стремящиеся к аннексии территорий других стран.

Сторонники данного подхода полагают, что право народа находится выше, чем право государства на сохранение целостности, в результате, необходимо добиться доброй воли сторон, чтобы избежать противоречий в данном вопросе. Любое присоединение территорий должно происходить на основе волеизлияния народа, их населяющего.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Право на самоопределение. Большая российская энциклопедия

Пра́во на самоопределе́ние, возможность каждого народа самостоятельно определять особенности собственного культурного и общественного развития, а также конкретную форму государственности.

Право на самоопределение обычно атрибутируется народам как особой исторической, этнической общности и системе самоорганизации. Может осуществляться как мирным путём (демонстрации, инициация референдума и т. д.), так и насильственным (несанкционированные митинги, погромы и т.

 д); последний большинством государств классифицируется как сепаратизм, а в крайних формах – терроризм.

Суть и развитие термина

Право на самоопределение относится к императивным принципам (jus cogens) международного права (имеет обязательный, а не рекомендательный характер). Основные международно-правовые документы, закрепляющие принцип права на самоопределение, – Устав ООН, Международные пакты о правах человека 1966 г. и др.

Значительную роль в становлении права на самоопределение сыграла концепция «народного суверенитета» Ж. Бодена, в рамках которой народ позиционируется как основной источник суверенитета с правом на самоопределение. Данная концепция нашла отражение в трудах лидеров американской войны за независимость (Дж.

Вашингтон, Т. Пейн), а также вдохновителей Французской революции 18 в. (Ж.-Ж. Руссо). Общественно-политические течения 19 в. (панславизм, пантюркизм, пангерманизм, османизм, государственный синтоизм и др.

), зародившиеся в крупных многонациональных империях, способствовали появлению национализма как формата политических воззрений, а также усилению войн за независимость на почве права на самоопределение.

Распад империй после Первой мировой войны (Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской) дал новый толчок праву на самоопределение отдельным народам, которые образовали суверенные национальные государства.

https://www.youtube.com/watch?v=xvmtInLHhz8\u0026pp=YAHIAQE%3D

Современное международно-правовое становление понятия права на самоопределение тесно связано с событиями периода деколонизации середины 20 в.

(независимость Индии и Пакистана в 1947; независимость африканских владений в 1960-е гг.; отделение Бангладеш от Пакистана в 1971 и т. д.) и глобальными геополитическими преобразованиями 1990-х гг.

(распад ряда крупных стран социалистического блока, в частности СССР и Чехословакии).

Ключевые проблемы, связанные с правом на самоопределение

Конкретные сложности при реализации принципа права на самоопределение связаны с тем, что в международном публичном праве отсутствует документально закреплённое понятие «народ».

Кроме того, предоставление независимости бывшим колониям исходило из административных границ, а не из этнографических, языковых и культурных, что впоследствии привело к затяжным конфликтам.

Процессы глобализации также привели к тому, что само понятие народа как определённой этнической общности во 2-й половине 20 в. подверглось определённой диффузии.

Отдельную проблему при реализации права на самоопределение представляют собой т. н. разделённые народы, также именуемые транснациональными этническими группами, которые в результате исторических и колониальных преобразований оказались жителями разных государств.

К «разделённым народам» можно отнести туарегов, крупные общины которых проживают в Мали, Алжире и Нигере, а также курдов, большая часть которых проживает на территории Турции, Ирана, Ирака и Сирии.

Также «разделённым народом» можно назвать и русский народ, поскольку после распада СССР около 25 млн человек оказались в государствах ближнего зарубежья.

Ряд проблемных аспектов права на самоопределение также связаны с историей т. н. коренных народов, которые жили в отдельных регионах мира до начала европейских завоеваний и права которых оказались существенно нарушены в результате колониальной экспансии.

К ним можно отнести маори в Новой Зеландии, лумадов на Филиппинах, жителей о-вов Торресова пролива в Австралии, индейцев Канады и США.

