Информация

Плата за радиочастотный спектр

16 Ноября 2011 12:11 16 Ноя 2011 12:11 |

Минкомсвязи утвердило методику оплаты пользования радиочастотным спектром. Теперь платить будут все категории потребителей, включая WiMAX-операторов, однако ряд телекоммуникационных компаний не довольны, что методика не стимулирует развитие новых технологий, например, LTE.

Замглавы Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Олег Иванов пояснил суть приказа министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева об утверждении методики расчета размера разовой и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра. Введение подобного рода платы было предусмотрено еще вступившим в начале 2004 г. новым Законом «О связи», однако до сих пор соответствующий нормативный акт не удавалось принять из-за отсутствия необходимых согласований, в частности, с военными.

В результате платежи осуществлялись по старым нормативным актам, в частности, приказом министерства по антимонопольной политике от 2001 г. Если за 2011 г. федеральный бюджет соберет за пользование радиочастотами около 7 млрд руб, то в следующем году, с введением новой методики — уже 15 млрд руб., прогнозирует Иванов.

До сих пор за пользование частотами платили лишь отдельные категории гражданских потребителей, в частности, операторы сотовой и транкинговой связи и беспроводного телевидения стандарта MMDS, говорит замгендиректора Радиочастотного центра Центрального округа Дмитрий Митрофанов.

Теперь же плата коснется всех, включая операторов беспроводного широкополосного доступа и технологии WiMAX (Yota, “Комстар — WiMAX” и др.), операторов эфирного теле-радиовещания и др. Платить будут и военные, но только в случае, если используемые ими частоты находятся за пределами выделенной для них полосы правительственных радиочастот (ПР).

Помимо ежегодной платы за пользование частотами, которая будет взиматься раз в квартал, вводится отсутствовавшая разовая плата за ввод новых частот. Базовая ставка разовой платы для одного радиоэлектронного средства (РЭС) составляет 800 руб., ежегодной платы — 1400 руб. Эти цифры умножаются на количество используемых РЭС радиоканалов и специальный коэффициент.

Значение коэффициента подсчитывается путем умножения шести различных коэффициентов, учитывающих диапазон, категорию частот, технологию, ширину канала, размер населенного пункта и социальную направленность услуги.

За работу в диапазонах от 300 МГц до 3ГГц (на этих частотах работает сотовая связь) сумма платежа умножается в два раза. В случае, если гражданское РЭС работает в полосах частотах категории ПР, сумма увеличивается в 1,5 раза.

Если же военные работают на частотах гражданских категорий СИ и ГР, то для них платеж возрастает в два раза.

Важным моментом новой методики является учет перспективности используемой технологии и стимулирование операторов переходить на новые технологии, отмечает Иванов.

Например, если технология отнесена правительством к перечню перспективных (стандарт третьего поколения сотовой связи UMTS с технологией HSPA, четвертое поколение LTE, цифровое телевидение DVB-T и мобильное ТВ DVB-H), то сумма платежа уменьшается в два раза.

Если же технология признана Государственной комиссией по радиочастотам бесперспективной или требующей перевода в другой диапазон (MMDS, сотовая связь стандартов CDMA-800 и dAMPS, ряд московских служб в диапазоне 400 МГц), то, наоборот, платеж возрастает в три раза.

Один из коэффициентов связан с необходимой шириной канала.

Если этот показатель составляет от 100 КГц до 1 МГц, то сумма платежа умножается на два (относится, например, к сотовой связи стандарта GSM), если от 1 МГц до 10 МГц (UMTS, WiMAX) — то коэффициент увеличивается до 2,5, а если больше 10 МГц (LTE) — то до 3. Митрофанов поясняет, что таким образом операторы, использующие больший спектр, будут платить больше, но пропорционально используемой ими технологии.

Введена зависимость и от количества населения на территории использования радиочастот. Если речь о городах с населением свыше 3 млн (Москва, Санкт-Петербург), то сумма возрастает в 1,2 раза. Если численность населения составляет от 1 млн до 3 млн, то применяется коэффициент 1,1, если же меньше 200 тыс. — то используется понижающий коэффициент 0,9.

В районах Крайнего Севера предоставляет 50% скидка.

Если технология имеется социальную направленность, то при подсчете суммы используются скидочные коэффцициенты 0,3 — 0,5 (распространение сигнала обязательных ТВ-радио программ, железнодорожная радиосвязь, радиоудлинители телефонных каналов, радиолокация, радионавигация, метеорология, радиопределение, передача сигналов бедствия).

