Информация

Передвижные источники выбросов

Источники загрязнения атмосферы, которые имеются на предприятии или в организации, становятся одним из центров внимания экологов на предприятии, так как требуют соответствующего документального оформления, контроля, включения в проект ПДВ и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

На страницах нашего сайта вы найдете массу полезной информации о составлении проекта ПДВ, источниках, инвентаризации выбросов и профессиональной помощи, которую наша компания предлагает в данных вопросах. Передвижные источники выбросов В статье мы хотели бы уделить внимание неорганизованным источникам выбросов, которые, в соответствии с действующей классификацией и привести их примеры. Исходя из определений ГОСТ и нормативных докумеего окна или двери.нтов, которыми пользуются экологические службы, неорганизованные источники – это такие источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, от которых вредные вещества при попадании в атмосферу не проходят через устройства, задающие скорость или силу выброса, ограничивающие каким-либо образом или очищающие выброс. Загрязняющие вещества поступают напрямую в атмосферу, либо, если неорганизованный источник выброса расположен в помещении, через его окна или двери. Иными словами, это источники выбросов, не имеющие труб, шахт, специальных отводов или иных технологических и конструктивных особенностей, которые бы позволили ограничить попадание вредных веществ в атмосферу или очищать выброс. Передвижные источники выбросов Среди конкретных примеров неорганизованных источников выбросов множество устройств или площадок, которые на первый взгляд могут таковыми не показаться. Прежде всего, это места соединений, пробоин или технологических отверстий в трубах, вентиляционных шахтах или других «ходах», через которые идет загрязненный воздух. Открытые резервуары, места накопления и хранения отходов, топлива, горюче-смазочных веществ также являются неорганизованными источниками выбросов, как и места сжигания отходов или сырья. Площадки, предназначенные для проведения погрузо-разгрузочных работ, взрывных работ, буровых работ, карьеры или открытые площадки сборки и монтажа – тоже неорганизованные источники выбросов. Автомобильные стоянки или «гаражи» под открытым небом — также в их числе, хотя причина неочевидна. Зачастую в транспортных средствах происходят утечки топлива или масел, других жидкостей, содержащих вредные вещества, все они оказываются на земле и испаряются в открытый атмосферный воздух. Все потоки веществ, которые своим попаданием в окружающую среду вызывают в ней отрицательные изменения, принято называть негативным воздействием на окружающую среду. Существуют нормативы предельно допустимых выбросов, которые служат показателем критического уровня концентрации веществ в окружающей среде. Если объемы выбрасываемых веществ превышают допустимые нормы, можно говорить о вреде, причиняемом окружающей среде вашим предприятием.

Объект, который распространяет загрязняющие вещества в атмосферу, именуется источником загрязнения. Применительно к загрязнению окружающей среды целесообразно использовать термин «выброс вредных веществ».

Источники загрязнения можно разделить на стационарные и передвижные, к последним относятся транспортные средства и жидкости.

Стационарные источники загрязнения относятся к территории конкретного предприятия, закреплены за юридическим или физическим лицом и подлежат постоянному контролю. Для каждого вида загрязняющего вещества установлены нормативы допустимых выбросов, которые следует соблюдать.

Передвижные источники выбросовВ свою очередь, стационарные источники выбросов делятся на:

  1. организованные источники выбросов,
  2. неорганизованные источники выбросов.

На рассмотрении примеров источников выбросов следует остановиться подробнее. Основным критерием служит наличие фиксированного устья, то есть какой-либо части конструкции, которая ограничивает попадание загрязняющий веществ в окружающую среду. Неважно, круглой, квадратной или любой иной формы – все характеристики источника выбросов и значения предельно допустимых выбросов относятся к устью. Конкретные примеры организованных источников:

  • заводские дымовые трубы;
  • вентиляционные шахты;
  • аэрационные фонари.

Передвижные источники выбросов Для подсчета объема загрязняющих веществ и сравнения показателей организованных источников выбросов с нормативами предельно допустимых выбросов в основном используют инструментальные методы.

Неорганизованный источник выброса, соответственно, не имеет фиксированного устья или других ограничивающих деталей конструкции. Примеры неорганизованных источников:

  • производственная площадка предприятия в целом;
  • отстойники, накопители и другие открытые емкости или пруды для хранения веществ;
  • карьеры добычи ископаемых;
  • маршруты проведения погрузо-разгрузочных работ и перевозок;

Как вы понимаете, измерение объема выбросов и сверка с допустимыми выбросами в подобных случаях затруднена, используются расчетные методы.

Согласно действующим правилам, руководство предприятия должно проводить инвентаризацию как организованных, так и неорганизованных источников выбросов, контролировать их количество и месторасположение. Само собой, для каждого источника и каждого загрязняющего вещества должны соблюдаться предельно допустимые выбросы.

