Информация

Постановление преимущества уголовно

Среди поставщиков в госзакупках есть льготные категории, которые получают определенные преимущества. Преференции по 44-ФЗ — это стимулирующие меры, предоставляемые заказчиками в виде материальных преимуществ, позволяющих определенным видам подрядчиков осуществлять закупку на более выгодных условиях. Размер такой формы перед конкурентами может достигать 20 % от цены контракта.

К поставщикам, имеющим преимущества в закупках, по общему правилу относят:

  • отечественных производителей;
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (УИС);
  • организации инвалидов;
  • субъектов малого предпринимательства (СМП);
  • социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО).

В таблице обобщены сведения, что такое преференции по 44-ФЗ и кому они предоставляются.

Учреждения и предприятия УИС (ст. 28 закона № 44-ФЗ) Организации инвалидов (ст. 29 закона № 44-ФЗ) СМП и СОНКО (ст. 30 закона № 44-ФЗ)
Суть преференции Если победитель — УИС, то цену увеличивают по требованию победителя на 15 %, но не более НМЦК. Если победитель — организация инвалидов, то цену увеличивают по требованию победителя на 15 %, но не более НМЦК. Преимущества предоставляются, если закупаются ТРУ из перечня № 2 к постановлению правительства о преференциях инвалидам по 44-ФЗ от 08.12.2021 № 3500-р Вариант 1. В закупке участвуют только СМП и СОНКО. Вариант 2. Устанавливается требование о привлечении соисполнителей, субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 закона № 44-ФЗ). На закупки у СМП и СОНКО заказчику необходимо потратить не менее 25 % среднегодового объема закупок.
Когда предоставляют Обратите внимание: ранее действовало постановление Правительства РФ 649 по 44-ФЗ, которое регулировало порядок предоставления учреждениям УИС преимуществ в отношении предлагаемой ими цены. В настоящее время оно утратило силу. На сегодняшний день действует правительственное постановление о преимуществах УИС по 44-ФЗ от 08.12.2021 № 3500-р: преференции предоставляются в закупках товаров, работ или услуг, которые включены в перечень, прилагаемый к этому документу. Товары, входящие в перечень, закупаются в рамках отдельной закупки. Вот несколько примеров товаров из перечня преимуществ уголовно-исполнительной системы по 44-ФЗ:

  • молоко сырое коровье;
  • машины стиральные для прачечных;
  • вентиляторы и бытовые вытяжные и приточно-вытяжные шкафы;
  • скот молочный крупный рогатый живой;
  • окна, двери балконные и их коробки.

Кроме того, правительство обновило перечень товаров, работ и услуг, по которым заключаются контракты с единственным поставщиком и которые производят УИС 1292 по 44-ФЗ с изменениями на 2023 год, который включает список изделий с кодами ОКПД. Среди них:

  • одеяла и дорожные пледы;
  • белье постельное;
  • мешки и пакеты для упаковки товаров;
  • одежда из натуральной и композитной кожи;
  • спецодежда и др.
Информацию о преимуществах указывают в извещении. Если информация не указана в извещении, то должностному лицу грозит штраф. Преференции предоставляются только общероссийским организациям — обратите на это внимание. Вот несколько примеров товаров из перечня преимуществ инвалидам по 44-ФЗ по постановлению от 08.12.2021 № 3500-р:

  • белье постельное;
  • изделия мебельно-декоративные, не включенные в другие группировки;
  • одежда из нетканых материалов;
  • услуги по письменному и устному переводу.
Обратите внимание, что в 2022 и 2023 годах при определении заказчиками из числа федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ, подведомственных им ГУП, а также муниципальных медицинских организаций объема закупок в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий. При определении объема закупок, в расчет СГОЗ не включаются закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика. Исключение — закупки, которые проведены по п. 25 части 1 статьи 93 по итогам несостоявшегося определения поставщиков, проведенного с ограничениями для СМП и СОНКО;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • с применением закрытых способов отбора поставщиков.
Кому не предоставляются преимущества при осуществлении закупок Организациям, которые не входят в систему УИС. В ст. 19 Федерального закона об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, указаны такие организации: ФГУП УИС, учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы и другие организации. Посмотрите информацию в выписке из ЕГРЮЛ или в уставных документах, чтобы определить, что учреждение (предприятие) относится к УИС. Организациям инвалидов и участникам, которые не являются общероссийскими и не соответствуют требованиям ч. 2 ст. 29 44-ФЗ. Например, региональным и местным объединениям, если они не являются структурным подразделением Всероссийской организации инвалидов. Компаниям и ИП, сведений о которых нет в реестре СМП.
Подтверждающие документы Участнику необходимо предоставить декларацию о принадлежности к учреждению уголовно-исполнительной системы. В документации о закупке требуйте от участника декларацию о принадлежности участника к организациям, претендующим на получение преференций. Она составляется в свободной форме. Декларация о принадлежности поставщика к субъектам СМП и СОНКО формируется автоматически при регистрации в ЕИС с помощью функционала электронных площадок. Подавать декларацию вместе с заявкой не требуется. Заказчику ее отправит оператор электронной площадки. Основание — Правила регистрации участников в ЕИС, утверждённые постановлением о преимуществах СМП по 44-ФЗ от 27.01.2022 № 60.

