Понятие размещение объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие размещение объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 378.2 «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества» главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Суд пришел к выводу о неправомерном включении принадлежащих налогоплательщику зданий в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку они не отвечали признакам, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ. Суд указал, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором располагались здания, — «под торгово-закупочную базу» имеет смешанный характер и не позволяет отнести находящиеся на этом земельном участке объекты к торговым центрам (комплексам). Понятие «торговая база» не является тождественным понятию «торговый объект» и может предусматривать размещение объектов складского назначения различного профиля, не относящихся к торговым объектам. Здания в соответствии с документами технического учета имеют наименование «нежилое отдельно стоящее (склад)» и состоят более чем на 80 процентов из помещений «склад», «кабинет», «комната», «коридор», «кладовая», «туалет», «умывальник», «тамбур», «комната отдыха», «душ», «электрощитовая», «кладовка», «бытовка», «холодильник», назначение, разрешенное использование и наименование которых не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Суд также отметил, что спорные здания не подлежали включению в перечни и по фактическому использованию, поскольку мероприятия по обследованию этих объектов с целью определения вида их фактического использования и включения в перечни не проводились.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Статья: Проблемы применения отдельных положений Федерального закона об упрощении размещения линейных объектов в свете обзора судебной практики за 2018 год(Мельников Н.Н.)
(«Хозяйство и право», 2019, N 4)
В Законе N 341-ФЗ оказался непроработанным вопрос о разграничении сферы его действия с главой V.6 ЗК РФ. По смыслу норм Закона N 341-ФЗ его положения распространяются на все линейные объекты независимо от их видов и характеристик. В то же время понятие «размещение линейных объектов» предусмотрено в главе V.
6 ЗК РФ применительно к отдельным видам объектов, определяемым постановлением Правительства РФ, которые могут размещаться на землях или земельных участках из состава публичных земель без их предоставления (ст. 39.36 ЗК РФ). Согласно п. п.
5 — 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.
2014 N 1300 (далее — Перечень), к числу таких объектов относится довольно широкий ряд линейных сооружений, в том числе линии электропередачи с напряжением ниже установленного класса, включая подстанции и иное оборудование, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы определенного диаметра и давления, тепловые сети горячего водоснабжения, линейно-кабельные и иные сооружения связи, для возведения которых не требуется разрешение на строительство. Порядок и условия размещения данных линейных объектов устанавливаются нормативным актом субъекта РФ.
Нормативные акты
Размещение объекта
Описание размещения объекта направлено на выявление и объективную оценку преимуществ и недостатков принятого варианта на основании исследований и расчетов, проведенных на стадии «Исследование возможностей».
Само описание строится так, чтобы подчеркнуть важные и существенные моменты для данного конкретного проекта.
Это важно и в связи с тем, что принятый вариант размещения влияет на величину издержек и затрат на осуществление проекта и на его функционирование.
Описание размещения объекта следует начинать с более общих положений, таких как характеристика особенностей страны, где осуществляется проект, или региона в целом. В ряде случаев требуется и то, и другое. Заканчивается же оно характеристикой конкретного земельного участка, а иногда и зданий и сооружений, если проект базируется на их использовании.
Иногда проект осуществляется и эксплуатируется в нескольких местах (выставки, гастроли и т.д.). В этом случае последовательно описываются все эти конкретные пункты и места. Важно описывать размещение объекта не общими фразами, а конкретно, также при этом не пользоваться шаблоном, а исходить из влияния особенностей размещения на формирование затрат и издержек проекта.
При создании совместных предприятий, привлечении иностранного капитала следует в этом разделе дать характеристику взаимоотношений власти и бизнеса, привести примеры создания в стране предприятий с иностранными инвестициями, показать практику взаимоотношений с различными властными структурами.
Не лишним может оказаться краткая характеристика конституционного строя, структур властных органов, процедур согласований с ними различных аспектов создания и функционирования объектов бизнеса.
