Частые вопросы

Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Комментарий к ст. 4 УК РФ

Основой принципа равенства граждан перед законом являются положения ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом.

Эти положения не означают абсолютного равенства граждан во всех отношениях и независимо ни от каких обстоятельств, но они гарантируют равное положение граждан перед требованиями закона и равное отношение к гражданам суда независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В этой связи можно сказать, что сущность принципа равенства граждан перед законом, закрепленного в УК РФ, состоит в установлении равенства условий привлечения к уголовной ответственности независимо от указанных выше обстоятельств. Но данное положение вовсе не означает равной ответственности лиц, совершивших преступление, и их равного наказания.

В этом отношении граждане не являются равными. Основаниями неравенства могут быть самые различные обстоятельства: пол, возраст, социальное положение, наличие рецидива и т.д. Так, несовершеннолетним, осуждаемым к лишению свободы, в отличие от лиц, совершивших преступление по достижении восемнадцатилетнего возраста, не может быть назначено лишение свободы сроком более десяти лет.

К женщинам в отличие от мужчин не применяется смертная казнь. Совершение преступления с использованием служебного положения может влечь более строгое наказание. Уголовным законом могут быть предусмотрены преступления, совершаемые только специальными субъектами, и т.д.

Но такое дифференцированное установление ответственности не является нарушением принципа равенства граждан перед законом.

Так, Конституционный Суд РФ в Определении от 24 апреля 2002 г. N 118-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мартынова Владимира Андреевича на нарушение его конституционных прав примечанием 1 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации» отметил следующее: как следует из примечания 1 к ст.

285 УК РФ, им устанавливается единый правовой статус граждан, осуществляющих определенные виды деятельности в соответствующих органах и учреждениях, и не предусматривается каких бы то ни было ограничений или преимуществ в связи с полом, расой, национальностью, языком, происхождением и другими обстоятельствами, названными в ст.

19 Конституции Российской Федерации.

Данная статья Конституции Российской Федерации, гарантируя равенство всех перед законом и судом, не исключает возможности установления ответственности (в том числе уголовной) за некоторые деяния, которые могут совершаться только определенными категориями граждан — должностными лицами, военнослужащими и другими так называемыми специальными субъектами.

Исключением из правила равенства граждан перед законом в общеправовом и особенно процессуальном аспектах являются положения, установленные ст. ст. 91, 98, 122 Конституции РФ, где предусматривается неприкосновенность Президента РФ и особый порядок привлечения к ответственности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей.

Определенные изъятия в рассматриваемом плане установлены и в отношении некоторых других категорий лиц.

Подобные изъятия обусловлены необходимостью обеспечения независимости деятельности лиц, выполняющих определенные социальные функции (например, политическую, правоохранительную, судебную деятельность), и соответствуют международным стандартам и условиям существования правового государства.

Судебная практика по статье 4 УК РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.

2018 N 1993-О

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предписание о смягчении назначенного по приговору суда наказания в пределах, предусмотренных новым уголовным законом, предполагает необходимость применения всей совокупности норм Уголовного кодекса Российской Федерации — как Общей, так и Особенной его частей (Постановление от 20 апреля 2006 года N 4-П; определения от 15 июля 2008 года N 464-О-О, от 16 декабря 2010 года N 1673-О-О, от 23 апреля 2013 года N 564-О и др.). Тем самым в уголовно-правовых отношениях обеспечивается реализация принципов справедливости (преамбула Конституции Российской Федерации, статья 6 УК Российской Федерации) и равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации и статья 4 УК Российской Федерации) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2012 года N 297-О-О, от 21 марта 2013 года N 477-О, N 480-О и N 482-О, от 22 января 2014 года N 88-О, от 22 апреля 2014 года N 834-О, от 23 апреля 2015 года N 868-О, от 22 декабря 2015 года N 2897-О, от 26 апреля 2016 года N 751-О, от 26 января 2017 года N 24-О и др.).

