Частые вопросы

Вузы предоставляющие условия для обучения инвалидов

Российская Федерация обязана обеспечить равные условия образования для всех: обучение должно быть и качественным, и доступным. Разбираемся, каковы условия поступления вузы для инвалидов и людей с ОВЗ и в каких вузах России им будет комфортно учиться.

В этой статье:

Условия поступления в вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ Что для людей с инвалидностью и ОВЗ гарантированно должно быть в вузе  Топ-7 вузов России для людей с инвалидностью и ОВЗ 

Условия поступления в вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ

Согласно статье 71 закона «Об образовании», на льготы при поступлении в вуз имеют право: 

  • дети-инвалиды;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства;
  • инвалиды, получившие военную травму;
  • инвалиды, заболевшие во время прохождения военной службы.

Те, кто относится к одной из этих категорий, могут поступить в университет или институт в пределах установленной квоты. При этом надо обязательно соблюсти одно условие: успешно пройти вступительные испытания (внутренние экзамены), которые проводит вуз.

Вузы для инвалидов и людей с ОВЗ

Саму квоту для людей с инвалидностью и ОВЗ ежегодно устанавливает вуз. По закону она не должна быть ниже 10% от всего числа бюджетных мест, которые доступны поступающим в новом учебном году.

Важно: эта квота НЕ распространятся исключительно на людей с инвалидностью и ОВЗ. По ней также могут поступать и сироты. 

Егэ и поступление для людей с инвалидностью и овз

Поступая в вуз, люди с инвалидностью и ОВЗ, как и все остальные, должны сдавать ЕГЭ. Однако согласно письму Минобрнауки государство дает им право поступать в вуз БЕЗ этого экзамена. 

В таком случае для поступления необходимо выполнить два условия:

  1. сдать ГВЭ в своей школе — чтобы получить аттестат о среднем общем образовании; 
  2. сдать вступительные испытания по необходимым общеобразовательным предметам, которые проводит сам вуз. 

Иными словами, любой университет или институт обязан обеспечить людям с инвалидностью и ОВЗ возможность сдать аналог ЕГЭ в своих стенах.

Список общеобразовательных предметов, по которым вуз проводит экзамены вместо ЕГЭ, можно найти на сайте приемной комиссии:

Вузы предоставляющие условия для обучения инвалидов

Вступительные испытания в НИУ ВШЭ для людей с инвалидностью и ОВЗ, проводимые вузом вместо ЕГЭ

Документы, которые людям с инвалидностью и ОВЗ необходимо предоставить в вуз

Чтобы воспользоваться всеми правами, которые гарантирует государство, людям с инвалидностью и ОВЗ надо предоставить в вуз стандартный набор документов:

  • аттестат о среднем общем образовании или среднем профессиональном образовании;
  • паспорт или свидетельство о рождении, а также их копии;
  • 2 фотографии размером 3,5х4,5 (если требуются);
  • справку о прохождении медосмотра (если требуется);
  • военный билет (для военнобязанных);
  • СНИЛС;
  • заявление установленного образца.

К этим документам надо дополнительно приложить одну из бумаг из этого списка: 

  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
  • справка об установлении инвалидности;
  • справка из школы, подтверждающую, что абитуриент проходил государственную итоговую аттестацию как как обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.

Что для людей с инвалидностью и ОВЗ гарантированно должно быть в вузе 

В любом университете или институте России обеспечивается доступная среда для людей с инвалидностью и ОВЗ. Это значит, что во всех кампусах вузов обязательно есть:

  • пандусы; 
  • подъемники;
  • поручни; 
  • лифты;
  • широкие двери.

То же самое должно быть обеспечено и в общежитиях.

Для студентов с нарушениями зрения вся информация должна транслироваться на Брайле (или у вуза есть принтеры Брайля, или они предоставляют студентам переносные дисплеи). Студентам с нарушениями слуха обеспечивается сурдо- и тифлосопровождение.

Вступительные испытания для людей с инвалидностью и ОВЗ проводятся в особом порядке:

  1. обычно экзамен проводится отдельно от других абитуриентов;
  2. на письменном экзамене должно быть не больше 12 абитуриентов, на устном — не больше 6;
  3. если в вуз поступает большое количество людей, люди с инвалидностью и ОВЗ могут писать экзамен вместе со всеми — при условии, что это не доставляет им неудобств;
  4. во время экзамена у людей с инвалидностью и ОВЗ может быть ассистент (помогает прочесть задание или переместиться по аудитории, например);
  5. время выполнения заданий может быть увеличено, но не больше, чем на 1,5 часа.

