Информация

Отсутствие родительского попечения

Порой ребёнок остаётся в одиночестве и-за преждевременной смерти самых близких для него людей. Помимо этого, большому числу детей не хватает семейного уюта и при здравствующих родителях. Такие дети составляют две категории — сироты и оставшиеся без родительского попечения.

В обоих случаях дальнейшей жизнью ребёнка начинают заниматься государственные органы.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, кто они?

К такой категории относятся малолетние граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не желают исполнять свои обязанности. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются случаи, когда родители:

  • лишены прав воспитывать детей или частично ограничены в этом праве;
  • один из родителей признан полностью или частично недееспособным;
  • тяжёлое заболевание у одного или обоих родителей, из-за которого невозможно полноценное воспитание и материальное обеспечение ребёнка;
  • числятся без вести пропавшими;
  • подозреваются в совершении правонарушений;
  • находятся в местах заключения;
  • намеренно не желают воспитывать ребёнка;
  • не выполняют свои обязанности, отказываются защищать права и интересы ребёнка.

При таких условиях вопросами устройства малышей в приёмные или патронажные семьи, в специальные учреждения приходится заниматься государственным социальным службам, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, ведут их учёт и контролируют дальнейшую жизнь, питание и развитие отданных на воспитание другим людям детей.

Разница понятий «сироты» и «дети, оставшиеся без попечительства родителей»

Сиротами признаются дети, родители которых умерли. Без родительского попечительства же остаются дети, родители которых не могут или осознанно не хотят воспитывать ребёнка и заботиться о нём. В этом случает используется также понятие «социальные сироты».

Льготы

В качестве помощи детям, по разным причинам лишившихся самых близких людей, государством предусмотрены льготы.

Лицам, родителей которых нет в живых, положена пенсия по потере кормильца. Её размер зависит от трудового стажа родителя. При достаточном трудовом стаже ребёнок будет получать трудовую пенсию, если стажа мало — социальную.

Выплаты производятся до момента совершеннолетия или до достижения наследником 23 лет, если он учится на очном отделении учебного заведения.

При зачислении в различные учебные заведения такие дети пользуются привилегиями в виде:

  • повышенной стипендии;
  • бесплатного питания;
  • получения финансовой помощи для покупки предметов первой необходимости;
  • льготного проезда на любом виде общественного транспорта.

Студенты ежегодно один раз получают тройную стипендию, предназначенную для приобретения принадлежностей для обучения.

После завершения обучения выпускник может обратиться в службу занятости. Сотрудники службы помогают трудоустроиться, проверив профессиональную пригодность и поставив его на учёт.

При отсутствии опыта работы он полгода будет получать пособие, размер которого равен средней зарплате по региону.

Медицинская помощь также совершенно бесплатна, как обычный осмотр, так и требуемые оперативные вмешательства. Финансы на оплату лечения берутся из государственной казны.

Помимо всего перечисленного, предусмотрено бесплатное оздоровление в лагерях, санаториях и пансионатах. Оплата путёвки также производится государством.

Что касается жилья, и здесь государство не оставляет сирот и детей без родительского попечительства без помощи. После выпуска из интерната и достигший 18-летнего возраста ребёнок является претендентом на получение собственных квадратных метров жилой площади.

Отсутствие родительского попечения

Но для этого должны быть следующие условия: ребёнок-сирота или оставшийся без попечения родителей не должен иметь социального или собственного жилья (доставшегося от родителей), у родственников также не имеется достаточных квадратов, чтобы оформить прописку, а если жильё имеется, то не соответствует санитарным и другим нормам.

При соблюдении этих условий ребёнок ставится в очередь на получение жилья.

Льготы касаются и коммунальных платежей. Для их получения ребёнок должен обучаться в школе или учебном заведении профессионального образования по очной форме, а также должен иметь жилое помещение. При этих условиях лица указанной категории освобождены от уплаты коммунальных платежей и платы за проживание.

При наличии собственного жилья положена 100-процентная скидка. При проживании на территории опекуна льгота распределяется на норму площади, достаточной для опекаемого.

Права

Дети-сироты и оставшиеся без родительского попечительства являются слабо защищённой социальной группой населения, им нужна особая государственная поддержка. Права таких детей регулирует Федеральный закон № 159 от 21.12 1996 г.

