Информация

П.3 ст. 333.12.

Ставки водного налога на 2023 год зависят от их базовых величин, приведенных в НК РФ, и коэффициентов, предусмотренных как непосредственно для этого конкретного года, так и для некоторых определенных ситуаций, обязывающих к использованию коэффициента. Рассмотрим, как формируется величина ставки-2023 для налога на воду.

Обязанность платить водный налог определяется не только наличием лицензии на использование водного объекта или самим фактом пользования, но и видом водопользования. Об облагаемых видах речь идет при:

  • заборе воды из объекта;
  • использовании его акватории (но не для лесосплава);
  • лесосплаве;
  • использовании водных ресурсов в целях гидроэнергетики.

Однако в ряде случаев перечисленные виды водопользования не будут являться облагаемыми налогом.

Подробнее об особенностях отнесения объектов к облагаемым или не облагаемым водным налогом читайте в статье «Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки».

Применительно к указанным видам водопользования, детализируя их по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам, НК РФ (п. 1 ст. 333.12) устанавливает величину применяемых ставок. Оцениваются ставки по-разному.

Варианты ставок водного налога

Ставки, относящиеся к забору воды, установлены для разрешенных объемов отбора и дифференцированы по:

  • виду объектов (поверхностные, подземные и морские);
  • экономическому району (для поверхностных и подземных);
  • принадлежности к конкретным крупным объектам (морю, реке, озеру).

Выражаются они в количестве рублей, соответствующих объему 1 000 куб. м воды, забранной из соответствующего водного источника.

Особое место среди ставок, связанных с забором воды, занимает ставка, установленная для отбора с целью водоснабжения населения. Она имеет то же выражение (число рублей за 1 000 куб. м отобранной воды), но не зависит от вида объекта и принадлежности к определенному региону или бассейну.

Ставки, применяемые при использовании акватории водного объекта (но не для лесосплава), разделены по принадлежности к видам этих объектов: поверхностным или морским. Для первых имеет место дополнительная детализация по экономическим районам, а для вторых — по конкретным объектам. Эти ставки выражены в тысячах рублей, причитающихся за использование в течение года 1 кв. км акватории.

Ставки, действующие при использовании для гидроэнергетики или лесосплава, дифференцированы по принадлежности к бассейну определенного водного объекта. Выражаются они в одинаковой оценке (в количестве рублей), но применительно к различным оцениваемым единицам:

  • для первого вида использования — за 1 000 кВт/ч выработанной электроэнергии;
  • для второго — за 1 000 куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава.

Однако приведенные в таблицах ст. 333.12 НК РФ значения ставок следует относить к числу базовых, поскольку их требуется корректировать на коэффициенты, относящиеся к нескольким разным типам.

П.3 ст. 333.12.Скачать таблицу с базовыми ставками

Какие льготы предусмотрены по водному налогу, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Коэффициенты, применяемые к ставкам

С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. Для 2023 года он равен 3,52.

Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2015–2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2023 года действует ставка 246 руб. за 1 000 куб. м забранной воды(п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Эта ставка применяется во всех субъектах РФ.

С 2026 года для всех видов забора воды (включая водоснабжение населения) будет действовать единый подход в отношении ежегодной корректировки величины ставки. Применяемый к ней коэффициент станет расчетным, зависящим от изменения уровня потребительских цен.

Помимо вышеописанного коэффициента, может возникать необходимость в использовании еще нескольких коэффициентов, применяемых к ставке, когда:

  • превышен лимит отбора воды из объекта — он равен 5 и относится к ставке, действующей в части объема превышения;
  • отсутствуют средства для измерения объемов забираемой воды — он равен 1,1;
  • добытая вода перепродается — он равен 10.

Применение трех последних коэффициентов не отменяет обязательного ежегодного коэффициента. То есть, определяя конечное значение ставки, все коэффициенты, в применении которых есть необходимость, придется перемножить.