Полный список всех особенностей внутренних экзаменов для людей с инвалидностью и ОВЗ можно найти в правилах приема в вузы:

Вузы предоставляющие условия для обучения инвалидов

Раздел «Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», Правила приема в Череповецкий государственный университет (ЧГУ)

Топ-7 вузов России для людей с инвалидностью и ОВЗ 

Люди с инвалидностью и ОВЗ могут беспрепятственно учиться в любом вузе России. Поэтому мы выбрали лучшие, на наш взгляд — как по качеству образования, так и по доступности:

  1. НИУ «Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ)

Всю информацию о поступлении и обучении людей с инвалидностью и ОВЗ, а также о возможностях для них, можно найти здесь.

  1. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) 

Условия и права для студентов с инвалидностью и ОВЗ.

  1. Российский университет дружбы народов (РУДН)

Все о поступлении, обучении и проживании людей с инвалидностью смотрите здесь.

  1. Российский государственный социальный университет (РГСУ)

При вузе есть Ресурсный учебно-методический центр для людей с инвалидностью и ОВЗ, который помогает в образовании, профориентации и трудоустройстве. 

  1. Московский государственный гуманитарно-экономический университет (МГГЭУ)

Инклюзивное обучение студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 

  1. Челябинский государственный университет (ЧелГУ)

Имеет статус ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Новосибирский государственный технический университет (НГТУ)

При вузе есть Центр инклюзивного сопровождения для студентов с инвалидностью и ОВЗ, а также можно учиться на работника социальной сферы.

Как подростку с инвалидностью поступить в вуз: советы учителей и истории выпускников

В 8 реабилитационно-образовательных центрах и школах-интернатах, подведомственных столичному Департаменту труда и соцзащиты, учится более 2000 ребят с инвалидностью или ОВЗ.

При этом более 60% выпускников поступают в высшие учебные заведения и успешно реализуют себя в различных профессиональных областях.

О том, как ученикам с инвалидностью подготовиться к экзаменам, перебороть стереотипы, стать специалистами в своей области и душой компании в коллективе, рассказали Наталья Починок, ректор РГСУ, учителя и психологи Реабилитационно-образовательного центра № 76.

Об университетской среде

Москва с каждым годом становится комфортней и доступней для разных категорий населения, а столичные университеты увеличивают число мест для людей с инвалидностью. Так, в Российском государственном социальном университете (РГСУ) на данный момент учатся 213 студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Наталья Починок, ректор университета, отметила, что для привлечения молодых людей с инвалидностью в вузы необходимо организовать доступную среду, адаптировать все образовательные программы, обеспечить студентов специальными техническими средствами, позволяющими сделать образовательный процесс легче и доступнее, вести постоянную работу по повышению квалификации преподавателей и сотрудников в вопросах инклюзивного образования. «Особенно важно не делать различий между студентами с инвалидностью и без. В нашем университете все студенты, вне зависимости от особенностей их здоровья, ведут активный образ жизни, привлекаются к реализации внешних и внутренних проектов, участвуют в волонтерском движении, общественных и развлекательных мероприятиях», — подчеркнула Наталья.

Для комфортной учебы студентов с инвалидностью в РГСУ создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ).

Центр ведет методическую поддержку учебного процесса, обеспечивает студентов необходимыми техническими средствами в соответствии с их потребностями, поддерживает и помогает психологически.

Кроме того, все студенты, как с инвалидностью, так и без, на первом курсе слушают лекции по инклюзивной среде и корректному общению друг с другом. «Инклюзию надо воспитывать.

С первых дней обучения мы формируем среди своих студентов инклюзивную культуру, представление о различных нозологиях, о культуре взаимодействия с людьми с инвалидностью. Многие студенты проходят практику на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и учатся применять свои знания об инклюзии на практике», — объясняет ректор.

О подготовке к поступлению

Подготовка к поступлению в высшие учебные заведения, как правило, начинается с 9-го класса. Сначала ученики реабилитационно-образовательных центров и интернатов посещают уроки профориентации: с помощью тестов и опросов они выбирают, какой вид деятельности наиболее им подходит.