Определить, что закупка проходит с учетом преимуществ для СМП и СОНКО, позволит функционал ЕИС по поиску закупок. В конструкторе поиска выберите «Закупка у СМП и СОНКО»:

Постановление преимущества уголовно

Информация о преференциях для СМП размещена в карточке закупки:

Постановление преимущества уголовно

Преимущества для отечественных производителей

Правила допуска иностранных товаров в госзакупках и, соответственно, о преференции для предпринимателей с товаром отечественного производителя или поставщика из стран ЕАЭС регулируются Приказом № 126н.

Приказом в дополнение к положениям 44-ФЗ разъясняется, что такое снижение цены на 15 процентов для отечественных производителей, — это ценовые привилегии в указанном размере для поставщиков, которые предлагают российский товар или продукцию из стран ЕАЭС.

При закупках товаров, предусмотренных приложением № 2 к приказу № 126н, закупаемых в рамках реализации национальных проектов, применяется понижающий коэффициент в размере 20 %, если в заявке предложена продукция производства стран ЕАЭС.

Преимущества при участии в закупках по статьям 28 и 29 Федерального закона №44-ФЗ для учреждений УИС и ОИ

В обязанности государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ входит предоставление преимуществ для отдельных категорий участников. В число таких участников госзакупок, которые могут рассчитывать на льготы, входят организации инвалидов и учреждения уголовно-исправительной системы. Перечень предоставляемых им преимуществ приведен в ст. 28 и 29 44-ФЗ.

Что регулируют ст. 28 и 29 44-ФЗ

При проведении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг конкурентными способами заказчики обязаны предоставлять ценовые преимущества учреждениям (предприятиям) уголовно-исправительной системы по ст. 28 44-ФЗ и организациям инвалидов по ст. 29 44-ФЗ.

Такие преимущества призваны стимулировать к участию в закупках организации инвалидов и учреждения уголовно-исправительной системы и дать им возможность конкурировать с представителями крупного бизнеса.

Согласно правилам 44-ФЗ, предоставление указанных привилегий является не правом, а обязанностью заказчика. Информация об указанных преимуществах подлежит включению в закупочную документацию. Стоит отметить, что до принятия 44-ФЗ заказчик по 94-ФЗ устанавливал преференции по своему усмотрению.

Сведения о преимуществах для учреждений уголовно-исправительной системы и организаций инвалидов включаются в конкурсную документацию, извещение о проведении аукциона, запросе цен и пр.

Указанные в ст. 28, 29 44-ФЗ преимущества не распространяются на неконкурентные способы закупок (закупки у единственного поставщика по нормам ст. 93 44-ФЗ).

Какие преимущества и в каких случаях полагаются учреждениям уголовно-исполнительной системы при участии в закупках

Перечень учреждений, которые входят по российскому законодательству в уголовно-исполнительную систему, приведены в ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса. Сюда относят:

  • уголовно-исполнительные инспекции;
  • арестные дома;
  • исправительные центры;
  • колонии поселения и воспитательные колонии;
  • лечебно-исправительные учреждения;
  • исправительные колонии общего и особого режима;
  • тюрьмы;
  • колонии особого режима.

Также Перечень учреждений из УИС был установлен Постановлением Правительства от 2000 года №89. Согласно ст. 5 Закона №5473, в УИС также входят СИЗО, научно-исследовательские, медицинские, образовательные и проектные организации, которые обеспечивают деятельность уголовных учреждений.

