Информация

Правила составления ФЭС

« Назад

Все, что нужно знать о хранении ФЭС и УКЭП в Росфинмонторинг  27.02.2020 22:15

Правила составления ФЭС

ХРАНЕНИЕ ФЭС

Банк России может запрашивать у поднадзорных некредитных финансовых организаций (НФО) файлы с отправленными ФЭС в формате xml. Например, проверяя, отправила ли организация в Росфинмониторинг отчетность о результатах проверки клиентов. В 2019 году редкий НФО не сталкивался с таким запросом.

Штраф за несохраненный файл с сообщением может достигать 50 000 – 100 000 рублей. В таких случаях регулятор имеет претензии не к тому, что отчет не был отправлен в Росфинмониторинг, а к тому, что отправленное сообщение не было сохранено.

Хранить ФЭС необходимо не менее пяти лет со дня получения квитанции Росфинмониторинга о его принятии или непринятии. Указанный срок установлен п.

5 Порядка составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.

5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденным Банком России и размещенным на его официальном сайте.

К сожалению, ФЭС, в отличие от квитанций об их приемке, не хранятся в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга и не доступны для скачивания после их отправки. Задача по обеспечению их сохранности лежит полностью на НФО.

Нам знакома типовая ситуация: из организации увольняется ответственный сотрудник, а на его место приходит новый. Если старый сотрудник не систематизировал отправленные ФЭС, хранил их в компьютере в разных папках («Загрузки», «Рабочий стол», «Мои документы» и т.п.

), то новому сотруднику будет тяжело. Практически невозможно найти, что было отправлено в Росфинмониторинг, а что нет, понять, что является черновиком, а что окончательным файлом.

Поэтому в такой ситуации, если Банк России запросит файлы с ФЭС, есть риск сдать на проверку недостоверные сведения и нарваться на неприятности.

Чтобы обеспечить сохранность и систематизацию файлов с ФЭС, рекомендуем читателям завести на компьютере отдельную папку, в которую необходимо помещать все отправленные сообщения. Также рекомендуем предусмотреть периодическое резервное копирование такой папки на внешний носитель, например, на подключаемый внешний жесткий диск или на простую флешку.

  • ХРАНЕНИЕ УКЭП
  • Теперь помимо отправленных в Росфинмониторинг файлов с ФЭС также необходимо хранить файлы усиленной квалифицированной электронной подписи (сокращенно — УКЭП), которыми подписываются ФЭС.
  • Банк России, проверяя НФО и иные поднадзорные ему некредитные финансовые организации, все чаще просит сдать на проверку помимо самих ФЭС и квитанций об их приемке, также еще и файл УКЭП, сопровождающий отправленное ФЭС в Росфинмониторинг.
  • Многие НФО озадачиваются вопросом оформления УКЭП, только получив запросы регулятора с требованием о сдаче его на проверку.

Напомним, ФЭС, направляемые НФО (филиалом НФО), подписываются УКЭП руководителя НФО (руководителя филиала НФО) или сотрудника НФО (сотрудника филиала НФО), уполномоченного направлять сведения в Росфинмониторинг. УКЭП для каждого ФЭС формируется в виде отдельного файла, наименование которого соответствует наименованию ФЭС и имеет расширение «sign».

Наименование файла УКЭП имеет следующую структуру:
SNFO3484_TI_NNNNNNNNNN(NN)_KKKKKKKKK_GGGGMMDD_nnn.xml.sign

где: SNFO3484_TI_NNNNNNNNNN(NN)_KKKKKKKKK_GGGGMMDD_nnn.xml — наименование ФЭС, которое подписывается УКЭП.

Правила составления ФЭС

Архивная папка с файлами ФЭС и УКЭП

Таким образом, файл с УКЭП по своему названию тождественен отправленному в Росфинмониторинг ФЭС, но имеет расширение «.sign».

Файл с УКЭП формируется автоматически в момент отправки сообщения в Росфинмониторинг.