Как рассчитать водный налог? Пример смотрите в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

О том, как такой расчет реализуется в конкретной ситуации, читайте в статье «Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)».

Итоги

Ставки, применяемые при расчете водного налога, дифференцируются по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам. Они всегда выражены в рублях, но применяются к разным оцениваемым единицам в зависимости от вида подлежащего обложению налогом водопользования.

К приведенным в таблицах п. 1 ст. 333.12 НК РФ значениям ставок с 2015 года обязательно применение повышающего коэффициента, величина которого ежегодно изменяется.

Кроме того, действуют коэффициенты, необходимость использования которых зависит от определенных ситуаций, возникающих в процессе ведения деятельности.

Рыболовные компании будут платить сборы по новым правилам

П.3 ст. 333.12.

Для компаний рыбной отрасли повышены ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и установлен новый механизм уплаты этого сбора. Соответствующий Федеральный закон от 21.11.2022 № 444-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

В частности, в статью 333.3 НК РФ внесены новые размеры ставок сбора за пользование объектами водных биоресурсов (за исключением морских млекопитающих) во внутренних водных объектах (реках, водохранилищах, озерах) и во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ.

Минимальное значение ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов установлено в размере 150 рублей за тонну, за исключением водорослей, для которых установлено значение ставки сбора в размере 50 рублей за тонну.

Для неценных и добываемых в большей степени для личного потребления видов рыб, обитающих в Балтийском и Каспийском рыбохозяйственных бассейнах (ряпушка, лещ, щука, налим, колюшка, плотва, ерш, снеток, чехонь, красноперка, густера, линь, окунь, карась) сохранен действующий размер ставки — 20 рублей за тонну.

С 2025 году установленные ставки за пользование ВБР будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор.

Одновременно закон вводит в НК РФ новую статью (333.4-1), которой предусмотрено предоставление налоговых вычетов при уплате сборов за пользование объектами водных биоресурсов:

  • при переработке уловов водных биоресурсов на судах рыбопромыслового флота или предприятиях как имущественных комплексах, предназначенных для производства рыбной и иной продукции и простроенных на территории РФ, в случае выпуска продукции высокой степени переработки;
  • при осуществлении рыболовства на новых судах рыбопромыслового флота (не старше 5 лет), построенных на отечественных верфях;
  • при осуществлении прибрежного рыболовства.

Плательщик сбора сможет воспользоваться одним из трех видов вычета. Все вычеты будут предоставляться в едином размере, равном 85%.

Кроме того, поправки в статью 333.5 НК РФ повышают с 10 до 15% сумму разового взноса, уплачиваемого плательщиками сбора при получении разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.

Новые нормы вступят в силу с 21 декабря 2022 года. 

Следить за новостями удобно в нашем новостном Telegram-канале. Присоединяйтесь!

Водный налог

Последний раз обновлено:

По общему правилу плательщиками водного налога признаются организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Так, например, необходима лицензия для добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения.

Забор воды из водных объектов является объектом налогообложения водным налогом, за исключением случаев забора воды из водных объектов и использования акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов (п. 1 ст. 333.9, подп. 5 п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Под рыбоводством понимается деятельность, связанная с разведением или содержанием, выращиванием объектов аквакультуры (письмо ФНС от 22 августа 2022 г. № СД-4-3/10965@).

Водный налог платят фирмы, которые используют водные объекты для предпринимательских целей, а именно:

  • забора воды;
  • эксплуатации акватории (то есть поверхности воды) для лесосплава или других целей;
  • гидроэлектроэнергетики.

Пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения осуществляется на основании лицензии. Поэтому, исходя из требований НК РФ организации и ИП, осуществляющие такое водопользование, считаются плательщиками водного налога.

Забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов освобождается от водного налога (ст. 333.9 НК РФ).

Организации и ИП, являясь плательщиками водного налога, в отношении объемов воды, забранной из подземного водного объекта для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов, водный налог не исчисляют и не уплачивают (письмо Минфина от 19 мая 2022 г. № 03-06-06-03/46128).