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 24-О

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предписание о смягчении назначенного по приговору суда наказания в пределах, предусмотренных новым уголовным законом, предполагает необходимость применения всей совокупности норм Уголовного кодекса Российской Федерации — как Общей, так и Особенной его частей (Постановление от 20 апреля 2006 года N 4-П; определения от 15 июля 2008 года N 464-О-О, от 16 декабря 2010 года N 1673-О-О, от 23 апреля 2013 года N 564-О и др.). Тем самым в уголовно-правовых отношениях обеспечивается реализация принципов справедливости (преамбула Конституции Российской Федерации, статья 6 УК Российской Федерации) и равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации и статья 4 УК Российской Федерации).

Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 352-О

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 апреля 2006 года N 4-П, положение части второй статьи 10 УК Российской Федерации о сокращении наказания в пределах, предусмотренных новым уголовным законом, в системной связи с частью первой той же статьи означает, что при приведении приговора в соответствие с новым уголовным законом подлежат применению все установленные Уголовным кодексом Российской Федерации в редакции этого закона правила, как общие, так и специальные, по которым вопрос о наказании разрешается при постановлении приговора; тем самым в уголовно-правовых отношениях обеспечивается реализация принципов справедливости (преамбула Конституции Российской Федерации, статья 6 УК Российской Федерации) и равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации, статья 4 УК Российской Федерации).

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 543-О

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предписание о смягчении назначенного по приговору суда наказания в пределах, предусмотренных новым уголовным законом, предполагает необходимость применения всей совокупности норм Уголовного кодекса Российской Федерации — как Общей, так и Особенной его частей (Постановление от 20 апреля 2006 года N 4-П; определения от 15 июля 2008 года N 464-О-О, от 16 декабря 2010 года N 1673-О-О, от 23 апреля 2013 года N 564-О и др.). Тем самым в уголовно-правовых отношениях обеспечивается реализация принципов справедливости (преамбула Конституции Российской Федерации и статья 6 УК Российской Федерации) и равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации и статья 4 УК Российской Федерации).

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 556-О

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предписание о смягчении назначенного по приговору суда наказания в пределах, предусмотренных новым уголовным законом, предполагает необходимость применения всей совокупности норм Уголовного кодекса Российской Федерации — как Общей, так и Особенной его частей (Постановление от 20 апреля 2006 года N 4-П; определения от 15 июля 2008 года N 464-О-О, от 16 декабря 2010 года N 1673-О-О, от 23 апреля 2013 года N 564-О и др.). Тем самым в уголовно-правовых отношениях обеспечивается реализация принципов справедливости (преамбула Конституции Российской Федерации, статья 6 УК Российской Федерации) и равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации, статья 4 УК Российской Федерации).

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 559-О

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предписание о смягчении назначенного по приговору суда наказания в пределах, предусмотренных новым уголовным законом, предполагает необходимость применения всей совокупности норм Уголовного кодекса Российской Федерации — как Общей, так и Особенной его частей (Постановление от 20 апреля 2006 года N 4-П; определения от 15 июля 2008 года N 464-О-О, от 16 декабря 2010 года N 1673-О-О, от 23 апреля 2013 года N 564-О и др.). Тем самым в уголовно-правовых отношениях обеспечивается реализация принципов справедливости (преамбула Конституции Российской Федерации, статья 6 УК Российской Федерации) и равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации и статья 4 УК Российской Федерации) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2012 года N 297-О-О, от 21 марта 2013 года N 477-О, N 480-О и N 482-О, от 22 января 2014 года N 88-О, от 22 апреля 2014 года N 834-О, от 23 апреля 2015 года N 868-О, от 22 декабря 2015 года N 2897-О, от 26 апреля 2016 года N 751-О, от 26 января 2017 года N 24-О и др.).

§ 3. Принцип равенства граждан перед законом

§ 3. Принцип равенства граждан перед законом

Принцип равенства граждан перед уголовным законом согласно ст. 4 УК РФ означает: «Лица, совершившие преступления, подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Читайте также:  Договор в валюте оплата в рублях учет у покупателя

Толкование текста данной статьи в соответствии с ее заголовком должно быть расширительным. Заголовок распространяет принцип равенства на граждан.

