Частые вопросы

Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица

Уголовная ответственность за присвоение полномочий должностного лица

   В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за присвоение полномочий должностного лица. Такое преступление, согласно ст.

288 УК РФ, может совершить только государственный служащий или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом.  В соответствии с разъяснением Пленума Верховного суда РФ от 16.10.

2009 №19, должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях РФ и органах.

     Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, путем обмана выдает себя за такового, а также совершает в связи с этим активные действия, которыевлекут за собой общественно опасные последствия, выраженные в существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций.

     За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев;
  • обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов;
  • исправительных работ на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

   В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за присвоение полномочий должностного лица. Такое преступление, согласно ст. 288 УК РФ, может совершить только государственный служащий или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом.

  В соответствии с разъяснением Пленума Верховного суда РФ от 16.10.

2009 №19, должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях РФ и органах.

     Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, путем обмана выдает себя за такового, а также совершает в связи с этим активные действия, которыевлекут за собой общественно опасные последствия, выраженные в существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций.

     За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев;
  • обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов;
  • исправительных работ на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарий к ст. 288 УК РФ

Основным объектом данного преступления являются интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, авторитет публичного аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан и организаций.

Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершении им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Таким образом, объективная сторона характеризуется наличием следующих признаков: 1) присвоение виновным полномочий должностного лица; 2) совершение в связи с таким присвоением определенных действий; 3) наступление последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций; 4) причинно-следственная связь между указанными действиями и наступившим последствием.

Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по ст. 292 или ст. 327 УК РФ. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.

Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки и ознакомление в этой связи с документацией проверяемых лиц; проведение обыска в жилище и личного обыска гражданина; вынесение постановления (определения) об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления; приостановление деятельности какой-либо организации или индивидуального предпринимателя; подписание важных правоустанавливающих документов и т.д.

Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Так, получение якобы сотрудником ГИБДД взятки от водителя, нарушившего Правила дорожного движения, не влечет существенного нарушения прав этого водителя, поскольку освобождает его от обязанности подвергнуться административной ответственности. Однако получение взятки под угрозой составить протокол о нарушении Правил дорожного движения (т.е. с вымогательством взятки) при отсутствии факта такого нарушения должно рассматриваться как существенное нарушение прав гражданина.

Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица.

В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должны квалифицироваться как мошенничество (ст.

Читайте также:  Статья 44 ГПК РФ. Процессуальное правопреемство

159 УК РФ) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

Лицо осознает, что незаконно присваивает себе полномочия должностного лица и совершает в связи с этим определенные действия, предвидит, что в результате таких действий могут быть существенно нарушены права и законные интересы граждан или организаций, желает их нарушения либо сознательно допускает такое нарушение или относится к нему безразлично.

Субъект преступления является специальным — это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г.

N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» федеральный государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета; государственный служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное вознаграждение за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается на федеральном уровне (см. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574), Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ — на уровне субъекта РФ.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г.

N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления — это служащие государственных органов (федеральных и субъектов РФ), органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ. Кроме того, правоохранительная служба, являющаяся видом федеральной государственной службы, может проходиться и в государственных учреждениях (ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Государственный служащий и служащий органа местного управления, не являющийся должностным лицом, — это служащий, не осуществляющий функции представителя власти и не выполняющий в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Не являются государственными и муниципальными служащими лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности государственных и муниципальных органов, поэтому они не могут нести ответственность по ст. 288 УК РФ.

Судебная практика по статье 288 УК РФ

Уголовное право. Особенная часть (главы XI-XXI)

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

В 1997 г. зарегистрировано 89, в 1998 г. — 104, в 1999 г. — 30, в 2000 г. — 21, в 2001 г. — 31, в 2002 г. — 17, в 2003 г. — 13, в 2004 г. — 18, в 2005 г. — 16, в 2006 г. — 22, в 2007 г. — 3, в 2008 г. — 54 преступления, предусмотренных ст. 288 УК РФ.

