Запрет строительства на мелиорированных землях
Сегодня вы познакомитесь с мелиорацией не в сельской местности, а в городской, узнаете, как устроена установка системы, а также причины запрета постройки дома, на, казалось бы пустом участке. И то, как определиться с установкой всей конструкции.
Малосемейка и мелиоративные работы
Такое название появилось из-за того, что подобные квартиры пользовались большой популярностью у малых семей. В отличие от общежития, здесь каждая квартира приватный участок, где у вас есть собственная ванная комната и кухня с балконом.
Плюсы:
- Жилье полностью в вашем распоряжении, нет ничего общего с другими жильцами.
- Цена ниже, чем на обычные квартиры.
- Почти всегда расположены именно в спальных районах.
- Дешевый ремонт из-за маленькой площади.
Минусы:
- Квартира будет слишком мала для средней или большой семьи.
- Маленький и неудобный санузел.
- Из-за низкой стоимости можно столкнуться с не лучшими соседями.
- Подъезд и уличная территория в довольно плачевном состоянии.
- Парковки у таких зданий – редкость.
Жители могут пойти в ЖКХ, или же в другие органы, в случае, если их цокольный этаж подвергается коррозии, разрушается, покрывается мхом и плесенью.
Вообще, изначально государство должно обеспечить участок мелиорацией, но это, к сожалению, происходит не всегда.
Запрет на возведение недвижимости
Если на купленном вами участке раннее была мелиорированная земля, то при попытке получения разрешения на строительство вы получите отказ в соответствии с Федеральным закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ О мелиорации земель.
Для того чтобы получить право на строительство, вам нужно либо установить, что этих сооружений уже нет на вашей территории, либо провести их списание.
Для получения сведений о вашей земле вам необходимо обратиться в ФГБУ и запросить у них сведения о: наличии или же отсутствии мелиорации и предоставить учет земель обустроенных такими сооружениями.
Все это вам даст информацию о сроке эксплуатации, принадлежности систем и их техническом состоянии.
При обращении в ФГБУ вы должны написать заявление в свободной форме и предоставить все документы по вашему участку.
Если по итогу вам предоставят информацию о том, что на вашей территории нет мелиорации и снимут участок с соответствующего учета, то вам останется только еще раз обратиться в МФЦ для получения разрешения на постройку дома.
Если на участке все же будут строения мелиорации, то вы должны обратиться в ФГБУ, для того, чтобы перевести свой участок в категорию немелиорируемых (провести списание всех соответствующих структур). После выполнения работы обратитесь в МФЦ для получения разрешения на строительство.
Что нужно знать собственнику участка в садовом товариществе (СНТ)?
Правила ухода и обслуживания системы
- Удалять из канав и каналов различный мусор и случайные предметы, мешающие нормальному проходу воды.
- Косить траву вокруг мелиорационной системы.
- Срубать кусты на откосах канав и не сажать там деревья, так как их корни могут повредить каналы.
- Никогда не давать каналу зарасти сорняками и травой.
Виды дренажа
Для начала нужно определиться с типом дренажирования, их всего два:
- Наружное внешнее дренажирование. Обыкновенные ливневки и каналы с небольшим уклоном, идущие к водосборникам и специализированным дренажным колодцам.
- Подземная система отведения воды. По сути, это трубы, погруженные на разную глубину и наполненные линиями мелкого щебня, либо песка. В других случаях туда могут быть встроены специальные трубки для дренажа и лотки, засыпанные сверху землей.
Внешнее:
Подземное:
Материалы труб
- Полиэтилен. Популярнейший материал для производства дренажных труб. В продаже обычно встречается в гофрированном виде и длинной не более 50 метров (можно купить и более 100 метров, но это уже на заказ). Важно! Данный материал крайне нетермостойкий.
- Полипропилен. Достаточно прочный и термостойкий, чтобы угодить всем, но цена выше других не дала возможность обрести популярность этому материалу.
