Информация

Переход в общественное достояние

После истечения срока охраны авторских прав, который в разных странах составляет 50-120 лет, произведения разрешено распространять, использовать и переделывать без оглядки на наследников авторов и правообладателей

Переход в общественное достояние unsplash.com

С 1 января целый ряд произведений станут общественным достоянием. Согласно сложившейся практике, в большинстве стран срок истечения авторских прав зафиксирован на начало года. После этого современные издатели и авторы могут их совершенно законно распространять, использовать и переделывать без оглядки на наследников авторов и правообладателей.

В большинстве стран мира срок действия авторского права по умолчанию составляет срок жизни автора плюс 50 или 70 лет. В Соединенных Штатах для большинства существующих произведений речь идет о фиксированном количестве лет с даты создания или публикации.

С 1 января 2023 года в общественное достояние переходят многие произведения Артура Конан Дойла, Эрнеста Хемингуэя, Вирджинии Вулф, Агаты Кристи, Уильяма Фолкнера и Франца Кафки.

Кроме этого, копирайт более не будет распространяться на такие фильмы, как «Метрополис» Фрица Ланга, «Жилец» Альфреда Хичкока, «Вверх по течению» Джона Форда и «Восход солнца» Фридриха Мурнау.

Для музыки это мелодии, слова и ноты многих джазовых хитов Луи Армстронга и Дюка Эллингтона.

Стандартных для всего мира правил копирайта не существует. Равно как и сроков, в течение которых наследники могут пользоваться этими правами — как материальными, так и нематериальными. Говорит адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова:

Людмила Лукьянова адвокат Forward Legal

Первое регулирование, связанное с авторскими правами, возникло в 1662 году, когда английский парламент принял закон о лицензировании прессы.

А в 2020 году правообладатели произведений Артура Конан Дойла подали иск против издательского дома Penguin Random House и стриминговой платформы Netflix за серию книг и их киноадаптацию «Энола Холмс», в которой рассказывается о гениальной сестре-подростке Шерлока Холмса. В этом конкретном случае возникают подозрения о злоупотреблении правом. Подобные споры уже стали классическими в юриспруденции, говорит партнер 2B.Law Office Антон Городецкий:

Антон Городецкий партнер 2B.Law Office

Конфликты все равно неизбежны. Хотя бы потому, что права зависят от страны и юрисдикции. Поэтому произведение может быть объектом прав в одной стране и при этом находиться в общественном достоянии в другой.

А иногда наличие прав зависит от регистрации. Отсутствие регистрации в конкретной стране, если она требуется, приводит к тому, что произведение в этой стране получает статус общественного достояния — вне зависимости от времени его создания.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Переход авторских прав в общественное достояние

Переход авторских прав в общественное достояние аннулирует возможность распоряжения произведением. Прежде всего, это лишает возможность продавать или передавать права иным субъектам, требовать выплату вознаграждения или взыскивать убытки. Об особенностях установления режима общественного достояния на произведения искусства, литературы и науки расскажем в этом материале.

Режим общественного достояния предусматривает аннулирование исключительных прав на результат творческого труда. Условия для такого изменения статуса авторских прав регламентированы законом:

  • если истек срок правовой охраны – для объектов авторских прав он сохраняется на протяжении 70 лет после кончины создателя;
  • если после смерти автора не осталось родственников, имеющих право на получение прав по закону, а также отсутствует завещание в пользу иных лиц;
  • если автор творческого объекта не может быть установлен (например, на произведения фольклора);
  • если создатель сам распорядился о придании произведению статуса общественного достояния.

Совершения каких-либо юридически значимых действий для возникновения режима общественного достояния закон не предусматривает. Подтверждение такого статуса возможно в судебном порядке, если соответствующее требование предъявит заинтересованное лицо.

Переход в общественное достояние

С возникновением режима общественного достояния не утрачиваются личные права автора – на имя, на неприкосновенность и наименование произведения, на опубликование результата творчества.

После смерти автора, указанные права смогут защищать его наследники, правопреемники, либо иные заинтересованные лица.

Например, нарушением личных прав будет являться изменение содержания литературного произведения, если автор не дал согласие на это при жизни или в завещании.

