Информация

П.10ч.1 ст 95 44фз

Госконтракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в РНП?

П.10ч.1 ст 95 44фз

В законе о госзакупках есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):

  • по соглашению сторон, 
  • по инициативе заказчика, 
  • по инициативе поставщика,
  • по решению суда.

Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов. 

Экономьте время для чего-то более важного: передайте участие в закупках экспертам

Сэкономить время

По соглашению сторон 

Условия 

Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуации, когда стороны  расторгают контракт по взаимному соглашению, например: 

  • Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
  • У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб. 
  • Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции, пандемия и т.д.). 

Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:  

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения, 
  • количество уже поставленного и оплаченного товара, 
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие претензий. 

Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130. Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.   

Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов.

В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Требовать это от поставщика заказчик не имеет права. Он должен или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению весь контракт и оплатить выполненный объем работ. 

В 2019 году по соглашению сторон расторгли 674 контракта на 1,3 трлн рублей — это 98 % от общего количества расторгнутых контрактов. Около 2 % договоров расторгли в одностороннем порядке и всего 0,13 % — по решению суда. Это статистика Минфина.

Риски 

Если  стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК). 

Экономьте время для чего-то более важного: передайте участие в закупках экспертам

Сэкономить время

По инициативе заказчика

Условия 

Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке должна быть прописана в контракте.   

Причины одностороннего расторжения должны быть обоснованы. Например, поставщик: 

  • указал в заявке неверные сведения о себе или товаре (задекларировал, что поставит товар российского происхождения, а привез китайский),
  • поставил некачественный товар, 
  • не приступал к работам или выполняет их слишком медленно (очевидно, что не успеет выполнить ремонт школы к началу учебного года).

Если заказчик проводил экспертизу, она должна подтвердить, что товар не соответствует требованиям контракта. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины и должен оплатить частично выполненные работы, даже если контракт расторгается по его инициативе.  

Заказчик за три рабочих дня после того, как принял решение расторгнуть контракт, размещает информацию об этом в ЕИС и уведомляет поставщика заказным или электронным письмом.  Если поставщик за десять дней не устранил замечания, решение вступает в силу. Если устранил, заказчик отменяет свое решение (чч.12-18, ст. 95 44-ФЗ).

Поставщик может только один раз исправить ошибку: заказчик не отменит свое решение, если поставщик повторно нарушил условия того же контракта. 

Риски 

Информацию о поставщике, с которым расторгли контракт по инициативе заказчика, включат в РНП (ч. 16 ст. 95). Кроме того, заказчик вправе потребовать от поставщика возместить понесенный ущерб (ч. 23 ст. 95). 

Если контракт расторгает поставщик  

Условия

Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ). 

Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:

  • заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
  • обстоятельства непреодолимой силы.

Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно  формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если  стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».

Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).  

Риски 

Не используйте возможность расторгнуть контракт по своей инициативе только потому, что его условия стали невыгодными.

Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть.

Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, шансов выиграть суд практически нет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в РНП.

Победитель аукциона заключил контракт на поставку краски, но с момента победы до первой поставки производитель поднял цены на 25%.

Поставщик решил расторгнуть контракт  в одностороннем порядке, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы. Однако резкий рост цены суд не счел форс-мажором.

Победитель закупки заключает контракт добровольно, а значит согласился на его условия. Выход в такой ситуации  один — просчитать все возможные риски до заключения контракта.

До конца 2020 года заказчики и поставщики могут менять сроки и цену контракта, если исполнять его мешает пандемия. Например, если детский сад не работает и продукты не нужны, то можно не расторгать контракт, а продлить его. 

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Попробовать

В судебном порядке 

Условия 

В арбитраж придется обращаться  в этих случаях: 

  • Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке не прописана в контракте. 
  • Возможность есть, но на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая не согласна с причинами. 

Мы писали о том, как подавать иски в арбитраж. 

