Правила составления ФЭС
« Назад
Все, что нужно знать о хранении ФЭС и УКЭП в Росфинмонторинг 27.02.2020 22:15
ХРАНЕНИЕ ФЭС
Банк России может запрашивать у поднадзорных некредитных финансовых организаций (НФО) файлы с отправленными ФЭС в формате xml. Например, проверяя, отправила ли организация в Росфинмониторинг отчетность о результатах проверки клиентов. В 2019 году редкий НФО не сталкивался с таким запросом.
Штраф за несохраненный файл с сообщением может достигать 50 000 – 100 000 рублей. В таких случаях регулятор имеет претензии не к тому, что отчет не был отправлен в Росфинмониторинг, а к тому, что отправленное сообщение не было сохранено.
Хранить ФЭС необходимо не менее пяти лет со дня получения квитанции Росфинмониторинга о его принятии или непринятии. Указанный срок установлен п.
5 Порядка составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.
5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденным Банком России и размещенным на его официальном сайте.
К сожалению, ФЭС, в отличие от квитанций об их приемке, не хранятся в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга и не доступны для скачивания после их отправки. Задача по обеспечению их сохранности лежит полностью на НФО.
Нам знакома типовая ситуация: из организации увольняется ответственный сотрудник, а на его место приходит новый. Если старый сотрудник не систематизировал отправленные ФЭС, хранил их в компьютере в разных папках («Загрузки», «Рабочий стол», «Мои документы» и т.п.
), то новому сотруднику будет тяжело. Практически невозможно найти, что было отправлено в Росфинмониторинг, а что нет, понять, что является черновиком, а что окончательным файлом.
Поэтому в такой ситуации, если Банк России запросит файлы с ФЭС, есть риск сдать на проверку недостоверные сведения и нарваться на неприятности.
Чтобы обеспечить сохранность и систематизацию файлов с ФЭС, рекомендуем читателям завести на компьютере отдельную папку, в которую необходимо помещать все отправленные сообщения. Также рекомендуем предусмотреть периодическое резервное копирование такой папки на внешний носитель, например, на подключаемый внешний жесткий диск или на простую флешку.
- ХРАНЕНИЕ УКЭП
- Теперь помимо отправленных в Росфинмониторинг файлов с ФЭС также необходимо хранить файлы усиленной квалифицированной электронной подписи (сокращенно — УКЭП), которыми подписываются ФЭС.
- Банк России, проверяя НФО и иные поднадзорные ему некредитные финансовые организации, все чаще просит сдать на проверку помимо самих ФЭС и квитанций об их приемке, также еще и файл УКЭП, сопровождающий отправленное ФЭС в Росфинмониторинг.
- Многие НФО озадачиваются вопросом оформления УКЭП, только получив запросы регулятора с требованием о сдаче его на проверку.
Напомним, ФЭС, направляемые НФО (филиалом НФО), подписываются УКЭП руководителя НФО (руководителя филиала НФО) или сотрудника НФО (сотрудника филиала НФО), уполномоченного направлять сведения в Росфинмониторинг. УКЭП для каждого ФЭС формируется в виде отдельного файла, наименование которого соответствует наименованию ФЭС и имеет расширение «sign».
Наименование файла УКЭП имеет следующую структуру:
SNFO3484_TI_NNNNNNNNNN(NN)_KKKKKKKKK_GGGGMMDD_nnn.xml.sign
где: SNFO3484_TI_NNNNNNNNNN(NN)_KKKKKKKKK_GGGGMMDD_nnn.xml — наименование ФЭС, которое подписывается УКЭП.
Архивная папка с файлами ФЭС и УКЭП
Таким образом, файл с УКЭП по своему названию тождественен отправленному в Росфинмониторинг ФЭС, но имеет расширение «.sign».
Файл с УКЭП формируется автоматически в момент отправки сообщения в Росфинмониторинг.
После отправки сообщения в личном кабинете пользователям однократно предлагается скачать папку с архивом, в котором хранится отправленное ФЭС и УКЭП.
Обратите внимание! Скачать архив с УКЭП можно только один раз: сразу после отправки ФЭС. Далее он становится недоступным. Именно поэтому нужно обязательно после отправки отчета в Росфинмониторинг скачивать архив с ФЭС и УКЭП.