В 10-м классе помощь ребятам с выбором будущей профессии становится приоритетной задачей педагогов: продолжаются профориентационные уроки.

Читайте также:  Ограничение проезда на дорогах общего пользования

Кроме того, ученики приходят на дни открытых дверей в вузах в рамках программы «Университетские субботы».

Таким образом, к началу 11-го класса большинство школьников уже определяется с университетом и направлением и начинает усиленную подготовку к сдаче ЕГЭ.

Об экзаменах

Выпускники с инвалидностью или ОВЗ поступают в высшие учебные заведения наравне с ребятами без инвалидности. Тем не менее, важно учитывать, что для поступающих с инвалидностью время выполнения экзаменационной работы увеличивается на 1,5 часа.

Учителя реабилитационно-образовательного центра № 76, где учатся ребята преимущественно с нарушениями опорно-двигательной системы, сформулировали пять правил, которые помогут вовремя подготовиться и без паники сдать экзамены.

  1. Не откладывайте на потом! Готовиться к экзаменам лучше заранее: решайте как можно больше тренировочных заданий, устраните пробелы в сложных для вас темах.
  2. Во время подготовки рассчитывайте свои силы, меняйте виды деятельности.
  3. Спокойствие и уверенность — ваши лучшие друзья. Если сильно нервничаете, попробуйте дыхательные упражнения.
  4. Настройте себя на то, что экзамен — это обязательный этап обучения, к которому вы готовились все время, проведенное в школе.
  5. Перед экзаменом обязательно выспитесь, легко позавтракайте. И помните, что экзамены — всего лишь небольшое жизненное испытание, с которым вы обязательно справитесь!

О родительской поддержке

В непростой период подготовки к выпускным экзаменам и поступлению подросткам не менее важны внимание и помощь родителей. Психологи отмечают, что волнение родителей практически всегда передается детям, поэтому важно оставаться спокойным и уверенным при любых обстоятельствах.

«Если подросток не против, помогите ему в составлении плана подготовки к экзаменам. Обсудите, какие темы для него сложные и как их лучше повторить», — рекомендует педагог-психолог реабилитационно-образовательного центра № 76 Марина Бессмертная.

Не менее важно продолжать соблюдать режим дня и не допускать перегрузок и дистресса, отмечают специалисты. «Подбадривайте подростка за то, что у него хорошо получается, и чаще напоминайте, что результаты экзаменов никак не повлияют на вашу любовь к нему», — заключает педагог.

Истории выпускников

Елизавета Кайсина — выпускница 2020 года Реабилитационно-образовательного центра № 76. Сейчас девушка воплотила свою мечту — учится в РНИМУ им. Н. И. Пирогова на первом курсе педиатрического факультета.

С детства Елизавета много времени проводила в больницах и поликлиниках. Девушка вспоминает, что врачи и медсестры всегда были добры и готовы помочь, поэтому она с ранних лет вдохновлялась их деятельностью. А позднее, в средней школе, заинтересовалась биологией и химией: так выбор пал на медицинские университеты.

«Я уже в 9-м классе поняла, что хочу стать врачом. А занятия по профориентации только укрепили мое желание поступить в медицинский, — вспоминает Елизавета. — Уже в университете я поняла, что, выбрав педиатрический факультет, поступила верно. Дети открытые, с ними намного легче общаться».

Для поступления Елизавете необходимо было сдать 3 экзамена: биологию, химию и русский язык. Будущая студентка начала усиленно готовиться к ЕГЭ с середины 10-го класса: полгода была передышка, чтобы «отойти от экзаменов после 9-го класса».

«Я читала много учебников и решала тренировочные тесты. К тому же наши учителя приложили все усилия, чтобы мы сдали экзамены максимально хорошо. У нас были дополнительные занятия и консультации.

А учительница по биологии в течение года готовила нас к предпрофессиональному экзамену, который сдается в медицинские вузы и дает дополнительные баллы к сумме ЕГЭ», — рассказывает Елизавета.

Сейчас студентка успешно отучилась первое полугодие и с нетерпением ждет начала следующего. Конечно, учеба в университете сильно отличается от школы. «Я считаю, что выпускникам нужно учиться самим учиться.

В школе педагоги буквально разжевывали каждую тему. В университете такого нет.