По подсчетам «Вымпелкома», после ввода новой методики они будут платить за используемые частоты для сотовой связи на 20% больше. В то же время представитель «Вымпелкома» отмечает, что из-за учета ширины каналов за использование технологии LTE придется платить больше, чем за GSM.

Представитель другого оператора отмечает, что хотя правительство отнесло технологию WiMAX в диапазонах 2,3- 2,5 ГГц к числу перспективных, радиочастотные центры при подсчете суммы платежей не учли применяемую в таких случаях 50%-скидку.

ВКС в огромной стране оптимизирует ресурсы

Телеком
Плата за радиочастотный спектр

По подсчетам CNews, в Москве ежегодная плата за один канал GSM-1800 составит 6720 руб., GSM-900 (в случае нахождения канала в полосе ПР) — 1080 руб., UMTS – 4200 руб. за приемный канал и 6300 руб. за канал для передачи, WIMAX (без учета скидки) — 12600 руб., LTE – 7560 руб., MMDS – 37800 руб.

Топ-менеджер одного из телекоммуникационных операторов утверждает, что новая методика не достигает своей цели — стимулирования операторов переходить на новые технологии, поскольку не учитывает дальность распространения сигнала.

«MMDS-оператор действительно будет платить за один канал больше, чем оператор сотовой связи или WiMAX, — говорит собеседник CNews. — Но в MMDS, как правило, один передатчик, тогда как у сотовых операторов число базовых станций в городе исчисляется сотнями и тысячами.

В итоге экономического смыла переходить с MMDS на, например, LTE, нет».

Замглавы Минкомсвязи Наум Мардер заявил CNews, что новая методика является первым шагом в направлении введения платы за радиочастотный спектр, и ее отдельные параметры могут быть пересмотрены.

Василий Степаненко, Nubes: Мы создали новое поколение безопасных облаков

Облака
Плата за радиочастотный спектр

Размер разовой платы за один радиочастотный канал, руб

Технология/ регион Москва, Санкт-Петербург Остальные города-миллионики Города с населением 200 тыс – 1 млн Населенные пункты с менее чем 200 тыс человек Районы Крайнего Севера
CDMA-450 («Скай Линк) 3840 3520 3200 2880 1600
GSM-900 3840-5760 3520-5280 3200-4800 2880-4320 1600-2400
GSM-1800 3840 3520 3200 2880 1600
UMTS-900 (планируется к запуску 2400-3600 2200 — 3300 2000 — 3000 1800- 2700 1000 — 1500
UMTS-2100 (используется в настоящий момент) 2400 (прием) — 3600 (передача) 2200 (прием) — 3300 (передача) 2000 (прием) — 3000 (передача) 1800 (прием) — 2700 (передача) 1000 (прием) — 1500(передача)
LTE-800 2880 -4320 2640 – 3960 2400 – 3600 2160 – 3240 1200 -1800
LTE (2,3ГГц, 2,5ГГц) 4320 3960 3600 3240 1800
WiMAX (2,3 ГГц, 2,5ГГц — Yota, “Комстар» и др) — без учета скидки 7200 6600 6000 5400 3000
WiMAX (3,5 Ггц, Freshtel) 2400 2200 2000 1800 1000
БШД (5 ГГц, «Престиж-интернет», Trivon и др) 2400-3600 2200 — 3300 2000 — 3000 1800- 2700 1000 — 1500
MMDS 21600 19860 18000 16200 9000
Аналоговое теле-радио вещание 7200-100800 6600-9900 6000-9000 5400-8100 4500
Цифровое телевидение DVB-T, мобильное телевидение DVB-H 2400-3600 2200 — 3300 2000 — 3000 1800- 2700 1000 — 1500