Однократное предложение о скачивании архива с ФЭС и УКЭП в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга
Отдельные НФО отмечали сбои в работе личного кабинета, в результате которых архив с ФЭС и УКЭП не был автоматически сформирован, в результате чего он не был скачан и сохранен.
В таких случаях, чтобы избежать возможных последующих претензий Банка России, рекомендуем НФО незамедлительно делать скриншоты ошибок и писать запрос в службу технической поддержки Росфинмониторинга, фиксируя в тексте обращения проблемы со скачиванием файла УКЭП.
Файлы с УКЭП также как и ФЭС хранятся в электронном виде не менее пяти лет со дня получения квитанции Росфинмониторинга о принятии (непринятии) соответствующего ФЭС. Эти сроки, так же как и в случае с ФЭС, установлены п.
5 Порядка составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.
5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденным Банком России и который был размещен на его официальном сайте.
Штраф за несохраненный файл с УКЭП может достигать 50 000 – 100 000 рублей, поэтому НФО крайне важно обеспечить соблюдения сроков и порядка их сохранности.
Также, буквально на момент написания настоящей статьи мы столкнулись с вопросами отдельных проверяющих Банка России на предмет наличия в составе ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ положений, описывающих порядок и сроки хранения ФЭС, УКЭП и квитанций Росфинмониторинга. Поэтому дадим нашим читателям описать в ПВК и такой порядок.
Надеемся, НФО будут более ответственно подходить к обеспечению хранения ФЭС и УКЭП в Росфинмониторинг. Это станет залогом отсутствия претензий Банка России к этой части организации внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ в НФО и минимизирует риски привлечения к административной ответственности.
Павел Смыслов
В чем суть изменений в порядок составления фэс, как учесть эти изменения в личном кабинете на сайте росфинмониторинга, узнаем на вебинаре рмц, наумир 1 июля. срочно регистрируемся!
1 июля 2021 года вступают в силу изменения в «Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7 и 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ».
Изменений более сотни.
1 июля 2021 года, с 09:30 до 12.30 по московскому времени РМЦ и НАУМИР проведут вебинар «Новые правила заполнения ФЭС. Готовы ли вы к 1 июля?».
- К участию в вебинаре приглашаются: специалисты по финансовому мониторингу и контролю, руководители и сотрудники подразделений внутреннего контроля, ответственные за ПОД/ФТ в микрофинансовых организациях, ломбардах, кредитных потребительских кооперативах, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
- В вебинаре примет участие практик с многолетним опытом работы в качестве специального должностного лица действующей микрофинансовой организации.
- Мы напрямую зайдем в Личный кабинет и рассмотрим, как в нем работать.
- На вебинаре мы обсудим:
- В чем суть изменений в Порядок составления ФЭС?
- Как учесть эти изменения в своей практической работе в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга?
- Как составлять новые ФЭС?
- Что делать, если не знаешь, что делать? Какие типичные ошибки при отправке ФЭС и как их избежать?
Ваши вопросы приветствуются.
Вебинар проводит:
Светлана Малявина, специальное должностное лицо МКК. Имеет опыт работы в кредитных, небанковских и микрофинансовых организациях, и ФНС. Подтвержденная деловая репутация ЦБ РФ, в рамках реализуемой деятельности (банк, платежные системы, микрофинансирование, ВЭД).
Функционал по специализации – ПОД/ФТ/ФРОМУ/FATCA(4г.), Риски (3г), Валютный контроль (2г.), Кредитные истории (1г), Оперу/Касса (14л.).
- Анна Байтенова, вице-президент НАУМИР, член Консультативного совета Росфинмониторинга, юрист с двадцатилетним стажем работы в сфере кредитной кооперации и микрофинансирования, автор комментариев к ряду федеральных законов, десятков книг и публикаций на правовые темы.
- Cтоимость участия: 2800 руб.
- Для членов НАУМИР: скидка 10%.
Для членов СРО «МиР»: скидка 20%. Промокод на скидку необходимо получить на сайте СРО «МиР» в разделе Форум по ссылке.
Обращаем ваше внимание:
- Регистрация на вебинар завершается 30 июня в 12:00 МСК;
- На один адрес электронной почты можно зарегистрировать только одного участника;
- Оплата участия в вебинаре осуществляется путем приобретения билетов через сервис Timepad;
- Накануне вебинара на e-mail участника будет направлена ссылка на вебинарную платформу Webinar.ru;
- При регистрации на Webinar.ru необходимо указать ФИО, ИНН и название организации;
- После окончания вебинара участникам будут направлены презентация и ссылка на просмотр записи вебинара. Доступ к записи вебинара активен в течение 30 дней.