В тексте же говорится только о лицах, совершивших преступления.

Все участники уголовно-правовых отношений — лица, совершившие преступления, потерпевшие, лица, исполняющие и применяющие законы, — обязаны следовать принципу равенства граждан перед законом.

Отсюда принцип равенства, подобно всем иным уголовно-правовым принципам, имеет своими адресатами законодателя, правоприменителя и граждан (прежде всего в лице совершивших преступления и потерпевших от преступлений).

Следование принципу равенства законодателем означает такую криминализацию деяний, которая не ставила бы вне ответственности какие-либо категории правонарушителей.

Равной должна быть и защита интересов потерпевших — граждан, а также общества и государства. При этом криминализация деяний со специальным субъектом, например, должностным лицом, военнослужащим, судьей и т. д.

, за которые другие граждане не наказываются, не противоречит принципу равенства граждан перед законом.

Следует отметить, что в одном случае новый УК РФ отошел от соблюдения данного принципа, а именно при криминализации экономических преступлений. Конституция предписывает равную охрану всех форм собственности. Следовательно, права и обязанности собственников и лиц, управляющих собственностью по службе, также должны быть равны.

При криминализации преступлений против форм собственности в гл. 21 принцип равенства соблюден. Имущество всех форм собственности названо одинаково — «чужое имущество». В главах же «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (гл.

23) и «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (гл. 30) этого не произошло. Равные по функциям субъекты преступлений, предусмотренных этими главами, отвечают по-разному.

Объем криминализации общественно опасных деяний и санкций за них уже и либеральнее применительно к частным управленцам, шире и строже — к государственным должностным лицам.

Более того, п. 2 примечаний к ст. 201 УК РФ вводит беспрецедентную норму, которую не знал даже УК РСФСР 1922 г., принятый в условиях начала нэпа, когда частнособственнические отношения преобладали над государственными.

В примечании сказано: «Если деяние, предусмотренное настоящей статьей, либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия».

Тем самым уголовные дела о злоупотреблениях полномочными управленцами негосударственных структур превращены в дела частного обвинения. Уголовные дела об аналогичных делах государственных служащих сохранили публичный характер.

Представить себе в реальной жизни ситуацию, когда бы собственник подал заявление в правоохранительные органы о совершенных им преступлениях, весьма трудно. Кроме того, при таком законодательном решении возникает явное противоречие между п. 2 и 3 данного примечания.

Пункт 3 говорит: «Если деяние, предусмотренное настоящей статьей или иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях».

В действительности, когда частный собственник или его управляющий причиняет ущерб своему юридическому лицу, то ущерб причиняется не его собственности и не совместной собственности акционеров. Ущерб терпит новый вид собственности — собственность юридического лица либо предприятия без создания юридического лица. Поэтому во всех случаях преступление против них нарушает интересы как самих акционеров, так и других граждан, и тем самым интересы общества и государства.

Поэтому виновные в любых преступлениях против юридических лиц должны отвечать равно независимо от их организационно-правовой формы. В таком направлении и идут уголовные законы, принятые в дополнение к УК в 1997 и 1998 гг. Например, ст. 215.

1 УК РФ предусматривает равную ответственность за незаконное прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия.

Нарушение принципа равенства граждан перед законом влечет за собой уголовную ответственность. Так, лишением свободы грозит ст. 136 УК РФ за нарушение равноправия граждан в зависимости от пола, расы и других признаков, перечисленных в ст. 4 УК.

Нарушение принципа равенства граждан по их национальной или расовой принадлежности, а также вероисповедания преследуется ст. 282 УК РФ. Самостоятельным преступлением признается воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст.

248 УК РФ).

Грубо нарушает принцип равенства граждан незаконный УК Чечни. Он предусматривает разную ответственность: по светскому УК России — для немусульман и религиозную ответственность перед шариатским судом по чеченскому УК — для мусульман.

Принцип равенства граждан перед законом является международно-правовым и конституционным принципом, поэтому он должен строго соблюдаться во всех законах. Например, не имеющим аналогов в мировом законодательстве является установление депутатской неприкосновенности в Законе о статусе депутата РФ ввиду необоснованно широких рамок такой неприкосновенности.