В 2020-е наблюдается тенденция к расширению представительства данных народов в общественной и политической жизни тех государств, на территории которых они проживают, что также способствует реализации их права на самоопределение. В Декларации ООН о правах коренных народов 2007 г.

указано, что коренные народы имеют право на самоопределение, однако должны осуществлять его в рамках существующих суверенных государств (Декларация Организации Объединённых Наций о правах коренных народов).

Читайте также:  Пленум ст. 216 УК РФ

Сазонова Кира Львовна

Право наций на самоопределение | это… Что такое Право наций на самоопределение?

Право народов на самоопределение — в конституционном и международном праве — право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства.

В общем смысле, это право той или иной группы людей (не обязательно объединённых по этническому принципу) на коллективный выбор своей общей судьбы.

Лозунг «самоопределения наций» был одним из популярных большевистских лозунгов во время революции и гражданской войны в России.

Право на самоопределение как принцип международного права

Право на самоопределение — один из общепризнанных принципов международного права. Он получил признание в процессе распада колониальной системы и закреплён в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (принятой резолюцией № 1514 XV-ой Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960) и последующих международных пактах и декларациях ООН.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 (статья 1) сказано: «Все народы имеют право на самоопределение.

В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие… Все участвующие в настоящем Пакте государства… должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».

  • В Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970) значится: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».
  • В этой же Декларации указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса».
  • Аналогичные принципы закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и других международно-правовых актах.

Право наций на самоопределение провозглашалось ещё в начале XX века правительством США, а также российскими большевиками, закрепление которого было одним из основных требований и направлений начального периода их деятельности.

Оно было декларировано во всех советских конституциях.

Более того, Конституции социалистических федеративных государств — СССР и Югославии (СФРЮ) — включали положения о праве выхода республик из союза — в то же время такое право было предусмотрено лишь для союзных республик, но не для автономных образований.

Противоречие между правом на самоопределение и принципом территориальной целостности

Существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия.

Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние.

При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение.

Между тем, существует мнение, что принцип территориальной целостности направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии. Именно с этим связана его формулировка в п. 4 ст.

2 Устава ООН: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединённых Наций», и в Декларации о принципах международного права: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Сторонники этого мнения указывают, что применение принципа территориальной целостности фактически подчинено осуществлению права на самоопределение — так, согласно Декларации о принципах международного права, в действиях государств «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов».

Таким образом, делается заключение, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающем равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов.

Борьба за национальное освобождение и сепаратизм

Дать достаточно однозначный и нейтральный ответ на вопрос, чем национально-освободительное движение, борьба за осуществление «права на самоопределение» отличается от сепаратизма, не представляется возможным. Высказываемые точки зрения обычно крайне политизированны и связаны с текущей политической конъюнктурой.

Можно сказать только, что, как правило, «национально-освободительное движение» понимают как положительное, прогрессивное явление, которое поддерживают (или, по крайней мере, сочувствуют) широкие слои населения, тогда как «сепаратизм» — как бесполезное, либо отрицательное, выражаемое лишь меньшинствами.

В ходе всемирного исторического развития сепаратистские тенденции, стремление народов к самостоятельному существованию обычно уравновешиваются объединительными, интеграционными тенденциями, процессами объединения многонациональных государств или формирования межгосударственных объединений с большей или меньшей степенью интеграции.

Распространено мнение[1], что создание огромных многонациональных «империй» рано или поздно приводило к их распаду — в связи с этим, можно говорить о распаде Вавилоно-персидской империи, Римской империи, Священной римской империи, Золотой орды, Османской империи, Австро-Венгрии, Британской империи, СССР и т. д.. Контрпримером к такой гипотезе является Китай. Также отмечается, что прекращали своё существование и многочисленные «неимперские» государства.