Контактная информация:
- По вопросам участия в мероприятиях и оказания консалтинговых услуг: Татьяна Лисак, директор по обучению и консалтингу: [email protected].
- По вопросам оформления и выдачи сертификатов: Анастасия Мещерякова, офис-менеджер, [email protected], тел.: +7(495) 258-8705, доб. 222.
Павел Смыслов: Полный обзор новых ФЭС 2.0 в Росфинмониторинг
06 июня 2022 г.
на официальном сайте Росфинмониторинга было опубликовано описание структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описание кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), и требования к технологическим электронным документам, направление которых регламентировано Особенностями представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденными приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 февраля 2022 г. № 18.
Соответствующее сообщение об этом было также опубликовано в личных кабинетах пользователей на сайте Росфинмониторинга.
Указанный документ устанавливает новые формы отчетности ФЭС версии 2.0, которые будут применяться с 07 июля 2022 года, и фактически заменяет положения сразу двух приказов Росфинмониторинга, которые, как мы ожидаем, будут отменены в ближайшее время:
- Приказ Росфинмониторинга от 07.10.2021 №219 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению»;
- Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».
Разберем самые главные изменения.
(описание ФЭС и признаков необычных операций на сайте Росфинмониторинга)
На кого распространяются новые описания ФЭС и признаков необычных сделок?
Положения новых особенностей отправки сообщений в Росфинмониторинг распространяются на:
- лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, организаторов азартных игр, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторов по приему платежей, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, и операторов лотерей;
- индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг;
- аудиторские организации и индивидуальных аудиторов.
С какой даты будут применять новые фэс 2.0?
Пунктом 25 Приказа Росфинмониторинга №18 от 8 февраля 2022 г.
№ 18 установлено, что размещенные на официальном сайте Росфинмониторинга описание структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описание кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), и требования к технологическим электронным документам применяются организациями, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками, лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, и аудиторами по истечении 30 календарных дней со дня их размещения на официальном сайте Росфинмониторинга. Исходя из этого и, учитывая, что описание структур ФЭС и кодов необычных сделок было опубликовано Росфинмониторингом на своем сайте 06 июня 2022 года, новые ФЭС версии 2.0 будут применяться с 07 июля 2022 года.
Что поменялось в описании новых ФЭС?
Принципиальных изменений в описании ФЭС в Росфинмониторинг не произошло. Пользователи при переходе с ФЭС 1.2 на ФЭС 2.0 дискомфорта испытать не должны.
Из заметных изменений отметим следующие.
Из состава ФЭС был полностью исключен Тип данных и показатель «Место рождения».
Введен новый тип данных Тип данных «Сведения о бенефициарном владельце» — таблица 2.9.1. В нем указываются:
- результат принятия организацией (филиалом организации), индивидуальным предпринимателем, лицом установленной категории мер по идентификации бенефициарного владельца;
- признак резидента (нерезидента) бенефициарного владельца;
- сведения о бенефициарном владельце.
В состав ФЭС также включаются такие показатели как признак идентификации бенефициарного владельца, сведения о бенефициарном владельце.
Для Типа данных «Сведения о драгоценных металлах, драгоценных камнях, ювелирных изделиях)» был установлен новый показатель «Наименование драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий».
В нем указывается наименование драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в случае если показатель «Код драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий» (КодДрагМеталл) принимает значение «C99» (при этом регистр значения не имеет).
Код вида ФЭС 05 (применяется для сообщения о случаях отказа от проведения операций по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, и (или) об устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ основания, в соответствии с которым ранее организацией (филиалом организации, индивидуальным предпринимателем) были приняты решения об отказе от проведения операций, сведения о которых были представлены в Росфинмониторинг) распространили также и на сообщения об отмене судом ранее принятого решения об отказе от проведения операции.
Были определены правила определения статуса (ранее именовался ролью) участника операции (Плательщик / Получатель) при совершении отдельных операций, подлежащих обязательному контролю:
- в рамках договора купли- продажи (комиссии, агентском договоре) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- в рамках договора скупки драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- в рамках договора финансовой аренды (лизинга);
- для ряда других случаев.