Риски 

Исход дела зависит от того, на чью сторону встанет арбитраж. Если сочтут, что в споре прав заказчик, информацию об исполнителе контракта передадут в РНП.   

Чтобы было больше шансов отстоять свои права:  

  • Изучайте условия закупки, технического задания и контракта перед тем, как подать заявку. 
  • Документируйте свои действия, в том числе подводите в электронном письме итоги телефонных переговоров с заказчиком. 
  • Правильно оформляйте и сохраняйте сопроводительные документы на товары.  

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Изменение объема продукции по 44-ФЗ

П.10ч.1 ст 95 44фз

  • почему нельзя менять объем строительных работ в контрактах, заключенных до 1 июля 2019 года?
  • почему нельзя менять объем закупаемой продукции в контракте, заключенном по результатам проведения запроса котировок в электронной форме?  
  • как правильно изменить количество поставляемого по контракту товара?
  • в чем отличительная особенность контрактов на поставку товаров и выполнение работ (оказание услуг) при принятии решении вопроса об изменении объема?
  • как не “налететь” на административные штрафы, связанные с изменением объема, не только заказчику, но и поставщику?
  • какие есть особенности при осуществлении закупки у единственного поставщика?
  • и многое еще интересное про количество (объем) закупаемой по Закону № 44-ФЗ продукции.

Мы Вас заинтересовали? Тогда устраиваетесь поудобнее перед экраном и прочтите данную статью до конца. После прочтения не забудьте оставить свой отзыв (комментарий), а также вступить в нашу закрытую группу в WhatsApp, чтобы получать консультации от экспертов нашего консультационного центра!

Немного теории

Объем (количество) закупаемой по контракту продукции является его существенным условием. Изменение существенных условий в контрактах, заключенных или заключаемых по Закону № 44-ФЗ, по общему правилу не допускается, за исключением случаев, прямо названных в законе.

Основные из этих случаев следующие:

пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

пп. “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

Читайте также:  Сага о сроках

п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пп. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ

18.

При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

Изменение объема при заключении и исполнении контракта: в чем разница?

Первые три указанных выше случая могут быть применимы только если контракт исполняется, т.е. уже заключен или, иными словами, уже подписан сторонами. Последний случай, предусмотренный ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, применяется в момент заключения контракта, т.е. в момент его подписания.

Иными словами, для изменения объема в первых трех случаях от сторон требуется подписание дополнительного соглашения.

В последнем же случае никакое дополнительное соглашение к контракту не подписывается, а контракт сразу заключается на измененный объем и цену! Это имеет решающее значение для определения наличия в действиях заказчика и поставщика состава административного правонарушения в части изменения объема в случаях, не предусмотренных законом. 

Сравнение оснований изменения контракта в части количества (объема) закупаемой продукции между собой

Указанные выше случаи имеют и другие очень важные отличия между собой. Чтобы сократить написание долгого про них текста приведем их в виде следующей таблицы (см. внимательно):

Основаниепп.“б” п.1 ч.1 ст.95пп.“в” п.1 ч.1 ст.95п.10 ч.1 ст.95ч.18 ст.34
Оформляется ли изменение дополнительным соглашением к контракту? да да да нет
Что должно выступать предметом контракта? любой предмет, кроме строительства, реконструкции, капитального ремонта, реставрации, сноса ОКС (например, при текущем ремонте применяется) только строительство, реконструкция, капитальный ремонт, реставрация, снос ОКС (например, при текущем ремонте не применяется) любые товары, работы, услуги только поставка товара (при закупках работ, услуг — не применяется!)
Пределы изменения объема (количества) 10% от первоначально установленного (в момент заключения контракта) объема, в том числе в пределах 10% от объема, предусмотренного по каждой позиции спецификации (при ее наличии) ограничены только 10% от цены контракта, сам изменяемый объем работ — не ограничен без ограничений без ограничений, но не более НМЦк при сохранении единичных цен, полученных по результатам закупки
Можно ли частично изменить количество (объем) (например, только по одной позиции спецификации, а не весь предусмотренный контрактом объем)? да да да да
Направление изменения объема (количества) Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Только в сторону увеличения
По результатам каких закупок должен быть заключен контракт, чтобы можно было изменить количество (объем) продукции? конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме и признанные несостоявшимися, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации) конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме и признанные несостоявшимися, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации) только прямо предусмотренные основания у единственного поставщика (например, не применяется при заключении контракта (договора) до 300 т.р. по п. 4 ч. 1 ст. 95) конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации).
Применяется ли к закупкам с “неопределенным объемом”? нет нет нет нет
Условие о праве изменить количество(объем) должно быть предусмотрено: в контракте (если условие в документации есть, а в контракте нет — то неприменимо) в контракте (если условие в документации есть, а в контракте нет — то неприменимо) в контракте в документации о закупке