После отправки сообщения в личном кабинете пользователям однократно предлагается скачать папку с архивом, в котором хранится отправленное ФЭС и УКЭП.

Обратите внимание! Скачать архив с УКЭП можно только один раз: сразу после отправки ФЭС. Далее он становится недоступным. Именно поэтому нужно обязательно после отправки отчета в Росфинмониторинг скачивать архив с ФЭС и УКЭП.

 Правила составления ФЭС  

Однократное предложение о скачивании архива с ФЭС и УКЭП в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга

Отдельные НФО отмечали сбои в работе личного кабинета, в результате которых архив с ФЭС и УКЭП не был автоматически сформирован, в результате чего он не был скачан и сохранен.

В таких случаях, чтобы избежать возможных последующих претензий Банка России, рекомендуем НФО незамедлительно делать скриншоты ошибок и писать запрос в службу технической поддержки Росфинмониторинга, фиксируя в тексте обращения проблемы со скачиванием файла УКЭП.

Файлы с УКЭП также как и ФЭС хранятся в электронном виде не менее пяти лет со дня получения квитанции Росфинмониторинга о принятии (непринятии) соответствующего ФЭС. Эти сроки, так же как и в случае с ФЭС, установлены п.

5 Порядка составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.

5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденным Банком России и который был размещен на его официальном сайте.

Штраф за несохраненный файл с УКЭП может достигать 50 000 – 100 000 рублей, поэтому НФО крайне важно обеспечить соблюдения сроков и порядка их сохранности.

Также, буквально на момент написания настоящей статьи мы столкнулись с вопросами отдельных проверяющих Банка России на предмет наличия в составе ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ положений, описывающих порядок и сроки хранения ФЭС, УКЭП и квитанций Росфинмониторинга. Поэтому дадим нашим читателям описать в ПВК и такой порядок.

Надеемся, НФО будут более ответственно подходить к обеспечению хранения ФЭС и УКЭП в Росфинмониторинг. Это станет залогом отсутствия претензий Банка России к этой части организации внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ в НФО и минимизирует риски привлечения к административной ответственности.
 

Павел Смыслов

В чем суть изменений в порядок составления фэс, как учесть эти изменения в личном кабинете на сайте росфинмониторинга, узнаем на вебинаре рмц, наумир 1 июля. срочно регистрируемся!

Правила составления ФЭС

1 июля 2021 года вступают в силу изменения в «Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7 и 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ».

Изменений более сотни.

1 июля 2021 года, с 09:30 до 12.30 по московскому времени РМЦ и НАУМИР проведут вебинар «Новые правила заполнения ФЭС. Готовы ли вы к 1 июля?».

  • К участию в вебинаре приглашаются: специалисты по финансовому мониторингу и контролю, руководители и сотрудники подразделений внутреннего контроля, ответственные за ПОД/ФТ в микрофинансовых организациях, ломбардах, кредитных потребительских кооперативах, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
  • В вебинаре примет участие практик с многолетним опытом работы в качестве специального должностного лица действующей микрофинансовой организации.
  • Мы напрямую зайдем в Личный кабинет и рассмотрим, как в нем работать.
  • На вебинаре мы обсудим:
  • В чем суть изменений в Порядок составления ФЭС?
  • Как учесть эти изменения в своей практической работе в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга?
  • Как составлять новые ФЭС?
  • Что делать, если не знаешь, что делать? Какие типичные ошибки при отправке ФЭС и как их избежать?

Ваши вопросы приветствуются.

Вебинар проводит:

Светлана Малявина, специальное должностное лицо МКК. Имеет опыт работы в кредитных, небанковских и микрофинансовых организациях, и ФНС. Подтвержденная деловая репутация ЦБ РФ, в рамках реализуемой деятельности (банк, платежные системы, микрофинансирование, ВЭД).

Функционал по специализации – ПОД/ФТ/ФРОМУ/FATCA(4г.), Риски (3г), Валютный контроль (2г.), Кредитные истории (1г), Оперу/Касса (14л.).