Источник: Расчеты CNews Analytics по формуле Роскомнадзора

Размер ежегодной платы за один радиочастотный канал, руб

Технология/ регион Москва, Санкт-Петербург Остальные города-миллионики Города с населением 200 тыс – 1 млн Населенные пункты с менее чем 200 тыс человек Районы Крайнего Севера
CDMA-450 («Скай Линк) 6720 6160 5600 5040 2800
GSM-900 6720-10800 6160-9240 5600-8400 5040-7560 2800-4200
GSM-1800 6720 6160 5600 5040 2800
UMTS-900 (планируется к запуску 4200-6300 3850 — 5775 3500 — 5250 3150- 4725 1750 — 2625
UMTS-2100 (используется в настоящий момент) 4200 (прием) -6300 (передача) 3850 (прием) — 5775 (передача) 3500 (прием) — 5250 (передача) 3150-(прием) 4725 (передача) 1750 (прием)- 2625 (передача)
LTE-800 5040 -7560 4620 – 6930 4200 – 6300 3780 – 5670 2100 -3150
LTE (2,3ГГц, 2,5ГГц) 7560 6930 6300 5670 3150
WiMAX (2,3 ГГц, 2,5ГГц – Yota, “Комстар») — без учета скидки 12600 1150 1050 9450 5250
WiMAX (3,5 Ггц — Freshtel) 4200 3850 3500 3150 1750
БШД (5 ГГц — “Престиж-Интернет», Trivon) 4200-6300 3850 — 5775 3500 — 5250 3150- 4725 1750 — 2625
MMDS 37800 34650 31500 28350 15750
Аналоговое теле-радио вещание 12600-1890 1150-1732,5 1050-1575 9450-1417,5 525-787,5
Цифровое телевидение DVB-T, мобильное телевидение DVB-H 4200-6300 3850 — 5775 3500 — 5250 3150- 4725 1750 — 2625

Источник: Расчеты CNews Analytics по формуле Роскомнадзора

Игорь Королев

Подписаться на новости Короткая ссылка

Плата за пользование радиочастотным спектром

«Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 6

Операторы связи для оказания услуг радиосвязи задействуют соответствующие полосы радиочастот, радиочастотные каналы. Они выделяются компаниям в установленном порядке и за определенную плату. В статье затронуты вопросы правового регулирования, учета и налогообложения затрат на оплату пользования полосами радиочастотного спектра.

Читайте также:  Проблемы административного права

Что такое радиочастотный спектр и при оказании каких услуг он используется?

Основные понятия, применяемые при оказании услуг связи, даны в ст. 2 Закона о связи.

Примечание. Радиочастотный спектр — совокупность радиочастот в установленных Международным союзом электросвязи пределах, которые могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств (п. 20 ст. 2 Закона о связи).

Радиочастота — частота электромагнитных колебаний, устанавливаемая для обозначения единичной составляющей радиочастотного спектра.

Радиочастотный спектр включает следующие категории полос радиочастот (п. 3 ст. 23 Закона о связи):

  • преимущественное пользование радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка (категория ПР);
  • преимущественное пользование радиоэлектронными средствами гражданского назначения (категория ГР);
  • совместное пользование радиоэлектронными средствами любого назначения (категория СИ).

Операторы связи участвуют в гражданских правоотношениях, поэтому они могут использовать в своей деятельности вторую, реже третью категорию полос радиочастот.

Примечание. Использование радиочастотного спектра — обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других незапрещенных целей (п. 4 ст. 2 Закона о связи).

Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала — разрешение в письменной форме на использование конкретной радиочастоты или радиочастотного канала с указанием конкретного радиоэлектронного средства, целей и условий такого использования (п. 17 ст. 2 Закона о связи).

Операторы связи выступают в роли пользователей радиочастотного спектра как лица, которым выделена полоса радиочастот либо присвоена (назначена) радиочастота или радиочастотный канал. Они используются при оказании следующих видов услуг :

  • подвижной радиотелефонной связи, сотовой радиотелефонной связи, подвижной радиосвязи;
  • персонального радиовызова, персонального радиовызова с уплотнением каналов сети;
  • персональной глобальной спутниковой связи, услуг по распределению телевизионных программ с использованием систем типа MMDS, LMDS и MVDS.

Перечень услуг связи, оказываемых с использованием на платной основе радиочастотного спектра, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.06.1998 N 552.

Выделим основные принципы использования радиочастотного спектра:

  • разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру;
  • платность использования радиочастотного спектра;
  • недопустимость бессрочного выделения полос радиочастот или радиочастотных каналов;
  • конверсия радиочастотного спектра, то есть расширение его использования;
  • прозрачность и открытость распределения и использования радиочастотного спектра.

Бухгалтеру следует обратить внимание на разрешительный порядок доступа к радиочастотному спектру и на возмездный характер его использования, который предполагает, что организации независимо от форм собственности, получившие разрешение и использующие полосы радиочастотных спектров, должны платить, перечисляя денежные средства в органы службы государственного надзора за связью.

Право на использование радиочастотного спектра

Право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без разрешения запрещено (п. 1 ст. 24 Закона о связи, Постановление ФАС УО от 11.03.

2008 N Ф09-1269/08-С1). Выделяются полосы радиочастот, так же как и присваиваются (назначаются) радиочастоты или радиочастотные каналы, на 10 лет или на меньший заявленный срок.