Почему нельзя менять объем строительных работ в контрактах, заключенных до 1 июля 2019 года?

Строительная сфера — опасна сама по себе. Очень часто именно из-за контрактов на выполнение строительных работ должностных лиц заказчиков и подрядчиков привлекают к административной, а иногда и к уголовной ответственности. С 1 июля 2019 года одной потенциальной причиной привлечения к ответственности стало больше.

Напомним, что до 1 июля 2019 года изменение объема выполняемых по контракту работ, в  том числе строительных, в пределах 10% предусматривалось пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Подпункта “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ до 1 июля 2019 года не существовало.

Соответственно, при осуществлении закупок строительных работ, извещения об осуществлении которых размещались до 1 июля 2019 года, очень многие заказчики предусмотрели в контрактах право сторон на изменение объема в пределах 10% со ссылкой на пп. “б” п. 1 ч. 1 ст.

95 в ранее действовавшей редакции. 

Такие контракты исполняются по настоящее время, т.к. имеют продолжительные сроки действия. При этом, как известно, при любом строительстве рано или поздно возникает необходимость изменить объем выполняемых работ.

Такая ситуация точно возникнет и по контрактам, заключенным до 1 июля 2019 года. Соответственно многие заказчики и подрядчики, ссылаясь на соответствующее положение заключенного между ними контракта, подпишут дополнительное соглашение об изменении объема работ.

Кто-то это сделает в пределах 10%, как это было предусмотрено пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 в ранее действовавшей редакции, считая, что “закон обратной силы не имеет” и правоотношениям должны применяться те нормы, которые действовали на момент заключения договора.

А кто-то, что еще хуже, применит к таким контрактам положения пп. “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, действующего с 1 июля 2019 года.

По мнению экспертов консультационного центра “Закон.гуру” (www.zakon.guru) ни одно из указанных оснований изменения контракта не может быть применено к контрактам в сфере строительства, заключенным до 1 июля 2019 года. Так, пп. “в” п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ не может быть применен к таким контрактам по той простой причине, что в момент заключения соответствующего контракта данной нормы не существовало и стороны не могли предусмотреть ее использование в контракте, как обязательное условие ее применения. Подпункт “б” п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ также не может быть применен, если дополнительное соглашение к контракту подписывается после 1 июля 2019 года.

Причина следующая: дополнительное соглашение к контракту, заключаемое сторонами после 1 июля 2019 года, влечет возникновение новых правоотношений, которых не существовало в момент заключения контракта (выполнить работы в ином (дополнительном или меньшем) объеме).

Дополнительные объемы работ — это новые правоотношения, которые возникают в момент заключения дополнительного соглашения к контракту. Соответственно к таким правоотношениям должны применяться правила, действующие в момент их возникновения, т.е. действующая редакция Закона № 44-ФЗ. 

Действующая же редакция Закона № 44-ФЗ прямо предусматривает, что пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не применяется к контрактам в сфере строительства (см. выше). Соответственно положения заключенного контракта и действующей редакции Закона № 44-ФЗ входят в противоречие между собой.