Преимущества для учреждений уголовно-исправительной системы предоставляются в том случае, если объект закупки входит в перечень Постановления Правительства №649 от 2014 года.

В 2016 году указанный перечень был дополнен Постановлением Правительства №724. В него вошли молоко, водоросли, сметана, сыры, холодильники, электронагреватели, уголь, ножи и пр. товары.

Читайте также:  Работы считаются выполненными

Информация о преференциях компаниям из числа УИС прописывается в закупочной документации и размещается в открытом доступе в ЕИС.

Суть предоставляемых преимуществ по ст. 28 44-ФЗ прописана в ч. 2 указанной статьи. Здесь сказано, что при победе в торгах учреждения из числа УИС по требованию победителя цена заключаемого с ним контракта увеличивается до 15%. При этом она не должна превысить значения НМЦК.

Если победитель уклонился от подписания контракта, то правило о возможности увеличения цены до 15% распространяется и на участника закупки, который сделал равное предложение с победителем или предложил ему лучшие условия по цене контракта.

Если буквально трактовать положения ст. 28 44-ФЗ, можно сделать вывод, что заказчик может предоставить участнику любые ценовые преимущества, главное, чтобы они находились в пределах 15%. Так, ранее в профессиональной среде бытовало мнение, что размер таких преимуществ мог составлять и 0,5% от цены контракта.

Но, согласно поясняющему письму Минэкономразвития №Д28и-2197 от 2014 года, преимущества предоставляются в фиксированном размере: как 15% от предложенной учреждениями УИС цены контракта.

Согласно разъясняющему письму Минэконоразвития от 2017 года №Д28и-1330, при установлении преимуществ заказчику следует руководствоваться наименованием объекта закупки из перечня, а не кодом. Дело в том, что в последние годы коды ОКПД-2 поменялись, и они могут не соответствовать наименованию.

В случае если в закупке представлены товары из указанного перечня и не входящие в него, то преимущества не предоставляются. Но заказчикам рекомендовано разбивать такие закупки на несколько.

Дело в том, что если в перечне есть товары, в отношении которых преимущества не устанавливаются, заказчик нарушает требования о предоставлении преференций для отдельных товаров из перечня Постановления Правительства.

Также заказчику не стоит одновременно устанавливать преимущества для УИС и ОИ по ст. 28, 29 и ст. 30 44-ФЗ для СМП. Связано это с тем, что учреждения уголовно-исправительной системы по своей сути не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства и не вправе принимать участие в такого рода закупках. Устанавливая такие условия, заказчик ограничивает конкуренцию.

Какие организации инвалидов имеют право на преимущества при участии в закупках, и какие преимущества им предоставляются

В число организаций инвалидов по ч. 2 ст. 29 44-ФЗ входят:

  1. Общероссийские общественные организации инвалидов, созданные как союзы общественных организаций инвалидов, среди которых инвалиды и их законные представители — не менее 80%.
  2. Организации, чей уставной капитал полностью погашен из вкладов общероссийских организаций инвалидов. При этом в среднесписочной численности доля инвалидов должна быть не менее 50%, а доля их в оплате труда – от 25%.

Для получения преимуществ участник закупки, который входит в организацию инвалидов, должен задекларировать свою принадлежность к учреждению подобного типа. При этом никаких дополнительных документов, которые подтвердят его правовой статус, от участника запрашивать не вправе. Такое пояснение приведено в письме ФАС РФ от 2014 года № АЦ/37971/14.

Преимущества в рамках осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд для организаций инвалидов предоставляются, если закупаемые товары приведены в Перечне по Постановлению Правительства №341 от 2014 года. В закупочной документации заказчик обязан привести сведения, согласно которым, при проведении данной закупки этим учреждениям полагаются преимущества.

Преимущества для организаций инвалидов предоставляются по той же схеме, что и для УИС. То есть такие организации могут рассчитывать на преимущества в размере 15% от сделанного ими ценового предложения при заключении госконтракта. Приведем пример предоставления преимуществ для организаций инвалидов.

Например, НМЦК на поставку мебели составляет 100 тыс. р. Победителем стала организация, которая предложила цену в 80 тыс. р. Она входит в общество инвалидов. Поэтому при заключении контракта договор с ней подписывается по цене 92 тыс. р. (80 * 15%).