Обратите внимание: важно помнить, что при заборе воды для использования в нескольких целях следует вести раздельный учет забранной из водного объекта воды. Если раздельный учет забранной воды по целям ее дальнейшего использования не ведется, то весь объем забранной из водного объекта воды облагается водным налогом по ставкам, установленным статьей 333.12 НК РФ.

По каждому виду водопользования установлены свои ставки и свой порядок расчета налога. Например, при заборе ставку налога умножают на объем полученной воды (налоговую базу), при эксплуатации акватории (за исключением лесосплава) ставку налога умножают на площадь используемого водоема и т. д.

Читайте также:  Отсрочка по болезни

Квалифицирующим признаком применения конкретной налоговой ставки для исчисления водного налога при заборе воды из водного объекта является целевое использование забранной воды (ст. 333.12 НК РФ) (письмо ФНС от 22 августа 2022 г. № СД-4-3/10965@).

Поэтому при фактическом использовании организацией забранной воды в рамках ведения деятельности, связанной с разведением или содержанием, выращиванием объектов аквакультуры, то есть с рыбоводством, объем использованной на эти цели воды не подлежит налогообложению водным налогом независимо от целевого назначения забора воды, указанного в лицензии на право пользования недрами.

А при осуществлении на основании одного разрешительного документа забора воды для использования в нескольких целях следует вести раздельный учет забранной воды. Если не вести раздельный учет, то вся забранная вода будет облагаться по установленным налоговым ставкам.

Для расчета суммы налога кроме данных о базе (объеме забранной воды) нужны значения ставок.

Они установлены дифференцированно по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в пункте 1 статьи 333.12 НК РФ.

Отдельно выделены ставки водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения. Закон № 366-ФЗ установил их по годам вплоть до 2025 года.

Кроме того, эти ставки индексируются по годам. Повышение этих ставок введено Федеральным законом от 24.11.2014 г. № 366-ФЗ. Размеры коэффициентов приведены в пункте 1.1 статьи 333.12 НК РФ.

С 1 января 2015 г. правительственным постановлением 26 декабря 2014 г. № 1509 установлено ежегодное увеличение действующих ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности на коэффициент 1,15 к ставкам предшествующего года.

Вместе с тем правительственным постановлением от 24 марта 2022 г. № 456 для поддержки бизнеса на 2022 и 2023 годы был введен особый порядок повышения ставок платы за использование водных ресурсов не более чем на 10% ежегодно.

  • Ранее предполагалось, что в 2024 и 2025 годах коэффициенты индексации ставок составят 4,05 и 4,65, соответственно.
  • Минприроды предлагает с 2024 года повысить действующие ставки платы за пользование водными объектами в части гидроэнергетики ‎и за промышленный забор воды (за исключением энергетиков) ‎в 1,5 раза — в размерах 6,08 и 6,98.
  • В ряде случаев к установленным ставкам налога применяют обязательные повышающие коэффициенты:
  • при сверхлимитном заборе воды – в пятикратном размере (п. 2 ст. 333.12 НК РФ);
  • при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи – в десятикратном размере (п. 5 ст. 333.12 НК РФ);
  • при отсутствии средств измерения объемов забранной воды в размере 10% (п. 4 ст. 333.12).

Формула расчета водного налога: нужно умножить платежную базу (объем допустимого забора водных ресурсов) за квартал на соответствующую ей ставку платы, применить повышающий коэффициент и все дополнительные, если есть основания для их применения:

Сумма налога = Налоговая база x Ставка налога x Повышающий коэффициент индексации x Дополнительные повышающие коэффициенты*

Сумму налога платят по месту нахождения водного объекта и полностью зачисляют в федеральный бюджет.

Налоговым периодом по водному налогу является квартал.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

При отсутствии водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств.