При наличии указанного противоречия должны применяться нормы Закона № 44-ФЗ, а не контракта (т.к. закон имеет более высокую юридическую силу по сравнению с любым договором). Применяя положения пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в данной ситуации стороны рискуют быть привлеченными к ответственности.

Мы не говорим о том, что такая ответственность обязательно наступит, но данной статьей мы хотим предупредить о рисках ее возникновения. Поэтому от заключения дополнительных соглашений в части изменения объема строительных работ рекомендуем воздержаться.

В случае если контракт необходимо исполнить в меньшем объеме, то нужно просто расторгнуть контракт, а если в большем — провести новую закупку на новый объем работ.

Изменение объема закупаемой продукции в контрактах, заключенных с единственным поставщиком

Разберем данный раздел в виде вопросов. которые поступают в наш консультационный центр, и ответов, которые дают эксперты центра клиентам по договорам на оказание консультационных услуг.

Вопрос: А что действительно можно менять объем по контрактам, указанным п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ?

  • Ответ: да, можно
  • Вопрос: А в каком размере?
  • Ответ: в любом
  • Вопрос: И никаких ограничений?
  • Ответ: никаких. 
  • Вопрос: А пролонгировать сроки в таких контрактах можно, поменять цену можно?
  • Ответ: можно.
  • Вопрос: А если контракт был заключен до 1 июля 2019 года?
  • Ответ: все равно можно все поменять.
  • Вопрос: Как оформить?
  • Ответ: дополнительным соглашением

Вопрос: А можно ли подписать дополнительное соглашение к контракту до 300 т.р., заключенному по п. 4 ч. 1 ст. 93, если изменение объема не приведет к превышению цены за 300 т.р.?

Ответ: нет, нельзя, т.к. ст. 95 запрещает менять объем в таких контрактах

Вопрос: А что же делать в таком случае?

Ответ: либо заключать еще один договор по п. 4 ч. 1 ст. 93 (есть определенные риски), либо проводить новую закупку.

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

О применении пункта 10 части 1 статьи 95 федерального закона от 5 апреля 2013 г. n 44-фз "о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 19 декабря 2019

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части применения пункта 10 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г.

N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

  • Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
  • Вместе с тем, считаем необходимым отметить следующее.
  • Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
  • Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Подпунктом «а» пункта 64 статьи 1 Федерального закона от 1 мая 2019 г.

N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 71-ФЗ) предусмотрено внесение изменений в часть 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, положения которой распространяются, в том числе на контракты, заключенные до 1 июля 2019 г.

  1. Пунктом 10 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 71-ФЗ) предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта по соглашению сторон, в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
  2. Таким образом, в случаях, указанных в пункте 10 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе по согласованию сторон изменять любые существенные условия контракта, в том числе цену и срок исполнения контракта.
  3. При этом отмечаем, что согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Заместитель директора ДепартаментаД.А.Готовцев

  • Электронный текст документа
  • подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
  • Официальный сайт
  • Минфина России

www.minfin.ru

по состоянию на 17.01.2020

В каких случаях и как изменить контракт по 44-фз?

С 4 ноября продлили правила изменения контрактов по временным основаниям и добавили одно новое основание. В рекомендации – полный справочник оснований для изменения контракта по 44-ФЗ.

В справочнике – все основания, по которым заказчик вправе либо вынужден изменить контракт.

По каждому основанию есть образцы допсоглашений и комментарии специалистов ФАС по частым нарушениям при изменении контрактов.

В каких случаях изменить контракт

Вы можете изменить контракт в двух случаях: при заключении и при исполнении. Для каждого случая предусмотрено свое основание из Закона № 44-ФЗ. Основания перечислены в части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Интерактивный помощник поможет определиться, какое основание выбрать в вашем случае.

