Информация

П. 5 ст. 21.1

Денег на ликвидацию или, тем более, на банкротство нет.  Имущества нет. Кредиторы затаились. Может, забросить все дела и ждать исключения недействующего юридического лица из реестра?

Такой вариант возможен уже давно. И порою он действительно выручал. Однажды участники обнаруживали в ЕГРЮЛ, что общество уже прекратило свое существование, и головная боль проходила. Больше никаких штрафов, никаких отчетов, никаких долгов.

Но всё меняется. В конце 2016 года в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» были внесены поправки.

По большей части они вступают в силу с 28 июня 2017 года, а некоторые из них – с 1 сентября 2017 года.

Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.

Процедура исключения

 

При каких условиях возможно исключение?

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних двенадцати месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 года добавится еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации):

  • При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  • При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.
  • Исключение и банкротство
  • Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла — ответ законодателя на Постановление Конституционного Суда РФ № 10-П от 18 мая 2015 года).
  • Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.
  • Когда налоговая запустит процедуру?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появится возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по статьям 119, 126 Налогового кодекса РФ, 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем всё бросать на самотёк, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из реестра, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что же касается остальных обязательств, то тут всё зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Что делает налоговая?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

https://www.youtube.com/watch?v=H3oYiInNCK0\u0026pp=ygUQ0J8uIDUg0YHRgi4gMjEuMQ%3D%3D

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте Вестника.

  1. Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.
  2. Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.
  3. Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 года остановить запущенный механизм станет сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

 

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (статья 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступающая в силу с 28 июня 2017 года. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает своё дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других (практика АС МО, АС СЗО) – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ.

А это значит отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица.

Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Исключение и будущие регистрационные действия

Здесь изменений нет. Рассмотрим две ситуации:

Вс разъяснил порядок исключения из егрюл при наличии у юрлица неисполненных обязательств

Верховный Суд опубликовал Определение № 305-ЭС21-7837 от 28 октября по делу № А40-40380/2020 об оспаривании исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Исключение из ЕГРЮЛ

23 ноября 2017 г. Межрайонной ИФНС № 46 по г. Москве в отношении ООО «Танаис» была внесена запись о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ об адресе юрлица. В связи с этим 30 апреля 2019 г. в ЕГРЮЛ была внесена запись о принятии решения о предстоящем исключении общества из реестра как недействующего.

Между тем 2 июля 2019 г. от директора ООО «Строй-Ком» в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 21.

1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП поступили возражения относительно исключения ООО «Танаис» из ЕГРЮЛ в связи с наличием у этого общества неисполненных обязательств по возврату денежных средств.

Задолженность «Танаиса» в размере 480 тыс. руб. была установлена вступившим в законную силу решением АС г. Москвы по делу № А40-10183/2019.

5 июля 2019 г. МИФНС № 46 по Москве направила в адрес ООО «Строй-Ком» письмо об удовлетворении его возражений, в котором указала, что 3 июля в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении процедуры исключения ООО «Танаис» из реестра. Однако 29 июля 2019 г.

инспекцией повторно было принято решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ в связи с наличием сведений о недостоверности, о чем 31 июля 2019 г. в реестр была внесена соответствующая запись.

Данные сведения были опубликованы в Вестнике государственной регистрации.

Поскольку в течение трех месяцев после этого в инспекцию не поступило заявлений от лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в связи с предстоящим исключением ООО «Танаис» из реестра, 14 ноября 2019 г. в него была внесена запись об исключении юридического лица на основании подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (№ 129-ФЗ).

Не согласившись с действиями налогового органа, правопреемник общества «Строй-Ком» юридическая компания «Актив» обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительной записи о прекращении деятельности юридического лица, внесенной в ЕГРЮЛ инспекцией в отношении ООО «Танаис».

Истец указал, что решение инспекции не соответствует Закону № 129-ФЗ, в связи с чем просил инспекцию устранить нарушение его прав и законных интересов путем аннулирования записи.

Читайте также:  Оплата судебным заседателям

Компания отметила, что повторная процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не может быть инициирована инспекцией до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.

Три инстанции отказали в удовлетворении требований

Отказывая в удовлетворении требования, суды исходили из того, что наличие оснований, указанных в подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, является достаточным для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Они указали, что положения ст. 21.

1 закона применяются с учетом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра.

К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение на сайте ФНС, а также возможность направления заявления, препятствующего внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица из реестра, пояснили суды.

