Частые вопросы

Законность ограничения подачи электроэнергии

Злостному неплательщику за коммуналку отрезали подачу электроэнергии. Он пожаловался, что его об этой неприятности не поставили в известность, и энергетикам велели возобновить подачу света. И все из-за того, что они неправильно уведомили должника. А как правильно это сделать? На этот вопрос и ответил Верховный суд РФ.

Проблема долгов по ЖКХ — одна из самых тяжелых, и это признается уже на государственном уровне. По данным министерства строительства и ЖКХ, на начало этого года общий размер долга перед ресурсоснабжающими организациями составляет 1,238 триллиона рублей. Из них 750 миллиардов — это долги населения. Остальное накопили управляющие компании.

И должникам, как и тем, кто поставляет услуги ЖКХ, надо четко знать свои законные не только обязанности, но и права.

Просто так, без предварительного предупреждения отключить гражданину- неплательщику коммунальную услугу не так просто, как это кажется на первый взгляд.

Существует в такой ситуации некий законный алгоритм действий для организаций, которые поставляют коммунальные услуги и которым человек задолжал.

Несоблюдение всех необходимых пунктов предупреждения чреваты тем, что коммунальную услугу заставят поставлять, несмотря на имеющийся долг.

Обычно должнику по почте отправляется заказным письмом предупреждение, что если он не погасит образовавшийся долг, то останется, как в нашем случае, без света. Предупреждение идет по почте и с обязательным уведомлением о вручении гражданину-должнику.

Без письменного предупреждения, отключить коммунальную услугу неплательщику не так просто, как кажется на первый взгляд

В нашем случае такое письмо «счастья» адресатом получено не было. И письмо, пролежав на почте положенный срок, было возвращено отправителю. Так вот главное — по мнению Верховного суда РФ, это «не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги».

Проще говоря, если человек такого предупреждения не получил, то и отключать ему коммунальную услугу нельзя. Подчеркнем — неполученным считается письмо независимо от причин, по которым корреспонденцию получатель не забрал.

Именно к такому выводу пришел Верховный суд РФ, рассматривая жалобу некой ресурсоснабжающей организации. Она ограничила своему должнику неоплаченную коммунальную услугу.

А должник нажаловался в местный орган жилнадзора, который предписал возобновить потребителю подачу коммунальной услуги по электроснабжению, потому что свет ему выключили «без надлежащего уведомления потребителя за 20 суток».

Поставщики электроэнергии пыталась обжаловать такое, незаконное, на его взгляд, предписание в местном суде.

Там энергетики объясняли, что должнику заказным письмом было отправлено уведомление о задолженности и о возможном «ограничении режима потребления электрической энергии». Это они подтвердили, предъявив суду реестр почтовых отправлений с отметкой почтового отделения.

Судя по отчету об отслеживании отправления, письмо прибыло в место вручения. И 1 сентября была сделана неудачная попытка вручения, почтовое отправление выслано отправителю.

«Ограничение режима потребления электрической энергии» — проще говоря, отключение света — произошло12 сентября .

Районный суд признал предписание жилнадзора незаконным, так как энергетики «не обеспечили получение потребителем соответствующего предупреждения» о предстоящем ограничении подачи коммунальной услуги. Как подчеркнул местный суд, доказательства, подтверждающие факт получения потребителем предупреждения, в материалах дела отсутствуют.

А отсюда вывод — значит, ограничение потребления электрической энергии проведено без соблюдения прописанного в соответствующем законе 20-дневного срока, который начинает отсчитываться с момента получения потребителем предупреждения.

Следующая же инстанция — апелляционный суд, — напротив, сочла предписание энергетикам незаконным, так как, по данным Почты России, уведомление было доставлено 31 июля, но не было ему вручено. А в соответствии со статьей 165.

1 Гражданского кодекса РФ, уведомления или «иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю».

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило гражданину, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Следовательно, сделал вывод Верховный суд, двадцатидневный срок на отключение коммунальной услуги, надо считать именно с даты доставки почтой уведомления потребителю. А отсюда вытекает, что срок соблюден, предписание энергетикам включить свет — незаконное.