Должна быть дана система налогообложения, проводимая политика в отношении поддерживаемых центральным или региональным руководством направлений социально-экономического развития, льготы для новых предприятий и отраслей экономики, таможенные правила и особенности и т.д.
Если руководство государства или региона проводит политику поощрения, выдает субсидии ряду отраслей или при создании новых предприятий в некоторых районах страны, то это обстоятельство следует особо подчеркнуть.
В ряде случаев следует учесть необходимость инвестиций в социальной сфере при осуществлении того или иного конкретного проекта.
Для многих проектов существенное значение имеет естественная окружающая среда, т.е. климатические условия и экология.
Климатические условия оказывают прямое воздействие на затраты, связанные с созданием объекта бизнеса в его эксплуатацией.
В зависимости от типа проекта в данном подразделе бизнес-плана следует дать как общую характеристику климата в месте осуществления проекта, так и особое внимание уделить тем сторонам климатической характеристики, которые наиболее сильно влияют на формирование единовременных и текущих затрат.
Так, рельеф местности, состояние почвы; уровни подпочвенных вод, возможность и вероятность землетрясений, затоплений и т.д. оказывают влияние на издержки, связанные со строительством зданий и сооружений, обустройством территории необходимой инфраструктурой. Это может намного увеличить затраты по сравнению с нормальными условиями.
Эксплуатация проекта в экстремальных климатических условиях, таких как Крайний Север с его низкими зимними температурами, повышенная влажность, чрезмерная жара и др., также повышают величину текущих затрат. Но и неэкстремальные климатические условия должны быть хорошо описаны, т.к. для человека, живущего в центре Европы, на юге мороз в минус 5-7 °С уже жуткий холод.
Экологические условия — это соседство с субъектами хозяйства, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, последствия техногенных катастроф и др.
Некоторые проекты связаны с созданием производств, воздействующих или способных воздействовать негативно на окружающую среду.
Это требует дополнительных вложений средств в создание очистных сооружений и дополнительных издержек на их эксплуатацию.
В таком случае требуется четкое описание того, как осуществляется нейтрализация вредных воздействий на окружающую среду с тем, чтобы можно было определить затраты на возведение очистных сооружений и на их текущее содержание.
Особое внимание следует уделить состоянию инфраструктуры, т.к. наличие или отсутствие развитой и разнообразной экономической и социальной инфраструктуры имеет решающее значение для успеха или неуспеха проекта. В данном разделе бизнес-плана или инвестиционного проекта следует выделить наиболее важные, ключевые требования к инфраструктуре.
Это, однако, требует знания основных технико-экономических характеристик проекта, т.е. в данном случае особенностей технологии и производственной мощности. Размеры проекта устанавливают ограничения при обосновании места осуществления проекта.
Масштабные проекты предъявляют большие требования по потреблению электроэнергии и другим видам энергии, по рабочей силе, возможностям строительных фирм и т.д.
Производственная Инфраструктура имеет крайне важное значение для многих проектов и не только связанных с изготовлением продукции, поэтому описание ее состояния направлено на установление ее достаточной развитости в месте осуществления проекта или же на конкретизацию информации о необходимых вложениях средств для обеспечения выполнения проекта в намеченном (выбранном, обоснованном) пункте. В зависимости от характера проекта в бизнес-плане (инвестиционном проекте) описывается состояние всех элементов производственной инфраструктуры последовательно и по каждому из них дается информация (в виде исходных данных для расчетов) к определению необходимых затрат на создание или реконструкцию элемента инфраструктуры для обеспечения нормального функционирования проекта.
Система водоснабжения описывается в зависимости от того, создается ли новый объект в проекте или проект осуществляется на базе действующего.
В любом случае указывается источник водоснабжения, действующие сети снабжения водой и выявляется необходимость их расширения, обновления, реконструкции. Это позволит определить затраты на создание системы водоснабжения необходимой мощности.
После этого могут быть определены и текущие затраты по водоснабжению. Иногда ограничением выступает качество воды.
Аналогичная схема применяется и по системе канализации.