Если определить объем забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств невозможно, его определяют исходя из норм водопотребления (п. 2 ст. 333.10 НК РФ). Упомянутая «невозможность» может быть связана с выходом имеющегося счетчика из строя и его ремонтом.

Пункт 4 статьи 333.

12 гласит, что налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определяемую с учетом положений пункта 1.

1 этой статьи, с дополнительным коэффициентом 1,1. В кодексе этот коэффициент именован как дополнительный, так как применяется независимо от повышающих коэффициентов индексации, устанавливаемых по годам (письмо Минфина РФ от 28 декабря 2015 г. № 03-06-06-02/76582).

В ситуации, когда водный объект, из которого производится забор ресурсов, располагается на территории различных муниципальных образований, единый лимит водопользования установлен лицензионным соглашением к лицензии на право пользования недрами без распределения по конкретным образованиям.

При таких условиях водный налог нужно рассчитывать в отношении каждого кода ОКТМО муниципальных образований, где находятся водозаборные участки.

Лимиты водопользования следует определять отдельно на основании сведений об обоснованной потребности в подземных водах, представленных в территориальный орган Роснедр, в составе документов для получения лицензии (письмо ФНС России от 4 марта 2015 г. № ГД-4-3/3508@ вместе с письмом Минфина России от 2 октября 2014 г. № 03-06-05-02/49452).

Водный налог. Кто платит? Пример расчёта, ставки

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы.

Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира.

Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).
Читайте также:  Ранний уход с работы

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

Водный налог в 2023 году: как рассчитать водный налог, срок уплаты налога на воду и налоговый период

Водный налог платят компании и ИП, которые пользуются водой по лицензии: берут воду из водоемов, задействуют акватории. Рассказываем, как бизнесу правильно рассчитать налог и подать декларацию.

Тех, кто использует водные объекты, условно можно разделить на две категории:

  • компании и ИП, у которых есть действующая лицензия на пользование водными объектами;
  • компании и ИП, которым лицензия была нужна раньше, но срок ее действия вышел, и продлевать ее по закону не нужно.

Есть действующая лицензия. Те компании и ИП, которые используют водные объекты по лицензии, всегда платят водный налог. Тут может быть две ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=mKvL2AkxCAw\u0026pp=ygUS0J8uMyDRgdGCLiAzMzMuMTIu

На другие виды пользования лицензия была получена раньше, но теперь они больше не лицензируются и продлевать лицензию не нужно. Как правило, это касается лицензий, которые получены до введения водного налога — до 1 января 2007 года.

Тут действует такое правило. Если такая лицензия еще действует, нужно платить налог. Если же она закончилась, получать новую и платить налог не нужно.

Срок действия лицензии вышел. В таком случае вместо лицензии у водопользователя будет один из двух документов:

  • договор на использование водных объектов — заключают с региональными или местными администрациями, по договору и взимают плату за воду;
  • решение о предоставлении водных объектов в пользование. Для обороны и безопасности страны его принимает Правительство РФ, для других целей — региональные или местные администрации.

По этим документам нужно будет платить не водный налог, а платежи по договору.

Налоговую базу рассчитывают отдельно по каждому виду водопользования и водному объекту. Так, видами водопользования могут быть забор воды, использование акваторий водных объектов, сплав древесины. Водными объектами — озера, моря, реки.

Рассмотрим несколько ситуаций, как определить налоговую базу.

Использование для забора воды. Налоговая база равна объему воды, откачанной из объекта за квартал. Объем воды определяют одним из способов на выбор:

  1. По времени работы и производительности технических средств, если измерительных приборов нет. Например, при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности насоса.
  2. По нормам водопотребления из лицензии, если первыми двумя способами определить объем воды нельзя. Лимит устанавливают по каждому водному объекту и целям использования.

Использование без забора воды для нужд ГЭС. Налоговая база равна количеству электроэнергии, которую выработали за квартал.

Использование для прочих целей. В этом случае налоговая база соответствует площади водного пространства, которое предоставили в пользование. Этот показатель, как правило, указан в лицензии на водопользование.