По заявлению пользователя срок может быть увеличен или уменьшен органами, выделившими полосу радиочастот, присвоившими радиочастоты.

Регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства, которым занимается государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ).

Она следит за соблюдением установленного порядка распределения радиочастот, который содержится в Положении о государственной комиссии по радиочастотам .

При этом за организационные и технические меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов, РЭС или высокочастотных устройств гражданского назначения отвечает радиочастотная служба.

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.07.2004 N 336.

Выделением полос радиочастот для радиоэлектронных средств любого назначения занимается ГКРЧ (п. 2 ст. 24 Закона о связи).

Присвоением (назначением) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения — федеральный орган исполнительной власти в области связи, используя в работе заключение радиочастотной службы (п. 3 ст. 24 Закона о связи).

Далее отдельно рассмотрим организационные мероприятия, связанные с выделением полос радиочастот для радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧ-устройств) и с присвоением (назначением) радиочастоты или радиочастотного канала оператору связи.

Выделение полос радиочастот оператору связи

Порядок рассмотрения материалов и принятия решения о выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос устанавливается и публикуется ГКРЧ.

Использование радиочастотного спектра

Регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства.

Распределение радиочастотного спектра в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и планом перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, которые разрабатываются государственной комиссией по радиочастотам и утверждаются Правительством Российской Федерации. Использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.

В Российской Федерации регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи – Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ).

Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства подразделяются на подлежащие и не подлежащие регистрации.

В Российской Федерации не допускается использование:

  • радиочастотного спектра без разрешения.
  • радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, без регистрации.

Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств осуществляется с учетом результатов экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (экспертиза электромагнитной совместимости). Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала осуществляется на десять лет или на меньший срок (заявленный).

  • При назначении радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств возможен отказ в связи с несоответствием заявленной деятельности в области связи, при наличии отрицательного заключения экспертизы электромагнитной совместимости.
  • Плата за использование радиочастотного спектра
  • Использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии со следующими принципами:
  • разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру;

Рекомендация Р-37/2013-ОК Связь "Отдельные объекты прав"

  • ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
  • РЕГУЛЯТОР  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА
  • «БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
  • (ФОНД «НРБУ «БМЦ»)
  • Разработана
  • Некоммерческой организацией
  • ФОНД «НРБУ «БМЦ»
  • Принята ОК Связь 2013-04-12

  1. ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
  2. В какой строке отчетности учитывается разовая плата за использование радиочастот или радиочастотных каналов, расходы по приобретению ресурса нумерации, биллинговые программы?
  3. РЕШЕНИЕ

1.

Разовая плата за использование радиочастот или радиочастотных каналов, расходы по приобретению ресурса нумерации, биллинговые программы учитываются в составе нематериальных активов в случае, если выполнены стандартные критерия признания нематериальных активов, указанные в п.

3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЯ

В соответствии с Рекомендацией Р-14/2011-КпР «Исключительные права как критерий признания нематериальных активов»:

  • ­Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации не может применяться непосредственно в качестве критерия признания нематериальных активов, за исключением случаев, когда без такого права организация не имеет возможности извлекать экономические выгоды от использования этих нематериальных активов.
  • ­Указанные в подпункте б) пункта 3 ПБУ 14/07 патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора, следует рассматривать как частные примеры документов, подтверждающих право организации на получение экономических выгод, которые рассматриваемый объект способен приносить в будущем.
  • ­Условие подпункта б) пункта 3 ПБУ 14/07 считается выполненным также в случаях подтверждения права организации на получение экономических выгод в будущем документами, не названными в этом пункте, даже если такие документы не подтверждают наличие исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.
  • ­При соблюдении условий пункта 3 ПБУ 14/07, в том числе условия подпункта б) с учётом пунктов 9, 10 настоящего Толкования, нематериальными активами могут признаваться неисключительные права на использование результатов интеллектуальной деятельности, а также права на объекты, не являющиеся результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, такие как лицензии на осуществление определённых видов деятельности, лицензии на добычу полезных ископаемых, квоты на вылов рыбы, лесорубочные билеты, сертификаты качества продукции, права на вещательные частоты и т.п.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ ПРИМЕРЫ

Разовая плата за использование радиочастот или радиочастотных каналов

На основании норм ст. 23, 24 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон №126-ФЗ):

Для пользователей радиочастотным спектром устанавливаются разовая плата и ежегодная плата за его использование в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот.

Право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается, если иное не предусмотрено Законом №126-ФЗ.

