Покрытие проезжей части
Проезжая часть улиц и дорог должна иметь одежду, соответствующую требованиям движения транспорта. Дорожная одежда состоит из нескольких слоев. Верхний слой одежды называется покрытием.
Покрытие в свою очередь может состоять из слоя износа, периодически возобновляемого в процессе эксплуатации, и собственно покрытия. Покрытие может быть однослойным и двуслойным.
Под покрытием располагается основание — несущая часть одежды, обеспечивающая вместе с покрытием передачу нагрузок на подстилающий слой или непосредственно на грунт земляного полотна.
Основание может состоять из одного или из нескольких слоев исходя из общей толщины одежды, установленной расчетом, и необходимости разделения на слои по условиям технологии производства работ. Нижний конструктивный слой дорожной одежды, располагаемый под основанием, называется подстилающим слоем.
Классификация покрытий проезжей части по СНиП 11-60-75 приведена в табл. 4. Конструкции дорожных одежд жесткого типа приведены на рис. 1.
Рис. 1. Конструкция дорожного асфальтобетонного покрытия на цементно-бетонном основании: двуслойного (а), однослойного (б)
- 1 — песчаный или мелкозернистый асфальтобетон;
- 2 — крупнозернистый асфальтобетон;
- 3 — бетон марки М200;
- 4 — песок;
- 5 — мелкозернистый асфальтобетон
- Таблица 4. Классификация покрытий проезжей части дорог
Категория улиц и дорог | Тип покрытия и конструкции проезжей части |
Скоростные дороги, магистральные улицы общегородского значения, дороги грузового движения | Усовершенствованные капитальные (цементно-бетонные и железобетонные, асфальтобетонные на прочных основаниях, мозаичные мостовые на бетонных и каменных основаниях, брусчатые мостовые на основаниях, укрепленных вяжущими материалами) |
Магистральные улицы районного значения | Усовершенствованные капитальные; усовершенствованные облегченные (из битумно-материальных смесей или холодного асфальта на основаниях из щебня и шлака, на гранитных основаниях, укрепленных вяжущими материалами; щебневые и гравийные; брусчатые мостовые на песчаном основании) |
Улицы и дороги местного значения промышленных и складских районов | Усовершенствованные капитальные или облегченные переходные (грунтоасфальтовые; щебеночные, гравийные и шлаковые с поверхностной обработкой вяжущими материалами; грунтощебеночные и грунтогравийные, обработанные вяжущими; мостовые из булыжников и колотого камня) |
В том числе: жилые улицы и проезды поселковые улицы и дороги | Усовершенствованные облегченные и переходные Усовершенствованные облегченные или переходные (гравийные, щебеночные, шлаковые, грунтовые, улучшенные местными материалами) |
Тротуары, пешеходные дорожки. Ширина тротуаров устанавливается с учетом категории и назначения улицы и дороги в зависимости от размеров пешеходного движения, а также размещения в пределах тротуаров опор, деревьев и т. п.
; ширину пешеходной части тротуаров следует принимать кратной ширине одной полосы пешеходного движения, равной 0,75 м. Ширину пешеходной части тротуаров улиц и дорог различных категорий следует принимать согласно табл. 5.
Таблица 5. Ширина пешеходной части тротуаров
Категория улиц и дорог | Ширина, м | |
на первую очередь | на расчетный срок | |
Магистральные улицы: | ||
общегородского значения | 4.5 | 7.5 |
районного значения | 3 | 6 |
Улицы и дороги местного значения (жилые улицы) | 2.25 | 4.5 |
Дороги промышленных и коммунально-складских районов | 1.5 | 4.5 |
Поселковые улицы | 1.5 | 1.5 |
Пешеходные дороги | 3 | 4.5 |
Бортовой камень, ограждающий тротуар от проезжей части улиц и дорог, должен быть приподнят над проезжей частью на 15 см.
Конструкция дорожной части основной сети тротуаров приведена в табл. 6.
Таблица 6. Конструкция дорожной одежды тротуаров
Основание | Толщина слоя основания, см | Покрытие | Толщина слоя покрытия, см |
Щебень известковый прочностью 30 … 60 МПа | 10 | Песчаный асфальт | 3 |
Грунт, укрепленный цементом (8 … 14% массы сухой смеси) | 15 | То же | 3 |
Грунт — асфальт на песчаных грунтах | 4 | » | 3 |
Грунт — асфальт на супесчаных грунтах | 4 | » | 3 |
Песчаный местный грунт или песчаный слой | — | Бетонные пли железобетонные плиты | 4 … 6 |
К сборным покрытиям тротуаров предъявляют те же требования, что к усовершенствованным покрытиям других типов: они должны быть ровными, нескользкими, обладать требуемой прочностью и устойчивостью. Устойчивость конструкции тротуаров в первую очередь должна обеспечиваться устойчивостью земляного полотна, для которого имеет большое значение водоотвод.
Для исключения влияния погодно-климатических условий на устойчивость земляного полотна и расположенных на нем оснований и покрытий тротуаров между основанием и земляным полотном устраивают подстилающий слой (водоморозозащнтный), способствующий созданию благоприятного водно-теплового режима.
Этот слой (дренирующий) устраивают из водопропускающнх (дренирующих) материалов (песка, песчано-гравийных смесей, шлака металлургического, гравия н других сыпучих материалов). Водопоглощающая способность этих материалов характеризуется скоростью фильтрации воды, которая должна быть не менее 3 м3/сут.
В зависимости от типа грунтов земляного полотна и климатических условий толщина дренирующего слоя может быть принята в соответствии с данными табл. 7.