Окружной суд посчитал, что применять статью 165.1 Гражданского кодекса РФ в нашем случае нельзя, так как правоотношения по обеспечению коммунальными услугами находятся в сфере регулирования жилищного законодательства и Закона «О защите прав потребителей». А вот нормы гражданского законодательства в части защиты потребителей и в части жилищных правоотношений носят общий характер.

Еще один важный момент — пункт 119 Правил N 354 содержит специальный порядок уведомления должника и требует факта личного вручения почтового уведомления.

Сам по себе факт направления в адрес потребителя предупреждения заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено, причем независимо от причин неполучения, и возвращено отправителю, не свидетельствует, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.

Значит, 20-дневный срок не соблюден, а предписание включить свет соответствует закону.

★★★

Электричество – один из самых важных ресурсов для современного человека. Остаться без него – как остаться без рук. Но если вы не будете аккуратно вносить платежи, его могут отключить за неуплату. Как не доводить ситуацию до этой крайности и действовать, если долг все же скопился немалый, рассказываем в этой статье.

Закон суров

С 1 января 2021 года перестал действовать мораторий на отключение электроэнергии и начисление пени за просрочку платежей. Напомним, что введенные годом ранее послабления были связаны с пандемией. Это вовсе не означает, что все долги в 2020 году прощали, но и без света неплательщики остаться не рисковали.

Теперь условия возвращаются к первоначальным, а это значит, что:

  • За несвоевременную оплату будут начисляться пени.
  • В случае длительной задержки платежей подачу электроэнергии могут приостановить или прекратить.
  • Для того чтобы свет вернулся, придется заплатить определенную сумму, да и произойдет это не сразу, а только в течение двух дней.

Что считается задолженностью?

В законодательстве есть понятие «неполная оплата услуги». О ней говорят тогда, когда потребитель имеет задолженность размером в плату за два месяца (среднемесячная плата рассчитывается из норматива потребления, установленные счетчики на нее не влияют).

Если потребитель оплачивает предоставляемые услуги (имеются в виду все услуги: например, в одной квитанции может быть счет за тепло и электроэнергию) частично, то полученная сумма распределяется по всем категориям услуг пропорционально стоимости каждой. Неоплаченная часть засчитывается как долг.

После того как сумма долга превышает сумму средних платежей за два месяца, поставщик коммунальных услуг может применять определенные «санкции», в том числе ограничивать поставку электроэнергии.

На основании чего коммунальщики могут отключать свет?

Такое право закреплено в ст. 119 Постановления РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

При этом они должны соблюдать определенный порядок:

  • Сначала отправляется уведомление, в котором говорится, что, если долг не будет погашен в течение 20 дней, предоставление услуги будет сначала ограничено, а потом приостановлено. Если ограничить услугу невозможно, ее предоставление будет приостановлено без промежуточного этапа.

Важно! Уведомление считается врученным только в том случае, если тому есть подтверждение. Это значит, что его должны передать должнику под расписку или заказным письмом с уведомлением о получении.

Если этого не сделать, дальнейшие «санкции» будут незаконны.

Поставщик услуг может использовать и другие способы передачи сообщения: звонок с записью, электронное письмо с подтверждением получения, информирование через государственную информационную систему ЖКХ или интернет.

  • Если потребитель игнорирует предупреждение и не вносит плату, поставщик может ограничить потребление услуги . Если и это не приводит к результату, предоставление услуги может быть приостановлено. Исключения – отопление и холодное водоснабжение в многоквартирных домах. Электричество может быть отключено, если вовремя не среагировать на требование заплатить.  

Полное ограничение или приостановление предоставления услуги – прекращение подачи электрической энергии.

Что делать, если вам отключили свет?

Для начала выясните, по какой причине это произошло. Если компания насчитала долг, а вы аккуратно вносите платежи, и при этом не уведомила об отключении заранее, это повод обращаться в суд.

Читайте также:  Льготы на проезд по россии

Важно! Молча отключить свет поставщик не имеет права. Подобные действия неправомерны.

Обратившись в суд, вы можете не только вернуть электроснабжение, но и получить компенсацию, так как ваши права были нарушены.

Если отключение правомерно, то самый простой способ вернуть свет в свою квартиру – оплатить задолженность. После этого уведомить поставщика услуг или ответственную компанию (УК или ТСЖ, например). 

