Информация

Плата за сверхнормативный сброс

  • Загрязненные сточные воды, особенно промышленные, приводят к серьезным проблемам функционирования муниципальных очистных сооружений (ОС).
  • Чрезмерное загрязнение отражается на мощности ОС, приводит к нарушению процессов биологической очистки, к засорению и коррозионному повреждению канализационных коммуникаций.
  • Самые удручающие последствия – экологические и санитарные проблемы крупных речных бассейнов и морского побережья из-за сброса биогенных и опасных веществ.

Качество сточных вод, поступающих в систему канализации, определяется нормативами их состава.

Абоненты несут ответственность за соблюдение установленных предельных значений, за осведомленность о потенциальном негативном влиянии на окружающую среду и рисках своей деятельности.

Немного терминологии

Сточные воды (СВ) – загрязненные воды, принимаемые в ЦСВ, а также стоки других категорий (дождевые, талые, поливомоечные), предназначенные для отведения в центральную канализацию.

Состав и качества СВ – сочетание химических, бактериологических и физических характеристик стоков, а также концентрация загрязняющих веществ (ЗВ) и микроорганизмов.

Нормативы состава сточных вод (НССВ) – предельные величины концентрации ЗВ в составе СВ абонента, предназначенных для отведения в централизованную канализацию. Цель нормирования качества СВ – охрана водоемов от загрязнения.

Водоотведение – комплекс мероприятий по приему, транспортировке и очистке СВ через централизованную систему.

Централизованная система водоотведения, или канализации (ЦСВ) – комплекс инженерных коммуникаций, предназначенных для сброса загрязненных стоков.

Отведение загрязненных СВ в ЦСВ осуществляется на основании договоров, которые заключаются между двумя организациями:

  • абонентом;
  • стороной водопроводно-канализационного хозяйства (организацией ВКХ), выполняющей водоотведение.

Как регулируется водоотведение в РФ

Вопросы регулирования водоотведения находится в компетенции Правительства РФ.

Плата за сверхнормативный сброс«Правила холодного водоснабжения и водоотведения» (постановление № 644), обновленные в 2020 году постановлением № 728 (далее по тексту – Правила), определяют порядок:

  1. Установления нормативов по объему и составу СВ.
  2. Контроля за соблюдением нормативов по объему и составу отводимых СВ.
  3. Исчисления платы за сброс ЗВ в составе СВ сверх установленных НССВ.
  4. Взимания платы за превышение сбросов.
  5. Подачи декларации о составе СВ.

Кроме того, Правилами определены:

  1. Перечень ЗВ, отходов и СВ, запрещенных к сбросу в ЦСВ.
  2. Перечень ЗВ, которые рекомендуется определять лабораторными методами в рамках контроля за сбросом запрещенных ЗВ.
  3. Перечень максимально допустимых величин СВ, установленных в целях предупреждения негативного влияния на работу ЦСВ.
  4. Значения НССВ в отношении технологически нормируемых ЗВ при сбросе СВ в ЦСВ населенных пунктов.

Всего 55 % загрязнений, попадающих в ЦСВ, очищаются до нормативных значений (по информации парламентских слушаний, проведенных в 2020 году).

Для каких организаций устанавливаются нормативы?

НССВ, устанавливаемые на муниципальном уровне для ЦСВ, применяются ко всем абонентам, имеющим отдельные канализационные выпуски.

Исключение составляют определенные категории объектов абонентов ЦСВ:

  1. Жилые и многоквартирные дома, помещения специализированного жилфонда.
  2. Объекты, отводящие в сутки (суммарно по всем принадлежащим канализационным выпускам) менее 30 м3 СВ.

По объектам из п.2 есть дополнительные исключения — для некоторых абонентов соблюдение нормативов состава СВ обязательно, несмотря на объем сбросов.

К ним относятся:

  • гостиницы, бани, сауны;
  • предприятия общепита;
  • склады;
  • предприятия по производству пищевой продукции, лекарственных средств;
  • предприятия по производству стекла, цемента, гипса, изделий из бетона и керамики;
  • предприятия по производству кожаных и меховых изделий;
  • объекты производства тепловой энергии;
  • мойки автотранспорта;
  • объекты по утилизации отходов, обработке вторсырья;
  • другие.