Если ты хочешь получать знания, стать востребованным специалистом, нужно самому прикладывать усилия», — делится Елизавета.

Несмотря на дистанционный формат учебы, Елизавета уже успела подружиться с одногруппниками и влиться в коллектив. «Когда я только поступила, очень переживала, что попаду в отчужденный коллектив.

Но оказалось, что у меня чудесные одногруппники: они всегда готовы помочь, объяснить, скинуть дополнительные материалы. Мне очень повезло.

Я думаю, не нужно ничего бояться, тогда все непременно получится», — верит Елизавета.

В этом году первокурсница составила алгоритм-советы, как поступить учиться без паники:

  1. Выбрать институт и направление как можно раньше. При этом важно выбрать по своему желанию. «Если ты не любишь свое дело, то зачем вообще все эти экзамены и трудности?»— считает Елизавета.
  2. Посмотреть предметы и баллы, которые необходимы для поступления в данный вуз и на выбранное направление. А также изучить льготы и олимпиады, дающие преимущества.
  3. Усиленно готовиться: читать материалы, решать тесты, посещать занятия.

Соблюдая рекомендации педагогов и учитывая опыт студентов, нынешние выпускники смогут вовремя подготовиться, успешно сдать экзамены и поступить в желаемые вузы.

Советы по поступлению других выпускников реабилитационно-образовательных центров и школ-интернатов читайте по ссылкам:

https://dszn.ru/press-center/news/4959 — Ольга Крылова, студентка экономического факультета ВШЭ, выпускница Школы-интерната № 1 для слепых.

https://dszn.ru/press-center/news/4321 — Илья Бурма, студент экономического факультета МГУ, выпускник Реабилитационной школы-интерната № 32.

Источник

Вузы предоставляющие условия для обучения инвалидов

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Российский государственный гуманитарный университет

Инклюзивное образование в РГГУ направлено на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другим нормативно-правовым актам и локальным нормативным актам в РГГУ ведется активная работа, обеспечивающая условия для обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Модель общения, основанная на гуманизме и взаимоуважении между студентами разных физических возможностей, является нормой университетской жизни. Университет предоставляет возможность гражданам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам получить высшее образование в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных способностей каждого.

Лучшие выпускники имеют возможность поступить в аспирантуру и заниматься научной работой.

Вся работа структур университета строится на строго индивидуальном подходе к каждому студенту и слушателю, на методических материалах, разработанных специалистами институтов, центров и общеуниверситетских кафедр с применением современных компьютерных и информационных технологий.

Стратегия университета в отношении студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья включает:

  • доступность всех уровней высшего образования: бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура;
  • интеграцию в среду университета через совместные лекционные занятия в общих группах на этапах обучения;
  • подготовку экономически независимых профессионалов интеллектуального труда, способных внести вклад в развитие своей страны.

В РГГУ реализуется совокупность постоянно развивающихся элементов современной социальной реабилитации:

  • профессиональное образование и профессиональная реабилитация;
  • инклюзивная система обучения в общих группах по индивидуальному учебному плану с применением дистанционных образовательных технологий;
  • довузовская подготовка в составе общей системы довузовской подготовки абитуриентов;
  • профессиональная ориентация в форме консультаций по вопросам приема и обучения;
  • вступительные испытания сопровождаются предоставлением отдельных аудиторий для абитуриентов-инвалидов, увеличением продолжительности вступительных испытаний, предоставлением возможности выбора формы вступительных испытаний (письменно, устно);
  • социально-психологический инжиниринг (социальная и психологическая коррекция);
  • медицинская реабилитация и профилактика;
  • реабилитационный спорт и физкультура;
  • социально-средовая адаптация и социально-бытовая ориентация и интеграция;
  • безбарьерная архитектурная среда в вузе для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения – доступность прилегающей территории, наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений. Имеются лестничные подъемники «Супер-Трак» (Public) для перемещения людей с ограниченными способностями по территории университета, в учебных корпусах университета.

В университете созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая возможность адаптировать при необходимости любую образовательную программу (п.4. Положения об образовательной программе высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура)).

Также предусмотрены организация промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (п. 5.

Положения о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры), установлен особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на основании соблюдения принципов здоровья, сбережения и адаптивной физической культуры (п. 2.3.

