Информация

П. 21 ст. 381

П. 21 ст. 381 Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 12.10.2022 № А27-12092/2019 разъяснил, вправе ли налоговая инспекция оштрафовать организацию по факту многолетнего незаконного применения налоговой льготы по налогу на имущество.

Предмет спора: организация в течение трех лет применяла налоговую льготу по налогу на имущество. По результатам проведенной выездной налоговой проверки ИФНС установила, что организация не имела права на данную льготу, и доначислила ей налог на имущество за все время необоснованного применения льготы, а также штраф за неуплату налога. Посчитав действия налоговой инспекции незаконными, организация обратилась в суд и потребовала отменить решение инспекции о взыскании с нее штрафа. 

За что спорили: 2 929 862 рубля.

Кто выиграл: организация-налогоплательщик.

Обосновывая в суде заявленные исковые требования, представитель организации отмечал, что на протяжении всех трех лет налоговая инспекция знала о применении налоговой льготы. Спорная льгота применялась на основании заявления, представленного в рамках налоговой декларации. Инспекция проводила камеральную проверку этой декларации и не предъявила никаких возражений по поводу применения льготы.

В дальнейшем, до проведения выездной проверки, никаких претензий со стороны налоговиков относительно незаконного характера применяемой льготы в адрес организации также не поступало.

Умысел на уклонение от уплаты налога на имущество у организации отсутствовал. Льготу она применяла по добросовестному заблуждению и с одобрения налоговой инспекции.

Следовательно, по мнению организации, у ИФНС не было оснований для привлечения ее к налоговой ответственности в виде штрафа.

Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции признал доводы организации обоснованными, а решение ИФНС незаконным.

Судьи разъяснили, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Организации вправе не уплачивать налог на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (п. 21 ст. 381 НК РФ).

В свою очередь неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст.

122 НК РФ).

Для применения данного штрафа должно быть подтверждено, что занижение налогооблагаемой базы и неполная уплата налога имели место в результате виновного противоправного нарушения налогоплательщиком НК РФ.

В спорном случае налоговая инспекция была осведомлена о применении организацией налоговой льготы, на которую та не имела права. Налоговые декларации с заявленной льготой ИФНС принимала без замечаний.

Никаких предупреждений о неправильности применения льготы и претензий по итогам камеральных проверок ИФНС в адрес организации не направляла.

Никаких документов по льготе, заявленной в декларациях, налоговики на протяжении нескольких лет не запрашивали.

Таким образом, инспекция своими действиями формировала у налогоплательщика соответствующие законные ожидания относительно возможности применения налоговой льготы. В связи с этим, заключил суд, оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, у ИФНС не имелось. Наложенный на организацию штраф был отменен.

Конституционный Суд РФ разъяснил условия освобождения энергоэффективных объектов от налогов. Очень жаль, что судебная практика пошла по формальному пути

Объекты недвижимости высокого класса энергоэффективности  освобождаются  от налогообложения. Конституционный Суд РФ подтвердил, что данная льгота не распространяется на нежилые здания, строения и сооружения (Определение КС РФ от 2 июля 2019 г. № 1832-О).

Ранее Верховный Суд РФ указал, что энергетический паспорт торгового центра не является основанием для применения льготы по налогу на имущество. Класс энергоэффективности определяется только в отношении многоквартирных домов и товаров (оборудования или иного движимого имущества). Налоговая льгота не предназначена для объектов коммерческого назначения.

https://www.youtube.com/watch?v=-LFjz5mN4Fw\u0026pp=ygUQ0J8uIDIxINGB0YIuIDM4MQ%3D%3D

Кроме того, она применяется только к тем объектам, для которых класс энергоэффективности может быть определен в соответствии с действующими нормативными актами (Информация ФНС РФ от 31.07.2019).

Более подробно см. здесь.

Ну, не знаю…. Я почему то не вижу великого смысла так ограничивать льготу, поэтому всегда считал (и сейчас убежден), что эту льготу можно было распространять и на нежилые здания. 