Для показателя «Номер счета в банке» установлено, что он является обязательным к заполнению при наличии в распоряжении у организации (филиала организации), индивидуального предпринимателя, лица установленной категории информации о номере банковского счета клиента.
Уточнены случаи заполнения показателя «Дополнительные сведения».
Конец всем спорам: индивидуальные предприниматели — это физлица. Изменения в отчете о проверке клиентов
На наших семинарах мы постоянно высказывали очевидную позицию о том, что ИП — это не юрлица, а физлица, и их количество надо указывать в отчете о проверке клиентов в составе именно физлиц. Наше убеждение полностью совпало с позиций Росфинмониторинга, которая отныне закреплена в описании ФЭС.
Так, в ФЭС 2.0 были скорректированы отдельные наименования показателей в составе отчета о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и (или) физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
В составе показателей этого отчета теперь упоминаются индивидуальные предприниматели, при чем они указываются в сведениях совместно с количеством клиентов – физических лиц.
Например, в показателе «количество клиентов – индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в отношении которых проведена проверка» указывается общее количество клиентов -– индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в отношении которых проведена идентификация и проверка в проверяемом периоде.
Квитанции о приемке разместят позже, а журнала обработки ФЭС больше нет
Был упразднен журнал обработки ФЭС, который ранее Росфинмониторинг по результатам обработки полученного ФЭС формировал и размещал в Личном кабинете.
Установлено, что квитанция, содержащая подтверждение Росфинмониторинга о принятии или непринятии ФЭС (далее – квитанция о принятии (непринятии) ФЭС), формируется в виде файла формата XML в кодировке UTF-8 и размещается в Личном кабинете не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения ФЭС (ранее устанавливалось, что квитанция о принятии (непринятии) ФЭС, формируется в виде файла формата XML в кодировке UTF-8 и включается в журнал обработки ФЭС не позднее рабочего дня, следующего за днем получения ФЭС).
Новые сообщения о подозрительной деятельности
В связи с уточнением в законодательстве по ПОД/ФТ/ФРОМУ обязанности о направлении в Росфинмониторинг сообщений о совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых на основании реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения возникают подозрения, что данные операции и (или) действия осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, включая имеющуюся информацию о бенефициарном владельце, появился отдельный код вида ФЭС «09». Эти сообщения Росфинмониторинг назвал сообщениями о подозрительной деятельности.
В связи с этим был установлен и новый показатель «Идентификатор подозрительной деятельности» в котором указывается уникальный идентификатор подозрительной деятельности клиента.
Состав и формат информационной части ФЭС о подозрительной деятельности указан в таблице 3.2.1 описания ФЭС.
Какие приложения вошли в новое описание ФЭС?
В состав приложений вошли следующие:
- Справочник кодов видов документов, удостоверяющих личность или подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
- Справочник кодов видов организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, являющихся субъектами Федерального закона № 115-ФЗ;
- Справочник кодов видов документов, являющихся основанием/подтверждением совершения операции (сделки);
- Справочник кодов видов операций, информация о которых представляется в Росфинмониторинг;
- Справочник кодов видов признаков необычных операций (сделок), информация о которых представляется в Росфинмониторинг;
- Справочник кодов драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- Справочник кодов видов участников операций (сделок);
- Перечень видов подозрительной деятельности;
- Перечень зон риска, определенных по результатам Национальной оценки рисков.
Что делать с новыми критериями подозрительных операций?
Наибольший интерес представляет Справочник кодов видов признаков необычных операций (сделок), информация о которых представляется в Росфинмониторинг, который приведен в приложениях к Описанию структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описанию кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок). Теперь организации и предприниматели должны будут на страницах своих правил внутреннего контроля воспроизвести описания критериев или признаков необычных операций (сделок) и их коды в соответствии с указанным справочником (ранее применялся Приказ Росфинмониторинга №103).
Это потребует от субъектов 115-ФЗ переработки правил внутреннего контроля, которую следует сделать до 7 августа 2022 года.
Наши рекомендации
В ФЭС 2.0 содержатся и иные, не описанные нами изменения, которые читателям только предстоит еще освоить на практике.
