Информация

Подпункт 7 пункта 4 статьи 105.14

Ст. 105.14 НК РФ определяет круг сделок, осуществляемых между взаимозависимыми лицами, в отношении которых обязателен налоговый контроль, и приводит перечень операций, не подлежащих такому контролю. Рассмотрим их подробнее.

Статья 105.14 НК РФ: значение и структура

Ст. 105.14 НК РФ описывает те условия, при которых сделки, осуществленные между взаимозависимыми лицами, становятся подлежащими обязательному налоговому контролю. Взаимная зависимость возникает в ситуациях (п. 2 ст. 105.1 НК РФ), когда:

  • юр- или физлицо прямо или косвенно участвует в одной или одновременно в нескольких организациях в доле, превышающей 25% (подп. 1–3);
  • юр- или физлицо может определять до 50% состава исполнительных органов юрлица (подп. 4–6);
  • физлицо занимает должность единоличного исполнительного органа в организации или одновременно в нескольких юрлицах (подп. 7, 8);
  • имеет место преемственность участия юр- или физлица в цепочке организаций, и общая доля этого участия составляет больше 50 % (подп. 9);
  • между физлицами существуют служебные отношения с должностной подчиненностью или близкородственные связи (подп. 10, 11).

О том, как родственные взаимоотношения влияют на освобождение от НДФЛ подаренного и унаследованного имущества, читайте в статье «Ст. 217 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Однако ст. 105.14 НК РФ к сделкам, подлежащим контролю, относит не только операции между взаимозависимыми участниками, являющимися таковыми в соответствии с критериями, перечисленными в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, но и сделки, приравниваемые к совершаемым зависимыми лицами.

Цель такого контроля заключается в выявлении ситуаций занижения доходов (выручки и прибыли) и, соответственно, налогов, зависящих от этих параметров (п. 4 ст. 105.3 НК РФ):

  • на прибыль;
  • НДФЛ;
  • НДПИ;
  • НДС.

Текст ст. 105.14 НК РФ разбивается на 4 части, содержащие:

  • критерии отнесения сделок к операциям, приравниваемым к совершаемым с зависимыми лицами (п. 1);
  • признаки, по которым сделки признают подлежащими обязательному контролю (пп. 2, 3, 5–9, 11);
  • критерии, позволяющие считать сделку неконтролируемой (п. 4);
  • условия отнесения сделок, не отвечающих обязательным критериям подконтрольности, к контролируемым (п. 10).

Критерии оценки сделок

Оценка сделок для целей отнесения их к контролируемым производится по ряду признаков, причем понятие этих признаков при необходимости поясняется в тексте ст. 105.14 НК РФ:

  • Существование между лицами зависимости или признаков приравнивания к ней (п. 1).
  • Территория осуществления сделок (подп. 3 п. 1; п. 2).
  • Величина полученных продавцом по сделкам с каждым из зависимых лиц за год доходов (подп. 1 п. 2; пп. 3, 7). Определяется по правилам гл. 25 НК РФ (п. 9).
  • Вид осуществляемой деятельности (подп. 2 п. 1; подп. 2 и 6 п. 2; пп. 5, 11). Источники получения информации о некоторых применяемых по ним кодах и принятых понятиях об определенной деятельности указаны, соответственно, в п. 6 и п. 8.
  • Применение спецрежимов или льгот по налогу на прибыль (подп. 3–7 п. 2).

Эти признаки по-разному сочетаются в конкретных основаниях отнесения сделок к контролируемым. Ряд из них имеет значение для определения неподконтрольности операций.

Приравнивание сделок к осуществленным зависимыми лицами

Отнесению к числу приравниваемых к операциям между взаимозависимыми лицами подлежат (п. 1 ст. 105.14 НК РФ) сделки:

  • По реализации товаров (работ, услуг), совершенные между зависимыми лицами через посредников, не связанных с продавцом и конечным покупателем зависимостью, если лица, выступающие посредниками, осуществляют в таких сделках только функции перепродажи, не вкладывая в них каких-либо существенных своих затрат (подп. 1). При этом в качестве реализованных будут учитываться и безвозмездно переданные товары, работы, услуги (п. 1 ст. 39 НК РФ).
  • Внешнеторговые (подп. 2), совершенные с нефтью и товарами, произведенными из нее, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгоценными металлами и камнями (п. 5) на сумму, составляющую по операциям с каждым из лиц более 60 млн руб. (п. 7).
  • С участием лиц-резидентов офшорных зон, в т. ч. имеющих там постоянные представительства (подп. 3), совершенные с каждым из лиц на сумму более 60 млн руб. (п. 7).