  • Статья 288 УК РФ предусматривает ответственность за присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
  • Объект этого преступления (как и других должностных преступлений) — нормальная деятельность аппарата управления (государственных органов и органов местного самоуправления).
  • Объективная сторона преступления характеризуется: 1) действиями (присвоение лицом полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим определенных действий); 2) вредными последствиями (нарушение прав и законных интересов граждан или организаций); 3) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

Способы присвоения виновным полномочий должностного лица могут быть самыми разнообразными (устное заявление о том, что виновное лицо является должностным лицом, использование форменной одежды, поддельного документа и т.п.). В случае использования при этом поддельного документа содеянное подлежит квалификации по совокупности ст. 288 и 327 УК РФ.

Нарушение прав и законных интересов граждан или организаций как последствие рассматриваемого преступления понимается так же, как в ст. 285-286 УК РФ.

Данный состав преступления сконструирован как материальный и, следовательно, преступление будет считаться оконченным с момента наступления указанных в диспозиции ст. 288 УК РФ последствий.

Субъект преступления — государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами. Применительно к государственным служащим это служащие, не внесенные в Реестр государственных должностей в РФ (например, курьеры, машинистки и т.п.).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что незаконно присваивает себе полномочия должностного лица и совершает действия, используя присвоенные полномочия, предвидит, что в результате этого будут существенно нарушены права и законные интересы граждан или организаций, и желает совершить эти действия.

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ): проблемы квалификации

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК)определяется как присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Данное преступление так же, как и другие преступления, предусмотренные в гл. 30 УК, является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления (государственных органов и органов местного самоуправления) — объект преступления.

Однако в отличие от других преступлений его субъектгосударственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, т. е. не осуществляющий полномочий представителя власти и не выполняющий в государственных или муниципальных органах организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ (ст. 2 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации»).

Служащим органа местного самоуправления является работник, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы в выборных и иных органах местного самоуправления и уполномоченный на решение вопросов местного значения (Федеральный закон РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Совершение таких действий иными лицами, не являющимися государственными служащими или служащими органа местного самоуправления, не влечет ответственности по данной статье, но может быть квалифицировано по другим статьям УК в зависимости от характера совершенных действий — как нарушение неприкосновенности жилища, нанесение побоев и т. д. Если полномочия присваиваются должностным лицом, оно подлежит ответственности за превышение должностных полномочий по ст. 286, если есть все признаки этого преступления.

Читайте также:  Оценка рыночной стоимости квартиры в шатуре

Объективную сторону названного преступления составляют; а) присвоение полномочий должностного лица и совершение в связи с этим определенных действий; б) наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций; в) причинная связь между наступившими последствиями и совершенными действиями.

Присвоение полномочий должностного лица заключается в совершении служащим таких действий, которые входят в полномочия только должностных лиц соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления.

Преступное поведение в этом преступлении складывается из двух самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и совершения в связи с этим определенных действий. Одно лишь присвоение полномочий должностного лица не образует состава оконченного преступления.

Присвоение должностных полномочий всегда совершается обманным путем и может осуществляться по-разному: лицо устно заявляет о наличии у него должностных полномочий; использует форменную одежду для совершения желаемых действий; представляет подложный документ.

В последнем случае содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных ст. 288 и 327 УК РФ.

Данный состав сформулирован как материальный. Преступление считается оконченным, когда наступили общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Субъективная сторона присвоения полномочий должностного лица характеризуется виной в форме умысла. Присвоение полномочий должностного лица может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом.

Применительно к последнему лицо, совершая указанные действия, осознает их общественную опасность, предвидит возможность существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, не желает этих последствий, но сознательно допускает их либо относится к ним безразлично (например, совершая это деяние в пользу своего близкого, лицо не желает наступления вредных последствий иному гражданину либо организации, однако сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично). Мотивами совершения данного преступления могут быть корысть или иная личная заинтересованность, карьеризм и т.д

Это преступление само по себе не является квалифицированным. Существенную опасность оно представляет тогда, когда совершается вкупе с другими преступлениями, в совершении которых играет вспомогательную роль.