Выделение полос радиочастот осуществляется на десять лет или на меньший заявленный срок. По обращению пользователя радиочастотным спектром этот срок может быть увеличен или уменьшен органами, выделившими полосу радиочастот.

Предоставленное в соответствии с настоящей статьей право на использование полос радиочастот не может быть передано одним пользователем радиочастотным спектром другому пользователю без решения государственной комиссии по радиочастотам или предоставившего это право органа.

Читайте также:  Среднее квадратичное отклонение

На основании Закона №126-ФЗ утверждено Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 N 171 «Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы».

Разовая плата взимается однократно за предоставление пользователю права использовать в Российской Федерации радиочастотный спектр и подлежит перечислению в установленном порядке в федеральный бюджет одним платежом в срок, не превышающий 30 дней со дня принятия решения.

При изменении по заявлению пользователя условий использования радиочастот или радиочастотных каналов, установленных в разрешении, включая изменение номиналов и количества используемых радиочастот или радиочастотных каналов, режимов работы радиоэлектронных средств, в том числе технических характеристик излучения и приема радиоэлектронными средствами радиосигнала, и территории их использования, размер разовой платы определяется как разница между размером такой платы, установленным при выдаче разрешения, и ее размером, установленным с учетом предлагаемых изменений условий использования радиочастотного спектра. В случае если указанная разница окажется положительной, эта разница возврату пользователю не подлежит.

В случае, если Организация приобретает доступ к каналам связи для целей извлечения экономических выгод, она учитывает затраты по его приобретению в составе вложений в нематериальные активы.

Рассмотрение критериев признания НМА:

  • ­права организация на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем, подтверждаются наличием Разрешения;
  • ­возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов имеется, так как права на использования спектра частот можно идентифицировать;
  • ­объект предназначен для использования в течение длительного времени – срок составляет 10 лет или меньший заявленный срок, может быть увеличен или уменьшен органами, выделившими полосу радиочастот;
  • ­организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев – Разрешение выдано на Организацию, передаче без разрешения государственной комиссии по радиочастотам или предоставившего это право органа не подлежит;
  • ­фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена – размер платы утверждается в порядке, утвержденном Приказом Минкомсвязи России от 30.06.2011 N 164;
  • ­отсутствие у объекта материально-вещественной формы – объект не имеет материально-вещественной формы.
  • Таким образом, рассматриваемый объект является нематериальным активом.
  • Срок амортизации нематериального актива устанавливается, как 10 лет или меньший заявленный срок (может быть увеличен или уменьшен органами, выделившими полосу радиочастот) и соотвествует сроку, на который выдано Разрешение.
  • Учет платы за приобретение ресурса нумерации, а также иных связанных с этим затрат

Организации связи уплачивают государтсвенную пошлину за выделение ресурса нумерации. Порядок выделения ресурса нумерации регламентируется Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2004 года №350 «Правила распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации».

Определение понятия  «нумерация» (номерная емкость) приводится в ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи».

В законе под нумерацией понимается  цифровое, буквенное, символьное обозначение или комбинации таких обозначений, в том числе коды, предназначенные для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) ее узловых или оконечных элементов.

Функциональное значение ресурса нумерации заключается  в использовании операторами связи принятых на международном и национальном уровне обозначении (цифр, букв, символов) для идентификации сети связи,  ее узловых или оконечных элементов.

В свою очередь, ресурс нумерации  определяется законом, как совокупность или часть вариантов нумерации,  которые возможно использовать в сетях связи. Использование ресурса  нумерации регулируется действующими нормативно-правовыми и  нормативно-техническими актами в сфере связи.

Использование ресурса нумерации, не выделенного в установленном порядке, не допускается (п. 15 ПП №350).

Оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации другому оператору связи только с согласия Федерального агентства связи.

Оператор связи, получивший ресурс нумерации, обязан не допускать использование выделенного ему ресурса нумерации в целях оказания услуг телефонной связи другими операторами связи (п. 19 ПП №350).

Оператор связи, получивший ресурс нумерации, самостоятельно выделяет номера для абонентов и пользователей услугами связи, назначает идентификационные коды элементов сети, коды доступа к услугам связи на своей сети связи из выделенного ему ресурса нумерации (п. 18 ПП №350).

Выделенный ресурс нумерации должен быть использован полностью или частично в течение 2 лет с даты выделения ресурса нумерации (п. 16 ПП №350). При этом номера не переходят в собственность абонентов, номера лишь «выделяются», то есть передаются в пользование.