По какому основанию менять контракт

Заключение контракта

Когда заключаете контракт, можете по согласованию с участником увеличить количество товара. При этом соблюдайте два условия (п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ):

  • количество товара увеличиваете на сумму, которая не больше разницы между НМЦК и ценой контракта, которую предложил участник;
  • цена единицы товара не должна превышать цену, которую рассчитывают по формуле:
Цена единицы = Цена контракта в заявке : Количество товара в извещении

Вносите изменения в контракт при заключении, только когда выбрали победителя аукционом или конкурсом. При запросе котировок увеличить количество товара при заключении контракта нельзя. Об сказано в пункте 4 части 6 статьи 50 Закона № 44-ФЗ. Также нельзя применять данную норму при закупке с неопределенным объемом. Об этом прямо сказано в пункте 2 части 2 статьи 51 Закона №44-ФЗ.

Как считать, на какую сумму вы можете изменить количество товара, зависит от того, сколько позиций в закупке. Смотрите на примерах, как изменить количество, если закупаете один товар или несколько. 

ПРИМЕР

Как изменить количество товаров при заключении контракта по одной позиции

Больница закупает 500 медицинских халатов. НМЦК – 400 000 руб. Участник предложил поставить продукцию за 300 000 руб. Цена единицы товара равна 600 руб. При заключении контракта стороны вправе увеличить количество товара на 166 единиц на сумму 99 600 руб. Если увеличить количество товара на 167 единиц, цена контракта превысит НМЦК.

ПРИМЕР

Как изменить количество товаров при заключении контракта по нескольким позициям

Заказчик закупает товар по нескольким позициям. В этом случае цену за единицу высчитает пропорционально коэффициенту снижения цены позиции товара, рассчитанной при определении НМЦК. К примеру, больница проводит аукцион по двум позициям:

1) медицинские халаты – 200 штук с начальной ценой позиции 140 000 руб.;

2) медицинские костюмы – 300 штук с начальной ценой позиции 240 000 руб.

НМЦК – 380 000 руб. Победитель аукциона снизил цену до 350 000 руб., то есть на 8 процентов. При заключении контракта стороны решили увеличить количество медицинских костюмов на 30 штук.

Специалист по закупкам сделал расчет цены за единицу: 240 000 руб. : 300 шт. – 8% = 736 руб. Стоимость 30 дополнительных костюмов составила: 30 шт. × 736 руб. = 22 080 руб. Итоговая цена контракта составила: 350 000 руб. + 22 080 руб. = 372 080 руб.

  • Итоговая цена меньше НМЦК, поэтому стороны увеличат цену контракта и количество продукции правомерно.
  • СИТУАЦИЯ
  • Вправе ли заказчик увеличить количество товара при заключении контракта, когда закупает разноименные товары

Ошибки заказчиков при одностороннем отказе от исполнения контракта

Скачать эту статьюв формате PDF

В июле 2022 года изменилась процедура одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями контрагентом условий контракта, регламентированная статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

В открытых и закрытых электронных способах определения поставщика решение заказчика об одностороннем отказе, подписанное в ЕИС, автоматически направляется контрагенту и данный порядок является официальным уведомлением контрагента о принятом заказчиком решении. 

Изменились правила определения даты надлежащего уведомления контрагента о принятом заказчиком решении. Теперь такая дата определяется как дата размещения в ЕИС решения в соответствии с часовой зоной, в которой расположен контрагент.

Хотя процесс одностороннего расторжения контракта для заказчика существенно упростился, вероятность допустить ошибку полностью исключить невозможно. В нашей статье мы рассмотрим примеры из недавней практики судебных органов и ФАС, иллюстрирующие ошибки заказчиков при проведении одностороннего отказа от исполнения контракта.

Право на односторонний отказ нужно предусмотреть не только в проекте контракта, но и в извещении

В соответствии с ч.9 ст.

95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Вместе с тем, п. 20 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ обязывает заказчика указывать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта еще и в извещении об осуществлении закупки.  