Сделки, подлежащие обязательному контролю

Обязательный контроль осуществляется при операциях между зарегистрированными в РФ лицами, взаимная зависимость между которыми установлена, если одновременно имеет место еще хотя бы один из следующих моментов (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  • Доход по операциям с зависимым лицом превысил 1 млрд руб. (подп. 1).
  • Сделки совершаются в отношении полезного ископаемого, и одна из сторон-участниц платит НДПИ (подп. 2). При этом объем сделок оказался больше 60 млн руб. (п. 3).
  • Одна из сторон применяет спецрежим ЕСХН или ЕНВД (подп. 3), и объем сделок с ней превысил 100 млн руб. (п. 3). При этом среди участников операций есть лица, не применяющие подобные режимы (подп. 3).
  • Одна из сторон имеет освобождение от платежей по налогу на прибыль или в связи с участием в проекте «Сколково» использует по нему ставку 0%, при этом другая сторона не применяет подобных льгот (подп. 4). Объем таких сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).
  • Одна из сторон пользуется льготой по налогу на прибыль как резидент (участник) особой (свободной) экономической зоны, при этом другая сторона не имеет права на подобную льготу (подп. 5). Объем таких сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).
  • Одна из сторон определяет базу по прибыли в особом порядке в связи с ведением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении, при этом у другой стороны не имеется права на подобную льготу (подп. 6). Объем таких сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).
  • Одна из сторон (или обе) как участник инвестиционного проекта имеет право на ставку 0% по налогу на прибыль или применение пониженной региональной ставки по нему (подп. 7). При этом объем сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).

Подробнее о существующих льготах по налогу на прибыль читайте в материале «Какие льготы по налогу на прибыль организаций установлены на 2014–2015?»

Неподконтрольные сделки

Не будут признаваться подлежащими контролю сделки, даже если они отвечают критериям отнесения к приравниваемым к осуществленным зависимыми лицами или к подлежащим обязательному контролю, если (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

  • стороны представлены участниками одной консолидированной группы, но речь при этом не идет о продаже полезного ископаемого, облагаемого НДПИ (подп. 1);
  • стороны имеют регистрацию в одном и том же субъекте РФ, не располагают подразделениями за его пределами (и, соответственно, не платят в иных субъектах налог на прибыль), работают без убытков и сделки между ними не отвечают критериям, требующим обязательного контроля по основаниям, связанным с уплатой НДПИ, применением спецрежимов или льгот по налогу на прибыль (подп. 2);
  • стороны, совершающие сделки в отношении добытого углеводородного сырья, делают это в связи с одним и тем же месторождением (подп. 3);
  • сделки относятся к межбанковским кредитам со сроком погашения не более 7 дней (подп. 4);
  • сделки совершаются в определенных законодательством рамках сотрудничества РФ с иностранными государствами в военно-технической области (подп. 5).
Читайте также:  Правотворческая инициатива граждан

Контроль по сделкам, не соответствующим критериям обязательного контроля

Возможно признание контролируемыми сделок, по формальным признакам не подлежащих обязательному контролю, если для этого возникнут соответствующие основания. Такими основаниями могут стать:

  • Привлечение к сделке больше чем 2 лиц, что происходит при участии, например, посредников в ней.
  • Признание сделки частью группы аналогичных сделок, осуществленных с целью исключения возможности отнесения ее к контролируемым (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). Эта процедура осуществляется в судебном порядке по представлению федерального органа, осуществляющего налоговый контроль.

Процедура и последствия контроля

За налогоплательщиками, составляющими стороны сделок, отвечающих критериям контролируемых, законодательно закреплена обязанность уведомления налоговых органов о совершенных ими за прошедший год сделках, подлежащих налоговому контролю (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).