Исключение ООО «Танаис» из ЕГРЮЛ, как указали суды, было осуществлено инспекцией с учетом предоставленных заинтересованным лицам гарантий, которыми они не воспользовались, а именно направление в адрес регистрирующего органа заявления, препятствующего принятию решения об исключении юридического лица из реестра. Они обратили внимание, что заявителю было известно о последовательности действий в случае принятия инспекцией повторного решения о предстоящем исключении «Танаиса» из ЕГРЮЛ и он мог предпринять соответствующие действия.

Суды пришли к выводу, что неисполнение обязательств по погашению задолженности общества перед кредиторами при наличии оснований для исключения из ЕГРЮЛ, предусмотренных ст. 21.

1 Закона № 129-ФЗ, само по себе не препятствует совершению регистрационных действий.

Кроме того, компания «Актив» вправе воспользоваться дополнительными гарантиями, предусмотренными для кредиторов исключенных из ЕГРЮЛ юридических лиц, которые установлены действующим законодательством (ст. 53.1, п. 5.2 ст. 64, п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

ВС выявил ошибки нижестоящих инстанций

В кассационной жалобе в Верховный Суд компания «Актив» со ссылкой на существенные нарушения нижестоящими инстанциями норм материального права просила отменить их судебные акты.

Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС напомнила, что согласно п. 1 ст. 64.2 ГК, п. 1 и 2 ст. 21.

1 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица. Суд пояснил, что согласно подп. «б» п. 5 ст. 21.

1 Закона № 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в названном реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Так, ВС указал, что в силу действующего правового регулирования юридическое лицо, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе, фактически ликвидируется как недействующее юридическое лицо.

Налоговики не дали КС возможности высказатьсяФНС исправила внутриведомственную ошибку, но проблема осталась не урегулированной законодательно

Обращаясь к Постановлению КС РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П и к определениям КС РФ от 17 января 2012 г. № 143-О-О и от 17 июня 2013 г.

№ 994-О, Верховный Суд отметил, что такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым – на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Ссылаясь на Постановление КС РФ от 18 мая 2015 г. № 10-П, ВС разъяснил, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом законных интересов кредиторов и иных лиц, чьи права затрагиваются таким исключением.

Суд добавил, что такие лица могут направить заявление об обжаловании решения об предстоящем исключении должника в срок не позднее чем три месяца со дня его опубликования. При этом ВС обратил внимание, что в соответствии с п. 8 ст.

22 Закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Верховный Суд напомнил, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления, добавил ВС. При этом повторная процедура не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.

В рассматриваемом случае Суд учел то обстоятельство, что на момент принятия повторного решения о предстоящем исключении «Танаиса» из ЕГРЮЛ инспекции было достоверно известно о наличии возражений кредитора исключаемого из реестра юридического лица на совершение регистрационных действий.

«Материалы дела не содержат доказательств, позволяющих полагать, что кредитор по истечении 27 дней (возобновление процедуры ликвидации) после направления возражений утратил интерес к сохранению правоспособности ООО “Танаис” и совершению действий по защите своих прав», – отмечено в определении.

ВС добавил, что указанный срок не может быть признан разумным, позволяющим возложить на компанию «Актив» обязанность проверять наличие в отношении ООО «Танаис» возбужденных процедур исключения из ЕГРЮЛ в административном (внесудебном) порядке.

Такой незначительный срок с момента прекращения процедуры исключения и до момента ее возобновления фактически привел к необоснованному преодолению возражений лица, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением из ЕГРЮЛ общества «Танаис», что не отвечает принципу необходимости соблюдения баланса частноправовых и публичных интересов.

Исключения из ЕГРЮЛ и неисполнения обязательств недостаточно для привлечения к субсидиарной ответственностиКак указал Верховный Суд, для этого необходимо, чтобы неразумные или недобросовестные действия лиц, указанных в ст. 53.1 ГК, привели к фактическому банкротству организации

Кроме того, Суд указал, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению инспекции в силу ст. 21.

1 Закона № 129-ФЗ само по себе не является достаточным основанием для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности ввиду того, что одним из условий удовлетворения требования кредиторов является установление того обстоятельства, что долг возник в результате неразумности и недобросовестности лиц.

Таким образом, ВС пришел к выводу, что прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке ранее истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры при наличии неисполненных ООО «Танаис» обязательств нарушает права заявителя, поскольку не позволяет взыскать задолженность, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредитора. Судебная коллегия ВС посчитала вывод судов о правомерности действий налоговой инспекции по исключению общества из ЕГРЮЛ неверным и отменила их судебные акты, направив дело на новое рассмотрение в АС г. Москвы.