А поскольку Конституция предоставляет право быть избранным любому гражданину, в том числе совершившему преступление и имеющему судимость, мандат депутата Государственной Думы получают люди, в отношении которых ведутся уголовные дела за тяжкие преступления (в городах Нижний Новгород, Тула, Ленинск, Кузнецк).

В прессе опубликованы целые списки депутатов Государственной Думы, имеющих непогашенную и не снятую судимость.

Как известно, депутатская неприкосновенность имеет своей целью оградить народных избранников от разного рода незаконных давлений, а отнюдь не для того, чтобы они приобретали иммунитет от уголовной ответственности[69].

Аналогичную цель защиты от давления на судейский корпус преследует пожизненное избрание судей.

Однако фактически получилось так, что определенное их число оказывается коррумпированным и допускает посягательства на интересы правосудия.

Законом «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрена процедура дисквалификации таких судей. Но количество дисквалифицированных Высшей квалификационной коллегией судей РФ правонарушителей-судей необоснованно мало.

На практике принцип равенства всех перед уголовным законом чаще всего нарушается по признакам служебного или имущественного положения лиц, совершивших преступление. Подтверждением могут служить данные об отказах в возбуждении уголовных дел и об их прекращении с формулировкой «за отсутствием состава преступления», а также о непостановке на учет заявлений граждан о преступлениях.

Среди субъектов такого рода искусственной латентности преступлений немало представителей организованной, профессиональной и коррупционной преступности, особенно в высших эшелонах власти. В учебнике криминологии 1998 г. в структуре преступности выделен новый показатель — «элитно-властная преступность»[70].

В следующем издании учебника планируется предусмотреть еще один показатель — «преступность бизнес-сообщества» или «преступность представителей крупного капитала». Эта преступность исследовалась известным американским криминологом Э.Сатерлендом еще в довоенные годы. Она названа им «беловоротничковой преступностью».

Под таким названием она вошла в официальные отчеты и доклады конгрессов и семинаров ООН, посвященных предупреждению преступности и уголовному правосудию.

О несоблюдении принципа равенства перед законом свидетельствует и сильно заниженная статистика регистрации экономических преступлений, совершенных частными предпринимателями.

Равенство всех перед уголовным законом означает равную ответственность всех и каждого за совершенное преступление, т. е. равенство оснований уголовной ответственности. Однако такое равенство не означает уравнительность в наказании виновных за одинаковые деяния.

Принципы справедливости и гуманизма предполагают тщательную индивидуализацию наказания. При этом в расчет берется не только тяжесть преступления, но и личностные качества виновного, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Личностные свойства могут послужить основанием освобождения лица от уголовной ответственности либо значительного ее смягчения.

Bвиду гуманизма, например, несовершеннолетние правонарушители, беременные женщины и имеющие малолетних детей матери наказываются всегда мягче, чем за аналогичные деяния совершеннолетние преступники и субъекты без прав и обязанностей материнства. Таким образом, принцип равенства граждан перед уголовным законом диалектически сочетается с требованиями принципов справедливости и гуманизма.

Принцип равенства граждан перед законом

Статья 4 УК РФ закрепляет принцип равенства граждан перед за­коном.

Он звучит так: лица, совершившие преступления, равны перед за­коном и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Равенство людей, отличных друг от друга по происхождению, иму­щественному положению, национальности, религии и прочим обстоя­тельствам, является одним из важнейших достижений современной ци­вилизации. Общество, в котором имеет место дискриминация по одно­му из перечисленных выше признаков, не может претендовать на право называться свободным и цивилизованным.

Особенно важно соблюдение данного принципа в уголовном праве, где дискриминационное отноше­ние к определенной группе Населения в случае совершения преступле­ния вызывает чувство несправедливости, порождает недоверие к праву и системе юстиции, а в целом — ко всему государственному устройству. Равенство граждан — важнейший конституционный принцип, закреп­ленный в ст. 19 Конституции.