Лица из указанных категорий имеют следующие права:

Отсутствие родительского попечения

  • личные: данными правами гарантируются уважение чести и достоинства, защита от злоупотреблений опекуном или попечителем, воспитание в опекунской или попечительской семье, общение с родителями и родными, выражение собственного мнения при возникающих вопросах о своих интересах, необходимые условия для проживания, воспитания, образования, развития за счёт государственных средств;
  • имущественные: эти права касаются социальных выплат, пенсий, алиментов, пособий, сохраняют права собственности на жильё, доходы, полученное в дар или по наследству имущество, внеочередное получение жилья;
  • на бесплатное образование;
  • на бесплатное медицинское обслуживание;
  • на помощь в трудоустройстве;
  • на получение жилья.

Виды социальной помощи

Социальная помощь, оказываемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, бывает следующих видов:

  1. Материальная. Государство обеспечивает возможность бесплатно проживать в интернатах, предоставляет одежду, питание, предметы обучения, средства для устройства жизни, жильё, бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта;
  2. Нематериальная. Государство гарантирует бесплатное образование, медицинское обслуживание, права на жильё и трудоустройство.

Государство проявляет максимальную заботу о детях-сиротах и оставшихся без родительского попечительства, защищая их права и гарантируя множество льгот во всех сферах жизни.

Правительство РФ заботится о том, чтобы дети указанных категорий обрели семью, будь то опекунская или патронажная. Для этого установлены выплаты единовременных и ежемесячных пособий, определены льготы для опекунов и попечителей.

Однако недобросовестным людям, имеющим корыстные цели при оформлении опекунства, получить такую выгоду не удастся, поскольку надзорными органами тщательно контролируется жизнь детей, находящихся под опекой, до достижения ими 18-летнего возраста.

Отсутствие родительского попечения

Льготы для детей-сирот в России

Отсутствие родительского попечения

Сироты — это дети до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель. Еще льготы предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, а также людям в возрасте от 18 до 23 лет, если они потеряли родителей до своего совершеннолетия — это лица из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Образование
  • Льготы в этой сфере распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Они имеют право на:
  • посещение государственного детского сада бесплатно;
  • обучение на подготовительном отделении вуза за счет бюджета, но только если они обучаются на отделении впервые;
  • зачисление в вуз в преимущественном порядке и на бюджет — по квоте;
  • второе среднее профессиональное образование за счет бюджета при очной форме обучения;
  • выплаты во время обучения: ежемесячную государственную социальную стипендию и ежегодное пособие на покупку учебной литературы и письменных принадлежностей. Размер выплат устанавливают региональные власти;
  • бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте;
  • компенсацию проезда к месту жительства и обратно к месту учебы, если образовательное учреждение находится в другом населенном пункте;
  • сохранение полного гособеспечения и социальной стипендии во время академического отпуска по медицинским показаниям, беременности и родам или по уходу за ребенком до трех лет;
  • получение единоразовой финансовой помощи при выпуске из учебного заведения.

Здоровье

Также такие дети могут получить путевки в детские оздоровительные лагеря и оплату проезда туда и обратно. Кроме того, им положены бесплатные поездки в санатории, если есть медицинские показания.

Жилье и ЖКУ

Дети из льготной категории имеют право на жилье, в котором они могут поселиться после того, как выпустятся из, например, интерната.

Жилье предоставляют по договору найма специализированных жилых помещений на пять лет. После договор можно продлить еще на пять лет или переоформить на договор социального найма.

Жилье по договору соцнайма со временем можно приватизировать, сдать, обменять или продать.

Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляют на уровне региона.

Трудовые льготы

Для впервые ищущих работу безработных из этой льготной категории предусмотрена выплата пособия в течение шести месяцев. Важно: чтобы получить эти выплаты, нужно зарегистрироваться в службе занятости. Выплаты будут в размере среднемесячной зарплаты в регионе на дату регистрации в качестве безработного.

Если организацию, где работает сирота или оставшийся без попечения родителей, ликвидируют, то работодатель обязан оплатить ему необходимое профессиональное обучение и трудоустроить. То же самое работодатель должен сделать, если человек из льготной категории подпадает под сокращение.