Положения о порядке реализации и объеме физической культуре подготовки по программам бакалавриата и специалитета), разработаны особые требования по написанию курсовых работ (п. 5 Положения о курсовой работе) и другие положения по инклюзивному образованию.

Если студенту-инвалиду требуются помощь и/или особые условия для обучения, при проведении зачетов, экзаменов и др., то необходимо обратиться с письменным заявлением (в свободной форме) в деканат своего факультета, а также уведомить об этом преподавателя, тьютора, помощника ректора по инклюзивному образованию.

Читайте также:  Можно ли подарить по отдельности землю и дом

  • Для обеспечения учебных занятий по физической культуре и спорту в университете находятся несколько спортивных залов и бассейн, тренажерный зал, открытая спортивная площадка. Описание спортивных объектов РГГУ
  • Содействие в трудоустройстве студентам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
  • При поддержке Управления по работе со студентами РГГУ в университете организован студенческий клуб «Лучших друзей в РГГУ», в рамках которого на постоянной основе поводятся различные мероприятия.

Специальные условия для поступающих с инвалидностью и ОВЗ

Уважаемый абитуриент!

Мы рады приветствовать Вас в стенах Московского государственного гуманитарно-экономического университета – вуза с уникальной миссией, вся история которого связана с образованием обучающихся с нарушениями опорно-двигательной системы! Сегодня мы – единственный в России инклюзивный вуз, в котором студенты с инвалидностью и без инвалидности имеют равные возможности. Поверьте: поступив к нам, Вы встретите не только понимание, но и поддержку со стороны каждого из сотрудников университета!

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) по всему вузу доступны сменные кресла-коляски, выделенные стоянки автотранспортных средств для обучающихся и сотрудников с инвалидностью, адаптивные лифты, поручни, пандусы, адаптированные входные группы и санитарно-гигиенические помещения. Все дверные проемы в стенах, лестничных маршах, площадках обладают достаточной шириной для беспрепятственного передвижения обучающихся, использующих коляски.

В аудиториях, оборудованных с учетом специальных потребностей обучающихся с НОДА, Вас встретят компетентные и доброжелательные преподаватели, каждый из которых прошел специальную подготовку для работы со студентами, имеющими инвалидность.

В библиотеке каждый обучающийся с инвалидностью и ОВЗ всегда получит необходимую помощь в подборе литературы, библиографические справки, сможет без очередей получить и сдать литературу. В читальном зале библиотеки располагаются компьютеры с доступом в интернет и к электронным образовательным ресурсам университета. Последними, разумеется, можно пользоваться и в условиях удаленного доступа.

В студенческой столовой, рассчитанной на 120 человек, обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ обеспечиваются не только питанием на весь период проживания в общежитии МГГЭУ, но еще и всесторонней помощью волонтеров. Все комнаты двух корпусов общежития, рассчитанных на 475 человек, адаптированы для студентов с инвалидностью и ОВЗ. В университете работает медицинский пункт.

Занятия по адаптивной физической культуре и спортивные мероприятия проводятся в трех залах, оборудованных специальными тренажерами для обучающихся с нарушениями ОДА, а также на футбольном поле с мягким искусственным покрытием. Через занятия по адаптивной физической культуре проложили себе дорогу в большой паралимпийский спорт многие наши студенты и выпускники.

Особое внимание университета к инклюзивным культурно-массовым мероприятиям разных направлений и форм позволит Вам раскрыть не только свой учебный и научный потенциал, но – что не менее важно – реализовать творческие амбиции.

Все это и многое другое Вы встретите в стенах Московского государственного гуманитарно-экономического университета. Университета, который создан специально для Вас!