Мы настоятельно рекомендуем организациям и предпринимателям при заполнении отчетности пользоваться обновленным описанием структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описанием кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), ну или как минимум не забывать нажимать на подсказку при заполнении отчета в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга (знак вопроса в круге справа от поля для ввода информации).
Павел Смыслов Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, юрист, канд. истор. наук, учредитель Межрегионального учебного и консультационно-правового центра финансового мониторинга (МУКПЦФМ)
финмониторинг
№: 4936-У (Форматы)
Дата: 23 апреля 2019
«Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»(утв. Банком России) |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ПРАВИЛА
- СОСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
- СВЕДЕНИЙ И ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 7, 7.5
- ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
- (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
- И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА»
1. Принятые обозначения
При описании правил составления кредитными организациями (филиалами кредитных организаций) в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.
5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ), используются обозначения, приведенные в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Обозначения | Пояснения |
Наименование показателя | Приводится полное наименование показателя. |
Сокращенное наименование показателя (тег) | Приводится сокращенное наименование показателя. Синтаксис сокращенного наименования показателя удовлетворяет спецификации XML формата. |
Формат показателя | Для каждого показателя указывается синтаксис значения этого показателя и в круглых скобках — максимальное количество символов, допустимое для значения показателя.Формат значения показателя определяется следующими условными обозначениями: |
— | ЦЧ — целое число, последовательность цифр (без лидирующих нулей); |
— | ДЧ — дробное число, последовательность цифр (без лидирующих нулей), включающая десятичную точку (символом разделителем целой и дробной части чисел является десятичная точка «.»); |
— | Д — дата в формате , где — две цифры, соответствующие номеру дня в месяце, — две цифры, соответствующие номеру месяца в году, — четыре цифры года; |
— | В — время в формате ; |
— | В5 — время в формате ; |
— | ВЧП — время с учетом часового пояса относительно московского времени в формате (МСК+/-), |
|
|
— | Л — логическое значение (1 — верно, 0 — не верно); |
— | K — код, последовательность содержащихся в соответствующих справочниках любых символов, без учета регистра, включая пробелы и знаки препинания; |
— | N — число, последовательность цифр (без лидирующих нулей), может включать десятичную точку; |
— |
|
Признак обязательности показателя | Определяет обязательность наличия показателя (совокупности наименования показателя и его значения) в электронном документе.Признак обязательности показателя принимает следующие значения: |
— | О — обязательный показатель, наличие значения показателя обязательно; |
— | Н — необязательный показатель, показатель, который может отсутствовать; |
— | У — условно-обязательный показатель, показатель, присутствие которого в электронном документе обусловлено значениями, наличием или отсутствием других показателей этого же документа. В случае выполнения условия присутствия условно-обязательный показатель по всем своим свойствам приравнивается к обязательному показателю, а в случае невыполнения — отсутствует. Условия наличия условно-обязательных показателей указываются в графе «Структура показателя и дополнительная информация»; |
— | П — предписанный показатель, показатель, тег которого должен обязательно присутствовать в электронном документе, в то время как значения показателя может и не быть; |
— | О(У), П(У) — смешанный признак обязательности показателя — значение признака обязательности показателя, приведенного в скобках определяет наличие показателя, в случае если кредитная организация (филиал кредитной организации) представляет в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) сведения об участнике операции, не являющимся клиентом этой кредитной организации (этого филиала кредитной организации), в ином случае обязательность показателя определяется значением, приведенном перед скобками. |
Признак множественности показателя | Определяет множественность показателя. |
— | Е — единичный показатель, показатель, который встречается в электронном документе один раз; |
— | М — множественный показатель, показатель, который может встречаться в электронном документе более одного раза. |
Структура показателя и дополнительная информация | Для сложного показателя указывается его структура.Для показателя, принимающего ограниченный перечень значений из классификатора (кодового словаря и т.п.), указывается соответствующее наименование классификатора (кодового словаря и т.п.) или приводится перечень возможных значений. Для классификатора (кодового словаря и т.п.) может указываться ссылка на его местонахождение.Для показателя, определенного как условно-обязательный, указывается условие наличия данного показателя. |
Новые форматы ФЭС с 15 ноября 21 г. На что обратить внимание, как теперь правильно посчитать клиентов
15 ноября 2021 г. вступил в силу Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7 октября 2021 г. N 219 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г.