Всего 65 % населения России обеспечено централизованным водоотведением.

Основания для утверждения

Основания для установления или корректировки НССВ для объекта водоотведения:

  1. Утверждение НДС или установление технологических нормативов.
  2. Корректировка НДС или технологических нормативов.

Плата за сверхнормативный сброс

Отдельной причиной для перерасчета НССВ в отношении определенных ЗВ является изменение показателя эффективности их удаления в результате работы очистных сооружений в течение календарного года более чем на 10 %.

Как устанавливаются нормативы?

Расчет нормативов и определение эффективности очистки СВ выполняет организация ВКХ по формулам, приведенным в Правилах.

Предусмотрены особенности расчета НССВ в случаях, если сброс СВ одним объектом водоотведения осуществляется:

  1. В разные водные объекты с различными НДС и (или) технологическими нормативами.
  2. В один и тот же водоем, но из разных выпусков СВ с различными НДС и (или) технологическими нормативами.

Нормативы состава СВ представляются организациями ВКХ в органы местного самоуправления – поселения, округа или района для утверждения в соответствии с установленным Правилами порядком. В некоторых случаях НССВ утверждаются уполномоченным органом субъекта РФ.

Нормативы рассматриваются не более 30 календарных дней.

Если будет обнаружено отсутствие НДС или технологических нормативов, установлены ошибки в расчетах или факт несоответствия расчетов установленному порядку, в утверждении НССВ будет отказано.

Если организация ВКХ не представляет нормативы в установленные сроки, уполномоченный орган определяет их самостоятельно, письменно запросив необходимые документы. Чтобы собрать нужные материалы, у организации ВКХ есть 5 р/дней.

Нормативы состава СВ

НССВ устанавливаются для определенного перечня веществ, в отношении которых объектам водоотведения утверждены НДС и установлены технологические нормативы:

  • на основании НДС, которые утверждены для объектов организаций ВКХ;
  • с учетом эффективности очистки СВ от загрязняющих веществ.

Стандартный перечень ЗВ с максимально допустимыми концентрациями предлагается в пр. 5 Правил.

Плата за сверхнормативный сбросНазовем лишь некоторые из списка ЗВ:

  • взвешенные вещества;
  • ХПК;
  • БПК5;
  • азот;
  • фосфор;
  • хор и хлорамины;
  • фенолы;
  • сульфаты;
  • сульфиды;
  • железо;
  • марганец;
  • кадмий;
  • мышьяк;
  • ртуть;
  • жиры;
  • летучие органические соединения;
  • СПАВ (анионные и неионогенные);
  • нефтепродукты.

Исключение для нормирования ССВ составляют нитрат-анионы и нитрит-анионы – при сбросе СВ через ЦСВ населенных пунктов.

Ответственность за превышение НССВ

Причины излишней загрязненности СВ в России:

  • серьезный износ систем водоотведения;
  • недостаток в городах и поселках эффективных очистных сооружений;
  • устаревшее морально и физически оборудование;
  • неактуальные технологии очистки.

Обновленная система нормирования СВ в полной мере отвечает принципу «загрязнитель платит» и устанавливает единые расчеты.

Если СВ, принятые от абонента в ЦСВ, содержат загрязнения и микроорганизмы в высокой концентрации, негативно влияющие на работу системы, организация обязана компенсировать расходы на восстановление ЦСВ в размере и порядке, установленными Правилами.

Другими словами, абонент обязан внести соответствующую плату на основании выставленных счетов и на расчетный счет организации ВКХ в течение 7 р/дней.

Расчет платы за сверхнормативный сброс ЗВ в составе СВ выполняется организацией ВКХ на основании данных, представленных в декларации абонента. Если этот документ отсутствует, за основу берутся результаты лабораторного контроля.

Чтобы рассчитать размер платы за сброс ЗВ сверх НССВ, применяются ставки платы за сбросы ЗВ в водные объекты, а также различные коэффициенты.