Другой пример: организация победила с ценовым предложением в 95 тыс. р. В этом случае госконтракт с ней будет подписан по цене 100 тыс. р. (не более НМЦК), так как при предоставлении полного преимущества в 15% цена госконтракта превысит НМЦК.

Ответственность за нарушения

В случае нарушения требований ст. 28, 29 44-ФЗ заказчику и ответственному лицу грозит административная либо дисциплинарная ответственность исходя из положений КоАП или Трудового кодекса. Административная ответственность наступает по следующим проступкам заказчика:

  1. За непредусмотрение положенных учреждениям УИС и ОИ преимуществ в закупочной документации — по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
  2. За преимущества организациям из указанных категорий, которые не были предусмотрены 44-ФЗ – по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
  3. За размещение извещений о закупке без указания положенных преимуществ — по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
  4. За заключение контракта с такими учреждениями без учета положенных им льгот по ст. 28, 29 44-ФЗ или при ненадлежащем учете таких преференций – по ч. 2,1 ст. 7.32 КоАП РФ.

Дисциплинарные взыскания для ответственных лиц за разработку документации по торгам наступает по ст. 192 Трудового кодекса. Под должностным лицом в данном случае понимается специалист контрактной службы или конкурсный управляющий.

Согласно положениям 44-ФЗ, указанным в ч. 3 ст. 99 44-ФЗ, за несоблюдение требований законодательства о контрактной системе заказчику может грозить внеплановая проверка со стороны ФАС и других контролирующих закупочную отрасль инстанций. Это возможно, если учреждение УИС или ОИ пожалуется на него в ФАС на нарушение требований контрактной системы.

Таким образом, ФЗ-44 предусматривает определенные преимущества в процессе заключения контракта и выборе победителя для учреждений уголовно-исправительной системы и организаций инвалидов. Они регламентируются положениями ст.

28, 29 44-ФЗ. Такие преимущества предполагают предоставление привилегии при учете ценового предложения участника в размере 15%. При нарушении указанных требований заказчику грозит административная и дисциплинарная ответственность.

Статьи 28 и 29 Федерального закона №44-ФЗ: предоставление преимуществ при участии в закупках

Согласно положениям ст. 28 и 29 закона 44-ФЗ, государственные и муниципальные заказчики при осуществлении закупок обязаны предоставлять преимущество организациям инвалидов и пенитенциарным учреждениям за исключением случаев, когда осуществляется закупка у единственного исполнителя.

Правовое регулирование преимуществ участников

Преимущество заключается в увеличении суммарной цены контракта на 15%, но не выше начальной максимальной цены. При отказе победителя от заключения контракта на данное преимущество имеет право обладатель заявки на конкурс, которой был присвоен второй номер, или предложившее такую же цену в электронном аукционе лицо.

Процедура получения преимущества описывается:

Сведения о преимуществах, положенных, согласно ст. 28, 29 закона 44-ФЗ, должны быть указаны в закупочной документации и опубликованы в ЕИС заказчиком.

Преимущества организаций инвалидов

Часть 2 ст. 29 закона 44-ФЗ определяет следующие условия, которым должны отвечать организации лиц с инвалидностью для получения преимущества при закупках:

  • число инвалидов в организации должно быть не менее 80% — для всероссийских организаций и их союзов;
  • число инвалидов в организации должно быть не менее половины, если фонд оплаты труда инвалидов составляет не менее 25% от общего, и весь уставной капитал организации формируется всероссийскими союзами инвалидов.

Численность инвалидов определяется по отношению к количеству членов организации, имеющих право голоса на собраниях, или их законных представителей (для недееспособных инвалидов).

В Постановлении №341 приведен перечень товаров, при закупке которых предоставляется преимущество:

  • полуфабрикаты из мяса;
  • фруктовые и овощные соки;
  • консервированные овощи;
  • хлеб;
  • воды бутилированные;
  • текстиль, трикотаж;
  • мебель;
  • упаковка, емкости из металлов;
  • крепеж, метизы;
  • электротовары;
  • предметы гигиены;
  • полиграфическая продукция.

Также преимущество предоставляется при закупке услуг курортов, спорткомплексов и по переводу текста.

Получение преимущества происходит в следующем порядке:

  1. Проводится закупочная процедура и определяется победитель.
  2. Победитель подает заказчику заявление в свободной форме о наличии права на льготы в соответствии со ст. 29 44-ФЗ.
  3. Заказчик проверяет наличие у организации-победителя признаков, приведенных в ч. 2 ст. 29 44-ФЗ.
  4. В проект контракта вносятся изменения, касающиеся увеличения цены.