15 ноября 2021 г. вступил в силу Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7 октября 2021 г. N 219 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению». Соответственно Приказ Росфинмониторинга №261 утратил силу. Новые форматы содержат существенные отличия от предыдущих в части заполнения ФЭС FM03 о результатах проверок клиентов, проводимых раз в три месяца.
Для сообщения о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в разделе «Сведения о результатах проверки» было добавлено новое поле со значением «Общее количество клиентов — организаций, физических лиц». В указанном поле теперь необходимо указывать общее количество клиентов — организаций, физических лиц, находившихся на обслуживании за период со дня, следующего за днем окончания предыдущей проверки, по дату окончания проведения текущей проверки (далее — проверяемый период).
Далее в других полях ФЭС указывается количество клиентов, в отношении которых проводилась проверка по перечням и решениям межведомственной комиссии. С учетом вышеизложенного всем субъектам Федерального закона №115-ФЗ, за исключением НФО и лиц ст. 7.1, необходимо учесть изменения, и указывать в ФЭС 03 в том числе общее количество клиентов, независимо от того, проводилась ли идентификация в отношении клиента, а следовательно, и проверка по перечням.
Так, например, организациям и предпринимателям розничной торговли ювелирными изделиями, придется посчитать всех клиентов, которые совершали покупки независимо от суммы операции. То же самое касается и иных сфер деятельности, для которых есть исключения, когда идентификация не проводится, например для операторов по приему платежей.
Отдельно стоит обратить внимание на нумерацию ФЭС. Ранее рекомендовалось нумеровать ФЭС отдельно в рамках каждой разновидности ФЭС. Например, ФЭС по формам FM01 и FM03 должны иметь самостоятельную нумерацию в течение календарного года. Новые форматы ФЭС предусматривают, что порядковый номер информации, представляемой в Росфинмониторинг с начала календарного года (далее — порядковый номер информации указывается сквозной номер по порядку по всем видам ФЭС. Для передачи информации, требующей особого внимания Росфинмониторинга по сведениям об операциях, в отношении которых возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также об операциях, у которых показатель «Код вида операции» принимает значение (где 7NNN — коды группы операций, указывающих на операции, связанные с финансированием экстремистской, в том числе террористической деятельности, финансированием распространения оружия массового уничтожения), первый разряд порядкового номера информации (Y) принимает значение 9. Пример идентификатора: 2021_7702345025_000000000_90000001. Изменения коснулись и порядкового номера файла, сформированного в течение дня. YPPP — порядковый номер файла, сформированного в течение дня (5 символов), нумерация начинается с 00001. Для передачи файла, требующего особого внимания Росфинмониторинга, содержащего сведения об операциях, в отношении которых возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, и об операциях, у которых показатель «Код вида операции» принимает значение (где 7NNN — коды группы операций, указывающих на операции, связанные с финансированием экстремистской, в том числе террористической деятельности, финансированием распространения оружия массового уничтожения), первый разряд порядкового номера файла (Y) принимает значение 9.
Если у вас возникают сложности с формированием ФЭС, специалисты нашей компании готовы оказать вам консультационную поддержку
Автор статьи. Пинигина Елена – эксперт по ПОД/ФТ, генеральный директор МЭЦФМ «Национальное достояние», главный редактор СМИ «Вести 115-ФЗ»
О проверках фэс по сделкам обязательного контроля
Как известно, Росфинмониторинг регулярно передает в Банк России массив сообщений НФО, содержащих сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю (ОПОК). Конечно, не всех, а только тех, которые поступили с нарушением установленного Федеральным законом № 115-ФЗ трехдневного срока.
То есть, если между указанной в формализованном электронном сообщении (ФЭС) датой совершения ОПОК и датой направления ФЭС в Росфинмониторинг более трех дней, будьте уверены, такое сообщение попадет под пристальный взгляд Банка России.
Обратите внимание — дата выявления ОПОК в данном случае значения не имеет!
Само по себе нарушение срока направления сведений об ОПОК в Росфинмониторинг не образует события административного правонарушения. Однако вкупе с нарушением порядка направления таких сведений однозначно вырисовывается диспозиция ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=xEuTjN8CaN8\u0026pp=ygUs0J_RgNCw0LLQuNC70LAg0YHQvtGB0YLQsNCy0LvQtdC90LjRjyDQpNCt0KE%3D
Чтобы выявить или, наоборот, исключить в действиях НФО состав административного правонарушения, Банк Росси посредством Личного кабинета направляет НФО запрос о предоставлении первичных документов, послуживших основанием для формирования и направления в Росфинмониторинг соответствующего ФЭС. Помимо этого, такой запрос будет содержать требование предоставить документы, подтверждающие дату выявления ОПОК, а также сведения о специальном должностном лице (СДЛ) НФО и сотруднике, сформировавшем ФЭС.