Еще выплаты

Для детей-сирот предусмотрены следующие виды государственной помощи:

  • единовременная компенсационная выплата по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, при прекращении попечительства;
  • ежемесячная компенсационная выплата на содержание детей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящим в браке с такими же лицами;
  • социальная пенсия детям в возрасте до 18 лет и лицам старше 18 лет, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше, чем до достижения ими 23 лет, оба родителя которых неизвестны или умерли, а также детям умершей одинокой матери и другим категориям детей. Осиротевшие дети, родители которых известны, имеют также право на фиксированную выплату к страховой пенсии по случаю потери кормильца;
  • ежемесячная компенсационная выплата отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей — несовершеннолетним детям, не имеющим права на какой‑либо вид пенсионного обеспечения и алименты.

Порядок установления факта отсутствия родительского попечения — ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Установление факта отсутствия (утраты) родительского попечения над несовершеннолетним ребенком осуществляется, в частности, органом опеки и попечительства. В некоторых случаях данный факт устанавливается в судебном порядке.

Отсутствие (утрата) родительского попечения

Установление факта отсутствия (утраты) родительского попечения над несовершеннолетним во внесудебном порядке
Если должностные лица организаций (дошкольных, общеобразовательных, медицинских и т.п.

) или иные граждане узнают о факте отсутствия (утраты) родительского попечения над несовершеннолетним ребенком, они обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка (п.

1 ст. 122 СК РФ).

По общему правилу к обстоятельствам, свидетельствующим об отсутствии (утрате) родительского попечения над несовершеннолетними детьми, относятся, в частности (п. 1 ст. 121 СК РФ):
• смерть родителей;
• лишение родителей родительских прав;
• ограничение родителей в родительских правах;
• признание родителей недееспособными;
• длительное отсутствие родителей;

• уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

В течение трех рабочих дней со дня получения указанных сведений орган опеки и попечительства либо при определенных условиях иная уполномоченная организация проводят обследование условий жизни ребенка и его семьи (п. 1 ст. 122 СК РФ; п. п. 3, 5 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4).

При проведении обследования уполномоченный специалист выявляет, в частности (п. 6 Порядка N 4):
• уровень обеспечения основных потребностей ребенка (состояние здоровья, внешний вид, основной уход, воспитание, образование и пр.

Читайте также:  Справка о лицах получивших сведения

);
• семейное окружение ребенка;
• жилищно-бытовые и имущественные условия;
• наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы.

В ходе обследования могут использоваться такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи; опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком; наблюдение, изучение документов и пр. При этом должна быть обеспечена конфиденциальность персональных данных граждан (п.

7 Порядка N 4).
В течение трех дней со дня проведения обследования оформляется акт, в котором в том числе указываются выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии (утрате) родительского попечения над ребенком (п. 8 Порядка N 4).

Если обследование проводила уполномоченная организация, о данных обстоятельствах она сообщает в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка (п. 10 Порядка N 4).

В течение трех дней со дня утверждения акта его копия в установленном порядке направляется родителям (законным представителям) ребенка (при наличии сведений об их месте жительства или месте пребывания) (п. 9 Порядка N 4).
В случае установления факта отсутствия (утраты) родительского попечения орган опеки и попечительства обязан (п. п. 6, 8 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 15.06.2020 N 300):
• обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве;

  • • при наличии установленных оснований, подтвержденных соответствующими документами, зарегистрировать сведения о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также внести информацию в анкету ребенка.
  • Документы об отсутствии (утрате) родительского попечения
  • К документам, свидетельствующим об обстоятельствах отсутствия (утраты) родительского попечения над несовершеннолетним ребенком, относятся, в частности (п. 8 Порядка N 300):
    • письменное согласие матери (отца) ребенка на усыновление (удочерение);
    • свидетельство о смерти матери (отца) ребенка;
    • справка о смерти матери (отца) ребенка;
    • справка о рождении, подтверждающая, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка;
    • свидетельство о рождении, не содержащее сведений о матери (отце) ребенка;
    • вступившее в законную силу решение суда о лишении матери (отца) ребенка родительских прав либо об ограничении матери (отца) ребенка в родительских правах;
    • вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о матери (отце) ребенка из актовой записи о рождении;
    • вступившее в законную силу решение суда о признании матери (отца) ребенка недееспособной(ым) (ограниченно дееспособной(ым));
    • справка о нахождении матери (отца) ребенка под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданная соответствующим учреждением, в котором они находятся или отбывают наказание;
    • приговор суда о назначении наказания матери (отцу) ребенка в виде лишения свободы;
    • постановление суда о принудительном лечении матери (отца) ребенка в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях;
    • вступившее в законную силу решение суда о признании матери (отца) ребенка умершей(им);
    • справка органов внутренних дел о розыске матери (отца) ребенка либо о том, что место нахождения матери (отца) ребенка не установлено;
    • акт органа опеки и попечительства об отобрании ребенка;
  • • вступившее в законную силу решение суда об отмене усыновления (удочерения) (в случае вынесения судебного решения об отмене усыновления (удочерения) ребенка, если в свидетельстве о рождении в графе “Мать” и “Отец” записаны усыновители(-ль), а также в случае изменения фамилии, имени или отчества (при наличии), даты рождения усыновленного ребенка).