Если в закупке несколько лотов, то на 15% увеличивается цена за единицу товара, работы или услуги по каждому лоту.

Преимущества уголовно-исполнительных учреждений

К организациям уголовно-исполнительной системы, имеющим право на получение преимущества в цене госконтракта, относятся:

  • уголовные инспекции;
  • арестные дома;
  • исправительные учреждения;
  • колонии общего, строгого и специального режимов;
  • колонии-поселения;
  • тюрьмы;
  • лечебно-исправительные организации;
  • следственные изоляторы.
Читайте также:  Расшифровка строки 1150

Госзаказчики обязаны предоставлять данным учреждениям преимущество в цене при закупке у них товаров из следующего перечня:

  • кормовые растительные культуры;
  • молоко и молочная продукция;
  • бурые водоросли (ламинария);
  • антрацит и бурый уголь;
  • колбасные изделия;
  • мука, хлеб и выпечка;
  • консервированные фрукты и овощи;
  • сахар, яйца куриные, дрожжи;
  • столовые приборы;
  • электробытовые приборы;
  • кровати и тумбы.

В Постановлении №649 приведен данный перечень с указанием кодов классификации продукции (ОКПД 2). Получение преимущества победителем осуществляется по заявлению в свободной форме, поданному заказчику на этапе согласования условий проекта контракта.

Региональное законодательство вправе расширить данный перечень, ориентируясь на продукцию местных учреждений уголовно-исполнительной системы.

Ответственность заказчика за непредоставление преимуществ

Если заказчик не предоставил организации инвалидов или уголовно-исполнительной системы, победившей в закупочной процедуре, преимущества в цене, то наступают следующие виды ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • гражданско-правовая.

Административная ответственность наступает при отказе в предоставлении преимущества лицу, имеющему право на такое преимущество, по ст. 7.

30 КоАП, которая предполагает наложение штрафа в размере 3000 рублей на должностные лица заказчика (п. 4.2 ст. 7.30 КоАП).

За неразмещение в ЕИС информации о закупке товаров из льготных перечней штраф составит 15000 рублей для должностных лиц, а для организаций заказчиков – 50000 рублей.

Уголовная ответственность наступает, если в результате непредоставления преимущества организации инвалидов был причинен крупный материальный ущерб, или была получена незаконная выгода в крупном размере.

Гражданско-правовая ответственность наступает при наличии искового заявления о возмещении ущерба от победителя закупки, которому госзаказчик отказался предоставлять преимущество в цене, или преимущество было предоставлено не в полной мере. Размер возмещения ущерба определяется арбитражным судом и не зависит от размера административных штрафов.

Важно учесть, что преимущество в цене не предоставляется при наличии в одном лоте или одной закупке товаров, относящихся к перечням из Постановлений 341 и 649 и товаров не из этих перечней.

При этом составление планов таких закупок на практике приравнивается к попытке заказчика уклониться от предоставления преимущества, согласно закону 44-ФЗ, и поэтому включение в план-график товаров из смешанных перечней не рекомендуется.

Какие преимущества предоставить учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Участникам закупки – учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, или УИС, предоставляйте преимущества в отношении цены контракта. Льгота действует на товары, работы и услуги из перечня, который Правительство РФ утвердило постановлением от 14 июля 2014 года № 649, далее – Постановление № 649.

Если заключаете контракт с единственным поставщиком, преимущество не предоставляйте (ч. 1 ст. 28 Закона № 44-ФЗ).

Информацию о том, что предоставляете преимущество, укажите в извещении и документации о закупке. Должностное лицо, которое нарушит это требование, контролеры накажут штрафом – 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.

30 КоАП РФ).

Кроме того, учреждение или предприятие УИС вправе претендовать на статус единственного поставщика, если производит продукцию из перечня постановления Правительства РФ от 26 декабря 2013 года № 1292 (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Вправе ли заказчик в одной закупке установить преимущество учреждениям, предприятиям УИС и СМП, СОНО ?

Нет. Если проводите закупку для учреждений и предприятий УИС, не устанавливайте преимущество для СМП и СОНО – эти два ограничения противоречат друг другу.
Учреждение или предприятие УИС не может быть малым предприятием или социально ориентированной некоммерческой организацией, поскольку не соответствует условиям из части 1.1 статьи 4 Закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, Закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ. Вывод подтверждает письмо Минэкономразвития России от 1 марта 2016 года № Д28и-522, решение УФАС России по Челябинской области от 10 марта 2016 года № 41-ВП/2016.