Последствия перехода произведения в статус национального достояния заключаются в следующем:

  • права на объект не могут быть проданы или переданы по лицензионным соглашениям;
  • использование произведения допускается неограниченным кругом лиц без дополнительного разрешения;
  • наследники, правопреемники или сам автор не смогут требовать отчислений за использование творческого объекта;
  • не допускается судебное взыскание убытков или компенсации за использование произведения.

На переход объекта в статус общественного достояния не влияет культурная ценность или общественная значимость творчества, а также содержание и назначение произведения.

folder_open

Компетенция прошла проверку в патентном ведомстве, что подтверждают свидетельства.

landscape

Роспатентом по промышленным образцам, полезным моделям или изобретениям.

person

Охрана и защита по закону ваших прав юристами бюро после регистрации.

flash_on

Среднерыночной благодаря оперативной работе и потоку заявок, а также наработкам патентных поверенных.

У нас высокие внутренние стандарты работы и к подрядчикам требования соответствующие. При обращении были приятно удивлены качеством работы компании «Проф-патент». Очень внимательно выполняют свою работу.

Специалисты из Проф-Патента помогли нам в кратчайшие сроки разобраться с регистрацией нашего товарного знака. Остались довольны сотрудничеством с этой компанией!

Высокий уровень профессионализма был продемонстрирован ещё на этапе бесплатной проверки нашего товарного знака. Далее впечатление становилось только лучше и лучше. Всё было сделано максимально быстро.

Обратились в фирму «Проф-Патент» для регистрации товарного знака в Роспатенте. Специалисты компании отнеслись к нашему вопросу крайне серьёзно и внимательно. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Требовалось зарегистрировать товарный знак как можно скорее. Решили обратиться в «Проф-Патент» и не пожалели. Работа была выполнена в срок, и мы получили наше свидетельство о регистрации. Если будут нужные подобные услуги вновь, уже знаем к кому обратиться.

Огромное спасибо специалистам из «Проф-Патента» за профессиональное отношение к своей работе. Сотрудничество с компанией прошло на высшем уровне. Изначально проконсультировали по всем аспектам работы, а в процессе оперативно отвечали на все вопросы. Рады, что обратились именно сюда.

Хотим вырозить благодарность специалистам из компании «Проф-Патент». Наша задача была выполнена крайне быстро и профессионально. Редко удаётся встретить такой уровень отвественности и самоотдачи.

Очень серьезный и ответственный подход к делу. «Проф-Патент» сэкономили наши нервы и время. Крайне благодарны всем сотрудникам компании за их настоящий профессионализм. Эти ребята — точно перфекционисты в самом хорошем смысле этого слова!

Больше отзывов

Сертификаты и свидетельства

Авторские права на известные произведения: общественное достояние

Кажется, что классика живописи, литературы и кино принадлежит нам всем. И вроде можно зарабатывать на сувенирных футболках со стихами и репринтах картин. Но внутренний голос беспокойно подсказывает: на всякий случай узнай про авторские права. 

Свободно перепечатывать классику можно не всегда. Разбираемся, как это сделать по закону. 

Популярность произведения не означает, что копировать можно бесплатно

У стихов, картин, фотографий и персонажей мультфильмов есть автор. Ему принадлежит исключительное право тиражировать и продавать своё произведение. 

Автор может продать исключительное право, например, киностудии, музею или издательству. А сбором авторского вознаграждения занимается специальный орган — Российское авторское общество (РАО). Так устроена интеллектуальная собственность — ст. 1229, 1242, 1259, 1266, 1270 ГК РФ.

Чтобы зарабатывать на чужом творчестве, у правообладателя выкупают исключительные права или берут лицензию на использование. Но даже в этом случае произведение нельзя переделывать и на каждом изделии надо указывать автора.

После смерти автора исключительное право переходит к наследникам. Покупать лицензию нужно у них. А ещё через несколько десятков лет произведение становится общественным достоянием — когда больше не нужно платить авторское вознаграждение. Срок перехода в общественное достояние зависит от страны проживания автора — об этом расскажем ниже.

Пока произведение не стало общественным достоянием, за копирование надо платить. Чтобы понять, у кого выкупать исключительные права, придётся гуглить информацию по каждому произведению.