Опираясь на полученные документы и сведения Банк России устанавливает:
- Когда выявлена ОПОК. Если в течение трехдневного срока с даты ее совершения, то налицо нарушение Федерального закона № 115-ФЗ в части срока направления сведений о сделке в Росфинмониторинг. Ведь Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит оговорок и исключений для срока направления сведений в зависимости от даты выявления ОПОК. Следовательно, если ОПОК выявлена на 2-й или даже 3-й день после дня ее совершения, сведения о ней должны быть отправлены в Росфинмониторинг не позднее 3-го рабочего дня! Если же ОПОК выявлена НФО за пределами 3-хдневного срока, то считается, что в действиях НФО нет вины в нарушении установленного Федеральным законом № 115‑ФЗ срока направления сведений.
Действующим законодательством и нормативными и иными актами Банка России для НФО не установлен срок со дня выявления операции, в течение которого необходимо направить сведения в Росфинмониторинг.
Однако, Департамент финансового мониторинга Банка России рекомендует руководствоваться сроком, установленным для кредитных организаций, — не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции[1].
-
Корректность формирования ФЭС в соответствии с Порядком[2]. Для этого используются как сведения, предоставленные самой НФО (договор, сведения об СДЛ, о наличии филиалов, являются ли стороны сделки клиентами НФО и т.д.
), так и выписки из ЕГРЮЛ. Тщательным образом проверяется каждое поле ФЭС вплоть до названия файла.
Информационные блоки должны в точности соответствовать фактическим данным и содержать всю возможную информацию, в том числе о представителях сторон по сделке.
- В результате проверки могут быть выявлены нарушения порядка формирования ФЭС, например в части наименования файла, сотрудника, направившего ФЭС, данных об НФО (наименования, наличия филиалов, адреса). Повезло, если при этом ФЭС направлено в установленный срок. Тогда НФО получит только предписание с требованием устранить нарушения и направить в Росфинмониторинг замену ФЭС. Если же такое ФЭС направлено с нарушением установленного срока (см. п. 1), то помимо предписания в отношении НФО будет возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, результаты рассмотрения которого весьма непредсказуемы и зависят от ряда факторов.
- Если же проверяющими обнаружены ошибки (читай несоответствия с первичным документом) в информационной части ФЭС, в частности, в отношении данных, перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, такое ФЭС будет расцениваться как предоставление недостоверных сведений об ОПОК. Последствия для НФО весьма неутешительные — предписание об устранении нарушений с заменой ФЭС и административная ответственность по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
-
Сотрудников НФО, ответственных за выявление ОПОК, формирование и направление ФЭС в Росфинмониторинг, осуществляющих в НФО контроль за указанными процедурами. В случае, если по результатам анализа в действиях НФО будет установлено событие административного правонарушения, помимо самого НФО к административной ответственности будут привлекаться и ее сотрудники.
Административная ответственность НФО, СДЛ и иных сотрудников — тема отдельного подробного разговора, к которой мы обязательно вернемся в следующих статьях. Также рассмотрим последствия соблазнительного варианта вообще ничего не выявлять и никуда не направлять с точки зрения надзорного риска.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что выявление операций, подлежащих обязательному контролю, формирование ФЭС о таких сделках и их направление в Росфинмониторинг — обязательные процедуры специального внутреннего контроля любой НФО, несущие при этом риск разного рода претензий со стороны Банка России.
Чтобы не испытывать стресс всякий раз направляя сообщения в Росфинмониторинг и получая запросы из Банка России для НФО важно на должном уровне организовать и исполнять программу выявления операций, порядок документального фиксирования информации, осуществлять последующий контроль при формировании ФЭС.
AMLclub.ru предлагает НФО консультативную помощь при подготовке документов на запросы Банка России, при участии в делах об административных правонарушениях, в вопросах признания операций подлежащими обязательному контролю, формирования ФЭС (консультации оказывает сотрудник Банка России).
[1] п. 3 Правил составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
[2] Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»