  1. Анна Байтенова, вице-президент НАУМИР, член Консультативного совета Росфинмониторинга, юрист с двадцатилетним стажем работы в сфере кредитной кооперации и микрофинансирования, автор комментариев к ряду федеральных законов, десятков книг и публикаций на правовые темы.
  2. Cтоимость участия: 2800 руб.
  3. Для членов НАУМИР: скидка 10%.

Для членов  СРО «МиР»: скидка 20%. Промокод на скидку необходимо получить на сайте СРО «МиР» в разделе Форум по ссылке.

Обращаем ваше внимание:

  • Регистрация на вебинар завершается 30 июня в 12:00 МСК;
  •  На один адрес электронной почты можно зарегистрировать только одного участника;
  •  Оплата участия в вебинаре осуществляется путем приобретения билетов через сервис  Timepad;
  •  Накануне вебинара на e-mail участника будет направлена ссылка на вебинарную платформу Webinar.ru;
  •  При регистрации на Webinar.ru необходимо указать ФИО, ИНН и название организации;
  •  После окончания вебинара участникам будут направлены презентация и ссылка на просмотр записи вебинара.  Доступ к записи вебинара активен в течение 30 дней.

Контактная информация:

  • По вопросам участия в мероприятиях и оказания консалтинговых услуг: Татьяна Лисак, директор по обучению и консалтингу: [email protected].
  • По вопросам оформления и выдачи сертификатов: Анастасия Мещерякова, офис-менеджер, [email protected]тел.: +7(495) 258-8705, доб. 222.

Правила составления ФЭС

Павел Смыслов: Полный обзор новых ФЭС 2.0 в Росфинмониторинг

06 июня 2022 г.

на официальном сайте Росфинмониторинга было опубликовано описание структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описание кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), и требования к технологическим электронным документам, направление которых регламентировано Особенностями представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденными приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 февраля 2022 г. № 18.

Читайте также:  П. 14 ст 255

Соответствующее сообщение об этом было также опубликовано в личных кабинетах пользователей на сайте Росфинмониторинга.

Правила составления ФЭС

Указанный документ устанавливает новые формы отчетности ФЭС версии 2.0, которые будут применяться с 07 июля 2022 года, и фактически заменяет положения сразу двух приказов Росфинмониторинга, которые, как мы ожидаем, будут отменены в ближайшее время:

  • Приказ Росфинмониторинга от 07.10.2021 №219 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению»;
  • Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».

Разберем самые главные изменения.

Правила составления ФЭС

 (описание ФЭС и признаков необычных операций на сайте Росфинмониторинга)

На кого распространяются новые описания ФЭС и признаков необычных сделок?

Положения новых особенностей отправки сообщений в Росфинмониторинг распространяются на:

  • лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, организаторов азартных игр, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторов по приему платежей, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, и операторов лотерей;
  • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг;
  • аудиторские организации и индивидуальных аудиторов.

С какой даты будут применять новые фэс 2.0?

Пунктом 25 Приказа Росфинмониторинга №18 от 8 февраля 2022 г.

№ 18 установлено, что размещенные на официальном сайте Росфинмониторинга описание структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описание кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), и требования к технологическим электронным документам применяются организациями, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками, лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, и аудиторами по истечении 30 календарных дней со дня их размещения на официальном сайте Росфинмониторинга. Исходя из этого и, учитывая, что описание структур ФЭС и кодов необычных сделок было опубликовано Росфинмониторингом на своем сайте 06 июня 2022 года, новые ФЭС версии 2.0 будут применяться с 07 июля 2022 года.

Что поменялось в описании новых ФЭС?

Принципиальных изменений в описании ФЭС в Росфинмониторинг не произошло. Пользователи при переходе с ФЭС 1.2 на ФЭС 2.0 дискомфорта испытать не должны.

Из заметных изменений отметим следующие.

Из состава ФЭС был полностью исключен Тип данных и показатель «Место рождения».