- ПВХ (Поливинилхлорид). Они имеют очень высокую защиту от химикатов, прочность и термостойкость, как у полипропилена, что дает большое преимущество против остальных конкурентов. Они связываются соединениями из ПВХ. Наиболее используемые трубы имеют диаметр 11–20 сантиметров и делаются длиной 6-12 метров. Сделать нужную вам длину можно обыкновенной ножовкой для металлических изделий.
- Керамические. Полностью огнестойки из-за особой глины, а специальные минеральные соединения придают им дополнительную прочность.
- Асбестоцементные. Производят диаметром 100–200 мм. Вес одной подобной трубы может превышать 52 кг. Для связи используют муфты из асбестоцемента. Высокая водопроницаемость достигается путем пропилов в поверхностной части трубы, сделанных в шахматном порядке.
- Металлические. Имеют достаточно большой вес, при этом могут быть подвержены коррозии.
- Бетонные. Сложные в соединении, и имеющие огромную массу.
- Из пористого керамзитстекла либо пластбетона. Вода в них поступает сквозь поры в стенках.
Обратите внимание! Наиболее используемыми являются трубы диаметром 11 см со слоем защиты из геотекстиля. К тому же, их можно монтировать без добавочной системы для фильтрации. Диаметр основной линии отвода воды должен иметь не менее 16см, а второстепенные 11см.
Характеристики
Отличием дренажных труб от других является обильная или частичная перфорация, которая достаточно сильно влияет на множество характеристик всей системы.
- Первая представляет собой создание отверстий, находящихся на расстоянии 60 градусов относительно друг друга по кругу, следовательно, в сечении будет 6 дыр, со стандартным диаметром в 1,3 мм.
- Во втором случае 3 отверстия, находящиеся в верхней части дренажа. Чтобы защитить дыры от быстрого засорения, их проделывают между гофрами, которые представляют собой ребра жесткости. Они помогают равномерно разделить нагрузку на всю дренажную систему, что позволяет ей работать гораздо дольше.
Условия пользования дренажной системой подразумевает под собой применение конкретных моделей труб, где каждая исполняет свою функцию. Из-за это сразу нужно знать, с какой целью будет прокладываться вся эта система.
Например:
- Двухслойная труба, обладает высокой прочностью и жесткостью поэтому, ее можно закопать глубоко в грунт.
- Есть модели с фильтрами, их используют в местах с мелкой почвой или песком.
- Там, где нужно удалить много воды, применяют трубы с широким диаметром.
- Для маленькой глубины идеально подойдут гофрированные трубы с одним слоем, а также с перфорацией.
Мало просто купить участок, чтобы построить дом, нужно еще узнать есть ли на нем мелиорация. И если она там есть, то ее придется убрать, иначе постройка будет, во-первых, незаконной, а во-вторых, опасной для будущего здания. А если вы хотите сами обустроить такую, на первый взгляд простую структуру, то вам тоже необходимо учесть кучу факторов.
Вам также может понравиться
Использование мелиорированных земель
При строительстве объектов нередко создаются препятствия в использовании мелиорированных земель по целевому назначению — правовые нормы по сохранению и восстановлению мелиорированных земель.
При размещении объектов строительства нередко затрагиваются мелиорированные земли, которые находится под особой защитой. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие мелиорации земель:
- гидромелиорация,
- агромелиорация,
- культуртехническая мелиорация,
- химическая мелиорация.
Мелиорация связана с большими капиталовложениями и направлена на повышение продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции.
Целью мелиорации земель является сохранение и повышение плодородия земель, а также создание необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
При изъятии (выкупе) и предоставлении мелиорированных земель необходимо учитывать требования Земельного кодекса в отношении земель сельскохозяйственного назначения, а также требования Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (ред. от 28.11.
2011), в котором установлены правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.
Федеральным законом «О мелиорации земель» допускается, что «мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (из статьи 10). Соответственно при изъятии (выкупе) и предоставлении для строительства мелиорированных земель необходимо учитывать права их собственников.
Изменение целевого назначения мелиорированных земель необходимо согласовывать со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель (в настоящее время указанные функции исполняет управление сельского хозяйства).