В соответствии с ней все равны перед за­коном и судом. Равенство граждан гарантируется государством незави­симо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединени­ям, а также других обстоятельств.

Нарушение конституционного прин­ципа равенства само по себе составляет преступление (ст. 136 УК).

Читайте также:  Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью

Раздел второй. Уголовный закон и уголовная ответственность

Принцип равенства закреплен основных международно-правовых документах.

Сущность принципа равенства перед законом состоит в том, что все люди, которые совершили преступление, обязаны предстать перед за­коном и судом; в отношении их может быть возбуждено уголовное пре­следование, вынесен обвинительный приговор и назначено наказание.

Единственным основанием привлечения к уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава, пред­усмотренного в УК РФ (ст. 8 УК). Вместе с тем он не означает равную меру уголовной ответственности и идентичное наказание даже за одно и то же преступление для разных лиц.

УК содержит развернутый пере­чень обстоятельств, являющихся основанием освобождения от уголов­ной ответственности и наказания, перечень смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств и прочие обстоятельства, влияющие на меры воздействия и наказание.

Даже деяния, содержащие признаки одного и того же состава преступления, совершаются по различным мотивам, в разных обстоятельствах, при различном поведении потерпевших. По­этому равенство граждан перед законом не означает одинаковую меру наказания.

Более того, уравнение наказания людям разного пола, воз­раста, семейного положения будет несправедливым и противозакон­ным; не будет способствовать уважению закона и права. Столетие назад об этом писал выдающийся отечественный философ И.А.

Ильин: «люди не равны между собою: справедливая норма не может возлагать одина­ковые обязанности на ребенка и на взрослого, на бедного и на богатого, на женщину и на мужчину, на больного и на здорового; ее требования должны быть соразмерны личным силам, способностям и имуществен­ному положению, людей: кому больше дано, с того больше и взыщет­ся»1. Не случайно УК в ряде случаев содержит законодательное ограни­чение применения конкретного вида наказаний. Так, смертная казнь и пожизненное лишение свободы не могут быть назначены женщинам, несовершеннолетним и мужчинам в возрасте старше 65 лет (ст. 57 и 59). Женщины могут отбывать наказание в виде лишения свободы только в колониях-поселениях и колониях общего режима. Это исправитель­ные учреждения с самыми мягкими условиями отбывания наказания. В то время как мужчины помимо двух названных видов могут отбывать наказание в колониях строгого, особого режима и тюрьмах. К несовер­шеннолетним применяются не все наказания, предусмотренные для взрослых лиц. Сроки и размеры применяемых наказаний в два и более раза меньше, чем для взрослых лиц.

Ильин И.Л. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. 1992. № 3. С. 94.

Глава IV. Принципы уголовного законодательства

Принципы уголовного права применяются только в совокупности. Различный подход к разным преступникам и есть сочетание принци­пов равенства, справедливости и гуманизма.

Вместе с тем есть ряд условий для привлечения к уголовной ответст­венности определенных категорий граждан РФ и иностранных граждан. Речь идет об институте иммунитетов, которые предусмотрены законо­дательством РФ и международным правом.

Суть иммунитета заключа­ется в предоставлении дополнительных гарантий лицам, занимающим ответственные государственные должности, являющимся публичны­ми должностными лицами, чья профессиональная деятельность свя­зана с повышенной ответственностью.

Иммунитет(правовая неприкосновенность) определяется как не­возможность осуществления уголовного преследования и привлечения к суду на общих основаниях. В число российских граждан, обладаю­щих иммунитетом, входкт Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации, Председатель Правительства РФ, депутаты Го­сударственной Думы и члены Совета Федерации, судьи.

Иностранные граждане могут обладать дипломатическим, консуль­ским или представительским иммунитетом, который заключается в не­возможности уголовного преследования и осуждения судом страны места пребывания.

Это древнее правило возникло в самом начале зарождения международного права и обеспечивает дополнительную защиту дипло­матическим и консульским работникам, а также лицам, являющимся членами правительственной, парламентской либо прочих делегаций.

