Право на фотографию
[adrotate banner=»2″]
Часто, публикуя свои фотографии, люди не знают всех принадлежащих им прав. Разобраться в вопросе защиты авторских прав мы сейчас и попробуем.
Согласно действующему законодательству, авторские права на фотографии принадлежат фотографу, он априори является автором и имеет все соответствующие права. Авторские права на фотографию подразделяются на две группы – имущественные и личные права.
К личным авторским правам фотографа относят следующие: право авторства, право на имя, право на обнародование и на защиту репутации. Право авторства распространяется не только на саму фотографию, но и на ее отдельные детали.
Присвоение права авторства считается гражданским правонарушением, а в некоторых ситуациях – даже уголовным преступлением, и преследуется законом. Право подписать фотографию своим именем или псевдонимом, либо анонимно выпускать ее в свет входит в понятие права на имя.
Авторским правом охраняются как негативы (черно-белые и цветные), слайды, цифровые имиджи, так и отпечатки с них. Если негатив или слайд утрачены, а отпечатки с них сохранились, то они охраняются «на правах оригинала».
Это значительно повышает ценность таких фотоотпечатков. На Западе есть фотографы, уничтожающие негативы после создания первых пяти-десяти отпечатков.
Их стоимость, из-за невозможности создания дополнительных копий, становится очень высокой.
В понятие права на обнародование фотографии входит право фотографа разрешить или отказаться довести фотографию до общественности. Этим правом можно воспользоваться один раз. Если, по каким либо причинам, фотограф решил отозвать свою фотографию после обнародования – он может воспользоваться правом на отзыв.
После отзыва, эта фотография не должна использоваться и упоминаться как работа фотографа. Право на защиту репутации автора включает защиту фотографии от изменения: кадрирования, добавление или урезку отдельных деталей, изменения цветового решения фотографии и т.д.
Такие изменения проводятся только с согласия самого автора.
К имущественным авторским правам фотографа относится право фотографа на запрет или разрешение использования фотографии через воспроизведение и распространение, а также публичный показ, тиражирование, продажа или бесплатная раздача экземпляров фотографии, ввоз фотографии на территорию страны. К имущественным также относится право на изменение фотографии, т.е. на ее переработку. Из этих имущественных прав существует отрегулированные законом изъятия, в которых указанны те случаи, когда фотографию могут использоваться свободно, без согласия автора.
Любая часть оригинальной фотографии охраняется авторским правом. Причем неважно, сколь малой эта часть является. Для использования части оригинальной фотографии, например, в фотоколлаже, с автором должен быть заключен договор.
Если использование части снимка осуществляется без авторского договора, чем нарушается закон, то фотограф или иной владелец исключительных имущественных прав может требовать запрета незаконного использования и взыскания своих убытков или выплаты денежной компенсации.
Личные права неотделимы от авторских, а вот имущественные права могут быть переданы автором или перейти по закону к другим лицам — гражданам или организациям.
Скажем, пожилой фотограф на склоне лет решил передать свою фототеку городскому архиву за определенное вознаграждение. В этом случае, после заключения договора между частным и юридическим лицом, происходит передача имущественных прав архиву.
Теперь архив вправе распоряжаться полученной фототекой, используя снимки, скажем, для выставок и публикаций. Однако, при этом личные права фотографа должны соблюдаться: под снимками воспроизводится фамилия автора.
Имущественные права закрепляют за фотографом (или иным владельцем исключительных авторских прав) право разрешать или запрещать использование фотографии. При этом использованием считается воспроизведение и распространение экземпляров фотографий, их публичный показ, в том числе по телевидению.
Разрешение на использование фотографии дается в устной или письменной форме. Такое разрешение есть авторский договор, в соответствии с которым пользователь получает часть имущественных и авторских прав.
Авторские права фотографа возникают с момент создания фотографии и продолжают действовать на протяжении всей жизни автора, а также в течении 50 лет после его смерти. Однако, фотографии созданные до 1968 года или ранее, уже не подлежат охране авторским правом, так как изменилось действующее законодательство.
Если фотограф выполняет фотографию по служебному поручению, данному организацией работодателем, то такая фотография попадает в особый правовой режим и считается «служебной».
Личные авторские права фотографа на эту фотографию полностью распространяются, но имущественные права переходят работодателям, на весь срок действия авторского права самого фотографа.
Дополнительная плата за такую фотографию, кроме заработной платы, не предусматривается.
К «служебным» относятся только те фотографии, которые были сделаны по служебному поручению. Если работодателем установлены «нормы отработки», то фотографии, сделанные сверх этой нормы, «служебными» не считаются. В законодательстве предусматривается заключение договора между работодателем и фотографом.
В договоре оговариваются авторские права фотографа на «служебные» фотографии. Содержание такого договора регулируется самим фотографом и работодателем. Подобный договор может заключаться не только с одним, отдельно взятым, фотографом, но и с коллективом фотографов.
Если такого договора не заключали, то фотограф не имеет права использовать «служебные» фотографии в личных целях.