Эксперты прокомментировали выводы ВС

Ведущий юрист практики «Налоговые споры» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Александр Земченков отметил, что сам по себе вопрос административной ликвидации юридических лиц в настоящее время является довольно актуальным.

Так, только за девять месяцев 2021 г. налоговым органом было исключено из ЕГРЮЛ более 250 тыс. юридических лиц. В большинстве случаев в качестве основания для исключения выступала недостоверность сведений в реестре, пояснил Александр Земченков.

Эксперт подчеркнул, что рассмотренный Верховным Судом вопрос срока повторной процедуры исключения из ЕГРЮЛ регулярно встречается в судебной практике.

Александр Земченков заметил, что позиция судов, аналогичная отраженной в рассматриваемом определении ВС, почти ежегодно попадала в обзоры судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов, направляемые ФНС территориальным органам (письма ФНС России от 9 июля 2018 г. № ГД-4-14/13083; от 31 июля 2020 г. № КВ-4-14/12315; от 30 июля 2021 г. № КВ-4-14/10747). «Остается надеяться на то, что поскольку в этом году это уже не первое определение ВС по данному вопросу (ранее идентичный вывод был отражен в Определении № 305-ЭС21-2734 от 1 июля 2021 г. по делу № А40-58641/2020), наконец точка в данном вопросе будет поставлена», – прокомментировал эксперт.

Александр Земченков положительно оценил то, что Верховый Суд обратил внимание на тот факт, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа само по себе не является достаточным основанием для привлечения его контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Эксперт отметил, что на возможность применения механизма привлечения к субсидиарной ответственности зачастую указывали налоговые органы, да и многие нижестоящие суды, как, например, в рассматриваемом деле, отбиваясь от доводов истцов о нанесении ущерба кредиторам.

«В связи с этим пренебрежение сроками при проведении “зачистки” в ЕГРЮЛ нарушает права возражающего исключению кредитора, поскольку не позволяет взыскать задолженность, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения его требований.

Изложенный подход вселяет надежду на появление рабочего механизма контроля над исключением должников с бонусом в виде “12-месячного окна” для взыскания задолженности», – заключил Александр Земченков.

Адвокат МКА «Филиппов и партнеры» Роман Шишкин также считает, что вопрос исключения компании из ЕГРЮЛ является очень важным для текущей деятельности, так как, по сути, по инициативе ИФНС ставится вопрос о юридической правоспособности юридического лица.

Эксперт указал, что запись о недостоверности сведений ЕГРЮЛ может быть внесена по различным основаниям, например в случае проведения налоговым органом осмотра местонахождения компании по юридическому адресу либо получения ответа от арендодателя о незаключении договора аренды.

Читайте также:  П2ч1ст81 тк рф

По мнению Романа Шишкина, определение ВС формирует положительную практику для кредиторов юридического лица, так как защищает их интересы и позволяет взыскать задолженность, избежав формального довода о неисполнении обязательств ввиду исключения должника из реестра. Эксперт полагает, что с высокой долей вероятности в рамках нового рассмотрения заявленные требования будут удовлетворены.

Налоговые последствия исключения фирмы из ЕГРЮЛ по решению ИФНС

Если налоговая инспекция исключила из ЕГРЮЛ недействующую фирму, такое исключение приравнивается к ликвидации. Есть и другое основание для исключения из реестра, которое не приравнивают к ликвидации. Но без налоговых последствий ни одно из них не обходится.

https://www.youtube.com/watch?v=H3oYiInNCK0\u0026pp=YAHIAQE%3D

Начнем с ситуации, которая довольно часто служит предметом разъяснений и комментариев. Это ситуация со списанием безнадежных долгов. Списать безнадежный долг компания может только в том случае, если исключение должника из ЕГРЮЛ приравнивается к его ликвидации.

В соответствии со статьей 64.2 ГК РФ юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев не представляло документы с налоговой отчетностью и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету, считается недействующим, то есть фактически прекратившим свою деятельность. Оно подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ влечет те же правовые последствия, что и ликвидация (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ). Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свое существование после того, как запись об этом внесена в ЕГРЮЛ (ст. 63 ГК РФ).

Так, внереализационными доходами признаются суммы кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям (п. 18 ст. 250 НК РФ).

Одним из таких «других» оснований является ликвидация компании.