Как оформить документ, извещающий о таких операциях, читайте в статье «Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения».

Контроль над ценами, применяемыми при таких сделках, и, соответственно, за полнотой отражения доходов и исчисления налогов по ним осуществляет ФНС в специальном порядке, приведенном в гл. 14.5 НК РФ. Налогоплательщики по запросам ФНС обязаны предоставлять информацию, необходимую для проведения такого контроля (п. 1 ст. 105.15 НК РФ).

Если занижение доходов и налогов в результате проверки не выявлено, то она не будет иметь последствий для налогоплательщика.

В случае обнаружения занижения налоговых баз по контролируемым налогам или завышения убытка ФНС соответствующим образом откорректирует эти базы (п. 5 ст. 105.3 НК РФ).

Допускается выполнение такой корректировки налогоплательщиком самостоятельно (п. 6 ст. 105.3 НК РФ) с подачей ее в ИФНС не позже срока, установленного для подачи деклараций за налоговый период.

Итоги

Критерии признания сделок контролируемыми или не подлежащими налоговому контролю имеют важное значение при осуществлении операций с зависимыми лицами.

Если они оказываются контролируемыми, это налагает на налогоплательщика ряд дополнительных обязанностей, вызывает проведение процедуры специального налогового контроля над уровнем примененных при таких сделках цен и может иметь следствием доначисление налогов, зависящих от доходов.

Ст. 105.14 НК РФ новая редакция 2019 года: комментарии и изменения

П.1 ст.105.14 НК РФ

В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

пп.

1 совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом).

Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

  • не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • пп.2 сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

пп.

3 сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

П.2 ст.105.14 НК РФ

Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

пп.

1 стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 — 4 статьи 284 настоящего Кодекса) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ)

пп.

2 одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

пп.

3 хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

пп.

4 одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ)

пп.

5 (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ)

пп.

6 сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

О внесении изменений в статью 105_14 части первой и часть вторую налогового кодекса российской федерации от 28 декабря 2016

  •      ПринятГосударственной Думой21 декабря 2016 годаОдобренСоветом Федерации
  • 23 декабря 2016 года

Внести в статью 105_14 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 2011, N 30, ст.4575; N 47, ст.6611; 2013, N 40, ст.5037, 5038; N 52, ст.6985; 2014, N 14, ст.1544; N 48, ст.6660; 2016, N 22, ст.3092; N 49, ст.6844) следующие изменения:

  1. 1) пункт 2 дополнить подпунктом 8 следующего содержания:
  2. «8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково» (далее в настоящем Кодексе — исследовательский корпоративный центр), применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145_1 части второй настоящего Кодекса.»;
  3. 2) в абзаце первом пункта 3 цифры «4-7» заменить цифрами «4-8».
Читайте также:  Развитие сельских территорий камчатского края

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 33, ст.3413; 2002, N 22, ст.2026; N 30, ст.3027; 2003, N 28, ст.2886; N 46, ст.4435; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3231; N 34, ст.3522; 2005, N 24, ст.

2312; N 30, ст.3128; N 52, ст.5581; 2006, N 23, ст.2382; 2007, N 21, ст.2462; N 31, ст.4013; 2008, N 30, ст.3614; N 48, ст.5519; 2009, N 1, ст.13; N 52, ст.6444; 2010, N 15, ст.1737; N 40, ст.4969; N 48, ст.6247; 2011, N 1, ст.7; N 24, ст.3357; N 45, ст.6335; N 49, ст.7017, 7043; 2012, N 27, ст.

3588; N 41, ст.5526; N 49, ст.6747; 2013, N 19, ст.2321; N 40, ст.5037, 5038; N 44, ст.5645; N 52, ст.6985; 2014, N 45, ст.6157; N 48, ст.6647, 6657, 6660, 6661; 2015, N 1, ст.17; N 29, ст.4340; N 48, ст.6687; 2016, N 1, ст.16; N 7, ст.920; N 22, ст.3092; N 27, ст.4175, 4176; N 49, ст.