Некоторые авторы называют наличие иммунитетов «изъятием» из прин­ципа равенства. Такой подход представляется неверным. Изъятие — это исключение. В данном случае никакого исключения не происходит.

Воз­можность привлечения данных лиц к уголовной ответственности суще­ствует, только для евдеализа!щи необходима специальная усложненная по сравнению с общей процедура. Она является дополнительной гарантией Для определенных должностей и профессий.

Более того, в случае привле­чения таких лиц к уголовной ответственности наказание может быть вы­ше, если преступление связано с профессиональной деятельностью лица.

Принцип равенства граждан перед законом

Как социальное, так и правовое равенство, т.е. равенство граждан перед законом есть основание правового положения личности в государстве. Данное основание установлено в Конституции РФ и в ряде международно-правовых документов. Например, в ст.

2 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.

закреплено следующее положение: равные права должны иметь все граждане «без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или иного обстоятельства».

В ст.

4 УК РФ принцип равенства граждан перед законом сформулирован с учетом требований Конституции РФ и международно-правовых документов: «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Как видно из закона, перечень причин, которые не должны препятствовать реальному воплощению принципа равенства всех перед законом, примерный.

Возможность включения сюда других обстоятельств, определенным образом характеризующих гражданина, означает, что в формулировке закона нельзя предусмотреть все положения, все многообразие случаев, которые следует учитывать как возможные препятствия равенству граждан по отношению к закону.

Если субъект характеризуется чем-то еще, что не вошло в перечень ст. 4 УК РФ, то такие данные также нужно расценивать в качестве подобных и они не могут служить препятствием реализации закрепленного принципа.

Кроме того, равенство граждан перед законом требует, чтобы все лица привлекались к уголовной ответственности в том случае, если будет доказано, что они совершили преступление.

При этом никто не может быть осужден только за то, что принадлежит к какой-либо расе или исповедует ту или иную религию. Более того, УК РФ устанавливает ответственность за отдельные отступления от принципа равенства перед законом. Так, в ст.

136 УК РФ предусмотрена возможность привлечения к уголовной ответственности виновных в нарушении равноправия граждан в зависимости от пола, расы и т.д.

Возбуждение ненависти либо вражды, основывающееся на национальной, расовой или религиозной принадлежности, влечет ответственность по ст. 282 УК РФ, нарушение прав граждан на свободу совести и вероисповеданий – по ст. 148 УК РФ.

Принцип равенства граждан перед законом означает вместе с тем, что никто, признанный виновным в совершении преступления, не может быть освобожден от уголовной ответственности только лишь на основании занимаемого положения, принадлежности к расе, национальности и т.п. Такое освобождение возможно лишь по основаниям, указанным в законе. Причем эти основания освобождения от уголовной ответственности также равнозначны для всех категорий граждан.

Равенство граждан перед законом не следует понимать как элементарную уравниловку. Равенство перед законом означает лишь то, что субъект, совершивший преступление, кто бы он ни был и как бы он ни характеризовался, какое бы положение ни занимал и к какой бы партии не принадлежал, обязан понести ответственность.

Что касается объема самой ответственности, т.е. размера и вида наказания, назначаемого судом, то в этом случае правоприменитель исходит из других принципов – принципа справедливости и принципа гуманизма.

При этом учитываются различные обстоятельства как объективного свойства – почему субъект совершил преступление, так и субъективного – какова его психика.

Принцип равенства граждан перед законом базируется на так называемом юридическом равенстве, которое предполагает необходимость обеспечения равной для всех граждан, независимо ни от каких обстоятельств, обязанности понести уголовную ответственность. Такое юридическое равенство обеспечивается главным образом тем обстоятельством, что законом признается в качестве единственного основания привлечения к уголовной ответственности наличие в совершенном деянии состава преступления (ст. 8 УК РФ).

Совокупность признаков состава преступления, конкретизированных в законе, выступает тем единым знаменателем, который обеспечивает практическую реализацию данного законодательного принципа.

Особенная часть уголовного закона предусматривает в ряде случаев повышенную уголовную ответственность так называемого специального субъекта преступления.