Рекомендации по защите авторских прав на фотографии
Рекомендации предоставлены юристом Вадимом Колосовым
Старайтесь не передавать (даже заказчику) свои фотографии в формате RAW, а также иные исходные и рабочие файлы. Например, файл в формате Photoshopa (psd) может быть хорошим доказательством Вашей работы над фотографией.
Заносите в настройках фото-камеры данные о себе (поле owner / владелец, authour / автор и т.п.). Укажите данные таким образом, чтобы не составляло проблем установить Вашу личность. Как минимум: имя, фамилия и иная информация (например, адрес Вашего сайта или номер паспорта или др.).
На фотографиях, размещаемых в Интернете, а при возможности на всех иных своих фотографиях и при любых иных способах использования (в том числе при печати фотографий в журналах) размещайте на самой фотографии информацию об авторе.
Принятый формат: © Имя-Фамилия Автора, Год первого опубликования (например, © Иван Иванов, 2008). Не лишним будет дать ссылку на свой сайт, особенно если Вы публикуете фотографии под псевдонимом. Обратите внимание, что ст.
1271 Гражданского кодекса оповещает об исключительном праве (это имущественные права авторов), поэтому в случае, если Вы создаете фотографию по заказу и передаете все права заказчику (передаваться могут только имущественные права), то заказчик может обоснованно возражать против указания Вас в копирайте (в качестве правообладателя), а указать себя. Вы же можете настаивать на указании Вас в качестве автора (по закону у Вас есть такое право – ст. 1265 Гражданского кодекса), тогда вместо значка копирайта (©) Вы можете указать «». Ст.1300 Гражданского кодекса предусматривает конкретный размер компенсации за нарушение неимущественных прав (удаление информации об авторстве или правообладателе), а ведь нарушители почти всегда удаляют или обрезают информацию об авторе и/или знак копирайта.
Здесь же применимы и такие общие способы защиты авторских прав, как: распечатка фотографий в большом формате – экспертиза может определить примерное время печати, а соответственно – установить Ваш временной приоритет – приоритет обладания фотографией в определенный период времени; нотариальное удостоверение; запись файлов на одноразовый финализированный диск; «регистрация» авторских прав в организациях по коллективному управлению авторскими правами; публикация фотографий в периодических и/или иных изданиях и др.
Имущественные права автора могут быть переданы только на основании договора о передаче прав. Использование фотографий третьими лицами без договора является незаконным и подлежит ответственности.
Так, статья 1301 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность правообладателю (изначально фотографу, если права на использование фотографий не переданы им другим лицам) требовать компенсации в случае нарушения его исключительного права в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей.
При этом согласно статье 1252 Гражданского кодекса РФ фотограф вправе требовать от нарушителя компенсацию за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуального деятельности (за каждое отдельное применение фотографии), либо за допущенное правонарушение в целом.
Большое преимущество указания себя в качестве автора на фотографии заключается в том, что если кто-то использовал Вашу фотографию без Вашего разрешения, то по закону минимальная компенсация за такое нарушение авторских прав составит не 10 000, а 20 000 р.
за одну (каждую) фотографию (хотя суд и не всегда рассматривает в качестве отдельного «случая» каждую фотографию)! Это значит, что фотограф может потребовать денежную компенсацию, как за каждое использование его фотографии, так и за совокупное использование фото.
Судебная практика
При обращении в суд за защитой авторских прав фотографа, последний должен доказать, что является автором фотографий, а также что именно ему принадлежат имущественные авторские права на фотографии, которые были незаконно использованы ответчиком.
Отмечаю, что в соответствии с законодательством, автором произведения считается гражданин, чье имя указано на оригинале или экземпляре произведения. То есть при подаче искового заявления фотографу необходимо представить распечатанные фотографии, на которых будет отмечено его имя.
И только если другая сторона оспаривает авторство, то должны быть представлены другие доказательства, подтверждающие, что фотографии сделаны именно истцом. Например, предоставление суду файлов с фотографиями в формате .RAW, который в основном используют профессиональные фотографы.
В то же время, обращаясь в суд необходимо доказать, что ответчик незаконно осуществил использование чужих фотографий. Например, если он разместил их на своем сайте в сети Интернет, то самым предпочтительным доказательством нарушения будет заверение нотариусом страниц сайта, на которых используются фотографии.
Несмотря на то, что обращаясь в суд, фотограф может самостоятельно определить размер компенсации, который он хотел бы взыскать с нарушителя, суд определяет такой размер на свое усмотрение, рассмотрев все доказательства, имеющиеся в деле и заслушав объяснения сторон.
При этом размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован.
Определяя размер компенсации, суд учитывает, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования фотографии, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений авторских прав именно данного автора, вероятные убытки фотографа, соразмерность компенсации последствиям нарушения и т.д.