Кто освобождается от уплаты налога на имущество?

Кто освобождается от уплаты налога на имущество? Этот вопрос задают налогоплательщики, желающие снизить налоговое бремя. Основные виды льгот, а также кто освобождается от уплаты налога на имущество согласно налоговому законодательству, рассмотрим в представленном материале.

Некоторым категориям налогоплательщиков предоставляется право на льготу по налогу. Данная льгота позволяет оплачивать только часть налога либо освобождает от него полностью (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Законодательно права на льготы и освобождение от налога закреплены в Налоговом кодексе, а также устанавливаются актами субъектов Российской Федерации (ст. 56, ст. 372 НК РФ).

Условно льготы по налогу на имущество можно разделить на 2 группы:

  • льготы, содержащиеся в положениях Налогового кодекса, — действуют во всех субъектах РФ, где установлен налог на имущество;
  • льготы, вводимые органами местной власти и действующие только на территории соответствующего региона (муниципалитета).

Льготы, установленные Налоговым кодексом, имеют силу на всей территории России и не требуют дополнительного утверждения в законах субъектов РФ (определение Верховного суда РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11).

Какие фирмы не являются плательщиками налога на имущество организаций согласно федеральному законодательству?

Перечень льгот, установленных Налоговым кодексом, приводится в ст. 381 этого документа. Условно их можно сгруппировать по некоторым объединяющим группу признакам.

В пп. 1–4 ст. 381 НК РФ перечислены организации, которые имеют право на освобождение от уплаты налога на имущество. Но такое право им дается только при целевом использовании имущества. Сюда относятся:

  1. Организации и учреждения в сфере уголовно-исполнительного производства. Имущество должно использоваться исключительно для реализации закрепленных за ними функций (п. 1 ст. 381 НК РФ).
  2. Организации, связанные с религиозной деятельностью. Имущество должно использоваться при ведении религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 НК РФ).
  3. Организации с уставным капиталом, состоящим из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. Причем среднесписочная численность инвалидов должна быть от 50% численности всех работников, а их доля в фонде оплаты труда — от 25% общей заработной платы (п. 3 ст. 381 НК РФ). Имущество такой организации должно использоваться для производства и сбыта товаров (за исключением минерального сырья, подакцизных товаров и товаров из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2004 № 90), работ и услуг (исключение составляют брокерские и посреднические услуги).
  4. Общероссийские общественные организации инвалидов. Количество инвалидов и их законных представителей должно составлять 80% и более от всех членов. Деятельность должна осуществляться в соответствии с уставом.
  5. Организации, собственником имущества которых является Общероссийская общественная организация инвалидов. Деятельность от использования имущества должна иметь социальную направленность (образовательную, культурную, лечебно-оздоровительную, реабилитационную), а также должно вестись оказание какой-либо помощи инвалидам (п. 3 ст. 381 НК РФ).
  6. Организации, занимающиеся производством фармацевтической продукции (п. 4 ст. 381 НК РФ).

Компании освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в части определенных активов, а именно:

  • федеральных автомобильных дорог общего пользования (п. 11 ст. 381 НК РФ);
  • имущества, используемого организацией — резидентом особой или свободной экономической зоны в этой зоне и приобретенного именно для этой цели, с ограничением срока (10 лет с месяца, следующего за месяцем принятия к учету), дающего право на такую льготу (пп. 17, 26 ст. 381 НК РФ);
  • объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в течение 3 лет с даты принятия имущества на учет (п. 21 ст. 381 НК РФ);
  • имущества, используемого для строительства судов в особой экономической зоне в течение 10 лет с даты регистрации организации-судостроителя в качестве резидента зоны и 10 лет с даты принятия имущества на учет, но не больше срока существования особой зоны (п. 22 ст. 381 НК РФ);
  • недвижимости управляющих компаний особых экономических зон, созданной с целью работы в такой зоне, в течение 10 лет с месяца, наступающего за месяцем принятия имущества на учет (п. 23 ст. 381 НК РФ);
  • имущества, используемого во внутренних морских водах РФ для разработки месторождений углеводородов не менее 90 календарных дней в течение 1 календарного года (п. 24 ст. 381 НК РФ);