При этом следует иметь в виду, что «государственное управление в области мелиорации земель осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель. Положение о федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также о федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию в области мелиорации земель, утверждается Правительством Российской Федерации» (из статьи 17 ФЗ «О мелиорации земель»). Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 июня 2004 г. N 315, Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере мелиорации земель.
В соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель» к полномочиям в области мелиорации органов государственной власти и органов местного самоуправления относится следующее:
Статья 14. Полномочия Российской Федерации в области мелиорации земель.
- К полномочиям Российской Федерации в области мелиорации земель относятся:
- — определение государственной политики в области мелиорации земель;
- — разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области мелиорации земель и контроль за их соблюдением;
- — владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к федеральной собственности государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями.
Статья 15. Полномочия субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель.
- К полномочиям субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель относятся:
- — владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к собственности субъектов Российской Федерации государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
- — разработка и принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель;
- — финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий), обеспечиваемой отнесенными к собственности субъектов Российской Федерации государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, и участие в финансировании мелиорации земель (мелиоративных мероприятий), обеспечиваемой отнесенными к федеральной собственности государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
- — разработка, утверждение и реализация региональных (территориальных) программ в области мелиорации земель и контроль за их выполнением;
- — иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.
Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления в области мелиорации земель.
- Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами могут осуществлять следующие полномочия в области мелиорации земель:
- — владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности;
- — обеспечение защиты окружающей среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях;
- — координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель.
Мелиорированный земельный участок находится под особой защитой.
Что касается строительства на мелиорированных землях, в статье 30 Федерального закона «О мелиорации земель» установлено следующее: «Строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений.
- Любая деятельность на мелиорируемых (мелиорированных) землях должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
- Сооружение и эксплуатация линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию с организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
- ФЗ «О мелиорации земель» констатирует, что «перевод мелиорированных земель в иные земли, изъятие мелиорированных земель осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации» (статья 31).
Как при проведении мелиорации земель, так и при осуществлении строительства на мелиорированных землях, а также при проведении мелиорации земельного участка, предназначенного для строительства объекта, необходимо учитывать экологические требования.
При этом следует иметь в виду, что мелиоративные мероприятия осуществляются с соблюдением требований земельного, водного, лесного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, о недрах, о растительном мире и о животном мире.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» при оценке состояния и степени деградации почв от водной и ветровой эрозии на землях сельскохозяйственного назначения применяется «Положение о проведении противоэрозионных мероприятий», утвержденное приказом Минсельхоза России от 30 декабря 2008 г. N 593.
- Положение направлено на регулирование прав и обязанностей органов, осуществляющих контроль за проведением противоэрозионных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения.
- Противоэрозионные мероприятия включают в себя следующие виды мероприятий: агротехнические; гидромелиоративные; культуртехнические; агролесомелиоративные.
- При планировании мероприятий по мелиорации земель виды и объемы выполняемых работ, включающих в себя противоэрозионные мероприятия, определяются проектами, утвержденными в установленном порядке.
- Противоэрозионные мероприятия проводятся для снижения водной или ветровой эрозии до безопасного уровня.
- Возмещение ущерба в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
- Перевод сельскохозяйственных угодий в другую категорию: содержание ходатайства и состав документов прилагаемых к ходатайству — советы и рекомендации для практиков — переход
Запрет строительства на мелиорированных землях — Юридическая консультация
Для разрешения вопроса вам необходимо установить факт отсутствия мелиоративных систем на вашем земельном участке либо осуществить их списание.
Предоставление сведений по учету мелиорируемых земель осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в лице подведомственного ему учреждения – ФГБУ «Управление „Спецмелиоводхоз“» (Административный регламент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель, утвержденный приказом Минсельхоза России от 22.10.2012 № 558).
- Как следует из п. 11 названного регламента, результатом предоставления государственной услуги является:
- 1) предоставление сведений о наличии (отсутствии) мелиорированных земель;
- 2) предоставление сведений по учету мелиорированных земель.