Читайте также:  Пп. 1 п. 1 ст. 346.16

Статья: договоры на приобретение исключительных прав

❗ Известность произведения не означает, что оно в общественном достоянии. Так сказал Верховный Суд в п. 63 Обзора судебной практики по защите интеллектуальных прав от 23.09.2015 г.

Вот пример из его практики. Политическая партия развесила агитационные баннеры с портретом Че Гевары в берете со звездой и развевающимися волосами. По их мнению, они взяли общеизвестный символ свободы. Но оказалось, что у изображения есть автор — кубинский фотограф Альберто Корда.

Фото называется «Героический Партизан». Черно-красный плакат по фото нарисовал ирландский художник Джим Фицпатрик. Именно это изображение Че Гевары известно в мире. Фото и плакат ещё не перешли в общественное достояние. Торговая марка на образ принадлежит дочери фотографа Корды.

Печатать Че Гевару можно только по лицензии.

Что будет за нарушение авторских прав

За коммерческое тиражирование искусства предпринимателю грозят две проблемы: компенсация правообладателю и административный штраф за контрафакт. 

Компенсация полагается автору или правообладателю как плата за кражу произведения. Размер составляет от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ. Конкретную сумму назначает суд.

В суд на предпринимателя может подать наследник или Российское авторское общество. К примеру, с производителя хрусталя взыскали 30 000 ₽ за вазы по дизайну советского художника. Наследница художника поручила РАО собирать деньги за копирование дизайна изделий. А производитель хрусталя не покупал лицензию у РАО — дело № А49-7482/2012.

Если произведение зарегистрировано как товарный знак, предпринимателя могут оштрафовать за контрафакт на сумму до 100 000 ₽ по ст. 14.10 КоАП РФ. Штраф идёт государству. Контрафакт отслеживает полиция. 

Предприниматель из Волгограда торговал на улице сувенирами с изображением скульптуры «Родина-мать зовёт!». Скульптура зарегистрирована как товарный знак на имя музея-заповедника «Сталинградская битва». Предприниматель не купил у музея лицензию и получил штраф 25 000 ₽. Товар конфисковали и уничтожили — дело № А12-35548/2018.

Когда популярное произведение можно копировать бесплатно 

За коммерческое использование искусства можно не платить, если оно перешло в общественное достояние, является фольклором или автор дал открытую лицензию.

Произведения из общественного достояния

Творчество авторов из России переходит в общественное достояние через 70 лет после смерти.

Для расчёта берут следующее 1 января после смерти автора, а если произведение создано в соавторстве — после смерти последнего автора.

Если автора репрессировали, 70 лет отсчитывают с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Если автор участвовал в Великой Отечественной войне, срок охраны произведения увеличивается до 74 лет — ст. 1281 ГК РФ.

И ещё один нюанс: если автор умер до 1 января 1993 года, и с даты смерти прошло больше 50 лет, считается, что произведение перешло в общественное достояние, 70 лет высчитывать не надо — ст. 6 Закона О введении в действие части 4 ГК РФ.

К примеру, Владимир Маяковский умер в 1930 году. Его стихи в общественном достоянии. Их можно печатать на футболках и интерьерных постерах. Главное — указывать автора и не искажать. Дмитрий Пригов умер в 2007 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2078 году. Чтобы их перепечатывать сейчас, надо искать наследников поэта и покупать лицензию.

У искусства советского времени есть свой нюанс.

Если по закону исключительное право автоматом перешло от творческого работника к телевизионному агентству, киностудии или музею, произведение переходит в общественное достояние через 70 лет после первой публикации.

Дата смерти автора не играет роли. По этому правилу в достояние попали некоторые работы военных корреспондентов, например, фото из Берлина «Знамя Победы над Рейхстагом».

Произведения зарубежных авторов переходят в общественное достояние по законам их стран. Согласно Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений минимальный срок охраны фотографий и дизайна составляет 25 лет после смерти автора, а для остального искусства — 50 лет.

Сроки охраны произведений в разных странах есть тут.

Например, в США искусство становится общественным достоянием через 95 лет после смерти автора. Иосиф Бродский жил в США и умер в 1996 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2092 году.

Фольклор

Фольклор — это когда автор популярного произведения неизвестен. Закон не защищает фольклор от копирования и изменений. Кто угодно может делать игрушки с героями народных сказок и брать канву сюжетов.