Статья 381 НК РФ (последняя редакция с ми). Налоговые льготы

  • СТ 381 НК РФ.
  • Освобождаются от налогообложения:
  • 1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
  • 2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
  • 3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • 4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
  • 5) утратил силу с 1 января 2013 г.;
  • 6) утратил силу с 1 января 2006 г.;
  • 7) утратил силу с 1 января 2006 г.;
  • 8) утратил силу с 1 января 2005 г.;
  • 9) утратил силу с 1 января 2013 г.;
  • 10) утратил силу с 1 января 2013 г.;
  • 11) организации — в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
  • 12) утратил силу с 1 января 2013 г.;
  • 13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  • 14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
  • 15) имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров;
  • 16) утратил силу с 1 января 2006 г.
  • 17) организации, за исключением организаций, указанных в пункте 22 настоящей статьи, — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
  • 18) утратил силу с 1 января 2013 г.;
  • 19) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;
Читайте также:  Пп. ж п. 1 ст. 14 ОСАГО

20) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса (для указанных в настоящем пункте организаций, являющихся исследовательскими корпоративными центрами, — пунктом 2.1 статьи 145.1 настоящего Кодекса). Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», а также данные учета доходов (расходов);

  1. 21) организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества;
  2. 22) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны;
  3. 23) организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
  4. 24) организации — в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:
  5. имущество расположено во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;
  6. имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.
  7. Если имущество в течение налогового периода расположено как в границах территорий (акваторий), указанных в абзаце втором настоящего пункта, так и на иных территориях, освобождение от налогообложения действует при условии, что указанное имущество удовлетворяет требованиям абзацев первого — третьего настоящего пункта в течение не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года;

25) утратил силу с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ

26) организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения налоговой льготы, предусмотренной настоящим пунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период;

27) организации, признаваемые фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

28) организации, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении имущества, учитываемого на их балансе и расположенного на территории инновационного научно-технологического центра, в течение десяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества. Такие организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения такие организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предусмотренные указанным Федеральным законом, а также данные учета доходов (расходов).

Комментарий к Ст. 381 Налогового кодекса

Данная статья Налогового кодекса РФ устанавливает льготы по отдельным видам имущества. При этом законами субъектов РФ могут быть также установлены льготы на основании и в пределах, определенных данной статьей.

Применение налоговых льгот налогоплательщиком является его правом, а не обязанностью.

Для организаций предусмотрено освобождение от уплаты указанного налога в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств.

Данная льгота не применяется, если оно принято в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц. Также подлежит налогообложению движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г.

на учет в результате его передачи (включая приобретение) от одного лица другому, если эти лица признаются взаимозависимыми в силу пункта 2 статьи 105.1 НК РФ.

Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 25 комментируемой статьи, вступающие в силу с 1 января 2015 года.

КС: Налоговая льгота для объектов с высокой энергетической эффективностью к гостинице неприменима

2 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1831-О по жалобе организации на неконституционность п. 21 ст. 381 НК РФ, предусматривающего льготу по налогу на имущество для объектов с высокой энергетической эффективностью.

ООО «Северный Автовокзал» имеет в собственности гостиницу, зданию которой был присвоен класс энергетической эффективности «В» (высокий).

Отраженные в энергетическом паспорте на здание сведения вошли в заключение Мосгосстройнадзора о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.

Впоследствии ведомство выдало обществу разрешение на ввод гостиницы в эксплуатацию.