Читайте также:  Соотношение активной и реактивной мощности

Плата за сверхнормативный сброс

  1. Формула для расчета сверхнормативной платы (НДС учитывается дополнительно) выглядит следующим образом:
  2. П = (М x Н x к1 x к2 x к3 x к4) + У
  3. где:
  • М – платежная база – масса сбросов ЗВ, по всем веществам, для которых утверждены НССВ, (т);
  • Н – ставки платы за НВОС (руб./т);
  • к1– повышающий к-т 100 или, в отдельных случаях, 25;
  • к2– к-т 0,5, применяемый при сбросе ЗВ, для которых не устанавливаются показатели НДТ в области очистки стоков;
  • к3– к-ты к ставкам платы за НВОС;
  • к4– к-т 1,1 – расходы организации ВКХ на функционирование по исчислению сверхнормативной платы;
  • У – размер компенсации расходов организации ВКХ на возмещение ущерба, нанесенного водному объекту, (руб.).

Повреждение объектов водоотведения (в том числе вследствие сверхнормативного загрязнения, сброса запрещенных веществ и отходов) является административным правонарушением.

Ответственность предусмотрена ст. 7.7 КоАП РФ, на основании которой размер штрафа для юрлиц составляет до 30 тыс. рублей.

Кроме того, абоненты, у которых неоднократно зафиксировано превышение установленных НССВ, обязаны в течение 3-х месяцев разработать, утвердить и реализовать план улучшения качества стоков.

Видео по теме

Предлагаем вашему вниманию видео, в котором рассказывается, кто устанавливает нормативы состава, как взымается плата за их превышение, а также рассматриваются некоторые другие вопросы:

Подводим итог

Постановление Правительства РФ № 728, изменившее в 2020 году правила водоотведения, определило четкий алгоритм взаимодействия между абонентами и организациями ВКХ, ужесточило требования к срокам снижения сбросов в водные объекты, обновило систему компенсации экологического и иного ущерба. Кроме того, этим документом установлены правила по установлению НССВ.

В недавнем прошлом регионы имели право самостоятельно утверждать предельные значения концентрации ЗВ в стоках и определять размеры компенсации сверхнормативного загрязнения. С вступлением нововведений по всей России действует единый порядок расчета НССВ и исчисления платы.

Действующие правила установления НССВ, контроля свойств СВ стали более подробными, однако положение абонента в отношениях с организациями ВКХ остается уязвимым.

В каком случае производится оплата за нвос?

Плата за сверхнормативный сбросГ.П. Холодныхавтор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

Оплата за негативное воздействие производится только в случае превышение норм или со всех пользователей?

Ответ

Платить за негативное воздействие на окружающую среду организация должна в случае, если в составе сточных вод будет  обнаружено превышение  концентрации загрязняющих веществ.

Расчет платы (п. 197 Правил N 644) производит организация, осуществляющая водоотведение, ежемесячно на основании декларации абонента либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод.

Самостоятельно абонент расчет платы не производит. 

Обоснование

Водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон N 416-ФЗ)).

По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации оплату водоотведенич, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (ч. 1 ст. 14 Закона N 416-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ).

Ст. ст. 30.1 — 30.3 Закона N 416-ФЗ регулируют обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации), исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, взимание указанной платы с абонентов и контроль состава и свойств сточных вод абонента.

Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием, в размере и порядке, установлеными правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ  (ч. 10 ст. 7 Закона N 416-ФЗ).

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (абз. 1 п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ)).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
  • Плату за сбросы в воду рассчитываются по каждому объекту НВОС, на который получено разрешение Росприроднадзора на сбросы.

Для расчета нужны (п. 2 ст. 16.2, п. 4 ст. 23 Закона N 7-ФЗ, п. п. 9, 10 Правил):

  • данные вашего внутреннего учета фактических выбросов или сбросов (п. п. 2, 3 ст. 67 Закона N 7-ФЗ);
  • нормативы и лимиты, установленные в разрешении;
  • ставки платы за выбросы в воздух или сбросы в воду. При расчете платы в отношении территорий и объектов, которые находятся под особой охраной, умножьте ставку на 2 (п. 2 Постановления Правительства от 13.09.2016 N 913, п. 17 Правил).