- Данные сведения необходимы вам для того, чтобы выяснить принадлежность мелиоративных систем, расположенных на вашем земельном участке (или рядом с ним), срок их эксплуатации и техническое состояние.
Регистрация дома на земле с видом разрешенного использования КФХ
Для получения этой услуги вам необходимо обратиться в ФГБУ «Управление „Спецмелиоводхоз“»: представить лично, по почте или с использованием сетей связи общего пользования, в том числе посредством отправки через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через официальный сайт Минсельхоза России, заявление, составленное в свободной форме. К заявлению рекомендуется приложить копии правоустанавливающих документов на земельный участок.
В случае если в результате оказания услуги вам будут предоставлены сведения об отсутствии на вашем земельном участке мелиоративных систем, вместе с предоставлением сведений, подтверждающих снятие их с балансового учета, вы сможете вновь обратиться в МФЦ с уведомлением о строительстве дома на территории вашего земельного участка.
В случае если в результате оказания услуги вам будут предоставлены сведения о наличии на вашем земельном участке мелиоративных систем, вам будет необходимо совершить перевод вашего земельного участка из категории мелиорируемых в категорию немелиорируемых (совершить списание). Списание мелиорируемых земель осуществляется ФГБУ «Управление „Спецмелиоводхоз“» по заявлению заинтересованных лиц, в связи с чем в результате оказания услуги составляется акт о списании по форме ОС-4.
После списания мелиоративных земель (или систем) с баланса и получения вами акта о списании вы вправе повторно обратиться с уведомлением о строительстве дома на территории вашего земельного участка.
Рекомендуем вам также ознакомиться с решением Арбитражного суда Московской области от 24.09.2018 № А41-65067/2018 об установлении факта отсутствия мелиоративных систем на земельном участке.
Что касается необходимости уведомления о строительстве дома на земельном участке.
Исключение из списка особо ценных сельхозугодий
Для многих владельцев земельных участков сельхозназначения актуален вопрос исключения участков из перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, поскольку использование таких земель для коммерческой деятельности практически невозможно.
В соответствии с Земельным кодексом, сельскохозяйственные угодья предназначены под пашни, сенокосы, пастбища, залежи и многолетние насаждения. То есть в норме речь должна идти только о землях, используемых непосредственно для производства сельхозпродукции.
Однако фактически к данной категории и к особо ценным угодьям, в частности, нередко относятся участки, которые под эти нужды давно не используются либо не использовались никогда.
Ограничения для особо ценных угодий
Отнесение земель к особо ценным сельскохозяйственным угодьям означает:
- Невозможность использования таких земель иначе как в качестве сельскохозяйственных угодий. В том числе, невозможность размещения на них зданий и сооружений, разрешенных на землях сельхозназначения, ведения дачного строительства и т. д. Причем, даже если участок входит в территориальную зону, для которой установлен градостроительный регламент, допускающий строительство (например, зона сельхозпроизводства СХ-3 или садоводства СХ-2), на особо ценные угодья градостроительный регламент не распространяется, строительство на угодьях запрещено (за исключением жилых домов КФХ).
- Невозможность внесения в генеральные планы городских округов или поселений изменений, предусматривающих включение таких земель в населенные пункты. А также риск оспаривания генеральных планов, если особо ценные угодья были включены в границы населенных пунктов.
- Невозможность перевода таких участков в земли промышленности и иные категории.
Критерии включения земель в перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий
Такие критерии определяются законом соответствующего субъекта РФ. Например, к особо ценным продуктивным угодьям в Московской области относятся:
- сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по городскому округу более чем на 10%;
- сельскохозяйственные угодья научных и образовательных организаций, государственных сортоиспытательных станций и государственных сортоиспытательных участков;
- мелиорируемые земли, то есть искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными мелиоративными системами.
В Московской области перечень особо ценных угодий ведется Минсельхозпродом Московской области. Соответственно, для исключения участка из данной категории необходимо внесение изменений в этот перечень (в частности, на основании судебного решения).