Необходимо отметить, что в случае удовлетворения требований фотографа, суд должен взыскать с ответчика понесенные фотографом расходы, связанные с рассмотрением дела в суде. Сюда входит: оплаченная за обращение в суд госпошлина, оплата услуг нотариуса по заверению Интернет-сайта, оплата услуг юриста и другие расходы.
Часто задаваемые вопросы:
Правда ли, что охраняются лишь опубликованные фотографии?
Нет, это не так. Авторское право на фотографию возникает автоматически — с момента создания фотографии и выражения ее в объективной форме, доступной для окружающих. При этом неопубликованные фотографии охраняются также, как и опубликованные.
Авторское право охраняет фотографию независимо от ее художественных достоинств. Конечно, слабая в художественном отношении фотография вряд ли станет использоваться.
Однако, если она используется, то это может производиться только с соблюдением авторских прав.
Для обозначения своих авторских прав владелец исключительных авторских прав может поместить на фотографии знак охраны авторских прав. Знак состоит из следующих частей: буквы С, обрамленной окружностью, имени владельца исключительных авторских прав, времени первого выхода фотграфии в свет. Конечно, отсутствие этого знака не лишает фотографа авторских прав ни целиком, ни частично.
В каких случаях фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения?
Фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения исключительно в следующих случаях: — в изданиях, телепередачах и видеозаписях учебного характера может быть использована опубликованная фотография; — фотография может быть воспроизведена в обзоре текущих событий по телевидению; — фотография, опубликованная в прессе, может быть репродуцирована библиотекой или архивом по запросам отдельных граждан или в исследовательских целях; — фотография, помещенная в сборнике или периодике, может быть репродуцирована образовательным учреждением с целью показа во время проведения аудиторных занятий. Во всех остальных случаях использование фотографии допускается только с согласия фотографа и с выплатой вознаграждения.
Фотограф занимается репродукционной съемкой живописи и графики. Являются ли слайды — репродукции объектом охраны авторских прав?
Авторское право охраняет любые оригинальные, творческие фотографические произведения и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии.
Задача фотографа, производящего фотосъемку произведения живописи и графики — добиться правильной цветопередачи, свойственной объекту съемки. Не более того.
Для этого подбираются соответствующие свет и фотопленка, используются специальные приборы, определяющие цветовую температуру.
Другими словами, задача фотографа, занимающегося репродукционной съемкой, не создать оригинальное авторское произведение, а добиться максимального соответствия снимаемому оригиналу. Поэтому не могут считаться оригинальными и не охраняются авторским правом так называемые «технические» фотографии: репродукции картин, графики, рисунков, гобеленов, мозаик, панно, витражей.
Дополнительная литература
В Российской Федерации все вопросы связанные с Авторским правом, подробно описаны в Четвёртой части Гражданского Кодекса РФ, глава 70.
Как защитить свои авторские права фотографу? — Право на vc.ru
Авторские права на фото защищены независимо от того, кто их сделал, какая техника была использована. Даже любительский снимок считается произведением искусства, при создании которого автор получает имущественные и неимущественные права на объект. Однако в связи с развитием Интернета контент все чаще воруют.
{«id»:447192,»gtm»:null}
Автор имеет право делать с фотографией, что угодно: использовать для иллюстрации своей статьи или поста, отправлять знакомым, размещать на аватарке и т.д.
Другим лицам разрешено совершать действия со снимками только при письменном разрешении создателя, например, заключив лицензионный договор.
В противном случае автор может взыскать внушительную компенсацию за нарушение его прав: от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. При этом неважно, указано ли при публикации его имя.
Сложность лишь в том, как доказать, что фото принадлежит автору. На этот и другие вопросы мы ответим в этой статье.
При возникновении спора суд будет учитывать доводы сторон. Поэтому важно заранее позаботиться о доказательствах своего авторства. Тем, кто опубликовал свои работы в СМИ, книгах, периодических альбомах и на выставках, довольно легко убедить суд в своем авторстве. Остальным придется выбирать подходящий вариант защиты.
Раньше доказательством служили негативы снимков, сейчас исходные файлы в формате RAW. Суду достаточно предъявить исходник и фотоаппарат, которым он сделан.
Необязательно использовать именно этот формат. Доказать принадлежность фотографии можно, имея любой исходник с указанием даты и времени создания кадра.
Еще лучше если у вас есть чек на фотоаппарат, с помощью которого был сделан снимок. Так вы докажете принадлежность техники и соответственно фотографий.
При публикации в сети можно немного обрезать края снимков, чтобы в случае спора представить исходный вариант.
Если вы публикуете фотографию в Интернете, то рекомендуется указывать свое имя. При использовании псевдонима доказать авторство будет сложнее.
Некоторые нарушители сами оформляют авторское право на себя, а затем судятся с реальными «создателями». Это делается с помощью депонирования. Чтобы опередить недобросовестных «охотников» за чужими фотографиями, необходимо сделать его раньше. Да, это не бесплатно, зато вы будете уверены, что в суде вам есть, что предоставить в качестве доказательства своего авторства.