Как использовать продукции для учреждений УИС. В перечне ошибка, коду  «Сметана» соответствует продукция «Ацидофилин» ?

Когда устанавливаете преимущество учреждениям УИС, руководствуйтесь наименованием товара, работы или услуги из перечня. Например, предоставьте преимущества учреждениям УИС, когда закупаете сметану, код ОКПД2 10.51.52.200, пюре и пасты овощные, код ОКПД2 10.39.17.110, желтки яичные, код ОКПД2 10.89.12.140 (письмо Минэкономразвития России от 15 марта 2017 г. № Д28и-1330).
Допустим, в закупке победило учреждение или предприятие УИС. Чтобы предоставить преимущество, увеличьте цену, которую предложил победитель, в пределах 15 процентов. При этом цена, которую вы получили, не должна превышать НМЦК. Порядок, в котором заказчик предоставляет преимущество, утвержден Постановлением № 649.

Допустим, в закупке победило учреждение УИС. Заказчик увеличил цену победителя на 15 процентов и получил стоимость, которая больше НМЦК. Тогда стороны заключают контракт по НМЦК. Такой вывод сделали специалисты Минэкономразвития России в письме от 15 октября 2014 года № Д28и-2197.

Пример: о преимуществе учреждениям и предприятиям УИС

Заказчик проводит закупку. НМЦК – 300 000 руб.

В закупке победило учреждение УИС, его предложение – 275 000 руб.
Если увеличить цену победителя на 15 процентов, цена контракта составит 316 250 руб. (275 000 руб. + 275 000 руб. × 0,15). Эта сумма больше НМЦК – заключать контракт по цене 316 250 руб. нельзя. Поэтому стороны заключат контракт по цене, которую заказчик указал в извещении, – 300 000 руб.

Вправе ли заказчик установить преимущество учреждениям и предприятиям УИС в размере 10 процентов ?

Нет. Такого мнения придерживаются специалисты Минэкономразвития России. Чиновники считают, что заказчик должен предоставить преимущество для организаций инвалидов в размере 15 процентов. Об этом сказано в письме от 15 октября 2014 г. № Д28и-2197.
При этом в части 3 статьи 29 Закона № 44-ФЗ сказано, что заказчик должен предоставить преимущество организациям инвалидов в размере до 15 процентов. Если толковать норму буквально, заказчик вправе предоставить преимущество в 10 процентов от цены победителя. Однако безопаснее придерживаться позиции Минэкономразвития России и устанавливать преимущество в размере 15 процентов. Так заказчик избежит споров с контролерами.

Можно ли включить в объект закупки товары, которые входят и не входят ?

Нет, нельзя. Товары, по которым предоставляете преимущества, приобретайте отдельно от других объектов закупки. Для этого проводите разные закупки или выделяйте товары в отдельные лоты.
Допустим, только часть товаров закупки входит в перечень Постановления № 649 и заказчик предоставил преимущества учреждениям или предприятиям УИС. Это означает, что заказчик предоставил преимущества в отношении товаров, которые не включены в перечень, и нарушил статью 28 Закона № 44-ФЗ. Подобную позицию изложили специалисты Минэкономразвития России в пунктах 18–19 приложения к письму от 30 сентября 2014 года № Д28и-1889 и в пункте 2 письма от 19 августа 2014 г. № Д28и-1616. Разъяснения касаются преимуществ для организаций инвалидов. Однако льготы для организаций УИС идентичны.Чтобы получить льготу, учреждение или предприятие УИС должно приложить к заявке требование о предоставлении преимуществ. Требование составляют в произвольной форме. Заказчик в документации и извещении о закупке прописывает условие, что участник должен представить требование о преимуществе. Об этом сказано в пункте 2 Постановления № 649.

Должен ли участник электронного аукциона из числа УИС подтвердить право на преимущества документами ?

Да, должен. Участник во второй части заявки представляет документы или копии, которыми подтвердит право на преимущества согласно статье 28 Закона № 44-ФЗ. На это указано в пункте 5 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.Допустим, уклонился победитель конкурса или запроса предложений. Тогда предоставьте преимущество участнику под вторым номером, если второй номер – учреждение или предприятие УИС.