Введен новый тип данных Тип данных «Сведения о бенефициарном владельце» — таблица 2.9.1. В нем указываются:

  • результат принятия организацией (филиалом организации), индивидуальным предпринимателем, лицом установленной категории мер по идентификации бенефициарного владельца;
  • признак резидента (нерезидента) бенефициарного владельца;
  • сведения о бенефициарном владельце.

В состав ФЭС также включаются такие показатели как признак идентификации бенефициарного владельца, сведения о бенефициарном владельце.

Для Типа данных «Сведения о драгоценных металлах, драгоценных камнях, ювелирных изделиях)» был установлен новый показатель «Наименование драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий».

В нем указывается наименование драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в случае если показатель «Код драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий» (КодДрагМеталл) принимает значение «C99» (при этом регистр значения не имеет).

Код вида ФЭС 05 (применяется для сообщения о случаях отказа от проведения операций по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, и (или) об устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ основания, в соответствии с которым ранее организацией (филиалом организации, индивидуальным предпринимателем) были приняты решения об отказе от проведения операций, сведения о которых были представлены в Росфинмониторинг) распространили также и на сообщения об отмене судом ранее принятого решения об отказе от проведения операции.

Были определены правила определения статуса (ранее именовался ролью) участника операции (Плательщик / Получатель) при совершении отдельных операций, подлежащих обязательному контролю:

  • в рамках договора купли- продажи (комиссии, агентском договоре) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • в рамках договора скупки драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • в рамках договора финансовой аренды (лизинга);
  • для ряда других случаев.

Для показателя «Номер счета в банке» установлено, что он является обязательным к заполнению при наличии в распоряжении у организации (филиала организации), индивидуального предпринимателя, лица установленной категории информации о номере банковского счета клиента.

Уточнены случаи заполнения показателя «Дополнительные сведения».

Конец всем спорам: индивидуальные предприниматели — это физлица. Изменения в отчете о проверке клиентов

На наших семинарах мы постоянно высказывали очевидную позицию о том, что ИП — это не юрлица, а физлица, и их количество надо указывать в отчете о проверке клиентов в составе именно физлиц. Наше убеждение полностью совпало с позиций Росфинмониторинга, которая отныне закреплена в описании ФЭС.

Так, в ФЭС 2.0 были скорректированы отдельные наименования показателей в составе отчета о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и (или) физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

В составе показателей этого отчета теперь упоминаются индивидуальные предприниматели, при чем они указываются в сведениях совместно с количеством клиентов – физических лиц.

Например, в показателе «количество клиентов – индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в отношении которых проведена проверка» указывается общее количество клиентов -– индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в отношении которых проведена идентификация и проверка в проверяемом периоде.

Квитанции о приемке разместят позже, а журнала обработки ФЭС больше нет

Был упразднен журнал обработки ФЭС, который ранее Росфинмониторинг по результатам обработки полученного ФЭС формировал и размещал в Личном кабинете.

Установлено, что квитанция, содержащая подтверждение Росфинмониторинга о принятии или непринятии ФЭС (далее – квитанция о принятии (непринятии) ФЭС), формируется в виде файла формата XML в кодировке UTF-8 и размещается в Личном кабинете не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения ФЭС (ранее устанавливалось, что квитанция о принятии (непринятии) ФЭС, формируется в виде файла формата XML в кодировке UTF-8 и включается в журнал обработки ФЭС не позднее рабочего дня, следующего за днем получения ФЭС).

Новые сообщения о подозрительной деятельности

В связи с уточнением в законодательстве по ПОД/ФТ/ФРОМУ обязанности о направлении в Росфинмониторинг сообщений о совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых на основании реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения возникают подозрения, что данные операции и (или) действия осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, включая имеющуюся информацию о бенефициарном владельце, появился отдельный код вида ФЭС «09». Эти сообщения Росфинмониторинг назвал сообщениями о подозрительной деятельности.