Процедура депонирования представляет собой принятие на хранение копии произведения с фиксацией авторства и даты предоставления. На руки автору выдается свидетельство.
При размещении своих фотографий в Интернете следует соблюдать ряд рекомендаций:
● Ставьте водяной знак в правом нижнем углу или знак ©. При этом запись должна выглядеть так: © Петров Петр Петрович, 2022.
● Внимательно изучайте пользовательские соглашения на порталах, где планируется размещение снимков. Особенно обращайте внимание на положения, закрепляющие возможность использования контента третьими лицами.
Размещение фото на некоторых площадках означает, что правообладатель разрешает использование. Таким сервисом является «ВКонтакте». Однако есть оговорка, использование разрешено «в рамках функционала, предоставляемого соцсетью».
Если вы провели фотосессию, авторские права на снимки в любом случае принадлежат вам. Чтобы размещать и использовать фотографии, права автора заказчику не нужны. Достаточно документально закрепить, что исключительные права переданы клиенту. Также фотограф может оставить права использования при себе.
Сторонам нужно обратить внимание на наличие в договоре пункта о передаче исключительных прав. Если его нет, права остаются у исполнителя. Устные договоренности ничего не значат для суда.
Вы вправе сохранить у себя исходники и не передавать их заказчику, если это не предусмотрено договором. На просьбы передать фото в RAW-формате можно ответить отказом.
Если вы хотите разместить фотографии своих клиентов в целях рекламы своих услуг в Интернете, необходимо, чтобы у вас были исключительные права на эти снимки. К тому же понадобится согласие клиентов на публикацию. В противном случае участник фотосессии может обратиться в суд.
Так как клиенты почти никогда не читают договор, убедитесь, что человек согласен на публикацию, еще раз устно переспросив. Ведь он может даже не подозревать о наличии этого пункта в соглашении.
Кому принадлежат фотографии, сделанные внештатным фотографом?
Если вас наняли в качестве фотографа для проведения съемки по заказу компании, заключите договор авторского заказа с отчуждением исключительных прав в пользу заказчика, при передаче результатов подпишите акты выполненных работ. Тогда заказчик сможет использовать снимки в своих целях. Присваивать авторство при этом ему запрещено.
Сохраните снимки в RAW-формате и файлы, связанные с работой над проектом, чтобы вы смогли подтвердить свое авторство в суде. Обратите внимание, что в договоре может быть прописан запрет на использование фотографий для своих нужд, тогда вы не сможете презентовать их в своем портфолио.
Если вы хотите, чтобы заказчик использовал ваши фотоматериалы только для одного проекта или в течение какого-либо срока, то необходимо передать фотографии по лицензии.
Фотограф может прописать, что можно делать со снимками. Использование фото иным способом будет нарушением.
Заказчик будет вынужден повторно обратиться за разрешением на новую публикацию, тогда вы сможете требовать дополнительную плату.
Если вы трудитесь в штате компании, в трудовом договоре, должностной инструкции или ином локальном нормативном акте прописана обязанность делать фотоснимки, то исключительные права на созданные материалы будут автоматически переходить к работодателю.
Если в вышеперечисленных документах нет упоминаний об обязанности делать фотоснимки, нужно оформить дополнительное соглашение на выполнение служебного задания. По окончании фотограф должен представить отчет и акт приема-передачи.
Фотографу, выполняющему служебное задание, выплачивается, помимо заработной платы, вознаграждение. Проверьте этот пункт в договоре.
Гражданско-правовой договор не предполагает автоматического перехода исключительных прав к работодателю. Так как фото в этом случае не является служебным произведением.
Договор подряда, который обычно заключают фотоагентства, предполагает автоматический переход прав использования к заказчику. Можно указать, что ему переходят права по лицензии, тогда исключительное право остается у фотоагентства, а заказчик временно использует материалы в своих целях.
Обычно модели не имеют авторских прав. За исключением случаев, когда ею придуман оригинальный образ. С моделями у фотографов возникают споры в основном в рамках права на изображение гражданина.
Если съемку модели оплатили, то публиковать фотограф может снимки без ограничений. Если съемка была бесплатной, необходимо брать согласие на публикацию, иначе через суд с вас могут взыскать компенсацию.
Особенно аккуратными стоит быть, если фото требуется для заказчика.
Чтобы избежать споров с моделью, нужно заранее брать согласие на публикацию, например, включите данный пункт в модельный релиз. Для суда подойдет любая форма.
Другие участники фотосъемки, например стилист или декоратор, не имеют авторских прав и не считаются соавторами, если они не создатели уникального художественного образа для съемки. Однако уникальность здесь доказать очень трудно. Стилисту придется постараться, чтобы убедить суд, что до него подобные образы никто не создавал. Если ему удастся это сделать, придется поделиться вознаграждением.
Если фото сделано на массовом мероприятии, вы спокойно можете выкладывать их в сеть. Никто не сможет предъявить претензии. Но если в кадр попал один конкретный человек, то необходимо его согласие на публикацию.