Но тут важно убедиться, что у произведения точно нет автора. 

К примеру, образ героя русской сказки — это фольклор, он бесплатный. А рисунок этого же героя из мультика или книги — это объект авторского права, который принадлежит киностудии или художнику. Срисовывать героя с картинки из интернета опасно, лучше придумать своего. За кражу персонажа есть риск заплатить компенсацию.     

Студия анимационного кино отсудила у ресторана 300 000 ₽. Владельцы поставили перед входом картонную фигуру Ильи Муромца. Образ взяли из мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник», правами на который владеет студия. Так нельзя — дело № А40-92472/2016. 

Произведения с открытой лицензией

Автор может при жизни разрешить кому угодно брать своё творчество бесплатно. Это называется открытая лицензия или Creative Commons. С популярными произведениями такое бывает редко.

Особый случай: экспонат из музея

Картины и скульптуры из российских музеев можно использовать в бизнесе только с разрешения дирекции музея. Даже если экспонат уже в общественном достоянии. Также разрешение понадобится на тиражирование здания и названия музея. Это требование ст. 36 Закона О Музейном фонде России.

Чтобы скопировать экспонат из зарубежного музея, придется искать закон той страны и выяснять про разрешения. В общем, всё непросто ????

В 2015 году Музей Эрмитаж запретил предпринимательнице использовать картину Гейнсборо «Портрет дамы в голубом» в дизайне магазинов одежды. Предпринимательница не получала разрешение дирекции музея. Дизайн пришлось переделать — дело № А63-18468/2012.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Особый случай: портрет известного человека на товаре

Изображение человека — это нематериальное благо, его защищает ст. 152.1 ГК РФ. 

Печатать портрет человека можно только с его согласия. Формат не важен — фото, рисунок или скульптура. После смерти человека согласие берут у его детей, пережившего супруга или родителей. Про согласие дальнейших поколений требований закона нет.

К примеру, для запуска линейки одежды с профилями известных писателей надо выяснить, у кого живы дети, супруги или родители. Дальше — получить согласие на печать. Иначе предприниматель рискует ввязаться в спор с наследниками и потерять товар.

Подобное случилось между дочерью Юрия Гагарина и АО «Гознак» из-за коллекционных медалей с портретом космонавта. Суд сказал, что согласие семьи на печать портрета известной личности обязательно.

Тираж бы запретить, но медали уже распроданы — дело № 33-38075/2017. 

Статья актуальна на  25.05.2022

ст. 1282 Гражданского Кодекса РФ с ми

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3.

Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 1282 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена произведениям, «перешедшим в общественное достояние».

Это излишне пышное и выраженное явно не по-русски словосочетание попросту означает, что произведение перестало охраняться авторским правом.

«Общественное достояние» (Public Domain) значит, что в отношении определенного произведения исключительное право не действует.

2. В пункте 1 данной статьи указывается, что по истечении срока действия исключительного права произведение, независимо от того, было оно обнародовано или нет, «переходит в общественное достояние».

3.

Правовой режим произведения, перешедшего в общественное достояние, определяется в п. 2 комментируемой статьи. Такое произведение может свободно (т.е. без получения согласия какого-либо лица) использоваться любым лицом; при этом никакого вознаграждения (возмещения) никому не должно выплачиваться.

Однако при использовании охраняются: авторство, имя автора и неприкосновенность произведения (ст. 1267 ГК РФ).

Произведения, перешедшие в России в общественное достояние, могут охраняться в зарубежных странах. Но для российского законодательства и для использования произведения на территории России это значения не имеет.

4. Кроме произведений, которые перешли в общественное достояние на территории России в связи с истечением срока действия исключительного права, в России имеются и широко используются произведения, которые авторским правом никогда не охранялись, а потому не могли перейти в общественное достояние «в связи с истечением срока действия исключительного права».

Читайте также:  Свидетельство о болезни

В связи с этим в ст. 28 Закона РФ от 9 июля 1993 г.

N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» содержалась норма: «Произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние». Однако Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ эта норма была исключена из упомянутого Закона и в ст. 1282 ГК РФ она не вошла.

Это создает серьезный пробел в действующем законодательстве, ибо оставляет без ответа вопрос, в каком правовом режиме находятся на территории России произведения, на которые в России (и в СССР) никогда не распространялось исключительное право.