Плата рассчитывается отдельно по каждому вредному веществу, а затем результаты складываются.

Таким образом, абонент в том числе обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства, в свою очередь, вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пп. «ж» п. 35, пп. «г» п. 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее — Правила N 644)).

Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:

  • по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 — 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
  • по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Читайте также:  Ответственный за безопасную эксплуатацию

Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.

Отбор контрольных проб производится в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728.

Из изложенного следует, что отдельно вносить плату за НВОС организация не должна.

Все платежи за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения включаются организацией, осуществляющей водоотведение в состав тарифа, либо предъявляются отдельно на основании проведенных проб.

Если объем сброса не превышает норму, а вредные вещества отсутствуют, то платежи за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения  вашей организации предъявляться не должны.

«Водоканал прислал счета за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ? Законно ли ? » — Яндекс Кью

Нашей организации во всех филиалах в Тюменской области тоже начали присылать эти счета. Обсудили с другими коллегами и пришли к выводу, что в большинстве случаев такие начисления незаконны, потому что эти «Водоканалы» умышленно путают термины «начисление» и «расчет». Так вот, п.

118 Правил холодного водоснабжения и водоотведения четко устанавливает основание для начисления платы — возмещать плату за негативное воздействие должны только те абоненты, у которых имеет место сброс вредных веществ в сеть водоотведения (либо если Абонент сам задекларировал такой сброс).

В иных случаях обязанности оплачивать нет.

https://www.youtube.com/watch?v=nNBJ-0LD70A\u0026pp=ygU70J_Qu9Cw0YLQsCDQt9CwINGB0LLQtdGA0YXQvdC-0YDQvNCw0YLQuNCy0L3Ri9C5INGB0LHRgNC-0YE%3D

А «Водоканалы» ссылаются в качестве основания для начисления платы на п. 119-123 Правил, которые устанавливают только порядок РАСЧЕТА размера платы.

Мы, как Абоненты, не можем запретить им рассчитывать размеры платы даже тем Абонентам, кто не должен возмещать плату. При этом, организации водоснабжения, учитывая п.118, не должны начислять эту плату Абонентам, которые не совершают вредные сбросы или не декларируют их.

Все это выглядит, как замануха, что Абоненты, которые начнут платить по таким безобоснованно выставленным считам, признают свое согласие и будут платить дальше. Поэтому нам рекомендовали на каждый счет отвечать подобным отказом:

«В ответ на Ваше письмо (счета) сообщаем, что сточные воды, принимаемые от объектов ООО «__» в централизованную систему водоотведения, не содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила).

На основании п. 118 Правил у ООО «» отсутствует обязанность компенсировать ООО » Водоканал», расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее — плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения) в порядке и размере, которые определены Правилами.

ООО «__ Водоканал», как организация, осуществляющая водоотведение, на основании пунктов 119-123 Правил вправе производить только расчеты размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в том числе для абонентов, сточные воды которых не содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу системы. При этом, учитывая обязательное условие п. 118 Правил, организация, осуществляющая водоотведение, не вправе применять данные расчеты для начисления платы Абонентам, сточные воды которых не содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу системы. В случае ошибочного начисления платы у Абонента не наступает обязанность компенсировать расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Негативное воздействие сточных вод, передаваемых с объектов ООО «», на работу централизованной системы водоотведения, содержание загрязняющих веществ не зафиксировано и не представлено. Сброс сточных вод с нарушением требований пунктов 113 и 114 Правил с объектов ООО «» не совершался и не планируется.

На основании вышеизложенного сообщаем Вам, что доводы, указанные в письмах, являются ошибочными, начисления за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, описанные в уведомлениях, будут производиться безосновательно, основаны на неверном толковании Правил, что может привести к появлению у ООО » Водоканал» неосновательного обогащения. В связи с этим, просим Вас плату за негативное воздействие сточных вод и сверхнормативный сброс по объектам ООО «» не начислять, выставленные позиции платы за негативное воздействие в счетах отменить.