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня поступления сведений о ребенке, в отношении которого возникли установленные законом основания для передачи его на воспитание в семью, в частности, направляет соответствующую информацию региональному оператору для первичного учета в региональном банке данных о детях и одновременно – федеральному оператору для первичного учета в федеральном банке данных о детях (п. 9 Порядка N 300).

Обратите внимание! В случае невозможности выполнения родителями своих обязанностей длительное время в связи с заболеванием коронавирусной инфекцией органы опеки и попечительства в зависимости от обстоятельств могут, в частности, передать ребенка (детей) под предварительную опеку (попечительство) родственников, назначить временными опекунами (попечителями) действующих опекунов (попечителей) или временно поместить ребенка (детей) в специализированные учреждения для несовершеннолетних (Письмо Минпросвещения России от 27.04.2020 N СК-310/07).

Часто задаваемые вопросы

Непосредственным основанием установления опеки и попечительства над несовершеннолетними является отсутствие у них родителей, усыновителей, признание в судебном порядке последних безвестно отсутствующими, либо объявление их умершими, лишение их судом родительских прав, а также иные случаи, когда несовершеннолетние остаются без родительского попечения, например, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов. Закон допускает установление опеки (попечительства) также над детьми, которые имеют родителей (ст. 145, 121 Семейного кодекса РФ, ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Дети передаются на воспитание опекуну (попечителю), если родители не проживают с детьми, не осуществляют своих обязанностей по их воспитанию и защите их прав и интересов. Невозможность длительное время заниматься воспитанием своих детей может быть вызвана болезнью, в том числе душевным заболеванием родителей, при котором они сами находятся под опекой.

Опека (попечительство) над детьми может устанавливаться в связи с временным отсутствием родителей в месте жительства детей, если они осуждены к лишению свободы, находятся в длительной командировке или отсутствуют по иным причинам.

Однако, отсутствия родительского попечения в качестве единственного юридического факта для установления опеки или попечительства еще не достаточно, так как ребенок может находиться на попечении других лиц. Опека или попечительство устанавливается, если ребенок нуждается в защите своих интересов и в устройстве в семью либо детское учреждение.

Нужда в этом наряду с отсутствием родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, приемных родителей), является обязательным основанием для установления опеки (попечительства).

Опека (попечительство) устанавливается органом местного самоуправления по месту нахождения ребенка, решение суда в данном случае не требуется.

Требования к кандидатам относительно дохода и жилищных условий менее жестокие чем при усыновлении. При опеке и попечительстве наследственные и алиментные отношения не возникают.

Ребенок имеет статус воспитанника. Опекун не имеет права изменить имя или фамилию ребенка.

Опекун (попечитель) добровольно берет на себя обязанности по воспитанию ребенка и защите его интересов, не получая оплаты за выполнение своих функций. На содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей, выплачиваются денежные средства, размер которых ежегодно определяется Постановлением Правительства УР.

В определенных случаях после установления опеки опекуну (попечителю) выплачивается единовременное пособие.

Ребенку предоставляются льготы по транспортному обслуживанию (бесплатный проезд в общественном городском и пригородном транспорте (кроме такси) на основании единого билета), жилью.

Оказывается содействие в организации отдыха опекаемого. Контроль со стороны органа опеки и попечительства осуществляется до совершеннолетия ребенка.

В случае нахождения ребенка под опекой не исключается возможность контактов с родственниками ребенка или возвращения родителям. Опекун (попечитель) может усыновить своего подопечного. Не исключается так же усыновление его другими лицами, если это делается в интересах ребёнка. В результате усыновления у ребёнка меняется семейно-правовой статус, опека (попечительство) прекращается.