Подключение света после приостановки поставки услуги занимает до двух дней!

Скорее всего, это обойдется вам в определенную сумму – от 1000 до 3000 рублей.

Если у вас нет возможности оплатить весь долг сразу, напишите заявление на адрес управляющей компании или ТСЖ с просьбой предоставить рассрочку.

Если вам пойдут навстречу, будет рассчитан график платежей, а поставку электроэнергии восстановят раньше. Если у вас есть уважительная причина, по которой вы не платили, укажите ее в этом заявлении.

Чаще всего компании идут навстречу и предоставляют возможность заплатить по частям.

  • А пока вы не выплатите весь долг, ограничьте потребление электроэнергии (насколько это возможно, конечно, и ни в коем случае не через нарушение закона), чтобы сумма, которую вы должны, не очень сильно увеличивалась и выплата оставалась для вас посильной.
  • Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
  • При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Ограничение режима потребления электрической энергии

Ограничение режима потребления электрической энергии осуществляется по основаниям и в порядке, установленном Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее — Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Ограничение режима потребления электрической энергии вводится в том числе при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в следующем:

  • неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за два расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;
  • возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) — в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);
  • выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;
  • невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;
  • подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;

Порядок ограничения режима потребления электрической энергии установлен Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 № 442 и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Для граждан-потребителей, проживающих в индивидуальных жилых домах, не обслуживаемых УК, ТСЖ, ЖСК и т.п.

Полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (далее — ограничение режима потребления) предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в случае наступления предусмотренных действующим законодательством и договором энергоснабжения обстоятельств.

Частичное ограничение режима потребления производится:

  • потребителем самостоятельно под контролем сетевой организации;
  • сетевой организацией при наличии технической возможности снижения объема электрической энергии, подаваемой потребителю, с центров питания сетевой организации, в случае его отказа самостоятельно произвести ограничение режима потребления либо в случае введения аварийных ограничений.
  • Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем-гражданином своих обязательств вводится в следующем порядке:
  • а) при возникновении у гражданина-потребителя задолженности по оплате электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, за два расчетных периода вводится частичное ограничение режима потребления, если для этого имеется техническая возможность. При этом не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого частичного ограничения инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет гражданину-потребителю уведомление о планируемом введении частичного ограничения режима потребления в случае непогашения им образовавшейся задолженности в определенный в уведомлении срок;
  • б) при возникновении у гражданина-потребителя задолженности по оплате электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, за три расчетных периода вводится полное ограничение режима потребления. При этом не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения полного ограничения инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет гражданину-потребителю уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления в случае непогашения им в полном объеме образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 00 часов которого этот гражданин-потребитель должен ввести полное ограничение режима своего потребления;
  • в) если задолженность не погашена в указанный в уведомлении о планируемом введении полного ограничения режима потребления срок и гражданин-потребитель не вводит полное ограничение режима своего потребления самостоятельно, то исполнитель (субисполнитель) вводит ограничение режима потребления такого гражданина-потребителя со своего центра питания либо путем отсоединения энергопринимающих устройств гражданина-потребителя от электрической сети.
  • Подача электрической энергии возобновляется потребителю после уплаты задолженности в полном объеме указанного в письменном уведомлении требования о погашении (оплате) задолженности или в случае представления потребителем документов, свидетельствующих об отсутствии у него задолженности.

Для граждан-потребителей, проживающих в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, обслуживаемых УК, ТСЖ, ЖСК и т.п.

  1. При ограничении предоставления коммунальной услуги временно уменьшается объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса и (или) вводится график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
  2. При приостановлении предоставления коммунальной услуги временно прекращается подача потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
  3. Ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги по электроснабжению гражданам — потребителям в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств осуществляется:
  4. без предварительного уведомления потребителя в случае:
  5. а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется электроснабжение, также с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;
  6. б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий, с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;
  7. в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, с момента выявления несанкционированного подключения;
  8. г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, с момента выявления нарушения;
  9. д) предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, — со дня, указанного в документе соответствующего органа;
  10. с предварительным уведомлением потребителя в случае:
  11. а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги — через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя;
  12. б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, — через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
  13. Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму трех месячных размеров оплаты коммунальной услуги, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги.
  14. В случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги, после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, ограничение или приостановление предоставления ему коммунальной услуги производится в следующем порядке:
  15. а) потребителю-должнику в письменной форме направляется предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
  16. б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока, при наличии технической возможности вводится ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
  17. в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги приостанавливается предоставление такой коммунальной услуги, с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
  18. Предоставление коммунальной услуги возобновляется в течение двух календарных дней со дня устранения причин, указанных в настоящем пункте, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности.
Читайте также:  Нарушение судом норм процессуального права