В таких случаях наказание следует по совокупности преступлений. Тем не менее, существенную роль играет статус должностного лица и те полномочия, которые им осуществлялись и были присвоены.

Это достаточно важно, так как от данных возможностей зависит размах и масштаб преступного деяния.

В особенности это касается мошенничества, которое зачастую осуществляется с незаконным присвоением полномочий. Сложно классифицировать состав преступления: Со злоупотреблением должностными полномочиями; С превышением должностных полномочий; Со служебной халатностью; Со служебным подлогом.

Во всех перечисленных деяниях могут отражаться общие характеристики и фрагменты незаконных действий.

Но данное преступление отличается тем, что должностные обязанности именно присваиваются, выдаются за свой собственный статус и преступная инициатива осуществляется путём позиционирования себя, уполномоченным лицом.

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 ук рф)

Объектэтого
преступления (как и других должностных
преступлений) — нормальная деятельность
аппарата управления (государственных
органов и органов местного самоуправления).

Объективная
сторона

преступления характеризуется: 1)
действиями (присвоение лицом полномочий
должностного лица и совершение им в
связи с этим определенных действий); 2)
вредными последствиями (нарушение прав
и законных интересов граждан или
организаций); 3) причинной связью между
указанными действиями и последствиями.

Способы
присвоения виновным полномочий
должностного лица могут быть самыми
разнообразными (устное заявление о том,
что винов­ное лицо является должностным
лицом, использование форменной оде­жды,
поддельного документа и т.п.). В случае
использования при этом поддельного
документа содеянное подлежит квалификации
по совокуп­ности ст. 288 и 327 УК РФ.

Нарушение прав и
законных интересов граждан или организаций
как последствие рассматриваемого
преступления понимается так же, как в
ст. 285-286 УК РФ.

Данный состав
преступления сконструирован как
материальный,
то есть преступление будет считаться
оконченным с момента причинения
существенного нарушения прав и законных
интересов граждан или организаций.

Субъект
преступления — государственный служащий
или служащий органа местного самоуправления,
не являющиеся должностными ли­цами.
Примени-тельно к государственным
служащим это служащие, не внесенные в
Реестр государственных должностей в
РФ (например, курь­еры, машинистки и
т.п.).

Субъективная
сторона
характеризуется
прямым умыслом. Лицо осоз­нает, что
незаконно присваивает себе полномочия
должностного лица и совершает действия,
используя присвоенные полномочия,
предвидит, что в результате этого будут
существенно нарушены права и законные
интересы граждан или организаций, и
желает совершить эти действия.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 ук рф)

Непосредственным
объектом

данного преступления являются поря­док
и принципы функционирования государственной
и муниципальной службы и ее отношение
с предпринимательской деятельностью.

Предпринимательской
деятельностью в соответствии с гражданским
законодательством является самостоятель­ная,
осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое
получение прибыли от пользования
имуществом, продажи товаров, выполнения
работ и оказания услуг лицами,
зарегистрирован­ными в этом качестве
в установленном законом порядке.
Предпринима­тельской деятельностью
могут заниматься граждане (физические
лица) без образования юридического
лица, зарегистрированные в качестве
предпринимателя, и юридические лица
(коммерческие и некоммерче­ские
организации) независимо от их
организационно-правовой формы и формы
собст-венности.

Должностным лицам
запрещено заниматься предпринимательской
деятель-ностью.

Объективная
сторона

преступления характеризуется действиями:
1) уч-реждением должностным лицом
организации, осуществляющей
предпринима-тельскую деятельность,
если это связано с предоставлением
такой организации льгот и преимуществ
или с покровительством в иной форме и
2) участие в управлении такой организацией
лично или через доверенное лицо также
при условии, что это связано с
предостав­лением такой организации
льгот и преимуществ или с покровительством
в иной форме. При этом формы покровительства
могут быть самыми разнообразными:
воспрещение деятельности конкурентов
соответству­ющей коммерческой
организации, освобождение их от различных
про­верок и ревизий, сдачи в аренду
зданий и земельных участков, предос­тавление
льготных кредитов и т.п.