В описании нужно ответить на вопрос о достаточности или недостаточности мощности канализационной системы для осуществления проекта в намеченном пункте (на конкретной площадке), В случае недостаточности мощности следует определить необходимые затраты на расширение мощности канализационной системы с целью полного обеспечения потребностей проекта.
Система электроснабжения также описывается по вышеприведенной схеме. Определяются необходимые новые элементы системы с целью полного покрытия всего объема потребностей в электроэнергии, надежного и качественного обеспечения электроэнергией хозяйствующего субъекта на протяжении всего жизненного цикла проекта.
Аналогичное описание требуется и по теплоснабжению.
Если проектом предусматривается поэтапное расширение, реконструкция, модернизация производства, то описание должно дать полное представление о сроках и величине необходимых затрат на соответствующий элемент производственной инфраструктуры.
Транспортная инфраструктура важна всегда, но особенно ее роль повышается для проектов, использующих малотранспортабельные сырьевые и иные ресурсы, а также требующих концентрации ресурсов в больших объемах (сельскохозяйственное сырье, древесные ресурсы), производящих малотранспортабельную продукцию.
В проекте должно быть детальное описание транспортных возможностей выбранного пункта размещения объекта. Для железнодорожного транспорта важно не только наличие или отсутствие самой железной дороги, но и примыкание объекта к конкретной станции, возможность отвода ветки к площадке, на которой предлагается разместить объект.
При описании станции важно указать ее возможности: количество путей, наличие площадок для погрузки-разгрузки интересующих нас грузов (сырье, топливо, готовая продукция, комплектующие изделия и т.д.
), а также возможность использования этих элементов при проведении строительных и монтажных работ (доставка строительных материалов и конструкций, оборудования и др.).
При описании возможностей водного транспорта важно отметить не только наличие береговой линии моря или океана, протекание рек, наличие озер, каналов, но и их обустройство: порты, пристани, причалы, приспособленные для приема или отправки конкретных видов грузов. Нужно отметить их состояние и определить необходимость расширения, реконструкции, переоборудования под конкретные виды грузов. Важно дать представление также о подвижном составе водного транспорта.
Описание автомобильного транспорта включает характеристику сети дорог с упором на качественные показатели, такие как ширина (количество полос), покрытие и иное оборудование и обустройство. Кроме того, следует дать описание подвижного состава автомобильного транспорта, приспособленного к перевозке конкретных видов грузов (сырье, готовая продукция, материалы, комплектующие изделия).
В некоторых проектах необходимо дать характеристику трубопроводного транспорта (вид продукта, диаметр, мощность) и возможностей его использования при реализации проекта. Это же относится к воздушному транспорту, где его характеристика сводится к констатации удаленности от ближайшего (ближайших) аэропортов и указаний: какого типа самолеты (грузовые и пассажирские) он может обслуживать.
Средства связи в нынешних условиях чрезвычайно важны. Уровень их развитости характеризуется наличием проводных и беспроводных (мобильных) систем телефонной связи, факсов, а также Internet, E-mail и др. При характеристике указывается доступность и цены на различные виды связи.
Важным фактором успеха проекта является возможность привлечения квалифицированной рабочей силы в разрезе конкретных профессий и специальностей.
Устанавливается необходимость подготовки, переподготовки и повышения квалификации будущего персонала. Должна быть дана оценка необходимости создания или улучшения социально-бытовой инфраструктуры, включая и жилищное строительство.
Описание должно дать полную информацию для последующего расчета необходимых единовременных и текущих затрат.
Для успешного строительства, особенно достаточно крупных объектов, важно наличие подрядчиков, которым может быть поручена соответствующая работа. При отсутствии достаточно мощного и квалифицированного подрядчика (строительной организации) потребуется привлечение такового из другой местности. А это удорожает проект.
Здесь же нужно описать поставщиков строительных материалов и конструкций, их размещение и расстояние по путям транспорта до места осуществления проекта.