В каких случаях ребенок считается лишенным родительского попечения и имеет право на защиту со стороны государства?

Внимание: последнее обновление материалов сайта — 01.01.2017

Согласно п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ ребенок считается утратившим родительское попечение и получает право на особую защиту со стороны государства в случае:

  • смерти родителей,
  • лишения их родительских прав или ограничения их в родительских правах,

Обратите внимание, что лишение прав или ограничение в правах утверждается исключительно по решению суда. Подробнее о порядке лишения прав или ограничения в правах рассказывается в отдельных материалах этого же раздела.

  • признания родителей недееспособными,

Признание недееспособным находится в исключительной компетенции суда, одного только заключения врача-специалиста или факта постановки на учет в психоневрологический диспансер недостаточно. Однако заключение специалистов может стать важным доказательством в пользу недееспособности при рассмотрении дела в суде.

Важно отметить, что семейное законодательство РФ не уточняет, как долго должна протекать болезнь или насколько она должна быть серьезна, чтобы ребенок имел право рассчитывать на защиту государства.

Если в результате заболевания родитель не в состоянии выполнять свои обязанности даже совсем недолгое (но, тем не менее, критическое для благосостояния ребенка) время, органы опеки обязаны обеспечить ребенку временное убежище с постоянным присутствием взрослых, регулярным питанием и гарантиями личной безопасности.

Это может быть семья родственников или соседей, если они знакомы ребенку и адекватны в качестве воспитателей, – или временный приют.

  • длительного отсутствия родителей,

Семейное законодательство РФ не уточняет причину отсутствия родителей.

Если отсутствие настолько длительно, что ставит под угрозу личную безопасность и благополучие конкретного ребенка – например, в случае малолетнего ребенка это могут быть «всего лишь» сутки, в случае ребенка-инвалида – и несколько часов, – органы опеки обязаны признать ребенка лишенным родительского попечения и обеспечить защиту. Уважительный характер отсутствия имеет значение только для получения статуса на усыновление, но не для признания ребенка утратившим родительское попечение.

  • уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций,
Читайте также:  Режиссер массовых представлений

В соответствии с п. 2 ст. 122 Семейного кодекса РФ и п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.

2015 № 101, в том случае, если мать отказывается забрать ребенка из родильного дома (отделения) или иной медицинской организации, руководитель медицинской организации обязан в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в замещающую семью, составить и предоставить в орган опеки и попечительства:

► акт об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов;

► в случае оставления родителями (родителем) ребенка, предъявившими(им) документ, удостоверяющий личность, акт об оставлении ребенка в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации.

Что касается детей, помещенных в государственную организацию для детей-сирот по заявлению родителей «в связи со сложной жизненной ситуацией», то с 1 сентября 2015 года порядок защиты прав этой категории детей на семейное воспитание регулируется пп.

12-16 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481.

 В частности, в нем установлено, что:

— Дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот и размещаются в одной группе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.

— Для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения.

— В случае продления сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот руководитель организации для детей-сирот информирует об этом орган опеки и попечительства.

В случае неявки (оставлении) родителей ребенка в организацию для детей-сирот, в которой ребенок находился по заявлению о временном помещении ребенка на полное государственное обеспечение по истечении срока, указанного в заявлении о временном помещении, руководитель организации для детей-сирот составляет акт об оставлении ребенка в организации (п.

7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101).

  • при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию,

В том случае, если действия или бездействия родителей или других лиц, на попечении которых находится ребенок, создают непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью, органы опеки и попечительства в соответствии со ст.

77 Семейного кодекса РФ праве немедленно отобрать ребенка, о чем составляется акт об отобрании ребенка.

При отобрании ребенка органы опеки обязаны незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.

Что касается остальных случаев, когда непосредственной угрозы жизни ребенку нет, Минобразования и науки РФ в п. 2 Письма Минобразования и науки РФ от 31.08.

2010 № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» рекомендует проводить обследование условий жизни и воспитания детей, находящихся в подобных семьях, вести учет детей указанной категории и составлять план мероприятий по защите их прав, с тем, чтобы по возможности не допустить их изъятия из семьи.

При этом необходимо учитывать, что решение, которое выносится органом опеки и попечительства по итогам проведенного обследования, и сам акт обследования условий жизни и воспитания ребенка могут быть обжалованы в судебном порядке.