Таблица 7. Толщина дренируемого слоя
Грунты | Толщина подстилающих слоев, см. в климатических зонах | ||
II | III | IV, V | |
Супеси легкие | 10 | 10 | |
Супеси тяжелые, пылевые пески | 15 | 12 | 10 |
Суглинки, глины | 20 | 15 | 10 |
Пылеватые супеси и суглинки | 2 Г. | 20 | 15 |
Попадающая в дренирующий слой вода с помощью дренажей мелкого заложения отводится в водосточную сеть. Простейшими н наиболее распространенными типами оснований сборных покрытий тротуаров являются песчаники, толщину которых принимают не менее 10 см.
При наличии песчаного подстилающего слоя толщиной 15 см н более укладку плит или мощение производят непосредственно по этому слою. При плитах малых и средних размеров верхний слой песка толщиной 10 см рекомендуется стабилизировать введением цемента в количестве 10… 12% (по массе).
Укладка малоразмерных тротуарных плит непосредственно на песчаный необработанный слой производится в основном на внутриквартальных территориях при хороших грунтовых и гидрогеологических условиях. При покрытии из мелких элементов (мозаичная плитка и др.
) удельные нагрузки на основание обычно повышаются по сравнению с нагрузками, передающимися через плиты. В этом случае основания выполняют из каменных материалов (щебня) или металлургических шлаков.
При этом мощение ведут по укладываемому поверх основания выравнивающему слою из песка или мелких каменных высевок толщиной 2…3 см.
- Толщину основания принимают в зависимости от расчетных нагрузок на покрытие, размеров сборных элементов покрытия, материалов основания, грунта земляного полотна и условий по увлажнению.
- Покрытия тротуаров рассчитывают на движение пешеходов, пропуск тротуароуборочных машин, а в отдельных случаях — легковых или грузовых автомобилей с учетом въезда последних на территорию микрорайонов, подъезда к отдельным расположенным вдоль улицы зданиям (в частности, торговым), заезда различных аварийно-ремонтных машин.
- При расчете одежд тротуаров принимают следующие нагрузки на колею расчетного автомобиля, кН:
- при заезде одиночных автомобилей, в основном легких, — 12,6;
- при заезде различных автомобилей, в том числе уборочных, — 27,5 (55 на ось);
- при возможном заезде тяжелогруженых автомобилей — 35.
- Толщину оснований для сборных покрытий тротуаров следует принимать в зависимости от материала.
- Прочные каменные материалы, цементно-грунтовые смеси 10 … 12
- Металлургические шлаки 12 … 13
- Битумогрунтовые, битумогравийные и битумощебеночные смеси 7 … 8
- Щебень из слабых каменных материалов или кирпичный 13 … 15
Конструкции сборных покрытии тротуаров на песчаном н щебеночном основании приведены на рис. 86.
Плиты укладывают в плане без перевязки швов (в этом случае продольные и поперечные швы между соседними плитами совпадают друг с другом) или с перевязкой швов. Покрытия из бетонных плит различной формы приведены на рис. 87.
а — при укладке прямоугольных плит без перевязки швов; б, в — то же с перевязкой швов; г — при укладке плит диагональными рядами; д, е — при укладке шестиугольных плит.
Для заполнения зазоров между плитами рекомендуется использовать водостойкие материалы, обладающие хорошим сцеплением с плитами покрытий и обеспечивающие герметичность швов между ними. Для этой цели применяют цементный раствор, смесь песка с битумом или битумную мастику, которая состоит из битума (60%), известнякового порошка (20 … 25%) н асбестовой крошки (15 … 20%).
Техническая характеристика тротуарных плит приведена и табл. 9 … 10.
- Тротуарные плиты должны изготовляться из тяжелого бетона марок М300, М350, М400 и М450 или из песчаного бетона марки не менее М 400.
- Прочность бетона на сжатие и растяжение при изгибе должна быть не менее указанной ниже.
- Таблица 8
Марка бетона | Прочность, МПа: | |
на сжатие | на растяжение при изгибе | |
М 300 | 30 | 4 |
М 350 | 35 | 4.5 |
М 400 | 40 | 5 |
М 450 | 45 | 5.5 |
Таблица 9. Характеристика квадратных и прямоугольных тротуарных плит
Тип плиты | Размеры плиты, мм | Mecca плит, кг, укладываемых но щебеночном и бетонном основаниях, при плотности, т/м3 | ||||
а | б | Толщина h на основании | ||||
щебеночном и бетонном | песчаном и стабилизированном | 2.3 | 2.4 | |||
Квадратные плиты | ||||||
K1 | 200 | — | 50 | 60 | 4,6 | 4,8 |
К2 | 250 | — | 50 | 60 | 7,2 | 7.5 |
КЗ | 300 | — | 50 | 60 | 10,35 | 10.8 |
К4 | 375 | — | 50 | 70 | 16,2 | 16.9 |
К5 | 400 | — | 50 | 70 | 18,4 | 19.2 |
К6 | 500 | — | 50 | 70 | 28,8 | 30 |
К7 | 750 | — | 60 | 80 | 77.6 | 81 |
К8 | 1000 | — | 80 | 100 | 230 | 240 |
Прямоугольные плиты | ||||||
П1 | 375 | 250 | 50 | 60 | 10.8 | 11,25 |
П2 | 500 | 250 | 50 | 70 | 14.4 | 15 |
П3 | 500 | 375 | 50 | 70 | 21.6 | 22,5 |
П4 | 750 | 375 | 60 | 70 | 38.8 | 40,5 |
П5 | 750 | 500 | 60 | 70 | 51.7 | 54 |