В частности, Федеральное агентство связи выделяет ресурс нумерации для сетей электросвязи, определяет наличие ограниченности ресурса нумерации, в установленных законодательством Российской Федерации случаях изменяет, изымает полностью или частично выделенный ресурс нумерации, переоформляет решения о выделении ресурса нумерации (п. 5 ПП №350).

Затраты на приобретение ресурса нумерации обычно являются существенными для организации связи.

Рассмотрение критериев признания НМА:

  • объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем – организация связи получает ежемесячную абонентскую плату сразу после выделения номеров абонентам до момента прекращения использования номера абонентом;
  • ­права организации на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем, подтверждаются Решением о выделении ресурса нумерации Федеральным агентством связи;
  • ­возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов имеется, так как ресурс нумерации выделяется путем использования цифровых, буквенных, символьных и иных обозначений, на право использования выдается отдельное Решение;
  • ­объект предназначен для использования в течение длительного времени – теоретически бессрочно, но на практике срок ограничен прекращением использования номеров абонентами, в результате чего прекращается поступление экономических выгод;
  • организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев – решение выдано на Организацию, передаче без разрешения государственных органов власти не подлежит;
  • ­фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена – размер платы утверждается в установленном законодательством порядке;
  • ­отсутствие у объекта материально-вещественной формы – объект не имеет материально-вещественной формы.
  1. Таким образом, рассматриваемый объект является нематериальным активом.
  2. Срок амортизации нематериального актива устанавливается путем определения среднего срока, в течение которого ресурс нумерации способен приносить экономические выгоды Организации.
  3. Учет неисключительных прав на использование биллинговых программ
  4. Согласно Рекомендации Р-14/2011-КпР «Исключительные права как критерий признания нематериальных активов»: «исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации не может применяться непосредственно в качестве критерия признания нематериальных активов, за исключением случаев, когда без такого права организация не имеет возможности извлекать экономические выгоды от использования этих нематериальных активов».
  5. Рассмотрение критериев признания НМА:
  • ­объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем – организация связи использует программы для получения экономических выгод, для выставления счетов абонентам;
  • права организации на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем, подтверждаются лицензионным договором об использовании программного продукта;
  • ­возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов имеется, так как программа (как и права на ее использование) является отдельным объектом;
  • ­объект предназначен для использования в течение длительного времени – данные программы обычно используются свяше 12 месяцев;
  • ­организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев – объем передачи прав обычно ограничен лицензионным договором;
  • ­фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена – размер платы определён договором;
  • ­отсутствие у объекта материально-вещественной формы – объект не имеет материально-вещественной формы.

Таким образом, рассматриваемый объект является нематериальным активом.

Срок амортизации нематериального актива устанавливается с учетом намерений организации по использованию программы, а также возможных ограничений, связанных с договорными отношениями (в том числе с учетом возможности продления лицензионного договора).

20.05.2013, 12:29 | 11298 просмотров | 2787 загрузок

Минкомсвязи повысит для операторов связи плату за частоты — РБК

Минкомсвязи предложило повысить плату за частоты в 2018–2020 годах. Повышение предусмотрено в бюджете России, оно поможет привлечь около 15 млрд руб. Сотовые операторы были против повышения и предлагали альтернативы

Минкомсвязи предложило в 2018–2020 годах увеличить ставку разовой платы за частоты для радиотехнологий сотовой связи на 14%, до 79,8 тыс. руб., для иных технологий — в два раза, до 600 руб.

Ежегодная плата для сотовой связи должна составить 300,96 тыс. руб. (рост на 14%), для иных — 2,8 тыс. руб. (в два раза).

Это следует из проекта приказа о внесении изменений в методику расчета размера платы использование частот, опубликованного на портале Regulation.gov.ru.

При расчете прогнозируемого объема доходов федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов учитывалось повышение на 25% размера разовой и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра в России, отмечается в пояснительной записке к документу.

Читайте также:  Переход в общественное достояние

В то же время в документе указано, что с 2021 года ставки разовой платы должны составить 70 тыс. руб. для сотовых и 300 руб. — для иных технологий, для ежегодной — 264 тыс. руб. и 1,4 тыс. руб. соответственно.

Таким образом, ставка должна вернуться к значениям, которые действуют сейчас.

Согласно проекту бюджета, в 2018 году государство должно получить в качестве платы за частоты 24,73 млрд руб., в 2019 году — 24,8 млрд руб., в 2020 году — 24,92 млрд руб. По итогам 2017 года показатель должен составить 19,78 млрд руб.