В связи с этим был установлен и новый показатель «Идентификатор подозрительной деятельности» в котором указывается уникальный идентификатор подозрительной деятельности клиента.

Читайте также:  Ппвс № 58

Состав и формат информационной части ФЭС о подозрительной деятельности указан в таблице 3.2.1 описания ФЭС.

Какие приложения вошли в новое описание ФЭС?

В состав приложений вошли следующие:

  • Справочник кодов видов документов, удостоверяющих личность или подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
  • Справочник кодов видов организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, являющихся субъектами Федерального закона № 115-ФЗ;
  • Справочник кодов видов документов, являющихся основанием/подтверждением совершения операции (сделки);
  • Справочник кодов видов операций, информация о которых представляется в Росфинмониторинг;
  • Справочник кодов видов признаков необычных операций (сделок), информация о которых представляется в Росфинмониторинг;
  • Справочник кодов драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • Справочник кодов видов участников операций (сделок);
  • Перечень видов подозрительной деятельности;
  • Перечень зон риска, определенных по результатам Национальной оценки рисков.

Что делать с новыми критериями подозрительных операций?

Наибольший интерес представляет Справочник кодов видов признаков необычных операций (сделок), информация о которых представляется в Росфинмониторинг, который приведен в приложениях к Описанию структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описанию кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок). Теперь организации и предприниматели должны будут на страницах своих правил внутреннего контроля воспроизвести описания критериев или признаков необычных операций (сделок) и их коды в соответствии с указанным справочником (ранее применялся Приказ Росфинмониторинга №103).

Это потребует от субъектов 115-ФЗ переработки правил внутреннего контроля, которую следует сделать до 7 августа 2022 года.

Наши рекомендации

В ФЭС 2.0 содержатся и иные, не описанные нами изменения, которые читателям только предстоит еще освоить на практике.

Мы настоятельно рекомендуем организациям и предпринимателям при заполнении отчетности пользоваться обновленным описанием структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описанием кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), ну или как минимум не забывать нажимать на подсказку при заполнении отчета в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга (знак вопроса в круге справа от поля для ввода информации).

Павел Смыслов Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, юрист, канд. истор. наук, учредитель Межрегионального учебного и консультационно-правового центра финансового мониторинга (МУКПЦФМ)

финмониторинг

№: 4936-У (Форматы)

Дата: 23 апреля 2019



«Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»(утв. Банком России)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • ПРАВИЛА
  • СОСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
  • СВЕДЕНИЙ И ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 7, 7.5
  • ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
  • (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
  • И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА»

1. Принятые обозначения

При описании правил составления кредитными организациями (филиалами кредитных организаций) в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.