Например, должностные лица несут более строгую ответственность за аналогичное преступление, чем иные граждане. Иллюстрацией тому может служить ст. 226.

Читайте также:  Понятие и виды стадий совершения преступления

1 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и т.д.

Часть 1 ст. 226.1 УК РФ, предусматривающая простой состав, устанавливает в качестве основного вида наказания лишение свободы на срок от трех до семи лет, а ч.

2 этой статьи, где квалифицирующим обстоятельством названо совершение контрабанды должностным лицом, определяет основное наказание в виде лишения свободы уже на срок от пяти до 10 лет.

Повышенная ответственность должностных лиц, других специальных субъектов не нарушает принципа равенства граждан перед законом. Напротив, это в еще большей мере иллюстрирует справедливость данного принципа.

Должностным лицам предоставлено больше прав, нежели другим гражданам. Они облечены доверием государства, а в некоторых случаях и народа. В связи с этим естественным выглядит положение о том, что подобные субъекты несут повышенную уголовную ответственность.

Принцип равенства граждан перед законом имеет два исключения, которые оправданы гуманным отношением государства и закона к таким категориям граждан, которые в силу биологических свойств нуждаются в особом социальном «пиетете».

Первое исключение заключается в неприменении пожизненного лишения свободы и смертной казни к женщинам без различия возраста, к мужчинам в возрасте до 18 лет, а также перешедшим возрастной порог в 65 лет. Это исключение закреплено соответственно в ч. 2 ст. 57 и ч. 2 ст. 59 УК РФ.

Второе исключение содержится в нормах ст. 60 УК РФ. Исключение ст. 60 УК РФ покоится на иных основаниях, нежели положения первого исключения из анализируемого принципа.

В данном случае речь идет, во-первых, об учете негативной криминальной заряжен пости лица, с учетом которой наказание должно быть назначено максимально строгое, дабы обезопасить общество от криминального влияния такого субъекта и, во-вторых, о необходимости принимать во внимание позитивные социальные характеристики субъекта преступления, а также его психофизиологические особенности, спровоцировавшие во многом криминальную разрядку.

К сожалению, существует еще ряд, на наш взгляд, некорректных и досадных исключений из принципа равенства граждан, которые способны его дискредитировать. Прежде всего имеется в виду пресловутая депутатская неприкосновенность, закрепленная в Федеральном законе от 08.05.

1994 № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Из средств массовой информации хорошо известно, что огромное число «избранников народа» либо были ранее судимы, либо имеют непогашенную или неснятую судимость, либо находятся под следствием.

Между тем привлечь таких лиц к уголовной ответственности – практически утопия. Так же утопично привлечь к уголовной ответственности действующего депутата, совершившего преступление.

Другое досадное исключение – пожизненное назначение судей. Необходимо пройти «адовы круги», прежде чем реализовать принцип законности в отношении преступников в мантиях. Об этих исключениях как неприемлемых для правового государства говорят давно па всех уровнях, но вряд ли эту систему можно побороть, а тем более быстрыми темпами.

Принципы уголовного права

Принципами уголовного права считаются указанные в уголов­ном законодательстве основополагающие идеи, которые опреде­ляют как в целом его содержание, так и содержание отдельных его институтов.

Уголовный кодекс РФ закрепил пять принципов:

  1. законности;
  2. равенства граждан перед законом;
  3. вины;
  4. справедливости;
  5. гума­низма.

Каждый из них является самостоятельным; в своей же со­вокупности принципы образуют определенную систему, в кото­рой они находятся в тесной связи и взаимообусловленности.

Принцип законности

Принцип законности (ст. 3 УК РФ) гласит, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Данный прин­цип, являясь конституционным, включает два важных положе­ния, известных человечеству с давних времен:

  1. нет преступле­ния без указания на то в законе;
  2. нет наказания без указания на то в законе.

Суть первого означает, что к уголовной ответственно­сти может быть привлечено лишь лицо, совершившее обществен­но опасное деяние, запрещенное уголовным законом, суть второ­го — наказуемость деяния вытекает из его преступности и также определяется уголовным законом.