Если уклонился победитель аукциона или запроса котировок, то предоставьте преимущество участнику, который предложил:

– такую же цену, как победитель;
– условия исполнения контракта, следующие после победителя.
При этом преимущество предоставляйте, только если участник – учреждение или предприятие УИС.
Об этом сказано в пунктах 3, 4 Постановления № 649.

Например, заказчик проводил электронный аукцион и победитель отказался заключать контракт. Другой участник – учреждение уголовно-исполнительной системы – предложил такую же цену контракта, что и победитель. Заказчик заключил контракт с УИС. Цена контракта – предложение учреждения УИС, которое увеличили на 15 процентов.

 

Преимущество уголовно исполнительной системе по 44 фз. Преимущества, предоставляемые при осуществлении закупок

На конкурентном рынке госконтрактов участник закупок, который обладает какими-то преимуществами перед другими, имеет более высокие шансы получить выгодный контракт. Кто может рассчитывать на преференции и при каких условиях?

Преференция: что это значит по 44 ФЗ

В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.

Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.

В ст. 14 Закона о контрактной системе (N 44-ФЗ)
введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказМинэкономразвития от 25.03.2014 .

На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:

  • конкурсе;
  • аукционе;
  • запросе котировок;
  • запросе предложений.
Читайте также:  Порядок заполнения справочной таблицы

На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:

  • конкурсных заявок;
  • заявок на запрос котировок;
  • окончательных решений при запросе предложений.

Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.

Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.

При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.

Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.

Статьи ЗКС о преимуществах

Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28-30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:

  • уголовно-исполнительной системы (УИС).
  • инвалидов (ОИ).
  • малого предпринимательства (СМП).
  • социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).

За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.

Преимущества в закупках по статьям 28 и 29 44-ФЗ

Главной целью формирования системы государственного регулирования закупочных процедур было создание равных условий для всех участников тендера. Однако ст. 28 и 29 44-ФЗ вносит оговорки и выделяет ряд привилегий определенным компаниям. Так, преференции получают общероссийские организации инвалидов и уголовно-исполнительные предприятия.

Получение такого преимущества предполагает заключать контракты с вышеуказанными категориями на условиях увеличения цены контракта на 15 %, но не превышая при этом начальную максимальную цену.

Возможны варианты увеличения единичной стоимости товаров в том же базовом эквиваленте. Это позволяет мотивировать организации инвалидов и уголовно-исполнительные предприятия на участие в закупочных процедурах, а также предоставляет им право конкурировать с представителями среднего и крупного бизнеса.

Преимущества, предусмотренные статьями 28 и 29 федерального закона 44-ФЗ, не затрагивают неконкурентные способы процедур. Например, закупки у единственного поставщика.

Привилегии, указанные в 44-ФЗ являются не просто правами, а обязанностями заказчика и подлежат обязательному включению в закупочную документацию и публикации на ЕИС.

В случае, если победителем в тендере признается уголовно-исполнительное предприятие или общероссийская организация инвалидов, будущий контракт заключается на преимущественных условиях, предложенных на момент публикации закупки.

Для подтверждения этого права статьей 28 и 29 федерального закона 44-ФЗ предусмотрена обязанность льготной категории участников закупки прикладывать подтверждающие документы.

Преимущества уголовно-исполнительных учреждений

Для начала определим, кто может быть претендентом на получение привилегий.

Российское законодательство регулирует перечень учреждений, которые относятся к уголовно-исполнительной системе, статьей 16 УИК РФ. Также ряд разъяснений предоставлен в Постановлении Правительства № 89 от 01.02 2000 года.

Согласно нормативным документам к ним относят:

  • уголовно-исполнительные инспекции;
  • исправительные центры;
  • арестные дома;
  • колонии-поселения, воспитательные колонии;
  • лечебные исправительные учреждения;
  • тюрьмы;
  • колонии общего и строгого режима;
  • следственные изоляторы;
  • военные представительства;
  • исследовательские, медицинские, проектно-образовательные организации, которые отвечают за осуществление деятельности уголовных предприятий.

Государственные и муниципальные заказчики должны предоставлять преимущества предприятиям уголовно-исполнительной в тех случаях, когда объектом закупки является следующий перечень товаров:

  • кормовые и растительные культуры;
  • любая молочная продукция;
  • водоросли;
  • уголь;
  • колбасные изделия;
  • мука и хлебная продукция;
  • консервированные продукты;
  • сахар, яйца, дрожжи;
  • столовые приборы и принадлежности;
  • холодильники и другие электроприборы;
  • кровати и тумбы.