При обнаружении правонарушения, следует действовать поэтапно.
Если нарушение обнаружено в Интернете, зафиксируйте с помощью скриншота данный факт. Укажите ссылку и время, когда сделан скрин. Рекомендуется составить акт с подписями хотя бы двух свидетелей, к этому документу прикладываются скриншоты.
Можно сделать видеофиксацию, показав, как можно найти правонарушение, через какое устройство. Некоторые советуют заверить доказательства у нотариуса, но мы считаем, что это лишние траты. Суду достаточно наличия в акте двух свидетелей, подтверждающих факт правонарушения.
Хотя раньше во внимание принимался только нотариальный протокол осмотра интернет-сайта.
Редко нарушители удаляют нужный им контент со своих площадок после получения претензии, но попробовать добиться справедливости можно. Необходимо отправить в адрес нарушителя заказное письмо с описью вложения, либо воспользоваться электронной почтой.
Если на досудебную претензию никто не ответил в течение 30 дней или пришел отказ на ваши требования, обращайтесь в суд:
● общей юрисдикции, если спор между физическими лицами;
● арбитражный, если обе стороны юридические лица.
Если один субъект физическое лицо, а другой – юридическое, необходимо проконсультироваться о подсудности.
В суде можно требовать как возмещения убытков, так и компенсации. Мы советуем выбирать второй вариант, обычно в этом случае можно получить более весомую сумму. Если ваше авторское право зафиксировано, доказательства собраны надлежащим образом, то суд вы выиграете.
Если вы в судебном порядке доказали свое авторство и факт незаконного использования ваших фотоматериалов, правонарушитель выплатит компенсацию от 10 тысяч до 5 миллионов рублей за каждую фотографию, удалит контент или укажет ваше имя. За популярные фото, приносящие доход владельцу, «вор» заплатит компенсацию в значительном размере. Если нарушитель удалил водяной знак или символ копирайта, вы сможете увеличить сумму компенсации, ссылаясь на этот факт.
Да, легче работать без заключения договоров, устно обговаривая важные моменты. Но только пока ваши права не нарушат. Своевременная фиксация перехода прав и авторства – гарантия спокойного осуществления деятельности, связанной с фотосъемкой.
Как фотографу доказать авторство
Казалось бы, что может быть проще, чем подтвердить авторство на собственную фотографию? Но не на все снимки, которые вы собственноручно сделали, и которые хранятся на вашем устройстве, ноутбуке или телефоне, вам принадлежат авторские права. Свое авторство, возможно, еще придется доказывать. О том, как доказать авторство на фотографии, в нашем материале.
Авторские права фотографа: как доказать свое авторство
Гражданское законодательство РФ дает четкое пояснение авторским правам в ст. 1259 ГК РФ: «для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей».
Так как фотограф уже автор, ему принадлежат права на снимок и формально доказывать авторские права на фотографию не нужно.
На практике одного факта защиты фотографии авторскими правами зачастую недостаточно, в спорах нужно подкреплять свою позицию доказательствами.
https://www.youtube.com/watch?v=hXKibOqCecI\u0026pp=ygUk0J_RgNCw0LLQviDQvdCwINGE0L7RgtC-0LPRgNCw0YTQuNGO
Авторские права фотографа включают исключительное право, связанное с любым использованием его снимков, а также личные неимущественные права: на авторство, на имя, на обнародование и на неприкосновенность.
Это значит, у фотографии не может быть другого автора, ее нельзя подписывать другим именем без разрешения создателя, а также обнародовать и вносить какие-либо изменения.
Личные неимущественные права неотчуждаемы и навсегда закреплены за автором, а исключительное — отчуждаемо, оно может передаваться через разные виды договоров, например, лицензионный.
Споры о нарушении авторских прав особенно часто происходят из-за использования авторских снимков на разных веб-сайтах.
Их быстро копируют и вставляют из одного источника в другой, например, в качестве визуального сопровождения информационных материалов. Согласно п. 6 ст.
1259 ГК РФ, если объект используется в информационных целях, его можно использовать без разрешения правообладателя. Чтобы фотография охранялась, она должна иметь творческую составляющую. На этой почве часто возникают споры.
Например, фотограф обратился с иском к «Лента.Ру» о взыскании компенсации за нарушение исключительного права и за моральный вред. На афише фильма был размещен снимок без разрешения автора и без указания его имени. «Лента.
Ру» настаивала на том, что спорная фотография представляет собой исключительно фиксацию событий, происходивших в 90-х годах на территории России, а именно: фиксацию момента реальной жизни лиц, подозреваемых в занятии преступной деятельностью, организации ОПГ.
Это снимок информационного характера без творческой составляющей.
«Лента.Ру» проиграла дело, так как доказательств и оснований, указывающих на отсутствие творческого характера снимка, не было. За нарушение исключительного права взыскали компенсацию 10 000 рублей, а за моральный вред — 5 000 рублей.