Разрешение на размещение объекта строительства. Оформление. МСО-7
К объектам, для возведения которых требуется получить разрешение на размещение объекта на земельном участке, относятся:
- элементы благоустройства территории;
- ограждающие приспособления на придомовой территории многоэтажных домов;
- спортивные и детские площадки;
- посты полиции, ДПС;
- передвижные цирки, зоопарки;
- сезонные аттракционы;
- площадки для выгула собак;
- пункты приема вторсырья;
- вдольтрассовые и подъездные дороги;
- линии электропередач, подземные сети водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, связи, для строительства которых не предусмотрено получение разрешения на строительство.
Документ выдается органом местного самоуправления, который уполномочен распоряжаться земельными ресурсами, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Как получить разрешение на размещение объекта? Проектное бюро МСО-7 занимается оформлением разрешения на размещение объекта по Москве и Московской области.
Одним из этапов оформления является определение государственного собственника земельного участка. Для этого следует обратиться с письменным запросом в министерство имущественных отношений или управление Росреестра.
Оформление разрешения на размещение объекта
Разрешение на размещение объекта выдается на основании заявления. Его может подать физическое лицо, организация или индивидуальный предприниматель.
Если подача осуществляется от имени физического лица, требуется указать личные данные и предъявить документ, удостоверяющий личность. При обращении юридического лица необходимо предоставить сведения о наименовании, месте нахождения, государственной регистрации предприятия.
Также в заявлении указывается вид объекта, кадастровый номер земельного участка, срок действия разрешения, способ связи с заявителем.
К заявлению прилагаются документы:
- схема земельного участка, на котором планируется возводить объект;
- согласие владельцев подземных сетей, попадающих под застройку;
- проект организации строительства;
- технические условия на присоединение к существующим сетям.
Схема размещения объекта: назначение и исполнение
Схема представляет собой документ, состоящий из текстовой и графической части.
Она содержит информацию о земельном участке, на территории которого планируется возвести объект:
• описание границ участка с указанием смежных пользователей, наличия подъездных путей;
• расположение поворотных точек, углов;
• размещение инженерных коммуникаций с указанием наименования, технических характеристик;
• охранные, санитарно-защитные зоны.
Схема составляется заказчиком, который выступает в качестве заявителя на получение разрешения. Исходными данными для оформления схемы служат материалы инженерно-геодезических изысканий и сведения кадастрового учета земель.
Текстовая часть заполняется в соответствии с разработанным порядком условий размещения объектов, где указано наименование и вид строительства, кадастровый номер и площадь земельного участка, категория земель, каталог координат по точкам.
Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 24 апреля 2015
Принятие Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) стало самой крупной реформой в области земельных отношений за последние 13 лет.
Закон принят в целях совершенствования порядка предоставления земельных участков и устранения проблемных вопросов, возникающих в области земельных отношений. Комплексные изменения были подготовлены с учетом многолетней практики применения положений действующего законодательства.
- Предоставление земельных участков осуществляется на торгах независимо от вида разрешенного использования, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.
- Законом усовершенствован порядок образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, делая его максимально прозрачным и понятным, обеспечив равный доступ к земельным ресурсам для всех заинтересованных лиц.
- Закон увязывает предоставление земельных участков с документами территориального планирования и градостроительного зонирования, в целях создания условий для развития муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
- Все названные меры позволят снизить издержки при оформлении прав на земельные участки, увеличат доход от использования земельных участков, путем вовлечения их в гражданский оборот.
N п/п | Вопрос | Ответ |
Относительно использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута | ||
1. | В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.В главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации определены основания использования земель без предоставления и без установления сервитутов.Однако исходя из положений указанных норм, неясно, является ли такое использование платным, и в каком порядке определяется размер платы, в случае ее взимания. | Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Правомерность существования исключений из принципа платности землепользования подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года N 436-О.Исключением являются в том числе случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании разрешений уполномоченных органов в случаях, предусмотренных статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации.Таким образом, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется бесплатно. |
2. | Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов устанавливаются Правительством Российской Федерации. |
Размещение это строительство и эксплуатация
Размещение объекта – это определение его конкретного месторасположения в окружающей среде. На стадии размещения объекта выделяют два вида правоотношений: земельные и эколого-правовые.