По результатам двух камеральных проверок за 2015 г. обществу был доначислен налог на имущество. Свое решение налоговая инспекция обосновала тем, что налогоплательщик неправомерно воспользовался льготой, предусмотренной п.

Читайте также:  Соглашение с Малайзией

21 ст. 381 НК, в отношении гостиничного здания. Впоследствии вышестоящий налоговый орган поддержал инспекцию, а арбитражные суды (первая и апелляционная инстанция) отказались признавать решение налоговиков недействительным.

В жалобе в Конституционный Суд общество указало, что оспариваемая норма НК позволяет освобождать организации от уплаты налога на имущество в течение трех лет со дня постановки на учет вновь вводимых объектов с высокой энергетической эффективностью на основе перечня таких объектов, утвержденного Правительством РФ.

Такая льгота, отметил заявитель, может быть получена и в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если для них предусмотрено определение данных классов.

По мнению общества, спорная норма неконституционна, поскольку она в контексте правоприменительной практики фактически лишает налогоплательщиков права использовать предусмотренную ею льготу.

Изучив материалы жалобы, КС отметил, что обязательным условием применения указанной налоговой льготы является возможность определения класса энергетической эффективности объектов налогообложения, когда такая возможность следует из действующего законодательства.

Проанализировав соответствующее законодательство, Суд пришел к выводу, что классы энергетической эффективности действуют лишь в отношении товаров и многоквартирных домов.

Следовательно, законодательство не обязывало и не обязывает вводить правила присвоения классов энергетической эффективности нежилым зданиям и предусматривать налоговые льготы в отношении них. Со ссылкой на практику Верховного Суда РФ (Определение от 28 ноября 2018 г.

№ 286-ПЭК18 и Обзор судебной практики № 4 за 2018 г., утвержденный Президиумом ВС 26 декабря 2018 г.) Конституционный Суд указал, что льгота, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК, не предназначена для объектов коммерческой недвижимости.

ВС РФ утвердил последний в 2018 г. обзор судебной практикиБольше всего правовых позиций опубликовала Судебная коллегия по экономическим спорам

КС также отметил, что отсутствие налоговых льгот само по себе не может быть признаком нарушения прав налогоплательщика.

В то же время он признал, что доводы заявителя применительно к правомерным ожиданиям налогоплательщиков небеспочвенны, поскольку спорная норма вводилась в целях формирования благоприятных налоговых условий инновационной деятельности, а предусмотренное ею налоговое поощрение энергетической эффективности в отношении нежилых зданий остается недоступным.

«Более того, с 1 января 2019 г. объектом налога на имущество организаций остается лишь недвижимое имущество ввиду изменений, внесенных Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ в п. 1, 2 и 4 ст.

374 того же Кодекса.

Это делает соответствующее налоговое освобождение едва ли не беспредметным, поскольку многоквартирные жилые дома в целом не предназначены быть объектом указанного налога», – указано в определении.

Тем не менее КС отказался принимать жалобу заявителя, сославшись на то, что конституционному контролю подлежат законы как состоявшиеся акты законодательной власти, а не вся законотворческая деятельность в любых ее частях и аспектах.

«Не относится к объектам конституционного контроля и деятельность органов исполнительной власти, в частности разумность и качество принимаемых ими решений в правовом и техническом регулировании, – подчеркивается в документе. – В отношении же п. 21 ст.

381 НК РФ у Конституционного Суда РФ нет достаточных оснований предполагать, что он нарушает конституционные права ООО “Северный Автовокзал”». Примечательно, что аналогичные выводы содержатся и в Определении КС от 2 июля № 1832-О, вынесенном по жалобе схожего содержания.

Комментируя определение, адвокат, партнер КА5 Вячеслав Голенев отметил застарелый характер рассмотренной КС проблемы. «Действительно, гл.

30 НК не содержит определения понятия “класс энергетической эффективности”, которое раскрывало бы состав объектов основных средств в целях применения налоговой льготы, равно как не устанавливает условия, при соблюдении которых класс энергетической эффективности признается высоким», – пояснил он.