Исходники в высоком разрешении
Из-за недостатка места на карте памяти некоторые фотографы жертвуют разрешением, выбирая обычный формат JPEG вместо исходного RAW, который, в отличие от JPEG, может весить до 20 Мб, зато в этом формате сохраняются данные непосредственно с матрицы, в снимке содержится гораздо больше информации о нем.
Если возникнет ситуация, при которой нужно будет подтвердить авторские права на фотографии в интернете, оригинал в формате RAW может стать доказательством, так как хранится у его создателя. При публикации фотографий в интернете формат уменьшается, искажается качество, поэтому нарушитель вряд ли сможет предоставить снимок в максимальном разрешении.
Watermark — водяной знак
Обозначить авторство на фотографии в интернете можно с помощью водяного знака, или его еще называют watermark. Наложить можно через любой графический редактор.
Знак может быть в виде вашего имени, логотипа, ссылки на веб-сайт.
Хотя это один из способов визуального обозначения авторских прав, некоторые нарушители не ленятся обрезать снимки, нарушая таким образом личное неимущественное право на неприкосновенность.
Метаданные EXIF
EXIF (англ. Exchangeable Image File Format) — исходные параметры снимка и один из способов подтверждения авторских прав на фотографию.
Сведения EXIF могут содержать данные о камере, на которую был сделан снимок, данные об использованном объективе в ходе съемки, использовалась ли вспышка, в какой программе был отредактирован кадр и так далее.
Но минус этого способа в том, что метаданные EXIF можно подделать, поэтому они не являются надежным доказательством авторства.
Обнародование под своим именем
Обнародованием снимка считается его первичная публикация, при которой он становится доступен неопределенному кругу лиц. Один из способов обнародовать произведение — опубликование фотографического снимка, например, через печать или в электронном формате, с указанием имени автора или под псевдонимом (ст. 1265 ГК РФ). При публикации помимо имени будут указаны дата и время.
https://www.youtube.com/watch?v=hXKibOqCecI\u0026pp=YAHIAQE%3D
Если нарушение произошло в интернете, можно предоставить ссылку первичного обнародования фотографии. Как еще можно доказать авторские права на фото? Далее рассмотрим инструмент фиксации авторских прав.
Депонирование
Мы уже определили, что авторские права возникают по факту создания произведения, регистрация в отношении произведений науки, литературы или искусства не предусмотрена российским гражданским законодательством. Один из самых современных способов, которыми пользуются авторы, чтобы зафиксировать авторство и получить правоподтверждающий документ — цифровое депонирование.
Как доказать авторские права на фотографию с помощью депонирования в n’RIS?
Депонирование — это процедура, в ходе которой автор может загрузить любой объект творчества в электронном формате в защищенную ячейку. Например, это может быть фотография в формате JPEG.
При загрузке фиксируется дата и время, а информация о о транзакциях попадает в сеть РЦИС.РФ (блокчейн-инфраструктуру управления интеллектуальными правами).
Это значит, что данные невозможно изменить или подделать, как, например, с данными EXIF, которые поддаются редактированию.
Загруженные изображения хранятся в приватном файловом хранилище n'RIS с трехкратным резервированием и географическим распределением — это значит, они надежно защищены от утери и повреждения и получают самый высокий уровень безопасности от возможных киберугроз.
Так как n’RIS имеет статус оператора персональных данных и занесен в соответствующий Реестр Роскомнадзора, к хранению и контролю за персональными данными пользователей сервис подходит с повышенной ответственностью, не допуская их повреждения, утери или слива в сеть.
Инструменты n’RIS входят в реестр отечественного программного обеспечения (ПО): доступ к сервису не зависит от технической поддержки или требований сторонних организаций, в том числе обладателей иностранного ПО.
Задепонировать можно неограниченное количество произведений: фотографии, иллюстрации, коллажи и другие фотографические произведения. Сервис работает с файлами любого формата: JPEG, PNG, RAW, TIFF, GIF, PSD, BMP и многими другими.
По окончании депонирования автор получает свидетельство с указанной датой и временем: так для него создается временной приоритет, подтверждающий, что в определенную дату и время конкретным автором уже была создана фотография. Если возникнет спорная ситуация, при которой нарушитель будет утверждать, что фотография принадлежит ему, автор снимка сможет предоставить свидетельство о депонировании n’RIS в качестве правоподтверждающего документа.
В 2021 году свидетельство о депонировании n’RIS было представлено в качестве подтверждения авторства на объекты творчества в более чем 100 судебных делах. Так истцы смогли защитить свои произведения.
Art Cloud
В коллекции фотографов могут быть десятки и сотни ценных снимков, депонировать каждый может быть финансово затратно. Чтобы иметь возможность зафиксировать авторство на каждую фотографию, специально для фотографов и фотожурналистов был создан сервис Art Cloud от n’RIS.
Art Cloud — сервис для регистрации изображений и защиты авторства с возможностью защищенного обнародования своих произведений. Выбираете подходящий объем хранилища 200 Мб, 1 Гб или 5 Гб и загружаете любое количество снимков: при загрузке также будут зафиксированы дата и время, а информация попадет в блокчейн-реестр.