Налоговые ставки водного налога зависят от нескольких факторов: от объекта налогообложения, от бассейнов рек, озер, морей, от экономических районов.

Налоговые ставки — в ст. 333.12 НК РФ

Если для одного водного объекта установлены разные ставки, определяют налоговую базу отдельно для каждой ставки. Например, компания откачивает воду из Волги в Твери и Волгограде. Это Центральный и Поволжский экономические районы, где действуют разные ставки водного налога, и налог нужно считать раздельно для двух случаев.

Ко всем ставкам водного налога по умолчанию применяют повышающий коэффициент:

Кроме основного повышающего коэффициента, есть еще дополнительные.

Повышающие коэффициенты для водного налога

Плательщики водного налога считают сумму налога самостоятельно. Чтобы ее определить, нужно сложить суммы налога по каждому объекту.

Компания «СтройПроект» откачивает воду из подземных водных объектов по лицензии из бассейна реки Дон на территории Центрального района. Компании установлен годовой лимит 180 000 м³.

  • В четвертом квартале 2023 года, по данным технических приборов учета, забор воды — 52 000 м³.
  • Бухгалтер «СтройПроект» рассчитал водный налог так.
  • Квартальный лимит по Центральному району: 180 000 м³ / 4 = 45 000 м³.
  • Сверхлимитный забор: 52 000 м³ − 45 000 м³ = 7000 м³.
  • Ставка налога в Центральном экономическом районе за 1000 м³: 384 ₽ × 3,52 = 1352 ₽.
  • Налог за забор воды в пределах лимита: 52 000 м³ × 1352 ₽ / 1000 м³ = 70 304 ₽.
  • Налог за сверхлимитный забор: 7000 м³ × 1352 ₽ / 1000 м³ × 5 = 47 320 ₽.
  • Налог к уплате: 70 304 ₽ + 47 320 ₽ = 117 624 ₽.

Получается, компания должна уплатить в бюджет почти 117 624 ₽ налога за один квартал.

Налоговый период для водного налога — квартал. Налог перечисляют в бюджет на единый налоговый счет — ЕНС — до 28-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Например, за первый квартал водный налог уплачивают до 28 апреля, а за второй квартал — до 28 июля. Если последний день уплаты приходится на выходной или праздник, налог нужно перечислить в бюджет в ближайший рабочий день.

Если у компании или ИП есть лицензия, но они не вели деятельность, нужно сдать декларацию с нулевыми показателями. Если компания или ИП больше не планирует использовать водный объект, нужно аннулировать лицензию. До тех пор, пока лицензия действует, декларации по водному налогу придется сдавать.

Сроки подачи декларации за 2023 год

Декларацию подают в налоговую того района, где используют водный объект.

Если водопользователь ведет деятельность на территории нескольких городов в пределах одного субъекта РФ, декларацию подают либо в налоговую по месту нахождения организации или ИП, либо в одну из налоговых по месту использования воды. Но второй вариант нужно согласовать с территориальным управлением ФНС.

Декларацию по водному налогу можно сдать:

  • на бумаге через представителя или по почте;

Если среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год больше 100 человек, сдать налоговую декларацию можно только в электронном виде.

В зависимости от вида нарушения могут быть разные санкции.

Не уплатили налог из-за ошибки в расчете или незнания, что его нужно платить. Налоговая может оштрафовать компанию за полную или частичную неуплату налога на 20% недоимки. Если докажут, что неуплата была умышленной, то штраф будет 40%.

Не сдали декларацию. Налоговая может оштрафовать на 5% от суммы налога по декларации, который вовремя не заплатили. Штраф придется заплатить за каждый полный или неполный месяц просрочки начиная со дня, который установлен для подачи декларации.

Штраф за непредставление декларации — в ст. 119 НК РФ

Максимальный предел для такого штрафа — 30% от неуплаченного в срок налога по декларации, а минимальный — 1000 ₽.