Передвижные источники выбросов Источники выбросов — это любые объекты, которые распространяют в окружающий атмосферный воздух загрязняющие вещества, вредные для здоровья людей и природы. Источников выбросов на территории и в собственности вашего предприятия может быть очень много, даже если на первый взгляд вам кажется, что вы не загрязняете окружающую среду. За каждый из них вы несете ответственность. Согласно законодательству, вы обязаны учесть все источники выбросов, провести инвентаризацию, составить проект ПДВ и строго контролировать каждый из них. Давайте еще раз разберемся, какие именно объекты можно отнести к источникам выбросов. Согласно существующей классификации, все источники можно разделить на стационарные или передвижные.

Со стационарными источниками все более или менее понятно — они должны находится в пределах территории, собственником или арендатором которой является ваша компания. Что касается передвижных источников выбросов, то здесь дела обстоят иначе.

Передвижные источники выбросов Конкретные примеры для полной ясности:

  • легковой автотранспорт компании,
  • грузовой и пассажирский автотранспорт, принадлежащий компании,
  • моторные и надувные лодки, работающие на дизельном или ином топливе,
  • морские и речные суда (т.е. катеры, лодки, яхты и так далее), кроме парусных, соответственно,
  • любые самолеты,
  • буровые и прочие установки, строительная техника, выезжающая за пределы территории организации и оборудованная моторомдвигателем, работающем на бензиновом или ином топливе.

Существуют различные точки зрения на классификацию передвижных источников выбросов. Одни эксперты считают, что если грузовая техника или иной передвижной источник работает лишь в пределах территории организации, то его следует считать стационарным и учитывать в проекте ПДВ как стационарный. Однако некоторые все-таки склонны причислять такие источники к передвижным, независимо от территории, на которой он работает. В этом есть логика, ведь та же грузовая техника все равно выезжает за пределы территории при необходимости проведения ремонта или иных обстоятельствах. Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу «Проект предельно-допустимых выбросов» можно обратившись по почте [email protected] или по номеру 8-800-500-81-25.

Инвентаризация передвижных источников выбросов: новый приказ

С 1 марта 2022 года в ходе инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ придется учитывать не только стационарные, но и передвижные объекты.

Новый порядок инвентаризации, установленный приказом МПР № 871, содержит нормы о передвижных источниках, а значит, порядок разработки проекта НДВ, расчетов рассеивания и отчетность по выбросам слегка изменится.

Чтобы природопользователи успели скорректировать действующие документы по новым правилам, им предоставлен переходный период до 1 марта 2023 года.

Проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ будет регулироваться новым Приказом МПР от 19.11.

2021 года № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Он заменяет Приказ № 325 (с 1 марта утратит силу) и предписывает природопользователям учитывать передвижные источники выбросов ЗВ при проектировании и отчетах о выбросах в атмосферу. Обновленный Порядок будет действовать 6 лет.

От нового приказа не стоит ожидать каких-то масштабных изменений: по сути это описание прежнего порядка, дополненное положениями об инвентаризации передвижных источников загрязнения.

Включая передвижные объекты в состав источников выбросов для учета, Минприроды создало предпосылки для выполнения ст.

22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в полном объеме: требования об инвентаризации передвижных источников выбросов появилось в законе еще в 2019 году, однако нормативной «опоры» для исполнения требования до сих пор не было.

Что относится к передвижным источникам

К источникам, подлежащим учету, следует отнести автомобильный транспорт, в том числе спецтехника, воздушные и водные суда, железнодорожный транспорт. В инвентаризацию передвижные источники включаются при условии, что они принадлежат собственнику или владельцу производственного объекта и используются на нем в хозяйственных целях.

При инвентаризации передвижных источников выбросов нумерация ведется отдельно от стационарных, в номере используется индекс «п». Для данных о передвижных источниках вводится отдельная таблица.

Какие выбросы учитываются

Выбросы от передвижных источников можно не учитывать, если соблюдены одновременно несколько условий:

  • промышленная деятельность на объекте не осуществляется;
  • передвижными источниками выбросов на объекте являются только легковые автомобили и (или) автобусы, предназначенные для перевозки людей не более 20 единиц в день или грузовики в количестве не более 3 единиц в день.

Получается, что если промышленная деятельность ведется, либо если на предприятии превышено данное количество транспорта, учитывать выбросы передвижных источников по новому приказу придется в любом случае.

Как разделять данные о выбросах от стационарных и передвижных источников на одном объекте

Согласно новому Порядку на предприятии необходимо учитывать выбросы транспорта на стоянках, специальных сооружениях, где функционирует данный источник либо проводится их ремонт и обслуживание, в местах погрузки/разгрузки. Кроме того, учитываются маршруты движения передвижных источников.