5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ), используются обозначения, приведенные в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Обозначения Пояснения
Наименование показателя Приводится полное наименование показателя.
Сокращенное наименование показателя (тег) Приводится сокращенное наименование показателя. Синтаксис сокращенного наименования показателя удовлетворяет спецификации XML формата.
Формат показателя Для каждого показателя указывается синтаксис значения этого показателя и в круглых скобках — максимальное количество символов, допустимое для значения показателя.Формат значения показателя определяется следующими условными обозначениями:
ЦЧ — целое число, последовательность цифр (без лидирующих нулей);
ДЧ — дробное число, последовательность цифр (без лидирующих нулей), включающая десятичную точку (символом разделителем целой и дробной части чисел является десятичная точка «.»);
Д — дата в формате , где — две цифры, соответствующие номеру дня в месяце, — две цифры, соответствующие номеру месяца в году, — четыре цифры года;
В — время в формате ;
В5 — время в формате ;
ВЧП — время с учетом часового пояса относительно московского времени в формате (МСК+/-),
  1. где: — местное время,
  2. — разница (с учетом знака) во времени в часах и минутах между местным и московским временем;
  3. МСК — буквы русского алфавита (при этом регистр значения не имеет);
Л — логическое значение (1 — верно, 0 — не верно);
K — код, последовательность содержащихся в соответствующих справочниках любых символов, без учета регистра, включая пробелы и знаки препинания;
N — число, последовательность цифр (без лидирующих нулей), может включать десятичную точку;
  • T — текст (символьная строка), последовательность символов, в качестве которых используются буквы русского и латинского алфавитов, цифры, а также любые другие символы, за исключением символов «возврат каретки» и «перевод строки» Первый символ текста должен быть отличен от пробела, в составных реквизитах (например, адрес, ФИО) использование запятых допускается только в качестве разделителя.
  • Формат символьной строки указывается в виде T(n-k), где n — минимальное количество знаков, k — максимальное количество знаков, символ «-» — разделитель.
  • Формат имеет вид:
  • T(0) — в случае, если минимальное количество знаков равно 0;
  • T(n-) — в случае, если максимальное количество знаков неограничено;
  • T(n) — в случае, если количество знаков задано однозначно.
Признак обязательности показателя Определяет обязательность наличия показателя (совокупности наименования показателя и его значения) в электронном документе.Признак обязательности показателя принимает следующие значения:
О — обязательный показатель, наличие значения показателя обязательно;
Н — необязательный показатель, показатель, который может отсутствовать;
У — условно-обязательный показатель, показатель, присутствие которого в электронном документе обусловлено значениями, наличием или отсутствием других показателей этого же документа. В случае выполнения условия присутствия условно-обязательный показатель по всем своим свойствам приравнивается к обязательному показателю, а в случае невыполнения — отсутствует. Условия наличия условно-обязательных показателей указываются в графе «Структура показателя и дополнительная информация»;
П — предписанный показатель, показатель, тег которого должен обязательно присутствовать в электронном документе, в то время как значения показателя может и не быть;
О(У), П(У) — смешанный признак обязательности показателя — значение признака обязательности показателя, приведенного в скобках определяет наличие показателя, в случае если кредитная организация (филиал кредитной организации) представляет в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) сведения об участнике операции, не являющимся клиентом этой кредитной организации (этого филиала кредитной организации), в ином случае обязательность показателя определяется значением, приведенном перед скобками.
Признак множественности показателя Определяет множественность показателя.
Е — единичный показатель, показатель, который встречается в электронном документе один раз;
М — множественный показатель, показатель, который может встречаться в электронном документе более одного раза.
Структура показателя и дополнительная информация Для сложного показателя указывается его структура.Для показателя, принимающего ограниченный перечень значений из классификатора (кодового словаря и т.п.), указывается соответствующее наименование классификатора (кодового словаря и т.п.) или приводится перечень возможных значений. Для классификатора (кодового словаря и т.п.) может указываться ссылка на его местонахождение.Для показателя, определенного как условно-обязательный, указывается условие наличия данного показателя.

Новые форматы ФЭС с 15 ноября 21 г. На что обратить внимание, как теперь правильно посчитать клиентов

15 ноября 2021 г. вступил в силу Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7 октября 2021 г. N 219 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г.

15 ноября 2021 г. вступил в силу Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7 октября 2021 г. N 219 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению». Соответственно Приказ Росфинмониторинга №261 утратил силу. Новые форматы содержат существенные отличия от предыдущих в части заполнения ФЭС FM03 о результатах проверок клиентов, проводимых раз в три месяца.

Для сообщения о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в разделе «Сведения о результатах проверки» было добавлено новое поле со значением «Общее количество клиентов — организаций, физических лиц». В указанном поле теперь необходимо указывать общее количество клиентов — организаций, физических лиц, находившихся на обслуживании за период со дня, следующего за днем окончания предыдущей проверки, по дату окончания проведения текущей проверки (далее — проверяемый период).

Читайте также:  Развитие культуры Иркутской области

Далее в других полях ФЭС указывается количество клиентов, в отношении которых проводилась проверка по перечням и решениям межведомственной комиссии. С учетом вышеизложенного всем субъектам Федерального закона №115-ФЗ, за исключением НФО и лиц ст. 7.1, необходимо учесть изменения, и указывать в ФЭС 03 в том числе общее количество клиентов, независимо от того, проводилась ли идентификация в отношении клиента, а следовательно, и проверка по перечням.