  • в других случаях отсутствия родительского попечения.

Важно отметить, что слова «и в других случаях» означает, что перечень обстоятельств, при которых ребенок признается лишенным родительского попечения, – открытый.

Таким образом, даже если конкретная ситуация в законе не описана, но, по мнению сотрудника органа опеки, адекватное родительское попечение тем не менее отсутствует, у сотрудника органа опеки есть все полномочия признать ребенка нуждающимся в защите со стороны государства.

Например, при обнаружении органами внутренних дел беспризорного и безнадзорного ребенка. Взаимодействие учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи детям в таких ситуациях регулируется Совместным Приказом Минздрава РФ № 414 и МВД РФ от 20.08.

2003 № 633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел».

Сотрудник ОВД должен составить акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего, который в дальнейшем будет включен в личное дело ребенка.

Формы документов, используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



Права всех детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, определяются, прежде всего, Конвенцией о правах ребенка, в которой провозглашено, что дети имеют право на особую защиту и помощь.

Статья 1 Конвенции ООН гласит, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [1].

Конвенция считает ребенка как самостоятельного субъекта права человека и гражданина. Речь идет о следующих правах:

‒ неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие;

‒ право знать своих родителей и право на их заботу;

‒ право ребенка быть вместе с родителями, за исключением того, когда органы, на которых возложены полномочия, согласно судебному решению, определяют, что разъединение несовершеннолетнего с родителями необходимо в интересах ребенка.

Такое решение возможно, например, когда родители уклоняются или не исполняют родительские обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, установлено жестокое обращение с ребенком, отказываются забрать своего ребенка из родильного отделения, больны хроническим алкоголизмом или наркоманией и т. д.;

‒ обеспечить ребенку, который может выразить свои собственные взгляды, на вопросы, затрагивающие его права, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью несовершеннолетнему, в частности, представляется возможность выразить свое мнение в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка;

‒ признание принципа солидарной ответственности обоих родителей за воспитание, содержание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Защита прав и интересов ребенка являются предметом их основной заботы;

‒ ребенок, который временно или постоянно лишен родительского попечения, имеет право на особую защиту прав и интересов со стороны государства.

Поддержка материнства и детства является одним из приоритетных направлений современной семейной и демографической политики.

Действующая ранее Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [3], в которой была выстроена система стратегических приоритетов, целей и мер для обеспечения решения наиболее актуальных проблем детства показала положительные результаты и нашла свое продолжение — в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 года 2018–2027 годы объявлены Десятилетием детства [2]. За пять лет действующей ранее стратегии снизилось количество детей, оставшихся без попечения родителей по всей России.

  • Это говорит о том, что социальными службами и учреждениями на ранних этапах выявления неблагополучных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, активно проводилась индивидуальная профилактическая работа с семьей, социальный патронаж семей с детьми, направленный на реабилитацию ребенка и семьи в целом.
  • Но не всегда работа с семьей, организация социальной поддержки семей с детьми в целях предупреждения семейного неблагополучия, профилактики безнадзорности и жестокого обращения с ребенком позволяет сохранить кровную семью и ребенка в ней.
  • В связи с тем, что проблемы сиротства, детской беспризорности, социального сиротства — чьи родители живы, но не заботятся о своих детях, остаются глобальными, защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрело общегосударственные масштабы.

Дети, чьи родители ограничены (лишены) родительских прав, или же в силу других причин вынуждены покинуть семью, пополняют ряды беспризорников, предрасположены к противоправным действиям.

Органы опеки и попечительства совместно с другими органами государственной власти (комиссией по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел и др.

), обязаны выявлять таких несовершеннолетних и устраивать их дальнейшую судьбу, но чаще всего такие дети попадают в поле зрение органов системы профилактики после совершения преступлений, административных правонарушений и других аморальных действий.

Для эффективного правового регулирования отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо четко определить особенности правового статуса этих лиц как субъектов права.

Правовой статус детей-сирот — это достигнутый обществом объем свобод и социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выраженный в нормах объективного права.

Главный признак ребенка как носителя специального статуса — возрастные границы, обусловливающие психофизические особенности несовершеннолетних и определяющие специфику их право- и дееспособности.