Читайте также:  Правила продажи обуви

Если выбросы на данных стоянках и сооружениях уже учтены как выбросы стационарных источников, отдельно учитывать их по передвижным источникам не нужно.

На каждом объекте суммы годовых выбросов от стационарных и передвижных источников учитываются отдельно. Это позволит подать инвентаризацию в уполномоченный орган, который занимается сводным расчетом загрязнения атмосферного воздуха.

Учитывать ли выбросы передвижных источников при расчете рассеивания для НДВ

Анализ ПП от 09.12.2022 г. № 2055 показывает, что выбросы передвижных источников должны приниматься во внимание при расчете в проекте НДВ и получении разрешений на выбросы наряду со стационарными. П. 8 гласит:

Передвижные источники выбросов

При этом в Методике расчета и установления нормативов допустимых выбросов ЗВ в атмосферу (Приказ МПР № 581) упоминаются только стационарные источники выбросов. Оно и понятно: методика установлена в 2020 году, когда не было правовой базы для учета передвижных источников выбросов при расчете рассеивания.

Разумно будет предположить, что Методику конкретизируют после вступления в силу нового порядка инвентаризации по Приказу № 871, упомянув и передвижные источники ЗВ.

Пока же следует воспринимать эту норму как уточняющую, и рассчитывать выбросы от транспорта предприятия через учет фоновых концентраций загрязняющих веществ.

Что будет с уже утвержденными проектами НДВ и разрешениями на выбросы

После 1 марта 2022 года приказ № 325 утратит силу с введением нового Порядка, предусмотренного Приказом 871.

Однако в приказе особо оговорено, что вся документация по инвентаризации источников выбросов останется в силе и будет действовать при условии соответствия новому Порядку.

Если она новым требованиям не соответствует, придется переоформить в течение года — до 1 марта 2023 года, включив в неё передвижные источники выбросов.

Хотите быть уверены, что документация по выбросам составлена правильно? Мы поможем привести ее в соответствие новому порядку: проведем инвентаризацию по новым правилам, составим проект и технический отчет по НДВ в точном соответствии с требованиями. Звоните!

Передвижные источники выбросов в воздух

Передвижные источники выбросов

Передвижные источники загрязнения воздуха делятся на две категории:

Дорожные транспортные средства:

  • Мотоциклы.
  • Легковые и грузовые автомобили.
  • Коммерческие грузовики и автобусы.
  • Транспортные средства для отдыха (снегоходы, вездеходы и т.д.).
  • Средства малой механизации и инструменты (газонокосилки и т.д.).

Крупные транспортные средства:

  • Самолеты.
  • Тяжелая техника.
  • Локомотивы.
  • Морские суда.

Большая часть выбросов в атмосферу от передвижных источников — это в первую очередь двуокись углерода (CO2). Она образуется в результате сгорания углеродсодержащих веществ, таких как бензин, в двигателях внутреннего сгорания.

https://www.youtube.com/watch?v=MlUiK258oZg\u0026pp=ygU60J_QtdGA0LXQtNCy0LjQttC90YvQtSDQuNGB0YLQvtGH0L3QuNC60Lgg0LLRi9Cx0YDQvtGB0L7Qsg%3D%3D

При сжигании топлива выделяются также небольшие количества метана (CH4) и закиси азота (N2O). Также в этих выбросах можно обнаружить небольшое количество выбросов гидрофторуглерода (ГФУ). Эти выбросы являются результатом использования мобильных кондиционеров воздуха и рефрижераторного транспорта.

В выхлопных газах можно обнаружить твердые частицы, которые включают дизельную сажу и аэрозоли, такие как частицы золы, металлические абразивные частицы, сульфаты и силикаты. Все вышеуказанные составляющие приводят к образованию смога и к проблемам с органами дыхания.

Наземный или «плохой» озон не является естественным для приземного воздуха, а образуется в результате химических реакций между оксидами азота (NOx) и летучими органическими соединениями (ЛОС) в присутствии солнечного света.

Озон на уровне земли является вредным загрязнителем воздуха, из-за его воздействия на людей и окружающую среду, и является основным ингредиентом «смога». Вдыхание озона может вызвать различные проблемы со здоровьем, особенно у детей, пожилых людей и людей всех возрастов, страдающих легочными заболеваниями, такими как астма.

Вдыхание озона может сопровождаться следующими симптомами:

  • затрудненное, глубокое и сильное дыхание;
  • одышка и боль при глубоком дыхании;
  • кашель и боль или першение в горле;
  • воспаление и повреждение дыхательных путей;
  • заболевания легких, такие как астма, эмфизема и хронический бронхит;
  • повышение частоты приступов астмы;
  • повышение восприимчивости легких к инфекции;
  • продолжающееся повреждение легких даже тогда, когда симптомы исчезли;
  • повышение риска хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ).