Налог уплатили вовремя, но декларацию сдали позже. Налоговая может оштрафовать на 1000 ₽. А если не заплатили часть налога, то штраф рассчитают именно с этой части.

Сдали декларацию не в том формате. Если организация обязана сдавать налоговые декларации только в электронном виде, то за нарушение этого порядка ее привлекут к налоговой ответственности. Штраф — 200 ₽. Это следует из статьи 119 НК РФ.

Водопользование без лицензии. Если компания или ИП получили доход более 2,250 млн рублей — штраф на директора или предпринимателя до 300 000 ₽ или принудительные работы. Если преступление совершила организованная группа лиц или был получен доход более 9 млн рублей — штраф от 100 000 до 500 000 ₽ или принудительные работы на срок до пяти лет.

ст. 171 УК РФ

Водный налог: кто платит, когда и сколько

Умный потребитель

/ 13 декабря 2022 11:40

Текст изменился / 7 июля 2023

Какую деятельность должны вести компании и иные лица, чтобы пришлось платить водный налог? И почему в некоторых случаях его заменяют другими платежами? Рассказываем в статье.

Водопользователи в России должны уплачивать водный налог

Водный налог — это ежегодный государственный сбор, который обязаны уплачивать в казну организации и физлица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

Кто должен оплачивать водный налог в 2022 году

Отчитываться по налогу и уплачивать его должны те, кто использует водные объекты и имеет на это лицензию. Это могут быть юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели (ст. 333.8 НК РФ).

До января 2005 года в России платили за пользование водными объектами. После этого срока появился водный налог.

Спешим успокоить, что рядовых граждан, пользующихся водой в бытовых целях (помыть посуду, принять душ и т. д.), налог не касается. Масштабы должны быть куда значительнее.

Водный налог относится к федеральным платежам, то есть налоговые ставки утверждаются на федеральном, а не региональном уровне. Они прописаны для всех субъектов РФ.

Объясняем, что значит «пользование водными объектами по лицензии».

С 1 января 2007 года в России начал действовать Водный кодекс. До этого предприятия пользовались водными объектами по лицензии и платили водный налог.

После 1 января 2007 года для большинства видов деятельности лицензирование не требуют. Если старая лицензия все еще действует, начислять налоги будут до ее окончания. Потом пролонгировать разрешение не нужно. И платить налоги тоже.

Компания «Водосбор» зарегистрирована в Красноярске. У нее есть лицензия, которая дает право пользоваться поверхностными водными объектами. Срок действия лицензии – до марта 2023 года. До этого момента организация исправно платила водный налог с учетом ставок Восточно-Сибирского экономического района.

В феврале 2023 года они обратились за продлением лицензии. Компании объяснили: лицензия больше не нужна, но важно найти собственника водного объекта и заключить с ним договор на право использования. Этим собственником могут быть исполнительные органы власти или органы местного самоуправления.

Организация все же решила обратиться за разъяснениями в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края. Представитель министерства подтвердил это, заодно объяснил процедуру заключения договора и предоставил список необходимых документов. 

Читайте также:  С особой жестокостью

Он также объяснил, что после заключения договора на водопользование ООО «Водосбор» больше не должен платить водный налог – только платежи, предусмотренные договором.

Срочно требуются деньги для ведения бизнеса? У Совкомбанка есть выгодные программы «Кредит для бизнеса». Заявку можно оставить прямо на сайте.

Если ваш бизнес нуждается в дополнительном финансировании, возьмите кредит. Совкомбанк предлагает «Легкий кредит», «Программы с господдержкой», «Банковские гарантии», «Кредитная линия» и «Овердрафт». Выберите удобный вариант и оставьте заявку на сайте.

В ст. 333.9 Налогового кодекса отражены все виды водопользования, за которые необходимо платить, а также деятельность, не подлежащая налогообложению.

Платить нужно в следующих случаях:

  • взятие воды из водоемов;
  • задействование водного объекта для определенных видов деятельности;
  • использование воды для выработки электроэнергии;
  • сплав древесины по воде.