Как ранее рассказывала РБК операционный директор «МегаФона» Анна Серебряникова, «МегаФон» предложил правительству альтернативный вариант получения указанных сумм — провести в 2018 году аукцион на частоты в диапазонах 3,4–3,8 ГГц и 24,25–29,5 ГГц для строительства сетей пятого поколения (5G).

«Мы понимаем, что Минфин ищет, чем покрыть дефицит бюджета, но выступаем против увеличения платы за частоты. Получится, что для операторов опять увеличат затраты на операционную деятельность, что, по сути, аналогично введению дополнительного налога.

Учитывая необходимость также выполнять положения «закона Яровой», это будет противоречить желанию развивать новые технологии в рамках программы цифровой экономики», — объясняла Серебряникова.

«МегаФон» вместе с МТС, «ВымпелКомом» (бренд «Билайн») и «Т2 РТК Холдингом» (Tele2) являются основными пользователями спектра, на которых приходится до 90% платы, взимаемой государством, говорила Анна Серебряникова.

Представитель «МегаФона» Александр Борейко сообщил, что компании нужно время, чтобы ознакомиться с предложенным Минкомсвязью проектом изменений в методику оплаты частот. «Однако можно уже сейчас констатировать, что изъятие из отрасли связи 5 млрд руб.

в период, когда должна реализовываться программа «Цифровая экономика», предусматривающая, среди прочего, меры по экономическому стимулированию компаний отрасли, является нецелесообразным.

На опасность повышения неналоговых платежей, включая плату за использование радиочастотного спектра, уже обращал внимание РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей. — РБК) в своем письме президенту [России Владимиру Путину] от 20 ноября 2017 года», — отметил он.

Пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева также считает, что «повышение платы за частоты может пагубно отразиться на перспективах внедрения цифровой экономики и предстоящем развертывании сетей 5G».

По словам пресс-секретаря «Т2 РТК Холдинга» Ольги Галушиной, увеличение платы за уже используемый спектр без выделения нового «негативно отразится на отрасли и в конечном счете скажется на абонентах, поскольку это может привести к повышению цен на связь».

Представитель МТС не ответил на момент публикации.

Представители двух операторов «большой четверки» говорят, что рассчитывают «продолжить диалог с Минкомсвязью». Получить комментарий представителя министерства на момент публикации не удалось.

Оплата радиочастотного спектра для СПР

Законом «О связи» (ст. 22, п.4) установлена платность использования радиочастотного спектра в Российской Федерации.

Постановление правительства РФ от 16.03.2011 №171 устанавливает порядок определения размеров разовой и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра на основании выданных в установленном порядке разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов.

Размеры разовой и ежегодной платы устанавливаются приказом Роскомнадзора по каждому выдаваемому разрешению и в соответствии с методикой расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, утвержденной приказом Минкомсвязи РФ от 30.06.

2011 № 164.

Также Роскомнадзором разработан практический комментарий к методике расчета платы за использование радиочастотного спектра. Указанная методика включает в себя ставки и коэффициенты, дифференцируемые в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества используемых радиочастот (радиочастотных каналов) и технологий, применяемых при использовании радиочастотного спектра.

Такие ставки и коэффициенты подлежат пересмотру не реже 1 раза в 2 года с учетом сроков формирования федерального бюджета.

Указанная методика и внесенные в нее изменения, в том числе в части пересмотра ставок и коэффициентов, размещаются на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в сети Интернет не позднее чем за 15 дней до дня их вступления в силу.

Разовая плата взимается однократно за предоставление пользователю права использовать в Российской Федерации радиочастотный спектр и подлежит перечислению в установленном порядке в федеральный бюджет одним платежом в срок, не превышающий 30 дней со дня принятия решения.

Ежегодная плата подлежит перечислению в установленном порядке в доход федерального бюджета ежеквартально равными долями.

В случае невнесения пользователем разовой платы или ежегодной платы за квартал в течение 30 дней со дня установленного срока платежа действие разрешения прекращается во внесудебном порядке, т.е.

если оператор не заплатил и не предоставил копию платежного документа в радиочастотную службу до 15 числа 3-го месяца квартала — частоты потеряны.

При прекращении или приостановлении действия разрешения внесенная пользователем разовая плата или (и) ежегодная плата не возвращается и не учитывается при внесении платы за следующие периоды (в случае возобновления действия разрешения).

В случае переоформления разрешения при реорганизации пользователя, а также в случае изменения данных в учредительных документах или в документе, удостоверяющем личность пользователя, разовая плата не взимается. При переоформлении разрешения на нового владельца — взимается.