Эксперт отметил, что, по мнению налоговых органов, предусмотренная п. 21 ст.

381 НК льгота не предназначена для объектов коммерческой недвижимости, а представленный обществом паспорт энергоэффективности гостиницы составлен самим налогоплательщиком в отсутствие установленных законодательством критериев для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений, сооружений. «При этом применение такого энергетического паспорта свидетельствует о предоставлении индивидуальных налоговых льгот, что недопустимо в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 56 НК», – добавил он.

Адвокат считает, что противоречия отраслевого законодательства, включая фактическое отсутствие понятия энергетической эффективности, также неоднократно помогали налоговым органам обосновывать недопустимость применения льгот применительно к коммерческой недвижимости (что было продемонстрировано в Определении ВС от 3 августа 2018 г. № 309-КГ18-5076 по делу № А60-7484/2017).

По мнению эксперта, КС не видит для себя полномочий по устранению соответствующих пробелов законодательства в силу отсутствия полномочий на проверку соответствия Конституции всей правотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов власти.

«То есть законодатель мог еще и не ввести льготу в действие, отложить ее действие или, предусмотрев возможность ее существования, не устанавливать конкретных условий ее применения.

Эта позиция заслуживает понимания, ведь она соответствует дискреции КС, отраженной в Конституции и соответствующем федеральном конституционном законе», – подчеркнул Вячеслав Голенев.

«На мой взгляд, такая ситуация – противоборство права и закона.

По праву (“по справедливости”) следует искать защиту для добросовестного налогоплательщика в законе, пусть и несовершенном, а не исключать возможность применения льгот и налоговых прав для реальной экономической деятельности. Иначе утрачиваются стимулы экономического развития, драйвером которого выступает именно добросовестный бизнес», – заключил он.

Партнер налоговой практики АБ КИАП Андрей Зуйков считает, что определение отражает государственную политику в отношении налоговой льготы, связанной с энергетической эффективностью, в рамках вектора на отказ в ее применении.

«В делах такой категории нарушается принцип правовой определенности и правомерных ожиданий, ведь целью установления налоговой льготы является стимулирование отдельных отраслей экономики таким образом, чтобы последняя могла быть применима налогоплательщиками. Данная цель, как видно из определений КС, ни законодателем, ни правоприменителями достигнута не была», – пояснил он.

Эксперт с сожалением констатировал, что КС, будучи последней инстанцией, которая могла бы изменить подходы к применению данной льготы, ограничился лишь формальным отказом в рассмотрении вопроса по существу.

Налоговые льготы (статья 381)

«Налоги» (газета), 2007, N 11

  • Статья 381 НК РФ устанавливает перечень льгот по налогу на имущество организаций.
  • Рассмотрим эти льготы подробнее:
  • «1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций».
  • Уголовно-исполнительная система Российской Федерации включает в себя:
  • учреждения, исполняющие наказания;
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 «Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» утвержден Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.

https://www.youtube.com/watch?v=-LFjz5mN4Fw\u0026pp=YAHIAQE%3D

Не подлежит налогообложению имущество, используемое для осуществления возложенных на вышеуказанные организации и учреждения задач, установленных Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 23 августа 2006 г. N Ф09-7279/06-С7 по делу N А47-18100/05 суд вынес решение о том, что организации и учреждения уголовно-исправительной системы освобождаются от уплаты налога на имущество, основываясь на п. 1 ст. 381 НК РФ.

«2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности».

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г.

N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон о свободе совести) религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

  • вероисповедание;
  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Таким образом, к религиозной деятельности относятся вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Закона о свободе совести).

  1. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
  2. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
  3. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Читайте также:  П. 9.1 ст. 76

Указанная льгота распространяется на организации, имеющие статус некоммерческих организаций согласно Закону о свободе совести и Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

К некоммерческим относят организации, которые не ставят в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Сами некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов и т.п.