Нарушение порядка уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергии

19.04.2019 Черменин Евгений Павлович, старший юрисконсульт ЦПО Групп

В практике нередки ситуации, когда энергоснабжающие организации нарушают права потребителей энергии. Расскажем, какие есть правила и как защититься от неправомерных действий.Обязанность по поставке электроэнергии должна сопровождаться обязанностью ее оплатить. При неисполнении обязательств одним из контрагентов, второй имеет право прекратить исполнение своего обязательства. Энергоснабжающие организации вправе ограничить режим потребления электроэнергии потребителям, которые не исполняют свои обязательства по оплате потребленного ресурса. Однако введение такого ограничения может осуществляться только по основаниям и в порядке, установленном действующим законодательством и сопутствующими нормативными актами.

Основным правовым документом, регулирующим правила и порядок ограничения режима потребления электроэнергии, является Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, которым утверждены Правила полного и (или) частичного ограничении режима потребления электрической энергии» (далее — Правила № 422).

Рассмотрим действующий порядок уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергии и ответственность за его нарушение.

Правила уведомления

Порядок и способы уведомления потребителя о введении ограничения, а также содержание уведомления регламентированы разделом 2 Правил № 422.

Согласно пункту 10 правил № 442 перед введением ограничения режима потребления инициатор данного ограничения обязан:

  • уведомить потребителя о введении ограничения;
  • направить исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления;
  • направить информацию о введении ограничения режима потребления в уполномоченные госорганы одновременно с направлением уведомления потребителю.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 422 уведомление потребителя осуществляется определенным в договоре энергоснабжения способом, в том числе:

  • посредством направления смс-сообщений;
  • посредством направления сообщений на электронную почту;
  • посредством публикации соответствующего сообщения на официальном сайте инициатора введения ограничения.

Уведомление может быть осуществлено и любым другим способом, позволяющим подтвердить его доставку.

Особое значение придается надлежащему уведомлению адресата.

Так, если уведомление направляется смс-сообщением на указанный в договоре номер, адресат считается уведомленным надлежащим образом в день направления повторного смс-сообщения, при условии, что сообщение направлено потребителю повторно в течение 2 дней, не раньше истечения суток с момента направления первого сообщения. Те же правила применяются для уведомлений, направленных в электронной форме с использованием электронной подписи.

  • Стоит отметить, что договором энергоснабжения могут быть предусмотрены иные правила.
  • При уведомлении через публикацию на сайте инициатора введения ограничения в интернете, или через опубликование в печатном издании, являющемся источником официального опубликования НПА органов власти субъекта РФ, потребитель считается уведомленным надлежащим образом в день, когда уведомление опубликовано.
  • Согласно пункту 8 правил № 422, потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления однократно.

Варианты защиты прав при нарушении порядка уведомления

Важно помнить, что ограничение поставки электроэнергии без достаточных оснований и/или с нарушением установленных законом (договором) правил образуют состав нарушения статьи 10 ФЗ от 26.07.2006N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — ФЗ № 135), которой установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

При нарушении порядка уведомления, предписываемого законом, потребитель энергии вправе обратиться с заявлением в территориальное управление ФАС РФ, описав обстоятельства нарушения своих прав и установленного порядка.

Пример из судебной практики:

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 N 13АП-33208/2016 по делу N А42-3346/2016

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ульяновской области

Уголовная ответственность за прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения

За незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия, статьей 215.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность.

При этом под прекращением подачи электроэнергии понимается полное отключение потребителя от электрических сетей, независимо от того, временно или постоянно это сделано.