Список учебных заведений, принимающих на учебу инвалидов

Высшие учебные заведения, принимающие на учебу инвалидов
Учебное заведение Факультет, специальность Примечание (категории принимаемых инвалидов)
Государственный специализированный институт искусств 121151, Москва, Резервный проезд, 10/12. тел. (095)249-4387, 249-0693 Театральный, музыкальный, изобразительного искусства Инвалиды с физическими и сенсорными нарушениями
Московский заочный народный университет искусств 101026, Москва, Армянский пер., дом 13. тел.(095) 923-1622 изобразительный, музыкальный, кинофотоискусства, театральный Платное дистанционное индивидуальное обучение
Московский государственный гуманитарный институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы 107150, Москва, Лосиноостровская ул., 49; тел. (095)160-32-33 , 160-92-00 юриспруденция, прикладная математика и информатика, издательское дело и редактирование, экономика труда, перевод и переводоведение Инвалиды с нарушениями опорно- двигательного аппарата до 30 лет
Московский областной государственный институт физической культуры (заочное отделение)140090, Московская обл., пос. Малаховка, ул. Шоссейная, 33. Тел. 558-7969 Спорт инвалидов — адаптивная физическая культура Инвалиды с физическими нарушениями кроме имеющих ампутацию обеих конечностей на любом уровне
Новосибирский институт социальной реабилитации (очно-заочный)630082, Новосибирск, ул. Тимирязева, 77 « А», тел. (3832)25-56-01, 25-56-74 экономический Инвалиды по слуху
Центр комплексной реабилитации инвалидов по слуху при Московском государственном техническом университете им. Баумана, 107005, Москва, 2-я Бауманская ул., дом 5, тел.(095) 263-6657 Машиностроительные технологии, информатика и системы управления Инвалиды по слуху
Челябинский государственный университет Минобразования РФТел.(3512) 41-9121, 42-1202, Факс: 41-7766, 42-09-25 математика, физический, физиологический, исторический, экономический, психологический, юридический Инвалиды с физическими и опорно-двигательными нарушениями
Московский государственный педагогический университет 117334, Москва, пр. Вернадского, 88, тел. (095)932-6123 Сурдопедагогический
СПЕЦИАЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИИ, по которым ведется подготовка специалистов и квалифицированных рабочих в техникумах-интернатах, московском политехникуме, профессионально-технических училищах и профтехучилищах-интернатах
Ивановский радиотехнический техникум-интернат, 153043, г. Иваново, ул. Музыкальная, 4 тел. 37-07-02; 37-01-18 радиосвязь, радиовещание, телевидение
Калачевский техникум интернат бухгалтеров, 404520 Волгоградская обл., г. Калач-на-Дону, ул. 65-й Армии, 2. тел. (84472)3-11-10; 3-34-01 экономика, бухгалтерский учет и контроль, банковское дело, портной легкой женской и детской одежды
Кинешемский технологический техникум-интернат, тел.(09331)5-33-12; 155400, Ивановская обл., г. Кинешма, ул. Юрьевецкая, 46 производство изделий из кожи
Кунгурский техникум-интернат

Россияне с инвалидностью смогут получить второе высшее образование бесплатно

Соответствующий федеральный закон подписал Президент России Владимир Путин. 

Согласно документу, лица, признанные инвалидами I, II, III группы после получения среднего профессионального образования или высшего образования, смогут получить образование соответствующего уровня по другой профессии, специальности или направлению подготовки за счет средств федерального, региональных или местных бюджетов. Порядок, установленный законом РФ, будет таким же, как и для лиц, получающих профессиональное образование соответствующего уровня впервые.

Изменения вступят в силу уже с нового учебного года — 1 сентября 2022 года.

Социально значимую инициативу поддерживают и в вузах. Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова — один из вузов России, где учится наибольшее число студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Сейчас в университете обучается порядка тысячи таких ребят без учета выпустившихся. По словам ректора ЧГУ им. А.А.

Кадырова Заурбека Саидова, существует особая категория людей среднего возраста, которая потеряла способность заниматься профессиональной деятельностью в соответствии с ранее полученной специальностью из-за полученной инвалидности.

«В подобном случае человек должен иметь право получить второе профессиональное образование за счет государства по какой-либо иной профессии. Это поможет им продолжать быть активной частью общества, не чувствовать себя ущемленными в правах и иметь финансовую независимость, несмотря на имеющиеся ограничения по здоровью», — говорит Заурбек Саидов.

Заместитель директора по методической работе Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) МГТУ им. Н.Э.

Баумана Михаил Мозговой также отмечает важность принятых изменений.

По его мнению, эта инициатива позволит людям, которые признаны инвалидами после освоения той или иной профессии и не имеют возможности по ней трудоустроиться, получить своевременное качественное образование в лучших вузах страны.

Отметим, в 2021 году на обучение по программам высшего образования было принято порядка 10 тысяч человек с инвалидностью.