Читайте также:  Соглашение между россией и оаэ

Специфика статуса ребенка, особенно малолетнего, определяется его физической и социальной беспомощностью, в силу чего многие его права, не могут быть реализованы им лично.

Ответственность за их реализацию лежит на представителях, других субъектах: родителях, опекунах, государстве и обществе в лице специальных учреждений и органов.

Согласно Семейному кодексу РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). В Гражданском кодексе РФ дополнительно выделяется понятие «малолетний» — несовершеннолетний, достигший 14 лет.

  1. В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» понятие «несовершеннолетний гражданин» трактуется как «не полностью дееспособный гражданин» [4].
  2. Действующее законодательство к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разделяет несовершеннолетних в возрасте до 18 лет на две категории:
  3. 1) дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
  4. 2) дети, оставшиеся без попечения родителей — это дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по одной из следующих причин:
  5. ‒ в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав;
  6. ‒ ограничением родителей в родительских правах;
  7. ‒ признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях;
  8. ‒ объявлением родителей умершими;
  9. ‒ отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
  10. ‒ уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
  11. ‒ отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений [5].
  12. Этот перечень причин также может быть расширен иными случаями признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Так как в Российскую Федерацию попадают дети иностранных граждан и лиц без гражданства различными способами, они пополняют число беспризорных, попадающих в специализированные учреждения.

Анализируя действующее законодательство при определении статуса ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, считаю необходимым реформировать статью 73 Семейного кодекса РФ, с целью повышения актуальности института ограничения родительских прав.

Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Семейное право » Опека и усыновление » Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей

  • Выявление детей, требующих устройства, в результате отсутствия попечения родителей осуществляется с помощью учебных и медицинских заведений, граждан.
  • Содержание
  • Дети, которые не имеют родительского попечения, требуют пристального государственного внимания. Проявляя свою забочу через органы опеки и попечительства, государство проводит работу по:
  • обнаружению таких детей;
  • их учету;
  • избранию формы устройства;
  • контролю действующих условий жизни ребенка.

Выявление детей, требующих устройства в результате отсутствия попечения родителей осуществляется с помощью учебных и медицинских заведений, граждан. Таких детей ставят на учет, после чего в их отношении избирается форма устройства.

Форма устройства детей, оставшихся без попечения, определяется государственным органом индивидуально, в зависимости от физических возможностей ребенка, его возраста, медицинских показателей, наличия родственников и личностных качеств.

Обязанностью любого гражданина, чья профессиональная деятельность имеет связь с детьми, является сообщение о фактах существования детей без родительского попечения. Воспитатели, учителя, медицинские работники, служащие правоохранительных органов, а также простые граждане являются носителями обязанности по сообщению опекунским органам об обнаружении беспризорных детей.

Их выявление влечет за собой необходимость определения места проживания ребенка и его посещения с целью обследования в течение трех дней с момента обнаружения беспризорника. Результаты обследования отражаются в специальном акте.

В тех случаях, когда фиксируется факт полного отсутствия родительского попечения, органы опеки обязаны защитить интересы ребенка, до момента разрешения вопроса о его передаче на воспитание в соответствующие детские учреждения.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, является превентивной мерой в процессе увеличения количества беспризорных несовершеннолетних, что имеет особую общественную и государственную важность.

Выявление детей, оставшихся без попечения

Обязанность по сообщению фактов обнаружения беспризорных детей возложена каждого отдельного гражданина, в особенности тех, чья сфера деятельности связана с детьми (учителей, медиков, правоохранительные органы).

Лица, которые сокрыли информацию о беспризорном ребенке, в том числе и руководители образовательных заведений, медицинских учреждений, органов социального обеспечения, могут быть понести наказание за неисполнение своих обязанностей, что определено ст. 122 СК.

Каждый ребенок, который лишен родительского воспитания, подлежит постановке на учет. В тех случаях, когда опека со стороны родителей полностью отсутствует, опекунские органы обязаны разрешить вопрос об определении ребенка в учреждение для детей, не имеющих родителей.

Выявление беспризорного ребенка является первой стадией в работе с ним. В обязанность органа опеки входит функция по определению его места проживания и исследования его на предмет наличия достаточных жилищных условий, общения с родителями несовершеннолетнего и установления причин неисполнения родительских обязанностей.