Отсутствие в структурированной форме извещения права на односторонний отказ не позволит заказчику технически сформировать в ЕИС и направить контрагенту решение об одностороннем отказе, так как данный признак переходит из извещения в контракт без возможности редактирования. Кроме того, расхождения между извещением и проектом контракта в части допустимости одностороннего отказа могут повлечь административную ответственность для заказчика

В решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 29 июля 2022 г.

№ 050/06/105-26958/2022 (извещение N 0848300051722000692) рассмотрена жалоба на ненадлежащее установление условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в извещении о проведении конкурса. Заказчик предусмотрел односторонний отказ в проекте контракта, но не указал его в извещении.

Комиссия Московского областного УФАС признала заказчика нарушившим п. 20 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ. Установлено административное нарушение по ч. 4.2. ст. 7.

30 КоАП РФ (утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок) с применением к должностному лицу  административного штрафа в размере 3 тысяч рублей.

Принимать решение об одностороннем отказе можно исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта

В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г.

N ИА/18794/19 разъясняется: «Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта».

И далее: «…при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Указанная позиция находит отражение в правоприменительной практике. Так, в постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2022 г.

N 21АП-2846/22 по делу N А84-1407/2021 рассмотрена апелляционная жалоба заказчика на решение суда первой инстанции, признавшего недействительным односторонний отказ заказчика от исполнения гражданско-правового договора и взыскавшего с заказчика стоимость выполненных работ по договору.

Между заказчиком и исполнителем был заключен договор на оказание услуг по обследованию объектов медицинских организаций. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с невыполнением исполнителем работ в установленный срок, а также нарушением качества их выполнения и уведомил об этом исполнителя.

Исполнитель не согласился с решением заказчика. По его мнению при заключении и исполнении договора заказчик действовал недобросовестно, неоднократно препятствовал исполнителю исполнить надлежащим образом договор.

Он указал также, что им были оказаны услуги в полном объеме в соответствии с требованиями законодательства и условий договора.

Комиссия УФАС не включила сведения об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП), поскольку не нашла доказательств недобросовестного характера поведения исполнителя. 

Далее исполнитель обратился в суд первой инстанции с иском о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, а также заявил требование о взыскании стоимости выполненных работ по договору.

Судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, по результатам которой зафиксированы недостатки результатов выполненных работ, которые носят устранимый, не существенный характер и подтверждена стоимость фактически выполненных исполнителем работ. Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.

2012 N 12888/11, сам факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа заказчика от подписания актов и оплаты работ.

Суд первой инстанции сделал вывод, что основания для одностороннего расторжения договора в связи с нарушением его существенных условий отсутствовали и обязал заказчика оплатить исполнителю стоимость выполненных работ в сумме, определенной в экспертном заключении. Апелляционный суд не стал пересматривать дело. 

Дату расторжения контракта нужно определять согласно ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а также  с учетом ст. ст. 191 и 193 ГК РФ

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Статья 191 ГК РФ устанавливает, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если же последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

В практике встречаются случаи, когда заказчики допускают ошибки в определении даты расторжения контракта. Например, в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 сентября 2021 г.

N РНП-11-162 (извещение N 0107300003321000036) рассмотрена ситуация, в которой заказчик расторг контракт на девятый, а не на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления подрядчика и допустил нарушение ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта является административным правонарушением по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ и грозит для  должностного лица заказчика административным штрафом в размере 50 тысяч рублей. 

При расчете срока вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта необходимо помнить о норме ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе, контрагент устранит нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения, а также компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения контрагентом условий контракта, которые являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. 

Таким образом, заказчик обязан предоставить контрагенту 10 календарных дней на устранение нарушений контракта.

Если последний день десятидневного срока, в рамках которого контрагент может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. А решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым не ранее следующего рабочего дня. 

Рассмотрим пример из решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 августа 2022 г. N РНП-55-121/2022 (извещение N 0352100012722000016