6844) следующие изменения:

1) в статье 145_1:

а) в абзаце первом пункта 2 слова «2. Участник» заменить словами «2. Если иное не установлено пунктом 2_1 настоящей статьи, участник»;

  • б) дополнить пунктом 2_1 следующего содержания:
  • «2_1. Участник проекта — исследовательский корпоративный центр утрачивает право на освобождение в случае, если:
  • утрачен статус участника проекта, с момента утраты такого статуса;
  • совокупный размер прибыли исследовательского корпоративного центра, рассчитанный в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, превысил один миллиард рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли;
  • доходы исследовательского корпоративного центра от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, определяемые в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, составили менее 50 процентов в общей сумме его доходов, с 1-го числа налогового периода, за который полученный исследовательским корпоративным центром доход от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав составил менее 50 процентов в общей сумме его доходов.
  • Сумма налога за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта, и (или) в котором имело место указанное превышение совокупного размера прибыли, и (или) в котором указанная доля дохода составила менее 50 процентов в общей сумме доходов, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с исследовательского корпоративного центра соответствующих сумм пеней.»;
  • в) в абзаце четвертом пункта 5 слова «пункте 2» заменить словами «пункте 2 или 2_1»;
  • 2) пункт 3 статьи 246_1 изложить в следующей редакции:

«3. Сумма налога за налоговый период, в котором наступили обстоятельства, указанные в пунктах 2 и 2_1 статьи 145_1 настоящего Кодекса, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.»;

  1. 3) в пункте 5_1 статьи 284:
  2. а) абзац второй дополнить предложением следующего содержания: «При этом положения настоящего абзаца не распространяются на прибыль, полученную в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно.»;
  3. б) дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:

«В налоговом периоде, в котором совокупный размер прибыли, полученной участником проекта нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 246_1 настоящего Кодекса, превысил 300 миллионов рублей (для участника проекта — исследовательского корпоративного центра — один миллиард рублей), и (или) в котором участник проекта утратил статус участника проекта, и (или) в котором доходы исследовательского корпоративного центра от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав составили менее 50 процентов в общей сумме доходов исследовательского корпоративного центра, полученная таким участником проекта прибыль подлежит налогообложению по налоговой ставке, установленной пунктом 1 настоящей статьи, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему. При этом положения настоящего абзаца распространяются на прибыль, полученную в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно.»;

  • в) абзацы третий и четвертый считать соответственно абзацами четвертым и пятым;
  • 4) в статье 381:
  • а) в пункте 20 слова «предусмотренных пунктом 2 статьи 145_1 настоящего Кодекса» заменить словами «предусмотренных пунктом 2 статьи 145_1 настоящего Кодекса (для указанных в настоящем пункте организаций, являющихся исследовательскими корпоративными центрами, — пунктом 2_1 статьи 145_1 настоящего Кодекса)»;
  • б) в пункте 25:
  • в абзаце третьем слово «взаимозависимыми;» заменить словом «взаимозависимыми.»;
  • дополнить абзацем следующего содержания:
  • «Исключения, установленные абзацами вторым и третьим настоящего пункта, не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 1 января 2013 года. Дата производства железнодорожного подвижного состава определяется на основании технических паспортов;»;
  • 5) в статье 426:
  • а) в наименовании цифры «2018» заменить цифрами «2019»;
  • б) в абзаце первом цифры «2018» заменить цифрами «2019»;
  • 6) в пункте 2 статьи 427:
  • а) абзац первый после слов «настоящей статьи,» дополнить словами «в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования»;
  • б) в абзаце первом подпункта 1 слова «подпунктах 1-3» заменить словами «подпунктах 1 и 2»;
  • в) дополнить подпунктом 1_1 следующего содержания:
  • «1_1) для плательщиков, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, в течение 2017-2023 годов:
  • на обязательное пенсионное страхование — 8,0 процента;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,0 процента;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), — 1,8 процента;
  • на обязательное медицинское страхование — 4,0 процента;»;
  • 7) подпункт 1 пункта 9 статьи 430 дополнить словами «(в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности)».

Признать утратившими силу абзацы сорок восьмой — пятидесятый пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25_3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст.4222).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

2. Положения пункта 2_1 статьи 145_1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют до 31 декабря 2021 года включительно.