П6 | 1000 | 500 | 80 | 80 | 92 | 96 |
Таблица 10. Характеристика пяти- и четырехугольных тротуарных плит
Тип плиты | Размеры плиты, мм | Масса плит, кг, укладываемых на щебеночном н бетонном основаниях, при плотности, т/м3 | |||||
а | а1 | б | Толщина h на основании | ||||
щебеночном и бетонном | песчаном и стабилизированном | 2.3 | 2.4 | ||||
Пятиугольные плиты для окаймления квадратных и прямоугольных плит | |||||||
01 | 177 | 90 | 353 | 50 | 60 | 7.25 | 7.56 |
02 | 312 | 253 | 414 | 50 | 60 | 17.22 | 17.96 |
03 | 233 | 152 | 466 | 50 | 60 | 14.38 | 15.01 |
04 | 265 | 178 | 530 | 50 | 60 | 18.92 | 19.75 |
05 | 283 | 368 | 566 | 50 | 60 | 33.16 | 34.6 |
06 | 363 | 90 | 706 | 50 | 60 | 21.64 | 22.58 |
07 | 529 | 442 | 1058 | 60 | 80 | 103.2 | 107.6 |
08 | 707 | 86 | 1414 | 80 | 100 | 114.7.4 | 119.73 |
Пятиугольные плиты для окаймления шестиугольных плит | |||||||
09 | 125 | 125 | 432 | 50 | 60 | 9.31 | 9.72 |
010 | 187 | 375 | 648 | 50 | 70 | 34,91 | 36,43 |
011 | 250 | 250 | 865 | 60 | 80 | 44,76 | 46.71 |
Четырехугольные плиты для окаймления шестиугольных плит | |||||||
012 | — | 216 | 500 | 50 | 60 | 9,31 | 9,72 |
013 | — | 324 | 750 | 50 | 70 | 20.96 | 21,87 |
014 | — | 433 | 1000 | 60 | 80 | 44,82 | 46,76 |
Таблица 11. Характеристика фигурных плит
Тип плиты | Размеры плиты, мм | Масса плит, кг, при плотности | Расход плит на 1 м2, шт | ||
Длинна | Ширина | Толщина | |||
Ф1 | 200 | 200 | 70 | 4.4 | 38 |
Ф2 | 285 | 200 | 70 | 07 | 25 |
ФЗ | 200 | 186 | 70 | 4.4 | 38 |
ФА | 250 | 200 | 70 | 5.1 | 33 |
Ф5 | 400 | 444 | 70 | 22.4 | 7.5 |
Фб | 400 | 110 | 70 | 18.8 | 9 |
Ф7 | 560 | 400 | 70 | 31.2 | 5.5 |
Отмостки у зданий следует устраивать из литого асфальта толщиной 2.5 см, шириной 0.75 м. а в отдельных случаях 0,5 м. Для оснований в отмостках применяют известковый щебень или металлургический шлак слоем 6 см или кирпичный щебень слоем 8 см. Для оснований в отмостках можно применять также местные грунты, укрепленные цементом (8… 10% по массе сухой смеси).
Для пешеходных дорожек применяют покрытия из грунтов, укрепленных различными вяжущими материалами, основными из которых являются цементы и битумы. Наиболее подходящими грунтами для укрепления их вяжущими материалами являются супеси и суглинки с числом пластичности 3… 15.
Болдырева Л.А., Левинзон А.Л., Миропольская Н.К. — Инженерная подготовка строительных площадок и благоустройство территорий – 1985 г.
Виды дорожного покрытия для автомобильных дорог
Хорошие дороги – это очень важная часть любого города или селения. Особенно это хорошо понимают автомобилисты. Есть мнение, что благосостояние государства зависит от состояния и качества дорожных покрытий.
Что говорить, если всем известная пословица гласит, что все дороги ведут в Рим. Дело в том, что в городе была прекрасно развитая транспортная система. А значит, из каждой провинции было просто добраться в этот город и увеличить его благосостояние.
Вот почему дорожное покрытие играет важную роль.
https://www.youtube.com/watch?v=5eLKlKpYk_E\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
И если раньше дороги делались из брусчатки и были примитивными, то сегодня эта сфера хорошо развита. В наше время можно выделить много видов дорожного покрытия автомобильных дорог. Большинство из них активно используются, другие же находятся в стадии разработки и частичного внедрения. Мы рассмотрим эти виды и узнаем особенности каждого изделия.
Главные понятия дороги
Легче сказать, чем сделать. Именно поэтому все мероприятия, которые используются для улучшения качества дорожного покрытия, несколько сложнее, чем кажутся. Эти мероприятия состоят из исследований и процесса планирования касательно каждой территории в отдельности.
Чтобы уменьшить затраты сил людей, используется специальная техника, которая позволяет сделать создания дороги процесс быстрее. Она тоже усовершенствуется. К примеру, чтобы сделать дорожный настил из бетонных плит, раньше прибегали к использованию форм. В ходе работы эти формы оставались внутри дороги.
А значит, качество покрытия значительно снижалось. Да и затраты увеличивались.
Сейчас же используется съемная опалубка для создания дороги. Ее можно использовать для работ на разных объектах, ведь она многоразовая. Благодаря этому затраты снижаются и качество дорожного покрытия увеличивается.
Как результат, нужно было ждать определенное количество времени, дабы дорога полностью стала прочной, крепкой. Только тогда по ней можно было спокойно ездить.
А за счет современных добавок, которые позволяют ускорить процесс затвердевания, время сократилось до минимума. Еще для работ внедрили уникальную схему уплотнения поверхности специальной техникой.
Это позволило снизить количество воды в покрытии дороги, застывание ускорилось.