Учреждение или организация, созданные религиозной организацией, имеющие признаки и цель, предусмотренные ст. 6 Закона о свободе совести, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования, признаются также религиозной организацией.

Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.

Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами России в соответствии с законодательством иностранного государства. В соответствии с п. 2 ст.

13 Закона о свободе совести представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный Законом о свободе совести.

На основании изложенного льгота по налогу на имущество может быть предоставлена:

  1. религиозному объединению (организации);
  2. централизованной религиозной организации;
  3. учреждению или организации, созданным религиозной организацией, имеющим признаки и цель, предусмотренные ст. 6 Закона о свободе совести, в том числе руководящему либо координирующему органу или учреждению.

Таким образом, организациям, не являющимся по статусу религиозными организациями, иностранным религиозным организациям, созданным за пределами России, имеющим на территории Российской Федерации представительства, льгота по налогу на имущество не может быть предоставлена.

ст. 381 Гражданского Кодекса РФ с ми

1. При прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (статья 416) задаток должен быть возвращен.

2.

Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.

Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.

Комментарий к статье 381 ГК РФ

1. До начала исполнения либо вследствие невозможности исполнения обязательства, если неисполнение вызвано обстоятельствами, за которые стороны не могут нести ответственность, задаток должен быть возвращен. Иначе решается вопрос, если имеется вина стороны, получившей задаток; она обязана вернуть задаток в двойном размере.

В законе нет ответа на вопрос о возможности рассматривать задаток в качестве отступного в случае прекращения обязательства соглашением сторон. Толкование ст. 409 ГК приводит к выводу о том, что обязательство может быть прекращено представлением взамен исполнения отступного, в том числе и уплатой денег.

Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами по соглашению. Таким образом, если соглашением сторон определена в качестве способа прекращения обязательства уплата задатка, данное соглашение является действительным. Более того, следует полагать, что стороны в соглашении об отступном имеют возможность применять положения п.

2 комментируемой статьи как в части, так и в полном объеме.

2.

Неисполнение обязательства влечет для стороны, давшей задаток, потерю его однократно, а для стороны, принявшей задаток, — потерю его двукратно, при этом, разумеется, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне и убытки, понесенные ею. Таким образом, выявляется еще одна функция задатка — штрафная. Если у стороны возникли убытки от неисполнения обязательства, то задаток засчитывается в счет убытков, если договором не предусмотрено иное.

Другой комментарий к статье 381 Гражданского Кодекса РФ

1. Включение в п. 1 комментируемой статьи слов о прекращении обязательства «до начала его исполнения», очевидно, следует признать ошибкой.

Ведь задаток есть денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей.

Таким образом, передача задатка — это всегда частичное исполнение обязательства одной из сторон. Иными словами, с передачей задатка исполнение уже началось.

По-видимому, в данном случае имеется в виду, что исполнение не начато стороной, получившей задаток. Соглашением сторон о прекращении обязательства может предусматриваться возвращение задатка. Может быть установлено, что он остается у задаткополучателя (это похоже на прощение долга (ст. 415 ГК)). Если соглашением судьба задатка не определена, то он подлежит возврату.

В соответствии со ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. Задаток должен быть возвращен. Естественно, что соглашением сторон может быть предусмотрено иное.

2.

Правила, предусмотренные п. 2 комментируемой статьи, действуют только в случае неисполнения обязательства (при ненадлежащем исполнении обязательства они не применяются).

Сторона, ответственная за неисполнение обязательства, теряет сумму задатка. Это мера ответственности. Особенностью ее является то, что она применяется независимо от того, образовались ли у другой стороны убытки. Соответственно не требуется установления причинной связи между противоправным действием и убытками.

Условиями применения рассматриваемой меры ответственности являются:

1) противоправное поведение — нарушение субъективного права контрагента по договору;

2) вина правонарушителя (если в соответствующем случае ответственность наступает независимо от наличия или отсутствия вины, то это условие не требуется (см. также п. 6 к ст. 330 ГК)).