Под ограничением подачи понимается как уменьшение объема подачи электрической энергии, уменьшение уровня, так и ее поставка с ограничением во времени.

Под незаконным отключением потребителей от других источников жизнеобеспечения понимается прекращение водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и т.д.

При решении вопроса о незаконности прекращения или ограничения подачи электрической энергии либо отключении от других источников жизнеобеспечения необходимо руководствоваться соответствующими нормативно-правовыми актами.

Состав преступления материальный и считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из последствий, указанных в ст.215.1 УК РФ.

Согласно примечанию к ст.216 УК РФ крупным ущербом считается сумма свыше 500 тыс. руб.

Тяжкий вред здоровью – вред здоровью, опасный для жизни человека: или повлекший за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций; или выразившийся в неизгладимом обезображивании лица; или вызвавший значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть.

Понятие «иные тяжкие последствия» является оценочным. К примеру, остановка объектов, в отношении которых отключение энергии запрещено, их дезорганизация, радиоактивное или иное заражение местности, создающее угрозу здоровью граждан, окружающей природной среде и т.п.

Ответственность за перечисленные выше деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, предусмотрена ч.2 ст.215.1 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, принявшее решение о прекращении или ограничении подачи электрической энергии либо отключении от других источников жизнеобеспечения. 

Прямая ссылка на материал
Поделиться

За незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия, статьей 215.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность.

При этом под прекращением подачи электроэнергии понимается полное отключение потребителя от электрических сетей, независимо от того, временно или постоянно это сделано.

Под ограничением подачи понимается как уменьшение объема подачи электрической энергии, уменьшение уровня, так и ее поставка с ограничением во времени.

Читайте также:  Декретные выплаты с работы по совместительству

Под незаконным отключением потребителей от других источников жизнеобеспечения понимается прекращение водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и т.д.

При решении вопроса о незаконности прекращения или ограничения подачи электрической энергии либо отключении от других источников жизнеобеспечения необходимо руководствоваться соответствующими нормативно-правовыми актами.

Состав преступления материальный и считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из последствий, указанных в ст.215.1 УК РФ.

Согласно примечанию к ст.216 УК РФ крупным ущербом считается сумма свыше 500 тыс. руб.

Тяжкий вред здоровью – вред здоровью, опасный для жизни человека: или повлекший за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций; или выразившийся в неизгладимом обезображивании лица; или вызвавший значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть.

Понятие «иные тяжкие последствия» является оценочным. К примеру, остановка объектов, в отношении которых отключение энергии запрещено, их дезорганизация, радиоактивное или иное заражение местности, создающее угрозу здоровью граждан, окружающей природной среде и т.п.

Ответственность за перечисленные выше деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, предусмотрена ч.2 ст.215.1 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, принявшее решение о прекращении или ограничении подачи электрической энергии либо отключении от других источников жизнеобеспечения. 

Ограничение режима потребления электрической энергии

Указанные изменения приняты в развитие Федерального закона от 03.11.2015 г. №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» и преследуют цель обеспечения своевременной оплаты за электрическую энергию и услуги по ее передаче.

Основные изменения, вносимые в порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии следующие:

Сокращение сроков и этапов процедуры ограничения электроснабжения потребителя.

Процедура введения ограничения в общем случае сокращается до одного этапа – введения полного ограничения потребления электроэнергии.

Частичное ограничение вводится в отношении, как прочих потребителей, так и потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям только при наличии акта согласования технологической и (или) аварийной брони.

  • Ограничение за любой размер задолженности.
  • Гарантирующий поставщик имеет право инициировать ограничение электроснабжения потребителя – должника при образовании задолженности в любом объеме без ожидания ее накопления.
  • Установление обязанности самоограничения потребителем.

Постановление № 624 вводит обязанность потребителя, в случае получения соответствующего уведомления инициатора, самостоятельно обеспечить прекращение (сокращение) потребления электроэнергии в указанный в уведомлении срок. В независимости от действий потребителя по самостоятельному ограничению, сетевая организация вводит ограничение режима потребления со своих объектов электросетевого хозяйства.

Для контроля самоограничения потребитель обязан допустить представителей Гарантирующего поставщика и сетевой организации на свои объекты. Отказ или уклонение от предоставления доступа (которое фиксируется в акте о необеспечении доступа в присутствии двух незаинтересованных лиц), является основанием для привлечения потребителя к административной ответственности.