Число поступающих в вузы абитуриентов с ограниченными возможностями с прошлого года увеличилось на 11% и достигло почти 9 тысяч человек.

По данным мониторинга Минобрнауки на конец 2021 года, обучение по образовательным программам высшего образования проходили около 32 тысяч студентов с ограниченными возможностями здоровья.

На базе российский вузов создана сеть Ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ), которая функционирует в рамках госпрограммы «Доступная среда».

Читайте также:  Льготы ветеранам и участникам боевых действий в таджикистане

Она включает более 590 вузов и филиалов.

Цель ресурсных центров — обеспечение в вузах страны условий, способствующих поступлению людей с ограниченными возможностями здоровья на программы высшего образования, их успешному обучению и трудоустройству по выбранной специальности.

Поступление лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в МГППУ в 2022 году | МГППУ

  • Описание пути следования от станции метро Сухаревская до здания университета для абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
  • В Московском государственном психолого-педагогическом университете имеется многолетний опыт обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: создана доступная образовательная среда, учитывающая особенности передвижения студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ориентировки лиц с сенсорными нарушениями.
  • Успешный опыт обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ имеют: факультет дистанционного обученияфакультет информационных технологий и  факультет социальной коммуникации.
  • На факультете дистанционного обучения используются современные интернет-технологии, обеспечивающие доступность образования из любой точки мира для студентов с инвалидностью с различными нозологиями. Факультет обеспечен уникальным программным и методическим обеспечением:
  • Авторское программное обеспечение для проведения лекционных и семинарских занятий.
  • Видеозаписи лекций и семинарских занятий с тифлопереводом.
  • Online трансляции учебных занятий.
  • Электронный деканат.
  • Каждая учебная программа обеспечена дополнительными материалами в электронном формате (электронные учебники, пособия, тренажеры и т.д.).

На факультете информационных технологий созданы специальные условия для обучения студентов с нарушением зрения:

  • Система озвучивания текстов JAWS (для слепых и слабовидящих).
  • Технология изготовления учебных пособий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля с использованием рельефной графики (для слепых и слабовидящих).
  • Лекции и учебные пособия в электронном виде по всем дисциплинам компьютерного цикла.
  • Аудиозапись лекций и семинарских занятий (для слепых и слабовидящих).
  • Технология подготовки и воспроизведения звуковых учебных пособий по физико-математическим и другим дисциплинам (для слепых и слабовидящих).
  • Технология распознавания и озвучивания текстов для обучения людей с нарушениями зрения.
  • Специализированные интерфейсы ПО.

Библиотека МГППУ обеспечивает условия предоставления библиотечно-информационных услуг в читальных залах с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ:

  • для слепых предоставляет автоматизированное рабочее место со специализированным программным обеспечением и сопутствующим оборудованием (филиалы библиотеки на Открытом шоссе и Сретенке);
  • для слабовидящих предоставляет увеличивающие устройства (филиалы библиотеки на Открытом шоссе и Сретенке);
  • для слабослышащих предоставляет звукоусиливающую аппаратуру индивидуального пользования (филиал библиотеки на Сретенке);
  • для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата предоставляет возможность самостоятельного (беспрепятственного) передвижения по библиотеке в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с использованием помощи сотрудников Библиотеки.

В МГППУ организована работа Ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ), деятельность которого направлена на создание специальных условий, обеспечивающих доступность высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, социокультурной реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ, содействие в трудоустройстве выпускников с инвалидностью. 

Вы можете обратиться в РУМЦ за консультацией 

Адрес:  Москва, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 310

График работы: пн.-пт., 10:00-18:00  

  1. Call-центр: 8-800-707-49-29 (звонок бесплатный на территории РФ)
  2. E-mail: [email protected]
  3. Руководитель РУМЦ:  Гузель Газимовна Саитгалиева
  4. Перечень основных профессиональных образовательных программ подготовки, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
  • направление подготовки 37.03.01 Психология, направленность (профиль) «Психологическая помощь населению с использованием дистанционных технологий», очно-заочная форма обучения, факультет «Дистанционное обучение»
  • направление подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью, направленность (профиль) «Социализация молодежи: управление молодежными проектами», очная форма обучения, факультет «Социальная коммуникация»
  • направление подготовки 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем, направленность (профиль) «Информационные системы и базы данных», очная форма обучения, факультет «Информационные технологии»

Адреса учебных заведений Российской Федерации (высшие, средние) принимающие на учебу инвалидов

Образование

Дистанционное обучение

Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и студентов. Такое обучение может принимать различные формы в зависимости от организации и используемых технологий обучения.