К земельным правоотношениям относят: выбор земельного участка, согласование его изъятия или выкупа, предоставление з.у. для размещение объекта.
· при размещений зданий, строений и пр. должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны о.с., обеспечение экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации данного объекта.
- · Выбор места размещения осуществляется при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
- · Если размещение объекта затрагивает законные интересы граждан, решение принимается с учетом результатов референдума.
- Проектирование объекта.
В комплексе с размещением объекта решается вопрос о его технико-экономическом обосновании и проектировании. На данной стадии закон требует проведения государственной экологической экспертизы.
Экологические требования при проектировании зданий, строений и пр.:
· Должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на о.с.,
· Предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения о.с., способы размещения отходов производства и потребления,
· Применяться ресурсосберегающие, МО, безотходные и иные наилучшие существующие технологии,
· Проекты, по которым нет положительного заключения гос. экологической экспертизы утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещается,
· Запрещается изменение стоимости утвержденного проекта за счет мероприятий по охране о.с.
Строительство (реконструкция)
· Строительство зданий и пр. должна осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение гос. экологической экспертизы
· Запрещается строительство до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны о.с.
· При строительстве принимаются меры по охране о.с., восстановлению п.с., рекультивации земель, благоустройству территорий.
- Законодательство предусматривает систему специальных контрольно-надзорных органов: авторский надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, строительный контроль и экологический контроль.
- Дата добавления: 2016-12-26 ; просмотров: 1668 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
- Источник
Поставлена точка в споре об отнесении сооружения – площадка к объектам недвижимого имущества, подлежащим государственной регистр
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том в случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном под строительство объекта недвижимости.
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обратилось в Заволжский районный суд г. Ульяновска с иском о признании отсутствующим права собственности физического лица на бетонную площадку.
Суд встал на сторону уполномоченного органа, признав обоснованными его доводы о том, что бетонная площадка не может являться объектом недвижимого имущества.
В пункте 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г.
№ 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» определено, что сооружением является результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, сооружение должно в обязательном порядке обладать совокупностью характерных для него признаков, иметь наземную и надземную части, а также состоять из несущих строительных конструкций.
Покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.
Покрытие (площадка), улучшающее свойства земельного участка, обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений.
При этом твердое покрытие (площадка) имеет вспомогательное, а не основное значение по отношению к остальному недвижимому имуществу, входящему в такой имущественный комплекс.
Материалы, из которых изготовлено покрытие (асфальт, щебень), при их переносе не теряют качества, необходимые для его дальнейшего использования.
- В силу указанных обстоятельств, и исходя из положений статьи 135 Гражданского кодекса РФ, асфальтовая площадка является элементом благоустройства земельного участка, связана с ним общим назначением и следует его судьбе.
- Обращаем внимание собственников аналогичных сооружений – бетонных площадок на отсутствие у них исключительного права на предоставление земельного участка несмотря на наличие зарегистрированного права собственности на такие объекты.
- Источник
Определение понятия «объект капитального строительства»
Законодательством РФ не установлен четкий перечень объектов, которые относятся к объектам капитального строительства.
Объектами капитального строительства признаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, данная норма права, определяя родовое понятие «объект капитального строительства», с одной стороны, называет четыре вида объектов, которые относятся к числу таковых:
временные постройки; киоски; навесы;
другие подобные постройки.
Правовые характеристики указанных объектов капитального строительства даны в других нормативных правовых актах, в частности, в Федеральном законе от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент).
Объекты капитального строительства могут создаваться только в процессе строительства (п. п. 10, 13 ст. 1 ГрК РФ), что предполагает поэтапное выполнение проектных, монтажных, пусконаладочных работ.