Загрязнение воздуха частицами (также называемый твердыми частицами или PM) представляет собой смеси твердых частиц и капель жидкости, найденных в воздухе.

С плохим качеством воздуха, вызванным этими частицами связаны следующие симптомы:

  • преждевременная смерть у людей с сердечной или легочной болезнью,
  • несмертельные сердечные приступы,
  • нерегулярное сердцебиение,
  • астма,
  • снижение функции лёгких,
  • усиление респираторных симптомов, таких как раздражение дыхательных путей, кашель или затруднение дыхания;
  • снижение видимости (дымка);
  • неблагоприятные последствия для водных экосистем.

Некоторые частицы выделяются непосредственно из таких источников как строительные площадки, грунтовые дороги, поля, дымовые трубы или пожары. Если ваше предприятие осуществляет выбросы в атмосферу определение эффективности газоочистного оборудования позволит снизить возможный вред природе.

Другие частицы образуются в результате сложных реакций в атмосфере химических веществ, таких как диоксиды серы и оксиды азота, которые выбрасываются электростанциями, промышленными предприятиями и автомобилями. Эти частицы составляют большую часть мелкодисперсных загрязнителей атмосферы.

Управление воздухом: как предприятия снижают выбросы — РБК

Передвижные источники выбросов

Евгений Софийчук / ТАСС

В России в 2019 году стартовал федеральный проект «Чистый воздух» в составе национального проекта «Экология». Для реализации проекта в 12 городах, расположенных в разных регионах страны, проводится эксперимент по квотированию выбросов.

С 1 сентября 2023 года к эксперименту по квотированию подключатся еще 29 новых городов, преимущественно из Сибири и с Дальнего Востока, в которых уровень загрязнения атмосферы оценивается как высокий или очень высокий в силу разных причин: бурного роста числа автомобилей, использования угля для отопления, наличия крупных промышленных производств в черте городов.

Главной задачей федерального проекта «Чистый воздух» является снижение выбросов загрязняющих веществ на 50% к 2030 году. Достигнуть этого планируется за счет мероприятий по снижению выбросов промпредприятий, объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры.

В 2022 году города перевыполнили план — объем вредных выбросов в атмосферу в них снизился более чем на 247 т, или на 11% от базовых показателей 2017 года. Крупнейшие экологические проекты будут завершаться в 2024 году, и уровень снижения выбросов в ряде городов достигнет более чем 20%.

Например, «Серная программа» «Норильского никеля» и модернизация Надеждинского комбината позволят сократить выбросы на 896 тыс. т, или 48% от выбросов Норильска.

Российский подход к квотированию выбросов, в отличие от зарубежных программ, не только ориентирован на ограничение тоннажа валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, но и направлен на обеспечение благоприятного качества воздуха в жилой зоне промышленных городов по концентрации конкретных атмосферных загрязнителей.

Если говорить простыми словами, то квотирование — это новая система управления качеством воздуха. По всем городам детально описываются источники загрязнения воздуха: промышленные предприятия, ТЭЦ, автомобильный транспорт и тепловозы, мусорные полигоны и водоканалы, частные домовладения, отапливаемые углем и т.д.

Для всех источников выбросов строятся математические модели их воздействия на атмосферу и разрабатываются критерии снижения выбросов, так называемые квоты. И после этого предприятие, считавшее вчера себя безопасным, получает дополнительное требование снизить выбросы. И не просто снизить, а снизить по конкретному веществу и на конкретной трубе.

На выходе мы имеем закрытие старых производств или реконструкцию достаточно новых, экологизацию транспорта и частного сектора.

Сегодня в совокупности по 12 пилотным городам в эксперименте участвуют более 420 промышленных объектов. Для квотирования данных объектов в расчетную модель включены более 3,6 тыс. предприятий, 2,8 тыс. объектов дорожной инфраструктуры, около 3 тыс. объектов частного сектора (автономные источники тепла).

Компании — участники эксперимента столкнулись с непростой задачей — гармонизировать свои ранее сформированные планы воздухоохранной деятельности, которые разрабатывались прежде всего в производственных интересах, с новыми, в ряде случаев более жесткими нормативами выбросов — квотами.

В свете этого вызова решающее значение приобретают технологии расчетного моделирования и прогноза. Работы по моделированию рисков недостижения целевых показателей эксперимента выполняются научно-исследовательским институтом «Экология», который является сегодня оператором сводных расчетов загрязнения атмосферы.

Так, сегодня во взаимодействии с компаниями «Русал», «Евраз», «Северсталь», «Норильский никель» и рядом других с применением методов моделирования на основе сводных расчетов решаются задачи по выявлению проблемных участков производства в части влияния на воздушный бассейн, проводится экспертиза проектов по размещению новых производственных мощностей.