Единственный логически обоснованный ответ, который следует дать на этот вопрос (хотя мы понимаем, что этот ответ не соответствует принципу исторического толкования закона), состоит в том, что такие произведения также должны быть отнесены к произведениям, находящимся в общественном достоянии.

Попутно необходимо отметить, что, хотя комментируемая статья говорит о произведениях, «перешедших» в общественное достояние, на самом деле в ней речь идет не о «переходе», а о «нахождении» этих произведений в общественном достоянии.

Косвенное упоминание о произведениях, которые находятся в общественном достоянии в связи с тем, что они не охранялись авторским правом, содержится в п. 1 ст. 1337 ГК РФ.

5. В пункте 3 комментируемой статьи рассматриваются вопросы обнародования произведения после того, как оно перешло в общественное достояние.

Вопрос об обнародовании произведения после смерти автора, когда оно еще не перешло в общественное достояние, урегулирован нормами, содержащимися в п. 3 ст. 1268 ГК РФ.

Если же произведение перешло в общественное достояние, не будучи обнародованным, то, как установлено в п. 3 ст. 1281 ГК РФ, оно может быть обнародовано любым лицом. Очевидно, что таким лицом может быть как гражданин, так и организация.

Однако обнародование такого произведения может быть осуществлено лишь в том случае, если оно не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (завещание, дневники, письма и т.п.). Представляется, что вопрос об обнародовании такого произведения может быть предметом судебного спора.

В противном случае такое обнародование будет неправомерным.

Наконец, абз. 2 п. 3 комментируемой статьи содержит ссылку на то, что если такое обнародование было правомерным и осуществил его гражданин, то он получает особые (не авторские) права, указанные в § 6 гл. 71 ГК РФ.

Другой комментарий к статье 1282 Гражданского Кодекса РФ

1. В комментируемой статье определен правовой режим произведений, ставших общественным достоянием, т.е. утративших правовую охрану в силу истечения срока действия исключительного права на произведения. О сроках действия авторского права см. комментарий к ст. 1281 ГК РФ.

Положения комментируемой статьи корреспондируют с п. 1 ст. 9 Соглашения ТРИПС, п. п. 1, 2 ст. 18 Бернской конвенции 1886 г.

, согласно которым «(1) Настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны.

(2) Однако если вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны оно стало уже общественным достоянием в стране, в которой истребуется охрана, то охрана этого произведения не возобновляется».

Эти положения предусматривают возможность предоставления «ретроактивной охраны» произведениям, т.е. предоставления охраны с обратной силой. Иначе говоря, Бернская конвенция 1886 г. распространяет свое действие на все произведения, в отношении которых в стране происхождения не истек срок действия авторского права, т.е.

подлежат охране и те произведения, которые впервые были опубликованы до момента присоединения к Конвенции. При присоединении к Бернской конвенции Российской Федерацией была сделана оговорка, что действие этой Конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления ее в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием (п.

2 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г.

N 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» ). В настоящее время эта оговорка снята .

———————————
СЗ. РФ. 1994. N 29. Ст. 3046.

Россия приняла решение об отзыве заявления, сделанного при присоединении к Конвенции, Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2012 г. N 1281 «Об отзыве заявления, сделанного при присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений» (СЗ РФ. 2012. N 51. Ст. 7216).

2. В отличие от ГК РСФСР 1964 г. (ст.

502) часть четвертая ГК РФ не предусматривает возможность объявления произведения, в отношении которого истек срок охраны, достоянием государства и особые условия его использования, в ней также отсутствуют положения о возможности установления Правительством РФ случаев выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние, что вполне оправданно, поскольку данная норма фактически не действовала.

3.

Исключительное право на произведение, срок действия которого не истек, но у которого нет наследников как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК) (выморочное имущество), прекращается и произведение переходит в общественное достояние (см. комментарий к ст. 1283 ГК), т.е.

исключительное право по наследству к государству не переходит, а само произведение становится объектом общественного достояния.

Правовой режим произведений, перешедших в общественное достояние, распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, что уточнено в новой редакции п. 1 комментируемой статьи.