В случае, если предполагается строительство объекта капитального строительства, относящегося к недвижимому имуществу, необходимо получать разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию. После чего объект можно поставить на кадастровый учет, а также зарегистрировать на него право собственности в Едином государственном реестре недвижимости.
О соотношении понятий «недвижимость» и «объект капитального строительства» см. ниже.
К основным признакам объектов капитального строительства можно отнести следующие:
К дополнительным признакам объектов капитального строительства можно отнести:
Соотношение понятий «недвижимость» и «объект капитального строительства»
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Понятие «объект недвижимости» не тождественно понятию «объект капитального строительства». Объект недвижимости может и не являться объектом капитального строительства, равно как и капитальный объект не всегда является недвижимым имуществом.
Например, жилой дом или здание являются объектами недвижимости и объектами капитального строительства в соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ, ч. 1 ст. 130 ГК РФ (созданы в результате строительства, имеется прочная связь с землей и самостоятельное функциональное назначение).
Земельный участок относится к недвижимому имуществу в силу прямого указания ст. 130 ГК РФ, но не является объектом капитального строительства поскольку не является результатом строительства.
Строение вспомогательного использования может иметь все признаки объекта капитального строительства (результат строительства, прочная связь с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба), в то же время такой объект не будет относиться к недвижимому имуществу, поскольку отсутствует «самостоятельное функциональное назначение объекта», соответственно, отсутствуют качества самостоятельного объекта недвижимости.
По вопросу о тождественности понятий «объект капитального строительства» и «объект недвижимости» остается актуальной позиция ВАС РФ, выраженная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012, где указано следующее.
Термин «объект капитального строительства» является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию «объект недвижимого имущества», имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.
Такой вывод был сделан в отношении регистрации права собственности на ограждение на фундаменте.
Суд указал, что в связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком. Ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота.
Виды объектов капитального строительства
Здание
Здания можно классифицировать по следующим основаниям:
Строение
Определения понятия «строение» в Техническом регламенте не имеется. Есть только определение «строительная конструкция», рассматриваемое как часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
Следует учитывать, что строения могут быть как капитального, так и некапитального типа (п. п. 10, 10.2 ст. 1 ГрК РФ). В Гражданском кодексе РФ строения не названы в качестве объектов недвижимости.
В целях учета жилищного фонда в РФ строениями считаются отдельно построенные здания, дома, состоящие из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения (приложение 1 к Инструкции, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37).
Объект капитального строительства можно поставить на кадастровый учет только в качестве здания, сооружения или объекта незавершенного строительства (п. 1 ч. 4 ст. 8 Закона о государственной регистрации недвижимости). Кадастровый учет строений законодательством не предусмотрен.
Сооружение
Объектом, выступающим как сооружение, является любое отдельно стоящее сооружение со всеми устройствами, составляющим с ним одно целое.
Сооружение может быть и некапитальным, т.е. не иметь прочной связи с землей. Конструктивные характеристики некапитального сооружения позволяют переместить их и (или) демонтировать, впоследствии собрать без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик сооружений, в том числе киосков, навесов и других подобных сооружений (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ).
Такие сооружения не должны признаваться объектами недвижимости ввиду отсутствия всех признаков недвижимости, указанных в п. 1 ст. 130 ГК РФ.
При возведении некапитальных сооружений не нужно получать разрешение на строительство, на ввод в эксплуатацию, а также ставить их на кадастровый учет и регистрировать права на них в ЕГРН (п. 2 ч. 17 ст. 51, ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, ч. 6, 7 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Объект незавершенного строительства
Градостроительный кодекс РФ и Технический регламент не содержат определение понятия «объект незавершенного строительства». Данное определение содержится в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях, утв. Минсельхозом РФ 22 октября 2008 г.:
к объектам, находящимся в незавершенном строительстве, относятся объекты: строительство которых продолжается; строительство которых приостановлено, законсервировано или окончательно прекращено, но не списано в установленном порядке; находящиеся в эксплуатации, по которым акты приемки еще не оформлены в установленном порядке.