Выявленное в результате проверки нарушение потребителем обязанности по самостоятельному ограничению режима потребления, является основанием для привлечения потребителя к административной ответственности.

Ограничение «неотключаемых» потребителей.

В соответствии с Постановлением № 624 стало возможным полное ограничение электроснабжения абсолютно всех типов потребителей, в том числе ограничение которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. Такие потребители отключаются от электроснабжения после проведения ими мероприятий, обеспечивающих их готовность к введению ограничения.

  1. В соответствии с постановлением Правительства № 624 у всех «неотключаемых потребителей» возникает обязанность разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления и предотвращения наступления неблагоприятных экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения ограничения
  2. Утверждение перечня социально значимых потребителей.
  3. В соответствии с Законом № 307-ФЗ в каждом регионе главой субъекта Российской Федерации должен ежегодно утверждаться перечень социально значимых потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
  4. Правила ограничения установили процедуру формирования и ведения данного перечня.

Потребитель, ограничение которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям обязан направить обращение для включения в перечень социально значимых потребителей, а сетевые организации и гарантирующие поставщики при наличии соответствующей информации вправе направить такое обращение. Перечень утверждается ежегодно до 1 июля и размещается на официальном сайте главы субъекта Российской Федерации в сети «Интернет». При получении новых сведений об указанных потребителях перечень подлежит актуализации.

Расширение перечня способов уведомления потребителя.

Постановление № 624 предусматривает более широкий перечень способов уведомления потребителей о введении ограничений потребления электрической энергии. По согласованию сторон договора имеется возможность использования смс-сообщений, сообщений на адрес электронной почты, путем включения соответствующего уведомления в счет на оплату услуг, публикацией в СМИ и рядом иных способов.

Гарантирующий поставщик направляет уведомления о введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителю (покупателю) с телефона 89875700860 (при получении СМС-сообщения с указанного номера в поле номера отправителя будет отображено mesk) или по e-mail: [email protected].

Ограничение электроснабжения граждан — потребителей.

Для граждан — потребителей электроэнергии (за исключением граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению), ограничение потребления электроэнергии осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и ограничение электроснабжения прочих потребителей. Ограничение режима потребления в отношении граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность.

В соответствии со статьей 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность потребителя электрической энергии в виде штрафа (10 – 100 тыс. руб. – для должностных лиц, 100 – 200 тыс. руб. – для юр. лиц) за следующие нарушения в сфере электроснабжения:

  • нарушение введенного полного или частичного ограничения режима потребления;
  • невыполнение законного требования сетевой организации о самостоятельном ограничении режима потребления;
  • необеспечение доступа представителю сетевой организации к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам;
  • нарушение требований о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони;
  • невыполнение мероприятий, обеспечивающих готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Также законодательством предусмотрена дисквалификация руководителя предприятия за некоторые нарушения в сфере энергоснабжения.

С полным текстом постановления Правительства РФ от 24.05.2017 № 624 Вы можете ознакомиться на сайте Правительства Российской Федерации по ссылке http://government.ru/docs/all/111770/

Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, которые обязаны составить и согласовать в установленном порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони

  1. Государственные органы, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии, а также организации связи — в отношении объектов сетей связи.
  2. Организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, — в отношении этих объектов.
  3. Угольные и горнорудные предприятия — в отношении объектов вентиляции, водоотлива и основных подъемных устройств, а также метрополитен — в отношении объектов, используемых для обеспечения перевозки пассажиров.
  4. Воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы охраны Российской Федерации.
  5. Учреждения, исполняющие уголовные наказания, следственные изоляторы, образовательные организации, предприятия и органы уголовно-исполнительной системы.
  6. Федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами.
  7. Организации, выполняющие государственный оборонный заказ с использованием объектов производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, — в отношении таких объектов.
  8. Организации железнодорожного, водного и воздушного транспорта — в отношении объектов систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также субъекты электроэнергетики — в отношении диспетчерских центров субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и центров управления объектами электросетевого хозяйства.

(Приложение к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»)