Новеллой комментируемой статьи является положение об обнародовании произведения, перешедшего в общественное достояние. О понятии обнародования произведения см. комментарий к ст. 1268 ГК РФ. Запрет на обнародование произведения может быть сделан только автором лично и может содержаться в любых письменных источниках (некоторые из них названы в п.

3 комментируемой статьи). К другим источникам могут быть отнесены отметки на рукописи, договоры и др. Гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения, перешедшего в общественное достояние, является публикатором и приобретает смежные права, предусмотренные гл. 71 ГК РФ (см. комментарий к ст. ст. 1338, 1339).

Для перехода произведения в общественное достояние не требуется каких-либо формальностей, принятия специальных актов государственных органов или актов нотариуса.

Однако проблемы, связанные с точным определением правообладателей либо факта неохраняемости произведения в силу отсутствия наследника, в правоприменительной практике существуют, а механизм их единообразного решения пока не выработан.

В отношении произведений кинематографии Федеральным агентством по культуре и кинематографии составлен список фильмов, перешедших в общественное достояние.

12. Переход объектов интеллектуальных прав в общественное достояние

Произведения, срок
охраны которых истек, переходят в
общественное достояние (ст. 1282 ГК РФ).
Соответственно, такие произведения
свободно используются без выплаты
авторского вознаграждения с указанием
имени автора. На их основе может
создаваться ряд других произведений,
охраняемых авторским правом.

Читайте также:  Создание специализированной службы

Произведения,
перешедшие в общественное достояние,
могут свободно использоваться любым
лицом без выплаты авторского вознаграждения.
При этом должно соблюдаться право
авторства, право на имя и право на защиту
репутации автора (личные неимущественные
права автора).

В общем случае
произведение переходит в общественное
достояние в России, если с года смерти
его автора прошло 70 лет. Если автор
работал во время Великой Отечественной
войны или участвовал в ней, то срок
охраны авторских прав увеличивается
на 4 года (то есть становится 74 года с
года смерти автора).

Если автор был
посмертно реабилитирован после репрессий,
то срок охраны прав начинает действовать
с 1 января года, следующего за годом
реабилитации, и составляет также 70 лет.

Все эти правила не применяются в случае,
если пятидесятилетний срок действия
авторского права или смежных прав истёк
к 1 января 1993 года.

При этом, однако,
устанавливается, что авторское право
на произведение, впервые выпущенное в
свет после смерти автора, действует в
течение 50 лет после его выпуска (в 2004
году этот срок был увеличен до 70 лет).

Особый класс
произведений, созданных в России, также
находится в общественном достоянии.
Это изображения официальной государственной
символики, флагов, денег, орденов,
официальных документов России и
государств, правопреемницей которых
является Россия (СССР).

После вступления в
силу части четвертой ГК РФ с 1 января
2008 года авторское право юридических
лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то
есть до вступления в силу Закона
Российской Федерации от 9 июля 1993 года
№ 5351-1 «Об авторском праве и смежных
правах», прекращается по истечении
семидесяти лет со дня правомерного
обнародования произведения, а если оно
не было обнародовано, — со дня создания
произведения.

Данное положение
распространяется, в частности, на фильмы
как отечественных, так и иностранных
производителей. Исходя из этого, на
сегодняшний день фильмы, созданные в
1940 году и ранее, считаются перешедшими
в общественное достояние. Права на
фильмы, снятые после 1940 года, принадлежат
студиям-производителям либо их
правопреемникам.

13. Способы защиты личных неимущественных интеллектуальных прав

Личные неимущественные
права (также обозначены в Бернской
конвенции как «моральные права»)
включают в себя:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Неимущественные
авторские права действуют бессрочно.
В России они могут принадлежать только
физическому лицу и являются неотчуждаемыми,
то есть, их нельзя передать другому
лицу.

  • В последнее время
    растет количество гражданских дел,
    связанных с защитой авторских прав на
    произведения науки, литературы и
    искусства.
  • Поэтому особое
    внимание ГК РФ уделяет способам защиты
    личных неимущественных прав, к которым
    относятся право авторства, право автора
    на имя, право на неприкосновенность
    произведения, право на обнародование
    произведения, а также другие права в
    случаях, предусмотренных ГК РФ.
  • Нередко нарушения
    авторских прав выражаются в том, что
    произведения литературы и науки незаконно
    копируются, тиражируются, воспроизводятся
    без ссылок на автора или издаются под
    чужой фамилией.