Современные конфликты между правом на самоопределение и принципом территориальной целостности

  • Шри Ланка (тамильское движение)
  • Содружество непризнанных государств

Литература

  • Галина Старовойтова, «Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев», М., 1999. [1]
  • Serge Schmemann, ' 'Ethnic Battles Veering in Former Soviet Fringe, New York Times, May 25, 1992, 7.
  • «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН» (принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании ГА ООН)
  • Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (UN General Assembly Resolution 1514 (XV), 947th plenary meeting, December 14, 1960) [2]
  • UN General Assembly Resolution 2200 (XXI), 1496th plenary meeting, December 16, 1966.
  • Hurst Hannum, Autonomy, Sovereignity, and Self-Determination: The Accomodation of Conflicting Rights (Philadelphia: Universtity of Pennsylvania Press, 1994).
  • Сергей Черняховский, «Территориальная целостность и право на самоопределение (В международном праве эти принципы не равнозначны).», ж-л «Новая политика»

Ссылки

  1. А. Амальрик Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?

Самый первый случай реализации права народов на самоопределение в истории

Большая Российская Энциклопедия говорит, что:

«САМООПРЕДЕЛЕ́НИЕ НАРО́ДОВ, один из основных принципов современного междунар. права. Он закреплён в качестве императивной нормы в ст.

1 Устава ООН и раскрыт в Декларации о принципах международного права (1970), Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960), Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) и др. международно-правовых документах.

https://www.youtube.com/watch?v=BZpWopyYRj8\u0026pp=ygU90J_RgNCw0LLQviDQvdCw0YDQvtC00L7QsiDQvdCwINGB0LDQvNC-0L7Qv9GA0LXQtNC10LvQtdC90LjQtQ%3D%3D

В силу принципа равноправия и С. н. все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политич. статус (создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с ним или установление любого др. политич. статуса) и осуществлять своё экономич., социальное и культурное развитие.

Каждое государство обязано содействовать реализации принципа равноправия и С. н. в соответствии с положением Устава ООН и оказывать ей помощь в выполнении обязанностей, возложенных на неё Уставом в отношении осуществления данного принципа. Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильств. действий, лишающих народы их права на самоопределение.».

БРЭ признает, что «При этом применение принципа С. н. вызывает проблемы как с точки зрения определения понятия «народ», так и с точки зрения его согласования с др. правовыми нормами – соблюдения территориальной целостности (см. Сепаратизм), индивидуальных прав и др.».

Хорошо, а когда появилось понятие С.н.? БРЭ и на этот вопрос дает ответ: «Принцип С. н. восходит к идее суверенитета (см. Суверенные права) народа, или нации, сформировавшейся в эпоху Просвещения и закреплённой в Декларации независимости США 1776 и франц. Конституции 1791.». Получается, что это достаточно свежая концепция, до эпохи Просвещения ее просто не существовало.

Примеры реализации различными народами права на самоопределение в XX-XXI в.в. на этом сайте хорошо известны. А что можно сказать про исторически первые примеры?

Читайте также:  Среднее квадратичное отклонение

И здесь может помочь БРЭ, которая говорит, что «В 19 в. к идее С. н. апеллировали нац. и революц. движения – борцы за независимость Польши, Греции, исп. колоний в Америке и др.».

Получается, что когда иудеи восстали против Рима, когда русские княжества свергали монголо-татарское иго, и многие другие группы людей до XIX века пытались освободиться от власти над собой других групп людей, все они обосновывали свои действия любыми другими причинами, но только не ссылкой на принцип С.н.

А если все же попытаться узнать самый-самый первый такой случай? К сожалению, тут БРЭ бессильна.

Зато один из вариантов удалось найти в книге Рене Ремона «Религия и общество в Европе. Процесс секуляризации в XIX-ХХ веках (1789-2000), глава «Папская область».

Интересное надо сказать образование, которое просуществовало в Европе больше 1000 лет, а я узнал о его существовании только на днях. Заодно узнав, что Ватикан существует только с 1929 года, и к возникновение Ватикана самое прямое отношением имеет Муссолини. Ни много ни мало, а Папская область была теократическим государством в Европе в 756-1870 годах (!!!!).