Рассматриваемое
преступление признается оконченным с
момента совершения указанных действий.

Субъект
преступления — должностное лицо.

Субъективная
сторона

преступления характеризуется прямым
умыс­лом.

Лицо осознает, что учреждает
организацию, осуществляющую
предпринима-тельскую деятельность,
либо участвует в управлении такой
организацией лично или через доверенное
лицо вопреки запрету, уста­новленному
законом, предоставляя при этом такой
организации льготы и преимущества или
оказывая покровительство в иной форме,
и желает совершить такие действия.

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)

Суть рассматриваемого преступления в том, что виновный, выдавая себя за должностное лицо, т.е. вводя в заблуждение окружающих, совершает действия с использованием присвоенного должностного положения, которые причиняют существенный вред правоохраняемым интересам.

С объективной стороны преступление характеризуется деянием в форме действия, наступившими общественно опасными последствиями и причинной связью между действием и последствиями. В законе не указывается конкретная форма присвоения полномочий — устно, с предъявлением фиктивных документов и т.п.

Читайте также:  Льготный стаж для исчисления пенсии

Текстуально ст. 288 УК РФ сформулирована таким образом, что позволяет судить, будто виновный сначала присваивает полномочия, т.е.

вводит окружающих в заблуждение относительно того, является ли он должностным лицом, а уже затем совершает действия, повлекшие указанные в законе последствия.

Однако временной разрыв между присвоением звания должностного лица и использованием вытекающих из него должностных полномочий не всегда обязателен — фактическое совершение действий, которые может совершить только должностное лицо, и есть присвоение его полномочий[344].

Полномочия должностного лица присваиваются для совершения неправомерных действий, о чем говорит указание закона на наступившие в результате этих действий последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Эти действия могут соответствовать признакам должностного злоупотребления (ст. 285 УК РФ), превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получения взятки (ст.

290 УК РФ), а также признакам ряда специальных должностных преступлений, посягающих на иной объект (например, на интересы правосудия).

Квалифицировать содеянное по совокупности рассматриваемого и иного должностного преступления (за исключением служебного подлога) нельзя из-за отсутствия признака специального субъекта, хотя возможна совокупность с преступлениями против личности, собственности и т.п.

Действия виновного должны совершаться вопреки интересам службы, т.е. присвоенные полномочия должны быть им использованы во вред интересам граждан либо организаций. В ином случае, если служащий и присваивает полномочия должностного лица, но для достижения общественно полезной (объективно либо по его мнению) цели, состав рассматриваемого преступления отсутствует.

Если служащий предварительно сфальсифицировал какие-либо официальные документы (например, приказ о назначении на должность), содеянное не охватывается составом присвоения полномочий должностного лица и должно быть квалифицировано по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 288 и 292 УК РФ. Если виновный сам не изготавливал поддельный документ, но фактически использовал его в процессе присвоения полномочий, налицо совокупность преступлений, предусмотренных ст. 288 и ч. 3 ст. 327 УК РФ.

Состав преступления — материальный, оно окончено в момент наступления указанных в законе последствий — существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. В отличие от ст.ст. 285, 286 и 293 УК РФ, в ст.

288 УК РФ ничего не говорится об охраняемых законом интересах общества и государства. Тем самым, вероятно, презюмируется, что присвоение полномочий должностного лица не может причинить вреда интересам публичной власти в целом, ее авторитету.

Такое решение представляется более чем спорным.

Конкретно указанные последствия могут быть аналогичны последствиям, свойственным основным составам злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий (ст.ст. 285, 286 УК РФ).