Так, например, организациям и предпринимателям розничной торговли ювелирными изделиями, придется посчитать всех клиентов, которые совершали покупки независимо от суммы операции. То же самое касается и иных сфер деятельности, для которых есть исключения, когда идентификация не проводится, например для операторов по приему платежей.

Отдельно стоит обратить внимание на нумерацию ФЭС. Ранее рекомендовалось нумеровать ФЭС отдельно в рамках каждой разновидности ФЭС. Например, ФЭС по формам FM01 и FM03 должны иметь самостоятельную нумерацию в течение календарного года. Новые форматы ФЭС предусматривают, что порядковый номер информации, представляемой в Росфинмониторинг с начала календарного года (далее — порядковый номер информации указывается сквозной номер по порядку по всем видам ФЭС. Для передачи информации, требующей особого внимания Росфинмониторинга по сведениям об операциях, в отношении которых возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также об операциях, у которых показатель «Код вида операции» принимает значение (где 7NNN — коды группы операций, указывающих на операции, связанные с финансированием экстремистской, в том числе террористической деятельности, финансированием распространения оружия массового уничтожения), первый разряд порядкового номера информации (Y) принимает значение 9. Пример идентификатора: 2021_7702345025_000000000_90000001. Изменения коснулись и порядкового номера файла, сформированного в течение дня. YPPP — порядковый номер файла, сформированного в течение дня (5 символов), нумерация начинается с 00001. Для передачи файла, требующего особого внимания Росфинмониторинга, содержащего сведения об операциях, в отношении которых возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, и об операциях, у которых показатель «Код вида операции» принимает значение (где 7NNN — коды группы операций, указывающих на операции, связанные с финансированием экстремистской, в том числе террористической деятельности, финансированием распространения оружия массового уничтожения), первый разряд порядкового номера файла (Y) принимает значение 9.

Если у вас возникают сложности с формированием ФЭС, специалисты нашей компании готовы оказать вам консультационную поддержку

Автор статьи. Пинигина Елена – эксперт по ПОД/ФТ, генеральный директор МЭЦФМ «Национальное достояние», главный редактор СМИ «Вести 115-ФЗ»

О проверках фэс по сделкам обязательного контроля

Как известно, Росфинмониторинг регулярно передает в Банк России массив сообщений НФО, содержащих сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю (ОПОК). Конечно, не всех, а только тех, которые поступили с нарушением установленного Федеральным законом № 115-ФЗ трехдневного срока.

То есть, если между указанной в формализованном электронном сообщении (ФЭС) датой совершения ОПОК и датой направления ФЭС в Росфинмониторинг более трех дней, будьте уверены, такое сообщение попадет под пристальный взгляд Банка России.

Обратите внимание — дата выявления ОПОК в данном случае значения не имеет!

Само по себе нарушение срока направления сведений об ОПОК в Росфинмониторинг не образует события административного правонарушения. Однако вкупе с нарушением порядка направления таких сведений однозначно вырисовывается диспозиция ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=xEuTjN8CaN8\u0026pp=ygUs0J_RgNCw0LLQuNC70LAg0YHQvtGB0YLQsNCy0LvQtdC90LjRjyDQpNCt0KE%3D

Чтобы выявить или, наоборот, исключить в действиях НФО состав административного правонарушения, Банк Росси посредством Личного кабинета направляет НФО запрос о предоставлении первичных документов, послуживших основанием для формирования и направления в Росфинмониторинг соответствующего ФЭС. Помимо этого, такой запрос будет содержать требование предоставить документы, подтверждающие дату выявления ОПОК, а также сведения о специальном должностном лице (СДЛ) НФО и сотруднике, сформировавшем ФЭС.