На сайте Роскомнадзора существует раздел «Информация о регистрации присвоений (назначений) радиочастот». Там можно узнать сумму платежей по Вашему разрешению на использование радиочастот (первые цифры разрешения — это номер приказа Роскомнадзора). Там же есть финансовый калькулятор, с помощью которого можно ориентировочно рассчитать плату за использование радиочастотного спектра.

Размеры разовой платы устанавливаются применительно к каждому выдаваемому разрешению и рассчитываются по следующей формуле:

  • где:
  • Пр — размер разовой платы, руб.;
  • Ср — ставка разовой платы, руб.;
  • КДИАП — коэффициент, учитывающий используемый диапазон радиочастот;
  • Крч — коэффициент, учитывающий количество используемых радиочастот (радиочастотных каналов);
  • КТЕХ — коэффициент, учитывающий технологию, применяемую при
  • использовании радиочастотного спектра.
  • Коэффициенты применяются в отношении каждой радиочастоты (радиочастотного канала) и/или полосы радиочастот.
  • Размеры ежегодной платы также устанавливаются применительно к каждому разрешению и рассчитываются по следующей формуле:

где:

  1. Г1, — размер ежегодной платы, руб.;
  2. ПГ(КВ) — размер ежегодной платы за квартал, руб.;
  3. Сг — ставка ежегодной платы, руб.;
  4. ДР — количество дней действия разрешения в течение оплачиваемого квартала;
  5. ДК — количество дней в оплачиваемом квартале.
  6. Отметим, что министерство разработало внесение изменений в методику расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра. Согласно проекту приказа, основные изменения коснутся базового принципа взимания платы для радиотехнологий стандарта

GSM (кроме GSM-R), IMT-MC-450, UMTS, LTE. По новой методике операторы данных сетей будут платить не за количество базовых станций, а за выделенный спектр в определенном регионе.

Новый подход нацелен, прежде всего, на повышение качества услуг связи для абонентов. В обновленной методике заложен дифференцированный принцип.

В расчете платы учитывается специфика субъектов РФ, а именно определены специальные региональные коэффициенты.

Планировалось, что изменения вступят в действие с I квартала 2014 г, однако по состоянию на июнь 2014 г. они еще не были согласованы в Минэкономразвития.

Коэффициент, учитывающий используемый диапазон радиочастот, рассчитывается по следующей формуле:

  • Кдч — коэффициент, учитывающий диапазон радиочастот;
  • (самые «дорогие» радиочастоты, а это и есть частоты СПРС, от 30 до 3000 МГц имеют коэффициент 2, а самые «дешевые» до 3 МГц и свыше 30 ГГц — коэффициент 0,1)
  • ККАТ — коэффициент, учитывающий категорию используемого диапазона радиочастот.
  • (для «СИ» и «ГР»=1, а для «ПР» -1,5)
  • Коэффициент, учитывающий количество используемых радиочастот (радиочастотных каналов) для РЭС рассчитывается по следующей формуле:
  1. Крч — коэффициент, дифференцируемый от количества используемых радиочастот (радиочастотных каналов);
  2. N — количество используемых радиочастот.
  3. Расчет количества N используемых радиочастот (радиочастотных каналов) осуществляется в соответствии с выданными разрешениями на их использование для каждого места расположения радиоэлектронного средства (географических координат) путем суммирования количества радиочастот (радиочастотных каналов), используемых для передачи и/или приема радиоизлучений.

Если для приема и/или передачи радиоизлучения используется равная по значению радиочастота, то при расчете коэффициента, учитывающего количество используемых радиочастот (радиочастотных каналов), значение N для данного номинала радиочастоты принимается равным единице. То есть для симплексных сетей Крч= 1, для дуплексных Крч=2.

Если в разрешениях не указаны разрешенные для использования радиочастоты (радиочастотные каналы), а указана только используемая полоса радиочастот AF, то расчет количества (N) определяется по формуле:

Коэффициент, учитывающий технологию, применяемую при использовании радиочастотного спектра, рассчитывается по следующей формуле:

КПЕРСП — коэффициент, учитывающий перспективность технологии, применяемой при использовании радиочастотного спектра.

Для СПРС максимальные и минимальные значения Кперсп приведены в таблице 3.5.

Таблица 3.5

  • Полоса
  • р/частот,
  • МГц
  1. Категория
  2. полосы/
  3. Категория
  4. распределения
Группа 1 Кперсп = 0,5 Группа 2 Кперсп = 3.0 Примечание
156,8375 — 162,7625 си Первичная решение ГКРЧ от 31.03.2003 протокол № 25/6 за исключением воздушной подвижной
307 -308 343 — 344