Кодекс дает исчерпывающий перечень видов наказаний с точным указанием условий и пределов его назначения. Это исключает возможность применения су­дом наказания, не предусмотренного законом.

Только Уголовный кодекс фиксирует и другие уголовно-пра­вовые последствия, обусловленные преступностью и наказуемо­стью деяния.

Так, лицо, осужденное за совершение преступле­ния, считается судимым со дня вступления обвинительного при­говора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Судимость в соответствии с Кодексом может учиты­ваться при рецидиве преступлений и при назначении наказания (ст. 86 УК РФ).

Принцип равенства граждан перед законом

Принцип равенства граждан перед законом состоит в том, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 4 УК РФ). Он прямо вытекает из ст. 19 Конституции Российской Федерации, отражает положения международного права. Данный принцип проявляется в установлении одинаковых оснований и пределов уголовной ответственности, одинаковых оснований освобождения от уголовной ответственности и наказа­ния, одинаковых условий погашения уголовно-правовых послед­ствий судимости.

Равенство перед законом также означает, что при применении Уголовного кодекса ничто не должно ухудшать положение чело­века по сравнению с другими преследуемыми в уголовно-право­вом порядке.

Положения принципа равенства граждан перед законом рас­пространяются только на привлечение лица к уголовной ответст­венности, но они не относятся к мере наказания, которая всегда индивидуализируется.

Принцип вины

Статья 5 УК РФ закрепляет принцип вины: лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Этот принцип ина­че еще называют принципом субъективного вменения. Он пред­ставляется исключительно важным и составляет краеугольный камень уголовного права.

Сущность данного принципа заключа­ется в том, что никто не может нести уголовную ответственность, если не установлена его личная вина в отношении общественно опасного деяния и наступивших последствий.

Любое общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, пре­ступлением становится лишь тогда, когда оно совершено винов­но. «Виновным в преступлении, — говорится в ст. 24 УК РФ, — признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неос­торожности».

Таким образом, субъективное вменение, являясь основопола­гающим началом уголовного права, означает, что юридическая оценка деяния и применение к лицу мер уголовно-правового воз­действия возможны лишь в том случае, когда содеянное явилось результатом его воли и сознания.

Значение принципа вины усиливается закрепленным в ч. 2 ст. 5 УК РФ положением о том, что объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Принцип справедливости

Принцип справедливости (ст. 6 УК РФ) означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

В справедливости выделяется два аспекта:

  1. уравнительный (справедливость уравнивающая), предполагает изначальное ра­венство всех граждан перед законом;
  2. дифференцирующий (справед­ливость распределяющая), предполагает индивидуализацию наказания, что и закреплено в ст. 6 УК РФ.

Уголовный кодекс содержит ряд положений, направленных на обеспечение справедливого наказания.

Прежде всего это за­крепленные в уголовном законе общие начала назначения нака­зания, обязывающие суд учитывать характер и степень общест­венной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осуж­денного и на условия жизни его семьи. На достижение справедли­вости направлены и закрепленные уголовным законом условия назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении, за неоконченное преступление, за преступле­ние, совершенное в соучастии, и т.д.

Назначение справедливого наказания обеспечивается доста­точно широким перечнем его видов, законодательной формули­ровкой уголовно-правовых санкций и т.д.

В части 2 ст. 6 УК РФ, по существу, воспроизводится ст. 50 Конституции РФ: никто не может нести уголовную ответствен­ность дважды за одно и то же преступление. Это положение в пол­ной мере можно было бы отнести к принципу законности.

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма в уголовном праве характеризуется двумя обстоятельствами:

  1. уголовное за­конодательство Российской Федерации обеспечивает безопас­ность человека (ч. 1 ст. 7 УК РФ);
  2. нака­зание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, не могут иметь своей целью причинение физических стра­даний или унижение человеческого достоинства (ч. 2 ст. 7 УК РФ).

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельст­вуют о двуединой направленности гуманизма, исключающей од­ностороннюю его трактовку как снисхождения к лицам, совер­шившим преступления, назначения им мягкого наказания, пре­доставления им различных послаблений и льгот.