Как исключить участок из перечня особо ценных угодий
Порядок исключения земельного участка из перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий будет зависеть от того, по какому критерию участок был включен в этот перечень.
Так, исключение участка из состава мелиорируемых земель (и, соответственно, из перечня особо ценных угодий) возможно, если мелиоративная система на участке отсутствует либо находится в неработоспособном состоянии (в том числе, имеет истекший срок службы). В этом случае исключение осуществляется на основании акта о списании мелиоративной системы (в Московской области полномочиями в этой сфере обладает ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз») или в судебном порядке.
Если критерием включения участка в перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий стал размер кадастровой стоимости, необходимо оспаривание кадастровой стоимости (в том числе, в судебном порядке).
В отдельных случаях может быть актуально оспаривание включения участков в перечень особо ценных угодий на том основании, что они в принципе не являются сельхозугодиями: заняты законно возведенными объектами недвижимости, лесом, водными объектами, зон с особыми условиями использования территорий и т. д.
На практике включение участков в перечень особо ценных угодий нередко производится по критерию кадастровой стоимости формально, то есть при кадастровой оценке не производится полноценного исследования оцениваемых участков, в связи с чем установленная ГБУ кадастровая стоимость не отражает ни фактическое использование сельхозучастка, ни его реальную ценность.
Юристы по сельхозучасткам
Правовой центр «Два М» специализируется на разрешении различных вопросов в сфере земельного и градостроительного права, в том числе имеет опыт исключения участков из перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий.
Юристы «Два М» осуществляют комплексное правовое сопровождение строительных проектов, требующих перевода земель сельскохозяйственных угодий в другие территориальные зоны (например, из СХ-1 в СХ-3 в Московской области) или категории земель (земли населенных пунктов, земли промышленности и т. д.), изменения разрешенного использования участков и объектов капитального строительства.
Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель. Нарушение законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель влечет за собой административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
Ответственность за нарушение законодательства в области мелиорации земель — один из видов юридической ответственности — наступает вследствие того, что тот или иной участник отношений по мелиорации земель, действуя свободно и имея возможность выбрать правильный, указанный в законе или договоре вариант поведения, совершает действия, являющиеся правонарушениями.
Содержание юридической ответственности, ее задачи и сущность сложны и многообразны. С одной стороны, это — наказание (кара) за совершенное правонарушение, с другой, — лишь угроза его применения, что имеет большое воспитательное, профилактическое (превентивное) значение.
В материальной своей форме прежде всего юридическая ответственность выражается в несении правонарушителем дополнительной обязанности по отношению к той, которая им не исполнена.
Например, если мелиоративная организация несвоевременно или некачественно выполнила мероприятия по приведению осушительной (оросительной) сети в рабочее состояние, она в соответствии с договором, заключенным с хозяйством, несет перед последним юридическую ответственность в виде неустойки (пени, штрафа), что не освобождает ее от надлежащего исполнения обязательства.
Возможно принудительное исполнение обязанности и без применения юридической ответственности. Это бывает тогда, когда орган государственного контроля за правильным использованием и охраной земель дает тому или иному лицу предписание (или напоминание) о выполнении требований земельного законодательства (без штрафной санкции). Таким образом, предупреждается совершение правонарушения.
От предупреждения надо отличать пресечение правонарушения, когда оно совершено, но пока еще имеется возможность его приостановить, прекратить его дальнейшее развитие по указанию органов управления.
Правонарушения могут быть допущены посторонними организациями или гражданами, не состоящими в договорных отношениях с хозяйством (повреждение гидротехнических сооружений и устройств, например проезжим транспортом, самовольное занятие чужого участка, захламление и загрязнение угодий и т.п.).
В этих случаях может быть применена к правонарушителю административная или даже уголовная ответственность. По общему правилу ответственность за нарушение законодательства о мелиорации земель может наступать лишь при наличии полного состава правонарушения.
Что это означает? В действиях нарушителя необходимо установить четыре признака (элемента): — противоправное действие (бездействие) лица, привлекаемого к юридической ответственности, т.е.