3. Правило, установленное в абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, похоже на положения о зачетной неустойке (см. п. 5 к ст. 330 ГК). Убытки, если они есть, возмещаются в части, не покрытой суммой задатка.

Договором может быть предусмотрено, что ответственность ограничивается потерей суммы задатка, убытки взыскиваются сверх суммы задатка.

Соответствующее соглашение может быть достигнуто как при заключении договора, обеспечиваемого задатком, при заключении договора о задатке, так и впоследствии на любом этапе бытности обязательства по поводу задатка.

Соглашением нельзя предусмотреть, что сторона, ответственная за неисполнение обязательства, обязана возместить убытки, а от ответственности в виде потери суммы задатка освобождается, поскольку такое условие противоречило бы императивному указанию, содержащемуся в абз. 1 п. 2 комментируемой статьи.

4. Не один десяток лет на страницах юридической литературы практически безраздельно господствует точка зрения, в соответствии с которой задаток может превращаться в отступное (использоваться в качестве отступного).

Основанием для такого утверждения является установленная законом возможность соглашением сторон ограничить ответственность за неисполнение обязательства суммой задатка (абз. 2 п. 2 комментируемой статьи).

Считается, что, по сути дела, задаток в этом случае представляет собой цену, уплатив которую от обязательства можно отступиться.

Между тем прекращение обязательства предоставлением отступного может произойти только по соглашению сторон.

Для того чтобы сумма задатка стала отступным, необходимо принятие ее именно как отступного стороной, в отношении которой обязательство не исполняется.

Если согласиться с тем, что в рассматриваемой ситуации задаток (точнее, сумма задатка) есть цена за отступление от обязательства, то эта цена (именно как плата за неисполнение обязательства) должна быть принята другой стороной.

Стороны обязательства могут изначально программировать возможность прекращения основного и акцессорного обязательств путем зачета в качестве отступного суммы, ранее переданной в качестве задатка, либо двойной суммы задатка. Ничто не мешает сторонам достигнуть такого же соглашения и впоследствии, в период существования основного и акцессорного обязательственных отношений.

Такое программирование предполагает наличие у каждой из сторон обязательства права выбора: прекратить обязательство передачей вещи, выполнением работы, оказанием услуги и т.п.

либо утратой суммы, равной задатку. Предмет обязательства в данном случае один, но должник вправе заменить его денежной суммой.

Включение в договор таких условий превращает соответствующее обязательство в факультативное.

Следует особо подчеркнуть, что суть не в устранении договором возможности взыскать убытки, а в наличии воли сторон использовать денежную сумму, равную сумме задатка, в качестве отступного.

Изложенное приводит к важным практическим выводам. Предположим, заключен договор купли-продажи. Данный договор обеспечен задатком, причем стороны установили, что ответственность стороны, не исполнившей обязательство, ограничивается потерей суммы задатка.

Может ли продавец отказаться от передачи товара, возвратив двойную сумму задатка? Если согласиться с тем, что такой задаток есть отступное, то ответ будет положительным.

Однако покупатель вправе не принимать предлагаемую ему двойную сумму задатка и потребовать отобрания вещи у продавца (ст. 398, п. 2 ст. 463 ГК).

В этой ситуации сумма задатка не станет отступным. Если же покупатель принимает указанную сумму, то таким образом он выражает волю зачесть ее в качестве отступного. Стало быть, суть не в условии договора, ограничивающего ответственность, а в воле сторон использовать или не использовать сумму задатка в качестве отступного.

Справедливости ради нужно отметить, что вероятны ситуации, когда устранение договором права взыскать убытки, причиненные неисполнением обязательства, обеспеченного задатком, практически приводит к возможности трансформировать сумму задатка в отступное (по воле любой из сторон либо одной из них).