Региональные власти вправе увеличить перечень продукции, ориентируюсь при этом на местные представительства уголовно-исполнительной системы.

Порядок, определяющий процедуру подачи заявки на участие в открытом конкурсе, определяется ст. 51 44-ФЗ. Потенциальный участник предъявляет стандартный комплект документов на закупку и обязательно прилагает документы, подтверждающие его право на получение преимущества.

Для получения преференции при проведении госзакупок уголовно-исполнительные учреждения предоставляют декларации о своей принадлежности к льготным категориям.

Такой документ составляется на фирменном бланке организации и допускает произвольное заполнение. Декларация размещается на торговой площадке и подписывается ЭЦП.

Подтверждением принадлежности компании к льготной категории служат прикрепленные в личном кабинете Устав и выписка из ЕГРН. Никаких других документов заказчики не вправе требовать.

Если документация направляется в конверте на бумажном носителе, право на льготу подтверждается предоставлением такого же перечня, но с заверением живой печатью и подписью уполномоченного лица.

Учреждения уголовно-исполнительной системы, в случае победы в тендере, получают преференции по нормам статьи ст. 28 44-ФЗ. Контракт с ними заключается по цене, которая выше предложенной на величину до 15%.

Преимущества организаций инвалидов

Общественные организации инвалидов согласно ст. 29 44-ФЗ должны отвечать определенным требованиям для возможности получения преференции при закупочных процедурах:

  • для всероссийских организаций и союзов численность лиц, имеющих инвалидность, должна составлять не менее 80 %;
  • в случае, если уставный капитал предприятия сформирован ассоциацией инвалидов, их число должно равняться не менее 50 % от общего количества участников. Фонд оплаты труда людей с ограниченными возможностями в таком случае должен составлять не менее 25 % от суммарного показателя.

Число инвалидов определяется как отношение к общему числу участников, которые имеют право голоса на совещаниях и собраниях.

Постановление Правительства № 341 четко определяет перечень товаров, закупки которых проводятся с предоставлением преференциям организациям инвалидов:

  • мясные полуфабрикаты;
  • сокосодержащая продукция;
  • овощные консервы;
  • бутилированная вода;
  • текстильная и трикотажная продукция;
  • металлические изделия;
  • мебель;
  • средства личной гигиены;
  • полиграфическая продукция.

Ниже представим алгоритм проведения закупки при участии претендентов на получение преференции:

  • на конкурентных условиях проводится закупка и определяется победитель;
  • победитель подает заказчику заявление в свободной форме о наличии преимуществ согласно ст. 29 44-ФЗ;
  • заказчик проверяет организацию на соответствие признаков, указанных в законе;
  • проект контракта изменяют и корректируют стоимость цены в сторону увеличения.

При проведении тендеров с несколькими лотами цена за единицу товара увеличивается на 15 % по каждому из них.

Ответственность

Если государственным заказчиком были допущены нарушения и не предоставлены преимущества победителю закупки в рамках статей 28 и 29 44 Федерального закона, к нему применимы следующие виды ответственности:

  1. Административная — наступает при отказе в преференциях лицу, имеющему на это право согласно закона. Ответственность предполагает наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей согласно составленного акта. Если в ЕИС не была опубликована информация о проведении закупки льготной категории товаров, штраф на должностное лицо равен 15 000 рублей, а для организации заказчика — 50 000 рублей.
  2. Уголовная — предусматривается в тех случаях, когда в результате непредоставления преференции общероссийской организации инвалидов, та понесла существенные убытки либо был установлен факт получения незаконной выгоды.
  3. Гражданско-правовая — применима в тех ситуациях, когда победителем закупки был предъявлен иск с целью возмещения ущерба. Это актуально в случаях, когда госзаказчик не предоставил преференцию полностью либо частично. В таких случаях размер возмещения определяется исключительно в арбитражном суде.

44-ФЗ предлагает ряд преимуществ при закупках определенных товаров и услуг организациям инвалидов и участникам уголовно-исполнительной системы. В случае нарушения прав льготной категории государственные заказчики и должностные лица будут нести ответственность, включая уголовную.

( 3 оценки, среднее 3.67 из 5