Например, совместно с «Евразом» удалось уточнить вклад диоксида азота, производимого маневровыми тепловозами на площадке в Нижнем Тагиле, в загрязнение атмосферы в контрольных точках жилых зон.

По объектам «Северстали» в Череповце дана оценка влияния новой инвентаризации выбросов и их источников на достижение установленных квот.

Формируется модель оценки экологической эффективности «Серного проекта» «Норильского никеля».

Проект «Чистый воздух» важен для всех его участников не только сам по себе, но и с точки зрения синергетического эффекта, когда меры промпредприятий дополняются озеленением, развитием инфраструктуры и даже диверсификацией региональной экономики.

В случае Магнитогорска можно привести примеры индустриального парка ММК, в котором действуют уже почти полсотни обрабатывающих и сервисных компаний, и парка «Притяжение» — масштабного проекта по преобразованию городской среды, в котором создаются новые рабочие места и возможности для развития малого бизнеса.

Еще один ключевой аспект — это открытость информации, включая отчетность, данные о реализуемых проектах, а также показателей оперативного мониторинга. «Магнитка», например, делится с индустрией опытом того, как можно быть более открытым в прямом, физическом смысле — уже несколько лет компания развивает промышленный туризм.

Любой человек, в том числе дети и люди с ограниченными возможностями, может сам прийти на предприятие и своими глазами увидеть, что происходит на комбинате и что делается для защиты экологии.

Читайте также:  Понятие и признаки судебной власти

А в начале 2022 года Агентство стратегических инициатив и правительство Челябинской области открыли на базе ММК первый в России центр компетенций по промышленному туризму, который стал единой точкой сбора и распространения информации и знаний о промтуризме.

Предприятиями уже вложено более 450 млрд руб. инвестиций на экологическую модернизацию согласно проекту «Чистый воздух». Результатом наряду с уменьшением выбросов становится экономия ресурсов, продукция становится более конкурентоспособной, а сами экологические программы таким образом — выгодными.

Вызванная санкциями необходимость поиска альтернативы западным технологиям привела к развитию научных и инженерных разработок в России. На ряде крупных предприятий в городах «Чистого воздуха» внедряются современные отечественные технологии.

Например, на предприятии «Русала» функционируют электролизеры по технологии «Экологический Содерберг» с усовершенствованной системой газоудаления. Применение новых технологий позволяет практически исключить выбросы фторидов и бензапирена.

28 апреля 2023 года президентом подписан федеральный закон об ускоренном оснащении источников выбросов системами автоматического контроля в городах федерального проекта «Чистый воздух» до конца 2025 года.

Уже сейчас запущены производства полностью отечественных систем автоматического контроля выбросов.

Производственные площадки в Санкт-Петербурге и Казани могут производить не менее 200 систем в год, что покрывает потребности промышленных предприятий на территории эксперимента.

Таким образом, реализация федеральных проектов в сфере экологии дает синергетический эффект во многих отраслях экономики, создавая при этом условия для постоянного, системного улучшение качества воздуха в городах.

2.1. . Передвижные источники загрязнения окружающей среды

Передвижными
источниками загрязнения атмосферного
воздуха являются автомобильный,
железнодорожный и авиационный транспорт.
Транспорт — неотъемлемая часть жизни
человека, но зачастую мы забываем о том,
что он является не только нужным, но и
опасным средством передвижения.

Высокие
темпы автомобилизации наряду с другими
особенностями автотранспортного
комплекса, такими как неразвитость
улично-дорожной сети и объектов
транспортной инфраструктуры, высокая
доля автомобильного парка с большим
сроком эксплуатации и низкими
экологическими показателями, отставание
развития общественного пассажирского
транспорта, использование низкосортных
видов жидкого топлива привели в последние
годы к негативным факторам, а именно:
плотности потока автотранспорта,
особенно в пиковое время; перегрузке
улично-дорожной сети, высокой концентрации
автотранспортных предприятий и гаражных
боксов в районах жилой застройки, которые
способствуют повышению уровня загрязнения
атмосферного воздуха. Большинство дорог
в черте города (за исключением тех, по
которым движется муниципальный транспорт)
с гравийным покрытием.

Мы
знаем, что в автомобильном транспорте
используются карбюраторные или дизельные
двигатели. Малая масса, компактность,
сравнительно высокий КПД (25-30%)обусловили
широкое применение карбюраторных
двигателей. Они приводят в движение
автомобили, мотоциклы, моторные лодки.