Защищая интересы ребенка, государственные органы обязаны отразить проблемного несовершеннолетнего в учетной документации, а также, при отсутствии возможности оставить его с родителями, определить детское учреждение, в которое последний может быть помещен.

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Отсутствие родительского попечения ставит под вопрос защиту интересов несовершеннолетнего, делает невозможным его нормальное воспитание, обучение и существование в семье, что влечет ряд социальных последствий негативного характера.

Любая информация, полученная органами опеки о фактах обнаружения беспризорных детей, подлежит незамедлительной проверке. Такие дети должны быть не только выявлены, но и учтены.

Государство проводит учет детей, не имеющих родительского попечения. Правила проведения учетных мероприятий определен СК и ФЗ «О государственном банке данных о детях…».

Законодательные нормы по учету детей, не имеющих родительской опеки, определяют 3-дневный срок, в течении которого орган опеки обязан обследовать условия проживания ребенка, зафиксировать сведения о родителях, не исполняющих свои обязанности, провести регистрацию ребенка в журнале информации о первичном учете таких детей.

Дети, которым требуется помещения в специализированные детские учреждения, до момента определения такого места, находятся под защитой органов опеки, которые обеспечивают их права и интересы. Устройство детей оставшихся без попечения родителей, осуществляется в такие учреждения, которые отвечают физическим, психологическим, возрастным потребностям ребенка.

Государственный банк детей, оставшихся без родительского попечения

  1. Первым этапом защиты детей, не имеющих родительского попечения, со стороны государства, является их выявление и постановка на учет.
  2. Государственные органы опеки осуществляют такой учет путем фиксации данных о ребенке в банке детей, чьи родители не осуществляют возложенных на них обязанностей.

  3. Первоисточником сведений, отражаемых в «Банке», являются результаты обследования, которые были получены в результате посещения места жительства ребенка.

Порядок проведения учета беспризорников определен законодательно.

В основу такого порядка легли нормы СК и ФЗ «О государственном банке данных о детях…».

Основная цель, с которой проводится учет детей, оставшихся без родительского попечения, заключается в дальнейшей работе с такими несовершеннолетними. Централизованный учет позволяет определять общую численность детей, нуждающихся в помещении в детские учреждения определенной специализации, защищать их интересы.

Устройство детей оставшихся без попечения родителей

Процесс устройства ребенка находится в прямой зависимости от формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

Дети, которые не имеют родителей, могут быть усыновлены, что означает их принятие семью в качестве кровных детей. Такая процедура проводится в судебном порядке, а основанием для усыновления выступает судебное решение.

Усыновление является бессрочным. Такой юридический факт порождает взаимные права родителей и ребенка.

Опека и попечительство над детьми устанавливается на основании приказа соответствующего органа. Таким образом, ребенок передается в семью на правах воспитанника. Опека прекращается с наступлением 14-летия, а попечительство с даты совершеннолетия опекаемого.

На основании договора, ребенок может быть передан на воспитание в приемную семью. Приемные родители становятся законными представителями ребенка. Договор является срочным, дата его окончания определяется приемными родителями и органами опеки.

Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей включают в себя передачу ребенка на воспитание и проживание в специализированные детские учреждения.

Порядок передачи детей на воспитание

Усыновления относится к наиболее длительной и процессуально усложненной процедуре устройства ребенка в семью. Процессуальный акт, дающий право на усыновление, является основанием для передачи ребенка новым родителям, в качестве кровного.

Судебная процедура позволяет установить готовность и способность новых родителей к воспитанию ребенка, его обеспечению и образованию.

Практика показывает, что в большом количестве случаев, усыновлению предшествует установление опеки над несовершеннолетним.

После того, как ребенок передан новым родителям, органы опеки не прекращают работу с ним, на протяжении нескольких лет они контролируют его проживание в семье, при полном сокрытии тайны усыновления.

Проверки проводятся через 6 месяцев после усыновления, через год и еще на протяжении двух лет, по одному разу.

Необходимость в более пристальном контроле за семьей является основанием для более частых посещений ребенка государственными органами.

Любая передача ребенка органами опеки на воспитание сопровождается исполнением контрольных функций, что является еще одним проявлением защиты несовершеннолетних со стороны государства.

Дети, не имеющие родителей, могут передаваться на воспитание в специализированные детские учреждения, и осуществляется с учетом возраста ребенка, его физического и умственного развития, медицинских показателей.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.