  1. ПрезидентРоссийской ФедерацииВ.Путин
  2. Москва, Кремль
  3. 28 декабря 2016 года
  4. N 475-ФЗ
  5. Электронный текст документа
  6. подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
  7. Официальный интернет-портал
  8. правовой информации

www.pravo.gov.ru, 29.12.2016,

N 0001201612290008

Департамент общего аудита по вопросу уведомления о контролируемых сделках

17.06.2014

Ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ в целях НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

  • 1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми[1].
  • 2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли[2];
  • 3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином РФ в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ.
  • При этом, в силу пункта 5 статьи 105.14 НК РФ, сделки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 данной статьи, признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп[3]:
  • 1) нефть и товары, выработанные из нефти;
  • 2) черные металлы;
  • 3) цветные металлы;
  • 4) минеральные удобрения;
  • 5) драгоценные металлы и драгоценные камни.
Читайте также:  Проблемы административного права

В соответствии с пунктом 7 статьи 105.14 НК РФ, сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 данной статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

Согласно пункту 2 статьи 105.14 НК РФ, а также пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 18.07.

2011 № 227-ФЗ[4] сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 данной статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за 2013 год превышает 2 млрд. рублей (пункт 3 статьи 4 Закона № 227-ФЗ); в последующих годах (при отсутствии соответствующих изменений в законодательстве — 1 млрд. рублей;

  1. 2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых[5];
  2. 3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов[6], при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
  3. 4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам;
  4. 5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны[7];
  5. Положения подпункта 6 касаются сделок с налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.
  6. Положения подпункта 7 касаются сделок с налогоплательщиками — участниками региональных инвестиционных проектов.

При этом в силу пункта 3 статьи 105.14 НК РФ, сделки, предусмотренные подпунктами 2, 4 — 7 пункта 2 данной статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

Сделки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 данной статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.

Необходимо учитывать, что пункт 4 статьи 105.14 НК РФ содержит перечень обстоятельств, в соответствии с которыми, вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 — 3 данной статьи, сделки не будут признаваться контролируемыми[8].

Что касается остальных (не поименованных в пунктах 1 и 2 статьи 105.

14 НК РФ) сделок между взаимозависимыми российским и иностранным лицами, то они являются контролируемыми вне зависимости от суммы такой сделки в случае, если это повлекло необходимость учета хотя бы одной из сторон такой сделки доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.3 НК РФ[9] (пункт 11 статьи 105.14 НК РФ, пункт 13 статьи 105.3 НК РФ).

Таким образом, анализ норм статьи 105.14 НК РФ позволяет сделать вывод, что если к организации не могут быть применимы подпункты 2-7 пункта 2 и подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 105.14, то, в частности, контролируемыми сделками могут признаваться:

— сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (пп.2 п.1 ст.105.14) – в случае торговли определенными товарами и если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей;

— сделки с оффшорными компаниями (в соответствии с перечнем Минфина РФ) — если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей;

— сделки между взаимозависимыми лицами – налоговыми резидентами РФ (пп.1 п.2 ст. 105.14) – если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за 2013 год превышает 2 млрд. рублей; в последующих годах (при отсутствии соответствующих изменений в законодательстве) — 1 млрд. рублей.;

— сделки между взаимозависимыми российскими и иностранными лицами – независимо от суммы сделки.

Вместе с тем, в отношении уведомления налоговых органов необходимо учитывать следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.

При этом для периодов с 2013 года и далее общий срок подачи уведомления установлен пунктом 2 статьи 105.16 НК РФ: сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

В статьях 105.15-105.17 НК РФ изложен порядок подготовки и представления документации в целях налогового контроля, уведомления о контролируемых сделках, а также порядок проверки налоговым органом полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

При этом, согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ положения статей 105.15-105.

17 НК РФ до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:

в 2012 году — 100 млн. рублей;

в 2013 году — 80 млн. рублей.

Таким образом, несмотря на то, что в отношении сделок с иностранными взаимозависимыми лицами сделки являются контролируемыми независимо от их сумм, а в отношении определенных внешнеторговых сделок и сделок с оффшорами установлен критерий 60 млн., учитывая приведенную норму, обязанность по уведомлению налоговых органов возникает только в том случае, если они превышают 80 млн. руб. в 2013 году.