Но у этих двигателей есть недостатки:
они работают на дорогом высококачественном
топливе, довольно сложны по конструкции,
имеют большую скорость вращения вала
двигателя. Сам цикл работы карбюраторного
двигателя предопределяет неполное
сгорание топлива, значит, и содержание
в выхлопных газах токсических компонентов.

При некоторых режимах работы (скорости
100км/ч или на холостом ходу) содержание
СО (угарного газа) достигает 12%. Дизельное
топливо — более тяжелая, чем бензин
фракция нефти, называемая в быту соляркой.
В дизельных двигателях идут одновременно
процессы испарения топлива, окисления
паров, а также догорания паров в процессе
расширения.

Поэтому в выбросах содержание
угарного газа незначительно, но большое
количество сажи. Дизельные двигатели
устанавливают на автобусах, тракторах,
в основном грузовых автомобилях,
тепловозах.

Конечно,
вид топлива, используемого транспортом,
вносит свой вклад в загрязнение окружающей
среды. На одну тонну сгоревшего топлива
приходится более 400кг выбросов от
карбюраторных двигателей и более 120 кг
от дизельных двигателей. Основные
компоненты выхлопных газов представлены
в ( приложении
1)

Отработавшие
газы двигателей внутреннего сгорания
содержат сложную смесь, насчитывающую
более 200 химических соединений. В основном
это газообразные вещества и небольшое
количество твердых частиц, находящихся
во взвешенном состоянии.

Попадая в
атмосферный воздух, компоненты
отработавших газов двигателей внутреннего
сгорания, с одной стороны, смешиваются
с имеющимися в воздухе загрязняющими
веществами, с другой – претерпевают
ряд сложных превращений, приводящих к
образованию новых соединений.

Одновременно
идут процессы рассеивания и удаления
загрязняющих веществ из атмосферного
воздуха путем мокрого и сухого осаждения
на поверхность земли.

За
2009 год от передвижных источников
выброшено в атмосферный воздух нашей
области 294,839 тыс. т (17,0 % от общей массы
зарегистрированных выбросов загрязняющих
веществ). (приложение2,
диаграмма1)

Наибольший
вклад в загрязнение атмосферного воздуха
от автомобильного транспорта вносят
оксид углерода – 67,0 % и оксиды азота –
20,3 %. Практически все углеводороды,
содержащиеся в отработавших газах
автомобильных двигателей, являются
летучими органическими соединениями
(ЛОС).

В
настоящее же время в городе 17тысяч автомобилей ( без учета транзитников)
на 415600 жителей, т.е. 1 автомобиль на
2-3человек. (10 лет назад: 1автомобиль –
на 10-12чел.)

Один
легковой автомобиль ежегодно поглощает
из атмосферы более 4тонн кислорода, а
только в личном пользовании мариинцев — 12700 легковых автомобилей. Это более
50 тысяч тонн поглощенного кислорода.
Всё население нашего города могло бы
дышать этим воздухом более 1000лет.

Загрязнение
атмосферы напрямую связано с расходом
топлива, т.е. режимом работы автомобильного
двигателя (скоростью движения, частотой
переключения скоростей, включением и
выключением двигателя при остановках
и поворотах).

Выхлопы минимальны при
скорости 60 км/час, а при частых сменах
режима работы загазованность воздуха
увеличивается в 2 раза и более, особенно
у светофоров, на пешеходных переходах.
Такие ситуации мы наблюдаем возле гимназии и начальнойшколы №4. Мы
подсчитали, что за каждые 15 минут мимо
нашей школы по ул.

Ленина проезжает до
25-30 машин утром и вечером в час «пик»,
каждый пятый автомобиль при этом
останавливается, пропуская пешеходов
или высаживая пассажиров. (приложение3)

Наблюдения
и расчеты мы сделали и по ул. Пальчикова,
где большая часть автомобилей является
транзитными. (приложение4).

Как
известно, самыми экологически чистыми
видами являются трамваи, троллейбусы,
метро, но в связи с тем, что в Мариинске
узкие улицы (не более 2 полос), то
эксплуатация данного вида транспорта
невозможна.

Вся
нагрузка по перевозу пассажиров
приходится на автобусы и частный
автотранспорт. Основным автотранспортным
предприятием в городе Мариинске является
автоколонна 2036. Положение усугубляется
тем, что многие автобусы пробыли в
эксплуатации более 10 лет, из всего
количества автобусов, принадлежащих
автоколонне, только 60% технически
соответствуют санитарным нормам.

В
последнее время в Мариинске стали широко
использоваться маршрутные такси,
облегчающие передвижение по городу, но
они только добавляют токсичных веществ
в атмосферу города.