Не нужно платить, если вода используется для:

  • тушения пожаров;
  • выращивания рыбы; 
  • воспроизводства водных биологических ресурсов; 
  • полива сельхозугодий; 
  • рыбной ловли; 
  • добычи минеральной воды из подземных источников.

Полный список объектов, не подлежащих налогообложению, прописан в ст. 333.9 Налогового кодекса – всего 15 пунктов. Для них предусмотрены другие платежи.

За использование водоема для сплава древесины тоже нужно платить

На ставку водного налога влияют три показателя (ст. 333.12 НК РФ):

  1. Вид водопользования, то есть деятельность, связанная с использованием водных ресурсов.
  2. Экономический район России (их всего 12).
  3. Бассейны рек, озер, морей.

Ставки индексируют каждый год. Повышающие коэффициенты прописаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ до 2025 года:

  • в 2023 году – 3,52;
  • в 2024 году – 4,05;
  • в 2025 – 4,65.

Для расчета корректной ставки нужно ее значение умножить на коэффициент, утвержденный для конкретного года.

Для определения налоговой базы необходимо отталкиваться от цели использования водного ресурса (ст. 333.10 НК РФ).

  • Взятие (забор) воды из водоема. Рассчитывают ее объем, за единицу объема принимают 1000 куб. м. Для измерения используют специальные приборы или берут в расчет мощность насоса и время его работы.
  • Использование воды (без забора) для объектов гидроэнергетики. В расчете используют показания произведенной за квартал электроэнергии – 1000 кВт.ч.
  • Эксплуатация водных ресурсов (кроме сплава древесины). Учитывают площадь задействованной акватории – км² водных ресурсов.
  • Сплав древесины в плотах и кошелях. Считают объем древесины и расстояние, на которое ее сплавляли – 1000 м³ за 100 км.

Кроме коэффициента для ежегодной индексации налоговых ставок, есть еще дополнительные коэффициенты (ст. 333.12 Налогового кодекса РФ).

  • При отсутствии приборов, замеряющих количество взятой из водоема воды, – коэффициент 1,1.

ООО «Перископ» добывает воду в промышленных масштабах из акватории реки. Прибора, учитывающего количество забранной воды, у них нет. Компания начала деятельность с первого квартала 2023 года, а уже за второй квартал бухгалтерия подала декларацию в налоговую инспекцию.

При расчете налога не учли коэффициент 1,1: измерительных приборов не было, а значит ставка налога повысилась. Налоговики такие недочеты не пропускают, так что пришлось платить пени на сумму недоимки.

Нет времени разбираться с налогами и декларациями? Воспользуйтесь сервисом онлайн-отчетности в ФНС от Совкомбанка. Программа поможет выявить ошибки в налоговом отчете и направит декларацию в налоговую службу.

Не хотите нанимать бухгалтера в штат, а сами не справляетесь с налоговой отчетностью? У клиентов Совкомбанка есть простой выход из такой ситуации — онлайн-отчетность в ФНС.

  • При заборе воды сверх положенного лимита – 5.

У компании «Главснаб» есть годовой лимит на забор воды – 460 000 куб. м. Соответственно, лимит на один квартал равен 115 000 куб. м.

В первом квартале 2023 года организация за рамки не вышла, но во втором забрала на 2000 куб. м. больше. При расчете водного налога «Главснаб» этот момент упустил и рассчитал сумму к уплате без учета повышающего коэффициента.

К счастью, главный бухгалтер вовремя заметила ошибку в расчете и подала в налоговую уточняющую декларацию. Компания самостоятельно доплатила сумму недоимки. Штрафных санкций к ним не применили.

  • При взятии подземных вод с целью последующей обработки и продажи (кроме промышленных, минеральных и термальных) – 10.

Лимиты на забор воды указаны в выдаваемой лицензии. Если прописан лимит на год, без разбивки на квартальные значения, тогда ограничение для каждого квартала считают как четверть от годового показателя.