Из чего состоит покрытие
Существует много факторов, от которых зависит качество дороги. Один из них – состояние и подготовка первого слоя, натуральной подложки. Что это? Грунт, находящийся под дорожным покрытием.
Для некоторых регионов характерно сильное смещение почвы, вот почему при создании дороги нужно углубиться немного ниже, до тех пор, пока грунт не станет устойчивым и прочным.
Также прибегают к созданию большого насыпного слоя.
Еще один момент заключается в создании дренажа для дорожного покрытия. Благодаря ему можно вовремя отводить осадки с поверхности дороги. Ведь задерживаясь на ней, влага будет разрушать асфальт. Особенно это касается зимы.
Многие заметили, что весной, когда снег уже сошел, качество дорог желает иметь лучшего. Все дело в том, что жидкость проникает внутрь пор, замерзает в них, расширяясь.
Как результат – дорожное покрытие деформируется и образуются ямы.
Стоит обратить внимание на то, что ширина покрытия дороги состоит не только из проезжей части для автомобилей. Сюда входят и обочины с каждой стороны, где авто паркуются. Асфальтная дорога состоит из нескольких видов слоев. Это и обусловливает длительный срок службы покрытия.
Создавать подобную поверхность хоть и дорого, однако, обслуживание покрытия проще и требует меньше затрат. Если своевременно заниматься ремонтом, то изнашивается исключительно верхний слой. Несущие свойства и основа – нижний слой. Важно, чтобы он оставался неповрежденным, так как ремонт будет сложнее. Следующий слой покрытия – основание.
Благодаря ему нагрузки равномерно распределяются по грунту. Вес многих грузовиков не сможет продавить покрытие.
Мало того, в регионах, где температура зимой опускается до крайне низких температур, важно сделать дополнительный пласт. Его цель – передавать нагрузку и распределять ее по грунту, обеспечивая устойчивость дороги к влиянию морозов.
Обратите внимание! В качестве дренажа дороги используется песок крупной фракции, щебень и грунт с добавками.
Классификация дорог
Существует некая классификация дорожных одежд по типам покрытий. Эти группы разделяются по тому, какая перевозка будет выполняться на дороги и ее значимость в регионе. Еще один критерий – максимальная скорость, с которой может передвигаться автомобиль. Вот перечень групп:
- Простая грунтовая дорога.
- Дорога, используемая для города.
- Магистраль.
- Скоростная магистраль.
Последние два вида дороги, как гласит название, похожи по своему назначению и покрытию. Оно используется для создания магистрали, по которой постоянно будет двигаться много транспортных средств в разных направлениях, при высокой скорости. Потоков машин может быть несколько. Дабы не выехать на встречную полосу, направление разделяется особой полосой или отбойником.
https://www.youtube.com/watch?v=6iSgIXDz4UA\u0026pp=ygUs0J_QvtC60YDRi9GC0LjQtSDQv9GA0L7QtdC30LbQtdC5INGH0LDRgdGC0Lg%3D
Если говорить о городской дороге, то движение по ней регулируется скоростью до 90 км/час. На ней создается одна или две полосы, а также ее дополняют перекрестками.
Подробней о покрытиях дороги
Теперь мы подобрались ближе к тому, чтобы рассмотреть виды дорожных покрытий и их характеристики. Уже понятно, что классификация зависит от целей, с которой создается дорога.
К примеру, на нестабильном грунте или в поле незачем заниматься укладкой асфальта в качества основного покрытия. При больших денежных затратах нет гарантии, что он долго прослужит. Вот почему идеальным вариантом в таком случае является грунтовой путь и насыпь на ней.
Чаще всего прибегают к материалам с органикой. Их стоимость намного дешевле, как и создания дорожного покрытия в целом.
Для большинства привычно видеть именно асфальтированное покрытие. Но даже оно делится на различные виды. Например, бетонная дорога тоже имеет свои достоинства. Давайте узнаем все типы дорожных одежд и виды дорожных покрытий.
Все о грунтовых поверхностях
Несмотря на свою простоту и банальность, грунтовая дорога пользуются популярностью. Все зависит от обстоятельств, в которых они используются. Городов в стране много, однако, селений еще больше. Понятно, что тратить миллиарды долларов на создание комфортабельной трассы бессмысленно. А вот грунтовая поверхность – это единственный способ добираться в селения.
Ведь если не укрепить покрытие и не подготовить его, то с течением времени оно превратиться в болото под воздействием дождей и движения автомобилей. Вот почему так важно правильно сформировать покрытие согласно определенному профилю. В таком случае применяют грунт, оставшийся после копки канала, траншеи или котлована.
Те, кто проезжали по такой дороге должны знать, что летом, когда на улице жарко и сухо, двигаться по поверхности довольно проблематично. Поднимается много пыли, мешающей обозрению и попадающей в салон авто.
А еще со временем на дороге может образовываться глубокая колея, которая ограничивает скорость передвижения транспортного средства.
Чтобы всего этого избежать, дорожное покрытие модернизируется за счет подсыпки из разных составляющих. Сюда входит песок и гравий. Если правильно все сделать и добавить много подсыпки, то грунтовая дорога получается прочной и сможет прослужить намного дольше.
Идеальным покрытием считается то, которое сделано на глинистом пласте. Глина обладает вязкостью и удерживает подсыпку на своем месте. Используя крупнозернистый песок, щебень и другие скрепляющие, на глинистой почве они хорошо перемешиваются и трамбуются.
Покрытие получается относительно монолитным и обладает лучшими несущими способностями.