Проанализировав
данные о выбросах автотранспорта за
2008год, я установила, что автобусы и
грузовой автотранспорт различных
объёмов двигателей выбрасывают в
атмосферу примерно одинаковое количество
вредных веществ (оксиды углерода,
углеводороды, оксиды азота, сажа, свинец),
Остальные выбросы от автотранспорта
приходятся на легковой транспорт, что
и видно из диаграммы. Один легковой
автомобиль выбрасывает 0,355 т/год вредных
веществ, грузовой – 1,975 т/год, автобусы
– 3,1т/год. ( приложение2, диаграмма 2)

В
результате эксплуатации транспортных
средств образуются различные отходы,
значительно загрязняющие окружающую
среду. Только за 2008 год их количество в
городе составило:

  • Отработанные масла – 49,374 т Электролиты-1,874т
  • Свинец-5,319т Чермет-768т Автошины-36,48т.

Несмотря
на высокие показатели вредных отходов
в городе полностью не решены вопросы
утилизации шин, открытыми остаются
проблемы нейтрализации электролитов,
и они просто сливаются на землю.

В
Мариинске сеть ремонтных служб развита
плохо, значительная часть личных
автомобилей размещается во дворах жилых домов, на зеленых газонах и площадках
в зонах отдыха. Владельцы производят
ремонт и техническое обслуживание
своими силами (смена масла и мойка
машин), не заботясь об очистке стоков.

В
результате движения автомобиля создается шум, который является одним
из наиболее значимых экологических
факторов. Шум, поступающий с автомагистрали
через окна непрерывно, изо дня в день,
во много раз превышает санитарные нормы,
составляющие до 70 дБ, хотя одна машина,
прогреваемая под окнами, создает в
комнате шум до 75 дБ, а на магистральных
улицах до 90-95 дБ. (приложение5,
таблица2)

Измеряя
уровень шума на автомагистралях города,
мы установили, что он соответствует
санитарным нормам на улице Юбилейной,
(район школы №6), а вот по улице Ленина
и Котовского превышает их. Наша гимназия
как раз расположена на улице Ленина, и
в кабинетах, окна которых выходят на
магистраль, ощущается повышенный уровень
шума. Измерения показали, что даже во
время урока он достигает 75 дБ.

Проблема
автомобильного транспорта затрагивает
все виды экологического загрязнения:
это и вредные выхлопы, и шум, и прямое
механическое воздействие на зеленые
насаждения. Автомобили используют
кислород атмосферы, для них расширяют
сеть дорог с твёрдым покрытием, потребляют
огромное количество высококачественного
топлива, запасы которого исчерпаемы.

Читайте также:  Срок размещения протокола

Таким
образом, с полной уверенностью можно
заявить, что автомобильный транспорт
является основной причиной загрязнения
почвы и атмосферы в районах, прилегающих
к магистралям.

учет выбросов от передвижных источников в 2023

В марте 2022 вступил в силу новый порядок проведения инвентаризации источников выбросов,

который утвержден приказом Минприроды РФ от 19.11.2021 N 871.

Давайте разберемся, чем же отличаются приказы № 352 и № 871?

Для начала напомним, что все организации обязаны произвести инвентаризацию источников выбросов. Эта обязанность закреплена в законе № 96 «Об охране атмосферного воздуха», статья 22.

То, как проводить инвентаризацию и каким образом оформлять результаты проведенной инвентаризации, указано в новом приказе № 871.

Основное отличие приказа № 871 от приказа 352 состоит в том, что ранее в инвентаризацию выбросов включали только стационарные источники, а с марта 2022 там должны быть также и передвижные источники.

Если ранее была проведена инвентаризация выбросов по приказу № 352 и были учтены передвижные источники, то корректировать проводить инвентаризацию по новым правилам не требуется.

Однако, как известно, если ранее требование об учете в инвентаризации передвижных источников не было, то их никто не учитывал.

Поэтому, на сегодняшний день, проводить повторную инвентаризацию потребуется всем организациям, у которых на балансе есть собственные передвижные источники выбросов:

  • — автотранспорт, строительная и иная техника, которая является передвижным источником автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов;
  • — самолеты и иные воздушные средства;
  • — ж/д транспорт;
  • — водный транспорт.
  • Следует отметить, что на стоянках и объектах, где проводят обслуживание техники, а также погрузка/разгрузка техники, следует учитывать эти передвижные источники воздействия.
  • Как произвести расчет выбросов от передвижных источников?

Как было указано в письме Росприроднадзора № РН-03-01-32/33301 от 28 ноября 2019 выбросы от передвижных источников следует учитывать как факторы, которые формируют суммарную степень воздействия на атмосферу, то есть фоновые показатели. Далее в процессе разработки проекта допустимых выбросов эти показатели не учитываются в составе нормативов выбросов.