Водопользователи должны сами считать водный налог и платить его в бюджет.

Схема расчета на самом деле довольно простая, несмотря на кажущуюся запутанность и обилие повышающих коэффициентов. Налоговую базу умножают на ставку налога, умноженную на соответствующий коэффициент.

Есть несколько важных моментов, которые нужно учесть при расчете:

  1. Если водоем расположен сразу в двух экономических районах, то считают налог для каждой налоговой базы. К примеру, из реки Дон добывают воду в Центрально-Черноземном и Поволжском экономическом районе. Соответственно, налог должен быть рассчитан по разным ставкам – 336 рублей (для Центрально-Черноземного) и 360 рублей (для Поволжского).
  2. Если в отношении одного водного объекта применяют разные виды водопользования, то сумму платежей для каждого вида рассчитывают отдельно. К примеру, одну и ту же реку используют для сплава древесины и для выработки электроэнергии, соответственно, считать налог нужно по разным налоговым ставкам и разным формулам.
  3. При превышении допустимого квартального лимита на забор воды повышающий коэффициент применяют не на всю налоговую базу, а только на ту часть, которая превысила лимит. Таким образом, налог к уплате должен состоять из двух частей: в пределах нормы и сверх лимита.

Для гидроэлектростанций в расчет налога берут количество произведенной электроэнергии 

Пример расчета водного налога за второй квартал 2023 года: компания добывает воду для производственных нужд из скважины, которая находится в бассейне реки Днепр в Центральном экономическом районе. У компании есть лицензия и оборудование для замеров количества добытой воды.

В лицензии прописан квартальный лимит на забор ресурса – 350 000 м³. В 4 квартале объем добытой воды превысил лимит и составил 370 000 м³.

Считаем превышение нормы: 370 000 — 350 000 = 20 000 м³ воды.

Рассчитываем налог:

  • В пределах лимита: 350 000 м³ * 342 руб. (ставка для добычи воды из подземных объектов) / 1000 м³ * 3,52 (повышающий коэффициент для 2023 года) = 421 344 руб.
  • Сверх установленного лимита: 20 000 * 342 руб./1000 м³ * 3,52 * 5 (коэффициент для случаев превышения лимита) = 120 384 руб.

Итоговая сумма налога за 2-й квартал 2023 года: 421 344 + 120 384 = 541 728 руб.

Предприятия, занимающиеся водоснабжением населенных пунктов, платят налог по единой (льготной) ставке (ст. 333.12 НК РФ). Ее применяют во всех экономических районах России. В 2023 году она составляет 246 рублей за тысячу кубометров воды. В следующем году ставка вырастет до 283 рублей.

Налоговый период по водному налогу составляет один квартал. Это значит, что уплачивать его необходимо каждые три месяца. Платеж в бюджет необходимо зачислить не позднее 20 числа месяца, идущего за отчетным периодом (ст. 333.14 НК РФ).

Ответственность за неуплату водного налога

Если вовремя не предоставить налоговую декларацию, вас ждут санкции. Они прописаны в ст. 119 НК РФ. Самое суровое наказание предусмотрено для лиц, которые используют водные объекты без лицензии (договора или решения). 

За это ждет уголовная статья за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ). Также предусмотрена и административная ответственность: ст. 7.3 и ст. 7.6 КоАП РФ.

Если налогоплательщик неправильно рассчитал налог и приуменьшил его, он получит штраф – от 20 до 40% от неуплаченной суммы. Конкретный размер зависит от того, смогут ли компетентные органы доказать, что нарушитель умышленно занизил сумму налога.

Разобраться с налоговыми ставками и определением налоговой базы важно. Это поможет избежать штрафных санкций за неправильно рассчитанные платежи или неверно составленную декларацию. Потраченное время того стоит.

Все цены актуальны на момент публикации статьи.

Для тех, кто ценит свое времяПодпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.Подписывайтесь на наш канал в Telegram