Для понимания того, является ли какой-либо объект объектом незавершенного строительства нужно учитывать правовую позицию Верховного Суда РФ:
«При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).» (п. 38 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г.
N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»).
Линейные объекты
По общему правилу линейные объекты являются недвижимостью, так как они являются видом сооружений и, соответственно подвидом объектов капитального строительства.
Таким образом, если линейный объект отвечает признакам сооружения, то на него распространяются положения ГрК РФ о линейных объектах.
Если линейный объект не отвечает признакам сооружения, то на него не распространяются нормы ГрК РФ о линейных объектах, но в то же время могут распространяться положения иных законов, которые регулируют отношения, связанные с линейными объектами, не являющимися объектами капитального строительства (земельные, природоохранные и т.д.).
Некапитальные строения. Временные постройки
- Некапитальный объект не имеет прочной связи с землей, и он может быть предназначен для временного использования.
- Некапитальные строения не относятся к объектам капитального строительства и недвижимому имуществу.
- Таким образом, отличительной чертой некапитальных объектов является возможность свободного перемещения объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.
- Другим отличительным признаком некапитального объекта от капитального является его временность, а именно факт возведения объекта на определенный срок
- К временным постройкам можно отнести:
Классификация объектов капитального строительства
Также отдельно можно выделить особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства (ст. 48.1 ГрК РФ).
Источник
Вам также может понравиться
1.2. Разграничение видов строительных работ
Российское законодательство содержит довольно широкий перечень строительных работ. Ещё шире он становится, если добавить в него понятия, используемые специалистами на практике.
Между тем далеко не все понимают, какое содержание стоит за тем или иным понятием и как все эти виды работ соотносятся между собой.
Неправильное определение вида осуществляемой деятельности строительного характера может повлечь наложение административного штрафа или даже признание объекта самовольной постройкой.
Исходя из п. 13 ст. 1 ГрК РФ, строительство – это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В первую очередь необходимо определиться с соотношением понятий «здание», «строение», «сооружение».
Определение здания содержится в пп. 6 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.
2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – закон № 384-ФЗ) – это результат строительства, представляющий собой объёмную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
В свою очередь, исходя из пп. 23 п.
2 указанной статьи, сооружение – результат строительства, представляющий собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Понятие «строение» не имеет самостоятельной смысловой нагрузки, и большинство специалистов сходятся в том, что это понятие используется для обозначения зданий и сооружений одним словом.
В настоящее время понятие «строение» исчезло из перечня объектов недвижимого имущества ст.
130 ГК РФ, «строение» невозможно поставить на государственный кадастровый учёт[1], так что можно говорить об утрате им самостоятельного правового содержания, хотя оно всё ещё встречается в некоторых правовых актах[2].
Помимо вышеуказанных понятий, существует широко используемое в строительстве понятие «объект капитального строительства» – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершённого строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.) (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
Исходя из ст. 51 ГрК РФ, строительство проводится на основании разрешения на строительство. Перечень случаев, когда разрешение на строительство при выполнении строительных работ не требуется, приведён в п. 17 ст. 51 ГрК РФ. Необходимо отметить, что согласно пп. 5 п. 17 указанной статьи данный перечень является открытым.
Правительству РФ, а также региональным властям предоставлено право формировать дополнительные перечни случаев, в которых получение разрешения на строительство не требуется. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.
2020 № 1816[3] получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи; объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно[4].
Примером использования данной нормы региональными властями является закон Ленинградской области[5].
Согласно данному закону, в частности, не требуется получение разрешения на строительство при реконструкции линейных объектов капитального строительства: линий электропередачи, связи, газопроводов с давлением свыше 1,2 мегапаскаля, тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением свыше 1,6 мегапаскаля или горячую воду с температурой выше 150 °С, не требующей увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты. Данная норма существенно упрощает жизнь для сетевых компаний. Схожие по регулированию законы имеются в Московской области[6] и в ряде других регионов[7].