нарушение определенной статьи, нормы закона или иного правового акта; — вредный результат этого действия или бездействия (порча земель, вред, причиняемый мелиоративной сети, убытки государства и землепользователей и т.п.); — наличие причинной связи между действиями и наступившим вредом (объективный элемент состава); — вина нарушителя конкретных правовых норм (субъективный элемент состава).
При отсутствии какого-либо из упомянутых элементов названного состава не может быть оснований для применения юридической ответственности.
Как известно, законодательство Российской Федерации предусматривает четыре основных вида (формы) юридической ответственности, которые действуют и в области законодательства о мелиорации земель: — дисциплинарная; — административная; — уголовная; — гражданско — правовая (имущественная).
Необходимо четко различать эти виды ответственности, так как каждый из них наступает путем применения норм разных отраслей законодательства, соответственно, трудового, административного, уголовного, гражданского. Дисциплинарная ответственность применяется за совершенные дисциплинарные проступки при исполнении своих трудовых обязанностей.
Она предусматривается соответствующими статьями Кодекса законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ). Существуют следующие меры дисциплинарных взысканий: предупреждение, выговор, отстранение от работы и другие. Они налагаются руководителем организации на подчиненных ему по службе работников. Административная ответственность налагается за совершенные административные проступки, указанные в законе — в Земельном кодексе Российской Федерации (ЗК РФ), Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законах субъектов Российской Федерации. В отличие от дисциплинарного административный проступок в области мелиорации земель — это деяние, как связанное с выполнением должностных функций или трудовых обязанностей, так и не связанное с ними. Еще одна особенность: за административное правонарушение виновные лица привлекаются к ответственности не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными государственными органами (органами Госкомзема, Минздрава, Госстроя, охраны природы и др.). И, наконец, административная ответственность, как правило, выражается в виде штрафа. За дисциплинарные же проступки штраф налагать запрещается. Штраф — весьма существенная и часто применяемая на практике мера воздействия на нарушителей земельного законодательства, в том числе действующего и в области мелиорации земель. Надо иметь в виду, что в связи с инфляцией размеры штрафов в твердых суммах, указанные в ЗК РФ и в КоАП РФ, изменены.
Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях» установлен перерасчет административных штрафов применительно к минимальному месячному размеру оплаты труда. Так, например, штраф в размере 10 рублей определен как одна десятая месячного минимального размера оплаты труда; в размере 100 рублей — один минимальный размер оплаты труда и т.д. ———————————
ВВС РФ. 1992. N 34. Ст. 1970.
Перерасчет штрафов, установленных в ЗК РФ, определен Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года N 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы» . Согласно этому указу, если верхний предел штрафа, установленного ЗК РФ в твердых суммах, не превышает: ———————————
САПП. 1993. N 51. Ст. 4935.
ста рублей — считать его равным одному минимальному размеру оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже одной третьей минимального размера оплаты труда; пятисот рублей — считать его равным пяти минимальным размерам оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже двух минимальных размеров оплаты труда; тысячи рублей — считать его равным семи минимальным размерам оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже трех минимальных размеров оплаты труда; трех тысяч рублей — считать его равным пятнадцати минимальным размерам оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже пяти минимальных размеров оплаты труда; десяти тысяч рублей — считать его равным двадцати минимальным размерам оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже шести минимальных размеров оплаты труда; ста тысяч рублей — считать его равным двумстам минимальным размерам оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже ста минимальных размеров оплаты труда; пятисот тысяч рублей — считать его равным пятистам минимальным размерам оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже двухсот минимальных размеров оплаты труда; одного миллиона рублей — считать его равным тысяче минимальных размеров оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже пятисот минимальных размеров оплаты труда. Согласно статье 125 ЗК РФ за нарушение земельного законодательства юридические лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах:
за самовольное занятие земельных участков юридические лица — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, граждане — от одной тысячи до пяти тысяч рублей ; ———————————
Здесь и далее размеры штрафов определяются путем перерасчета их в соответствии с Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы».