  1. Как правило, передвижные источники являются неорганизованными источниками выбросов и для них применяется расчетным метод по определению количества и наименований их выбросов согласно действующих методик:
  2. — Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом) от 1998 г.
  3. — Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для авторемонтных предприятий (расчетным методом) от 1998 г.
  4. — Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для баз дорожной техники (расчетным методом) от 1998 г.
  5. — Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом) от 1992 г.
  6. — Методика контроля загрязнения атмосферного воздуха в окрестности аэропорта от 1992 г.
  7. Провести инвентаризацию источников выбросов по новому порядку следует в течение года со дня вступления в силу приказа № 871.

Штраф за отсутствие инвентаризации источников выбросов составляет от 20 до 100 тысяч рубле для организации по статье 8.1, а вот наличие в организации инвентаризации источников выбросов по старому порядку попадает также под действие статьи 8.5. Штраф составляет от 20 до 80 тысяч рублей для организации.

Инвентаризация выбросов от передвижных источников. Выбросы автотранспорта

          ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ВЫБРОСОВ ОТ ПЕРЕДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

          ВЫБРОСЫ АВТОТРАНСПОРТА

Н.В. Бирюкова

 Если внимательно вчитаться в ст. 7 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» (далее — Закон № 195-ФЗ), то можно увидеть, что:

— результаты проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха — это обобщенные сведения о концентрациях загрязняющих веществ, отражающие состояние атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка и полученные с использованием методов расчетов рассеивания выбросов на основании данных о выбросах загрязняющих веществ всех стационарных и передвижных источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на указанных территориях;

— утверждение методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников предполагается в целях проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха;

— органы государственной власти субъектов РФ будут вправе организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, на территории соответствующего субъекта РФ. То есть речь идет и о субъектах РФ, не включенных в обязательном порядке в эксперимент по квотированию.

При этом п. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ в редакции Закона № 195-ФЗ излагается следующим образом.

ПУНКТ 1 СТАТЬИ 22 ЗАКОНА № 96-ФЗ

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и [или] иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В остальные пункты ст. 22 изменения не внесены, и там по-прежнему речь идет только об инвентаризации стационарных источников выбросов.

Также данная статья дополнена п. 5 следующего содержания.

ПУНКТ 5 СТАТЬИ 22 ЗАКОНА № 96-ФЗ

Сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), и корректировки этой инвентаризации, используются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

В письме Минприроды России от 18,09.2019 № 12-47/22545 «О необходимости проведения корректировки данных инвентаризации выбросов» подтверждается необходимость доработки порядка инвентаризации. Следует, однако, обратить внимание, что данное письмо не является нормативным правовым актом, обязательным для применения.

В Законе № 96-ФЗ появилась новая ст. 22.1 «Проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха», в которой также речь идет о том, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников нужны для проведения сводных расчетов.

Дополнен п. 1 ст. 30.

Теперь юридические лица и индивидуальные пред­приниматели обязаны «представлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки этой инвентаризации на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха».

Исходя из всего сказанного и учитывая, что в другие положения Закона № 96-ФЗ, касающиеся нормативов выбросов, изменения относительно передвижных источников не внесены, можно сделать вывод, что инвентаризация передвижных источников проводится только по запросу уполномоченного органа субъекта РФ, в котором решили проводить сводный расчет загрязнения атмосферного воздуха.

При этом действующий в настоящее время Порядок проведения инвентаризации, утвержденный приказом № 352, касается только стационарных источников, поэтому провести инвентаризацию передвижных источников в принципе невозможно. Даже если учитывать п.

42 данного Порядка и считать, что хозяйствующие субъекты должны провести корректировку инвентаризации на основании изменения воздухоохранного законодательства, заключающегося в необходимости учета выбросов от передвижных источников, то на это есть срок в один год (изменения вступили в силу 1 ноября 2019 г.).

Также надо будет дождаться корректировки пп. 2-4 ст. 22 Закона № 96- ФЗ, порядка инвентаризации, утверждения методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников.

Что касается методики определения выбросов от передвижных источников, то разработанный проект, размещенный на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, вообще не касается передвижных источников на объектах HBOG. Предлагаемая методика предназначена для расчета выбросов от совокупности передвижных источников, движущихся по автомобильным дорогам. Возможно, будет разработана еще одна методика.

Таким образом, пока нет порядка инвентаризации передвижных источников, пока нет утвержденных в установленном порядке методик расчета выбросов от них, не стоит спешить с корректировкой инвентаризации и добавлением в нее передвижных источников. В настоящее время в рамках действующего законодательства это сделать просто невозможно.

Также следует обратить внимание на то, что определения понятий стационарного и передвижного источников остались прежними.

В нормативы включать передвижные источники не надо: в этой части требования законодательства не изменились.

Платить за НВОС от передвижных источников также не нужно, плата по-прежнему вносится только за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).