Еще одна особенность грунта в том, что он имеет ограничение по проходимости. Оптимальное количество машин, которые могут передвигаться по дороге за сутки – около 100 шт. При более интенсивном воздействии на поверхность, она начинает портиться, терять свои свойства и изнашиваются. В таком случае требуется задуматься об укладке асфальта и укреплении дороги.
Обратите внимание! По бокам дороги отсутствуют какие-либо опоры, сдерживающие грунт. А это значит, что при воздействии транспорта полотно может расширяться. Как результат – толщина уменьшается, слабеют характеристики и несущая способность. Чтобы избежать этого, поверхность постоянно приходится пополнять грунтом, добавляя подсыпку и выравнивая все трактором и грейдером.
Существует небольшая хитрость, которая поможет увеличить проходимость дорог из грунта. Для этого нужно добавить в насыпное покрытие цемент или основу из битума. Хитрость поможет увеличить проходимость за сутки в 5 раз. Это значит, что в день по дороге может передвигаться около 500 авто. Однако грузовой транспорт все же часто ездить не сможет.
Дорога с органическими включениями
Если требуется увеличить дорогу, чтобы по ней могли передвигаться до 3 тыс. автомобилей, то одного грунта недостаточно. Для этой цели используется облегченное покрытие. Его структура напоминает грунтовое покрытие, только оно дополнительно укреплено.
Чтобы создать такую дорогу нужно уложить пропитывающий материал поверх настила. Благодаря ему компоненты дорожного покрытия не будут разлетаться и расползаться. По такой дороге смогут спокойно проезжать грузовики.
К тому же качество не зависит от времени года, как и поток автомобилей.
https://www.youtube.com/watch?v=6iSgIXDz4UA\u0026pp=YAHIAQE%3D
Чтобы сделать основу для такого покрытия, прибегают к следующему:
- Первый слой – щебень и крупнофракционный гравий.
- После чего нужно поверх первого слоя дороги насыпать щебень меньшей фракции.
- А в завершение на него насыпают гальку или мелкую щебень.
Основание дорожного покрытия готово. Для его укрепления используется битум или другое органическое связующее вещество. Топленый битум выливается на дорогу, формируя ровную и однородную поверхность. Особенность покрытия в том, что оно получилось шероховатым.
Благодаря этому сцепление колес с дорожным покрытием улучшается, а тормозной путь становится меньшим. Готовое покрытие после высыхания прекрасно противостоит влаге и обладает хорошей влагоустойчивостью.
Все дело в масляной составляющей, которая сдерживают влагу, не давая ей проникнуть в поры.
Но, подобная дорога имеет и весомый недостаток: она плохо выдерживает влияние высокой температуры. Летом, когда солнце постоянно воздействует на дорожное покрытие, битум начинает плавиться, становясь вязким. Если тяжелый транспорт будет проезжать по поверхности, то целостность ее нарушается. Поэтому на лето подобные трассы могут закрывать для такого транспорта.
Важно! В зависимости от территории и проходимости по ней транспорта, битумный слой может наноситься в один или два слоя.
Асфальтированная дорога
Асфальт – это модернизированный вариант предыдущей дороги. Именно такое покрытие используется для городов с большим потоком транспорта. Оно способно выдерживать большие нагрузки и не терять своих свойств многое время.
Такая дорога состоит из дегтевой или битумной основы вместе с бетоном и подобными добавками. За счет этого проходимость в сутки может составлять более 3 тыс. автомобилей любого веса.
Виды асфальта для дорожного покрытия делятся на 3 типа, в зависимости от технологии укладки:
- холодный способ создания покрытия;
- теплый способ создания покрытия;
- горячий способ создания покрытия.
Очень много зависит от добавок, используемых для дорожного покрытия. Чтобы нагревать асфальт, используется специальная техника. Ее особенность в автономной работе. Правда, перед укладкой требуется наличие источника питания.
Жесткость дорожного покрытия и его стабильность зависит от наполнителя. Для этого используется щебень, гравий, крупнозернистый песок, каменная крошка из горных пород, которая пропитанная битумом. Чем больше будет фракция, тем прочнее и жестче станет дорога. Однако гладкость в таком случае теряется. Услышать это можно на средней или большой скорости, когда шумят шины.
Сам асфальт укладывать нельзя. Это эластичное дорожное покрытие, которое само не сможет выдержать оказываемую на него нагрузку. Чтобы увеличить устойчивость создается основа или подкладка, состоящая из крупного щебня. Иногда, в зависимости от местности, может быть использована измельченная горная порода для создания покрытия.
Хоть асфальтированная дорога очень прочная и часто используется, у нее есть недостатки.
Так как в состав асфальта входит темная минеральная составляющая (деготь или битум), под воздействием солнечных лучей она начинает нагреваться и терять прочностные свойства.
Чтобы решить эту проблему, требуется наносить на дорогу отражающую краску в качестве разметки. Иногда дорога делается светлее, посредством добавления в нее оксидов кальция и других компонентов.
Плиты из бетона для создания дороги
Альтернативой асфальту является бетонная плита. В некоторых странах именно такое покрытие чаще всего используется. Их свойства и характеристики ничуть не уступают асфальту и его видам. Наоборот, обслуживать такое покрытие намного проще и дешевле, как и сам процесс создания, ведь он автоматизирован по максимуму.
Обрабатывая данный настил, нужно создать шероховатую текстуру, благодаря которой получается прекрасное сцепление с поверхностью. Если правильно выполнить монтаж, то ровность поверхность будет практически идеальной, никакие аналоги не сравнятся. Дорога сможет выдержать в сутки более 3 тыс. авто без каких-либо проблем.
Есть два способа создания такой дороги:
- Монолитное бетонирование, при котором цементобетон непрерывно подается на участок.