за самовольное строительство юридического лица — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, граждане — от 500 до одной тысячи рублей; за захламление земель юридические лица — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, граждане — от 100 до 500 рублей; за загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражение бактериально — паразитическими и карантинными вредными организмами юридические лица — от пятисот тысяч до 1 млн. рублей, граждане — от 500 до пяти тысяч рублей; за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы юридические лица — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, граждане — от 500 до трех тысяч рублей; за нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, юридические лица — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, граждане — от 500 до одной тысячи рублей; за проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, юридические лица — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, граждане — от 500 до десяти тысяч рублей; за искажение сведений о состоянии и использовании земель должностные лица и граждане — от 100 до 500 рублей; за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда должностные лица — от одной тысячи до трех тысяч рублей; за уничтожение межевых знаков юридического лица — от 100 до 500 рублей, граждане — от 50 до 100 рублей. Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений. Указ от 16 декабря 1993 года расширил перечень административных правонарушений, установив, в отличие от ЗК РФ и КоАП РФ, размеры штрафов применительно к минимальной оплате труда. Указом впредь до принятия нового ЗК РФ установлены (помимо уже названных) штрафы: за нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель, противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель для граждан — от одного до трех, должностных лиц — от трех до десяти, юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; за нарушение установленного режима использования земель природоохранного природно — заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, для граждан — от трех до пяти, должностных лиц — от пяти до десяти, юридических лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; за нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, систематическое невнесение платежей за землю для граждан и должностных лиц — от трех до десяти, юридических лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства, для граждан — от пяти до десяти, должностных лиц — от десяти до двадцати, юридических лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
В КоАП РФ (до 1997 г.) имелась одна статья (ст. 60), специально предусматривающая административную ответственность (штраф) за повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации.
Законом Российской Федерации от 28 июня 1997 года N 93-ФЗ «О внесении дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и статью 12 Закона Российской Федерации «О плате за землю» КоАП РФ дополнен пятью статьями: 60.1, 60.2, 60.4, 60.5.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 2954.Нарушение порядка разработки, согласования и утверждения проектной документации в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения или земель, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, — влечет наложение штрафа в размере от двадцати до семидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 60.1).
Эта статья КоАП применяется ко всем владельцам названных сооружений и устройств, а также нарушителям правил их эксплуатации — независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности предмета правонарушения (см. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. «Об обеспечении безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений» ). ———————————
СЗ РФ. 1996. N 8. Ст. 2167.
Нарушение порядка проведения мелиоративных мероприятий (строительства, эксплуатации и реконструкции мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнения пастбищ, создания и эксплуатации защитных лесных насаждений, проведения культуртехнических работ и работ по улучшению химических и физических свойств почв) на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, — влечет наложение штрафа в размере от десяти до ста минимальных размеров оплаты труда (60.2). Уничтожение и (или) повреждение мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений на землях сельскохозяйственного назначения — влечет наложение штрафа в размере от десяти до ста минимальных размеров оплаты труда (60.3). Сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях сельскохозяйственного назначения без согласования со специально уполномоченными государственными органами в области мелиорации земель — влечет наложение штрафа в размере от двадцати до ста минимальных размеров оплаты труда (60.4). Невыполнение требований (предписаний) специально уполномоченных государственных органов в области мелиорации земель — влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до ста минимальных размеров оплаты труда (60.5). Каков порядок наложения и взыскания штрафов?
В КоАП РФ предписано, что решаются эти вопросы специально уполномоченными государственными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 года N 1362, которым утверждено «Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации» , конкретно названы специально уполномоченные органы, правомочные применять меры административных взысканий в виде штрафа за нарушения земельного законодательства. К ним относятся Госкомзем, Минздрав (его санэпидслужба), Госстрой, Госкомэкология России. Каждый из этих органов и его правомочные органы на местах решают в сфере своей деятельности вопросы применения административной ответственности за нарушения требований земельного, экологического, санитарного и строительного законодательства. ———————————