Вот так выглядела Папская область на карте Европы.

 

А теперь слово Рене Ремону. Честно говоря, не верится, что речь идет о Европе XIX века…

«Папская область

То, что глава католической церкви одновременно являлся владыкой территориального государства, не добавляла положительных черт образу папской власти.

Чтобы понять существовавший тогда накал страстей, стоит уделить внимание этому примечательному историческому явлению и его влиянию, то есть проблематике так называемого Римского вопроса, который в XIX веке занимал важное место в международной политике.

До Французской революции двуединство папской власти – духовной и светской – не вызывало вопросов: это была довольно обычная ситуация в тогдашней Европе, где церковный сан нередко совмещался с территориальными владениями, что изначально было оправдано, поскольку земельная собственность должна была обеспечивать пастырю материальную и юридическую независимость. В Священной Римской империи германской нации, которая в просвещенной Европе оставалась верной хранительницей средневекового духа (выделено мной – В.Г.), многие епископы являлись владетельными князьями, обладавшими двойной властью над своими поданными и, одновременно, паствой. То, что папа, верховный глава Церкви, на правах абсолютного хозяина владычествовал еще и над обширными землями, пересекающими Аппенинский полуостров от моря до моря и простирающимися от реки По до Кампаньи, в целом лишь венчало ту правовую систему, которая по всей Европе учреждала единство церкви, землевладения и политической власти.

https://www.youtube.com/watch?v=BZpWopyYRj8\u0026pp=YAHIAQE%3D

В этом, как и во многом другом, именно Французская революция разрушила традиционный порядок и изменила умонастроения.

В результате секуляризации церковного имущества во всех странах, оккупированных французской революционной армией, и упразднения церковных княжеств в Германии после принятия «Постановления имперской депутации» (1803) Папская область оказалась в изолированном, а значит, уязвимом положении.

Принцип нераздельности ветвей папской власти был поставлен под сомнение и стал восприниматься как смешение властных функций, которые разумнее было бы разъединить и разграничить: так возникли первые споры по «Римскому вопросу».

В истории был один прецедент, который в этой связи обычно забывают упомянуть, хотя он сыграл существенную роль в изменении отношений между папством и Революцией: судьба Авиньона и графства Конта-Венессен, которые испокон века были папскими владениями. В 1790 г.

часть населения Авиньона ,сочувствовавшая идеям Французской революции, а также вероятнее всего, стремившаяся выйти из-под власти понтифика и его легатов, выразила желание принять французское подданство и попросила о присоединении к Французскому королевству.

Через год, после некоторых колебаний, чтобы удостовериться в твердости намерений авиньонцев, Учредительное собрание устроило опрос, названный плебисцитом: это стало самым первым случаем реализации права народов на самоопределение, которое явным образом вступило в противоречие с принципом межмонархического раздела территорий, жертвой чего стала многострадальная Польша. Результат не оставил никаких сомнений: подавляющее большинство жителей Авиньона и графства Венессен, включая анклав Вальреас, находящийся в департаменте Дром, высказались за присоединение к Франции; в наши дни об этом событии (1791) напоминает стела, установленная в центре Авиньона. Папский престол, чувствуя себя ограбленным, выразил протест против такого лихого разбоя, который вряд ли мог вызвать у Пия VI симпатии к Революции (выделено мной – В.Г. На этом у Р. Ремона все и заканчивается, однако хитрая Википедия почему-то пишет про дальнейшие развития этого события, включая такое милое событие, как авиньонская резня. Кстати, Википедия также утверждает, что события в Авиньоне (до резни) это и есть первый в истории акт реализации права на С.н. А что касается резни… Ох уж этот принцип С.н., сразу с ним все как-то не заладилось….).

В 1797 г. власть понтифика над Папской областью вновь была поставлена под вопрос, и опять по инициативе революционной Франции: Бонопарт вторгся в Италию и вынудил Папу заключить Толентинский договор и отказаться от своих владений. В 1809 г.