Следует отметить,
что, реализуя право на имя, автор
персонифицирует его посредством указания
своего подлинного имени или псевдонима.
Поэтому на практике нарушение права
автора на имя нередко заключается в
том, что его имя не упоминается.

По смыслу закона
только автор может разрешить использовать
произведение анонимно, т.е.

распорядиться
своим неимущественным правом, РАО же
заключает с авторами договоры о передаче
полномочий на коллективное управление
именно имущественными правами.

Отсутствие
в лицензионном соглашении РАО с ОРТ
указаний о конкретном способе реализации
права на имя в силу закона не означает,
что РАО может распоряжаться личными
неимущественными правами авторов.

  1. Согласно ст. 1251 ГК
    РФ в случае нарушения личных неимущественных
    прав автора их защита осуществляется,
    в частности, путем:
  2. — признания права;
  3. — восстановления
    положения, существовавшего до нарушения
    права;
  4. — пресечения действий,
    нарушающих право или создающих угрозу
    его нарушения;
  5. — компенсации
    морального вреда;
  6. — публикации решения
    суда о допущенном нарушении.

Переход авторских прав в общественное достояние

Даже самое гениальное произведение или иной результат творческого труда, рано или поздно, утрачивает возможность защиты исключительных прав. После этого творение признается общественным достоянием, а в неизменном виде останутся только личные права автора. Режим общественного достояния позволяет любому лицу использовать произведение без выплаты вознаграждения, однако с ограничениями, установленными законом.

Ни одному объекту авторского или смежного права не предоставляется бессрочный режим исключительных прав. В отношении творений литературы, науки и искусства исключительные (имущественные) права закрепляются на период жизни создателя, а также на 70 лет после его кончины. Для сферы смежных прав этот срок еще меньше – 50 лет с момента исполнения или выпуска фонограммы.

Для признания творения общественным достоянием должны соблюдаться следующие правила:

  • должен истечь срок правовой охраны, регламентированный ГК РФ и международными соглашениями;
  • с переходом творения в общественное достояние должны, безусловно, соблюдаться права личного характера – на имя и авторство, на неприкосновенность объекта;
  • если на момент признания общественным достоянием творение не было опубликовано, оно может быть обнародовано с соблюдением воли автора (для этого учитываются положения его завещания, переписки, дневников и т.д.).

Так как срок правовой охраны истечет уже после смерти создателя, с аннулированием исключительных прав столкнутся его правопреемники или  наследники. Прежде всего, они утратят право на получение вознаграждения за опубликование, использование, копирование или распространение объекта.

Режим общественного достояния возникает в случае, если после смерти правообладателя не осталось ни одного наследника, а в завещании не был указан конкретный правопреемник. При таких обстоятельствах аннулирование режима охраны может происходит существенно раньше истечения срока действия авторских прав.  

Любое лицо не обязано спрашивать разрешение на использование творения, признанного общественным достоянием, даже если планирует извлекать прибыль. Однако нужно учитывать следующие ограничения, связанные с режимом личных прав автора:

  • при безвозмездном или коммерческом использовании общественного достояния обязательно указывается имя автора или его псевдоним (в зависимости от условий на момент прекращения срока охраны);
  • должен соблюдаться принцип неприкосновенности творения – никто не вправе изменять содержание произведения, вносить в него правки или редактировать иным способом, если это прямо не разрешено автором в условиях завещания;
  • публиковать творение можно только в случае, если из письменных или устных указаний умершего автора не следует иное (например, при оформлении завещания автор может прямо запретить публиковать свой труд).

При использовании объектов, признанных общественным достоянием, разрешается вносить изменения, не искажающие суть, содержание и назначение произведения.

Например, при переиздании книги можно выбрать иное графическое оформление, заказать новые иллюстрации, однако сам текст должен остаться неизменным.

Допускается публикация не только целого произведения, но и его отдельных фрагментов, частей, глав и т.д.

Если при разрешенном использовании были нарушены личные права создателя, их защиту может осуществлять наследник, правопреемник или иное заинтересованное лицо. Для привлечения к ответственности за нарушение личных прав на авторство, имя или неприкосновенность творения может подаваться иск в суд или заявление в правоохранительные органы.