Осуществление строительства без соответствующего разрешения (если оно требуется) признаётся самовольным и наказывается штрафом или административным приостановлением деятельности[8], а также может быть предметом специального требования по ст. 222 ГК РФ – о сносе самовольной постройки. В этой связи крайне интересен вопрос, какие работы можно выполнять на участке до получения разрешения на строительство.
Многие застройщики приступают к выполнению подготовительных работ на участке до получения разрешения на строительство. При этом чёткого понимания, что может входить в подготовительные работы, а что является уже непосредственно строительством, у участников строительного рынка и чиновников нет.
Одно из определений подготовительных работ содержится в п. 2 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства[9]. К ним относятся:
- 1) разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей;
- 2) строительство временных дорог, площадок, инженерных сетей и сооружений;
- 3) устройство рельсовых подкрановых путей и фундаментов (опоры) стационарных кранов;
- 4) установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов.
- Однако судебная практика исходит из того, что данные подготовительные работы относятся к строительству, и при их выполнении у застройщика уже должно быть на руках разрешение на строительство[10].
В то же время понятие «подготовительные работы» содержится и в п. 3.3 СНиП «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002»[11]. Согласно указанной норме до начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая:
- 1) устройство ограждения территории стройплощадки при строительстве объекта в населённом пункте или на территории организации;
- 2) освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территории, снос строений), планировка территории, водоотвод (при необходимости – понижение уровня грунтовых вод) и перекладка коммуникаций;
- 3) устройство временных автомобильных дорог, прокладка сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода;
- 4) завоз и размещение на территории стройплощадки или за её пределами инвентарных санитарно-бытовых, производственных и административных зданий и сооружений;
- 5) устройство крановых путей, мест складирования материалов и конструкций.
К данному Перечню суды относятся более гуманно. Так, например, ФАС Волго-Вятского округа, сославшись на указанный выше Перечень, пришёл к выводу, что работы по ограждению площадки забором и установке строительного вагончика не подпадают под понятие «строительство», и для их проведения получение разрешения на строительство не требуется[12].
Необходимо отметить, что применение судами указанного выше Перечня могло быть обусловлено тем, что он являлся обязательным в силу включения в Перечень обязательных стандартов[13]. Между тем с 01.07.2015 по 31.07.2020 действовал Перечень стандартов, в котором указанный СНиП уже отсутствовал. Не вошёл он и в Перечень стандартов, утверждённый в 2020 году[14], в 2021 году[15].
Однако ряд судов по-прежнему применяет указанный перечень при разрешении споров о том, требовалось ли разрешение на строительство при выполнении тех или иных работ[16].
Так, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в одном деле[17] указал, что выполненные работы по размещению временных бытовок, прокладке временных коммуникаций, установке временного ограждения по границам земельного участка, расчистке территории строительства, выполнению проектной дороги без верхнего покрытия, рытью котлована и начальных работ по его укреплению имеют характер подготовительных, направлены на обеспечение безопасности строительства и не относятся к перечню основных строительных работ, выполнение которых невозможно без получения разрешения на строительство. К аналогичным выводам пришёл Арбитражный суд Центрального округа[18], обративший внимание, что при оценке факта устройства ограждения, а также временного электроснабжения, не предусмотренного проектной документацией, нижестоящими судами допущена необоснованная подмена понятий «подготовительные строительные работы» и «подготовительные работы по организации стройплощадки перед началом строительства». Но назвать такую практику системной не представляется возможным.
Вероятно, подготовительные работы, указанные в Перечне, утверждённом Приказом Минрегиона РФ от 30.12.
2009 № 624, суды относят к строительным работам, так как они находятся в разделе III, который называется «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту».
В то же время работы, перечисленные в СНиП 12-04-2002, таковыми не признают, поскольку, исходя из формулировки соответствующего пункта, генподрядчик должен их выполнить до начала строительства для обеспечения безопасности строительства.
К сожалению, некоторые виды работ (например, организация временных дорог) содержатся в обоих списках, что создаёт неопределённость в данном вопросе.