- Второй способ создания дороги более распространен. Он заключается в использовании уже готовых бетонных плит. Чтобы они были прочнее, в процессе создания проходят обработку вибрацией или паром.
Как и другие виды дорожных покрытий, бетонное основание требует прочной и стабильной подложки. Такое основание равномерно распределяет нагрузку на грунт. Для этого используется щебень горных пород, песок крупной фракции.
Компоненты, которые используются для создания бетонного покрытия, тщательно выбираются согласно определенным требованиям. В основе – цемент. Он должен иметь минимальное маркирование М300. По всей поверхности дорожный настил может иметь толщину 24 см. Он создается с уклоном на обочину, дабы обеспечить отвод воды с поверхности дороги.
Так как температурные перепады негативно сказываются на дорожном покрытии, оно может растрескаться и быстро прийти в негодность. Чтобы этого не случилось делаются деформационные швы.
Шаг создания такого шва – 80 м или меньше. Он представляет собой поперечный надрез на дороге, ширина которого 3 см.
Внутрь укладывают эластичный материал, чтобы бетон мог расширяться и сжиматься при измене температуры.
Такие бетонные дороги очень прочные и используются для создания магистралей и обычных дорог.
Заключение
Мы рассмотрели дорожные покрытия и их виды. Их структура сложная и в зависимости от обстоятельств, используется тот или иной вид покрытия. Чтобы качество дороги оставалось на уровне, приходится постоянно выполнять ремонтные работы и следить за ней. Но это намного дешевле, чем заново формировать дорожное покрытие.
Виды дорожных покрытий
Дорожное покрытие — верхний слой дорожной одежды, представленный несколькими слоями однородных по составу материалов и предназначенный для защиты трассы от физической нагрузки и атмосферного воздействия.
От состояния дорожного полотна на трассе зависят скорость и комфорт передвижения по ней автомобилей и грузовых транспортных средств. Для каждого типа автодорог предназначен свой тип покрытий, позволяющий обеспечить необходимые условия для безопасного перемещения машин, а также допустимую скорость перемещения.
Классификация дорожных покрытий
Все виды дорожного полотна условно разделяют на две категории:
- Жесткие — предназначены для трасс в городах с оживленным движением и развитой инфраструктурой, используются для федеральных автомагистралей, центральных улиц и дорог, ведущих к стратегическим промышленным и сельскохозяйственным объектам;
- Нежесткие — допустимо застилать в населённых пунктах со спокойным движением, а также в сельской местности. Характеризуется меньшей прочностью и износостойкость.
Виды жестких дорожных покрытий:
- Сборные конструкции с применением цемента — чаще всего используются для застила мостов. Характеризуются повышенностью устойчивостью к нагрузкам и метеоусловиям.
- Мощеное дорожное полотно — создается за счет укладки дороги камнем или брусчаткой, было популярно в XX веке, сейчас применяется при реконструкции улиц в исторических частях городов, а также в парковых зонах.
- Асфальтовое — наиболее распространенный и практичный тип, отличается простотой в использовании и длительным периодом эксплуатации (при условии соблюдения всех технических требований при укладке). Используется асфальт и асфальтобетон. Для повышения устойчивости к температурным перепадам используют специальные смолы (состав зависит от климатической зоны проведения дорожных работ).
Виды нежестких дорожных покрытий:
- Щебенка — подходит для укладки дорог в спальных районах небольших городов, парковой зоне, неоживленных территориях крупных городских центров.
- Гравий — аналогично по техническим характеристикам щебенки, выбор материала зависит от пожеланий заказчика и возможностей исполнителя работ.
- Грунтовка — дороги, покрытые грунтовым покрытием, не рассчитаны на значительные нагрузки. Лучше всего этот тип полотна использовать в парковых зонах.
- Покрытия с органической составляющий — один из новых видов дорожного полотна, предназначенный для трасс со средней нагрузкой (не более 3000 автомобилей в сутки). По составу аналогично грунтовке, верхний слой которой укрепляют специальным пропитывающим составом, защищающим материал от расползания.
Технология создания качественного дорожного полотна
Для обеспечения хорошего качества и длительного периода эксплуатации дорожного покрытия важно соблюдение всех технических требований и правильной последовательности действий при проведении дорожных работ по укладке или ремонту полотна.
Компания Транском осуществляет полный комплекс строительных работ по укладке дорожных покрытий, включающий:
- исследование и планирование;
- выравнивание грунта;
- дренаж;
- укладку основания;
- застил нижнего и верхнего слоя;
- поверхностную обработку;
- выравнивание;
- укладку лежачих полицейских и необходимой арматуры, установка защитных ограждений и проведение иных дополнительных работ.
Для обеспечения высокого качества дорожного покрытия мы используем особые трещинопрерывающие прослойки, армирующую сеть, связующие составы, а также различные виды пропитки, что позволяет повысить устойчивость дорожного полотна и продлить период его эксплуатации.
В зависимости от предполагаемого типа использования дорожное полотно должно соответствовать определенным критериям. Профессионализм и применением качественных материалов на стадии застила и обработки покрытия позволят обеспечить его надежную защиту от физических нагрузок, температурных перепадов и иных внешних факторов в течение всего периода службы.
Искусственные покрытия. Дорожные одежды
Дорожные одежды устраиваются на специально подготовленном земляном полотне, габариты которого должны соответствовать характеру принятого конструктивного (типового) поперечного профиля улицы или дороги с учетом всех его элементов.
Земляное полотно представляет собой выемку (дорожное корыто) для укладки в нем искусственных материалов, составляющих дорожную одежду.