Опираясь на полученные документы и сведения Банк России устанавливает:

  1. Когда выявлена ОПОК. Если в течение трехдневного срока с даты ее совершения, то налицо нарушение Федерального закона № 115-ФЗ в части срока направления сведений о сделке в Росфинмониторинг. Ведь Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит оговорок и исключений для срока направления сведений в зависимости от даты выявления ОПОК. Следовательно, если ОПОК выявлена на 2-й или даже 3-й день после дня ее совершения, сведения о ней должны быть отправлены в Росфинмониторинг не позднее 3-го рабочего дня! Если же ОПОК выявлена НФО за пределами 3-хдневного срока, то считается, что в действиях НФО нет вины в нарушении установленного Федеральным законом № 115‑ФЗ срока направления сведений.

Действующим законодательством и нормативными и иными актами Банка России для НФО не установлен срок со дня выявления операции, в течение которого необходимо направить сведения в Росфинмониторинг.

Однако, Департамент финансового мониторинга Банка России рекомендует руководствоваться сроком, установленным для кредитных организаций, — не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции[1].

  1. Корректность формирования ФЭС в соответствии с Порядком[2]. Для этого используются как сведения, предоставленные самой НФО (договор, сведения об СДЛ, о наличии филиалов, являются ли стороны сделки клиентами НФО и т.д.

    ), так и выписки из ЕГРЮЛ. Тщательным образом проверяется каждое поле ФЭС вплоть до названия файла.

    Информационные блоки должны в точности соответствовать фактическим данным и содержать всю возможную информацию, в том числе о представителях сторон по сделке.

  • В результате проверки могут быть выявлены нарушения порядка формирования ФЭС, например в части наименования файла, сотрудника, направившего ФЭС, данных об НФО (наименования, наличия филиалов, адреса). Повезло, если при этом ФЭС направлено в установленный срок. Тогда НФО получит только предписание с требованием устранить нарушения и направить в Росфинмониторинг замену ФЭС. Если же такое ФЭС направлено с нарушением установленного срока (см. п. 1), то помимо предписания в отношении НФО будет возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, результаты рассмотрения которого весьма непредсказуемы и зависят от ряда факторов.
  • Если же проверяющими обнаружены ошибки (читай несоответствия с первичным документом) в информационной части ФЭС, в частности, в отношении данных, перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, такое ФЭС будет расцениваться как предоставление недостоверных сведений об ОПОК. Последствия для НФО весьма неутешительные — предписание об устранении нарушений с заменой ФЭС и административная ответственность по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
  1. Сотрудников НФО, ответственных за выявление ОПОК, формирование и направление ФЭС в Росфинмониторинг, осуществляющих в НФО контроль за указанными процедурами. В случае, если по результатам анализа в действиях НФО будет установлено событие административного правонарушения, помимо самого НФО к административной ответственности будут привлекаться и ее сотрудники.

Административная ответственность НФО, СДЛ и иных сотрудников — тема отдельного подробного разговора, к которой мы обязательно вернемся в следующих статьях. Также рассмотрим последствия соблазнительного варианта вообще ничего не выявлять и никуда не направлять с точки зрения надзорного риска.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что выявление операций, подлежащих обязательному контролю, формирование ФЭС о таких сделках и их направление в Росфинмониторинг — обязательные процедуры специального внутреннего контроля любой НФО, несущие при этом риск разного рода претензий со стороны Банка России.

Чтобы не испытывать стресс всякий раз направляя сообщения в Росфинмониторинг и получая запросы из Банка России для НФО важно на должном уровне организовать и исполнять программу выявления операций, порядок документального фиксирования информации, осуществлять последующий контроль при формировании ФЭС.

AMLclub.ru предлагает НФО консультативную помощь при подготовке документов на запросы Банка России, при участии в делах об административных правонарушениях, в вопросах признания операций подлежащими обязательному контролю, формирования ФЭС (консультации оказывает сотрудник Банка России).

[1] п. 3 Правил составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

[2] Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»