Art Cloud позволяет фиксировать авторство сразу на большое количество объектов, создавать папки и фильтровать изображения в зависимости от проекта. Так как неизвестно, когда потребуется доказать авторские права на конкретное изображение или снимок, Art Cloud позволяет получить свидетельство только при такой необходимости.
Например, если вы депонировали фотографию в 2022 году, а спорная ситуация возникла в 2023 году, можно заказать свидетельство на снимок 2022 года, если он находится в хранилище.
Так как при загрузке зафиксировались дата и время, в правоподтверждающем документе будет информация о том, что снимок депонировали в 2022 году, а не в 2023, когда запросили свидетельство.
Если фотографии устарели, их можно удалить и заменить новыми. Другое важное преимущество — передача ссылки на защищенный объект для просмотра или скачивания. Это актуально, например, если нужно показать свои работы клиенту или принять участие в конкурсе.
Art Cloud позволяет удобно хранить все свои шедевры в одном месте, выполняя функцию творческого портфолио.
Перед обнародованием на каждую фотографию можно поставить QR-код, в котором содержится информация об авторе, дате фиксации объекта и записи, внесенные в блокчейн.
Судебная практика: какие доказательства признаются судом
В ходе судебных разбирательств принимаются все вышеперечисленные доказательства: скриншоты и видеозаписи экранов, на которых зафиксирован факт нарушения, а также первичное обнародование произведения. Как еще доказать авторство фотографии в суде?
Признаются судом соответствующие договоры, например, договор авторского заказа, трудовой договор, лицензионный договор. Наличие снимка в RAW-формате тоже будет доказательством, а также свидетельство о депонировании, подтверждающее факт того, что автор создал снимок раньше. Заверение копии произведения у нотариуса тоже может стать подтверждением авторства.
Например, в судебном споре между истцом «ВК-медиа» и ответчиком А.А. Рощиным, представляющем сайт og.
ru, в качестве доказательства нарушения исключительного права на фотографии были предоставлены видеозаписи посещения сайтов, на которых зафиксировали нарушение, а также сама публикация, датированная конкретным числом.
Под ней было указано имя автора, штатного работника издательства, поэтому фотография являлась служебным произведением: это подкреплялось трудовым договором.
Под одной из опубликованных фотографией использовался знак охраны авторского права, а также дисклеймер о последствиях за нарушение правил цитирование. На сайте ответчика и подпись, и гиперссылка отсутствовали.
Как использовать чужие снимки и как защитить авторские права — всегда актуальные темы. Даже применение всех способов защиты не даст гарантии того, что кто-либо не использует ваш снимок. Поэтому знать о том, как отстоять свою позицию и доказать нарушителю его неправомерные действия, очень важно и нужно. О самых распространенных и эффективных способах рассказали в статье.
Зафиксируйте авторство — защитите свои работы При регистрации в сервисе Art Cloud файлы изображений депонируются. К каждому загруженному файлу можно предоставить защищенный доступ и оформить свидетельство, подтверждающее авторство.
Как доказать авторство фотографии?
Как доказать, что я автор фотографии?
Ответ:
Для этого нужно предоставить убедительные доказательства авторства.
Если предпочитаете видео, то посмотреть его можно тут.
Доказательства могут быть разными, их перечень не ограничен законом, и не существует каких-либо более важных или значимых доказательств, имеющих однозначный приоритет над остальными, поскольку процессуальным законодательством (ч. 2 ст. 67 ГПК РФ, ч. 5 ст. 71 АПК РФ) прямо предусмотрено, что:
Никакие доказательства не имеют для (арбитражного) суда заранее установленной силы.
Верховный суд РФ в п. 110 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — «Постановление №10») также указывает:
При этом отсутствует исчерпывающий перечень доказательств авторства.
Следовательно, чем у Вас больше доказательств хороших и разных, тем лучше — вырастают шансы убедить суд в своей правоте. Причём, такие доказательства могут абсолютно любыми, главное, чтобы они были достоверными.
Исходные материалы
Поскольку Вы — автор, то, скорее всего, у Вас есть необработанный оригинал фотографии в высоком разрешении. Никому его не давайте и храните в надёжном месте, а лучше в нескольких. Если Вы ещё не делаете резервные копии важных данных — самое время начать прямо сейчас.
Для использования в блоге, на личном сайте и т.д. всегда можно и нужно использовать уменьшенные фото. Причём даже незначительное изменение разрешения позволяет сильно снизить размер файла, и, следовательно, нагрузку на сеть для посетителей. А ещё таким образом полноразмерный файл остаётся только у Вас.
В случае спора об авторстве Вы всегда сможете предъявить оригинал в большем разрешении, даже если это не RAW-файл. У Вас он будет — необработанный, в полном размере, необрезанный, а у нарушителя — нет.
Такую позицию поддерживает и Верховный суд РФ в пункте 110 Постановления №10:
Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии.