«

Фас запретила требовать у бизнеса плату за сброс воды без экспертизы — российская газета

Раньше за вред, наносимый водоемам и системе канализации, платили только крупные компании — заводы, торговые центры и так далее. Однако в июле прошлого года вступило в силу новое постановление правительства РФ.

Там среди прочего прописан порядок контроля мелких абонентов, сбрасывающих менее 30 кубометров сточных вод в сутки.

Состав и свойства их стоков водоканалам разрешили оценивать не чаще одного раза в месяц — и в случае превышения нормативов начислять дополнительные платежи.

Вот только в документе четко не прописано, кто должен проводить экспертизу. И водоканал Пскова, который является городским монополистом, записал в нарушители абсолютно всех некрупных абонентов.

Это и микропредприятия, и некоммерческие организации, и офисы, и даже образовательные учреждения.

Всем им, помимо привычной квитанции за водоотведение, начали приходить еще по две «платежки» — за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.

Во второй половине 2020-го юридическим лицам и ИП начислили за негативное воздействие и сброс загрязнений 31,5 миллиона рублей.

Для сравнения: в первом полугодии, до вступления новых правил в силу, общая сумма начислений составила всего 655 тысяч рублей.

В аппарат псковского бизнес-омбудсмена поступило множество жалоб от «малышей», получивших дополнительные квитанции. Работа с обращениями велась вместе с антимонопольной службой.

В УФАС пришли к выводу: предприятие, установив такой порядок, злоупотребляет своим монопольным положением и ущемляет права абонентов. Дело в том, что существует определенный допустимый норматив загрязнения сточных вод. Плата за негативное воздействие на воду и канализацию в пределах этого норматива уже включена в тариф на водоотведение.

Читайте также:  Сколько раз можно передоверить

Только по итогам замеров в случае превышения нормативов можно начислять дополнительную плату

— Допустим, водоканал считает, что абсолютно все его некрупные абоненты, не считая физических лиц, предельный уровень превышают, — комментирует ситуацию руководитель Псковского УФАС Ольга Милонаец.

— Ну тогда пусть он это докажет! Организация заявляет о нарушении, она является сильной стороной, она и должна нести доказательное бремя. На сегодня плата за «якобы нарушение нормы» выставляется автоматически и превышает в два раза тариф, утвержденный государством.

Многие абоненты не имеют технической возможности провести экспертизу своих стоков.

Как, допустим, определить состав и свойства сточных вод, которые образуются в процессе работы нашего управления, расположенного в офисном здании? Или парикмахерской, находящейся на первом этаже жилого дома? Мы выдали водоканалу предписание с требованием прекратить нарушение.

Аналогичное антимонопольное дело специалисты сейчас рассматривают в отношении муниципального водоканала Великих Лук. Эта организация, по словам Ольги Милонаец, пошла своим путем, начисляя дополнительную плату абонентам по принципу «кого жальче». Например, некоторые детские сады «пожалели». Объяснить, почему было сделано исключение для учреждений образования, водоканал не смог.

— Это еще раз подтверждает, что организации, осуществляющие водоотведение, могут трактовать новые правила по своему усмотрению, — продолжает руководитель Псковского УФАС.

Некоторые предприниматели, имеющие отдельные канализационные колодцы для осуществления замеров, пытались доказать, что не превышают норматива, развивает тему псковский бизнес-омбудсмен Аркадий Мурылев. Они обращались в водоканал с просьбой провести экспертизу.

— Получив отказ, они провели замеры силами независимых экспертных организаций, но монополист эти данные во внимание не принял, — отмечает Аркадий Мурылев.

— При этом у водоканала есть собственная экспертная лаборатория, деятельность которой финансируется в рамках утвержденных тарифов, то есть фактически за счет абонентов.

Все эти факты позволяют полагать, что организация просто решила поправить свое финансовое положение за счет абонентов, воспользовавшись открывшейся лазейкой в законодательстве.