Значит, при ликвидации организации – поставщика товаров, перед которой имеется кредиторская задолженность по полученным ранее товарам, сумма кредиторской задолженности должна быть включена в состав внереализационных доходов. Эту позицию неоднократно подтверждал Минфин, подтвердили и судьи (см. Постановление АС Волго-Вятского округа от 19 октября 2021 г. № Ф01-5735/2021 по делу № А29-2208/2020).

Что касается дебиторской задолженности, то списывают только ту, которая стала безнадежной. Ее взыскать невозможно, то есть часть денег или активов утрачены полностью. Налицо убыток. Этот убыток можно отнести на внереализационные расходы.

Долги юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, могут быть признаны безнадежными в порядке, установленном статьей 266 НК РФ, с даты исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ (см. письмо Минфина от 21 мая 2019 года № 03-03-06/2/36730).

Но не всякую задолженность можно признать безнадежной, чтобы списать .

Когда еще исключают из ЕГРЮЛ

Когда еще исключают из ЕГРЮЛ, но поводом для списания долгов этот факт не становится?

В статье 51 ГК РФ говорится, что регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ.

В случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи, становится основанием для исключения компании из ЕГРЮЛ налоговым органом — без судебного решения (п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

При этом исключение действующей организации из ЕГРЮЛ по этим основаниям  не является ликвидацией (см. письма Минфина от 7 февраля 2020 года № 03-03-06/2/7955, от 24 октября 2019 года № 03-03-06/1/81781 и др.). А значит, задолженность такого должника не может быть признана безнадежной.

Вместе с тем, исключение фирмы из ЕГРЮЛ по основаниям, не приравниваемым к ликвидации, влечет для ее контрагентов весьма негативные последствия.

Последствия исключения из ЕГРЮЛ по причине недостоверности сведений

Внесение записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ вызывает ряд неблагоприятных последствий как для самой такой компании, так и для лиц, связанных с ней.

Наличие такой записи в ЕГРЮЛ в течение 3 лет со дня ее внесения является препятствием для государственной регистрации новой компании с теми же учредителями (подп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).

Компания, имеющая такую запись в ЕГРЮЛ, относится к налогоплательщикам с высоким уровнем налогового риска.

При сотрудничестве с такой фирмой возможны проблемы с признанием расходов по налогу на прибыль по причине непроявления должной осмотрительности при выборе контрагента.

Будут проблемы и с вычетами НДС. Так, в счете-фактуре должен быть указан полный юридический адрес продавца и покупателя, который указан в выписке из ЕГРЮЛ. Если же в реестре содержится запись о недостоверности сведений, в частности, адреса, это станет причиной отказа в вычете НДС у покупателя.

Когда адрес сочтут недостоверным

Заметим, что наиболее частой причиной внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений является именно недостоверность адреса.

Основаниями для признания сведений об адресе недостоверными являются следующие (п. 2 Приложения № 1 к Приказу ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72):

  • находящийся по такому адресу объект недвижимости разрушен или не существует;
  • указанный адрес присвоен объекту незавершенного строительства;
  • адрес не может свободно использоваться для связи с юрлицом, поскольку по нему размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.;
  • указанный адрес является «массовым»;
  • имеется заявление собственника недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юрлица по адресу данного объекта недвижимости.

Инспекция проверяет реальность адресов по базам, проводит осмотры и видеосъемку объектов недвижимости (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Если ИФНС придет к выводу, что сведения в ЕГРЮЛ об адресе недостоверны и уведомила об этом фирму, а фирма в течение 30 дней не смогла подтвердить достоверность сведений, имеющихся в ЕГРЮЛ, и документы, которые подтвердят, что связь с фирмой по этому адресу возможна, то в реестре ставится отметка «Недостоверность сведений в ЕГРЮЛ об адресе».

Наличие такой отметки в течение более чем 6 месяцев с момента ее внесения, напомним, становится основанием для исключения компании из ЕГРЮЛ.

Ответственность за правонарушение, предусмотренное ст. 21.1 КоАП РФ

Действующим законодательством на должностных лиц организаций возложены военно-учетные обязанности, определенные Федеральным законом ”0 воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ и Положением о воинском учете.

Должностные лица бюджетных учреждений, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут административную ответственность, установленную гл. 21 КоАП РФ.

Кроме того, Федеральным законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ в части размеров наказаний за совершение административных правонарушений в области воинского учета, а срок давности привлечения к ответственности увеличен до трех лет.

Так, согласно статье 21.