Примером присвоения полномочий должностного лица могут служить действия виновного, выдающего себя за следователя и производящего обыск в квартире в целях похищения имущества, в ней находящегося.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления — специальный — государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами. Если лицо не является государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, оно не несет ответственности за это преступление.

Если должностное лицо присваивает полномочия иного должностного лица, оно должно нести ответственность за преступление, предусмотренное ст. 286 УК РФ.

Халатность (ст. 293 УК РФ)

Объективная сторона халатности образована тремя признаками: 1) общественно опасным деянием в форме действия или бездействия — неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе; 2) общественно опасными последствиями в виде крупного ущерба; 3) причинной связью между деянием и последствиями.

Халатность представляет собой результат нерадивого отношения должностного лица к исполнению своих служебных функций. Наиболее часто она выражается в бездействии, когда виновный не выполняет тех действий, которые должен был совершить в силу возложенных на него обязанностей.

Однако халатность может быть выражена и в форме действия — закон указывает, что наказуемым является не только невыполнение служебных обязанностей, но и ненадлежащее их выполнение.

В этом случае виновный выполняет свои служебные обязанности, но делает это недобросовестно: он или не выполняет всех действий, которые должен был выполнить в данной конкретной ситуации, или, хотя и выполняет все требуемые действия, они не полностью соответствуют предъявляемым требованиям.

В обоих случаях халатности особое значение имеет установление правовой регламентации служебной деятельности должностного лица. Сфера ответственности за халатность определяется пределами служебных функций.

Если надлежащее выполнение конкретной служебной функции не входило в обязанности должностного лица, оно не может нести ответственность за халатность. В этой связи Пленум Верховного Суда СССР в п. 8 Постановления от 30.03.

1990 N 4 указал на необходимость при производстве по делам этой категории устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, а также нормативные акты, их регламентирующие.

Следующим условием ответственности за халатность является реальная возможность надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности. Если в конкретном случае такая возможность отсутствует, отсутствует и состав рассматриваемого преступления. Возможность надлежащего выполнения своих служебных обязанностей определяется объективными и субъективными факторами.

Объективные факторы — это внешние по отношению к должностному лицу условия, в которых или с учетом которых оно вынуждено действовать (квалификация сослуживцев, отсутствие чрезвычайных обстоятельств, предельно допустимый объем работы и т.п.).

Субъективные факторы — это индивидуальные особенности конкретного должностного лица, на основе которых решается вопрос о допустимости вменения причиненных последствий (профессионализм, образование, опыт работы и т.п.).

Если на недостаточно опытного человека в силу различных причин (война, эпидемия и т.п.

) возложен большой объем крайне сложных обязанностей, с которыми он заведомо не сможет справиться, условий для привлечения его к ответственности за халатность не имеется.

В результате неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих служебных обязанностей должны быть причинены общественно опасные последствия в виде крупного ущерба. По своей природе последствия в основном составе халатности выражаются в имущественном и экологическом вреде, стоимостное выражение которых, в соответствии с примечанием к ст. 293 УК, превышает 100 тыс. руб.

Исходя из того, что действующее законодательство предполагает необходимость стоимостного выражения ущерба, возникает вопрос, может ли выступать признаком рассматриваемого преступления так называемый организационный вред, а также нарушение конституционных прав граждан, традиционно свойственные халатности ранее? Ответ на этот вопрос должна дать судебная и следственная практика.

  • Между указанными последствиями и деянием должностного лица необходимо установить наличие причинной связи.
  • Состав преступления — материальный, оно окончено в момент наступления общественно опасных последствий.
  • Субъективная сторона халатности выражается в обоих видах неосторожности.
  • Субъект преступления — специальный — должностное лицо.

В ч. 2 ст. 293 УК сформулирован квалифицированный состав халатности, который имеет место при неосторожном причинении таких последствий, как тяжкий вред здоровью или смерть человека. В ч. 3 ст. 293 УК предусмотрен особо квалифицированный состав халатности, характеризуемый неосторожным причинением смерти двух или более лиц.