Земляное полотно должно быть прочным и устойчивым под действием нагрузок и природных факторов, и, в случае непригодных для этой цели грунтов, производится его замена на более устойчивые, исключающие их переувлажнение и размыв под действием поверхностных и грунтовых вод.
Дну корыта земляного полотна придают продольные и поперечные уклоны, соответствующие проекту вертикальной планировки улиц, дорог и проездов, после чего его уплотняют с помощью катков.
По уплотненному дну корыта укладывают подстилающий слой, который выполняет дренирующие и термоизолирующие функции, а также уменьшает удельную нагрузку, передаваемую через покрытие на грунт.
Кроме этого, подстилающий слой необходим для создания водно-теплового режима в грунте земляного полотна и обеспечения его устойчивости при изменяющихся температурно-влажностных условиях. Для устройства дренирующих слоев применяют песок, гравий и другие материалы с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут. Воду из дренирующего слоя обычно отводят в водосточную сеть с помощью дренажей мелкого заложения. Подстилающий слой укрепляют путем обработки его в верхней части вяжущими материалами, чем достигается дополнительное повышение его устойчивости и сокращение расчетной толщины и стоимости дорожных одежд. Толщину подстилающего слоя назначают в зависимости от типа грунта земляного полотна, климатических зон и условий увлажнения. В зависимости от конкретных условий она может быть от 10 до 50см.
- Покрытия должны быть прочными и устойчивыми, удобными для движения по ним, долговечными, отвечающими санитарно-гигиеническим требованиям и экономически эффективными.
- Дорожные одежды подразделяются в основном по тинам покрытий в зависимости от категории улиц и дорог.
- Выбор конструкции одежды проезжей части производят в соответствии с данными технико-экономических расчетов, проверки на прочность, морозоустойчивость, а для климатических районов 1А, 1Б и 1Г — данными теплотехнических расчетов.
- Конструктивные схемы дорожных одежд различных типов
- 1 — покрытие из монолитного бетона или железобетонных плит; 2 — подстилаемый слой;
- 3 -асфальтобетонное покрытие; 4 — цементобетон или укрепленные вяжущими материалами щебень и гравий; 5 — брусчатка или мозаика; 6 — песчаная прослойка;
- 7 — укрепленные вяжущими материалами щебень или гравий;
- 8 — битумоминеральная смесь или холодный асфальт; 9 — щебень, шлак или вяжущегрунтовые смеси;
- 10 — обработанные вяжущими материалами щебень или гравий; 11 — щебень, гравий, шлак, грунтощебенъ или грунт, укрепленные вяжущими материалами; 12 — брусчатая мостовая; 13 — песок;
- 14 — грунтоасфальт; 15 — защитный слой из битумоминерального материала; 16 — щебень, гравий, шлак, грунт или грунтощебенъ, укрепленные вяжущими материалами; 17 — грунт, обработанный вяжущими материалами; 18- бумажный камень; 19 — грунт с минеральными добавками.
Конструктивные особенности дорожных одежд. Толщину несущего слоя (основания) дорожных одежд уточняют расчетом в соответствии с нагрузками, толщиной покрытия и подстилаемого слоя, материалами основания и покрытия, а также типами и условиями увлажнения грунтов земляного полотна.
- Конструктивные схемы дорожных одежд:
- а — цементно-бетонное покрытие; б — сборное железобетонное покрытие;
- в — асфальтобетонное покрытие; г — штучные покрытия (булыжное, брусчатое); 1 — несущий слой (основание); 2 — подстилающий слой; 3 — покрытие.
- Ти пы покрытий и конструкций проезжей части
Категория улиц | Тип покрытия и конструкции проезжей части |
Скоростные дороги, магистральные улицы общегородского значения, дороги грузового движения Магистральные улицы районного значения Улицы и дороги местного назначения; промышленных и складских районов Жилые улицы и проезды поселковые улицы и дороги | Усовершенствованные капитальные (цементно-бетонные и железобетонные, асфальтобетонные на прочных основаниях, мозаиковые мостовые на бетонных и каменных основаниях, брусчатые постовые на основаниях, укрепленных вяжущими материалами) Усовершенствованные капитальные; усовершенствованные облегченные (из битумно-минеральных смесей или холодного асфальта на основаниях из щебня и шлака, на грунтовых основаниях, укрепленных вяжущими материалами: щебеночные и гравийные, брусчатые мостовые на песчаном основании. Усовершенствованные капитальные или облегченные; переходные (грунт-асфальтовые, щебеночные, гравийные и шлаковые с поверхностной обработкой вяжущими материалами, грунтощебеночные и грунтогравийные, обработанные вяжущими материалами, мостовые из булыжного и колотого камня) Усовершенствованные облегченные и переходные Усовершенствованные облегченные или переходные; низшие (гравийные, щебеночные, шлаковые, грунтовые, улучшенные местными минеральными материалами) |
Цементно-бетонные одежды можно устраивать монолитными (из армируемого или не армируемого бетона) или из железобетонных плит.
Сборные покрытия имеют ряд преимуществ перед монолитными — их легко восстанавливать при повреждении или после разборки в случае ремонта или прокладки под ними подземных коммуникаций, при этом сборные плиты изготовляют индустриальным способом, что дает возможность вести строительство методом монтажа, сокращает сроки строительства и удлиняет строительный сезон. Монолитные цементно-бетонные покрытия устраивают одно- и двухслойными, для постройки таких покрытий применяют специальные механизмы, производящие укладку бетона, его разравнивание и уплотнение.
В монолитных бетонных покрытиях устраивают продольные и поперечные температурные швы, продольные — по оси проезжей части, а также параллельно ей на расстоянии 3,75 м друг от друга, а поперечные через каждые 6—8 (10) м.