Кстати, в законодательстве нет никаких требований, что обязательно нужно иметь RAW-файл, делать экспертизу в подтверждение того, что фото сделаны такой-то камерой и т.п.
Водяной знак (Watermark)
Классический для фотографов способ. Ст. 1257 ГК РФ предусматривает презумпцию авторства:
Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное.
Указывать данные об авторе можно в любом удобном виде, достаточно имени и фамилии, либо псевдонима (никнейма). Разумеется, чем ближе данные будут к паспортным, тем проще это будет обосновать в суде.
Знак охраны авторских прав — указывать абсолютно нет необходимости, дополнительной магической охраны он не добавит.
Сам watermark имеет смысл ещё и потому, что если нарушители его обрезают или стирают (с использованием пикселизации, размывания и т.п.), то это представляет собой отдельное нарушение — удаление информации об авторстве (п. 3 ст. 1300 ГК РФ), за которое можно дополнительно взыскать компенсацию.
Кроме того, если фото нарушителями обрезано с целью удалить информацию об авторе, то это ещё сильнее упрощает доказывание при помощи бережно хранимого полноразмерного файла фотографии.
Метаданные EXIF
Практически все современные камеры и другие устройства (включая смартфоны) позволяют автоматически вносить EXIF-метаданные, в том числе, данные об авторстве, в сам цифровой файл снимка при создании. В зависимости от модели устройства может быть доступно несколько подходящих полей (Artist, Copyright, OwnerName, UserComment, XPAuthor и т.п.) — использовать можно любые подходящие.
Игнорировать такую возможность указать авторство не следует, поэтому настоятельно рекомендуется настроить Ваше устройство после покупки. Таким образом, после каждого снимка данные об авторстве будут вписаны в файл. Также метаданные можно внести и после обработки.
Вполне вероятно, что недобросовестные лица даже не удалят EXIF-метаданные при использовании фото, тем самым облегчая доказывание. В этом случае достаточно зафиксировать содержание EXIF-данных при фиксации нарушения (например, у нотариуса), и впоследствии указать на это при рассмотрении спора в суде, если до этого дойдёт.
Например, в деле А40-18849/2016 мы убеждали Суд по интеллектуальным правам, ссылаясь в кассационной жалобе в числе прочего на то, что:
в EXIF-данных экземпляров фотографических произведений указано авторство истца в виде записи Artist
К тому же, даже если эти метаданые и удалят, то у Вас всё равно будет оригинал фото с правильными данными и датой.
Публикация под своим именем
Например, на фотостоках, в блогах, в личном профиле в социальной сети или иных ресурсах. В случае публикации в блоге, желательно иметь не автономный блог (где можно самостоятельно указать любую дату публикации), а блог на какой-то платформе, где такая возможность исключена.
Стоит отметить, что на некоторых ресурсах происходит автоматическое удаление/изменение EXIF-метаданных, поэтому для целей последующего доказывания авторства лучше указывать действительные данные (достаточно фамилии и имени).
Для доказывания авторства таким способом можно сослаться на публикацию своего фото на таком-то ресурсе на определённую дату.
Согласно п. 3.5.8 информационной справки по вопросам, возникающим при оценке доказательств, содержащих информацию, размещенную в сети «Интернет» (утв. постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 14.09.2017 № СП-23/24):
По спорам, вытекающим из гражданских правоотношений, оценка достоверности указанной информации как в отношении даты ее размещения в сети «Интернет» (если эта дата является юридически значимой применительно к конкретному делу), так и в отношении ее содержания осуществляется на основании состязательности с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле. Данная информация признается достоверной при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле. Вместе с тем в случае, когда лицо, участвующее в деле, ссылается на размещение этой информации во всеобщем доступе в сети «Интернет» (а не на личную переписку посредством электронной почты или иным электронным каналам связи), при оценке такого доказательства и наличии возражений лиц, участвующих в деле, суды проверяют, находилась ли эта информация во всеобщем доступе в сети «Интернет» (например, указаны сетевой адрес, доменное имя, IP адрес либо информация сайта обнаруживается в поисковых системах иных сайтов, сохраняющих информацию и т.п.).
То есть, если нарушитель не опровергнет факт размещения конкретной фотографии на фотостоке (что крайне маловероятно), то это доказательство будет признано достоверным.
Снимки экрана (скриншоты) приобщаются в качестве письменных доказательств (в том числе, согласно п. 1.1.3 указанной справки) к материалам дела.
Помимо непосредственно скриншотов ресурса с публикацией, можно дополнительно усилить свою позицию данными из кэша поисковых систем или снимков страниц блога / фотостока ресурсом archive.org.
Резервная копия
Резервные копии (бэкапы) — не только средство сохранения данных и многих часов работы при отказе / утере оборудования, но при использовании онлайн-сервисов это ещё возможность подтвердить временной приоритет, наличие спорного объекта (в т.ч. фотографии) на определённую дату, предшествующую дате использования нарушителем.