По словам руководителя экспертной группы Северо-Западного бюро по защите прав предпринимателей, советника вице-президента «Опоры России» Александра Мельникова, массовых тревожных сигналов в бюро пока не поступало. Но проблема может обостриться в любой момент в любом регионе, ведь ситуация на местах зависит только от позиции руководства местных водоканалов.

— Поэтому мы полностью поддерживаем решение псковского антимонопольного органа, — подчеркивает Александр Мельников. — Надеемся, по такому пути пойдут и другие субъекты РФ, в которых предприниматели столкнутся с неправомерными начислениями, не подтвержденными экспертизой.

И руководитель псковского УФАС, и региональный бизнес-омбудсмен уверены: чтобы избежать дальнейшей вольной трактовки правил, документ необходимо скорректировать. Там следует четко прописать, что замеры должны проводиться силами и за счет организаций, осуществляющих водоотведение. И только по итогам замеров в случае превышения нормативов можно начислять дополнительную плату.

Ответ на вопрос сверхнормативного сброса загрязняющих веществ

В «Росводоканале» ответили на вопросы абонентов, касающиеся изменений законодательства в отношении сверхнормативного сброса загрязняющих веществ

С 3 июня 2020 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Постановлением введены новые единые требования и порядок расчета нормативов состава сточных вод для абонентов, сбрасывающих стоки в централизованную канализацию.

Также документ определяет порядок расчета нормативов и исчисления платы для абонентов в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения № 644 (утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013). Новый механизм расчета действует с 1 июля 2020 года.

В свою очередь, местным органам власти необходимо утвердить нормативы состава сточных вод абонентов, рассчитанные по единой формуле, с учетом параметров допустимого сброса водоканала, а также эффективности работы очистных сооружений предприятия ВКХ.

Все пользователи, в стоках которых могут содержаться загрязняющие вещества, в новой редакции Правил № 644 разделены на две основные категории. К первой относятся предприятия с ежесуточным объемом стоков менее 30 кубометров, а также абоненты, у которых невозможен отбор проб сточных вод. Ко второй — потребители, сбрасывающие 30 и более кубометров стоков в сутки, которые могут отбирать пробы.

Для объектов, которые в течение суток сбрасывают менее 30 кубометров стоков, а также при отсутствии у предприятия возможности отбора проб, начисление за превышение нормативов рассчитывается, как произведение трех показателей: коэффициента 2, тарифа на водоотведение и объема отведенных с объекта стоков, который определен либо по приборам учета, либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения, или другими способами, предусмотренными Правилами № 644. В случае, если у абонента есть техническая возможность отобрать пробы и подать декларацию, плата за превышение нормативов будет начисляться с учетом фактического состава их сточных вод.

Предприятиям с большим объемом сточных вод, у которых есть возможность отбирать пробы, плата за сверхнормативный сброс загрязняющих стоков также начисляется по результатам анализов или на основании поданной декларации за фактическое превышение вредных веществ. Кроме того, предприятие обязано самостоятельно предоставлять в организацию ВКХ декларацию о составе и свойствах сточных вод. В качестве контролирующей меры Правила № 728 предусматривают проверку состава сточных вод водоканалом.

Если абонент неоднократно или значительно (в три и более раза) превысил нормативы состава сточных вод, то он обязан разработать и реализовать план снижения сбросов.

«Важная цель новых правил – компенсация экологического ущерба от загрязняющих веществ, сбрасываемых в хозяйственно-бытовую канализацию, которая не рассчитана на прием и очистку промышленных стоков.

Документ позволит урегулировать отношения, связанные с контролем за воздействием промышленных предприятий на водные объекты при сбросе сточных вод через централизованные системы водоотведения, а целевая плата предприятий будет направлена на модернизацию очистных сооружений.

Эксперты «Росводоканала» всегда готовы проконсультировать по применению новых правил, а также предложить эффективные решения для наших абонентов в области очистки стоков», — отметил операционный директор ГК «Росводоканал» Андрей Броцман.