Наполеон повторил свой демарш, попросту присоединив Рим к Французской империи: в результате этого поглощения Вечный Город стал столицей французского департамента Тибр; перед этим потифик отказался закрывать порты Папской области для британской торговли и присоединяться к континентальной блокаде Англии.

Таким образом, «старшая дочь Церкви», которая так часто выступала защитницей Святого Престола, трижды за двадцать лет посягнула на само существование светской власти папы римского.

Венский конгресс 1814-1815 гг. восстановил власть понтифика над всей Папской областью – кроме Авиньона. Но никакая реставрация не может стереть память о прошлом.

Отныне владычество папы римского в Лации или Романье вступило в конфликт со стремлениями итальянских революционеров-патриотов к единству полуострова и – в противоречие с принципом права народов на самоопределение, принципом столь ненавистным Учительству Церкви, что это даже никогда не скрывалось: тот же Григорий XVI осудил польское восстание против царя (выделено мной – В.Г.).

Так что для папской власти не могло быть и речи о том, чтобы признавать справедливыми притязания или пойти на какую-либо ступку нараставшим либеральным настроениям в итальянском обществе: власть понтифика-монарха – абсолютна.

Если бы Папская область являла собой образец патриархального правления! Но, по общему мнению, притом вполне объективному, из всех государств Апеннинского полуострова именно эта управлялась хуже всего: в области царил непрекращающийся разбой, и не было никаких стимулов ни к предпринимательству, ни к развитию экономики.

Идя вразрез с Европой, уже понемногу пожинавшей плоды все более очевидного разделения между религией и обществом, Папская область, название которой лишь подчеркивает суть этого необычного государственного образования, сделала правилом смешение религии и общества.

Это смешение приводило к неприемлемым для умонастроений XIX века последствиям: церковные заповеди являются законами государства, каноническое право заменяет собой гражданский кодекс (выделено мной – В.Г.).

Архаизм такого положения вещей наглядно продемонстрировал один процесс, получивший резонанс по всей Европе: так называемое «дело Мортара». Сами по себе события можно описать в нескольких строках. Однажды ночью в июне 1858 г.

в Болонье в дверь дома, где жила еврейская семья, давным-давно обосновавшаяся в Папской области, постучали: какой-то человек в сопровождении двух жандармов попросил привести одного из детей, шестилетнего Эдгара Мортара, и увел его с собой.

Вскоре прояснился мотив этого поступка: несколько лет назад, когда ребенок был болен, молодая служанка, беспокоясь о его спасении, крестила его тайком от родителей. Она хранила секрет до той поры, пока в семье Мортаров не умер другой ребенок, который не был крещен.

Снедаемая угрызениями совести, служанка открылась священнику, который тут же сообщил об этом архиепископу Болоньи; тот, рассудив, что по праву крещения ребенок принадлежит к католической церкви и, стало быть, церковь обязана заботиться, чтобы он воспитывался в католической вере, принял решение забрать ребенка из семьи, отвезти в Рим и поселить в доме, где он будет расти как католик (выделено мной – В.Г.) Трудно представить более красноречивое свидетельство того, что католическая церковь ставит права Бога и Церкви выше прав родной семьи мальчика. Современники увидели в этом доказательство того, что церковь не признает никаких законов, кроме собственных, полностью игнорируя права с свободы личности. Процесс наделал много шума: страсти кипели, негодование было всеобщим. Даже правительства не смогли остаться в стороне. Наполеон III дал поручение своему министру иностранных дел обратиться к святому Престолу с просьбой вернуть юного Эдгара семье: тот получил отказ.

Вместо того чтобы как-то дистанцироваться от позиции римских властей, истовые католики всячески старались объяснить, что церковные власти не могли поступить иначе: поступив по-другому, они бы нарушили свой долг перед истиной, хранительницей которой является церковь.

Антиклерикалы и либералы всех мастей признали это как факт, что законы церкви и гражданские законы несовместимы – это стало еще одним поводом для их борьбы за освобождение общества от церковной опеки. В итоге, «дело Мортара» ускорило секуляризацию европейского общества.