1 КоАП РФ непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Ответственность по статье 21.1 КоАП РФ наступает как за непредставление списков, так и за их несвоевременное представление.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона ”0 воинской обязанности и военной службе» «при осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов обязаны представлять в военный комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году».

В подпункте «в» пункта 32 Положения о воинском учете указано, что «работники, осуществляющие воинский учет в организациях, представляют ежегодно в сентябре в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году».

Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами военных комиссариатов (ст. 23.11 КоАП РФ), а протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица военных комиссариатов (ч. 1 ст. 28.3).

Наказуемость данного бездействия объясняется интересами обороны государства, от скорости пополнения Вооруженных Сил Российской Федерации напрямую зависит их боеспособность, а значит, и эффективность защиты страны.

Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

  • Принят
  • Государственной Думой
  • 13 июля 2001 года
  • Одобрен
  • Советом Федерации
  • 20 июля 2001 года

(в ред. от 27.12.2018 N 514-ФЗ)

Глава I. Общие положения

  1. Глава II. Государственные реестры
  2. Глава III. Порядок государственной регистрации
  3. Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании

Глава V. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц

Глава VI. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц

Глава VII. Государственная регистрация юридического лица, в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа и в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества

Читайте также:  Сокращение срока подачи заявок

Глава VII.1. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации

Глава VIII.1. Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации

  • Глава IX. Переходные и заключительные положения
  • Президент Российской Федерации
  • В.ПУТИН
  • Москва, Кремль
  • 8 августа 2001 года
  • № 129-ФЗ
  • Глава I. Общие положения
  • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
  • Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

(часть первая в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — государственная регистрация) — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 241-ФЗ)

  1. Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее — регистрирующий орган).
  2. Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию
  3. За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
  4. Глава II. Государственные реестры
  5. Статья 4. Принципы ведения государственных реестров

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

1.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.

О порядке списания дебиторской задолженности в связи с исключением должника из егрюл

31.03.2020

Ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.

1 Закона № 129-ФЗюридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету,признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

  • Согласно пункту 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:
  • а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
  • б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
  • Таким образом, юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ на основании статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ в следующих случаях:
  • — юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло налоговую отчетность и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету;
  • — юридическое лицо невозможно ликвидировать в связи с отсутствием средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможностью возложить эти расходы на его учредителей (участников);
  • — в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица содержится запись о недостоверности сведений в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
  • В соответствии со статьей 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотябы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо) (пункт 1)
  • Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2).
  • Таким образом, в отношении недействующих юридических лиц применяются последствия, предусмотренные законодательством применительно к ликвидированным юридическим лицам.

В отношении юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ по основаниям, перечисленным в пункте 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, последствия, предусмотренные законодательством применительно к ликвидированным юридическим лицам, не применяются.

Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В силу пункта 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.07 № 229-ФЗ (далее – Закон № 229-ФЗ), в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В соответствии с пунктом 3 статьи 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (пункт 5 статьи 266 НК РФ).

Из приведенных норм следует, что в случае, если дебиторская задолженность является безнадежной, т.е. может быть квалифицирована нереальной к взысканию или по ней истек срок исковой давности, то она подлежит списанию. При этом, если по данной задолженности создавался резерв, то она списывается за счет резерва, в ином случае, задолженность включается в состав внереализационных расходов.

  1. В свою очередь задолженность признается безнадежной в целях исчисления налога на прибыль при условии выполнения одного из приведенных ниже условий:
  2. — истек срок исковой давности обязательства;
  3. — прекратилось обязательство вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа;
  4. — прекратилось обязательство вследствие ликвидации организации;
  5. — невозможность взыскания обязательства подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по следующим основаниям:
  6. 1) невозможно установить место нахождения должника;
  7. 2) у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
  8. Как было отмечено нами выше, в отношении недействующих юридических лиц применяются последствия, предусмотренные законодательством применительно к ликвидированным юридическим лицам.

В отношении юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ по основаниям, перечисленным в пункте 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, последствия, предусмотренные законодательством применительно к ликвидированным юридическим лицам, не применяются.

С учетом изложенного, по нашему мнению, безнадежной может быть признана задолженность юридического лица, признанного недействующим на основании пункта 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, и, соответственно, включена в состав расходов на дату исключения из ЕГРЮЛ.

Задолженность юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ по основаниям, перечисленным в пункте 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, безнадежной не признается и не может быть включена в состав расходов в целях налогообложения прибыли.