Через каждые 2—3 шва сжатия устраивают поперечные швы расширения, дающие возможность удлинения плит в летний период. Температурные швы заполняют упругими, легко деформирующимися материалами.
Для сборных железобетонных покрытий применяются плиты прямоугольной или шестиугольной формы, иногда плиты со сквозными отверстиями. Плиты могут иметь размеры от 1 до 3,5 м.
Плитам больших размеров придают ребристую нижнюю поверхность, что снижает их массу и обеспечивает более равномерное опирание их на основание. Плиты укладывают обычно на песчаное основание.
Дорожные одежды с асфальтобетонным покрытием в городах наиболее распространены, что объясняется рядом их достоинств: ровной поверхностью, обеспечивающей ей благоприятные условия для движения транспортных средств и быстрого стока поверхностных вод, легкости очистки покрытий от пыли, грязи и снега, а также относительно большой водонепроницаемостью и гигиеническими качествами покрытий, возможностью полной механизации дорожно-строительных работ и простотой производства ремонтно-восстановительных работ.
Асфальтобетонные покрытия строят на прочных бетонных или каменных основаниях. Обычно выполняют двухслойные покрытия. Однослойные покрытия применяют на проезжих частях с ограниченными нагрузками, размерами и скоростями движения.
Толщина однослойных покрытий 4—5 см, двухслойных — 8—8,5 см (нижний слой — 4,5 и верхний —3,5—4 см). Бетонные основания под асфальтобетонные покрытия устраивают толщиной 18—20 см.
Каменные основания выполняют из щебня или гравия, которые обрабатывают вяжущими материалами, что повышает их устойчивость.
Иногда применяют покрытия из битумно-минеральных смесей. Эти покрытия характеризуются меньшей стоимостью, однако показатели их прочности ниже асфальтобетонных.
Они применяются на улицах и дорогах местного значения с ограниченными транспортными нагрузками.
Грунтовые материалы, обработанные битумом, носят название грунт-асфальтовых покрытий и применяются преимущественно на автостоянках, внутриквартальных проездах и т.д.
Штучные покрытия устраивают из мелких плит (в основном бетонных и железобетонных) или же камней (мостовые). Недостатками их являются неровность поверхности и большая трудоемкость по устройству покрытия. Вместе с тем они долговечны и легко разбираются и восстанавливаются при прокладке и ремонте размещаемых под ними подземных коммуникаций.
Бетонные плиты имеют прямоугольную, квадратную или шестиугольную форму. Для покрытий тротуаров и пешеходных дорожек используют плиты с размером сторон 20—50 м и толщиной 4—6 см. Укладывают их на основание из песка, мелкого щебня, гравия или шлака.
Плиты можно изготавливать одно- и двухслойными (с верхним слоем толщиной 1,5—2 см — слоем износа из белого или цветного бетона). Асфальтобетонным плитам придают прямоугольную форму в плане с размером сторон 25— 35 см и толщиной 5—8 см, их укладывают на щебеночных основаниях — по слою песчаного асфальтобетона.
Покрытия из них применяются редко из-за невысокой прочности и сложности механизации работ.
Мостовые устраивают из естественного и искусственного камня. Наиболее распространены в городах брусчатые и мозаиковые мостовые.
Их строят из камней (шашек), выполненных из скальных пород (гранита, диабаза, базальта и др.). Форма камней для брусчатой мостовой приближается к параллелепипеду, их размеры, см: длина 15—30, ширина 12— 15, высота 10—16.
Камни для мозаиковых мостовых имеют форму, приближающуюся к кубу со сторонами 7—10 см.
Брусчатые мостовые устраивают на бетонном или песчаном основании. Эта мостовая может выдержать большие нагрузки, в том числе от проходящих в дни парадов тяжелых машин и других транспортных средств. Брусчатые камни укладывают рядами, перпендикулярными оси дороги или направленными к ней под углом 45°.
Мозаиковые мостовые устраивают на прочных — бетонных или каменных основаниях по песчаной прослойке толщиной 3—5 см. Швы между камнями заполняют цементным раствором, цементно-песчаной или битумно-минеральными смесями. В плане камни мозаиковых мостовых укладывают поперечными и диагональными рядами.
Клинкерные мостовые устраивают из прочного дорожного кирпича размером 220x110x65 (75) мм. Их строят на песчаном основании с укладкой кирпича на ребро.
Булыжные мостовые выполняют из мелких валунных или колотых камней (шашек) формой усеченной пирамиды, уложенных на песчаном основании. Штучные материалы в дорожном строительстве применяют крайне редко, так как их устройство связано с большой трудоемкостью.
Сопряжение проезжих частей улиц с тротуарами и газонами осуществляют обычно с помощью бортовых камней.
Размеры бортовых камней принимают с учетом удобства их транспортирования и установки, обеспечения необходимой устойчивости, возможности образования достаточно глубоких лотков для сбора и отвода поверхностных вод.
Возвышение тротуаров над проезжими частями улиц принимают равным 15 см, на проездах внутримикрорайонных территорий — 10 или 15 см.
В местах въездов во дворы, а также у перекрестков разница в уровнях проезжих частей и тротуаров снижается до 5—7 см — для въезда автомобилей и тротуароуборочных машин.
Для отделения тротуаров и пешеходных дорожек от газонов применяют бетонные бортовые камни сечением 200×80 мм. Иногда используют различные керамические материалы (кирпичи, блоки или плитки). Пешеходные дорожки, расположенные в одном уровне с газонами и цветниками, отделяют от них путем посадки кустарника или устройства низких оград — штакетников.