Читайте также:  Пп. 16 п. 3 ст. 346.12

Кроме того, оно укрепило многих в убеждении, что светская власть понтифика является устаревшим явлением».

Как-то так…. Все началось с авиньонцев. 

Право на самоопределение — Просветительский журнал STRIKUN.RU

Право на самоопределение (право наций на самоопределение) – возможность народа (нации) решать вопрос о форме своего существования и осуществлять свое развитие.

Говоря о самоопределении, обычно подразумевают:

  • политическое самоопределение (решение вопроса о государственном устройстве и управлении (в том числе, нахождении внутри какого-то государства или независимости)),
  • культурное самоопределение (развитие и сохранение своей культуры),
  • экономическое самоопределение (самостоятельное владение, пользование и распоряжение своими ресурсами).
  • При этом, самоопределение народа может производится в разных формах от полного отделения, создания культурных автономий, до отказа от этого права или отказа от каких-либо форм самоуправления.
  • В вопросе самоопределения наций очень важно участие государства, которое должно способствовать реализации этого права.
  • Право на самоопределение является одним из основных принципов международного права и правом третьего поколения прав человека (коллективные права или права солидарности).

Право на самоопределение в международных актах

Первое применение права народов на самоопределение случилось в 1792 году, когда папские Анклавы Авиньон и Венсенн присоединились к Франции через плебисцит. Закрепление этого права в качестве одного из основных принципов произошло с принятием Устава ООН (ч.2 ст.1):

 Организация Объединенных Наций преследует Цели:

Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира.

Статья 1 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года:

  1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

  2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

  3. Все участвующие в настоящем Пакте Государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право.

«Принцип равноправия и самоопределения народов» в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 года:

  1. В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.
  2. Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:
  3. a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами и
  4. b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу Организации Объединенных Наций.
  5. Каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом.
  6. Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость.

В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.

  • Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, согласно Уставу, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею; такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.
  • Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.
  • Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.

Коллизия с принципом территориальной целостности

В современном дискурсе существует неразрешенная коллизия о противоречии права на самоопределение принципу территориальной целостности государства.

В 1999 году Венецианская комиссия изучила вопрос о самоопределении и отделении с точки зрения конституционного права. Комиссия не нашла в текстах конституций положений, предусматривающих отделение части территории страны.

Напротив, многие конституции это запрещают, провозглашая неделимость государства, национальное единство или территориальную целостность. Некоторые конституции оставляют возможность для отделения посредством конституционных поправок.

С другой стороны, термин «самоопределение» в текстах конституций может означать деколонизацию, независимость уже сложившегося государства и, наконец, «внутреннее» самоопределение — право народов свободно определять их политический статус и осуществлять своё развитие в пределах государства.

По мнению Венецианской комиссии, сегодня самоопределение следует понимать главным образом как внутреннее — в рамках существующих границ, а не как внешнее — через отделение.

4 октября 2011 года на заседании ПАСЕ в Страсбурге была принята резолюция № 1832, согласно которой «право этнических меньшинств на самоопределение не предусматривает автоматического права на отделение и должно быть реализовано методом защиты прав меньшинств, как то означено в Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств и в резолюции Ассамблеи № 1334 (2003) о положительном опыте автономных регионов как стимула для разрешения конфликтов в Европе», а государства-члены Совета Европы призываются воздерживаться от «признания или поддержки фактических властей незаконно отделившихся территорий, в том числе тех из них, которые были поддержаны иностранными военными интервенциями».

Право на самоопределение в российском праве

Часть 3 статьи 5 Конституции РФ:

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Кроме того, в России принят Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», который в статье 1 устанавливает:

Национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее — национально-культурная автономия) — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

Таким образом, внутри Российской Федерации существует возможность только культурного самоопределения.

Литература по теме «права человека»

По тегу «права человека»

Больше о правах человека

Метки права человекаправотерминыэнциклопедия