До недавнего времени в нашей стране подобное обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных сессий. Наряду с печатными средствами широко использовались возможности телевидения, видеозаписи, учебные радиопередачи.

Довольно успешно видео и аудиозаписи использовались в преподавании литературы, биологии, географии, ряда других предметов. Однако широкого распространения в системе высшего или среднего профессионального образования эта практика не получила.

С развитием информационных технологий появились компьютерные телекоммуникационные сети, позволяющие передавать информацию в виде текста и графики, а в перспективе аудио и видео информацию.

Дистанционное обучение – это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан России в области образования, реально позволяющая получать высшее образование представителям всех социальных слоев населения, прежде всего — инвалидам, проживающим на всей территории Республики Татарстан.

Дистанционное обучение – наиболее действенная форма организации учебного процесса для лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях, нуждающиеся в обучении исключительно на дому. Важнейшим условием профессионализации инвалидов является возможность дистанционного обучения (ДО).

Естественными требованиями к ДО для инвалидов являются:

  • возможность получить не выходя из дома информацию об условиях обучения, о факультетах и их программах, о преподаваемых специальностях;
  • льготная стоимость обучения;
  • нерегламентированная общая и «курсовая» продолжительность обучения;
  • возможность заочного зачисления в ВУЗ по результатам предыдущего обучения или опыта работы по выбранной специальности (в том числе перевод с очного на ДО);
  • оплата за обучение и почтовая рассылка методической литературы и рубежных контрольных заданий (в том числе по электронной почте);
  • дистанционные технологии сдачи зачетов и экзаменов;
  • возможность консультаций по телефону, Интернет или по почте.

Дистанционное обучение практически единственно возможная и эффективная система обучения лиц с ограниченными возможностями. Это экономически рациональная форма социальной реабилитации инвалидов и членов их семей.

Дистанционное обучение позволяет создать единое коммуникативное пространство. Предлагаемая технология позволяет создать индивидуальную программу профессионального обучения каждого студента, поэтапного повышения его квалификации, непрерывного образования в течение всей жизни.

В настоящее время в Республике Татарстан активно внедряются формы дистанционного обучения. Министерством социальной защиты Республики Татарстан при Республиканском реабилитационно-техническом центре открыто отделение дистанционного обучения инвалидов. Почтовый адрес: 420135, г.

Казань, ул. Волгоградская, 47, «Центр дистанционного обучения».

Высшие учебные заведения

Государственный специализированный институт искусств, Москва, Резервный проезд, 10/12 — театральный, музыкальный, изобразительного искусства.

Заокская семинария церкви адвентистов седьмого дня, 301000, Тульская обл., пос. Заокский, ул. Руднева, 43а — богословский (заочно), сельскохозяйственный.

Заочный народный университет искусств, 101026, Москва, Армянский пер., 13 — изобразительный, музыкальный, кинофотоискусства, театральный, (индивидуальное платное дистанционное обучение).

Московский институт-интернат, 107150, Москва, Лосиноостровская, ул., 49 — экономический, прикладной математики, редакционно-издательской, правоведения, иностранных языков, (до 30 лет).

Московский областной государственной институт физической культуры (заочное отд.), 140090, Московская обл., пос. Малаховка, ул. Шоссейная, 33 — кафедра физкультурно-оздоровительной работы.

Российская академия предпринимательства, 129272, Москва, ул. Трифонова, 57 — курсы брокеров (2-недельные).

Средние специальные учебные заведения

Калачевский техникум-интернат бухгалтеров, тел.: 23-84, 404520, Волгоградская обл., г. Калач-на-Дону, ул. 65-й Армии, 2 – экономика, бухгалтерский, учет и контроль (по отраслям).

Калужский сельскохозяйственный техникум-интернат, тел.: 71-134, 249102, Калужская обл., Дзержинский район, село Льва Толстого – производство из кожи.

Кинешемский технологический техникум-интернат, тел.: 5-33-12, 155400, Ивановская обл., г. Кинешма 1, ул. Юрьевецкая, 46 – производство из кожи.

Кунгурский техникум-интернат